Как играть со старшим ребенком, когда на руках – младший? Ребенок постоянно на руках: нормально ли это и что теперь делать

До середины XX века люди жили большими традиционными семьями. Старшие ухаживали за младшими, младшие – за появившимися у старших детьми. Вопросов, как и что делать с малышом, не возникало. Члены семьи учились друг у друга. Сегодня, получая в роддоме своего долгожданного первенца, тридцатилетняя солидная женщина не обладает необходимыми для ухода за ним умениями. На неё обрушивается шквал «Как?», при этом она ещё пытается вникнуть в «Почему?». Один из таких вопросов касается правильного ношения ребёнка на руках.

Почему важно правильно носить ребёнка

Как у всего, чему раньше не предавали значения, неожиданно ставшего важным сегодня, появилось модное название науки о том, как носить грудничка: холдинг. Специальных курсов пока нет, но уже есть разделы с таким названием в программе подготовки будущих родителей. Согласно установкам холдинга, правильно носить ребёнка на руках важно и для грудничка, и для мамы.

Для малыша

С физической точки зрения: наши детки – не маленькие лошадки, они не встают на ножки через час после рождения. Позвоночник грудничка не имеет прогибов взрослого, представляя собой подобие буквы «С», что исключает присаживание до полугодовалого возраста. Кроме того, правильное ношение ребенка на руках – профилактика развития врожденного вывиха бедра.

С психологической точки зрения: заблуждение о том, что грудничка не нужно приучать к рукам («поорет – отвыкнет»), губительно для формирования нормальной психики маленького человека. Малыш должен часто бывать на руках взрослых.

Для мамы

С физической точки зрения: Кости роженицы после беременности и родов мягче, чем обычно. Непривычная интенсивная нагрузка на позвоночник в послеродовой период может обернуться острыми болями в спине, головными болями, суставными болями в руках.

С психологической точки зрения: Нам, активным мамам, обидно выпадать из жизни из-за рождения детей. Правильная привычка носить ребенка делает совместное существование удобным и комфортным для обоих. С малышом на руках можно и модно ходить в магазин, делать необходимую работу по дому, заниматься спортом.

От чего зависит выбор позы ношения

Удобство и приемлемость способа ношения малыша зависит от нескольких факторов:

  1. Возраста ребёнка. Носить лицом от мамы рекомендуют только после 3 месяцев. До этого времени малыш плохо видит дальше, чем на 30 см, поэтому для него вокруг всё пугающе плывет
  2. Физического состояния мамы. Позы «на боку», «на бедре» могут быть опасны для мам с заболеваниями позвоночника, почек
  3. Физического состояния малыша. Некоторые родовые травмы или врожденные дефекты (кривошея и ряд других) требуют особенной осторожности при ношении на руках
  4. Предпочтений малыша. Несмотря на юный возраст, малыши часто имеют свое мнение насчет приемлемости позы ношения. Маме стоит обратить внимание, какие позиции не нравятся ребёнку, и проанализировать причины негатива. Положения с разведенными ножками часто не нравятся по причине маленького размера комбинезона или ползунков. Капризы же в положении «на боку», когда они есть на одной стороне тела и отсутствуют на другой, могут свидетельствовать о боли малыша при повороте головы или шеи. Такие сигналы должны служить поводом для обращения к врачу

Позы для ношения

Ношение в различных позах решает не только вопрос транспортировки вашего чада в пространстве: оно является своеобразной гимнастикой для мамы и малыша. Основных поз – пять.

Поза №1: классическая

На руке от локтя до кисти (предплечье) лицом вверх. Это классическая поза «колыбельки», удобная для ношения и кормления. Для грудничка с рождения до 3 месяцев главные точки опоры – голова и спина. Нельзя присаживать на попку.

Важно! В первые месяцы жизни все действия с ребёнком должны быть очень плавными. Резкое подхватывание из кроватки, залихватское папино: «сына, иди сюда», сочетающееся с подбрасываниями и кувырканиями напугают новорожденного, могут привести к травмам.

Поза №2: самолетик

На предплечье лицом вниз, «самолетик»: ребенок лежит на предплечье, руки – на локте мамы и предплечье, живот – на другой руке. Ножки свободны. Поза очень полезна для тренировки мышц спины малыша, а также нормализации пищеварения – своеобразный массаж животика, схожий по пользе с выкладыванием на живот. Поза хороша с 3 месяцев и старше. Головка малыша может быть обращена к локтю – так легче уснуть, или к кисти – так интереснее играть и разглядывать мир вокруг.

Поза №3: на груди

На груди лицом к себе. Мама обхватывает младенца, заводя одну руку под попу через талию, другой – придерживая спинку и голову. Это положение успокаивает и убаюкивает.

Возможен вариант на груди со смещением вбок, лицом к себе. Так малыш познает мир, видя лицо мамы. Поскольку ребятки изучают опасности окружающей среды исходя из реакции мамы, им очень важно видеть её реакцию на ситуацию, явление.

На груди лицом от себя. Поддержка одной рукой поперек груди, другой – под попу. Малыши предпочитают эту позицию в период активности: в ней удобно изучать окружающий мир. Носить так малышей до 3 месяцев категорически запрещено. Рекомендуется применять позу после 8 месяцев. До этого возраста малыш не понимает, куда пропала мама, и может испугаться.

Поза №4: ношение спереди сбоку

Хороша для малышей в возрасте от 3 до 6 месяцев. Голова – на плече мамы, мышцы шеи тренируются. Мама держит стопы ребёнка. Ноги согнуты, разведены в коленях, что естественно в этом возрасте. Необходимо часто менять руки – долгая фиксация на одном боку утомляет маму и малыша. Поза развивает подвижность бедер в тазобедренных суставах. Эта позиция не должна применяться с детьми большого веса: мама будет сильно наклоняться в сторону, нанося вред позвоночнику.

Вариант позы: ношение спереди с поддержкой одной ножки. Грудь ребёнка на предплечье, второй рукой сгибаем и поддерживаем верхнюю ножку и животик. Нижняя рука ребенка лежит на локте мамы. Одна сторона тела малыша зафиксирована, вторая – в подвижном состоянии. Полезна для малышей с 7 месяцев, развивает мышцы ног, стимулирует ползание.

Поза №5: на бедре

Ношение на бедре. Подходит детям, которые хорошо научились сидеть, примерно с 9 месяцев. Малыш «сидит» на бедре мамы, обхватывая её ногами, придерживая себя самостоятельно. Мама рукой поддерживает младенца, прихватив его под одну ножку, фиксируя спинку.

Чтобы носить малыша дома или во время прогулки, похода в магазин, используйте традиционное приспособление для переноски детей – слинг-шарф. При его помощи можно носить малыша во всех перечисленных позах. При определенных навыках и привычке слинг-шарф – незаменимый помощник молодой мамы, позволяющий равномернее распределить нагрузку на позвоночник как мамы, так и малыша.

Видео урок поможет вам лучше понять, как правильно носить малыша на руках

Как нельзя носить

  1. До того момента, пока новорожденный не начал уверенно держать голову, нельзя допускать её запрокидывания
  2. Нельзя тянуть новорожденного за ручки – суставы ещё слишком слабы
  3. Не носите грудничка головой вниз. Ножки не должны быть выше головы. Это кажется очевидным. Тем не менее, при положении «самолётик» такая ошибка вполне возможна
  4. Поднимая новорожденного, не берите голову и корпус разными руками из-за риска вывихнуть шею
  5. Вредно долгое ношение со сведенными ножками
  6. Если мама сильно откидывается назад с малышом на руках – она взяла его неправильно
  7. Безопасность. Человек с младенцем на руках должен хорошо видеть дорогу, надежно удерживать малыша, предугадывая его неожиданные движения
  8. Эргономичность. Позвоночник ребенка и мамы должны быть в правильном положении, без перекосов
  9. Комфорт мамы и младенца. Отсутствие недовольных криков – главный показатель удобства малыша

Когда Вас обвинят в том, что Вы приучаете ребенка к рукам, вспомните, что «вынашивать» и «носить» – однокоренные слова. Малыш привык к маминым движениям, запаху. Для него естественно находиться в частом контакте с мамой. Носить детей на руках полезно, это укрепляет связь между родителями и ребенком, развивает малыша физически и умственно, успокаивает младенца.

Недавно мне пришло сообщение на личный email. Имя отправителя звучало почти как трансвестит Вячеслав Шапокляк - Велеслава Шаповал . Прикольненько, чё там!

Обыкновенно подумал, что снова спам прилетел с уникальным предложением купить таблетку виагры или тур на круизный теплоход, но нет, предложение звучало настолько же потешно, насколько безапелляционно, с явным пафосом госпожи "Ша" в изложении, итак:

"на сайте размещены мои фото, прошу удалить их в связи с нарушением авторских прав (фото в белых майках, поддержка Лягушка). "

Ну, мало ли кто там на фото, согласитесь? Не срам же какой-нить, не позор. При чём здесь авторские права, подумал я, да и при чём здесь "поддержка Лягушка"?

Немного предыстории: исходя из принципа добросовестности, скорее всего, автором этой темы в 2014 году были сделаны снимки страниц понравившегося журнала и, преследуя просветительскую цель, он/она поделился этой статьёй с немногочисленным сообществом этого форума. При этом были даны ссылки на онлайн версию текста и указан автор оригинального. Форум omskman - социальная сеть первого поколения. Все права на размещаемые материалы принадлежат их законным владельцам. Участники форума, с целью последующего обсуждения, делятся на страницах форума всевозможными материалами в, как правило, образовательных целях с указанием имени автора и ссылки на источник т.е. оригинал представлен как есть, без правки, ну, возможно, урезан в целях экономии места. Предполагатся, что тот, кто запостил материал, не украл его, не изменил, не получил личную и/или иную выгоду и не нанёс этим какой-либо вред законному правообладателю - источнику публикации. В случае претензий со стороны правообладателя, бремя доказывания нарушенных прав лежит на заявителе.

В ответ пишу, мол, докажи, что ты фотограф и представь оригинал фото! ок?
Я, верещит Шапокляк Велеслава Шаповал, не фотограф, я, вопит тётка, Наталья Чиж!

Понятно, что в палате № 6, известной также, как "Интернет" какие только имена не встречаются, поэтому я возражать не стал: Чиж - так Чиж, тем более в прицепе была какая-то фотка, напоминающая пропуск в бассейн.

Далее вот что она (её мутнейшество царица Велеслава) мне разрешает: "Мои статьи я разрешаю цитировать с ссылкой на меня (хотя паспортные данные у меня изменились с момента их публикации), а вот фото свои никакие использовать никому не разрешаю" .

Я снова объясняю этой царице с одной извилиной в форме надавки от короны: "Вы не автор произведения, а модель. Если вы утверждаете, что вы автор фото, то чем вы можете это подтвердить? Автор фото - тот, кто вёл съёмку у которого есть материал в формате RAW. Вы - объект съёмки, но не автор фото. Если у вас имеются правоустанавливающие документы на статью Натальи Чиж, то потрудитесь их представить ".

Мне показалось, что тот, кто пишет мне страшилки про суд от имени Велеславы Шаповал не совсем трезв или балуется наркотическими препаратами на основе трав, потому что вместо доказательств по существу тётя Слава выдала следующую тираду: "Вы хотите, чтобы я прислала Вам фото-оригинал, чтобы потом Вы использовали его в своих же целях? Как потом я докажу, что оно мое, если сама же пришлю его Вам? У меня нет таких гарантий... Дело в том, что эта переписка меня уже утомила... Авторство могу подтвердить скриншотом-фрагментом первой страницы статьи, где указан автор" .

Естественно, абонент "Велеслава Шаповал" была послана мной в чащу с напутствием "Давай, до свидания"!

Надеюсь, муть исчезла навсегда, заглебнувшись в собственной несостоятельности, но осадочек остался.

Кто такая "Велеслава Шаповал"? - спросил я у Гугла и вот что он рассказал: "Тренинг по расстановкам "Ладование сказкой" проводит Велеслава Шаповал (Сивакова) – руководитель Школы материнства (Киев-Минск), системный семейный расстановщик-консультант, студентка духовной академии «Правь» (Украина) по специальности духовный проводник, ведический психолог, целитель".

Короче, похоже, Велеславе Шаповал (aka Сивакова aka Чиж) не дают покои лавры героини мультика "Баба Яга против". Натурально, сорокалетняя кошёлка в вышиванке, по причине, напоминающей гормональный протуберанец, немотивированно и вероломно начала запрещать незапрещаемое и изымать неизымаемое, но нашла коса на камень, как говорится.

Не нравится фото? Ничего не поделаешь, неча на зеркало пенять, коль рожа крива (да майка в пятнах).

Давно уже прошли времена, когда молодая мама занималась только повседневными заботами, совершенно забывая о себе. Современная мама – это та, кем можно восхищаться. Она успевает все: и за ребенком смотреть, и домашнее хозяйство вести, и собой заниматься. После родов хочется быстро прийти в форму, и это возможно, если уделять этому хоть немного времени, но делать это регулярно. Модное ныне направление — фитнес мама и малыш, которое принесет удовольствие и самой женщине, и ребенку. Малыш может стать лучшим компаньоном в тренировках. А мама с самых первых месяцев его жизни будет вдохновлять его на активность и правильный образ жизни.

Упражнения с малышом для мам представлены в простых, но очень эффективных комплексах, которые можно выполнять уже с шестой недели после родов , конечно, при отсутствии других указаний со стороны специалиста. Но оптимальный возраст ребенка для начала занятий – от трех месяцев до года, когда он уже может держать головку, но ходит еще плохо, потому предпочитает сидеть на руках.

Ребенок – это замечательная «гантелька», которая обеспечит плавное увеличение собственного веса. Занятия с таким утяжелителем, который постепенно растет, очень физиологичны и комфортны и для мамы, и для ребенка.

Упражнения для мам с грудничком должны выполняться с умеренным темпом, именно медленное их выполнение даст оптимальную нагрузку. Многие упражнения из популярных комплексов можно выполнять, когда малыш сидит либо лежит рядом. Главное – чтобы он был в безопасности, в поле видимости и не скучал.

Основные правила занятий с младенцем

Ответ на вопрос о том, можно ли кормящей маме заниматься фитнесом, однозначно положительный, если, конечно, нет противопоказаний. Кроме того, нужно придерживаться ряда правил , которые сделают упражнения для мамы с ребенком максимально безопасными:

  • Забудьте об экстриме! Движения должны быть плавными и осторожными, чтобы малышу они нравились. Все резкое и быстрое под запретом – оно может напугать малыша и поставить под сомнение вопрос его безопасности.
  • Ребенку можно упражняться не ранее, чем спустя 40 минут после употребления пищи .
  • Начинайте выполнять упражнения для мамы с грудным ребенком по 10 раз в одном подходе, со временем увеличивая их до 20 и так далее.
  • Прыжки и бег с ребенком исключены. Тряска может негативно повлиять на его позвоночник.
  • Даже самое малое количество упражнений – это намного лучше, чем ничегонеделание.
  • Упражнения для мам с малышом для похудения станут веселее и приятнее, если вы будете выполнять их под музыку или любимую телепередачу.

Фитнес мама и малыш: эффективные упражнения

Фитнес мама и ребенок представлен в разных комплексах, которые помогают подтянуть все тело . Такие программы сегодня предлагают многие фитнес-клубы, но также можно заниматься и в домашних условиях, экономя тем самым время и ничуть не теряя в эффективности. Рассмотрим популярные упражнения для мамы с ребенком на руках.

Танцы с малышом

Держа ребенка в руках, слинге или специальном рюкзаке-кенгуру, постоянно слегка пританцовывайте. Не слишком активно, более плавно. Малыша при этом прижимайте к себе, поддерживая его головку. Старайтесь сочетать быстрый и медленный танец, чтобы интенсивность сердцебиения не снижалась.

Лучше танцевать на открытом пространстве, чтобы вы могли свободно выполнять повороты, не боясь ударить малыша. Желательно глубоко дышать. Также можете подпевать. Если, танцуя, вы способны петь или разговаривать без дискомфорта, сердечный ритм не превышает допустимый.

Упражнения на пресс

Фитнес с детьми и мамами включает в себя упражнения на пресс, которые помогут укрепить мышцы живота и снизить нагрузку на поясницу. Их можно делать на расстеленном на полу коврике, параллельно играя с ребенком.

  • Нужно лечь на спину, ноги согнуть в коленях. Если малыш может сидеть, посадите его на живот ближе к бедрам, и будто на спинку обоприте его на них. Ребенка придерживайте за бока. Напрягайте мышцы пресса, голову, плечи и лопатки отрывайте от пола. Сделайте упражнение до 20 раз, затем немного отдохните и выполните второй подход.
  • А это упражнение предназначено для нижнего пресса. Лягте на спину, приподняв колени к груди. Ребенка положите на голени, которые должны располагаться параллельно полу. Качественно держите малыша, напрягайте мышцы живота, отрывая ягодицы от пола. Одновременно нужно поднимать голову и лопатки. Сделайте два подхода по 20 раз. В ряде упражнений вы можете дотянуться до малыша и поцеловать его.


Жим с ребенком

Если ваш фитнес для мам с малышами будет включать в себя жимы, вы сможете подтянуть мышцы рук, укрепить спину, бицепсы и трицепсы. Помимо пользы для здоровья это упражнение также полезно тем, что может облегчить ношение на руках уже тяжеленького малыша.

  • Нужно сесть на коврик, скрестив ноги и держа малыша у груди. Слегка поднимите его над головой на практически прямых руках. В таком положении останьтесь на пару секунд. Выполните три подхода по 10 раз, отдыхая между ними в течение пары минуток.
  • Лягте на коврик, ноги согните в коленях, упритесь в пол стопами. Напрягите пресс, лопатки сведите вместе. Держите ребенка под мышками, выпрямляя руки, но не распрямляя локти до конца. В верхнем положении нужно задержаться и как бы «лететь» вниз, снова прижимая ребеночка к груди. Количество может быть таким же, как и в предыдущем упражнении.
  • Нужно стать прямо. Малыша держите перед собой, прижимая локти к груди. Поднимайте его до уровня груди, таким образом, прорабатывая бицепсы и трицепсы. Также можно приподнимать его на вытянутых руках, давая своим грудным мышцам правильную и безопасную нагрузку.

Выполнять упражнения можно только тогда, когда малыш уже может уверенно держать головку.

Упражнения на ноги и ягодицы

Простой фитнес для мам с грудничками поможет укрепить и подтянуть мышцы ног и ягодиц . Можно обратить внимание на такие упражнения:

  • Ребенок должен спинкой в слинге или кенгурушке сидеть у вас на ладони. Уже достаточно большого малыша можно посадить на шею, слегка держа его за ножки. Приседайте с малышом, со временем увеличивая продолжительность упражнения до пяти минут.
  • Сядьте на стул, ногу положите на ногу. Не прислоняясь к спине стула, поместите малыша на ногу, и покатайте его на таких «качельках». Затем ногу смените.
  • Лягте на коврик. Ребенка посадите на живот, ноги поместите на диван или невысокий стульчик. Теперь нужно отрывать бедра и ягодицы от пола. Мышцы должны напрягаться. Тело выпрямляйте в одну линию. Останьтесь в таком положении примерно на три секунды, затем расслабьтесь.

Также нужно знать, что мама малыш фитнес может происходить не только в домашних условиях. Тут все зависит от ваших личных предпочтений. Если вы любите хорошую компанию, можно подобрать хороший фитнес-центр, который предлагает программы для молодых мам с малышами. Также можно обратить внимание полезные и приятные занятия в бассейне .

Гуляя с малышом на улице, можно заниматься прямо с коляской. Например, чередуйте быстрый активный шаг с медленной ходьбой, ходите с перекатами с пятки на носок и наоборот, напрягайте при ходьбе мышцы живота и пресса, сильно втягивайте живот, выполняя упражнение «вакуум». Можно делать выпады, махи, «ласточку», слегка держась за коляску. Но не давите на ручки слишком сильно, чтобы ее не опрокинуть. Также некоторые современные модели колясок дают возможность совершать пробежки.

Фитнес для мамы с ребенком, видео с которым продемонстрирует основы его выполнения, улучшит настроение и поднимет самооценку женщины, ведь уже скоро она станет выглядеть намного лучше. Физическая выносливость, которую вы сможете натренировать, поможет сделать проще регулярный уход за малышом. Также зарядка – прекрасный способ избавиться от стресса, улучшить сон, и свой, и ребенка. А, занимаясь с кем-то вместе, вы можете обрести новые приятные знакомства.

А главное преимущество в том, что вы можете уделять время себе, одновременно не забывая и о малыше – он будет рядом с вами, ему будет весело и интересно. Также простые упражнения смогут приучить ребенка к движению, будут способствовать правильному развитию вестибулярного аппарата, формированию чувства ритма, если вы занимаетесь под музыку. Кроме того, это просто положительные эмоции для обоих. Видео фитнеса мама и малыш, под которые вы можете заниматься, сделают тренировку проще, веселее и приятнее. Предлагаем посмотреть несколько полезных видео фитнеса для мамы с малышом.

Видео-упражнения для мам и малышей

Полезное видео о фитнесе с малышом

Основная задача родителей на раннем этапе жизни ребенка – физические контакты с малышом. Когда младенец, прильнув к груди мамы, сосет молоко, он не просто утоляет голод. Он переживает массу положительных эмоций оттого, что чувствует тепло материнского тела, слышит мамин голос. Такие минуты близости самым благотворным образом воздействуют на душевное состояние крохи, способствуют его развитию.

«Я тебя люблю!» Возьмите ребенка на руки, прижмите его к себе, погладьте по головке, спинке, ручкам, приговаривая: «Я тебя люблю! Мама любит тебя!» Своими мягкими прикосновениями вы устанавливаете личностно-эмоциональную связь со своим ребенком. Обязательно находите время почаще брать ребенка на руки, прижимать к себе, ласково поглаживать, говорить нежные слова. Не бойтесь избаловать ребенка, приучить его к рукам. Гораздо важнее дать крохе почувствовать, что о нем заботятся, его любят.

«Наш дом». Осторожно придерживая головку малыша, возьмите ребенка на руки в вертикальном положении. Держите так, чтобы он мог видеть все вокруг. Прогуливайтесь с ним по комнате, останавливаясь перед разными предметами яркого цвета. Таким образом кроха осваивает новые пространства, учится рассматривать и слушать. Упражнение также укрепляет мышцы спины и шеи, развивает способность удерживать головку.

«Дискотека». Можно потанцевать под музыку с малышом на руках, разнообразить движения и покачивания. Включайте музыку разных направлений и темпов: вальс, польку, марш, колыбельную. Соответственно музыке меняйте характер, амплитуду и ритмичность покачиваний.

«Маятник». Когда кроха научится удерживать головку, меняйте вид покачиваний. Возьмите малыша под мышки и раскачивайте влево-вправо, как маятник. Это несложное упражнение укрепляет мышцы спины, развивает вестибулярный аппарат крохи.

Гимнастика с мамой. Лягте на пол или сядьте на диван, а кроху крепко возьмите за талию. Сгибая и разгибая свои руки, как бы подбрасывайте малыша вверх, а затем опускайте обратно. Можно выполнять это упражнение, сопровождая его стишками, ритмичной музыкой или разнообразными словесно-игровыми приемами, например: «Наш малыш взлетает высоко вверх! А потом вернется к маме – вниз!»

Вот еще вариант. Сядьте, согнув ноги в коленях. Устройте кроху поудобнее у себя на коленях, развернув его ножками к себе. Выполните несложную гимнастику: сгибайте и разгибайте ручки малыша, поднимайте их вверх, опускайте вниз, массируйте ладошки и пальчики ребенка, сгибайте и разгибайте его ножки в коленях. Можно проговаривать выполняемые действия, сопровож­дать движения словами, потешками.

Звуки. Возьмите малыша на руки, разверните лицом к себе и четко произнесите несколько повторяющихся звуков, например: «бе-бе-бе», «ма-ма-ма», «бо-бо-бо», «му-му-му» и т. д. Следите за тем, чтобы кроха видел движение ваших губ при произнесении звуков. Скоро малыш будет пытаться произнести эти звуки самостоятельно, подражая вам. Подобные игры способствуют формированию лепета – начальной фазы речевого развития.

Поиграйте с ребенком в игры, тренирующие вестибулярный аппарат. Крохе, привыкшему к плавным колебаниям в материнской утробе, очень понравятся осторожные покачивания.

3–6 месяцев

В этом возрасте малыш начинает проявлять большее любопытство в изучении окружающего пространства, усваивать названия предметов, на которые чаще всего обращает внимание.

Изучаем названия предметов. Возьмите малыша на руки так, чтобы ему было хорошо видно все вокруг. Указывайте на предметы в комнате, четко проговаривая их названия: «Посмотри, это часы», «Это диван», «Это ваза». Давая предметам названия, употребляйте простые слова, добивайтесь того, чтобы ребенок обратил внимание именно на тот предмет, который вы называете. Таким же образом изучите с малышом имена членов семьи, клички домашних животных.

«Телефон». «Поговорите» по телефону, пока кроха находится у вас на руках и наблюдает за вами. Затем протяните телефон малышу, предложив теперь ему поговорить. Возможно, подражая вам, кроха произнесет несколько звуков. Похвалите ребенка.

Игры с зеркалом. Возьмите кроху на руки и подойдите к большому зеркалу. Пусть ребенок внимательно рассмотрит отражение в нем. Покажите малышу, где мама, а где он сам. Улыбнитесь ребенку, помашите рукой, попросите его улыбнуться в ответ. Игры с зеркалом способствуют личностному развитию малыша: он учится выделять себя из отраженных в зеркальной поверхности предметов и людей, изучает и запоминает собственную внешность.

«Кукла пришла в гости». Наденьте на руку перчаточную куклу и разыграйте небольшое представление. Пусть кукла поздоровается с ребенком, протянет ему ручку, погладит кроху по голове. Встаньте с малышом на руках и потанцуйте с ним, кукла пусть тоже совершает танцевальные движения. Напевайте любую детскую песенку. Играя с куклой, малыш учится рассматривать игрушку, сосредоточивать свое внимание на действии, следить за перемещением игрушки, вслушиваться в произносимые диалоги.

«Дотянись!». Ближе к пяти месяцам у большинства детей наблюдается заметный сдвиг в развитии двигательной активности. Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Устройте малыша в полулежачем положении у себя на коленях. Над крохой держите яркую игрушку, пусть он к ней тянется и хватает ее. Меняйте местоположение игрушки: сверху, снизу, справа, слева.

Покачивания. Покачайте малыша на руках влево-вправо, покружитесь вокруг своей оси. Меняйте амплитуду и темп раскачиваний. Можно спеть плавную песенку, а можно веселую, быструю. Соответственно должен меняться и темп движений. Можно проговаривать слова соответственно движениям: медленно, быстро. Так кроха усваивает взаимосвязь между словом и темпом движений.

6–9 месяцев

«Ванька-встанька». Возьмите малыша на руки лицом к себе. Придерживая ребенка за спинку, наклоняйтесь с ним вперед и возвращайтесь в вертикальное положение. Повторите несколько раз.

«По кочкам, по кочкам!». Детям нравится слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у взрослого. Особенно их привлекают стишки «с сюрпризом» – когда в конце стишка взрослый совершает неожиданное действие.

Ехали мы, ехали
В лес за орехами,
Орехов набрали –
Да в ямку упали – бух! (Взрослый раздвигает колени, и ребенок проваливается между ними.)

Вскоре ребенок запоминает, что его ждет в конце потешки, и подает знак смехом или улыбкой. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

«Веселая гимнастика». Лягте на спину, а кроху усадите к себе на живот. Выполняйте несложные гимнастические упражнения, например, разведите ручки малыша в стороны, а затем соедините; поднимите ручки вверх и опустите вниз. Держа кроху за руки, наклоняйте его влево-вправо, вперед-назад. Повторяйте все упражнения по 3–4 раза. Такая гимнастика тренирует мышцы ребенка, способствует более тесному контакту мамы и малыша.

«Читаем книжки». Крохе очень нравится разглядывать красочные понятные картинки в книжках. Усадив малыша к себе на колени, покажите ему картинки, расскажите немного о каждом изображенном предмете, попросите показать в книге названный вами предмет, предложите потрогать его пальчиком. Завершайте занятие сразу, как только ребенок начал терять интерес.

«Карусель». Возьмите малыша под мышки и покружите его сначала вправо, затем влево.

9–12 месяцев

Ребенок все меньше находится на руках у взрослых, он осваивает самостоятельное передвижение (ползание и хождение). Потребность быть на руках у мамы чаще бывает вызвана ситуативными факторами (упал, ударился, испугался незнакомого) либо потребностью в ласке и одобрении. Игры на руках у взрослого приобретают развлекательный характер. Вместе с тем важность их не уменьшается. Ведь только в тесном контакте выстраиваются взаимоотношения взрослого с ребенком, крепнет чувство доверия и защищенности.

«Коза-коза». Усадите кроху к себе на колени. Проговаривайте потешку и совершайте действия по сценарию:

Идет коза рогатая, (Сделайте из пальцев «козу» и медленно надвигайте на ребенка.)
Идет коза бодатая.
Кто каши не ест, молока не пьет –
Забодает-забодает-забодает! («Коза» щекочет малышу животик.)

Поиграйте с крохой в другие подобные игры, например, «Сорока-ворона»:

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. (Водим своим указательным пальцем по ладошке малыша кругами.)
Этому дала, (Загибаем мизинчик к ладони.)
Этому дала, (Загибаем безымянный палец.)
Этому дала, (Загибаем средний палец.)
Этому дала, (Загибаем указательный палец.)
А этому не дала: (Загибаем большой пальчик.)
Он дрова не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашу не варил.

Усадите малыша к себе лицом на полусогнутые колени, чтобы спинкой он опирался на ваши ноги. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишку:

– Ладушки, ладушки, где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Попили, поели,
Полетели, полетели – на головку сели. (Помашите ручками ребенка и по­ложите их на его головку.)

Такие игры являются одновременно пальчиковой гимнастикой и речевыми упражнениями.

«Высота». Попросите папу немного покатать малыша у себя на плечах. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.

«Покачаемся?». Сядьте на удобный стул, положите ногу на ногу и посадите малыша к себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка то медленно, то быстро.

Игры на ручках у мамы и других членов семьи способствуют расширению и укреплению навыков общения ребенка с окружающими, закладывают основополагающее доверие к миру, с младенчества способствуют воспитанию доброжелательных чувств, позитивного отношения к себе и другим людям.

Дело в том, что малышу нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с мамой. Если кроха лишен этого опыта, то ему будет сложно гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что желание новорожденного находиться на руках у мамы – это его естественная потребность, необходимая для нормального роста малыша.

Зачем носить ребенка на руках?

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело малыша находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другой мир, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу. Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его мамы. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.

Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д. Прочная связь мамы и младенца в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.

К моменту рождения из пяти органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям и поэтому его нужно как можно чаще носить на на руках.

Носить ребенка на руках - это эмоциональный и физический контакт с мамой

Природа наделила новорожденного способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие. Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушений речи, к энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его мамой, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействие с окружающим миром. Малыши, которых мало носили на руках, часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой. Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без мамы. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с мамой. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Ручной ребенок - это хорошо или плохо?

Носить ребенка на руках нужно как минимум от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность «ручного периода» индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием его здоровья.


Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

  • Они опережают других малышей по показателям нервно-психического развития . Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.
  • У «ручных» детей, как правило, быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой , они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, они демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств (улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д.) и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.
  • Они спокойнее. Прикосновения снимают стресс. «Ручные» дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.
  • Они лучше себя чувствуют . Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.
  • Они активнее познают окружающий мир. Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешней средой. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с мамой и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни
  • У них формируется тесный контакт с мамой. Постоянная близость с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего малыша на руках, лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Когда и как носить ребенка на руках?

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно «считывает» язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком, чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.

Общение мамы с малышом не должно происходить исключительно во время ухода за ним (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких деток надо брать на руки при любом плаче, когда у них появляется в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.?При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к родителю, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Для того чтобы мама могла вести активную жизнь (ходить в магазины, музеи и т.д.) или заниматься домашними делами и при этом не разлучаться с ребенком, существуют различные приспособления для ношения младенцев. Например, слинг. Это держатель из ткани, с помощью которого женщина может носить ребенка на себе сразу после его рождения и до 2 лет.


Чем удобен слинг

  • В нем ребенок может находиться в разных положениях, наиболее комфортных для его возраста.
  • В слинге легко кормить малыша грудью незаметно для окружающих.
  • Малыши, как правило, хорошо засыпают
  • в слинге. Он комфортен для мамы и равномерно распределяет нагрузку на спину.