Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста. Изотерапия в работе с детьми

Изотерапия - это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек (клиент) может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.


Изотерапия – эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась около полувека назад.

Чем и кому будет полезна изотерапия?

Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии.


С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как:

  • выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.
  • низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.
  • проблемы с поведением.
  • проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.
  • хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.


Как проходят занятия по изотерапии?

Занятия по изотерапии проводятся как на индивидуальных консультациях, так и на групповых тренингах, семинарах. В зависимости от запроса клиента (или темы тренинга) психолог дает специальные упражнения и задания из сферы изотерапии. Когда все задания выполнены, переходят ко второму важному этапу – анализу и осмыслению того материала и информации, которую удалось вытащить во свет сознания. На этом этапе у клиентов часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы. Клиент с помощью психолога начинает видеть и понимать пути решения своих проблем, а иногда проблема решается прямо на занятии в процессе создания рисунков.


После занятий по изотерапии клиенты могут сохранять свои рисунки или делать с ними то, что подсказывает им интуиция. Даже один тренинг или консультация по изотерапии способны дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. А комплексный подход (серия тренингов или консультаций) способны вывести Вас на новый уровень, решить многие, даже застаревшие проблемы.

Цветотерапия


Цветотерапия - это область науки и практики о воздействии цвета на физиологическое и психологическое состояние человека. С незапамятных времен человечеству известна невероятная сила влияния цвета. А с появлением экспериментальной науки ученым удалось доказать, что цвета оказывают на человека физиологическое воздействие , и это объективный факт. Само же отношение человека к цветам является субъективным, и может зависеть от настроения, психоэмоционального состояния и жизненного этапа.

На чем основана цветотерапия?

Цветотерапия основывается на том, что природа и тело человека имеет 7 цветов, которые находятся балансе друг с другом. Если же этот баланс начинает искажаться и разрушаться, то наш организм может заболеть. Что означает болезнь с точки зрения арт-терапии и цветотерапии? Прежде всего, - это возникновение дисгармонии, нарушения порядка в организме. В болезни может объединиться целый ряд симптомов, которые при затяжном процессе переходят на хроническую стадию - стадию заболевания.

В свою очередь упорядоченность и гармоничность внутреннего состояния человека представляет собой здоровье.


Как влияет цветотерапия на здоровье?

Чтобы человек мог находиться в состоянии здоровья, его душа, ум и тело должны находится в гармонии, взаимодействовать согласованно. Если же здоровье человека ухудшается, появляются заболевания, то прежде всего нужно разбудить и активизировать скрытые резервы организма, дать человеку к ним доступ и научить его чувствовать и доверять себе. Арт-терапевт с помощью специальных методик арт- и цветотерапии пробуждает в организме клиента его скрытые ресурсы, способные восстановить здоровье и излечить заболевания.

Цветотерапия, оказывая прямое влияние на наши чувства и внутренний мир , дает потрясающие возможности для активизации скрытых способностей, талантов и потенциала человека.

Цветотерапия и арт-терапия

В сфере арт-терапии и психологии цветотерапию применяют чаще всего через рисунок определенными цветами и медитацию на цвет под релаксирующее музыкальное сопровождение.

Любой человек интуитивно занимается цветотерапией, даже не осознавая этого факта. Выбирая те или иные цвета в одежде, аксессуарах, еде и пр., человек добирает той энергии, которой ему сейчас не хватает, из выбираемых им цветов. Тем не менее, у всех у нас есть свои предпочтения одних цветов и игнорирование или исключение других. По каким причинам одному человеку нравится тот или иной цвет нам не дано понять, но совершенно точно мы знаем, что выбор цветов происходит бессознательно, интуитивно, и потому является наиболее правдивым и внушающим доверие при диагностике и коррекции состояния.

Поскольку цвет - это важнейший фактор, который в значительной степени определяет состояние психологического и физиологического здоровья человека. В каждом цвете мы можем найти целое море оттенков и тонов, погружаясь в которые мы наполняемся их энергией, силой и глубинным содержанием. И только при таком наполненном ощущении цвета, когда мы впитываем и вкушаем его, когда наслаждаемся его восприятием, мы можем понять, что значит для нас этот цвет, и максимально ощутить его влияние на нас.


Цветотерапия - это наиболее естественный и мягкий путь восстановления сил, энергии и здоровья. Это приятный и увлекательный метод, который быстро способен повысить настроение, уровень энергичности и бодрости человека. Однажды Попробовав цветотерапию в действии, ощутив результативность ее воздействия, Вы захотите испытывать ее ресурсы и возможности снова и снова.

Конспект занятия по изотерапии для детей дошкольного возраста.

Тема занятия «Настроение цвета. Цвета веселые и грустные».

Автор-составитель: Барминова Ольга Егоровна, методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Изотерапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность. Актуальность данной технологии состоит в создании современных интересных и эффективных занятий.
За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Творческое воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Поэтапно надо напомнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Желательно чтобы все сенсорные процессы у детей развивались синхронно и сбалансировано. Ведь именно ни раскрывают внутренний мир ребенка и эмоционально окрашивают весь последующий процесс познания.
Работая с малышом можно заметить, что они как бы раскрепощенные в рисунке. Для них главное оставить след на бумаге, и при этом они много говорят, жестикулируют, потому что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны.
Некоторые дети боятся самовыразиться, поэтому нужно стараться заинтересовать их творческим процессом, раскрепостить, чтобы исчез страх перед листом бумаги, перед красками. Дети с большим желанием участвуют в проведении практических занятий.
Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования (см. Приложение№1) помогает педагогу достичь максимальных успехов в развитии творческих способностей детей и формировании изобразительных умений и навыков. Цель занятия : познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Задачи:
-Определить настроение, как характеризуется «радость» и «грусть».
-Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
-Познакомить с новыми приемами печати поролоном, созданием различных фактур.
-Развивать творческое воображение и фантазию.
-Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умения слушать друг друга.
Задание: выполнить два живописных упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
Применяемые методы: метод построения эмоционально – образной драматургии занятия, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагоги выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; форма коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность.
Техника: гуашь, печать поролоном, коллаж.
Время: 2часа (1 ч. – теория, 1ч. – поролоном).
Наглядные пособия:
-разнообразный иллюстрированный материал,
-репродукции работ художников,
-скульптуры,
-декоративно-прикладное искусство,
-книжные иллюстрации и т.п. в соответствующем колорите,
-работы ребят,
-музыка-настроение и стихи-настроение для создания эмоционального настроя на выбор педагога,
-дидактические игры: «Цветные приветики», «Палитра художника».
Материал и оборудование: формат бумаги 30х30 см, 2 вырезанных персонажа, примерно 10х10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра, салфетка.
План занятия.

Организационный момент. Проверка готовности к занятию

I этап занятия «Вхождение в настроение».
Приветствие, дидактическая игра «Цветные приветики».
Введение в тему занятия «Карта путешествия», выбор плана действий.
Беседа «Грустное настроение», знакомство с иллюстративными, литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра «Палитра художника», заполняем первую половину.
Практическое занятие «Зарисовки путешествия», выполнение первого упражнения «Грустный листочек».
Беседа «веселое настроение», знакомство с иллюстративными, литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра «Палитра художника», заполняем вторую половину.
Практическое занятие «Зарисовки путешествия», выполнение второго упражнения «Веселый листочек».
Просмотр рисунков, анализ и рефлексия.

II этап занятия «Расположение персонажа».

Игра «Я превращаюсь…». Ребенок в пантомиме или игре осваивает и закрепляет содержание художественного образа, проживание ситуации изнури.
Практическое задание, расположение персонажа в пространстве фона.
Сочинение названия.
Устраивается выставка в галерее «Грустного настроения» и «Веселого настроения» для детей и гостей.
Итог занятия, анализ и рефлексия.
Предварительная подготовка к занятию.
Рассматривая дома и на занятиях репродукции с картин художников или иллюстрации в книгах, а также фотографии, обращайте внимание на то, какое настроение ни несут, какие выразительные средства – цвет, мимика, поза, композиционное расположение – помогает передать это настроение.
Попросить ребят подобрать картинки с персонажами – веселый и грустный, вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. попросить обратить внимание на персонажей русских сказок, мультфильмов и т.п., постараться воздержаться от героев Диснея, т.к. они не соответствуют настроению персонажа, его цветовому решению, даже если персонаж грустный, цвет одежды всегда яркий, веселый. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа, не должны быть очень большими (10х10 см).
Варианты картинок.



Ход занятия

I этап занятия «Вхождение в настроение»
Дидактическая игра «Цветные приветики».
На подносе расположены карточки разных цветов. Предложить детям выбрать тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами «поздороваться». Цвет, который сейчас выражает его настроение, а в конце занятия можно сказать «до свидания».
-У Маши яркое – желтое «Здравствуйте», а у Кати зеленое «Здравствуйте», а вот Вася выбрал серое «Здравствуйте». Как вы думаете, какое настроение несут эти цвета, отражают ли они ваше настроение? Попробуйте сейчас тембром голоса показать настроение и поздороваться с нами цветным «приветиком».
-Замечательно! У многих ребят цвет настроение и звучание голоса совпадают, а вот у некоторых мы заметили разногласие, и, чтобы попытаться объяснить это несоотношение, мы сегодня отправимся в путешествие по «Стране настроений».
Рассмотрим нашу карту путешествий, здесь перед вами две тропинки, ведущие к двум домикам. Вымостим дорогу определенными цветами и расположим предметы, подберем цвет штор на окнах, двери, крыши и т.п. выкладываем дорожку из цветных квадратиков соответствующих цветов или располагаем предметы, определим, какая дорожка к какому «домику-настроению» нас приведет – к грустному или веселому.
-А какие элементы подойдут, предлагаю вам подобрать самостоятельно.
-Какие вы молодцы, куда какая дорожка нас приведет вполне понятно. Ну что, в путь?
-Сначала посетим грустный домик, узнаем, что же там происходит, что заставляет всех грустить. Вам интересно узнать?
Начинаем с беседы «вхождение в настроение».
Музыкальное сопровождение. Звучит
-Почему мы грустим, что заставляет нас грустить? Вам когда-нибудь бывает грустно?
Ребята поднимают руки и по очереди рассказывают свою грустную историю. Очень важно с пониманием выслушать друг друга.
-Когда вы грустит, как вы думаете, что изменяется в положении вашего тела, головы, выражении лица? Примите позу грустящего человека и опишите ее.

Сейчас грустили мы сами, а бывают ситуации, когда мы грустим вместе с кем-то, переживаем за кого-то и для нас это очень важно, эти герои живут в своих история. Мы можем узнать о них, если только прочитаем в книгах, сказках, стихотворениях.
-Знаете ли вы грустных героев, грустных по чертам своего характера и взгляду на мир?
Дети называют разных героев.
-Вы помните, какие грустные стихи всегда читал Пьеро из сказки «Буратино»? Может ли кто прочесть нам грустное настроение?
-А что еще бывает грустным? (Время года, погода, дождь, туман и т.п.).
-Что еще? Конечно музыка. Под музыку очень хорошо грустить и даже если у вас было веселое настроение, то, слушая грустную музыку, вы все равно задумаетесь и взгрустнете. Давайте представим себе под эту музыку грустную комнату. Как она будет выглядеть? Опишите обстановку, предметы вокруг.
-Где еще может быть грустно? (Одному вечером дома, в больнице, когда болеешь и т.п.).
-Вы заметили, что «грусть» у нас какая-то трагичная и несчастная, а ведь она может быть совсем другая – мечтательная, меланхоличная, и это все тоже грусть.
Давайте рассмотрим репродукции картин художников и поразмышляем, как художники отражали настроение в своих картинах. Какими выразительными средствами и в первую очередь цветом. Сюжеты на картинках, как вы успели заметить, разные. И природа, и животные, и даже абстрактные картины, но одно у них общее – это колорит. А как вы считаете, какой цвет у грусти? (коричневый, зеленый, серый, синий и т.п.).
Бывает. Что очень часто называют черный цвет, здесь необходимо пояснить, черный цвет в данном случае может использоваться в качестве отражения горя, страдания, несчастья, а мы выяснили, а мы выяснили, что грусть – это немного другое настроение.
Дидактическая игра «Палитра художника»
Игра используется для подбора колорита. Те цвета, которые называют дети, составить на палитре. Выложить кружочки разных цветов на верхнюю половину палитры. Проследить достаточно ли разнообразно ее содержание. Наше практическое занятие включает в себя выполнение двух упражнений «Зарисовки путешествия».
Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных настроению выполнить первое упражнение «Грустный листочек бумаги» - создание цветовой гаммы из спокойных, приглушенных тонов.
Педагог показывает последовательность работы в материале, смешение цвета на палитре. Приемы нанесения краски с помощью разных способов печати поролоном – приманивание, растирание, закручивание. Наносить цвет на лист, используя выразительные композиционные приемы – ритм цветового пятна и линий.
Далее дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Смешивают цвета на палитре, создают фактуру. Педагог корректирует и помогает затрудняющимся ребятам. Может в это время завершить и свой рисунок.



Выполненные задания располагаются для просмотра.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе. Вместе рассматривают и описывают рисунки, определяют самый грустный рисунок.
-Вспомните, сколько разных состояний грусти мы с вами определи в процессе беседы, какой она бывает разной и наши с вами рисунки нам это доказали. Но наше путешествие на этом не закончилось. Сейчас мы отправимся по веселой тропинке к веселому домику.
Звучит веселая ритмичная музыка.
-А что нас радует больше всего?
Беседу можно построить на аналогии с беседой о «грустном настроении».
Дидактическая игра «Палитра художника».
Заполняем вторую половину палитры, подбираем сочетания цветов, характеризующие веселое настроение.
Практическое задание. Выполняем втрое упражнение «Листочек радости», создание цветовой гаммы из радостных ярких тонов. Цветовые ассоциации – созвучные настроению.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе. Вместе рассматривают и описывают рисунки, определяют самый веселый рисунок.



-Вспомните, сколько разных состояний радости мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной и наши рисунки нам это вновь доказали. Получилось ли у нас передать состояние грусти и радости, отличаются ли они и чем? Как мы можем использовать эти знания в будущих творческих работах?
II этап занятия «Расположение персонажа»
-Давайте рассмотрим те картинки, которые вы приготовили к занятию. Они тоже несут в себе определенное настроение и поиграем в игру «Я превращаюсь…»
-Что же делают ваши персонажи? Примите позу персонажа, попытайтесь описать возникающие ощущения, рассказать, что они испытывают, как себя чувствуют, где могут находиться.
-Сейчас наш персонаж отправится в путешествие по выполненному вами фону. Рассмотрите его внимательно, наша фактура не однородна, где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, все они могут что-то обозначать. Расположим персонажей на листочке, но не просто так, а сочиним целую историю про них.


-Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажей в соответствии с колоритом
– Сейчас еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе. Вы помните, какую важную роль играют в картинах названия. Они во многом помогают понять, что хотел передать нам художник, или заставляют задуматься.
Наше название не должно быть скучным, оповещая только о том, что это, например, “грустный мальчик” или “веселый чебурашка”, нам важно описать не только настроение, но и действие персонажа в этом пространстве фона. Например: “А, может, здесь я найду свою маму?”, “Как же грустно плавать одному!” и т.п.
Устраиваем выставку по окончании занятия в галерее “Грустного настроения” и “Веселого настроения”. Рассматриваем работы. Делимся впечатлениями.









– Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?
– Теперь, рассматривая картины, старайтесь видеть настроение в целом, как персонажа, так и фона, это поможет вам в создании выразительных рисунков настоящих картин.
Мотивация к следующему занятию.
Педагогические рекомендации по проведению занятия
Педагогу необходимо подобрать зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два стенда, один - отражающий веселое настроение, другой – грустное настроение, но на начало занятия воздержаться от показа. Необходимо, чтобы дети обратились к своему опыту, проанализировали свои чувства, постарались описать свои ощущения и свое восприятие цветовых сочетаний.
Дидактическую игру “Цветные приветики” желательно проводить все занятия, связанные с изучением основ цветоведения, это поможет ребенку начать соотносить цвет с каким-либо ощущением, в данном случае с настроением. Можно использовать в качестве момента рефлексии занятия.
Дети практически всегда находятся в веселом настроении, особенно если собираются заниматься своим любимым делом – рисованием. Настроить его на грустное настроение является трудной задачей, поэтому большую часть беседы мы ведем о “грустном настроении” и, когда переходим на обсуждение “веселого настроения”, то переключение происходит мгновенно, кажется, что радость увеличивается вдвое, даже если вначале занятия она не была ярко выражена. Не следует переживать, что беседа о “грустном настроении” может слегка затянуться. В разговоре о “веселом настроении” обратите внимание на цвет, чтобы сочетания цветов “веселых и грустных” не дублировали цвета “теплые и холодные”.
Педагогу необходимо иметь варианты запасных картинок (персонажей); если картинка, принесенная ребенком, не совсем соответствует определенному настроению, предложить возможность выбора и замены. При замене картинки обязательно обсудить с ребенком, что именно не соответствует, по вашему мнению, и согласен ли он с этими изменениями.
Важно, чтобы педагог проделывал все упражнения вместе с детьми, выступая в роли ребенка. Наглядный пример работы самого педагога оказывает стимулирующее действие на творческую активность детей.
По аналогии этого занятия можно построить еще ряд занятий, изучающих другие настроения, чувства, состояния и ощущения. Построенные таким образом занятия не требуют особых рисовальных навыков, но дают положительный результат в формировании творческих способностей, хорошо развивают чувство цвета и помогают ориентироваться в композиционном расположении на плоскости листа. В младшем возрасте такое задание может проводиться как самостоятельная работа, в старшем возрасте – в качестве упражнений в подготовке к основной работе.

Приложения

Приложение №1

Нетрадиционные техники рисования
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.
Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа).
Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную палочку для чистки ушей. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.
Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
След, оставляемый такой «кисточкой» может имитировать шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» - зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать.
Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.
«Фигурная» фигурка
Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов - одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков - это силуэты машин и самолетов, для девочек - животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.
Загадочные рисунки
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование мелками
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
Рисуем пеной
Возьмите краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И набулькайте себе в стакане много цветных пузырей. А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатывались цветы, салюты, мороженое и многое другое, что вы с малышом можете увидеть.
Метод волшебного рисунка
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Странные узоры
Взять ватман и маленький апельсин (мандарин) или мячик, вылить немного краски разного цвета на лист и катать мячик по листу в разных направлениях. Потом «оживлять» полученное.
Метод пальцевой живописи
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!
Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Метод монотопии
Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Рисунок под пленкой
На картон или бумагу выдавливаем краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом хорошо получается закат, море, огонь.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Рисуем с помощью открыток
Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Зеркальная копия
Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.
Чей след
Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.
Штампиком может служить не только картофелина, а так же и крышки от бутылок, колпачки от фломастеров, пуговицы, небольшие коробочки и т.п.
Можно попробовать изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д.
Соленые рисунки
А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Зубная краска
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом - рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт - он быстрее засыхает.
Рисунок с рельефом
В краску добавляется мука, наносится на лист. Картонная полоска нарезается зубцами и прочерчиваем узоры вдоль и поперек. Из высохшего листа вырезаем форму, например вазу. Нарисуем на белом листе цветы, а потом приклеиваем. Прочерчивать можно и палочкой, зубочисткой, вилкой, спичкой.
Клеевая картина
Выдавливаем на изображение на бумаге клей, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф.
Как художник художнику
А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время - пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе - малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.
Дождливые фантазии
Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.
Рисование по точкам
Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и название.
Картинка с двух сторон
Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши. Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.
Царапки
Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.
Рисуем гуашью методом тычка
Понадобится гуашь, кисточка, альбомные листы. Ребёнок держит в руках кисточку и ставит её на бумагу перпендикулярно. Покажи, как кисточка у тебя прыгает! Таким методом тычка можно нарисовать салют, можно раскрасить пушистую кошку (кошку заранее следует нарисовать фломастером или карандашом), можно раскрасить и цветы.
Техника разбрызгивания
Опустите зубную щетку в один цвет краски. Держите щетку над бумагой. Пальцем распыляйте краску – разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов.
Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.
На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на “незапятнанной” части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев.
Осенняя картина
Соберите с малышом несколько листочков разных деревьев. На нижнюю часть листа (там, где выступают жилки) нанесите ровный слой краски. Аккуратно положите лист на бумагу окрашенной стороной вниз, сверху прижмите сооружение салфеткой. Теперь можно убирать салфетку и листок, а на бумаге останется симпатичный отпечаток. Для осенней картины сделайте на бумаге красные, желтые, зеленые и оранжевые отпечатки листьев разных деревьев.
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.
Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Выдуваем из соломки
Понадобится трубочка для питья. Можно использовать или темперу или акриловые краски, чтобы создать уникальную картину, используя только навыки выдувания из соломки. Разведите немного краски водой.
Налейте небольшое количество одного из цветов на бумагу. Держите один конец трубочки около краски и раздувайте ее во всех направлениях. Угадывайте, что у вас получилось.
Чудо – рисунок
Предложите ребенку нарисовать портрет мамы, бабушки, животное или что-либо еще из разных цветов (ромашки, колокольчика, розы …), из овощей (огурцы, морковки, арбузы), из зайчиков, мишек, котиков.

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины, фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях.

Данная методика получила широкое распространение при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Метод широко используются в практике психокоррекции, психиатрии, терапии, медицинской психологии и социальной психологии.

Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М.Симона и судебного медика А.Ардье.

Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации.

Методы изотерапии

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства. Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

Вся изотерапия делиться на два основных вида:

  • Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
  • Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.

По количеству участников выделяют:

  • Индивидуальные занятия;
  • Парные;
  • Групповые.

Для каждого пациента вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.

Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты . Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

  • Дети-инвалиды;
  • С задержкой физического и психического развития;
  • С нарушениями и расстройством психики;
  • Имеющие физические особенности;
  • Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

  • Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.

В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.

Особенности занятий для дошкольников

  1. Переключение внимания. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и быстро переключают внимание. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Для этого психолог должен быть готов поочередно предлагать ребенку несколько видов различной деятельности.
  2. Помощь в адаптации. Задачи психолога помочь детям установить контакт друг с другом, разрешить возникающие конфликты. В творческом процессе дошкольникам хорошо помогают парные занятия, когда двое детей общими усилиями создают «шедевр».
  3. Аспекты доверия. Для этого от психолога требуется непосредственное участие в работе. Ему нам нужно делать все то же, что и дети (рисовать, лепить, выполнять все здания). Терапевт, так же как и дети рассуждает по ходу работы, делиться с детьми своим настроением.
  4. Яркий и красивый материал. Маленькие дети чутко ощущают отношение к себе через предметы, которые им предлагаются. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу.
  5. Желание ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы.

Внимание! В ходе работы совершенно недопустимо сравнивать детей друг с другом, выносить оценки, критиковать .

Занятия по изотерапии

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями. Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его.

Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

  • Монотипия – она заключается в рисовании образов на стекле (красками), а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним.
  • Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.
  • Рисование историй – ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.

Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.

Как проходят занятия?

Помещение должно быть удобным, светлым и уютным. Ничто не должно давить на пациента. Ему нужно освоиться, познакомиться с творческим процессом. От терапевта требуется внимательность, умение ответить на вопросы о материалах и ходе занятия. При этом он не должен давить на пациента и вмешиваться в работу с позиции авторитета.

Что можно использовать:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Макароны.
  • Пластилин.
  • Ленты.
  • Цветная бумага.
  • Природные материалы.

Упражнения изотерапии

«Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

Необходимые материалы:

  • Мелки.
  • Бумага.
  • Фломастеры.

Цель методики:

  • Повышение самооценки.
  • Изучения своих чувств.
  • Снятия напряжения.
  • Развитие навыков общения.

Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник . Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы:

  • Бумага для рисования.
  • Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.

Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту.

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки - огромный кладезь информации для диагностики.

Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.

Упражнение «Изобразим радость»

Его цель - улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.

Материалы:

  • Бумага.
  • Акварельные краски.
  • Кисти.

Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель - восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

  • Спокойная мелодия.
  • Листы бумаги.
  • Акварель.
  • Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат - яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

  • Развить воображение.
  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развития мелкой моторики рук (для детей).

Материалы:

  • Бумага.
  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Кисти.

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями. Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.

Статью прочитали: 4 777

1. Понятие и сущность изотерапии.

2. Художественные материалы и их роль в арт-терапевтическом процессе.

3. Этапы изотерапии.

4. Основные изотерапевтические техники и их характеристика.

5. Особенности изотерапии с детьми.

1. Понятие, сущность изотерапии.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством (лепка, коллаж и т.д.), в первую очередь рисованием.

В настоящее время изотерапия используется как средство психологической коррекции:

Клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями;

Детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации;

Неадаптивных форм семейных отношений, внутрисемейных конфликтов.

Сущность изотерапии:

1) Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя;

2) Выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды;

3) Быть самим собой

4) Освободиться от негативных переживаний прошлого.

5) Позволяет клиентам отражать в сознании окружающую и социальную действительность, моделировать ее, выражать отношение к ней.

6) Изобразительная деятельность развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [Осипова А.А. Общая психокоррекция, 2000 ].

Таким образом , психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.

При работе методом изотерапии и интерпретации результатов необходимо учитывать режимы (механизм) работы полушарий головного мозга. Рассмотрим его.

Режим работы левого полушария - аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный, объективный. Левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении, оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, его система линейна - первые вопросы решаются первыми, а вторые вторыми.

Режим работы правого полушария - интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. В режиме работы правого полушария можно воспринимать вещи и события посредством внутреннего зрения и воображения. Используя правое полушарие, можно мечтать, понимать метафоры, создавать новые комбинации идей [Эдвардс Ю.Художник внутри нас. 2000 ].

Таблица 1

Режим работы полушарий

Левое полушарие

Правое полушарие

Вербальный: использование слов для наименования, описания и определения.

Аналитический: постижение вещей шаг за шагом, часть за частью.

Левое полушарие

Невербальный: понимание вещей при минимальной связи со словами.

Синтетический: соединение вещей вместе, формирование целостных картин.

Правое полушарие

Символический: использование символов для обозначения чего бы то ни было (например, графическая форма <*> может служить обозначением глаза, а знак « + » использоваться для обозначения процесса сложения).

Абстрактный: использование маленькой частицы информации для представления всей вещи целиком.

Временной: учет хода времени, последовательного чередования вещей: выполнение первого действия всегда первым, второго - вторым и т.д.

Рациональный: вывод умозаключений, основанных на рассуждении и фактах.

Цифровой: использование чисел, как при счете.

Логический: вывод заключений, основанных на логике, - одна вещь вытекает из другой в логическом порядке (например, математическая теорема или хорошо обоснованный довод).

Линейный: мышление в рамках взаимосвязанных идей, одна мысль непосредственно следует за другой, часто приводя к общему выводу.

Конкретный: отношение к вещам как к таковым, какими они являются в данный момент.

Аналоговый: замечающий сходство между вещами; понимание метафорических связей.

Вневременной: отсутствие чувства времени.

Нерациональный: не требующий рассуждений или фактов; готовность отказаться от суждений.

Пространственный: отмечающий относительное взаиморасположение вещей и то, как части формируют целое.

Интуитивный: совершающий скачки в понимании, часто основанные на неполной информации, догадках, чувствах или зрительных образах.

Целостный: сразу видящий все вещи в целом; выявляющий общие характеристики и структуры, часто ведущие к разным выводам.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений как способ реализации целей - это не создание произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.

Если вы хотите разговаривать с ребенком так, чтобы он вас понимал и общался с вами откровенно, вы должны разговаривать на его языке – в игровой форме. Самая распространенная форма игры – рисование, которое в психологии называется изотерапией. Специалисты применяют изотерапию при работе с замкнутыми детками, которым не хочется ничего рассказывать о себе, общаться с окружающими, он пытается выразить все свои эмоции через рисунок. Эта статья может помочь воспитателям детских садов, учителям и просто родителям находить контакт с детьми.

Что такое изотерапия?

В первой половине ХХ века Адриан Хилл ввел такое направление в психологию, как арт-терапия, включающая в себя изобразительное искусство. Эта терапия призвана влиять на поведение детей и взрослых людей, которые не могут полноценно адаптироваться в обществе, у которых есть те или иные отклонения.

Изотерапия – занятие очень просто и увлекательное. Чтобы провести его со своим ребенком или с близким человеком, который нуждается в помощи, не обязательно для этого быть специалистом. Все дело в том, что когда человек рисует что-то, он не думает ни о чем, а просто выплескивает все свои проблемы на бумагу. Ваша задача – просто правильно интерпретировать то, что рисует человек.

Человеку, попавшему в трудное положение, так же, как и ребенку, трудно описать ситуацию, себя. Ему гораздо проще представить ее в образах и перенести эти образы на бумагу, причем человек при этом даже может не осознавать своей проблемы. Чаще всего в таких сложных ситуациях оказываются детки, чьи родители принимают для себя авторитарный стиль воспитания. У ребенка формируются проблемы с коммуникабельностью, он начинает себя асоциально вести. Чтобы этого избежать, ребенку нужно давать рисовать, потому что в рисунке он выплеснет свои негативные эмоции

Что такое арт-терапия?

В предыдущем разделе статьи мы упомянули такое понятие, как арт-терапия. Это такой психологический прием, который позволяет человеку в творческом процессе принимать и решать возникшие в его жизни проблемы, разного рода неприятности.

Это творчество может быть любым:

  • фотография;
  • рисование;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • вокал;
  • лепка из глины или пластилина .

Изначально арт-терапия применялась в американских школах, сейчас ее используют во многих психологических программах, которые способствуют личностному росту человека, потому что в творчестве человек сублимирует свои переживания в творчество, поэтому лучше себя понимает. Арт-терапия полезна всем – и детям, и взрослым, которые запутались и хотят разобраться в себе, чтобы строить дальнейший планы.

Метод изотерапия, каким детям поможет изотерапия?


Рассмотрим все же подробнее такое направление арт-терапии, как изотерапия. Она многофункциональна, позволяет ребенку не просто выразить себя с разных сторон, но и посмотреть на конфликтную ситуацию, которая у него сложилась, тоже с разных сторон.

В процессе того, как ребенок рисует, над ним никто не властвует. Ребенок свободен, он через рисунок самовыражается. Малыш рисует то, что хочет, за это наказание не предусматривается.

Психологи отмечают, что весь процесс изотерапии многоэтапный:

  1. Сначала ребенок для себя определяет тему рисунка или же рисует абсолютно произвольно. В этот момент взрослый человек или наставник следит за тем, как происходит процесс рисования у малыша.
  2. Затем ребенок описывает то, что он изобразил. Старшему человеку в этот момент нужно особенное внимание обратить на то, с какими эмоциями ребенок все это рассказывает.
  3. Взрослый или психолог, который занимается с ребенком, должен высказать свою точку зрения, что он думает относительно того, что видит на рисунке.
  4. Далее начинается совместное обсуждение рисунка.

Важно! Психолог или взрослый человек, который проводит занятия с ребенком, должен все рисунки сохранить, чтобы иметь возможность сравнивать их между собой в дальнейшем и корректировать работу, если не удалось достичь поставленных целей.

К числу главных целей изотерапии можно отнести:

  • Проработка мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Обучение выражению своих эмоций и чувств, которые ребенок в повседневной жизни выразить самостоятельно боится или просто по какой-то причине отказывается.
  • Психотерапия-диагностика, при которой психолог пытается разобраться, какие переживания мучают ребенка.
  • Облегчение тяжелого психологического состояния. Ребенок или взрослый человек, проходящий курс изотерапии, должен уже контролировать сам ситуацию, в которой оказался.
  • Контактирование между взрослым и ребенком уже налаживается, нет никакого напряжения, потому что ребенок понимает сам себя, проблему, в которой оказался .

Кому полезна изотерапия? Этот метод поможет разным деткам:

  • Дети-инвалиды с разными врожденными патологиями и ограниченными возможностями начинают более оптимистично воспринимать мир, в котором они живут.
  • Детки, которые страдают от дефицита внимания и поэтому ведущие себя социально опасно, тоже могут найти себя через изотерапию.
  • Замкнутым в себе деткам изотерапия помогает раскрепоститься и найти контакт с другими детьми.
  • Дети из благополучных семей, которые переживают кризисный период, могут тоже получить большую пользу от изотерапии. Речь идет об этапах, когда ребенок, например, идет в школу, поступает в училище .

Какие детские проблемы поможет решить техника изотерапии?

Изотерапия помогает детям разрешить многие внутренние трудности и проблемы, которые у них возникают:

  • Благодаря этому психологическому приему у ребенка появляется возможность высказаться, рассказать о своей проблеме, показать, о чем он мечтает.
  • Через создаваемый рисунок ребенок познает свой внутренний мир и начинает осознанно относиться к проблемам, которые у него есть и ищет самостоятельно пути их решения.
  • Благодаря изотерапии ребенок снимает стресс, избавляется от гнетущей его депрессии и страхов.
  • Деткам, которым диагностирована умственная отсталость, аутизм, другие патологии, связанные с психоэмоциональной системой, тоже полезна изотерапия .

Формы изотерапии

Изотерапия проводится в 2 основных формах:

  1. В пассивной форме, когда ребенку предлагается какая-то картинка, и он должен ее срисовать, но по-своему.
  2. В активной форме, при которой ребенок рисует сам только то, что он хочет, что он видит в своем воображении.

Программа изотерапии:

Как мы уже упоминали выше, изотерапия применима к детям любого возраста и даже ко взрослым, у которых есть какие-то проблемы с психикой. Далее мы приведем вам несколько примеров программ, которые используются в ходе изотерапии.

для дошкольников

В жизни ребенка дошкольный возраст – самый важный этап. Именно в этот период у него формируется характер, он начинает осознанно воспринимать окружающий мир и отображать его на бумаге в виде рисунка.

Есть несколько техник, которые можно использовать в рамках изотерапии для дошкольников:

  1. Если ребенок в дошкольном возрасте гиперактивный, не может координировать самостоятельно свои движения, то можно провести упражнение, которое называется «Разноцветные листы» :
  • ребенку выдаются листы альбома и разноцветные краски;
  • он все листочки разрисовывает – делает их однотонными;
  • затем ему нужно развесить на стеле листочки в той последовательности, в которой он их разрисовывал.

  1. Чтобы снять ребенку напряжение в дошкольном возрасте, помочь развиться воображению, можно провести упражнение «Рисунок глиной». Вам нужно просто задать ему тему, окунуть его пальчики в глину, чтобы ими он что-то нарисовал на бумаге.
  2. Если у ребенка есть проблемы с коммуникацией, вы можете провести с ним такое упражнение «Свободный рисунок в круге». Ребенок должен на листе бумаге нарисовать круг, а потом внутри этого круга нарисовать все, что хочет его мама, сестра, бабушка, папа – любые люди из его окружения.
  3. Если ребенок достаточно агрессивно себя ведет с другими детьми, помогите ему эту агрессию направить в другое русло. Поиграйте с ним в игру «Мелки-наперегонки». Задача: на время сделать несколько штрихов мелками на бумаге. У кого получится их сделать больше, тот и победил.
  4. Если ребенок чем-то напуган, предложите ему нарисовать на бумаге то, чего он сильно боится. Вы тогда поймете, на что обратить внимание и поможете тем самым снять ребенку напряжение и устранить страх .

для младших школьников

Младшие школьники – это, по сути, те же самые дошкольники, которые переживают кризисный период в жизни, они идут в школу, где уже перед ними выдвигаются определенные требования.

Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям в жизни, используйте такие упражнения из изотерапии:

  1. Каждый день предлагается ребенку в течение нескольких минут рисовать на листе бумаги разные каракули, какие приходят ему в голову. Это нужно для того, чтобы малыш снимал напряжение, расслаблялся.
  2. Если вашему ребенку сложно адаптироваться в новом коллективе предложите ему порисовать на влажной бумаге в компании своих привычных друзей. Только предупредите ребенка, что в процессе рисования, краска будет растекаться по бумаге, и это нормально. Когда будете рисовать, очень важно, чтобы все, кто ребенка окружает, общались между собой. Если вы боитесь, что ребенок заболеет из-за того, что ему нужно работать в влажной бумагой, тогда используйте просто мятую.
  3. Младшему школьнику может понравиться лепка из пластилина. Предложите ему слепить то, что ему беспокоит в какой-то форме. В процессе ребенку нужно постоянно менять форму своего страха, чтобы он учился на нее смотреть с разных сторон .

для взрослых

У взрослых людей чаще, чем у детей, возникают в жизни кризисные ситуации. Чтобы агрессия выплескивалась в правильной форме, никому не причиняла вреда, ее можно направить в творческое русло.

Психологи советуют применять такие техники:

  1. Можно лепить что-либо из теста. Создавая таким образом что-то полезное и для своей семьи. Очень полезна лепка при сильных стрессах, депрессивном расстройстве.
  2. Можно делать коллажи из рисунков или фотографий, что тоже расслабляет, отвлекает от повседневных проблем и забот.
  3. Можно рисовать мазками с помощью красок на полотне. Причем мазки при этом должны быть разной формы, разного цвета. Так можно понять, какая энергетика у человека в данный момент его жизни.

Важно! Рисунок должен быть индивидуальным, не шаблонным. Желательно, чтобы в процессе рисования человек не пользовался линейками и другими специальными средствами.

для подростков

Подростки переживают возрастной кризис, в них начинают происходить изменения, которые требует корректировки, вмешательства специалиста.

Что можно применить при работе с подростками:

  1. Подростку можно рисовать на всем, что он захочет, чтобы он таким образом успокаивался, притуплял свою нервозность.
  2. Можно дать подростку уже готовый рисунок и попросить его, чтобы он этот рисунок дополнил каким-то элементом. Это важно в том случае, если у ребенка заниженная самооценка, если у него накопилось много внутренних проблем, которые мешают ему нормально развиваться.
  3. Если подросток агрессивно настроен по отношению к окружающему его миру, то можно предложить ему поработать с пластичным материалом, чтобы он научился принимать себя таким, какой он есть .

для пожилых людей

Пожилые люди – это взрослые, за плечами которых большой жизненный опыт, но они недоверчиво относятся к разным психологическим техникам. Изотерапия относится к числу таких техник. Писхологи рекомендуют людям пожилого возраста заниматься сказкотерапией. Можно придумать сказку и нарисовать ее на бумаге. Человек просто рисует все, что ему хочется, самостоятельно подбирая при этом цвета, а психолог должен за всем этим наблюдать, разговаривать и корректировать мысли пожилого человека, делать так, чтобы они были позитивными, чтобы все герои и персонажи, которых придумал себе пожилой человек, были успешными.

Изотерапия и упражнения для детей

Теперь разберемся с основными видами тренингов и занятий, которые можно проводить в ключе изотерапии с детками, у которых нет никаких психологических проблем.

Эти занятия больше направлены на то, чтобы этих проблем в принципе никогда и не возникло:

  1. «Нарисуй себя». Ребенку нужно изобразить себя на бумаге, чтобы психолог или мама могли видеть, как ребенок представляет себя со стороны. Если ваше чадо только начало адаптироваться в социуме, вам нужно обязательно провести с ним такое занятие, чтобы он понял, что он может и как он может себя проявлять в обществе.
  2. «Нарисуй свои страхи». Ребенку нужно нарисовать то, что его тревожит, угнетает, чего он больше всего боится. Это очень хорошее упражнение, которое помогает предотвратить стрессовые для ребенка ситуации и научить его, как ему нужно себя вести, если он в них снова попадет.
  3. «Нарисуй человека, которого ты любишь». Ребенок чаще всего рисует маму. Маме, видя свое изображение, легче понять, как к ней относится ее чадо. Если вы увидите что-то паталогическое, у вас будет возможность пересмотреть свои отношения с ребенком и сделать их более положительными.
  4. Ребенку можно предложить сделать коллаж на заданную изначально тему. Выдайте ему разные виды бумаги, краски, фломастеры, карандаши, газеты, ножницы и клей. Предложите какую-то тему. Например, это может быть тема «Мои планы». Пусть ребенок, создавая коллаж, думает о том, чего хочет добиться, как он это будет делать, и что он должен делать, чтобы желаемое им произошло.
  5. Предложите ребенку рисовать каждое слово, которое вы ему будете произносить. Слова должны быть такого разряда: настроение, самочувствие, восприятие. Так ребенок будет как бы рисовать эти слова, но на самом деле будет показывать, что у него происходит в душе, потому что эти слова контролирует его подсознание .

Видео: мастер класс по изотерапии

Занятия изотерапии для инвалидов

Инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями страдают в этом мире больше всех остальных, и поэтому им гораздо сложнее адаптироваться. Им тяжело себя комфортно чувствовать в мире, где они живут, ведь они чувствуют много барьеров перед собой, пытаются с каждым из этих барьеров справиться. Но чисто на психологическом уровне сделать это очень тяжело.

Изотерапия помогает людям инвалидам стать раскрепощенными, счастливыми, быть положительно настроенными на эту жизнь и общаться со всеми людьми, которые встречаются на жизненном пути. Изотерапия помогает избавиться человеку с ограниченными возможностями от хронического состояния стресса, от депрессии и прочих проблем. Внутренняя составляющая человека меняется, она становится более положительной, он приобретает гармонию в душе, входит в зону своего настоящего комфорта. Чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями нормально жить в обществе, с ним можно проводить точно такие же занятия по изотерапии, как с детьми, подростками и взрослыми людьми. Они должны понять, что являются членами огромного мирового сообщества, которые имеют свою миссию и должны ее выполнить в земной жизни.

Исходя из всего вышеописанного нами, мы можем сделать вывод, что изотерапия – это очень увлекательная психологическая техника, благодаря которой можно избавиться от многих невротических и психических расстройств и патологий. Изотерапия может корректировать жизненные устои человека, решать проблемы, справляться с трудностями.

Видео: «Изотерапия»