В каждом мужчине обитают боги. Джин болен - боги в каждом мужчине. архетипы, управляющие жизнью мужчин

Татьяна Кулинич

Как утверждал знаменитый психолог прошлого века Карл Юнг, мифология – это предтеча современной психологии. И в мифологических сюжетах прошлого мы можем найти разгадку к современным проблемам, ведь мифы являются средоточием человеческого опыта, сокровищницей накопленной столетиями мудрости. Истории о различных божествах и их приключениях – это первая попытка разобраться в сложности человеческих характеров, их негативных и позитивных сторонах. Анализируя различные мужские и женские божества, мы знакомимся с разными сторонами собственной природы. В данной статье мы обсудим главные мужские божества греческо-римского пантеона, той культуры, которая, по мнению большинства историков, оказала наиболее влияние на европейскую цивилизацию. А это значит, что данные ролевые модели в некотором смысле у нас в крови.

Боги и их характеры

Зевс – царь и родоначальник всего семейства богов. Зевс обладает амбициозным, горделивым, но при этом довольно любвеобильным характером. Добрая половина греческих мифов посвящена тому, как данный бог влюбился в нимфу или земную женщину, и неприятностям, которые приключились из-за этого. Это архетип власти и любви к жизни в чистом виде. Зев поддерживает порядок на Олимпе, проявляет заботу о богах и людях, сохраняет мир от катастроф, улаживая конфликты между богами.

Мужчина типажа Зевса любит чувствовать себя главой семьи, клана, корпорации. Когда ему отдают должное почтение и прощают небольшие слабости, он способен превратить жизнь близких людей в рай. Он заботлив, но очень честолюбив. Если в его авторитете сомневаются, Зевс выходит из себя. Такой мужчина консервативен, хотя может позволить себе и другим изредка отступать от правил, если это держится в тайне. Карьера в его жизни занимает одно из первых мест. Ему важно, чтобы работа была престижной и высокооплачиваемой, мужчина Зевс хочет быть среди «сливок общества». Он общителен и дружелюбен, но не способен избегать покровительственного тона в разговоре. Рядом с собой Зевс хочет видеть покладистую и мудрую женщину, которая бы могла закрыть глаза на его любвеобильность. Хотя Зевс любит флиртовать, но крепость семейных уз для него святое.

Гадес – царь подземного мира, загадочный и мрачный бог. Как и Зевс, он честолюбив и считает себя исключительным. Но, в отличие, от последнего, Гадес презирает так называемые «мирские ценности», страсть к наживе, погоню за славой. Он часто живет жизнью отшельника, кажется неприметным и странным. Он занят внутренней работой: саморазвитием, познанием мира. Такие мужчины часто увлекаются оккультизмом, магией, творчеством и прочими непонятными для среднестатистического человека занятиями. Это – ярый индивидуалист. Если Зевс не способен играть на равных в одной команде, но умеет и хочет быть лидером, то Гадес не желает взаимодействовать с людьми ни на каких основаниях. Он подпускает к себе только избранных, тех, кто разделяет его ценности и скептицизм по отношению к окружающему миру.

Мужчины такого типажа склонны к депрессии и пессимизму. Но, как ни странно, это лишь придает ему сил. Его тоска часто становится катализатором творчества. Гадес редко влюбляется, но, почувствовав влечение к определенной женщине, он не остановится ни перед чем, чтобы завоевать ее. Он видит в своей возлюбленной единственную музу, несравненное божество, но при этом может быть весьма давящим человеком. Он безумно ревнив, зато столь же страстно верен своей избраннице. Чтобы компенсировать свою мрачность, Гадес тянется к невинным и отзывчивым девушкам.

Аполлон – бог солнца, искусства, закона и логики. В древнегреческой религии считался одним из самых прекрасных и одаренных богов. Аполлон одинаково хорош и в искусстве, и в науке, его образованность восхищает окружающих. С детства такой мужчина привык быть любимчиком семьи, на него возлагали множество надежд, и он всегда их оправдывал. Он излучает уверенность, ему не нужно доказывать свое превосходство с помощью престижной работы, борьбы за положение в обществе. Все это дается ему легко, Аполлон очень удачлив. Он обладает даром вдохновлять окружающих людей одним своим присутствием. Целеустремленность – важная черта его характера. Он не охотится за деньгами или славой, Аполлон одержим идеалом совершенства. Ему постоянно необходимо превосходить себя самого.

Его основной недостаток – эмоциональная холодность, поэтому Аполлону часто не везет в любви. Он не обделен женским вниманием, но ему сложно понять, зачем нужны близкие отношения. Ведь холодный мир разума и логики для него выше эмоций. Такой мужчина редко остается один, но лишь потому, что быть одиноким не принято и ему нужен верный партнер, тот, кто будет им восхищаться. Аполлон принципиален, и в отличие от Зевса, не терпит слабостей человеческой природы. В законе и порядке он видит высшую гармонию, презирает хаос и непредсказуемость.

Дионис – полная противоположность Аполлона. В греческой мифологии Дионис – бог вина, религиозного экстаза, неистовой животной природы, которая дремлет в каждом человеке. Мужчина Дионис презирает правила и условности, главная ценность для него – удовольствие. Он живет здесь и сейчас, не задумываясь о будущем. Иногда кажется, что он находится на грани безумия, Дионис постоянно в поиске новых впечатлений и приключений, как и Гадеса, его манят запретные темы. Но в этом безумном танце он никогда не теряет себя. Дионис, как птица Феникс, которая возрождается из собственного пепла. Его высочайшее удовольствие – испытывать себя и других на прочность, ходить по острию лезвия, играя с судьбой.

Дионис – один из наиболее чувственных богов. Он способен подарить женщине неземное наслаждение, и в постели, и просто присутствуя рядом с ней. С ним люди раскрепощаются и набираются смелости, чтобы заглянуть за рамки дозволенного. Диониса, как и Гадеса, влечет все мистическое. Но в отличие от него, этому богу чужды аскетические идеалы затворничества.

Гермес – архетип «вечного юноши», умный и хитрый вестник богов. Он – прообраз Фигаро, плутоватого персонажа, который обладает почти магической способностью выпутываться из самых сложных ситуаций и присутствовать в нескольких местах одновременно. Как и Зевсу, Гермесу нужно постоянно находиться в гуще событий. Но не в качестве лидера, Гермесу интереснее быть наблюдателем, подстрекателем, серым кардиналом, который своими манипуляциями способен превзойти царя. Ему не нужна власть, деньги для него лишь способ обрести большую свободу. Его мастерские манипуляции редко имеют конкретную практическую цель. Это – мудрый шут, который затевает проказы ради своего удовольствия, хотя часто его «заварушки» вскрывают давно назревавшие в обществе противоречия.

Гермес – заядлый путешественник и любознательный интеллектуал. Его знания не такие систематические, как у Аполлона. Но, благодаря своей врожденной смекалке и любопытству, познания Гермеса намного более широки и практичны. Он не может жить без общения, падок на сплетни. Его спутница жизни, прежде всего, должна быть для него другом и вдохновением на совместные шалости. Классические семейные ценности его не интересуют.

Татьяна Кулинич для https://junona.pro

Junona.pro Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

Здесь я говорю о богах в каждом мужчине, но и в женщинах нередко обнаруживается тот или иной бог. Точно так же выяснилось, что часть психики мужчины тоже может ассоциироваться с той или иной богиней. Боги и богини представляют определенные качества в человеческой психике. В качестве архетипов в каждом из нас присутствует весь пантеон греческих божеств -- как мужских, так и женских. Однако боги, как правило, более сильны и влиятельны в личности мужчины, а богини -- в личности женщины.

Каждый архетип ассоциируется с теми или иными дарами и потенциальными проблемами, которые "даны" этим богом или богиней. Осознание этого факта помогает уберечься от излишнего самодовольства или самобичевания. Особенно значимы для нас те действия, к которым побуждает наша архетипическая природа. И поэтому мужчина, знающий, какие боги в нем активны, может принимать все свои решения с учетом того, что принесет наибольшее удовлетворение лично ему.

Узнав кое-что об архетипах богов, мы можем восстановить отторгнутые части себя. Этому процессу способствуют сны, воспоминания и мифы, помогающие нам подключиться к своему бессознательному.

Знать о богах, которые живут в мужчинах, важно и женщинам, ибо многие из них прилагают значительные усилия, чтобы понять мужчин (чаще всего, одного мужчину). Иногда женщины замечают, что они снова и снова завязывают отношения с мужчиной определенного типа, и им будет полезно узнать, "кто" именно их привлекает в этих мужчинах. Возможно, книга "Боги в каждом мужчине" поможет понять, что этих женщин привлекал в разных мужчинах именно определенный бог (или архетип), но этот "бог" не отвечает их ожиданиям от совместной жизни, что и служит причиной неудач во взаимоотношениях.

Понимание "богов" поможет родителям (особенно матерям) мальчиков увидеть, "кем" является их сын, и оценить по достоинству его качества. В результате родители почувствуют себя более компетентными, поскольку поймут, как ощущает себя этот ребенок, как к нему относится мир, каковы его сильные стороны, какие трудности перед ним возникают и какая помощь ему требуется от окружающих.

Как мужчинам, так и женщинам нередко требуется более четко увидеть своих родителей -- иногда для того, чтобы простить, а иногда -- чтобы понять. Возможно, понимание богов и мифов поможет вам составить более объективный портрет собственного отца.

И поскольку боги присутствуют также и в женщинах, эта книга поможет лучше разобраться в себе и им тоже. Особенно это касается тех женщин, которые уже познакомились со своими "богинями", а теперь обнаружат, что какая-то часть их поведения обусловлена именно действием того или иного бога. Такое открытие может принести то удовлетворение, которое мы все испытываем, когда находим недостающую часть пазла-мозаики -- особенно если недостающая часть не просто завершает картинку, но и наполняет жизнь смыслом.

Боги и богини присутствуют в каждом человеке. Благодаря им вы можете пережить те секунды прозрения, когда смутное интуитивное знание о себе вдруг сопоставляется с отчетливым образом и точной формулировкой. Как будто вы впервые заглянули в зеркало, увидели свои черты и у вас сложилось более четкое представление о собственном образе и о том, какое впечатление вы производите на других людей.

Я писала эту книгу для всех, кто хочет лучше понять мужчин и мальчиков или узнать о мужских архетипах -- как в мужчинах, так и в женщинах, или понять себя и свои взаимоотношения. Но прежде всего я писала ее для тех мужчин, которые хотят узнать о богах внутри себя, -- для тех, кто спрашивали меня: "А что вы можете сказать о богах в каждом мужчине? Что вы можете сказать о нас?"

Джин Шинода Болен

БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ

АРХЕТИПЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬЮ МУЖЧИН

Предисловие

После выхода в свет книги "Богини в каждой женщине" меня завалили просьбами написать о мужчинах и богах. Мужчины, слушавшие мои лекции о богинях, снова и снова спрашивали: "А что вы можете сказать о нас?" Таким образом, книга "Боги в каждом мужчине" является естественным продолжением предыдущей. А еще меня побудила к написанию книги о мужских архетипах моя профессия, само время, в которое мы живем, и, как это ни парадоксально, то обстоятельство, что я -- женщина.

Работая над этой книгой, я делаю то, что женщины традиционно делают для мужчин. Мы всегда помогали мужчинам интерпретировать их внутренний мир, ибо они нередко делятся с женщинами тем, чем не склонны делиться друг с другом. Например, многие мужчины предпочитают психоаналитиков противоположного пола, -- с нами они чувствуют себя в большей безопасности, им легче делиться своими проблемами с женщиной. Сами они говорят, что это позволяет избежать чувства соперничества и страха перед общением, которые мог бы пробудить в них аналитик-мужчина.

Как отмечает в своей книге "Времена года в жизни мужчины" психолог Дэниэл Левинсон, нередко в жизни успешного мужчины есть "особая женщина", играющая для него роль "хранительницы мечты". Иногда эта роль достается именно женщине-психоаналитику. На сеансах психоанализа мужчины рассказывают о своей внутренней жизни, о своих болевых точках и сильных сторонах. Обретая понимание себя, они заодно учат меня. Я вижу, каков тот или иной мужчина внутри, какие архетипы в нем таятся, почему ему бывает сложно оставаться собой и вести себя непосредственно. Вот что писал по этому поводу Левинсон:

"Особая женщина" в чем-то сродни подлинному наставнику, ее особая задача состоит в том, чтобы поддерживать связь молодого мужчины с его Мечтой. Она помогает ему пробудить ту часть "я", где эта Мечта обитает. Такая женщина облегчает ему переход во взрослый мир и следование за Мечтой. Отчасти ей это удается за счет того, что она активно играет роль учителя, советчика, опекуна, критика. На более глубоком психологическом уровне она дает мужчине возможность проецировать на себя свою внутреннюю женщину -- то, что Юнг называл "анимой", -- которая пробуждает и поддерживает в нем героические порывы 1 .

По многим причинам мужчины нередко находят больше понимания со стороны женщин, чем со стороны других мужчин, и больше раскрываются перед женщинами, чем друг перед другом. Приведу выдержку из "Доклада о доверительных взаимоотношениях между мужчинами" Мак-Гила:

Лишь у одного мужчины из десяти есть приятель мужского пола, с которым он говорит о работе, деньгах, браке; только у одного из двадцати есть друг, с кем он делится сокровенными мыслями о себе и о своих сексуальных переживаниях... Наиболее распространенный вариант мужской дружбы -- это когда у мужчины есть много приятелей и каждый из них знает немного о какой-то сфере его публичной жизни. Таким образом, что-то о нем известно каждому, но это лишь небольшая часть целого 2 .

Мак-Гил обнаружил, что если мужчина и раскрывается перед кем-нибудь, то обычно перед женщиной -- либо женой, либо кем-то еще. Как и подозревают большинство женщин, мужчины чаще делятся своими чувствами, мыслями и мечтами с ними, чем с другими мужчинами.

И еще, как отмечает Джин Бейкер Миллер в книге "О новой психологии женщин": когда люди разделены на доминирующую и подчиненную группы (мужчины и женщины; черные и белые; богатые наниматели и бедные слуги), то подчиненная группа вынуждена знать о доминирующей группе больше, чем доминирующая знает о подчиненной. Из-за этого, а также из-за того, что женщины вообще по природе своей больше интересуются людьми, они всегда неплохо знали мужчин 3 .

Таким образом, "Боги в каждом мужчине" -- это психология мужчины с точки зрения женщины. При этом я делаю то, что женщины делали для дорогих им мужчин на протяжении многих столетий: отражаю то, что вижу, осознавая, насколько важно проявлять чуткость при описании их недостатков и проблем, а также оценивать по достоинству их позитивные качества. Книга написана с точки зрения сочувствующего наблюдателя -- именно такую точку зрения я склонна занимать и на работе, и в личной жизни.

Я психиатр и психоаналитик-юнгианец, практикующий профессор психиатрии в Калифорнийском университете (Сан-Франциско). За годы работы мне приходилось проводить психоанализ с множеством мужчин и женщин. Я женщина, занимающаяся традиционно мужской работой. Большинство моих наставников, друзей и сотрудников -- мужчины. В свою очередь, я обучала профессии как мужчин, так и женщин.

Кроме того, я типичная "папина дочка", или "папина малышка", и отец всегда гордился моими достижениями. Поэтому мне было проще, чем многим другим женщинам, утвердиться в этой патриархальной культуре. И еще, я в течение девятнадцати лет была женой, -- наш брак был одновременно традиционным и эгалитарным, -- затем три года мы с мужем жили порознь и наконец развелись. Я мать двоих детей, сына и дочери. Оба родились в начале семидесятых, в десятилетие, когда особенно активным было женское движение, решительно оспаривавшее устоявшиеся стереотипы, согласно которым воспитание призвано изменить природу ребенка.

Бинокулярный взгляд в психологии

Книга "Бог в каждом мужчине" предлагает "бинокулярный" взгляд на психологию -- точку зрения, учитывающую как сильные архетипы, действующие внутри личности, так и внешние стереотипы, которым необходимо соответствовать. Понимание обоих этих факторов помогает нам лучше разобраться, в чем состоят наши конфликты и как можно скорее достичь целостности.

Такая точка зрения развилась у меня на основе профессионального обучения и личного опыта. Благодаря практике я научилась понимать, что происходит в сердцах и головах мужчин и женщин, -- узнала, какую радость доставляет ощущение целостности и слияния с миром, когда мы ведем себя в соответствии со своей внутренней сущностью. И наоборот, когда на сознательном уровне мы отрицаем и подавляем свою архетипическую природу, в наши тела и сны входят страдания и противоречия. Только многолетний опыт работы в сфере психологии позволяет отчетливо видеть, каковы эти архетипы и как они проявляются в жизни каждого отдельного человека.

Кроме того, важно понимать явление, которое называют "ростом сознания". В прошлые два десятилетия мы узнали, как сильно стереотипы могут исказить и ограничить потенциальные возможности человека, -- в частности, женщины. За это время многие женщины осознали, насколько сильно патриархальная культура воздействует на их личность. Ценности и верования человека формируются культурой, которая отражается в законах, обычаях, распределении власти, критериях определения ценности и статуса каждого из нас. В патриархальном обществе женщинам живется не слишком легко. Однако мужские стереотипы властвуют также и над самими мужчинами, причем нередко мешают им проявлять свои естественные склонности, поощряя одни качества и отвергая другие.

После выхода в свет книги "Богини в каждой женщине" меня завалили просьбами написать о мужчинах и богах. Мужчины, слушавшие мои лекции о богинях, снова и снова спрашивали: "А что вы можете сказать о нас?" Таким образом, книга "Боги в каждом мужчине" является естественным продолжением предыдущей. А еще меня побудила к написанию книги о мужских архетипах моя профессия, само время, в которое мы живем, и, как это ни парадоксально, то обстоятельство, что я -- женщина.

Работая над этой книгой, я делаю то, что женщины традиционно делают для мужчин. Мы всегда помогали мужчинам интерпретировать их внутренний мир, ибо они нередко делятся с женщинами тем, чем не склонны делиться друг с другом. Например, многие мужчины предпочитают психоаналитиков противоположного пола, -- с нами они чувствуют себя в большей безопасности, им легче делиться своими проблемами с женщиной. Сами они говорят, что это позволяет избежать чувства соперничества и страха перед общением, которые мог бы пробудить в них аналитик-мужчина.

Как отмечает в своей книге "Времена года в жизни мужчины" психолог Дэниэл Левинсон, нередко в жизни успешного мужчины есть "особая женщина", играющая для него роль "хранительницы мечты". Иногда эта роль достается именно женщине-психоаналитику. На сеансах психоанализа мужчины рассказывают о своей внутренней жизни, о своих болевых точках и сильных сторонах. Обретая понимание себя, они заодно учат меня. Я вижу, каков тот или иной мужчина внутри, какие архетипы в нем таятся, почему ему бывает сложно оставаться собой и вести себя непосредственно. Вот что писал по этому поводу Левинсон:

"Особая женщина" в чем-то сродни подлинному наставнику, ее особая задача состоит в том, чтобы поддерживать связь молодого мужчины с его Мечтой. Она помогает ему пробудить ту часть "я", где эта Мечта обитает. Такая женщина облегчает ему переход во взрослый мир и следование за Мечтой. Отчасти ей это удается за счет того, что она активно играет роль учителя, советчика, опекуна, критика. На более глубоком психологическом уровне она дает мужчине возможность проецировать на себя свою внутреннюю женщину -- то, что Юнг называл "анимой", -- которая пробуждает и поддерживает в нем героические порывы 1 .

По многим причинам мужчины нередко находят больше понимания со стороны женщин, чем со стороны других мужчин, и больше раскрываются перед женщинами, чем друг перед другом. Приведу выдержку из "Доклада о доверительных взаимоотношениях между мужчинами" Мак-Гила:

Лишь у одного мужчины из десяти есть приятель мужского пола, с которым он говорит о работе, деньгах, браке; только у одного из двадцати есть друг, с кем он делится сокровенными мыслями о себе и о своих сексуальных переживаниях... Наиболее распространенный вариант мужской дружбы -- это когда у мужчины есть много приятелей и каждый из них знает немного о какой-то сфере его публичной жизни. Таким образом, что-то о нем известно каждому, но это лишь небольшая часть целого 2 .

Мак-Гил обнаружил, что если мужчина и раскрывается перед кем-нибудь, то обычно перед женщиной -- либо женой, либо кем-то еще. Как и подозревают большинство женщин, мужчины чаще делятся своими чувствами, мыслями и мечтами с ними, чем с другими мужчинами.

И еще, как отмечает Джин Бейкер Миллер в книге "О новой психологии женщин": когда люди разделены на доминирующую и подчиненную группы (мужчины и женщины; черные и белые; богатые наниматели и бедные слуги), то подчиненная группа вынуждена знать о доминирующей группе больше, чем доминирующая знает о подчиненной. Из-за этого, а также из-за того, что женщины вообще по природе своей больше интересуются людьми, они всегда неплохо знали мужчин 3 .

Таким образом, "Боги в каждом мужчине" -- это психология мужчины с точки зрения женщины. При этом я делаю то, что женщины делали для дорогих им мужчин на протяжении многих столетий: отражаю то, что вижу, осознавая, насколько важно проявлять чуткость при описании их недостатков и проблем, а также оценивать по достоинству их позитивные качества. Книга написана с точки зрения сочувствующего наблюдателя -- именно такую точку зрения я склонна занимать и на работе, и в личной жизни.

Я психиатр и психоаналитик-юнгианец, практикующий профессор психиатрии в Калифорнийском университете (Сан-Франциско). За годы работы мне приходилось проводить психоанализ с множеством мужчин и женщин. Я женщина, занимающаяся традиционно мужской работой. Большинство моих наставников, друзей и сотрудников -- мужчины. В свою очередь, я обучала профессии как мужчин, так и женщин.

Кроме того, я типичная "папина дочка", или "папина малышка", и отец всегда гордился моими достижениями. Поэтому мне было проще, чем многим другим женщинам, утвердиться в этой патриархальной культуре. И еще, я в течение девятнадцати лет была женой, -- наш брак был одновременно традиционным и эгалитарным, -- затем три года мы с мужем жили порознь и наконец развелись. Я мать двоих детей, сына и дочери. Оба родились в начале семидесятых, в десятилетие, когда особенно активным было женское движение, решительно оспаривавшее устоявшиеся стереотипы, согласно которым воспитание призвано изменить природу ребенка.

Бинокулярный взгляд в психологии

Книга "Бог в каждом мужчине" предлагает "бинокулярный" взгляд на психологию -- точку зрения, учитывающую как сильные архетипы, действующие внутри личности, так и внешние стереотипы, которым необходимо соответствовать. Понимание обоих этих факторов помогает нам лучше разобраться, в чем состоят наши конфликты и как можно скорее достичь целостности.

Такая точка зрения развилась у меня на основе профессионального обучения и личного опыта. Благодаря практике я научилась понимать, что происходит в сердцах и головах мужчин и женщин, -- узнала, какую радость доставляет ощущение целостности и слияния с миром, когда мы ведем себя в соответствии со своей внутренней сущностью. И наоборот, когда на сознательном уровне мы отрицаем и подавляем свою архетипическую природу, в наши тела и сны входят страдания и противоречия. Только многолетний опыт работы в сфере психологии позволяет отчетливо видеть, каковы эти архетипы и как они проявляются в жизни каждого отдельного человека.

Кроме того, важно понимать явление, которое называют "ростом сознания". В прошлые два десятилетия мы узнали, как сильно стереотипы могут исказить и ограничить потенциальные возможности человека, -- в частности, женщины. За это время многие женщины осознали, насколько сильно патриархальная культура воздействует на их личность. Ценности и верования человека формируются культурой, которая отражается в законах, обычаях, распределении власти, критериях определения ценности и статуса каждого из нас. В патриархальном обществе женщинам живется не слишком легко. Однако мужские стереотипы властвуют также и над самими мужчинами, причем нередко мешают им проявлять свои естественные склонности, поощряя одни качества и отвергая другие.

Как утверждал знаменитый психолог прошлого века Карл Юнг, мифология - это предтеча современной психологии. И в мифологических сюжетах прошлого мы можем найти разгадку к современным проблемам, ведь мифы являются средоточием человеческого опыта, сокровищницей накопленной столетиями мудрости. Истории о различных божествах и их приключениях - это первая попытка разобраться в сложности человеческих характеров, их негативных и позитивных сторонах.

Анализируя различные мужские и женские божества, мы знакомимся с разными сторонами собственной природы. В данной статье мы обсудим главные мужские божества греческо-римского пантеона, той культуры, которая, по мнению большинства историков, оказала наиболее влияние на европейскую цивилизацию. А это значит, что данные ролевые модели в некотором смысле у нас в крови.

Боги и их характеры

Зевс - царь и родоначальник всего семейства богов. Зевс обладает амбициозным, горделивым, но при этом довольно любвеобильным характером. Добрая половина греческих мифов посвящена тому, как данный бог влюбился в нимфу или земную женщину, и неприятностям, которые приключились из-за этого. Это архетип власти и любви к жизни в чистом виде. Зев поддерживает порядок на Олимпе, проявляет заботу о богах и людях, сохраняет мир от катастроф, улаживая конфликты между богами.

Мужчина типажа Зевса любит чувствовать себя главой семьи, клана, корпорации. Когда ему отдают должное почтение и прощают небольшие слабости, он способен превратить жизнь близких людей в рай. Он заботлив, но очень честолюбив. Если в его авторитете сомневаются, Зевс выходит из себя. Такой мужчина консервативен, хотя может позволить себе и другим изредка отступать от правил, если это держится в тайне. Карьера в его жизни занимает одно из первых мест. Ему важно, чтобы работа была престижной и высокооплачиваемой, мужчина Зевс хочет быть среди «сливок общества». Он общителен и дружелюбен, но не способен избегать покровительственного тона в разговоре. Рядом с собой Зевс хочет видеть покладистую и мудрую женщину, которая бы могла закрыть глаза на его любвеобильность. Хотя Зевс любит флиртовать, но крепость семейных уз для него святое.

Гадес - царь подземного мира, загадочный и мрачный бог. Как и Зевс, он честолюбив и считает себя исключительным. Но, в отличие, от последнего, Гадес презирает так называемые «мирские ценности», страсть к наживе, погоню за славой. Он часто живет жизнью отшельника, кажется неприметным и странным. Он занят внутренней работой: саморазвитием, познанием мира. Такие мужчины часто увлекаются оккультизмом, магией, творчеством и прочими непонятными для среднестатистического человека занятиями. Это - ярый индивидуалист. Если Зевс не способен играть на равных в одной команде, но умеет и хочет быть лидером, то Гадес не желает взаимодействовать с людьми ни на каких основаниях. Он подпускает к себе только избранных, тех, кто разделяет его ценности и скептицизм по отношению к окружающему миру.

Мужчины такого типажа склонны к депрессии и пессимизму. Но, как ни странно, это лишь придает ему сил. Его тоска часто становится катализатором творчества. Гадес редко влюбляется, но, почувствовав влечение к определенной женщине, он не остановится ни перед чем, чтобы завоевать ее. Он видит в своей возлюбленной единственную музу, несравненное божество, но при этом может быть весьма давящим человеком. Он безумно ревнив, зато столь же страстно верен своей избраннице. Чтобы компенсировать свою мрачность, Гадес тянется к невинным и отзывчивым девушкам.

Аполлон - бог солнца, искусства, закона и логики. В древнегреческой религии считался одним из самых прекрасных и одаренных богов. Аполлон одинаково хорош и в искусстве, и в науке, его образованность восхищает окружающих. С детства такой мужчина привык быть любимчиком семьи, на него возлагали множество надежд, и он всегда их оправдывал. Он излучает уверенность, ему не нужно доказывать свое превосходство с помощью престижной работы, борьбы за положение в обществе. Все это дается ему легко, Аполлон очень удачлив. Он обладает даром вдохновлять окружающих людей одним своим присутствием. Целеустремленность - важная черта его характера. Он не охотится за деньгами или славой, Аполлон одержим идеалом совершенства. Ему постоянно необходимо превосходить себя самого.

Его основной недостаток - эмоциональная холодность, поэтому Аполлону часто не везет в любви. Он не обделен женским вниманием, но ему сложно понять, зачем нужны близкие отношения. Ведь холодный мир разума и логики для него выше эмоций. Такой мужчина редко остается один, но лишь потому, что быть одиноким не принято и ему нужен верный партнер, тот, кто будет им восхищаться. Аполлон принципиален, и в отличие от Зевса, не терпит слабостей человеческой природы. В законе и порядке он видит высшую гармонию, презирает хаос и непредсказуемость.

Дионис - полная противоположность Аполлона. В греческой мифологии Дионис - бог вина, религиозного экстаза, неистовой животной природы, которая дремлет в каждом человеке. Мужчина Дионис презирает правила и условности, главная ценность для него - удовольствие. Он живет здесь и сейчас, не задумываясь о будущем. Иногда кажется, что он находится на грани безумия, Дионис постоянно в поиске новых впечатлений и приключений, как и Гадеса, его манят запретные темы. Но в этом безумном танце он никогда не теряет себя. Дионис, как птица Феникс, которая возрождается из собственного пепла. Его высочайшее удовольствие - испытывать себя и других на прочность, ходить по острию лезвия, играя с судьбой.

Дионис - один из наиболее чувственных богов. Он способен подарить женщине неземное наслаждение, и в постели, и просто присутствуя рядом с ней. С ним люди раскрепощаются и набираются смелости, чтобы заглянуть за рамки дозволенного. Диониса, как и Гадеса, влечет все мистическое. Но в отличие от него, этому богу чужды аскетические идеалы затворничества.

Гермес - архетип «вечного юноши», умный и хитрый вестник богов. Он - прообраз Фигаро, плутоватого персонажа, который обладает почти магической способностью выпутываться из самых сложных ситуаций и присутствовать в нескольких местах одновременно. Как и Зевсу, Гермесу нужно постоянно находиться в гуще событий. Но не в качестве лидера, Гермесу интереснее быть наблюдателем, подстрекателем, серым кардиналом, который своими манипуляциями способен превзойти царя. Ему не нужна власть, деньги для него лишь способ обрести большую свободу. Его мастерские манипуляции редко имеют конкретную практическую цель. Это - мудрый шут, который затевает проказы ради своего удовольствия, хотя часто его «заварушки» вскрывают давно назревавшие в обществе противоречия.

Гермес - заядлый путешественник и любознательный интеллектуал. Его знания не такие систематические, как у Аполлона. Но, благодаря своей врожденной смекалке и любопытству, познания Гермеса намного более широки и практичны. Он не может жить без общения, падок на сплетни. Его спутница жизни, прежде всего, должна быть для него другом и вдохновением на совместные шалости. Классические семейные ценности его не интересуют.