Контрольная работа семейно-брачные отношения в древней греции. В греческой семье

Греция — страна с богатым культурным наследием и своими обычаями и традициями. Ведь это древнейшее в мире государство, а это значит, что огромное количество традиций сложилось много веков назад.

Ведь именно греки подарили нам Олимпийские игры и такую науку, как философия, а это значит, что и сегодня, Греция является своеобразным культурным центром не только в Европе, но и в мире. Сегодня мы постараемся понять, какие же существуют традиции Греции, а также вспомним об обычаях страны, постараемся в них разобраться.

Сезон для отдыха длится круглогодично, поэтом только Вам решать, когда и куда лучше ехать в Грецию. В любом случае такая поездка принесет только положительные эмоции.

Язык в Греции

Одним из символов греческой культуры является язык. Этот язык был сформирован еще в 12 веке. Тогда, на этом языке разговаривали во всей восточной части Средиземноморья. Сегодня, он претерпел сильные изменения, но основа осталась та же, просто появилось очень много новых диалектов, например, турецких или славянских.

Греки очень трепетно относятся к своему языку. Если туристу удается выучить хотя бы несколько слов на греческом языке, то это всегда будет преимуществом при общении с местными жителями. В Греции существует несколько особенностей в языке, например, в Греции, как и в Болгарии, слово «нэ» — это означает утвердительное да.

Религия в Греции

Религия здесь уходит своими корнями в древние времена. Сегодня более 98% греческого населения – верующие, они постоянно посещают христианские храмы. Ведь недаром эта страна сегодня считается центром православного мира, практически в каждой части страны, даже в маленьком городке.

Принято иметь собственного «святого», а также даже отдельный праздник в его честь. Такой праздник носит название «пангири» — это своеобразный культурный фестиваль, которой отмечается жителями той или иной страны, при этом организовываются праздничные мероприятия, представления с песнями и танцами.

Как и в любом современном обществе в стране официально разрешены гражданские браки, но при этом большинство жителей до сих пор венчаются в церкви, по правилам православного мира.

Греция и по сей день является не только центром православного мира, но и центром монастырской жизни. Именно здесь сегодня больше 800 монастырей, например, один из крупнейших находится на острове Афон. Кстати, как не странно, хотя традиции Греции тесно связаны с религией, при всей религиозности греков, они не являются ярыми «фанатиками», они спокойно и почтительно относятся к своей вере, соблюдают все основные правила.

Стоит отметить, хотя жители очень набожны , но при этом практически каждый местный очень суеверен. Древне-языческие традиции являются неотъемлемой частью современной жизни.

Также некрасиво и нетактично кого-то особо нахваливать, многие пользуются оберегами, например, вешают на одежду голубую бусину, с глазком внутри. Нам, туристам такое украшение известно, как «кошачий глаз». Именно такой сувенир можно приобрести в каждой торговой лавке в любой точке. Греки часто следуют даже самым странным правилам, например, при ощущении опасности, тут же начнут плевать через плечо, как это принято 3 раза.

Праздники в Греции

Одним из самых традиционных праздников страны является Пасха. Обязательно все жители отмечают этот праздник, пекут куличи, которые у них носят название чуреки или по-нашему кексы, красят яйца. В пятницу перед пасхой не принято организовывать шумных празднеств и застолий, в субботу же перед светлым праздником греки наряжаются в самую нарядную одежду и идут в церковь. В сам же праздник организовываются шумные гулянья с изобилием еды и питья.

Как здесь отмечают карнавалы

Очень странно, что карнавалы у большинства населения в мире ассоциируются с Бразилией, но это далеко не так. Карнавалы в Греции напоминают Масленицу в России .

Жители приобретают или шьют самостоятельно карнавальные костюмы, идут на улицу, бары, рестораны и другие развлекательные заведения и танцуют и поют нередко до самого утра. Посещая Грецию в этот период, нужно продумать, что взять в Грецию, возможно Вам тоже захочется поучаствовать в греческом карнавале.

Рождество в Греции

Традиционно в Греции отмечают Рождество 25 декабря. В Рождество обычно вся семья собирается вместе, накрывают огромный стол с традиционными блюдами греческой кухни. Принято также в этот праздник давать бедных, какие либо продукты и угощения, чаще всего – это рождественское печенье. Кстати, каждая хозяйка имеет свой секретный рецепт такого угощенья.

Семейные традиции

В Греции традиционно очень большие семьи, так в населенных пунктах и деревнях вся семья, несколько ее поколений живут в одном доме. Часто родители работают на земле, а бабушки и дедушки присматривают за внуками.

Конечно, в больших мегаполисах семьи все чаще и чаще живут отдельно, но при этом при каждом удобном случае стараются собраться всей семьей. При этом для любого грека семья – это не только родители и дети, а также и все кузины, кузены, дяди и тети и даже очень дальние родственники, порой, и сами греки не помнят, кем им приходится тот или иной член семьи.

Каждый грек чувствует тягу к своей родине, даже оказавшись в другой стране или даже на другом континенте. Если грек встретит кого-то из своей местности, то это для него будет огромным счастьем. Земледелие издревле было традиционным занятием, так и сегодня греки стараются кроме дома или квартиры в мегаполисе также приобрести дом, где то в деревне или поселке. Именно там греки проводят свои выходные или отпуска.

Кстати, Греки всегда все семейные праздники, отпуска или просто выходные стабильно проводят вместе, нередко местом для отдыха может случить именно такая «греческая дача», где собирается все бесчисленная родня.

В Греции роль мужчины и женщины изначально была разделена. Так мужчина считается добытчиком и кормильцем в семье, а женщина должна посвятить себя семье. Но при этом, даже с приходом Османской империи в Грецию, здесь женщина всегда занимала определенное место в обществе. Так и сегодня, женщины и мужчины имеют одинаковые права, женщины могут быть государственными чиновниками, и даже занять пост главы государства.

Кстати статус матери и бабушки очень почитаемы здесь, а не только в их собственной семье. Так, например даже если женщина выходит замуж, то она имеет право так и оставаться на своей девичьей фамилии. Именно женщины в Греции считаются одними из самых эмансипированных на территории всей Восточной Европы. Кстати даже есть в Греции в ее северной части праздник, который посвящен взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.

Обычно такой праздник отмечают 8 декабря, в этот день мужчины и женщинами меняются ролями, так мужчина занимается весь день домашними делами, а женщины встречаются с подругами и посещают бары и рестораны. Такой праздник давно уже воспринимается с юмором и даже сегодня, все больше и больше районов тоже отмечают его с огромным удовольствием.

Быт молодой семьи

Когда молодая пара решает соединить узами брака, то встает вопрос о том, как же будет устроен их быт. В Греции, как нигде, родители очень яро стараются помочь молодым устроиться в новом жилье. Греки вообще очень любят своих детей, поэтому после свадьбы дают своим детям все необходимое в хозяйстве.

В Греции можно нередко увидеть огромное количество недостроенных домов. На самом деле эти дома были куплены для того, чтобы, когда подросшие дети решат строить свою отдельную семью им можно отдать это строение и совместными усилиями довести до ума.

В Греции традиционно родители достраивают дом для девочек – дочерей, именно они являются наследниками своих родителей, сыновья же – это наследники бабушек и дедушек. Дети для грек – это святое , даже после их женитьбы, родители неустанно опекают молодую семью и с огромным удовольствием возятся с внуками. Нередко можно даже встретить семью, которая отправляется на заработки в другой город, а детей оставляют с бабушками и дедушками, для греков это совершенно нормально.

В целом отношения в семье у греков стандартное, такое же, какое принято в европейском обществе. Уважение к старшим, уважение к женщине и всеобъемлющая любовь к детям.

Гостеприимство жителей

Практически для каждого грека гость – это что-то святое. Гостеприимство приравнивают к честности или к храбрости. В Греции принято принимать гостей у себя, а не приглашать их в ресторан или какое-то другое заведение. У греков даже есть такое суеверие, какой пришел самый первый из гостей, таким и будет вся следующая неделя.

Если гость пришел тихий и спокойный, значит и неделя не принесет каких-либо потрясений. Греки самостоятельно организуют весь праздник, от гостя требуется лишь соблюдение нехитрых, порой даже смешных правил. Входить в дом к греку нужно с правой ноги , при входе в дом пожелать, что-либо хорошее всем присутствующим, подарить небольшой недорогой презент хозяевам дома и так далее.

В качестве подарка можно преподнести вино, шоколад или цветы. Застолье у греков обычно обильное и продолжается очень долго. Каких либо правил за столом не существует, главное это позитивный настрой и искреннее отношение к хозяевам.

Греция страна, которая имеет огромное количество традиций и обычаев. Понять традиции Греции очень трудно порой, не посетив эту сказочную страну. В любом случае каждый турист проникнется радушием греков и их традициями, которые сохранились с самых древних времен.

И каких детей они растят.

Никогда не сбрасывай бабушку с поезда!

Греческие семейные узы настолько крепки, что часто можно встретить три или даже четыре поколения, живущих в одном доме или по крайней мере достаточно близко, чтобы можно было в буквальном смысле докричаться друг до друга. Несмотря на греческий «мачизм», в восьми случаях из десяти жена и мать являются неноминальной главой семьи, особенно в городах. Глядя на живописные фотографии греческих крестьянок, нагруженных вязанками дров и покорно бредущих за своими мужьями, гордо восседающими на ослах, можно предположить, что жизнь этих женщин ничем не лучше жизни их сестер в мусульманских странах. Однако, как и многое другое в Греции, это внешнее впечатление обманчиво.

Ребенок, рожденный в Греции у родителей-греков, должен носить имя своей бабушки или дедушки со стороны отца. Если в семье два ребенка одного пола, то второму ребенку дают имя бабушки или дедушки, но уже со стороны матери. Только когда в семье три ребенка одного пола, родители могут самостоятельно выбрать понравившееся им имя для новорожденного.

Тщательно скрываемая правда состоит в том, что большинство мужчин-греков живут под каблуком у женщин , но они скорее умрут, чем признаются в этом. Даже холостяки среднего возраста, имеющие собственные квартиры, почти ежедневно навещают мамочку, которая их вкусно накормит и безупречно погладит им рубашки. Для греков материнская стряпня - всегда самая вкусная, и поэтому при выборе жены грек будет искать девушку, похожую на его мать. В конце концов, греческая поговорка утверждает, что жена всегда похожа на свекровь, и греческих женщин с самого детства воспитывают для роли респектабельных тещ и свекровей.

Старшее поколение пользуется в семье традиционным уважением, даже если уже прошло время, когда они держали в руках бразды правления и когда дети выполняли все их прихоти. Возможно, это как-то связано с тем фактом, что старики приносят в дом пенсию (иногда довольно значительную), но скорее всего важно другое: ведь дети получали от них все на тарелочке с золотой каемочкой, пока не стали взрослыми, так что теперь они чувствуют себя обязанными заботиться о престарелых родителях. Кроме того, что скажут соседи, если они не будут заботиться о родителях? О них будут говорить так, как будто у них совсем нет никакого philotimo.

Царя Ирода и близко не подпустили бы!..

Держитесь подальше от греческих детишек! За их ангельскими личиками скрываются перекормленные, избалованные, хвастливые, требовательные исчадья ада. Эти милые крошки разнесут ваш дом быстрее, чем команда подрывников. Родители могут для вида покричать на них (преимущественно когда все остальные спят сладким сном), но сами ужасно их балуют, уступая самым безрассудным требованиям своих чад. В результате в большинстве деток развиваются все наихудшие качества греческого характера, и ни одного лучшего. К счастью, здоровая конкуренция среди сверстников, высшее образование, армия, трудовая деятельность и прочая грубая реальность жизни, как правило, обтесывают их, и в них вдруг проявляются такие положительные качества и достоинства, о которых никто и не подозревал.

Даже в настоящее время в некоторых селах Фракии и Олимпа родители не считаются с мнением дочери или сына и часто устраивают браки вопреки их желанию. Обычно крестьяне женятся на девушках своего села. Свадьбе у греков , как и у других народов, предшествует обручение. Часто по общему согласию родителей обручают детей очень малого возраста - шести семи лет.

Мальчики, как более избалованные, намного хуже девочек. Им продолжать родовое имя - поэтому для них нет ничего слишком хорошего, не говоря уже о поверье старух, будто отказ в нежном возрасте может сделать из будущего мужчины импотента. Раздаются шлепки, сыплются оплеухи, звучат страшные угрозы («Я с тебя шкуру спущу!»), но реальная дисциплина встречается редко. Греки обожают своих детей и безгранично заботятся о них, пока те не найдут себе хорошую стабильную работу или не женятся. Отношения с родителями редко прерываются, что бы ни случилось, и уж во всяком случае не деградируют до уровня вежливого знакомства, такого обычного для остального западного мира.

Прочие мелочи

Греки - одна из самых нерасистских наций в мире. Если они и рассказывают расистские анекдоты, то только потому, что не могут устоять перед изюминкой истории, а не потому, что действительно думают о ком-то плохо. Древние греки говорили: «Кто не грек - тот варвар». Но, как сказал оратор III века до нашей эры Исократ, «греками мы называем тех, кто разделяет с нами общую культуру». Современные греки думают так же.

В Греции живет и работает (половина - нелегально) очень много иностранцев; среди них - студенты, приехавшие по обмену, политические беженцы и туристы, заехавшие на недельку-другую отдохнуть, но спустя 10 лет все еще ошивающиеся здесь. Греки не делают различия между отдельными этническими и религиозными группами - скорее наоборот, они готовы из кожи вон лезть, лишь бы «другие» чувствовали себя как дома. Однако это не означает, что привратник ночного клуба впустит вас, если решит, что у вас нет денег или что от вас можно ждать неприятностей.

Собачья жизнь

Нельзя назвать греков такими уж любителями животных, хотя нередко можно встретить пожилых старых дев, тратящих все свои жалкие сбережения на полный дом приблудных кошек и собак. Как правило, держать домашних питомцев - привилегия высшего общества и тех, кто пытается им подражать. Остальные приберегают свою любовь для тех животных, от которых есть хоть какая-то польза. Но уж если грек заведет себе кота или собаку, он не позволит им спать на кровати или ошалело носиться по всему дому. В больших городах боязнь бешенства (случаев которого не отмечалось вот уже несколько десятилетий) все еще заставляет мамаш предупреждать детей: не подходи к «этим грязным собакам»!

- 114.00 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Исторический факультет

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    • Содержание

Введение………………………………………………………… ………………………………………3

Глава I. Основы древнегреческой семьи…………………………………………………………….. ..5

§ 1. Основа и бюджет семьи…………...……….……………………….………… …………………...5

§ 2. Отношения отцов и детей………..…… …………..………..……….……………………………..7

§ 3. Положение женщины………………………………… .............................. .............................. ........9

Глава II. Брак и развод в Древней Греции………………………….…………………………... .......14

§ 1. Понятие и цель брака………………………………………………………………… …………..14

§ 2. Церемонии брачно-разводного процесса………………………………………………………. .18

Глава III. Имущественные отношения супругов..…………………………………………….…. .....20

Заключение…………………………………………………… ………….......................... ...................24

Библиографический список………………………..………………………………… ……………....25

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Как известно, крупнейшей цивилизацией Древнего Мира была древнегреческая цивилизация. Древнегреческая цивилизация обладала развитой культурой. Важную роль в жизни античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни.

Изучение древнегреческого общества невозможно без представления роли в нем института семьи, которая являлась прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их образования. Основа полиса – это свободный гражданин, который являлся носителем гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства, необходимой и для защиты от нападения. Поэтому, в процессе развития полиса, встает вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для древнегреческого полиса залогом будущего существования: она являлась как гарантом обеспечения военных сил полиса, так и залогом его экономического развития. Также семья играла немалую роль в религиозно-эстетическом развитии полиса. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам.

Как принято говорить в современном обществе: «Семья – это ячейка общества». Значимость семьи признавалась уже древнегреческими политиками и законодателями во многих полисах Древней Греции, важность семейных отношений была очевидна. Регулирование семейных отношений является одной из наиболее разработанных сфер права Древней Греции.

Наш приведенный анализ показывает то, что актуальность данной темы неоспорима и сегодня. Так как невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах, то поэтому брачно – семейные отношения именно на примере Древней Греции и стали объектом исследования в данной работе.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучением данной темы занимались и занимаются многие учёные: Мухаев Р.Т., Михайлова Н.В., Крашенинникова Н.В., Жидков О.А., Чиркин С.В., Батыр К. и др.

Цель исследования.

Главная цель заключается в исследовании становления, развития и функционирования института брака и семьи в Древней Греции.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

Изучение основополагающих начал, устройства древнегреческой семьи;

Выяснение места роли мужчины и женщины в древнегреческой семье;

Выяснение основных целей заключения брака;

Рассмотрение вопроса о понятии брака и развода;

Изучение основных обрядов и церемоний, связанных с брачным процессом и семейной жизнью.

Эмпирическая база исследования.

При написании данной курсовой работы была исследована и анализирована научная, учебная и нормативно-правовая база отечественных и зарубежных авторов, профессоров, докторов юридических наук, что было необходимо для достижения поставленных выше цели и задач.

  • Глава I. Основы древнегреческой семьи

    1. Основа и бюджет семьи

Ещё в самом начале процесса образования семьи в Древней Греции общество опиралось на веру в бога, к которым они причисляли даже своих умерших родственников.Согласно верованиям древних греков, на сыне лежала строгая обязанность приносить своему умершему отцу необходимую пищу, и эта обязанность вытекала не из долга признательности, а из его собственных интересов. Умершие были, действительно, в некотором роде священными существами. Древние давали им самые почтительные имена, какие только могли выдумать. Они называли их добрыми, святыми, блаженными. Они питали к ним все благоговение, какое только доступно человеку по отношению к божеству, внушающему к себе любовь или ужас. Для них каждый усопший был богом. Обладая возможностью приносить добро или зло своим близким, мертвый делал это исходя из того, насколько почитали его после смерти.

Таким образом, каждая семья имела особых богов в лице своих предков и, следовательно, свою собственную религию. 1 Но эта религия имела некоторые особенности. Мертвые не могли принимать приношения от любого человека; им были угодны приношения от их прямых потомков. Посторонний являлся для них чужим, можно сказать, врагом. Поэтому необходимо было принять многочисленные меры, чтобы не дать угаснуть потомству навсегда. Кроме того, необходимо было в случае принятия постороннего в семью приобщить его прежде всего к домашнему культу и представить предкам. Из этих двух основных требований и вытекали все правила, относящиеся к древнегреческой семье.

Бюджет семьи

Древние греки не были расточительны. В особенности, афиняне. Они славились в Греции своей бережливостью и воздержанностью и вполне этого заслуживали. 2 Они мало потребляли мяса, а больше питались рыбой и зеленью. Для своего существования они нуждались только в самом необходимом и не были от этого ни менее счастливы, ни менее развиты.

Ниже приведены примерные расходы небогатой семьи, состоявшей из трех лиц.

Афинянин потреблял около одного литра муки ежедневно. Выпивал он не больше четверти литра вина, тем более что он никогда не пил неразбавленного вина. На оставшиеся деньги покупали еду. Даже небольшой суммы было, вероятно, достаточно, так как продукты питания стоили дешево.

Дома для небогатых были очень скромны. Древние греки гораздо меньше нас заботились о комфортабельности своих помещений, так как они почти все время проводили вне стен жилищ. В конце IV века до Р. X. большинство домов были одноэтажными, состоящими из трех-четырех комнат. И многие из этих домов были очень жалкие.

Надо полагать, что для семьи из трех лиц расходы на приобретение трех туник, трех пар сандалий и трех плащей (причем сандалии и плащи служили по несколько лет) составляют около двадцати драхм в год.

Разные расходы.

Трудно предполагать, что древний грек из низшего класса мог бы нести такие расходы. Он пользовался удовольствиями, но они были бесплатны. В течение года он очень часто присутствовал на празднествах, но все эти зрелища, процессии, бега на конях и колесницах, борьба атлетов, гонки судов, музыкальные и драматические представления не стоили ему ровно ничего. Нередко он даже питался за счет богатых. Он бесплатно посещал бани и занимался гимнастикой - для этого были особые учреждения, в которые мог свободно придти любой желающий. Если он заболевал, его безвозмездно лечил общественный врач. Если он желал посетить Олимпию или какое-либо другое место, он отправлялся туда пешком. Родители были обязаны давать своим детям начальное образование; школы не были ни публичными, ни бесплатными, и школьная плата составляла около шести драхм. Складывая все расходы, получим, что бюджет бедной семьи составлял приблизительно от двухсот до трехсот драхм, включая непредвиденные расходы. Конечно, при таких расходах жизнь вели очень скромную, но нужды не терпели.Естественно, чтобы жить в довольстве, расходов требовалось больше.

1.2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца. 3

На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.

На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.

Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.

Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.

Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко. 4

Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.

Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом. 5

Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.

Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.
То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.

Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.

Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. 6 Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

1.3. Положение женщины

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.

Спартанские женщины.

В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.

Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. 7 Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины - когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.

Описание работы

Изучение древнегреческого общества невозможно без представления роли в нем института семьи, которая являлась прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их образования. Основа полиса – это свободный гражданин, который являлся носителем гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства, необходимой и для защиты от нападения. Поэтому, в процессе развития полиса, встает вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для древнегреческого полиса залогом будущего существования: она являлась как гарантом обеспечения военных сил полиса, так и залогом его экономического развития. Также семья играла немалую роль в религиозно-эстетическом развитии полиса. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам.

Глава I. Основы древнегреческой семьи……………………………………………………………....5
§ 1. Основа и бюджет семьи…………...……….……………………….……………………………...5
§ 2. Отношения отцов и детей………..………………..………..……….……………………………..7
§ 3. Положение женщины…………………………………....................................................................9

Глава II. Брак и развод в Древней Греции………………………….…………………………..........14
§ 1. Понятие и цель брака……………………………………………………………………………..14
§ 2. Церемонии брачно-разводного процесса………………………………………………………..18

Глава III. Имущественные отношения супругов..…………………………………………….…......20

Заключение……………………………………………………………….............................................24
Библиографический список………………………..

Греки не особо религиозные люди, но они всегда придерживаются национальных традиций, обычаев, когда дело касается больших праздников и свадеб. Большое значение в Греции придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет.

К одной из таких примет можно отнести примету приглашение гостей. Например, если гости не собираются оставаться ночевать, они не должны расчесывать волосы или стричь ногти, а также важен первый гость в первый день нового года. Вследствие этого принято приглашать в первую очередь самых доброжелательных и положительных людей.

Также много других примет от сглаза, привлечения удачи в семью и к здоровью детей. В основном все традиции и обычаи греческой семьи имеют религиозный характер, но ничего страшного не будет в том, что не все семьи хранят эти обычаи. Церковь относится совершенно спокойно к личной жизни греков и к их убеждениям.

Неизменной традицией для каждой греческой семьи остается самая прекрасная из всех традиций: на крещение ребенка крестные должны обязательно подарить малышу золотой крестик на золотой цепочке и полный комплект одежды, иначе ребенку всегда будет не хватать одежды, и по жизни он будет идти неровно. Крестины вообще считаются главным событием в жизни каждого грека.

Крещение обычно проходит после первого года жизни и до того момента, пока его грек не крещен, его называют "ребенком". Сам процесс крещения тот же самый, что и у всех христиан, и дальнейшее празднование переносится уже в дом, где всех гостей ожидает большой стол, полный самых разных национальных блюд и, конечно же, присутствует музыка.

Практически всем детям в Греции дают имена святых и когда наступают именины этого святого, отмечаются также и именины ребенка. На этот праздник собираются самые близкие родственники и друзья. Все дарят ребенку подарки, небольшие сувениры, а хозяева дома предлагают гостям легкие закуски и сладости.

Свадьба для греков - это еще одно грандиозное событие, перед которым проходит обязательный обряд обручения молодых людей. Молодой человек приходит в дом родителей девушки и просит ее руки у отца. Если отец дает свое согласие, тогда собираются родители обоих молодых людей и договариваются о времени обручения детей.

В назначенный день приглашается священник, который освящает обряд обручения, и молодые обмениваются кольцами, которые им на руки одевает сам священник. Однако все же без свадьбы ни одна Греция не обходится, хотя после обручения молодые люди могут уже считаться мужем и женой.

В Греции существует несколько свадебных церемоний, и они различны для разных районов и также зависят от того, где проходит свадьба: в городе или в деревне. Обычно в то время, пока молодые люди надевают свои свадебные наряды, под их окнами распевают песни, восхваляющие достоинства обоих молодых людей. Жених обязательно дарит невесте большой букет свадебных цветов.

Свидетели молодых наряжаются в специальные наряды, в которых они должны будут охранять молодоженов на всем протяжении свадебной церемонии. Свидетели также хранят обручальные кольца, которые потом передают священнику, трижды крестят короны и опускают эти короны на головы молодых.

После свадебной церемонии все приглашаются на свадебное торжество, на котором всегда присутствует большое количество народа. На этих вечерах всегда очень много танцуют и поют песни, посвященные любви и семейному счастью, также проводятся различные конкурсы и есть даже очень интересный танец, который называется "танец денег". Во время этого танца гости прикрепляют к одежде молодых деньги, чтобы их жизнь была всегда благополучной.

Также по некоторым традициям принято готовить для молодых брачное ложе, по которому обязательно должны пробежаться маленькие дети, чтобы в семье было быстрое пополнение и всего в семье было всегда в изобилии.

В Греции все еще сохранилась традиция, когда родители подыскивают сами мужа для своей дочери, считая, что только они могут найти самую достойную пару, с которой дочь будет счастлива. Найдя подходящего молодого человека, родители девушки приглашают молодого человека в свой дом, где и происходит знакомство молодых людей.

Первые несколько встреч могут происходить в доме родителей, это обусловлено тем, что именно родители способствовали встрече и знакомству молодых. Однако родители в Греции абсолютно спокойно относятся к тому, что молодые люди будут встречаться и даже не будут против того, если они захотят попробовать пожить вместе, не заключая официальный брак.

Конечно, девушку не будут заставлять выходить замуж за человека, которого ей нашли и после первых двух неудачных знакомств, дадут девушке полную свободу выбора. Однако иногда попытки родителей бывают успешными, и молодые люди вступают в брак.

Греки живут большими семьями, молодожены могут остаться в родительском доме и прожить так долгие годы. Правда современная молодежь старается вылететь все - таки из родительского гнезда и обустроить собственное жилье.

Родственные отношения очень глубокие, дети постоянно бывают в гостях у родителей, часто собираются на праздники, да и сами родители по мере возможности стараются во всем помогать своим детям. Мужчина в греческой семьи является главным, женщина должна почитать и уважать своего мужа, но не пресмыкаться, как это принято в мусульманских семьях.

Права обоих супругов практически равны, кроме тех которые касаются только женщины: все домашнее хозяйство лежит на плечах женщины. Мужчины, конечно, могут помочь женщине, когда на нее наваливается слишком много работы.

В воспитании детей оба супруга принимают участие, но если это мальчик то отец проводит с ним намного больше времени, чем мать. Отец старается воспитать в мальчике настоящего мужчину, он берет на себя все обязанности, связанные с воспитанием малыша и разгружает свою супругу. Прогулки, вечернее чтение, развлечения - отец делает все, для того чтобы его сын оставался, доволен и счастлив.

В конце прошлого века мужской костюм жителей Пирея, по наблюдениям русских путешественников, выглядел следующим образом: на голове у мужчин - красная феска, «...узенький белый воротничок ложится на красный или голубой красиво расшитый камзол с висячими разрезными рукавами. Из-под нарядного камзола видна белая рубашка, стянутая у талии цветным кушаком; от него до колен спускается белая широкая фустанелла (юбка). Ниже колен ноги затянуты в узкие гамаши..., пурпурно-красные или голубые, с синими кистями и шитьем, а ноги обуты в красные башмаки с узкими концами или в сандалии. Плащ из мохнатой козлиной кожи с висячими рукавами, а у богатых - голубое пальто с красным воротником служит им верхним платьем в суровое время года» 1 . Еще на рубеже нашего века большинство горожан носило подобный костюм и лишь немногие - пиджачную тройку. Главное, что бросалось в глаза путешественникам, это красочность национального костюма и его богатая орнаментация. Что касается фустанеллы (см. главу «Албанцы)», то это- принадлежность старинного костюма, общего для греков и албанцев; его и сейчас носят королевские гвардейцы. Крестьяне материковой Греции обычно носили не только фу- станеллу, но и узкие сравнительно короткие штаны.

Ныне национальный костюм встречается редко, главным образом в сельской местности. Разумеется, чаще его можно видеть на пожилых людях. Костюм общеевропейского образца, появившийся в Греции накануне революции 1821 г., теперь почти вытеснил народную одежду. Например, молодые рабочие носят сравнительно узкие брюки и хлопчатобумажную цветную рубаху навыпуск - костюм, удобный для работы.

Народный костюм и его отдельные элементы встречаются у населения островов, где национальные черты быта сохранились в большей степени, чем на материке. Мужчины носят черные или синие широкие шаровары (Jpaxsg, белую рубашку jtovxafxiGo, жилет со множеством пуговиц yeXixo, красный или черный широкий пояс и красную феску (в прошлом к феске прикрепляли короткую шелковую черную кисточку). На Крите носят сапоги с высокими голенищами, куртку темного цвета - из толстого сукна у горцев и из тонкого - у обитателей равнин. Киприоты иногда, подобно туркам, обматывают феску платком. Куртки у них цветные. В прошлом веке знатные лю ди и на‘материке надевали длинные шаровары и носили тюрбаны.

Зимой мужчины надевали плащи из козьей шерсти, очень широкие, с длин ными рукавами и капюшоном. Такие плащи носили почти по всей Греции^ а раньше их экспортировали и в другие страны Средиземноморья. Состоятельные люди носили плащи из сукна, подбитого овчиной. Старинная обувь - типа мокасин из телячьей, бычьей или свиной кожи (простой плоский кусок кожи, привязанный к ноге кожаными ремнями) - сохранилась лишь в горах, так как она удобна для ходьбы по горным тропам.

Женский народный костюм, также как и мужской, в значительной степени заменен теперь городским европейским платьем. Традиционный костюм имеет много вариантов. Основной комплект состоит из длинной белой рубахи туникообразного покроя с длинными широкими рукавами. Вышитый подол рубахи виден из-под длинной и широкой юбки ероозга. Поверх рубахи надевают короткую шерстяную или шелковую безрукавку яркого цвета или же куртку с длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. В некоторых областях этот костюм сменили длинные платья с широкими рукавами.

Во всех вариантах женского костюма фартук остается его неизменной принадлежностью. Пояс- широкий, с большими серебряными или позолоченными пряжками. На голову женщины раньше надевали вышитую феску с двумя помпонами, позднее ее заменили двумя фабричными платками. Один платок повязывали под подбородком, а второй складывали сборками и обвязывали вокруг головы. В последнее время женщины носят один платок, сложенный треугольником и завязанный на левом виске бантом. В Аттике платок повязывают вокруг головы, спуская из-под него на лоб несколько рядов подвесок в виде монет. У жительниц Эвбеи платок лежит свободно вокруг шеи, а его концы спускаются по спине. В других районах Греции приняты иные головные уборы: на острове Корфу женщины носят высокие белые накрахмаленные шапки, в Македонии шапочки маленькие, остроконечные, отделанные вуалью, бахромой, спускающейся с верхушки, и цветами сбоку. Иногда шапочки украшают монетами и бусами. Волосы в праздничные дни оставляют распущенными, в будни заплетают в косы.

Весь женский костюм, особенно праздничный, богато украшен вышивкой и золотым позументом. Из украшений носят серебряные или позолоченные пряжки на поясе и цепочки со старинными монетами на груди.

Обувью женщинам служат башмаки на кожаной подошве с матерчатым - шелковым или хлопчатобумажным - верхом, часто покрытым вышивкой.

Общественная жизнь

В настоящее время общественная жизнь греческого народа, имеющего древние демократические традиции, развивается в тяжелых условиях.

Жизненный уровень трудящихся чрезвычайно низок. Спад и застой производства привел к безработице (в 1959 г. не имели работы около 25% всех рабочих в стране) со всеми ее последствиями - нищетой, болезнями.

Национальная интеллигенция пополняется в основном молодежью средних классов. Но многие из имеющих высшее образование не могут получить работы ни на государственных, ни на частных предприятиях. Безработица вынуждает тысячи молодых трудоспособных людей покидать родину и искать работу за границей.

Наиболее массовые общественные организации страны - профессиональные союзы, возникшие еще в конце XIX в. Большинство их объединено ныне во Всеобщую конфедерацию труда Греции. Необходимость борьбы за жизненные интересы привела к усилению забастовочного движения. Из года 4 В год растет количество забастовок, в которых участвуют горняки, каменщики, кожевники, работники печати и городского транспорта, государственные служащие, учителя, студенты. Они требуют повышения заработной платы, восстановления демократических свобод, отмены антирабочих законов, прекращения преследований прогрессивных общественных деятелей, проведения мирной внешней политики. Усиление забастовочного движения в Греции свидетельствут о росте классового сознания трудящихся.

Значительную роль в общественной жизни страны играет православная церковь, имеющая большое влияние на верующих, особенно в деревнях.

Для политической жизни современной Греции характерна многопартийность. Новые политические буржуазные партии возникают обычно накануйе парламентских выборов. Продолжительное время у власти стоял Национально-радикальный союз, который был создан в 1956 г. В целом это - проамериканская партия, хотя в ее составе есть сторонники английской и западногерманской ориентации. Большинство буржуазных партий объединилось в так называемый Союз центра. Основное ядро его составляет либеральная партия (основана в 1910 г.). В результате парламентских выборов 1963 г. Союз центра пришел к власти.

Рабочие, передовые интеллигенты, сознательные слои крестьянства, мелкой, а отчасти и средней буржуазии сплачиваются вокруг Единой демократической левой партии (ЭДА) - наиболее передовой демократической партии в Греции (создана в 1951 г.). Она стремится к объединению всех демократических сил страны. Печатный орган этой партии - газета «Ай^р]» - ч<Авги» («Заря»).

Коммунистическая партия Греции, как уже говорилось, с 1947 г. находится на нелегальном положении.

Семья, семейные обычаи и обряды

В греческих семьях до сих пор сильны патриархальные традиции. Подчиненное, зависимое положение женщин в городе поддерживается в значительной степени тем обстоятельством, что женщины средних классов в большинстве случаев не работают на предприятиях и в учреждениях, следовательно, экономически целиком зависят от мужа. Чрезвычайно тяжело положение женщин-горожанок, вынужденных работать по найму, например в табачной промышленности. Труд фабричных работниц оплачивается ниже, чем труд мужчин. Рабочий день работниц длится по 12 и более часов. Несколько общественных организаций женщин Греции борются за улучшение условий их труда, за демократические права женщин.

В среде горцев, занимающихся главным образом скотоводством, женщины сравнительно более самостоятельны, чем у жителей долин - земледельцев по премуществу. Но и здесь и там женщины ведут тяжелую трудовую жизнь. Крестьянка встает утром раньше всех в доме, делает уборку, готовит пищу для всей семьи, потом берет на плечи самого маленького ребенка и идет в поле, где работает до позднего вечера. Вернувшись домой, женщина не отдыхает. Пока муж сидит в кофейне, она занимается хозяйством - печет хлеб, стирает, присматривает за детьми.

Мужчины в Греции вступают в брак чаще всего в возрасте около 23 лет, а девушки-в 18-20 лет. В крестьянских семьях родители обычно стараются выдавать дочерей замуж очень рано. С пятнадцатилетнего возраста девушки начинают работать за ткацким станком, с этого возраста они называются «фантина» (ткачиха). Это значит, что они уже взрослые, готовят приданое и могут выходить замуж. С малых лет девушек учат вышиванию. Вышивка занимает особое место в жизни женщины, так как доходы от продажи вышитых изделий составляют часть семейного бюджета.

Даже в настоящее время в некоторых селах Фракии и Олимпа родители не считаются с мнением дочери или сына и часто устраивают браки вопреки их желанию. Обычно крестьяне женятся на девушках своего села. Свадьбе у греков, как и у других народов, предшествует обручение. Часто по общему согласию родителей обручают детей очень малого возраста - шестисеми лет.

Когда одевают невесту к венцу, ее подруги поют, а она должна плакать, выражая этим печаль расставания с родным домом. Жених приходит в дом невесты в сопровождении музыкантов. Жениха и невесту провожают в церковь с пением и танцами. При приближении свадебной процессии к церкви раздается звон церковных колоколов, друзья жениха стреляют в воздух из ружей, взрывают динамитные шашки. Во время обряда венчания, помимо шаферов, которые стоят рядом с венчающимися, фигурируют так называемые xovjiJtapog (кумпары), три - пять человек, стоящие позади них. Кумпаров выбирают невеста или жених среди холостой молодежи; они считаются пер- вьши лицами на свадьбе после молодых. Впоследствии кумпары должны крестить детей этой четы - в этом смысле греческий кумпар соответствует русскому куму. Во время бракосочетания кумпары держат большие свечи, заменившие в современном обряде факелы, которые в античности были эмблемой Гимена - бога брака. Из церкви новобрачных ведут в их новый дом. Путь освещают свечами (свадьба начинается всегда вечером). По дороге к дому молодежь танцует.

Вступая впервые в дом мужа, молодая совершает магический обряд, который должен обеспечить благополучие новой четы: в некоторых местностях Греции она наступает на сошник, в других - на тарелку и разбивает ее. На острове Крит молодой подносят блюдо с медом и она, окунув палец в мед, чертит на дверях знаки креста. В некоторых районах материковой Греции мужчины чертят на дверях знаки креста кинжалами.

Начинается пир, который длится до утра, а иногда и несколько дней (традиционный срок свадебного обряда - восемь дней). Пир сопровождается пением, танцами, стрельбой.

Греческая свадьба сохранила много интересных пережитков далекой старины. Таково, например, курение фимиама во время традиционного кругового танца, в котором участвуют новобрачные. Их осыпают конфетами, монетами, зерном, лимонными и миртовыми листьями. Это - пережиток античного свадебного жертвоприношения или магического обряда, символизирующего плодородие, богатство, изобилие. Пережитком патриархальных отношений является обычай, по которому невеста должна целовать ноги родителям и родственникам жениха. Лицо невесты закрывают белым покрывалом; его подымает дружка во время свадебного пира.

Девушек нередко похищают. Поводом для этого бывает отказ родителей выдать дочь за просящего ее руку или же нежелание самой девушки выйти за нелюбимого. Иногда похищение происходит по обоюдному согласию сторон, с тем чтобы избежать свадебных расходов.

Невеста обязательно должна иметь приданое, которое мать начинает готовить для дочери, когда той исполняется шесть-семь лет. В день свадьбы приданое, уложенное в сундуки, перевозят в дом мужа. Землю и недвижимое имущество отец передает только сыновьям. На Кипре обычай требует, чтобы деревенская невеста имела к свадьбе свой дом.

В крестьянском быту вплоть до второй мировой войны местами сохранялись древние родильные обычаи и обряды. После родов женщине не полагалось выходить из дома в течение сорока дней.

На Крите и в других местах Греции как только женщина разрешится от бремени, к ней собираются родственницы и подруги, которые песнями и танцами стараются развлечь молодую мать. По местному поверью, она будет страдать от злых духов, если останется одна. На острове Карпафос принято, чтобы новорожденного обнял самый красивый человек и чтобы ему первый раз дала грудь красивая, сильная и мудрая женщина. В этих народных обычаях заложены древние представления о возможности передачи красоты и силы с помощью магии.

Детей пеленают туго для того, чтобы они выросли стройными. Этот обычай, по-видимому, не греческий, а появился под влиянием других народов, потому что произведения античного искусства всегда изображают детей голыми и в описаниях древних авторов не упоминается обычай пеленания.

На шею ребенку вешают так называемые фо^а%тарьа (филахтирия) - обереги, амулеты, чтобы сохранить его от злого глаза, от лихорадки и других болезней. Многие из этих болезней обозначаются, как у древних греков, эв~ фемическими именами. Например, колики у ребенка называются «его сладкое», оспа - «благословение» и т. п. Крестный отец (кумпар) готовит необходимое белье для крестин и подарки гостям. Первого в семье мальчика называют по имени дедушки, а девочку - по имени бабушки. Это продолжается веками, поэтому в семье повторяются одни и те же имена.

В погребальных обрядах заметно, как христианство приспособилось к языческому ритуалу.

Греки верят, что душа покойника покидает тело через рот. Как только человек умрет, тотчас же открывают окна и двери, чтобы облегчить душе умершего путь на небо.

Перед погребением тело умершего обмывают вином и заворачивают в саван. В доме разбивают все сосуды, употреблявшиеся покойником при жизни, или льют воду во дворе. На улицах, по которым проходит погребальная процессия, закрывают все окна, чтобы злой дух не проник в дома, льют воду или разбивают сосуд для воды. На Кипре, как в Греции, бьют посуду над могилой. Вероятно, этим обычаем можно объяснить находки большого количества черепков при раскопках захоронений в древних Микенах.

Духовных лиц от архимандрита и выше хоронят в сидячем положении. Присутствовать на похоронах считается долгом каждого жителя села. По окончании литургии в церкви раздают г|)г)%бл;т]та (психопита) - пирог с сыром, а также инжир, маслины, по стакану раки. Кутью делают через три дня после смерти и в последующие годы в дни поминок.

После возвращения с кладбища все провожавшие тело идут в дом умершего и там пьют кофе и раки. Во Фракии все умываются после похорон, чтобы не явился во сне умерший. По народному поверью, души остаются на земле не меньше 40 дней, поэтому на протяжении этого срока каждый вечер над могилой зажигают светильник.

Через три года после похорон родственники раскапывают могилу и вынимают останки. Кости обмывают вином, затем их кладут в особый деревянный ящик или полотняный мешок и хранят их в общем ассуарии кладбища. Вещи покойного раздают тем, кого он больше всех любил при жизни. Раз в год поминают усопших. В народе верят, что если живые почему-либо не -сделают поминок, то умершие станут звать их к себе или тревожить во сне.