План беседы по уходу за новорожденным. Уход за ребенком раннего возраста. Упражнения для грудничков

В этой статье:

В вашей семье появился малыш. Это огромная радость для всех. Но сейчас необходимо правильно ухаживать за ним. Правила ухода за новорожденными детьми не всегда очевидны. Как купать? Как правильно чистить носик, проводить гигиену полости рта и ушей? Многие молодые мамы понятия не имеют об этом .

Очень важно содержать все в чистоте, использовать только проточную теплую воду, чистые полотенца и детскую косметику. С детьми не всегда просто, но это время огромной радости для мамы. Чтобы не омрачать его, необходимо следить за тем, чтобы все важные «мероприятия» проводились каждый день. Сегодня стало гораздо проще, ведь появились детские подгузники, кремы, специальные присыпки . Научиться всему можно очень быстро – не переживайте, молодые мамочки!

Современные гигиенические средства

Современные мамы даже не всегда понимают, как сильно им повезло. Помните, что было раньше? Череда грязных пеленок, которые нужно было каждый день стирать, кипятить, развешивать по кухне и на балконе для сушки… Теперь удобные трусики-памперсы для малышей заменяют все это. Но особенности ухода за малышами-грудничками остались прежними.

Многие молодые мамы больше всего боятся даже не родов, а именно этих нескольких первых месяцев . Как его купать, пеленать, чем смазывать нежную кожу младенца? Конечно, сегодня больше информации и самих средств ухода, но все же кое-чему придется научиться. Это не так сложно. Одни и те же процедуры мамы и папы будут повторять каждый день по нескольку раз. С детьми скучно не будет – это как работа на ваши следующие несколько месяцев . В первые 30-40 дней необходимо придерживаться строгих гигиенических правил, а иначе здоровье малыша окажется под угрозой.

Важные правила

Все знают, что первый месяц жизни самый тяжелый. Мы этого не помним, но наши мамы приложили титанический труд, чтобы наши первые 30 дней прошли без осложнений. Самые важные правила ухода за малышами просты:


Правил много, но, в конце концов, это ваш малыш, а значит, вы хотите для него только лучшего.

Что необходимо делать каждый день

Грудничок может плохо спать, часто плакать. День и ночь для мамы уже не существуют - она живет жизнью ребенка. Но все равно утром и вечером необходимо проводить обязательные
гигиенические процедуры. Особенность в первые дни жизни - повышенное внимание к чистоте. Позже, когда иммунная система ребенка лучше сформируется, окрепнет, можно будет чуть-чуть ослабить бдительность.

Иммунная система должна потихоньку набирать «материал», знакомиться с разными бактериями, учиться распознавать их и бороться с опасностями .

Каждый из нас утром и вечером проводит одни и те же рутинные процедуры: умывается, чистит зубы… То же самое мы будем делать для наших малышей.

Уход за кожей

Нормальная температура в помещении, где ребенка переодевают – 22-23 градуса. Главное сейчас очень аккуратно обращаться с кожей ребенка. Его одежда, простыни должны быть чистыми, из натуральных материалов. Особенности ухода в первый месяц требуют строгого соблюдения этого правила. После купания нужно ополоснуть ребенка под теплой проточной водой, чтобы любые остатки мыла и пены убрать с кожи .

Кожа должна быть чистой, но не сухой, а обязательно смазанной детским кремом. Всегда осматривайте кожу
ребенка во время пеленания. Если на теле есть покраснения, опрелости, их необходимо обработать. Мама всегда замечает малейшие изменения, которые происходят с ее малышом . Если что-то кажется вам очень подозрительным, лучше немедленно обратиться к врачу.

Сначала каждые несколько дней, а потом раз в две недели педиатр будет навещать вас, проверять состояние и развитие малыша. Все жалобы вы можете сообщить ему непосредственно или обратившись в поликлинику. Очень важно следить за тем, чтобы на теле крохи не появлялось ранок, царапин . Это открытые двери для многих серьезных инфекций.

Нос, рот, уши

Ушки младенца чистят специальными ватными палочками . Они должны быть чистыми, новыми, сухими. Нельзя смазывать их кремом или пытаться почистить уши малыша слишком глубоко – это может быть опасно. Чистить нужно только ушную раковину. Это делается 1-2 раза в неделю или по мере необходимости. Конечно, уши должны оставаться чистыми.

Периодически
приходится прочищать нос. Дети еще не умеют сморкаться – придется помочь им прочистить носик. Для многих родителей эта процедура кажется очень страшной. Ребенку неприятно, он обычно плачет . Но что поделать? Для чистки вам понадобятся стерильные ватные жгутики, пропитанные вазелином.

Особая гигиена полости рта новорожденным не нужна, кроме того, слизистую очень легко повредить. Раз в неделю протирайте ватным тампоном с растительным маслом складки слизистой. Пока что это все.

Купание

Температура воды – 36-37С . Малышей купают в лежачем положении в первые месяцы жизни. После 6 месяцев – в сидячем. Ребенка можно купать в ванночке, поддерживая под спину и головку рукой. Дети обычно любят купание, так что особых проблем возникнуть не должно . Используется детское нейтральное мыло без запаха и красителей.

Во время купания в воду нельзя добавлять пену, гель для душа. Все это - химические вещества, которые нежной коже навредят. В рамках вечернего ухода за маленькими детьми необходимо удалять загрязнения кожи. Если вы видите, что малыш плохо реагирует на мыло или температуру воды, немедленно обмойте его прохладной (не холодной) проточной водой . Лучше не использовать данное средство снова.

Кремы и другая косметика для детей

Огромный выбор позволяет подобрать необходимые средства для ухода за малышом. Главное, все эти средства должны быть нейтральными, не содержать красителей и добавок. Вам понадобится:


Уход за детьми обязательно должен быть регулярным. Вы не можете использовать сегодня одно средство, а завтра перейти на другое. Менять средство по уходу можно, только если у ребенка на него аллергическая реакция или вы чувствуете, что его кожа становится слишком сухой .

Одежда ребенка

Одежда ребенка должна быть из натуральных тканей. Лучше всего - хлопчатобумажная. Она легко стирается, гладится, этот материал не повредит нежную кожу малыша. Для пеленания понадобится байковое одеяло. Сегодня многие врачи спорят, нужно ли туго пеленать ребенка. Это стесняет движения, могут появиться опрелости. Малыш еще не может сказать, что конкретно его беспокоит: натирает ли, жарко,
холодно… Некоторые психологи считают, что спеленывание мешает своевременному развитию малыша.

В остальном одежда самая простая: распашонки, майки, пижамы, штанишки, нижнее белье, одежда по сезону . Нижнее белье и все то, что соприкасается с кожей, необходимо проглаживать утюгом. Лучше всего использовать белые вещи, не окрашенные. Если вещь сильно загрязнилась, выбрасывайте без сомнений. Для нормального ухода за детьми необходимо быть уверенным, что все чистое.

Одежду стирают мылом или специальными средствами . Обычный порошок может недостаточно хорошо отстираться и тогда станет причиной аллергии, поэтому советуем перестраховаться и использовать детские и гипоаллергенные средства.

В ожидании младенца каждая женщина изучает информацию о первых днях в роддоме. Процесс родов и все время пребывания в стенах роддома хоть и страшат, но все же в этот период молодая мама будет под присмотром медперсонала. Сложности могут возникнуть после выписки, поэтому о том, как ухаживать за новорожденным младенцем, стоит узнать заранее.

Кто научит ухаживать?

Вопросы ухода за новорожденными карапузами обсуждаются на курсах для будущих мам, так что если беременная посещает такие занятия, она будет теоретически подготовлена к предстоящим заботам о младенце. Также информацию об уходе за малюткой будущая мама может получить из специальных журналов и книг.


До родов приобретите вещи, которые нужны при уходе за крохой

Научить на практике уходу за младенцем и объяснить его основные принципы также должны в роддоме. Детская медсестра и педиатр расскажут и покажут роженице все действия, которые понадобятся ей для ухода за крохой. Первый туалет малютки проводится медсестрой, а затем, получив пошаговую инструкцию, молодая мама под присмотром медсестры выполняет основные гигиенические процедуры самостоятельно.

Кроме того, сразу после выписки маму с новорожденным малышом должны посетить участковый педиатр вместе с осуществляющей патронаж медсестрой. Им можно задать любые вопросы относительно ухода за младенцем и здоровья крохи. Заранее

Уход в роддоме

Сразу же после рождения младенцу перевязывают пуповину с накладыванием на нее специальных стерильных зажимов. Завернув малютку в пеленку, кроху переносят на подогреваемый стол для проведения первых гигиенических процедур. Акушерка берет стерильную салфетку, окунает ее в стерильное масло, после чего частично обтирает новорожденного от первородной смазки. Далее карапуза взвешивают и измеряют.

Когда маму с крохой переводят в палату, их посещает медсестра или педиатр, показывая женщине, как обрабатывать пуповину, а также как подмывать малютку под струей воды. Каждое утро новорожденному в роддоме проводят утренний туалет , включающий умывание лица и глаз, а также обработку остатка пуповины. Нос и ушки промывают при появлении в этом необходимости.


В роддоме вам должны показать, как нужно ухаживать за крохой

Ежедневный утренний уход

После выписки каждое утро новорожденного младенца должно начинаться с умывания. Для этого ватный диск окунают в кипяченую теплую воду и отжимают, после чего влажным диском протирают:

  • Личико малютки.
  • Глазки крохи. Движения должны быть от наружных уголков в сторону носика. Для каждого глаза используют отдельный ватный диск.
  • Ушки младенца. Протирать нужно кожу за ушами и завитки раковины.
  • Шею малыша.

Кроме того, мама должна ежедневно осматривать всю кожу младенца и вовремя выявлять покраснения складок. При появлении опрелостей малютке показаны воздушные ванны и специальные косметические средства.

Правила утреннего туалета подробно рассказаны в видео канала "Заботливая мама" на Youtube.

Обработка пупка

Пупочек новорожденного обычно заживает в течение первых двух недель жизни малютки. Обработка пупка должна проводиться до полного заживления.


После купания ранку, которая осталась после отпадания пуповинного остатка, следует обрабатывать так:

  • Для обработки нужно подготовить антисептик , ватные палочки и раствор перекиси.
  • Маме обязательно нужно вымыть руки.
  • Ватную палочку смачивают перекисью, после чего обрабатывают ранку, чтобы она была очищена от отделяемого.
  • Остатки перекиси убираем сухой палочкой.
  • Еще одну ватную палочку смочите в антисептике и обработайте пупочек. Чаще всего используют зеленку, но это также может быть хлорофилипт, раствор йода или настойка календулы.
  • Старайтесь при обработке не затрагивать кожу.

Подмывание и подгузники

После каждого стула новорожденного малыша следует подмыть. Если стула не было, подмывание проводят каждые 2-3 часа. Эта процедура проводится под проточной водой, так как вследствие подмывания в ванночке или тазу возможно возникновение инфекции мочевых путей. Не забудьте убедиться, что вода, которая течет из крана, имеет комфортную для младенца температуру. Подмывая новорожденную девочку, следует двигаться спереди назад.

О том, как купать новорожденного ребеночка, смотрите в следующем видео.

Когда подмывание завершено, положите малютку на пеленальный столик или диван, затем промокательными движениями уберите с кожи воду с помощью чистой пеленки. Далее обработайте складочки ватным шариком, смазанным растительным маслом. Также для обработки складок можно воспользоваться детским кремом.

Подгузники для новорожденного могут быть как одноразовыми, так и многоразовыми. Младенец не должен пребывать в одноразовом подгузнике дольше 4 часов. Надевают подгузник на новорожденного кроху так, чтобы пупок оставался открытым. Это будет способствовать более быстрому заживлению ранки. В течение дня ребенок должен проводить некоторое время без подгузника.

О правилах ежедневного ухода за новорожденным смотрите в следующем видео.

Еженедельный уход

К такому уходу относят процедуры, которые не проводятся каждый день, а выполняются по мере необходимости.

Уход за носиком

У новорожденных младенцев крохотные носовые ходы, поэтому даже при небольшом засорении дыхание крохи утрудняется. Для прочистки носика малыша используют жгутики, которые скручивают из ваты. Их смачивают в растительном или вазелиновом масле, после чего вращательным движением вводят максимум на 1 см внутрь носика. Также можно намочить ватный жгутик обычной кипяченой водой или грудным молоком.

Для каждого носового хода используется отдельный жгутик. Ни в коем случае не используйте для очистки носика новорожденного ватные палочки.


Как это правильно сделать, смотрите в видео.

Уход за ушками

Ушная сера выделяется в норме и для удаления ее избытка следует использовать специальные палочки с ватными кончиками. Так как ушки новорожденных очень маленькие, такие палочки должны быть с ограничителем, чтобы палочка не проникла излишне глубоко и не вызвала раздражение барабанной перепонки.

Вместо палочки можно воспользоваться ватным жгутиком, но вставлять его в слуховой проход нельзя. Также не следует сильно тереть ушки. Чтобы сера удалилась легче, ватку можно немного увлажнить кипяченой водой, однако при этом вода не должна капать с ваты.

Уход за ногтями

У многих новорожденных длина ногтей сразу после рождения такая, что требуется обрезать их еще в роддоме. Растут ноготки у грудничков очень быстро, но они очень тонкие, поэтому часто загибаются или ломаются.

Еженедельно ногти обрезают специальными щипчиками или маникюрными ножницами, стараясь не отрезать слишком сильно, чтобы не задеть кожу на пальцах. На ручках малыша края ногтя нужно немного закруглять, а на ножках срезать ноготь следует ровно. Новорожденным удобно стричь ногти во время сна, тогда процедура не потревожит малютку.


Ножницы должны быть с тупыми краями, чтобы вероятность поранить малыша сводилась к нулю

О том, как нужно обрабатывать ноготочки новорожденных детей, смотрите в следующем видео Ольги Васильевны Паршиковой.

Купание

Впервые искупать новорожденного разрешено в тот же день, когда кроху с мамой выписали из роддома.

Особенности процедуры должна разъяснить патронажная медсестра:

  • Удобнее всего купать младенца перед кормлением, которое будет предпоследним.
  • Новорожденного следует купать в отдельной ванночке до полного заживления пупка.
  • Средняя длительность процедуры составляет от трех до семи минут.
  • До момента, когда пупочная ранка полностью заживет, купание крохи должно проводиться в кипяченой воде.
  • Оптимальными параметрами температуры воздуха в помещении, где проводят купание, называют +24+26°С.
  • Во время купания в помещении не должно быть сквозняка.
  • Перед процедурой ванночка должна быть помыта с использованием мыла, а также ошпаренной кипятком.
  • До того, как наполнить ванночку водой, подготовьте все, что понадобится при купании. Вам нужно поставить рядом с ванночкой кипяченую воду, детское мыло, мягкую байковую рукавичку, термометр для воды, кувшин для обливания, полотенце, масло либо крем для обработки после купания, чистую одежду.
  • Руки купающего младенца человека должны быть вымыты с мылом и с остриженными ногтями. Кольца и часы перед процедурой следует снять.
  • На дно ванночки советуют положить пеленку, а затем налить воду, температура которой должна составлять около +37°С.
  • Воду наливают до уровня 10-15 см, чтобы после погружения в нее голова и верх груди малыша оставались над водой.
  • Опускать младенца нужно медленно, начиная с ног. Голову удерживают на локтевом сгибе, а второй рукой намыливают кроху. При этом тереть малыша не следует, чтобы не повредить нежную кожу.
  • После смывания мыла кроху поворачивают спиной вверх, чтобы облить кипяченой чистой водой из кувшина, температура которой должна быть на один градус ниже температуры воды при купании.
  • Завернув малютку в полотенце (кожу при этом тереть не советуют), складки обрабатывают маслом либо кремом, затем одевают кроху в чистую одежду, дают немного отдохнуть и кормят.
  • После заживления пупка можно начинать купать малыша в обычной ванне, используя для этого водопроводную воду. Время купания начинают увеличивать до 30-40 минут.

Ежедневно малышу промывают с мылом только ягодицы и половые органы. Все тело рекомендуют мыть с мылом не чаще одного или двух раз в неделю.


До момента заживления пупочка кроху купают в кипяченой воде, после - в обычной водопроводной

Уход за детьми в возрасте от 1 года до 7 лет

На протяжении первого года жизни организм ребенка развивается чрезвычайно бурно. За этот год вес младенца утраивается, рост его увеличивается сантиметров на 20.

В дальнейшем развитие ребенка идет несколько медленнее, но это ни в коей мере не означает, что может быть ослаблена забота родителей о здоровье, воспитании, создании хороших условий для детей.

Надо помнить, что каждый месяц, буквально каждый день вносит нечто новое в физические возможности, поведение и привычки ребенка. Соответственно приходится перестраивать распорядок дня, режим питания, занятия детей.

Распорядок дня

Рациональный и твердо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать все в свое время, у них вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.

Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме - дыхание, биение сердца и т. д. - совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать четкость, ритм и в повседневном быту - в играх, еде, сне, отдыхе.

Надо с малолетства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже неохотно, но постепенно это станет привычкой и потребностью.

Нельзя, «жалея» ребенка, разрешать ему то попозже поваляться в постели, то задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.

Изучив состояние здоровья ребенка, его наклонности, уровень физического развития, учитывая время года, климат и другие моменты, врач или фельдшер избирает наиболее подходящий режим.

Мать должна посоветоваться в медицинском учреждении о том, когда ребенок должен ложиться и вставать, есть, играть и т. д., составить на основе этих советов расписание и строго следить за его выполнением.

Сон

До полутора лет малыш должен спать 2 раза в день по полтора-два часа днем и ночью не меньше 9 часов, в общей сложности 13½ - 14 часов в сутки.

Дети в возрасте от полутора до 5-6 лет спят днем один раз.

Продолжительность сна (за сутки) меняется в зависимости от возраста. Трехлетнему малышу полагается спать 12½ часов, дошкольнику 6-7 лет - не меньше 11 часов; из них полтора-два часа приходится на дневной сон.

Укладывать ребенка надо днем и вечером в одни и те же часы. Тогда у него выработается привычка быстро засыпать.

Лучшее средство для крепкого сна - свежий воздух. Комнату следует хорошенько проветривать. Очень рекомендуется после ужина немного погулять с ребенком.

Днем даже в холодное время года хорошо класть маленьких детей спать на свежем воздухе - во дворе, в саду, на застекленном крыльце; ни в коем случае нельзя детей укладывать на печке или теплой лежанке.

Каждый ребенок должен иметь свою кровать - он не отдыхает полностью, если спит вместе со взрослыми или другими детьми. Кровать должна соответствовать росту ребенка, чтобы он имел возможность вытянуться.

Детские кроватки делают обычно с боковыми решетками, сетками, которые оберегают малыша от падения. Ребенку, как и взрослому, полезнее спать на жестком матраце: из мочалы, конского волоса, морской травы.

Подушку тоже не стоит делать особенно мягкой. Матрац накрывают клеенкой, подгибают ее, завязывают под матрацем специально пришитыми тесемками, и клеенка не сползает. Непременно нужно сшить пододеяльники.

Здоровому спокойному сну ребенка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Однако приучать ребенка спать в полной тишине и темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия не всегда можно и ребенок от малейшего шума будет просыпаться.

Нельзя запугивать детей, рассказывать на ночь страшные сказки, разрешать им вечером бурные игры. Все это возбуждает их и мешает спокойному сну.

Не следует плотно кормить ребенка непосредственно перед сном. Ужинать надо не менее чем за час до укладывания в постель.

Недосыпание причиняет серьезный вред организму, дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.

Питание

После того как ребенка отняли от груди, питание его должно становиться все более разнообразным. По мере увеличения количества зубов можно и нужно давать малышу твердую пищу.

Какие продукты полезны? За день ребенок должен получить пол-литра молока (в том числе израсходованное на приготовление различных блюд), больше давать не рекомендуется. Не следует утолять жажду малыша молоком - это не питье, а еда, и у ребенка может уменьшиться аппетит.

Мясо и рыбу следует давать не каждый день, а 4-5 раз в неделю. Жирные сорта мяса и рыбы для детей не годятся. Малыш 3 лет может съедать по одному яйцу через день, а старше 3 лет - каждый день. У некоторых детей белок вызывает появление зудящей сыпи. Тогда совсем надо отказаться от яиц. Очень полезен детям творог, его хорошо чередовать с яйцом.

Каждый день ребята должны получать хлеб, масло, сахар, овощи сырые и вареные. В овощах, ягодах и фруктах содержатся жизненно необходимые минеральные вещества и витамины. Для сохранения витаминов, которые могут разрушаться в процессе приготовления пищи, надо придерживаться следующих несложных правил:

не оставлять надолго очищенные овощи в воде или на воздухе, класть их при варке в кипящую воду или в бульон, варить под крышкой, лишний раз не разогревать овощные и фруктово-ягодные блюда.

Что готовить детям от 1 года до 4 лет?

На обед - суп овощной или из круп, щи. В суп можно положить мясные или рыбные фрикадельки, просто молотое мясо. Много супа давать не следует, обычная дневная порция - 1-1½ стакана.

Второе блюдо - овощные котлеты, пюре, творожники со сметаной, мясная котлета с гарниром, крупяная запеканка. Третье блюдо: кисель, компот, фрукты. В полдник хорошо дать простоквашу, молочный кисель или молоко с булочкой или печеньем.

Ужин состоит обычно из творожного, овощного или крупяного блюда и стакана молока или чая с молоком.

Не надо разрешать ребенку есть слишком много хлеба, это отбивает аппетит. Можно давать немного соленой пищи - кусочек селедки, соленый огурец. Консервы не рекомендуются.

Дети старше 4 лет могут есть то же, что и взрослые, за исключением слишком острых, жирных и пряных блюд.

Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером, изо дня в день.

Качество питания не определяется только его составом и количеством. Очень много зависит от того, вовремя и с аппетитом ли поел ребенок.

Дети старше года, как правило, должны есть 4 раза в день: завтрак - между 7 час. 30 мин. и 9 часами, обед - в 12-13 часов дня, полдник - в 16 часов, ужин - в 19-20 часов.

В промежутках между обедом, завтраком, ужином не следует давать детям сладостей, хлеба, молока. Они должны знать определенные часы еды и определенное место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.

В младшем возрасте не все ребята отличаются хорошим аппетитом и не всегда с удовольствием едят новые для них блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если приходится больше времени повозиться.

Необходимо, чтобы за столом всегда была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей. На втором году жизни ребята понемногу начинают есть самостоятельно. Надо дать малышу ложку в руки, но кормить его на первых порах другой ложкой. Не надо спешить, подгонять ребенка. Всю порцию еды следует класть на тарелку сразу.

Если ребенок все-таки ест плохо, необходимо показать его врачу. Надо удостовериться, не является ли причиной этому какое-нибудь заболевание, например глисты,

Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать - это лишь вызывает отвращение к пище. Нет смысла и развлекать ребенка во время еды, рассказывать ему сказки. Может быть, заслушавшись, он и съест всю порцию, но пользы от такого питания мало.

Все, что съедено без аппетита, гораздо хуже усваивается организмом. Добиваться своего нужно терпеливо и, конечно, стараться более вкусно готовить.

Особое внимание важно обратить на содержание витаминов в пище. Растущему организму в первую очередь необходимы витамины D, С и А - они содействуют хорошему обмену веществ, улучшают жизнедеятельность организма. При недостатке этих витаминов дети хуже растут, становятся вялыми, больше подвержены заболеваниям.

Очень полезно, чтобы дети ели каждый день сырую или тушеную морковь. Из нее в организме образуется витамин А. Чтобы морковь принесла наибольшую пользу, ее следует давать с жиром или после жирного блюда.

Витамин С содержится главным образом в овощах, ягодах, фруктах. Если ребенок их ест много в сыром виде, то можно не беспокоиться, его организм получит достаточное количество витамина С.

Но зимой и весной, когда свежих овощей и фруктов бывает мало, появляется необходимость искусственно насыщать пищу витаминами. Чаще всего с этой целью применяют настой шиповника. На стакан кипятку берут столовую ложку целых или пол-ложки дробленых плодов шиповника и 10 минут кипятят в закрытой посуде.

Настаивать раствор надо сутки, если взяты целые плоды, и 2-3 часа, если дробленые. Жидкость следует затем процедить, добавить по вкусу сахара и давать детям четверть стакана в день.

По назначению врача детям дают рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А. Лучше пить его за обедом между первым и вторым блюдом, закусив хлебом с солью или чесноком.

Навыки чистоты и опрятности

Навыки чистоты и опрятности легче всего воспитать в детстве. Если малыша всегда содержат в чистоте, у него подсознательно вырабатывается потребность к ней. Это как бы первая ступень приобретения гигиенических навыков.

К 4-5 годам дети постепенно начинают самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры - умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т. д. Мать должна напоминать, контролировать, иногда помогать детям.

Утром и вечером дети должны в обязательном порядке мыть руки, лицо, уши, шею. Особое внимание следует обращать на чистоту рук и ногтей.

Ребенок не должен садиться за стол с немытыми руками или продолжать игру, если после посещения уборной не вымыл с мылом руки. Вытирать руки надо насухо.

Некоторые родители считают, будто за молочными зубами не стоит и следить: они, мол, все равно выпадут. Это неправильно. Навыки, усвоенные с малолетства, остаются на всю жизнь, и выработанная в детстве потребность чистить и беречь зубы поможет сохранять их в зрелые годы.

Под больным молочным зубом чаще всего вырастает и плохой основной. За молочными зубами нужно не только тщательно ухаживать, но и своевременно лечить, если они начали портиться, так как в гнилых молочных, как и в основных зубах, гнездятся болезнетворные микробы, которые легко проникают в организм и вызывают различные заболевания.

Нельзя разрешать детям грызть орехи, жесткие баранки и т. п., ковырять в зубах булавками и другими металлическими предметами. Но не следует совсем лишать детей твердой пищи, особенно полезно есть сырые овощи: морковь, репу.

С 3 лет ребенок уже в состоянии утром и вечером полоскать рот теплой кипяченой водой, а примерно через полгода можно применить и зубную щетку, пока без порошка или пасты.

Вначале зубы осторожно чистит мать, а сам ребенок только их полощет. Водить щеткой надо горизонтально (от одного угла рта к другому) и вертикально, причем верхние зубы чистят сверху вниз, а нижние - снизу вверх.

Нужно вычистить зубы и с внутренней поверхности. Только так можно удалить все остатки пищи, весь налет. С 4 лет дети уже самостоятельно чистят зубы.

У малыша должна быть отдельная зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, свое полотенце.

Зимой через день, а летом каждый вечер (иногда и днем) надо мыть ребенку ноги с мылом и мочалкой.

Не реже раза в неделю детей следует купать в теплой воде с мылом. Ногти надо систематически подстригать.

Занятия детей

Не только на улице, но и дома у ребят должны быть интересные занятия. Хорошо сделать для малыша манежик, то есть отделить маленькой загородкой место на полу, постелить чистый коврик, половичок, чтобы ребенок мог там играть.

Ребенку постарше нужно выделить уголок для игрушек и других вещей. Не следует смотреть на игрушки как на пустое, никчемное занятие.

Игрушки развивают любознательность, помогают быстрее узнать окружающий мпр, научиться различать краски, звуки, приобрести полезные навыки. Важно, чтобы игрушки отвечали возрастным интересам ребенка и были гигиеничны. Лучше покупать такие игрушки, которые можно мыть.

Ребенка надо приучать сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно убирать свой уголок, класть все на место, аккуратно складывать и развешивать на ночь одежду, ставить на место обувь, убирать игрушки. Таким образом вырабатывается привычка к аккуратности и порядку.

Обязанность взрослых - настойчиво прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости.

Конечно, ребенок будет чистым и аккуратным только в том случае, если взрослые показывают ему в этом пример своим поведением.

Физическое воспитание

Изнеженные дети болеют значительно чаще, чем закаленные. Даже грудного младенца необходимо закаливать, тем более годовалого ребенка или дошкольника.

Первое требование - не кутать ребенка ни дома, ни на улице; второе - различными мерами приучать его организм к изменениям температуры. Этой цели служат обтирания, обливания, купание, а также воздушные и солнечные ванны.

Прежде чем начать закаливать, надо обратиться за советом к врачу или фельдшеру. Не каждому ребенку одинаково полезны все эти процедуры.

Если назначены обтирания или обливания, то вначале берут воду, подогретую до 30 градусов, затем ее температуру постепенно снижают и в конце концов используют тепловатую.

Начинать купаться в реке разрешается при температуре воды не ниже 22 градусов. Если вода холоднее 16 градусов, она может причинить ребенку вред. Дети не должны оставаться в воде до тех пор, пока посинеют губы и появится озноб. Непременно надо учить детей плавать. Это полезно для здоровья и пригодится в жизни.

После обтирания, обливания или купания ребенок должен досуха вытереться и хорошенько растереть тело полотенцем.

Солнечные лучи укрепляют организм, способствуют предупреждению рахита и других заболеваний. Однако перегревание на солнце может оказать отрицательное действие на нервную систему.

Поэтому нужно следить, чтобы малыши не грелись слишком долго на солнце и обязательно закрывали голову панамкой, косынкой. Нельзя позволять малышам долго бегать на солнце в одних трусах, мальчику надевают легкую рубашонку, девочке - платьице.

Движения необходимы ребенку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития. Родителям следует учитывать эту естественную потребность, не заставлять детей подолгу сидеть или стоять на одном месте или в одной позе.

В первые 5-6 лет жизни главное значение в физическом воспитании детей имеют подвижые игры. Родителям рекомендуется купить ребенку совочки, лопатки, формочки, мяч, сделать прыгалки, санки, обруч.

Игрушки должны соответствовать физическим возможностям малыша.

Например, трех-четырехлетнему ребенку лучше подойдет большой мяч (20-25 сантиметров). Ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить ее на пол, поставить ребенка на середину и поднять концы веревки или шнура. Они должны приходиться немного выше уровня пояса.

Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера - коллективизм, товарищество, стремление к взаимной помощи. Детей постарше - 5-6 лет - надо учить плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках.

Все это чрезвычайно полезные виды физической культуры, необходимо только следить, чтобы ребята не увлекались ими сверх меры.

Сразу давать их не стоит, пусть начинающий лыжник научится сначала передвигаться без палок.

Желательно, чтобы дети с 6-7 лет делали по утрам гимнастику. С помощью медицинского работника надо подобрать 3-4 несложных упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, спииы и живота, а также для мышц, расширяющих грудную клетку.

Заканчивать утреннюю зарядку целесообразно непродолжительным бегом и затем замедляющейся ходьбой. В общей сложности зарядка не должна длиться более 5-8 минут.

Конечно, делать ее малышам следует под руководством тех взрослых, которые сами умеют правильно, четко выполнять упражнения. Пользу, которую приносит гимнастика, трудно переоценить.

Весной, летом и ранней осенью сельские ребята проводят на открытом воздухе почти целый день. Это очень хорошо. Но и зимой они должны ежедневно бывать на улице не менее 4 часов. Матерям нужно твердо усвоить: чем больше времени ребенок проводит на воздухе, тем он будет здоровее.

Развитие речи

Становление речи начинается с лепета. Нельзя оставаться безучастными к этим первым попыткам речи детей, надо давать им для подражания все новые звуковые сочетания, свойственные родному языку, побольше разговаривать с ребенком.

Если он раньше времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.

У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.

Правильность, чистота речи зависят не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша.

Ребенок не должен расти в одиночестве - только в коллективе совершенствуется его речь и он обогащается новыми словами и мыслями.

Не следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться разговором, разъяснением.

С детьми постарше надо беседовать, помогать им заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и фразы, порой для них очень трудные. Такая перегрузка может только ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко свидетельствует о его повышенной нервности.

У многих детей, когда они еще только начинают овладевать навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта.

Если малыш торопится, как бы «проглатывая звуки», следует говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова; если он «смазывает» звуки, надо их отчеканивать.

Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки, которые ему не удаются, это - непосильная для него задача. Важно самим произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.

Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков.

Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

Особенности ухода за больным ребенком.

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т. Большая часть заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем врача. Правильный уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного ребенка.

Особенности ухода за младенцем.

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно стоять ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом.

Детское белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон. Младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 ° С), затем обливают водой, температура которой на 1 ° С меньше. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 ° С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой. Подмывают спереди назад (от половых органов к заднему проходу), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 ° С. Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста.

Нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно придерживаться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, любимыми игрушками, специальными детскими мебелью, манежем. Этого же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 ° С на 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 ° С по 20-30 мин 1-2 раза в день. К концу года дети могут гулять при температуре -15 ° С до 2-3 ч в защищенном от ветра месте. В летнее время дети 1-го года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 ° С, а к концу года - 20 ° С. Продолжительность процедуры составляет сначала 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев.

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 ° С), во втором - 36 ° С. Обтирания рекомендуют начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 ° С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 ° С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливания и душ обычно назначают детям после года.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движений.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильный, гармоничное развитие ребенка.