Богатство. Что такое богатство

Богатство – это что такое? Под этим словом обычно подразумевается материальное положение человека или государства, когда они обладают рядом ценностей, количество которых намного превышает насущные потребности. Эти ценности могут быть как материальными, так и духовными. А также можно говорить о природных богатствах человека, которые играют огромную роль в его жизни.

Слово в словарях

Согласно формулировкам, данным в словарях, богатство – это:

  1. Наименование материальных и других ценностей, сосредоточенных в чьих-либо руках. Пример: Этот человек обладает огромным духовным богатством.
  2. Обозначение состояния обеспеченного человека. Пример: Послушайте совет: не выставляйте свое богатство напоказ.
  3. Разнообразие или обилие чего-то – в переносном смысле. Пример: Богатство красок на картинах художников эпохи Возрождения поражает зрителей.

В качестве синонимов к этому слову можно привести такие, как роскошь, изобилие, а в качестве антонимов: нищета, скудость, бедность.

Происхождение слова

Что касается происхождения этого слова, то оно берет начало в праславянском языке, откуда перешло в русский и во множество славянских языков: украинский, сербохорватский, словенский, польский, чешский. В них слова «богатство» и «богатый» имеют следующие значения:

  • Счастье.
  • Изобилие.
  • Достояние.
  • Доля.
  • Хлеб в зерне.
  • Хранимый богами.
  • Наделяющий господин.
  • Господин, бог.
  • Скот, тягловые животные.

В английском языке богатство обозначается двумя словами, что зависит от соответствующего оттенка значения. Когда говорят об обладании ценностями материального и финансового характера, употребляют слово weath, являющееся синонимом благосостояния. Когда же имеется в виду крайнее превосходство над прочими членами общества произносится richness. Те страны, которые намного богаче остальных обычно называются развитыми.

Богатство с разных точек зрения


Рассмотрим понимание этого слова в различных областях.

  • В общепринятом понимании богатство – это наличие в обществе или у отдельных людей ценностей различного характера. К таким ценностям относятся: денежные средства, средства производства, дома, квартиры, корабли, самолеты. А также это антикварные вещи, произведения искусства, природные богатства. Кроме указанных составляющих, можно говорить и о доступе к различным благам, таким как образование, здравоохранение, культура.
  • В социологической науке под богатым понимается такой человек, который имеет в своей собственности значительное количество ценностей относительно остальных членов общества, к которому он принадлежит.
  • Ученые-экономисты определяют богатство как разницу между имеющимися в данный момент активами и пассивами.
  • В том смысле, какой этому понятию придает Библия, это духовное богатство и высокие моральные качества.

Развитие взглядов на богатство


  • Адам Смит. Представитель классической школы, создавший теорию, описывающую природу капитала и способы оптимального накопления богатства.
  • Давид Рикардо. Дал развитие взглядам Смита, дополнив их оригинальными теориями – международной торговли и земельной ренты.
  • Томас Мальтус. Первым показал зависимость богатства страны от роста населения, который в значительной мере уменьшает его.
  • Джон Милль. Занимался углублением теорий своих предшественников, обосновав необходимость функционирования свободного рынка, способствующего наибольшему экономическому росту и приумножению богатства общества и отдельных людей.
  • Роберт Кийосаки и Бодо Шефер. Независимо друг от друга разработали психологический облик человека, при приобретении которого появляется возможность накопить богатство.
  • Карл Маркс. Автор «Всеобщего закона капиталистического накопления». Вывел мысль о том, что накопление на одном полюсе богатства одновременно ведет к накоплению на противоположном – нищеты, рабства, невежества и моральной деградации.

Российская мысль XVII-XIX века

В XVII-XIX веках в России церковная и общественно-экономическая мысль предлагала другой взгляд на сущность богатства. Например, в Домострое, а позже и у Ивана Посошкова (первого русского экономиста-теоретика) в «Книге о скудости и богатстве» рассматривается не только его материальный, но также и нравственный, этический характер.

Здесь делается упор на библейское понимание изучаемой нами категории, согласно которому, богатство человека является препятствием его вхождению в Царство Божие. В XIX веке старообрядец и промышленник Тимофей Прохоров издал работу под названием «О богатении». В ней он дал обоснование мысли о том, что богатство является необходимым условием для развития общества, науки и промышленности.

Особая миссия


Но согласно Прохорову, есть у богатства и другая сторона – это особая миссия, которую Бог возложил на человека. Создатель дал благосостояние во временное пользование, а затем он потребует отчета о том, как оно было использовано. Накопление и приумножение материальных ценностей каждым следующем поколением является естественным процессом.

Но при этом Прохоров отмечает, что гарантия успешности использования накопленных капиталов – это жизнь нравственная. По его мнению, «чистое богатение» необходимо и банкирам, и коммерсантам. Богатство будет полезным, если человек, его наживающий, живет по-божьему.

Экономист XX века Василий Яроцкий под богатством понимал всю сумму жизненных человеческих интересов в полном объеме, а не только то, что переводится в денежную оценку предметов и отношений.

В следующей части статьи рассмотрим вопросы о природных богатствах и труде людей, находящихся в тесной взаимосвязи.

Самый ценный ресурс


Один из видов богатства – это те ресурсы, которые даны человеку нашей планетой. Наиболее ценными из них являются полезные ископаемые. Это главный ресурс, который используется человеком для того, чтобы производить различные блага. К полезным ископаемым относятся природные вещества, находящиеся в земной коре и в морских недрах. Это нефть, газ, уголь, металлические руды, минералы. Их относят к невозобновляемым ресурсам, которые в конечном итоге будут исчерпаны.

Прочие виды ресурсов


К другим видам природных ресурсов относятся следующие:

  1. Воздух. Необходим человеку не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы осуществлять ряд технологических процессов – горение, окисление, охлаждение. При этом объем потребляемого воздуха относительно невелик, тогда как угрозой является его загрязнение автомобильными выхлопами и промышленными газами.
  2. Вода. Этот ресурс находится в таких водоемах, как ручьи, реки, озера, моря и океаны. Его используют во множестве разных отраслей, и служить он может очень долго, если не использовать его как место захоронения промышленных отходов.
  3. Солнце. Является природным источником тепла и света, очень выгодным при его оптимальном использовании.
  4. Растительный мир. Состоит из всей совокупности населяющих Землю растений. Для строительства используют древесину, фрукты и овощи – в питании, многие растения – в текстильной промышленности (хлопок, лен, конопля).
  5. Животный мир. К нему относятся и звери, и птицы, и рыбы, и рептилии, и насекомые. Помимо использования в качестве источника пищи, они являются сырьем для изготовления одежды, обуви, украшений, лекарств. Лошадей, быков, верблюдов, оленей, собак используют как рабочую силу.

Являясь основой богатства, природные ресурсы требуют приложения немалых человеческих усилий для того, чтобы оно было получено. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Движущая сила


Природные богатства и труд тесно взаимосвязаны. Труд является движущей силой в его приобретении. Без него нельзя:

  • Добывать природные богатства.
  • Работать над созданием капитала.
  • Производить товары и услуги.

Для экономики важным является труд людей различных профессий, умственный и физический. Оба этих направления неотделимы друг от друга. Это хорошо видно на примере строительной отрасли, ракетостроении, автомобильной промышленности, где необходим труд и простых рабочих, и талантливых ученых, архитекторов, инженеров.

Таким образом, богатство и труд по его созданию требуют получения высококачественного образования. В наш век, когда технологии достигни небывалого уровня развития, существование современной экономики немыслимо без образованных людей, без прогресса в области науки и техники.

Еще одной важнейшей составляющей трудового процесса является здоровье человека. Если люди постоянно болеют или ощущают плохое самочувствие, о качественном выполнении ими своих рабочих обязанностях не может быть и речи. Поэтому на первый план здесь выдвигается развитие медицины и пропаганда здорового образа жизни.

Надеюсь, что после прочтения статьи у некоторых людей измениться понимание богатства. Ведь оно не ограничивается исключительно финансами.

Богатство – что это такое

Итак, что же такое человеческое богатство. Специально задав этот вопрос поисковику Яндекс, я получила огромную выборку сайтов, где можно часами читать статьи и сделать вывод, что большинство людей подразумевает под богатством наличие немеренного количества денег и имущества.

Некоторые даже рассуждают, что богатство – это та остаточная часть между доходами и расходами. Все, что не удалось потратить, ушло на депозит, превращаясь в богатство.

Даже Википедия сообщает, что Богатство - не что иное, как изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.

Но так ли это? Я считаю, что понятие существенно искажено и полностью соглашаюсь с представлениями о богатстве доктора В. Синельникова. Именно после прочтения его книги «Путь к богатству или Где зарыта сокровищница», я изменила свои представления об этом термине. Признаюсь, раньше я тоже ассоциировала это слово с деньгами и иными материальными ценностями.

Что же несет в себе это слово? Давайте взглянем на его этимологию. Корневая основа слова Богатство – Бог. А что есть Бог в широком понимании этого слова? Нет, этот не седой, бородатый муж на облаке, грозящий всем наказанием. Бог – этот творец, создатель, источник изобилия, любви, блага. Бог – это абсолют, заключающий в себе все, все грани и краски жизни. Бог очень гармоничен.

Что значит, быть богатым человеком

Давайте подумаем о нашем организме. Он достаточно сложен и заключает в себе большое количество органов. Но каждый орган наделен своей важной функцией в огромной системе организма. Что мы чувствуем, когда хотя бы один маленький орган начинает работать неправильно или поражается заболеванием? Мы начинаем ощущать себя плохо. Иногда симптомы незначительны и не нарушают ритм жизни, но иной раз болезнь, локализованная в определенном участке тела, буквально сваливает нас с ног, нарушая качество жизни.

Получается, мы можем себя прекрасно, только когда все органы в нашем теле здоровы и действуют слаженно. Каждая клеточка, каждый сантиметр ткани организма важны для нашего хорошего самочувствия. Нельзя называть себя абсолютно здоровым, если хотя бы один орган в теле болен.

Теперь вспомним, что мы сотворены по образу и подобию Бога. А, значит, обладаем всеми качествами Бога. Мы БОГАТЫ. Богатый – значит имеющий в себе Бога.

Но большая часть забыла об этом, и не обладает достаточно верой, чтобы принять и признать в себе всю силу и творческий потенциал Бога. От этого начинается дисгармония, приходят трудности, страдания, болезни.

Можно ли назвать богатым человека, у которого огромное количество денег, недвижимости за границей, но при этом нет здоровья и друзей? Вряд ли. Его можно лишь назвать, финансово состоятельным.

Или еще один пример: ранее бедному человеку внезапно достается огромное наследство. Опьяненный такой удачей, но при этом не обладая достаточными знаниями и навыками по сохранению и приумножению финансов, он спускает все имущество за короткое время. Был ли он богат? Нет. Даже при наличии этого наследства, он оставался человеком с сознанием бедняка.

На мой взгляд, быть богатым – это значит признать свою божественную природу и полюбить этот мир, каждый его день, каждое мгновенье. Это значит, проявлять свой творческий потенциал во всем и гармонично наполнять любовью каждую сферу своей жизни. Осознать, что ты наделен всеми способностями для достижения той жизни, о которой мечтаешь. Прежде всего – обогатить свое сознание.

Быть богатым – значит, быть самодостаточным, иметь не только финансовые блага, но и благополучные отношения с людьми, обладать хорошим здоровьем, быть в ладу с собой и окружающим миром. Обладать желанием давать и делиться, как это делает Бог. Ведь Бог очень щедр.

Как и в нашем организме, в Боге важно все, каждый отдельный «орган». И если, например, мы имеем большое финансовое состояние, но при этом не можем найти партнера для создания семьи и мучаемся от одиночества, будем ли мы чувствовать себя хорошо? Думаю, нет. Никакие деньги не дадут того, что может дать человек человеку.

Богатый человек богат во всем. Он ценит все, что есть в его жизни, он не боится мечтать и знает, что как творец, может привнести в свою жизнь все, что пожелает. Не боится он и потерять это все. Ведь он знает, что обладает творческим потенциалом и сможет создать себе все необходимо заново.

Это личность, открытая к новым знаниям, находящаяся в состоянии постоянного обучения и поиска. Это гибкая личность. Такой человек хозяин жизни, а не ее жертва. Богатый человек – это благодарный человек.

Каковы критерии богатства

Приняв такую точку зрения и понимания слова «богатство», как я описала выше, можно впасть в некие заблуждения. Например, считать, что богатый человек, помимо денег, обязательно должен иметь семью, детей и много друзей. Ведь мы говорили обо всех жизненных сферах, которые затрагивает истинное богатство.

Но давайте не будем забывать, что у каждого свои представления о жизни, свои потребности и желания. Не все люди хотят жениться (выходить замуж), рожать детей, иметь большие компании друзей, дорогие машины, не все хотят владеть заводами и пароходами. И это совершенно нормально.

Богат тот, кто счастлив в том положении, в котором находится. Основные критерии богатства – духовное, душевное, физическое, моральное благополучие, гармония внутри и наличие достаточного количества духовных сил для полноценной, счастливой жизни, осуществления своих целей и желаний.

В заключение

Я уверена, что потенциал богатства заключен абсолютно в каждом из нас. И только от нас зависит, сможем ли мы его раскрыть и проявить в полной мере. Деньги – это всего лишь одна часть, «орган» в общей системе «организма», который мы называем богатством. Буду рада услышать ваше мнение по этому поводу. Как вы считаете, относится ли термин «богатство» только к материальной стороне жизни или вы согласны с описанной точкой зрения? Оставляйте свои ответы в комментариях, делитесь мнением.

Богатство (Wealth ) – это совокупность всех материальных и нематериальных ценностей человека или общества в целом.

Богатство общества в традиционном понимании, которое восходит еще к основателям классической школы (А. Смит , Д. Рикардо и др.), рассматривалось как набор материальных благ, накопленных трудами как предшествующих, так и настоящего поколений. Современная же экономическая наука критически относится к положению об одном лишь материальном содержании богатства. На сегодняшний момент характерен другой подход к пониманию данной категории, а именно то, что богатство – это все, что люди ценят. Подобное определение богатства позволяет отнести к нему и природные ресурсы, и врожденные способности человека, и профессиональные знания, и свободное время. С точки зрения теории такое определение богатства позволяет просветить различные тонкости этой экономической категории. С другой стороны, когда речь заходит о международных сравнениях национального богатства и статистических расчетах, подобное широкое определение богатства затрудняет (если вообще не исключает) процесс подсчета конкретных цифр. Нельзя также забывать и о том, что все богатство общества можно представить как в денежной, так и в натуральной форме. Поэтому, при изменении ценности самих денег можно придти к различным результатам оценок одного и того же набора материальных благ. К тому же, изменение оценок самих людей может привести к изменению реальных размеров богатства определенного государства. Например, в СССР в год производилось такое количество обуви, которое намного превышало подобные показатели Англии, ФРГ и Франции, вместе взятых. Производство металлорежущих станков, цемента и др. также превышало показатели наиболее развитых стран в мире. Но являются ли эти показатели, отражающие производство благ , реальным созданием богатства в стране, если, например, обувь отечественных производителей люди покупали лишь в том случае, когда не находили импортной? Бедна или богата Россия? Всегда можно услышать прямо противоположные ответы на данный вопрос. Да, мы бедные, т.к. у нас не хватает жилья по доступным ценам, отечественной одежды, отечественного продовольствия и пр. Да, мы богатые, т.к. обладаем колоссальными запасами природных ресурсов, приоритетом во многих научных исследованиях, квалифицированными кадрами. Порой вопрос ставится по иному: если мы настолько богаты, то по какой причине мы так бедны? Стали ли мы богаче, если например, увеличили добычу газа и нефти ценой загрязнения окружающей среды?

Нужно еще раз отметить, что понимание богатства во многом зависит от оценок людей. Во многом это нормативная категория и за пределами суждений людей о ценности какого-либо блага не существуют. Также богатство можно представить как все то, что расширяет выбор человека, его альтернативные возможности. С данной точки зрения, и деньги, и вещи, и свободное время, и природные ресурсы, и знания расширяют выбор людей и могут быть приравнены к богатству.

Его всегда нужно рассматривать в контексте удовлетворения потребностей. Например, если блага имеются в том количестве, в котором они способны удовлетворить все наши потребности до полного насыщения и доступны, то можно сказать, что мы богаты. Но все больше мы обращаем свое внимание на нормативный контекст в определении понятия богатства. Богат ли миллионер, который прикован болезнью к постели и потерявший физическую и умственную дееспособность? Богат ли йог, который обходится минимумом еды и занят постижением Бога? Что значит довольно популярные выражения «главное богатство - свобода» или «главное богатство - здоровье»? Можно ли быть свободным при этом не обладая тем количеством благ, которое называется прожиточным минимумом?

Все эти вопросы при анализе понятия богатства ставятся для того, чтобы подчеркнуть важность нормативных, оценочных категорий в экономической теории.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см. ). Копить ничего нельзя, – ничего, кроме самого Царства Божия. И тогда мы можем отрясать одну вещь за другой, чтобы двигаться вперед свободными – свободными от обладания. Не замечали ли вы, что быть богатым всегда значит обеднеть на каком-то другом уровне?
    А если и ум замкнуть на нашем имуществе, если замкнуть и сердце, чтобы уберечь и никогда не потерять то, что в нем хранится, то оно становится таким же мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись.

    Примечания:
    . Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. § VII.1.

    Богатство

    означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Рикардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее. Но русскому языку, равно как и некоторым из других европейских языков, напр. немецкому, свойственно употребление слова "богатство" в смысле значительного имущества - значительного как по сравнению с суммой потребностей обладателя, так и по сравнению с имуществом других лиц. Мы называем богатым человека, который может хорошо питаться, одеваться и помещаться, может удовлетворять всем требованиям комфорта и роскоши, не уменьшая своего состояния и притом без значительного труда с своей стороны. Так как образ жизни и потребности людей изменчивы, то лицо, которое слывет за богача в провинциальном городе, может в столице считаться лишь человеком среднего достатка. - Необходимо иметь в виду, что в состав богатства входят не все предметы, доставляющие пользу или удовольствие, а лишь такие из числа их, для получения которых человек должен затратить какое-либо усилие и за которые по этой причине можно при современном меновом хозяйстве получить в обмен какие-либо иные вещи или услуги. Так, например, воздух составляет для человека предмет первой необходимости, но он не может быть причислен к богатству ни отдельного лица, ни целой страны, потому что получается даром, без всяких усилий или пожертвований со стороны человека. В каком бы смысле ни понималось слово "богатство" - в смысле ли имущества вообще или же в смысле значительного имущества, во всяком случае при определении его следует различать точку зрения отдельного человека и целого народа. Для целой нации богатством являются лишь такие предметы, которые сами по себе служат для какой-либо пользы или удовольствия; у отдельного же человека богатство могут составлять, кроме того, и те требования, какие он имеет по отношению к другим лицам, напр. долговые обязательства других лиц, акции, указывающие на участие в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги. Когда мы желаем вычислить богатство отдельного лица, например, при определении наследства, то включаем и все подобные требования; между тем, с точки зрения общенародной, они не составляют и не могут составлять богатства: увеличивая имущество одного человека, эти требования уменьшают достояние другого и, следовательно, не производят никакой перемены в сумме всего народного богатства. Если бы государство нашло возможным уничтожить эти взаимные обязательства или отсрочить их на известное время, то имущество отдельного человека могло бы потерпеть от того ущерб, но сумма богатства целого народа не испытала бы никакого изменения. Другое отличие между богатством отдельного лица и целого народа состоит в том, что первое может изменяться вследствие поднятия меновой ценности входящих в него предметов, тогда как на последнее эти перемены не оказывают действия. Вследствие неурожая меновая ценность жатвы может подняться вдвое выше, чем в урожайный год, и это повлечет за собою увеличение богатства отдельных лиц, имеющих запасы хлеба; но было бы странно говорить, что при меньшем урожае целый народ бывает богаче, нежели при большем. Поэтому если желательно произвести точную оценку народного богатства, то нельзя достигнуть этой цели через простое сложение частных богатств, измеренных по меновой их ценности. Сравнивать народное имущество в различные эпохи и в разных странах возможно не иначе, как путем тщательного перечисления полезных предметов, находившихся или находящихся в обладании народа. Мы можем говорить о приросте народного богатства лишь в том случае, если в стране увеличились сумма или качество полезных предметов, создаваемых человеческими усилиями, зданий, кораблей, домашней утвари, земледельческих, мануфактурных произведений и проч., одно же приращение меновой ценности предметов, входящих в состав народного имущества, не дает еще права заключать об увеличении богатства страны. Такое приращение могло произойти, например, от поднятия стоимости земли, вызванного прибавкою народонаселения, или от возвышения ценности домов по причине прилива жителей к известной части страны; а эти перемены, заставляя население платить дороже за те же самые земли и дома, никак не могут быть названы благоприятными для народного богатства.

    Из вышеизложенного видно, что для составления правильного понятия о народном богатстве надлежало бы произвести подробную перепись всех предметов, входящих в состав единичных хозяйств с означением качеств каждого из этих предметов. Но так как подобная задача недостижима при современном состоянии статистики, то ввиду практических надобностей и теоретического интереса нередко предпринимаются приблизительные оценки, которые стремятся достигнуть цели, перечисляя лишь главные категории предметов, входящих в состав народного имущества и давая им на основании различных методов известную предположительную расценку. Статистическая литература представляет много примеров таких вычислений. Не претендуя на полную точность, они дают, однако, некоторые точки опоры для суждения об относительной экономической силе наций и в особенности о тех переменах, которые происходят в отдельных странах с течением времени. Приведем некоторые из более известных исчислений этого рода.

    Относительно Великобритании имеется целый ряд вычислений, произведенных за разные периоды времени известным статистиком Джиффеном. Джиффен принимает за основание при своих расчетах данные о поступлении подоходного налога, которые он капитализирует для получения ценности имущества из различных процентов, смотря по роду имущества: так напр., чтобы вычислить капитальную стоимость домов в стране, он помножает на 15 сумму их дохода, показанную в налоговых списках, размер капитала фермеров определяется через помножение их ежегодного дохода на 8 и т. д. Конечно, сведения, получаемые таким путем, не могут претендовать на точность, но они достаточны для суждения о переменах, происходящих в богатстве страны, тем более что они в главных чертах совпадают с результатами других более точных исчислений, которые были произведены относительно некоторых отраслей имуществ и доходов. По расчетам Джиффена, богатство Великобритании за 1885 год может быть оценено в 10037 миллионов фунтов стерлингов, или в 63167 миллионов руб. металлических, тогда как при подобной же оценке за 1875 г. получилось 8548 млн. фун. ст., а за 1865 год - 6113 млн. ф. ст. Сумма богатства, вычисленная для 1885 г., дает на каждого человека среднюю цифру в 270 ф. ст., или в 1703 р. мет., а на каждую семью, принимая ее, согласно английским данным, в пять человек - около 1350 ф. ст., т. е. около 8514 р. мет. Главные статьи, из которых слагается приведенная выше цифра народного богатства за 1885 г., следующие: земли - 1691 млн. фун. ст.; дома - 1927 млн. ф. ст.; капитал фермеров - 522 млн. фунт. ст.; капитал в процентных бумагах, за исключением английского государственного долга, - 527 млн. фунт. стерл.; железные дор. - 1008 млн. фунт. ст.; капитал акционерных компаний - 1025 млн. фунт. ст.; капитал разного рода промышленных и торговых предприятий - 541 млн. ф. ст.; движимое имущество, не обложенное подоходным налогом, именно домашняя обстановка, предметы искусства и пр. - 960 млн. ф. стерлингов; государственное и общественное имущество - 500 м. ф. ст. В приведенном перечислении обращает на себя внимание высокая ценность домов и домашней обстановки, значительно превышающая стоимость земли. Для Франции существует несколько вычислений, из которых новейшие принадлежат Вашеру , Амелину , Мони и де Фовилю. По этим вычислениям имущество Франции оценивается от 200000 до 250000 млн. фр., или 50000 до 62500 млн. руб. мет., что дает на каждого человека в среднем выводе от 1375 р. до 1680 руб. мет. В основание расчета де Фовиля положены сведения о сумме имуществ, переходящих путем наследства и дарения, которые с 1826 года обложены во Франции особым налогом и потому тщательно региструются. Де Фовиль, принимая среднюю продолжительность поколения в 36 лет, считает ценность ежегодно переходящих имуществ за 1/36 всего народного имущества. Так как, однако, приведенный прием заключает в себе очевидные неточности, то автор прибегает к различным поправкам на основании других источников. Из общей цифры в 200000 млн. фр., получаемой по оценке де Фовиля, 80000 млн. фр. приходится на недвижимую собственность, кроме домов; 40000 млн. фр. - на дома; 30000 млн. фр. - на процентные бумаги, французские и заграничные; 50000 млн. фр. - на прочее движимое имущество. Из других европейских стран вычисление, подобное вышеприведенным, имеется для Италии. Оно выполнено Панталеоне по методу де Фовиля на основании данных о переходе имуществ по наследству и дарению. По расчету Панталеоне , приблизительная стоимость имущества частных лиц в Италии равняется 48000 млн. лир, или 1660 лирам на человека, что составляет около 415 руб. мет. Из приведенной суммы 29000 млн. лир составляют стоимость земли, 9000 млн. лир - ценность строений, а остальное приходится на промышленное и разное иное движимое имущество. В Бельгии Массальский в конце 70-х годов исчислял ценность народного имущества в 29500 млн. фр. В Дании Фальбе Гансен в начале 80-х годов оценивал богатство страны в 6500 млн. крон (2251 млн. руб. мет.), из числа которых 4680 млн. крон приходится на недвижимую, а 2081 млн. крон на движимую собственность. Особенно интересными представляются сведения относительно Северо-Американских Соединенных Штатов, где при каждом цензе, производимом, как известно, через 10 лет, собираются правительством обстоятельные данные о разных видах народного имущества. Десятый ценз 1880 года дал общую сумму народного богатства в 43642 млн. долларов, или в 56560 млн. р. мет., которая слагается из следующих главных статей: фермы - 10197 млн. дол.; жилые здания и промышленное недвижимое имущество - 9881 млн. дол.; железные дороги с обзаведением - 5536 млн. дол.; движимое имущество жилых домов, как то: картины, книги, домашние запасы, топливо и пр. - 5000 млн. дол.; скот, земледельческие орудия и машины - 2406 млн. дол.; запасы земледельческих и мануфактурных продуктов (три четверти ежегодного производства и заграничного ввоза) 6160 млн. дол.; телеграфы, суда и каналы - 419 млн. дол.; недвижимые имущества, изъятые от обложения (церкви, школы, общественные здания и пр.) - 2000 млн. дол.; наличные деньги - 612 млн. дол.; разное - 619 млн. дол. Интересно проследить, насколько быстро возрастало богатство в Соединенных Штатах в течение последних десятилетий. В 1850 г., при населении в 23,3 млн. чел., ценность имущества страны по официальному исчислению простиралась до 7136 млн. дол.; в 1860 г. при 31,5 млн. чел. - до 16159 млн. дол.; в 1870 году при 38,5 млн. чел. - до 30069 млн. дол.; в 1880 при 50,1 млн. чел. населения - до 43642 мил. дол. Таким образом, население за 30 лет возросло на 115 %, а богатство - на 512 %. Средняя сумма богатства, приходящаяся на одного человека, равнялась: в 1850 г. - 308 дол., в 1860 году - 510 дол., в 1870 году - 777 дол., в 1880 г. - 870 дол., или 1153 руб. мет.

    Литература. А. Смит, "The Wealth of Nations", Д. Рикардо, "Principles of political economy"; Д. С. Милль, "Principles of political economy"; В. Рошер, "Grundlagen der Nationalökonomie"; И. И. Нейман, "Grundlagen der Volkswirthschaftslehre" (Тюбинген, 1889); Нейман-Спалларт, "Uebersichten der Weltwirthschaft" 1883-84 гг. (Штутгарт, 1887); Джиффен, "The Growth of Capital" (Лондон, 1889).

    А. Чупров.


    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "Богатство" в других словарях:

      Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

      Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

      См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

      богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

      - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов