Молчать ли женщине в Церкви? Женщины в служении апостола Павла. Как он относился к женщинам

Объясните, батюшка, что значат слова из послания 1-го к Коринфянам 14:34: «Жены ваши в церквах да молчат...». Это нужно понимать в прямом смысле слова?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить (1Кор.14:34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. Возможно, причина исходила от женщин. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: ..И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову.. (1 Кор. 11:5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.

Сам святой апостол поясняет: а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1Кор.14:3). У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых апостолов: ...были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян.2:9). Где они могли пророчествовать? Разумеется, не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в I веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

Апостол Павел - типичная фигура переходного периода от одного мировоззрения к другому: в некоторых вопросах у него есть внутренние противоречия. Вопрос о богодухновенности его посланий я намеренно оставляю в стороне, так как сам Павел, по-видимому, вовсе не думал, что его частная переписка станет Священным Писанием для всей Церкви. Если бы знал, то, наверное, писал бы сам, не поручая это секретарям (Рим. 16:22), и больше бы думал, прежде чем что-то написать. Поэтому я буду здесь относиться к его посланиям так, как относился он сам, то есть просто как к богословским письмам.

Одно из противоречий в мировоззрении апостола проявляется в его отношении к женщинам. На первый взгляд, в нем сильна инерция ветхозаветной патриархальности, об этом красноречиво говорят такие слова:

«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви».
(1Кор.14.34-35)

«Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
(1Тим.2.11-15)

В последнем случае он даже дает богословское обоснование, довольно спорное (если Адам не был прельщен, то тем хуже для него: выходит, он сдался без борьбы; потому, наверное, и спрос был прежде всего с него).

Но при всем этом у него порой вырываются совершенно революционные слова о равенстве женщин с мужчинами:

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»
(Гал.3.28);

о равной власти мужчины и женщины над телом супруга или супруги:

«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена»
(1Кор.7.4).

Павел также уравнивает женщину с мужчиной в вопросе развода:

«Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачной, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
(1Кор.7.1-16).

Очевидно, что из Павловых посланий могут взять для себя аргументы как «домостроевцы», так и «феминисты». Вопрос только в том, какие из слов Павла уже вполне новозаветные, а какие застряли в Ветхом Завете, и насколько для нас обязательно исполнение ветхозаветных обычаев.

Теперь о платочках, а заодно и юбках с брюками.

Платочкам у Павла посвящен целый пассаж:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии»
(1Кор.11.3-16).

Первое, о чем стоит сказать, это то, что здесь Павел увещает коринфских христианок (по-видимому, из иудеек) не выделяться своим внешним видом на фоне других женщин, придерживающихся принятых в Коринфе обычаев. В других местах были другие правила относительно внешнего вида женщин, и было бы странно, если бы Павел предписывал мужчинам в Иудее стричься коротко, по-римски, не надевать во время молитвы на голову особое покрывало - таллит, а иудейским женщинам соблюдать греческие обычаи выражения траура и подчиненности мужу. Напротив, он был «для иудеев как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных - как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых Закона - как чуждый Закона, - не будучи чужд Закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых Закона» (1Кор.9.20-21).

Итак, в пассаже о платочках речь идет о местном коринфском обычае, вовсе не обязательном для других стран и народов. Кстати, за 2000 лет в христианстве так и не сложился общий для всех церквей дресс-код: где-то платки носят все особы женского пола, начиная от младенцев (РПЦ), где-то - только замужние, где-то христианки специально не надевают платков, чтобы не походить на мусульманок (в арабских странах и Греции).

То же касается и женских брюк: у нас на них смотрят косо, а в Греции это совершенно нормально. А если кто-то станет вспоминать ветхозаветный запрет на ношение одежды, специфической для противоположного пола, то ему стоит внимательно присмотреться к брюкам: женские заметно отличаются от мужских. Если же он в упор этого различия не замечает, то пусть начнет с того, что поснимает с духовенства его черные «женские» платья - рясы и подрясники, а также посшибает с их голов все митры, скуфьи, клобуки и камилавки, ибо «всякий муж, молящийся с покрытой головой, постыжает свою голову».

Далее. Павел здесь также пытается дать платочкам богословское обоснование: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов». Почему ангелам нужно видеть на женских головах какой-то знак власти мужа - вообще непонятно. В самом деле, какая им разница, как мы одеты? Видимо, Павел и сам понимал, что это не лучший аргумент, поэтому он обращается к другому - к доказательству «от природы»: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» Но на самом деле природа равно отращивает длинные волосы (а также ногти) и у мужчин, и у женщин; и уж точно она не учит нас, что прилично, а что не прилично во время молитвы. Да и в Иудее того времени многие мужчины носили длинные волосы, да что в Иудее, это делал и сам Павел в Коринфе (!), где он исполнял обет назорейства (а назореи, как известно, не стригли волос), который закончился только после его отбытия оттуда (Деян.18.18).

По-видимому, аргумент «от природы» не убедил и самого Павла, и, не найдя других, он под конец просто затыкает рот невидимому совопроснику: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Вот и весь разговор.

Так что, дорогие женщины, «сама история Церкви учит вас», что вы вовсе не обязаны соблюдать античные коринфские обычаи, касающиеся покрывания головы (там, кстати, не платочки повязывали, а надевали покрывала, закрывавшие все тело, вроде паранджи, об этом можно прочесть в комментарии Златоуста на это место).

О внешнем виде христианок достаточно написано у того же Павла:

«Желаю, чтобы… жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию»
(1Тим.2.8-10).

А также у Петра:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»
(1Пет.3.3-4).

Из этих мест видно, что для апостолов гораздо важнее не то, во что именно вы одеваетесь, а то, как вы себя ведете; их единственное пожелание к вашему внешнему виду - скромность (что не исключает опрятности). И заметьте: в словах обоих апостолов нет слов «повелеваю», «даю вам такую заповедь» и т.п., но «желаю» и «да будет». Так что решайте сами, как и во что вам одеваться. А прислушиваться к пожеланиям апостолов - дело свободного выбора, а не обязанность исполнять строгий закон.

Мы подошли к обсуждению 1 Коринфян 14:34, 35, – того текста, который постоянно появляется в поле зрения при рассмотрении темы о служении женщин. Павел желает, чтобы женщины в церкви молчали. Не значит ли это, что женщине отказано, по крайней мере, в том, чтобы учить?

Апостол, несомненно, говорит о собраниях церкви (срн. стих 26: «Когда вы сходитесь…»). В этой связи Павел снова возвращается к вопросу о женщинах. Когда он пишет: «как и во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить…» (стих 34), можно с уверенностью сказать, что в свете прочитанного в 1 Коринфян 11:2сл. речь не идёт об общем запрете говорить. Ведь апостол не запрещает женщинам пророчествовать в церкви, а повелевает им проявлять своим поведением уважение к установленному Богом порядку касательно мужчин и женщин. Прочитав 1 Коринфян 14, у нас вовсе не складывается впечатление, что Павел ограничивает духовные дары, которыми Святой Дух украшает женщин на собрании церкви. Слово «каждый» в стихе 26 – достаточно общее. У женщин также может быть «псалом», «поучение», «откровение», «язык» или «толкование». В Коринфе множество «проявлений» Святого Духа (срн. 1 Кор. 12:1). Апостол упорядочивает это множество. Для этого он вводит некоторые запреты, касающиеся речи и молчания в церкви. В церкви всё должно служить её назиданию (стих 26).

Первый запрет Павел накладывает на тех, кто говорит на разных языках. Если нет толкователя, они должны молчать на собрании общины. В этом случае они должны говорить сами с собой и с Богом (стих 28).

Второй запрет касается пророков. Если другому вдруг дано откровение, говорящий пророк должен замолчать (стих 30). Второй обретает преимущество.

Третий запрет имеет отношение к женщинам. Это не значит, что апостол Павел запрещает женщинам пророчествовать. Тогда бы апостол противоречил тому, что написал раньше в 11 главе. Мы также должны принять во внимание, что в стихе 35 Павел пишет, что женщины должны спрашивать дома у своих мужей объяснения, но он не пишет, что они должны пророчествовать дома.

Какая же речь не разрешена женщинам? Я придерживаюсь толкования, предложенного Я. ван Брюггеном. После пророчества, как видно из стиха 29, следовало обсуждение услышанного. Пророки обсуждали пророчества друг друга. Таким образом, из полученного откровения они вместе собирали нужное «поучение» (срн. стих 31).

Из этого видно, что «духи пророков» подчиняются пророкам (стих 32). Это не значит, что пророки полностью контролируют себя и могут на некоторое время перестать пророчествовать. А значит то, что они касательно своих пророческих слов подчиняются решению других пророков.

Поскольку основная цель пророчества состоит в «обучении» (срн. стих 31), и апостол Павел характеризует «говорение» женщин как «желание научиться чему-то» (стих 35) – при этом он использует одно и то же слово – мы можем предположить, что речь идёт о поучительных обсуждениях на собрании церкви. Запрет говорения, возложенный на женщин, имеет специфический характер: они не имеют права принимать участие в поучительных обсуждениях .

О подчинении говорится именно в контексте этих поучительных обсуждений. При обсуждениях того, что прозвучало как Слово Господнее, духи пророков подчиняются пророкам (стих 32). Если бы сестры принимали участие в этих обсуждениях, тогда духи пророков-мужчин подчинялись бы женщинам(-пророчицам).

Апостол Павел считает, что это противоречит «подчинению» женщины, о котором говорит «закон». Под словом «закон» можно понимать или весь Ветхий Завет, или, более конкретно, книги Моисея. В любом случае, предметом обсуждения апостол считает здесь учение Писания. Павел преподал это учение уже в 11 главе, где он говорил о мужчине как главе женщины и о женщине как славе мужчины. Очевидно, именно это было перед глазами апостола, когда в 1 Коринфян 14:34 он пишет, что женщины должны «подчиняться». Сохраняя молчание при поучительных обсуждениях, сестры показывают, что они с благоговением относятся к Божьему порядку и принимают главенство мужчины.

Я. ван Брюгген указывает ещё и на то, что повеление апостола Павла не обязательно ограничивается только замужними женщинами. Слова «их мужья» (дословно «собственные мужья») в стихе 35 также могут иметь отношение к незамужним женщинам, ответственность за которых нес «опекун» или «попечитель». Но даже если под словами «собственные мужья» имелись в виду только супруги, всё равно не следует стих 34 привязывать исключительно к замужним женщинам. Этим кратким утверждением апостол Павел, конечно же, не предлагает исчерпывающий ответ на абсолютно все возможные ситуации. Своими словами он описывает наиболее типичную ситуацию.

«Если бы он действительно имел в виду то, что только замужние женщины должны молчать, а все другие могут говорить без всяких ограничений, тогда бы он всё же сформулировал стих 34 более точно. В предыдущих стихах он точно говорит, кто может, а кто не может говорить в определенный момент. Общее и краткое формулирование стиха 34 исключает всякую возможность его прочтения таким образом, будто Павел хотел написать свои повеления, исходя из разницы между замужними и незамужними женщинами. В данном случае он говорит, исходя из разницы между женщинами и мужчинами (см. стих 35)».

Возвращаясь к поучениям апостола Павла в 1 Коринфян 14, следует сказать, что женщинам часто отказывали во всякого рода служении, ссылаясь на стихи 34 и 35 и при этом не вникая в детали написанного там. Запрет говорить, представленный в стихе 34, вовсе не носит общий характер! Он касается молчания в особенной ситуации. Речь идёт об участии женщин в поучительных беседах на собрании церкви, во время которых обсуждались и осмысливались пророчества. Во время этих бесед определяли, были ли услышанные слова истинным откровением Духа, и какое именно значение они несли для церкви. Путем таких обсуждений «все» в церкви поучались и получали утешение (стих 31). Запрет говорения касался публичного обсуждения пророчества, которое проводилось в Коринфе специфическим образом. Подобного мы уже не имеем. Пророчества, с которыми тогда сталкивалась апостольская церковь, уже «закончились» (срн. 1 Кор. 13:8). Канон Нового Завета пришел к своему завершению. То, что Святой Дух хотел открыть о Божьем плане в Иисусе Христе, представлено нам в слове Писания. Церковь, на самом деле, была построена на фундаменте апостолов и пророков (Еф. 2:20). В Писании мы читаем Слово апостолов и пророков.

На собрании церкви больше не звучат пророчества, как это было когда-то в Коринфе. Теперь Слово через проповедников «преподается» церкви. Опираясь на пророчество Писания (срн. 2 Петр. 1:20), служитель Слова обучает и увещевает свою общину.

В некотором смысле, можно утверждать, что в проповеди «осмысливается» пророчество Писания: пророчество не обсуждается, но раскрывается его значение для жизни церкви и оно как Слово Господа запечатлевается в сердцах слушателей. Проведя параллели с тем, что в 1 Кор. 14 апостол Павел запрещает женщинам говорить, можно сделать вывод, что сестрам не позволено проповедовать Божье Слово на собрании церкви. Когда речь заходит об авторитетном обучении, через которое «все» получают наставление и утешение, на передний план выходят мужчины. Женщина на кафедре не соответствует принципу «подчиненности», к которому Господь призывал женщину в церкви.

Учение апостола Павла в этом послании связано с конкретной ситуацией, сложившейся в церкви Коринфа. Тем не менее, это не значит, что данный им запрет привязан к определенному времени . Речь вовсе не идёт о тогдашних обычаях. Апостол подчеркнуто ссылается на Слово Самого Бога (стих 34: «как говорит закон»). Именно это Слово побудило апостола запретить сестрам выступать в церкви с определенной речью. Поэтому предписания апостола сохраняют свою актуальность для церкви на все времена!

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1 КОР 14:33Б-35
1.1 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1.2 ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

«Так [бывает] во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:33б-35).

В данной работе проводится экзегетический анализ 1 Кор 14:33б-35. Данный отрывок Писания является проблематичным, то или иное его толкование (совместно с параллельными местами) приводит к различному пониманию и отношению в поместных церквах к служению женщин. В некоторых церквах на основании этого и аналогичных мест Библии запрещается женщинам учить и проповедовать в служении.

Положение и структура современной христианской церкви существенным образом отличаются от положения христиан в первом веке, в связи с чем современному христианину весьма затруднительно применять учение Писания в отношениях с людьми буквально. Необходимо искать истины, которые лежат в основании конкретных правил Нового Завета. Этот принцип особенно очевиден при рассмотрении учения апостола Павла о положении и служении женщин.

В работе рассматривается культурно-исторический контекст данного отрывка и его связь с контекстом посланий апостола Павла. Особое внимание уделяется роли и положению женщин в иудейском и греческом обществе того времени. Далее проводится лексико-синтаксический и теологический анализ текста. Сделан вывод о значении служения женщин в церкви.

1. ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1 КОР 14:33Б-35

1.1 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Первое послание к коринфянам написано апостолом Павлом примерно в 54 или 55 году церкви в Коринфе, в то время богатом и процветающем греческом городе. Коринф славился как торговый город и центр развлечений. Даже в языческом мире город выделялся моральной развращенностью, что наложило отпечаток и на коринфскую церковь. Церковь в Коринфе основана апостолом Павлом, где он служил в течение полутора лет (Деян 18:11). Послание написано в Ефесе, когда Павел узнал, что в Коринфе не все благополучно.

Коринфским верующим было трудно отделиться от окружавшего их неверующего и испорченного общества. Нарушения в общественной и церковной жизни коринфян и послужили поводом для написания посланий апостолом Павлом. По мнению Хортона, верующие в Коринфе с появлением проблем в церкви послали Павлу письма, на которые он ответил.

Вероятно, что коринфская переписка Павла, вошедшая в библейский канон, является неполной. До написания того послания, которое мы называем Первым посланием к коринфянам, Павел обращался к Коринфской церкви с другим письмом (1 Кор 5:9), которое не сохранилось. В этом письме Павел советовал коринфянам избегать общения с аморальными людьми. Далее, в Первом послании Павел приводит описание грехов, касается вопросов брака и семьи, порядка в проведении богослужений, даров и служения Святого Духа, воскресения мертвых.

Рассматриваемый в данной работе отрывок 1 Кор 14:33б-36 относится к большому фрагменту послания, относящемуся к устранению нарушений при проведении богослужений в коринфской церкви и, вместе с другими местами послания (11 глава), говорит о поведении женщин в церкви. Церковь в Коринфе была богата духовными дарами, но их применение в служении не всегда способствовало назиданию общины, поэтому Павел в послании говорит о некоторых особенных аспектах даров и их применении в богослужении.

Духовными дарами в коринфской общине служили как мужчины, так и женщины. Отрывок Писания 1 Кор 14:33б-36 рассматривает поведение женщин в контексте служения пророка.

Рассмотрим положение женщины в обществе того времени.

По иудейскому закону женщина была не человеком, а вещью, она фактически была собственностью отца или мужа. Женщинам запрещалось изучать закон, они не принимали участия в службе в синагоге. Мужчина мог задавать вопросы в синагоге, женщине же это запрещалось. В синагоге женщинам запрещалось читать уроки из Писания, им также строго было запрещено преподавать в школе. На женщину не распространялись положения закона, она не была обязана посещать пиры и праздники.

«Женщин, детей и рабов сводили в одну группу. В своей утренней молитве иудей благодарил Бога за то, что Он не создал его язычником, рабом или женщиной» .

Таким же было и положение женщины в греческом обществе. Женщины, если они не были храмовыми проститутками, вели в Греции очень замкнутую жизнь. Женщина никогда не появлялась одна на улице и не обедала за столом со своим мужем. Женщины не могли принимать участия в общественной жизни. Муж требовал от своей жены абсолютной и безупречной нравственности, в то время как сам был свободен от всяких норм нравственности. Грек брал себе жену для обеспечения прочной домашней жизни, а наслаждения искал где-то на стороне.

Таким образом, в иудаизме и греко-римском мире к женщинам относились как к существам низшего порядка, поэтому учение апостола Павла о месте женщины в глазах Бога, фактически формулирует новый революционный христианский принцип: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Перед Богом женщина не ниже мужчины. Павел предписывает мужчинам любить своих жен, так как Христос возлюбил церковь (Еф 5:25). Но вместе с тем Павел следует иудейским требованиям о повиновении женщины мужчине: «…всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1 Кор 11:3). Мужчина – образ и слава Бога, женщина – слава мужчины. Женщине подобает показывать свое подчиненное положение, что, в частности, выражается в покрытии головы в публичном богослужении (1Кор 11).

Христианство освободило женщину практически от рабства, в чем была и определенная опасность: женщина могла неверно воспользоваться обретенной свободой. Также и общество могло возмущаться раскрепощением женщин, и потому Церковь должна была установить к женщинам свои требования.

Для такого общества и написал Павел приведенные выше строки.

1.2 ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Литературным жанром Первого послания к Коринфянам, несомненно, является письмо или послание. Форма послания и была подходящей для тех излияний, с которыми обращается апостол Павел в церкви в Коринфе. Это произведение обладает всеми характерными особенностями письма: увещания, похвалы и порицания, обращенные к получателям послания. В нем мы находим некоторые намеки и полунамеки, которые обычно можно найти в письмах друзей и какие для других читателей писем остаются почти непонятыми. Этот факт показывает, почему нам часто так сложно определить значение, которое вкладывал Павел при написании послания.

Разберем значение основных слов, встречающихся в 1 Кор 14:33б-36, несущих смысловую и богословскую нагрузку.

33б Как во всех церквах у святых,

34 Жёны (женщины) [греч. γυναίκες] в собраниях (во время собраний) молчат [греч. σιγάτωσαν], потому что не разрешается (допускается) им говорить (рассказывать, беседовать, возвещать) [греч. λαλείν], пусть подчиняются (повинуются, слушаются) [греч. υ`ποτάσσεσθωσαν], как и закон говорит.

35 Если же чему-нибудь научиться желают, пусть дома у своих мужей спрашивают, ибо стыдно жене (женщине) говорить в собрании.

Греческое слово γυναίκες, переведенное в СП как жены, относилось к женщинам вообще, и к незамужним (1 Кор 7:34), и к замужним (1 Кор 7 кроме 1 Кор 7:34), перевод его определяет контекст.

1. в ст. 34 греч. слово υ`ποτάσσω (повиноваться, слушаться) везде в Новом Завете употребляется по отношению к женщине, находящейся в подчинении у мужа (Еф 5:22, Кол 3:18, Тит 2:5, 1 Пет 3:1,5);

2. об этом же говорит 1 Кор 14:35: жены должны учиться у мужей своих;

3. в параллельном месте – 1 Тим 2:11-15 речь также идет о замужних женщинах, предписывая им спокойно вести себя во время служения.

Этот отрывок Писания находится в главе, где идет речь о порядке во время богослужения, и, в частности, об очередности в служении пророков. Затем в стихах 34-35 Павел переходит к теме молчания женщин, и, конечно же, его наставление касается лишь разговоров во время богослужения. Может сложиться ложное впечатление, что Павел запрещает женщинам пророчествовать или произносить поучение или истолкование иных языков в собрании. Если принять такой тезис о буквальном «молчании женщин» в служении, то он входит в явное противоречие с 1 Кор 11:5 «всякая жена, молящаяся или пророчествующая», на основании которого видно, что Павел не запрещал женщинам молиться и пророчествовать публично, если Дух Святой давал им эти служения. В Библии мы не находим разницы в служении пророков между мужчинами и женщинами, как в Ветхом Завете, так и в Новом.

Слова «да молчат» [греч. σιγάτωσαν] вероятнее всего относятся к задаваемым женщинами вопросам во время богослужения. Т.е. проблема не в том, что они женщины, а в том, что они знали Писание хуже мужчин. Апостол не хотел, чтобы они мешали процессу обучения во время собрания в церкви.

Иногда утверждают, что в этом стихе Павел запрещает женщинам болтать или сплетничать во время служения. Это неверное толкование, ибо греческое слово λαλείν, переведенное как «говорить», не имело значения «болтать» на греческом койне. Это же слово используется по отношению к Богу в 21 стихе этой же главы.

Указание на закон приводится, скорее всего, в самом широком смысле. В законе нет предписания женщинам молчать, вполне вероятно, что Павел здесь мог иметь ввиду подчиненное положение женщин в ветхозаветное время. По мнению Кинера , в церкви могло иметь место недовольство коринфских пророчиц, которые не хотели быть в подчиненном положении.

По мнению автора в 1 Кор 14: 33б-35 вероятнее всего речь идет о том, чтобы замужние женщины не задавали вопросов и не разговаривали во время собрания со своими мужьями и не создавали, таким образом, беспорядок. Однако из этого совершенно не следует, что им запрещалось участвовать в богослужении.

Мнения богословов по этому месту Писания диаметрально противоположны.

Лэдд считает на основании данного отрывка, что женщинам не позволяется публично говорить на молитвенных собраниях. Вайтли считает, что запрет касается обращения женщин к собранию.

Представители консервативного направления (по мнению автора) считают, что в стихах 34-35 апостол Павел утверждает, что женщины в церкви должны хранить молчание. Более того, утверждается, что «принцип был не местным, обусловленным географическими условиями или культурной средой, а был принят во всех церквах у святых. Хотя это говорение в церкви включает в себя и говорение на языках, но контекст здесь относится к пророчеству. Женщины не должны были осуществлять никаких служений такого рода .

Основатель диспенсационализма Джон Дарби даже более категоричен: «Женщины в собраниях должны молчать: им не было разрешено говорить. Они должны оставаться в послушании, а не направлять других. Более того, об этом же говорил и закон. Было бы позором слушать, как они говорят в собрании».

По мнению МакДональда, «хотя служение женщин многообразно и ценно, им не дано право совершать общественное служение для всей церкви. Им доверена весьма важная работа по дому и воспитанию детей. <…> Фактически женщине не разрешается задавать вопросы в церкви во время служения. <…> Следует помнить основное правило: неприлично жене говорить в церкви».

Лопухин считает, что в этом отрывке апостол Павел продолжает начатое в 1 Кор 11 учение о власти мужа над женой. «Если жена вообще должна находиться в подчинении у мужа, то она это подчинение не должна нарушать и во время богослужения, выступая в качестве пророчицы или учительницы: ведь, такое выступление будет свидетельствовать о ее намерении руководить мужем своим, который очутится среди слушателей ее речи».

С такими мнениями трудно согласиться. Автор придерживается мнения Гордона Фи, который считает это требование наряду с 1 Тим 2:11-12 культурно относительным на основании экзегезы трех пасторских посланий апостола Павла. В Писании находим женщин учащими (Деян 18:26) и проповедующими (Деян 21:8; 1 Кор 11:5). «Полное следование этому тексту в ХХ веке означало бы не только запрещение проповедовать и учить в местной церкви, но и запрещало бы ей писать книги по вопросам Библии, которые мог бы прочитать мужчина, преподавать Библию или подобные предметы (включая религиозное образование) в христианских колледжах или библейских институтах, где в ее классе есть мужчины, и учить мужчин в миссионерских ситуациях» .

К тому же, «большинство тех, кто в сегодняшней церкви утверждает, что женщины должны в церкви хранить молчание, обосновываясь на 1 Послании к Коринфянам 14,34-35, в то же время отвергают обоснованность языков и пророчеств , находящихся в том самом контексте, в котором и появляется строка о «молчании».

Баркли также считает неправильным «читать эти слова вне исторического контекста и рассматривать их как универсальное правило для церкви». По мнению Хортона, нельзя «удерживать женщин от проявления даров и служения, данного Святым Духом».

Существует и другая точка зрения, согласно которой стихи 1 Кор 14:33б-35 не принадлежат лично апостолу Павлу. Авторы комментария в Новой Женевской Библии полагают, что апостол Павел приводит цитату из письма коринфян к нему и в стихе 36 опровергает их доводы. Настораживают, однако, довольно-таки слабые возражения апостола Павла в стихе 36 такому предполагаемому мнению верующих в Коринфе.

Дэйвид К. Лоури указывает, что стихи 14:33б-36 были перенесены некоторыми ранними переписчиками в конец главы по причине их неуместности, он же считает, что эти стихи выражают точку зрения Павла на поведение женщин в собраниях, нуждающихся в самоконтроле.

Автор разделяет другое мнение. Гордон Фи предполагает на основании текстуальных данных, что стихи 34-35 не были написаны апостолом Павлом, а присоединены позже переписчиками послания. Обоснование тому - все западные рукописные тексты помещают их после стиха 40. На это же указывает и Кузнецова.

Рассмотрим структуру библейского текста 1 Кор 14:26-40, выделив рассматриваемый отрывок 1 Кор 14:33б-35:

33 ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира. Как во всех церквах у святых,

34 жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви.

36 Или от вас слово Божие вышло? Или до вас одних оно достигло?

37 Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это - Господня заповедь.

38 Если же кто не знает, его не знает Бог.

39 Итак, братья мои, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и не препятствуйте говорить языками.

Очевидно, если внимательно посмотреть на структуру 1 Кор 14:26-40, что перенесение в конец главы выделенных стихов 33б – 35 не приводит к нарушению целостности всего отрывка Писания, наоборот, мысль о порядке в служении пророков после стиха 33 получает свое логическое продолжение в стихе 36.

26 Что же, братья? Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: всё да будет к назиданию.

27 Говорит ли кто языками, - каждый раз двое или, самое большое, трое, и по очереди, и один пусть толкует.

28 Если же нет толкователя, молчи в церкви и говори себе и Богу.

29 А пророки пусть говорят двое или трое, и другие пусть судят.

30 Если же, пока он сидит, другому будет откровение, первый пусть молчит.

31 Ибо вы можете все один за другим пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение.

32 И духи пророков пророкам послушны;

33 ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира.

Христианство, как религия любви, учит каждого человека с добром относиться ко всем окружающим. В Библии есть много текстов, призывающих к этому, но самым известным местом можно назвать 13 главу послания апостола Павла к Коринфянам.

Эти строки принято называть «гимном любви», ведь именно в них раскрывается вся суть и смысл христианского понимания этого высокого чувства. Что же имел в виду апостол Павел, рассуждая о любви? Чем отличается христианское понимание этого чувства от обычного, мирского? Попробуем разобраться.

Пояснение к 13 главе послания апостола Павла к Коринфянам

Открыв Библию в нужном месте, мы увидим слова апостола о том, какая должна быть настоящая любовь в христианском значении. Примечательно, что апостол Павел в юности был ярым и страстным гонителем Христа, всячески опровергал Его учение. После Божественного откровения ему, он уверовал в истинного Бога и с таким же дерзновением стал служить.

Святой апостол Павел

Именно этот служитель Господа собрал воедино и записал главные 16 характеристик любви, перечень которых мы и видим в его послании к Коринфянам. Согласно христианскому вероучению, любовь:

Настоящая любовь всегда великодушна

  • Не гордится . Гордость - это всегда своего рода изоляция, попытка доказать свое превосходство, независимость, значимость. Гордый человек не способен построить действительно глубоких и искренних отношений, поскольку не подпускает никого слишком близко. Любящие люди, напротив, знают свое место в отношениях, признают нужду друг в друге, привязанность друг к другу.
  • Не бесчинствует . Любящий человек всегда ласков и внимателен к объекту своего чувства. Пока отношения строятся на любви, человек всеми силами будет избегать любых конфликтов, ссор, тяжелого выяснения отношений. Как только в отношениях наступает дефицит добрых чувств - сразу же проявляется агрессия, а любовь всех примиряет.
  • Не ищет своего . Под поиском своего имеется в виду выгода, озабоченность только собой и своими проблемами. Такой человек всегда просчитывает, что принесут ему те или иные отношения, и если результат не в его пользу - попросту отказывается от них. Настоящая же любовь очень богата, она наполняет человека изнутри настолько, что он готов бесконечно делиться ею с другими, совершенно не просчитывая, что получит взамен.
  • Не раздражается . Раздражение - это всегда признак какого-то эмоционального напряжения. Тесные доверительные отношения предполагают свободу духа и комфорт людей, они не ведут к накоплению усталости и негатива. Любовь не нуждается в выходе негативных чувств в виде раздражения, поскольку не создает никаких плохих переживаний.
  • Не мыслит зла. Настоящая любовь всегда великодушна, она не допускает мести, обиды, зла, ненависти. Даже если другой человек ведет себя скверно и обижает любящего - тот никогда не станет отвечать злом на зло. Христиане призваны любить ближнего как самого себя, поэтому, желая зло другим, мы вредим и самим себе.
  • Не радуется неправде . Любовь может строиться исключительно на доверии и большой близости людей, что полностью исключает любой обман, хитрости, интриги, которых очень много в современном мире. Только искреннее и глубокое чувство способно противостоять злу мира, даже после встречи с предательством и вероломством. Примеров таких отношений много в классической литературе. Так, у героини Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании» Сони Мармеладовой любовь к Раскольникову не меркнет после того, как она узнает о его преступлении. Она только лишь всеми силами призывает его к покаянию, желая тем самым ему спасения души.

    Павел раскрывает смысл христианского понимания любви

  • Все покрывает . Любовь - это большая сила, которая может «покрыть» многие слабости тех, кто этой силы лишен. Это не означает, что нужно оправдывать любые нелицеприятные поступки людей. Покрыть - это означает помочь вылечить, не предавая ненужной огласки, не позоря того, кто оступился. Любящий человек стремится восполнить недостаток добродетели у любимого, поскольку сам наполнен и имеет избыток.
  • Всему верит . Пожалуй, одно из самых спорных мест, вызывающее множество споров. С одной стороны, все мы хотим до конца верить нашим близким и не сомневаться в них. С другой стороны, опыт жизни показывает, что в своем доверии можно очень жестоко обмануться. Что ж, тут нужно признать, что полное доверие - это всегда риск. Но без этого риска невозможно познать всю глубину любви, поскольку недоверие и сомнения губят ее. Любящий человек будет верить до конца.
  • Всего надеется . Этот пункт неразрывно связан с предыдущим. Надеяться - это значит видеть лучшее в других, верить, что это лучшее есть и обязательно себя проявит, даже если сейчас оно незаметно.
  • Никогда не перестает . С точки зрения христианства, любовь не имеет конца, она вечна. По словам Антония Сурожского, сказать человеку «я тебя люблю» это все равно, что объявить ему, что он никогда не умрет, что он будет вечно жить. Это огромное утешение для любящих людей - знать, что их чувства уходят в вечность, соприкасаются с ней и не угасают с угасанием тела.
  • Христианская любовь в браке и семейной жизни

    Что же означают слова апостола на практике? Возможно ли в обычной мирской жизни построить такие отношения, которые будут соответствовать всем высоким библейским характеристикам? Православие говорит, что да, это возможно. И инструмент взращивания таких отношений - это семья.

    На первом месте в иерархии семейных ценностей должна быть любовь

    В семейной жизни верующий человек учится и терпеть, и милосердствовать, и доверять, и надеяться. Именно семейная жизнь может и должна стать эффективным инструментом возвышения и роста духовного в человеке. Невозможно представить себе жизнь в браке без ежедневного самопожертвования каждого из супругов, однако это самопожертвование должно быть добровольным, естественным и обоюдным.

    По словам того же апостола Павла, муж так сильно должен любить жену, как Господь возлюбил Церковь. Конечно же, греховной человеческой природе невозможно постичь величие и силу Божественной любви, но стремиться к этим высотам необходимо.

    Нужно ли говорить, что с таким отношением мужа к жене вполне естественно в жизнь входят понятия милосердия, долготерпения, возвышения ближнего. И уж никак такие высокие супружеские отношения не могут соединяться с гордыней, завистью, раздражительностью, памятозлобием.

    Совет! Нужно помнить, что глубокая настоящая супружеская любовь - это не сиюминутный дар, но результат долгого и упорного труда над отношениями. Невозможно познать истинное чувство быстро, в самом начале отношений, но его можно вырастить спустя долгие годы верной и честной совместной жизни.

    Гимн Любви святого апостола Павла