Венецианский карнавал краткое описание. Венецианский карнавал: история и современность! Что и где поесть

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история. Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

История Венецианского карнавала насчитывает десятки веков. За это время он успел пережить свой расцвет, упадок, полный запрет и триумфальное возрождение. Овеянный романтическими легендами и воспетый сотнями поэтов, для нас этот карнавал был и остается эталоном красочного городского праздника, а Венеция – городом масок. Кстати, маски на карнавале были не всегда, но об этом далее…

Сатурналии

История этого самого знаменитого итальянского праздника уходит корнями в глубь веков. Истоки его нужно искать в Древнем Риме. На протяжении многих столетий римские граждане ежегодно отмечали Сатурналии – шумные праздненства, посвященные богу Сатурну. В честь этого покровителя земли, посевов и плодородия люди несколько дней предавались безудержному веселью, неуемным возлияниям и прочим безумствам, это самое плодородие прославляющим. Все присутствующие на празднике должны были надевать маски, поэтому в это время стирались все социальные различия и богач мог спокойно пировать бок о бок с рабом, а знатная матрона с удовольствием предаваться плотским утехам с плебеем.
Все это, разумеется, было не слишком полезно для здоровья, а потому смерть во время Сатурналий считалась делом не только обыденным, но даже почетным. Более того, на время праздника горожане выбирали так называемого короля, которым мог оказаться кто угодно. Звание было очень почетным, если бы по завершении всех торжеств, король не должен был публично покончить с собой…


Шли века, и кровавые обычаи Сатурналий ушли в небытие вместе с ними самими. В раннее средневековье – время темное и тревожное, венецианцы предпочитали не веселиться. А первый венецианский карнавал в нашем понимании этого слова состоялся в 1162 году, тогда горожане шумно праздновали свою независимость от патриарха Аквилеи. Эти гуляния так им понравились, что традиция стала ежегодной. Правда, масок в то время еще не носили, они появились несколькими веками позже.

Порок под маской

В эпоху расцвета Венецианской республики маски стали очень популярны среди горожан, которые носили их даже в обычной жизни. Существовало даже поверие, что смерть всегда проходит мимо человека в маске. Как правило, за масками люди прятали свои пороки – страсть к азартным играм или супружеские измены. Обязательно носили маску блудницы и преступники.


Так как почти все венецианцы имели причину скрывать свое лицо, со временем масок на улицах стало так много, что местные власти вынуждены были издать указ о запрете их ношения. Это случилось в 1703 году. С тех пор, маски можно было надевать только во время ежегодных празднований окончания зимы, которые постепенно и превратились в знакомый нам по книгам и фильмам Венецианский карнавал.


Город надевал маски ежегодно в середине зимы, и не снимал их вплоть до самой Масленницы. Так, предаваясь самым изысканным утехам и порокам, знатные венецианцы коротали время до весны. Простой люд в это время также предпочитал веселиться. На городских площадях постоянно проходили шуточные состязания. Люди ловили зубами рыб в кадушках или соревновались в умении взбираться по намазанным салом шестам, проводили потешные бои, бросаясь друг в друга яйцами, а в морозные зимы, которые в те времена не были редкостью, катались на коньках и санках.


Все это веселье прекратилось с падением независимости республики. Новый правитель Венеции, австрийский император, в 1797 году запретил городу проводить большие праздники. Такого же мнения придерживался 150 лет спустя и диктатор Бенито Муссолини. Потом случилась война, и позорное поражение. А после разруха и медленное возвращение к нормальной жизни заняли все мысли венецианцев, им опять стало не до праздников.

Карнавал сегодня

Возродился Венецианский карнавал только в 1979 году. К тому моменту правительство Италии осознало, что подобный праздник обязательно привлечет к себе внимание общественности, а большое число туристов очень благотворно скажется на экономике страны. И они не просчитались, каждый год на карнавал в Венецию приезжает более полумиллиона туристов.


В конце 90-х годов карнавал получил свой гимн, написанный самим Пьером Карденом. Но, разумеется, участие великого кутюрье в праздненстве этим не ограничилось. Современный карнавал – это настоящая феерия с музыкой, танцами, фейерверками и дорогими роскошными костюмами. Многие богачи мира отдают модельерам целые состояния за возможность блеснуть в уникальном костюме Пьеро или Коломбины. А многие маски ручной работы смело можно причислить к произведениям искусства.


Простые люди также могут принять участие в карнавале и желающие это сделать, на протяжении многих месяцев самостоятельно готовят себе костюмы. Однако чаще всего туристы предпочитают смотреть на торжество со стороны или через объектив фотоаппарата. А посмотреть тут есть на что.

Парад Марий

Венецианский карнавал начинается с так называемого «Парада Марий». По легендам, в Х веке в городе существовала странная традиция – все свадьбы могли совершаться только один день в году. В этот день целая процессия невест шествовала по улицам города к церкви Сан Николо, где их ожидали будущие мужья.
Но в 943 году свершиться свадьбам помешали пираты, которые вероломно напали на процессию и похитили всех невест. Однако далеко уйти со своей добычей корсарам так и не удалось, разгневанные горожане напали на их корабль и вернули всех девиц на церемонию.


В память об этом случае в Венеции был заведен обычай праздновать одновременно 12 свадеб. Самые богатые и знатные женихи должны были связать себя узами брака с самыми красивыми, но бедными горожанками. При этом каждая из них должна была носить имя Мария.
При возрождении карнавала возродили и Парад Марий. И хотя теперь они не вступают в брак с самыми завидными женихами Венеции, попасть в число 12-ти участниц не так просто, все девушки проходят тщательный отбор. Сам парад открывает карнавал, а в его последний день, на площади Сан-Марко торжественно выбирают самую красивую «Марию» и коронуют ее.

Полет ангела и прочие развлечения

Полет ангела — одно из самых впечатляющих событий карнавала проходит в первое воскресенье праздника. Девушка одетая в красивое платье, как правило это победительница парада Марий прошлого года, совершает головокружительный полет на канате над площадью Сан-Марко. Он начинается с вершины стометровой кампанеллы и заканчивается у порога Дворца дожей.


Говорят, что эта традиция появилась еще в XV веке, когда один отчаянный акробат, одетый в костюм ангела, прошел по канату от собора Сан-Марко до Дворца дожей. Это зрелище привело горожан в восторг, и с тех пор повторялось каждый год, пока один из смельчаков не разбился насмерть. Это произошло в середине XVIII века, и в последующие годы ангел над Венецией больше не летал. Традицию возродили только в начале ХХI века, когда современные технологии позволили сделать полет безопасным, а зрелище еще более захватывающим.


В тот же день проходит и еще одно увлекательное мероприятие – красочная регата – своеобразный водный парад, когда по Гранд-Каналу в гондолах проплывают живописные группы, одетые в яркие исторические костюмы.


Все последующие дни весь город превращается в одну большую арену для выступления акробатов, музыкантов, танцоров и театральных коллективов.


В особняках аристократов в эти дни проходят грандиозные балы. Стать гостем такого бала теоритически может любой желающий, но стоит такое участие немалую сумму. Зато на самом балу, никто не спросит вас о знатности происхождения и любая «Золушка» сможет станцевать менуэт с представителем какой-нибудь аристократической семьи. Разумеется, что самым главным условием пребывания на балу служит маскарадный костюм и маска.


Еще в дни карнавала проходит большой конкурс масок. На суд авторитетного международного жюри представляются самые изысканные и оригинальные костюмы. Награды вручаются сразу в нескольких номинациях, а сама церемония проходит в заключительные дни карнавала и производит потрясающее впечатление.

Венецианский карнавал это удивительный праздник с богатым на события прошлым и счастливым будущим. И хотя венецианцы частенько ворчат, что он превратился в чисто коммерческое мероприятие, целиком и полностью созданное для развлечения туристов, они неправы. Удивительная атмосфера самого города, его архитектура и история, придают празднику неповторимое очарование. Поэтому карнавал в Венеции никогда не станет рядовым городским праздником, для этого он слишком изыскан и своеобразен.

Расположенная в северной части Италии, Венеция иностранцам известна, прежде всего, благодаря своим, уходящим под воду улицам. Но не только прогулки на гондолах могут заинтересовать путешественников: любители событийного туризма вправе рассчитывать на ежегодные развлекательные мероприятия, проводимые в этом северном городе. Речь, конечно же, идёт об одном из известнейших костюмированных действий — венецианском карнавале.

История праздника

История венецианского карнавала уходит своими корнями в далёкое прошлое: каждый год в период зимнего солнцестояния после уборки урожая древние римляне устраивали массовые гуляния в честь бога Сатурна, именуемые Сатурналиями. Именно тогда и возникло само понятие карнавальной маски. Дело в том, что во время массовых празднований рабы сидели за одни столом со своими хозяевами и, дабы сословные предрассудки не портили веселье, лица пирующих скрывались под масками.

Как появилось само название «карнавал», доподлинно определить, пока не удалось. Одной из популярнейших версий является заявление католической церкви о связи слова «карнавал» с латинским «carne vale», что дословно переводится «прощание с мясом». Пытаясь приспособить дохристианское празднование к новому вероисповеданию, католическая церковь использовала его для подготовки к самому строгому и длинному в году посту перед Пасхальным воскресеньем. Первое письменное упоминание о венецианском карнавале датируется 1094 годом, а уже в 1296 году Сенат республики Венеция объявил последний день перед Великим постом официальным праздником.

Праздничные карнавальные веяния от венецианцев «подхватили» жители других городов и стран. Главными же атрибутами любого карнавального действия являлись маски и костюмы, основным назначением которых было скрыть социальные отличия. Среди самих же жителей Венеции венецианские карнавальные маски стали настолько популярны, что их носили не только в карнавальные, а и обычные дни. Причём нередко лица скрывали для совершения весьма неблаговидных поступков, таких, как воровство. Из-за этого ношение карнавальных масок в Венеции вне действия было запрещено католической церковью. А в 1608 году был выдан декрет, по которому, нарушившие указ, мужчины приговаривались к штрафу и двум годам тюрьмы, а женщин публично секли розгами на городской площади.

Венецианский карнавал стал настоящей отдушиной для итальянцев, живших под жестоким гнётом религиозных запретов, а поэтому ничего постыдного и недозволенного для человека в костюме и маске просто не существовало. Практически до конца XVIII века карнавал оставался ярчайшим событием общественной жизни венецианцев, но потом интерес к нему угас. Своё продолжение история венецианского карнавала нашла лишь во второй половине XX века.

Традиционным символом ежегодного карнавального действия, проходящего в Венеции, является маска. В быту маски венецианского карнавала были очень популярными: к их помощи прибегали, как во время романтических свиданий, так и для действий, связанных с нарушением закона.

Кожа, бархат и папье-маше являются главными материалами, служащими для изготовления венецианских масок. Самые первые карнавальные маски имели непритязательный дизайн и носили практичный характер. А вот современные маски венецианского карнавала – настоящее произведение искусства. Их разукрашивают вручную при помощи сусального золота и грунта, украшая перьями и драгоценными камнями. Большинство венецианских карнавальных масок являются персонажами комедии дель арте – уличного представления очень популярного среди жителей Италии.

Одной из популярнейших масок была баута: её надевали не только бедняки, а и те богачи, которые хотели «сходить в народ», сохранив инкогнито. Немного жутковатый дизайн не только менял голос обладателя, а и позволял кушать, не снимая маски.

Полумаска Коломбина украшается перьями, золотом, хрусталём и серебром. Легенда её появления сообщает о красавице актрисе, не пожелавшей скрывать свою красоту. Для неё и была изготовлена маска, закрывающая лишь часть лица.

Весьма интересная история предшествовала появлению маски венецианского карнавала кот. Хотя котов в тонущем городе было немного, к ним относились с большим уважением. Один китаец приехал в Италию абсолютно без денег, но с котом. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, животное умудрилось переловить всех крыс и мышей во дворце. Дож был настолько рад, что осыпал китайца золотом, чтобы кот остался в Венеции. Решив, что за неописуемой красоты шелка заплатят больше, чем за дряхлого кота, китаец вернулся в Италию с новым товаром. Привезённые купцом, ткани привели дожа в такой восторг, что он без малейших раздумий распрощался с самым ценным, что у него тогда было. Таким вот образом кот вернулся на родину.

Венецианский карнавал сегодня

Примерно полмиллиона туристов из разных уголков планеты ежегодно съезжаются на венецианский карнавал. Праздник, посвящённый освобождению девушек, похищенных пиратами из Истрии, Festa delle Marie открывает действие. Представления в стилистике комедии дель арте показывают на площади, после чего на зрителей сыплются тонны конфетти. И только потом начинается шествие. Уличные концерты, фейерверки, театральные представления, дворцовые балы маскарады – это то немногое, чем радует венецианский карнавал. Костюмы венецианцев, олицетворяющие популярных персонажей итальянской комедии, – Пьеро, Коломбину, Арлекина, Панталоне – на несколько дней становятся своеобразной эмблемой Венеции. Карнавал сегодня – это попытка отобразить фривольную, бесшабашную и феерически весёлую атмосферу древнеримских Сатурналий.

В 1996 году известный на весь мир кутюрье Пьер Карден лично написал гимн Венецианского карнавала, а отличительной чертой карнавальных постановок последних лет является участие в них художника из России Михаила Шемякина. Костюмы многих представителей элиты разных стран пошиты по его эскизам. А вот менее притязательные путешественники предпочитают изготавливать эксклюзивные венецианские маски своими руками. Это не только намного дешевле в финансовом отношении, но и позволяет обычному туристу почувствовать свою причастность к столь древнему и великому действу под названием венецианский карнавал.{jcomments on}


Венеция. Венеция! Венеция… Как много говорит название этого города. Ведь это и каналы, и гондольеры, ночные прогулки под полной луной. Ведь это старинные улочки и площади. И известные на весь мир храмы, и картины великих мастеров. И воспоминания о славных временах Казановы. И карнавал. Самый известный, самый первый Венецианский карнавал.



История Венецианского карнавала уходят ещё во времена Древнего Рима. В Древнем Риме раз в год, во время зимнего солнцестояния (в декабре) праздновались Сатурналии. Проходили они в честь бога Сатурна – одного из главных древнеримских божеств, покровителя земледелия. В этот праздник рабам разрешалось веселиться вместе со своими господами, сидеть с ними за одним столом. И для того, чтобы предрассудки не портили настроение, все наряжались в маски, и теперь не было видно, кто господин, а кто раб.



С исчезновением в пучинах времени Древнего Рима и приходом новой религии, христианства, традиция самого праздника не исчезла, а немного трансформировалась, изменилась. Теперь древнеримских богов больше никто не тревожил, а вот маски и сохранились, как сохранилось и безудержное веселье, когда можно забыть обо всех приличиях. Теперь карнавал стал проводиться перед постом, который предшествует Пасхе. И упоминание о первом Венецианском карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году Сенат Венецианской Республики официально провозглашает последний день перед Великим постом праздником.



Венецианский карнавал… А вот происхождение слова карнавал весьма запутанно. Есть несколько вариантов, первый - carne vale, что означает «прощай, мясо», и пошло это название, скорее всего, от католической церкви, которая таким образом дала название празднику перед Великим постом. Либо car val- что означает «корабль шутов» и, таким образом, даёт меткую характеристику самому празднику.


Венецианский карнавал был пышен и известен. А …А маски со временем стали популярны не только во время карнавала, но и в обыденной жизни. Церкви даже пришлось официальным указом запрещать ношение масок вне карнавала. А в 1608 году был издан декрет, по которому мужчины, замеченные в ношение масок в не карнавальные дни, подвергались тюремному заключению сроком на два года и денежному штрафу. С женщинами поступали проще – их просто секли на площади.



Венецианский карнавал был популярен вплоть до XVIII века (XVIII век это одновременно и самый расцвет, пик популярности карнавала, и его конец), кстати, большим не любителем венецианского карнавала оказался и Наполеон Бонапарт. А вот во второй половине ХХ века Венецианский карнавал вновь начинает набирать популярность.


Теперь Венецианский карнавал ежегодно посещают около полумиллиона туристов. При чём они не только зрители, они и весьма активно принимают участие в самом карнавале. Наиболее активны пожилые туристы из Италии и Франции. Они шьют костюмы и участвуют в костюмированных балах, которые проходят в старинных дворцах Венеции. Молодёжь чаще развлекается на площадях и в барах.



Венецианский карнавал начинается с праздника Festa delle Marie, который посвящён освобождению похищенных пиратами из Истрии венецианских девушек. Затем устраивается традиционное представление на главной площади Венеции Сан-Марко. Это представление – «Полёт ангела». Оно заключается в том, что девушка, ангел, спускается на ремнях с колокольни базилики Святого Марка. Спускается плавно и изящно, будто она и в самом деле ангел. На Венецианском карнавале 2010 года роль ангела досталась молодой и прекрасной девушке Бьянке Брандолини Д’Адд, дочери графини Джорджины Брандолини. В 2011 году «ангелом» была Сильвия Бьянкини, молодая жительница Венеции.


А далее следует карнавальное шествие и сами празднества, как во дворцах, барах и ресторанах, так и на площадях и улицах города. Вся превращается в сплошной карнавал. Везде можно встретить людей в потрясающих костюмах и невероятных масках. Кстати, сегодня кроме традиционных масок Венецианского карнавала, к примеру, Доктор чумы, можно встреть и разнообразные фантастические, и даже маски известных людей, к примеру, певцов или политиков. Можно увидеть и маску Наполеона, так не любившего Венецианский карнавал, и маску Фиделя Кастро с соратниками. На карнавале возможно всё, любая ваша фантазия воплощается в реальность.



В 1996 году у Венецианского карнавала появился и свой гимн, который написал известный модельер . (на видео – Вивальди)



Венецианский карнавал проходит ежегодно. Но так как дата карнавала связана с датой Пасхи, а праздник Пасхи, как известно не привязан к конкретному числу, то и дата Венецианского карнавала также перемещается. Венецианский карнавал проходит в марте или феврале, при этом если прошлогодний карнавал был в марте, то следующий будет в феврале, а затем опять в марте. Так карнавал 2011 года проходил в марте, поэтому карнавал года 2012 состоится в феврале. И не забудьте придумать маску.


Венецианский карнавал 2019: программа и даты фестиваля. Чем заняться и как провести время, если повезло оказаться в Венеции в период зимних гуляний.

#2. Savoia & Jolanda 4*

Качественная европейская «четверка». Разумное решение - выбрать отель в районе Кастелло и на ночь самоустраняться от суеты Сан-Марко. В отеле номера в дворцовом стиле (предупреждаем любителей минимализма) и терраса с видом на Большой канал.

Отель Savoia & Jolanda 4* (Венецианский карнавал 2019)

#3. Splendid Venice 4*

Преимуществ масса: расположение, возможность заказать водное такси ко входу, панорамная терраса на крыше, близость Сан-Марко (500 метров). В гостинице позаботились об удобных кроватях и вкусных завтраках. Мы влюблены в него! 8,7 баллов на booking.com + 9,5 (!) за расположение.

Отель Splendid Venice 4* (карнавал в Венеции 2019)

#4. Hotel Anastasia 3*

Один из самых бюджетных отелей в районе Сан-Марко. До знаменитой площади 300 м - ни одно из событий торжества не обойдет вас стороной! Номера неплохо обставлены, гости отмечают также гостеприимство и профессионализм персонала.

Двухместный номер в Hotel Anastasia 3* (Венеция)

#5. Hotel Bel Sito & Berlino 3*

Гостиница в традиционно венецианском стиле по адекватной цене. Дизайн номеров очень романтичный, понравится всем, но влюбленным парам особенно! Кормят вкусно, wi-fi работает хорошо, все основные достопримечательности рядом.

Запомните - Hotel Concordia (Венецианский карнавал 2019)

Что купить на карнавале в Венеции

Оказавшись на карнавале, вы наверняка захотите побаловать себя подарками. Сувениры, на которые не жаль тратить деньги в таком дорогом городе, как Венеция:

Аркан I Маг (Tarocco del Carnevale di Venezia) — ценнейшая находка на Венецианском карнавале!

  • Карнавальная маска. Без этой красавицы вы вряд уедете из города. На подарки купите несколько экземпляров по средней цене, и программу минимум можно считать выполненной;
  • Шампанское Bellini — игристый напиток с ароматом абрикоса. Если хотите что-то более элегантное, обратите внимание на вина провинции Венето . По цене 10-12 EUR вы приобретете достойный подарок;
  • Карты таро с венецианской тематикой. Колода, которую можно использовать в качестве путеводителя, — Tarocchi di Venezia издательства Dal Negro. Она снята с производства, но в венецианских лавках изредка встречается. Таро Казановы от Lo Scarabeo также радует видами города, купить можно повсеместно. Tarocco del Carnevale di Venezia 1988 года, целиком посвященная карнавалу в Венеции. Найти трудно, но если вдруг удастся, знайте — за один экземпляр коллекционеры готовы отдать 500 EUR;
  • Одна из тысяч конфети , на которые рассыпается голубка во время церемонии открытия. Сувенир абсолютно бесплатный, но наиболее ценный.

Экскурсии по Венеции и окрестностям

Лучшие экскурсии в Венеции - не массовые «прогулки на гондолах», а необычные маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, которым есть, что рассказать и показать. Все экскурсии проводятся на русском языке.

Производство карнавальных масок Венеции

В заключение самый красивый ролик, посвященный Венецианскому карнавалу, который нам удалось найти. Смотрите и воодушевляйтесь!


Посетите и узнайте на какие стоит тратить деньги. Узнайте, как проходит и , а также в качестве сувенира.