Конспект занятия видах тряпичных кукол. Конспект урока "народная тряпичная кукла". Во время работы

Конспект

совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы из цикла занятий проекта «Мир кукол»:

по теме «Путешествие в мир кукол»

(воспитатель ИЗО Анисимова Марина Александровна)

Цель:

Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы. Задачи:

Обучающие

Научить основным технологическим приемам изготовления народной куклы;

Закрепить полученные знания и умения на практике.

Развивающие

Формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол;

Развивать креативное мышление

Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

Расширять словарный запас: коллекционная, театральная куклы, «зернушка», «травница», «пеленашка».

Воспитательные

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани;

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Методы и приемы

информационно – рецептивный

словесный

наглядный

рассматривание, образец воспитателя

беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.

сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детьми.

Материалы : ноутбук, видео «сказочной бабушки», магнитофон, схемы –слайды последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционная, интерактивная, сенсорная, образцы тряпичных кукол (зернушка, травница, пеленашка).

Раздаточный материал

Ткань х/б белого цвета 20 x 20 (для туловища)

Ткань х/б разноцветная с крупным рисунком (для грудок)

Ткань треугольной формы цветная для косынки

Ножницы, вата, розовые шерстяные нитки, ножницы.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Мне подсказали, что здесь дружные добрые и отзывчивые дети. И мне захотелось познакомиться с вами. А этот чудесный мешочек поможет нам.

Меня зовут Марина Александровна (передаем мешочек по кругу, дети по очереди называют с в ои имена )

– (нажимаю на мешочек раздается смех ) Сколько наших добрых улыбок собралось в этом мешочке.

- (раздается аудиозапись ). Дорогие дети и уважаемые взрослые приглашаем Вас посетить необычную выставку кукол.

Давайте посетим и полюбуемся разнообразием кукол.

А у кукол этих чудных не бывает выходных

Ведь они все ждут на полках посетителей своих.

Как много разных кукол и у каждой своя история.

Эти куклы коллекционные, у них добрые выразительные глаза, милые улыбки – этими куклами любуются и украшают свои дома.

(фарфоровая кукла)

Эта кукла не просто игрушка

Это и дочка для вас и подружка

Даже вопрос ей можно задать

Песенку спеть и стихи рассказать.

(интерактивная кукла )

Кукла клоун с работой справляется

Согласно сценарию роль исполняется.

Она умеет двигаться… (кукла-клоун-марионетка)

– С этим персонажем сказки вы наверно все знакомы, кто это? Это тоже кукла, только она необычная. Давайте хлопнем в ладоши. ( кукла электронная –Баба Яга - смеётся )

Оглянитесь все вокруг вот компьютер – верный друг

Он наверно нам поможет, окунуться в сказку сможем.

(нажимаю на мышку появляется фрагмент к сказке )

(Говорит бабушка с экрана компьютера )

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нем необычные куклы В старину на Руси кукол делали для разных случаев. таких кукол не купишь в магазинах, сделаны они своими руками откройте и посмотрите.

- Спасибо тебе бабушка. (открываю сунду чо к).

Как много кукол Я расскажу о некоторых из них. Названия кукол были очень просты и наивны.

Вот Кукла – зернушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.

А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку, чтоб малыш мог ей играть.

А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.

Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.

А сейчас поиграем : (физ.минутка )

Бабушка Танюшке куклу подарила

Глазки голубые и румянец милый

Светлая головка, маленькие ножки

Платье кружевное, красные сапожки

Жил с Танюшкою вместе котик полосатый

Он качал ей люльку лапочкой мохнатой.

Хотите попробовать сами смастерить вот такую куклу?(показываю образец куклы ). Эта кукла – подружка. С ней можно поиграть, её можно подарить, её можно рассказывать свои секреты, а когда укладывались детки с ней спать мама пела песенку: «Сонница – бессонница не играй с моим деткой, а играй с этой куколкой».

Садитесь за столы, открывайте свои сундучки, а поможет нам в этом компьютер. (включаю презентацию, дети самостоятельно выполняют работу)

Давайте полюбуемся на ваших куколок. В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

Сегодня Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Какой прямо сейчас хочется поиграть? Какую куклу хочется подарить лучшему другу? А какую, хочется взять с собой в кроватку?

Какие куклы Вам запомнились?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие буклеты с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол.

План – конспект урока технологии 6 класс
Тема: Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
Класс: шестой
Тип урока: освоения новых знаний.
Цель урока: Развитие художественной творческой активности обучающихся посредством
освоения технологии изготовления куклы Колокольчик.
Задачи:
­ познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;
­ расширять знания о видах декоративно­прикладного творчества, по истории народной
художественной культуры;
­способствовать развитию эстетического и художественного вкуса,
­развитию индивидуальных и творческих способностей детей, посредством освоения технологии
изготовления куклы Колокольчик;
­способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение
народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям духовной культуры
русского народа;
Планируемые образовательные результаты:
­ учащиеся создадут куколку – оберег из ткани;
­ научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;
Формирование УУД:
Личностные
­ мотивация учебной деятельности (социальная, учебно­познавательная и внешняя).
­ умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
­ умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;
­ умение применять полученные знания и умения в практической деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку­оберег из
ткани), используя технологическую карту в работе; выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с
учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и
сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).
Оборудование:
 ПК;

 мультимедийная презентация к уроку;
интерактивная доска;
Структура урока:
1. Организационный этап. Актуализация знаний.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Целеполагание.
3. Мотивация. Этап усвоения новых знаний и способов действий
4. Изучение нового материала
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа
7. Этап закрепления знаний.
8. Этап рефлексии.
9. Этап подведения итогов урока.
Ход занятия.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!хотелось бы урок начать со стихотворения Л. Рубальской
1.Организационный этап
Фея знала свое дело
И летая в небесах
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушных
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому что это­средство
Чтобы вечно помнить детство.
2. Актуализация знаний
(В руках учителя появляется народная кукла колокольчик)
Учитель: Девочки, что у меня в руках? (Ответы детей)
(Появляется современная кукла.) А сейчас?
Учитель: Что вы можете сказать об этих куклах?
Учитель. Вам интересно узнать, как появилась кукла?
Слайд 3. (Учебный видеоролик Кукла, кто она? Откуда родом? Время ­ 4:09 мин. Скачать
видеоролик можно здесь ­> http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg)
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Трудно сказать точно, но кукла
как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад – это подтверждают раскопки под
Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежит маленькому
римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю
культуры, страны и традиции своего народа, отражая их движение и развитие. Условная
человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила оберегом; являлась
символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода. Она участвовала в обрядах и
праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут,
украшение – все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную
функцию общения. В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах,
запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в
приданое.
Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с
использованием старинных техник и технологий. С давних времён кукол делали из травы, веточек и
лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Матерчатая кукла ­ простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку",
тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков,
волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось
белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него
злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса
есть непременно, и упряжена хоть куда» ­ образный перепев, «потешный» эталон «Бабьей красы»,
близкий по сути своей фольклорному образу «девицы – красавицы». Так что литературный образ
становится почти иллюстративным:
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами – великолепный образец
для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно – прикладному и
текстильному дизайну.
Учитель: Какую роль выполняет кукла в вашей жизни?
(Идёт диалог, сравнение современной куклы и народной)
В наш век куклы ­ это, чаще всего, детские игрушки.
С куклами играли все, как девочки, так и мальчики.
Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья.
В кукле отразились народные представления о жизни предков, о мире, добре,
красоте.
Условная человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила
оберегом для дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия и
продолжения рода, защитой от бед, несчастий, сглаза.
Учитель: В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.
Учитель: Девочки, что значит слово ОБЕРЕГ?
Где мы можем найти значение этого слова?
(Выслушиваются ответы детей)
(На доске слова ОБЕРЕГ – ТАЛИСМАН)
Значение слова зачитывают дети.
(Приложение)
Дети: Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее, человека от
различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и
который носят на теле в качестве талисмана.
Учитель: В оберегах – целая философия, мудрость, веками накопленная нашим
народом.
Учитель: Куклу давали сыну, который отправлялся на службу в армию,
мужу - в дорогу, на войну.
Учитель: Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о доме, очаге.
Учитель: Чем же являлась кукла для наших предков?
От чего мог защитить семью оберег?
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг.
Менялись быт, утварь, жильё и другие аспекты жизни.
Но неизменённым осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и
свою семью от невзгод.
3. Мотивация учащихся. Целеполагание.
Учитель: Девочки, зачем мы говорим о куклах­оберегах,
Девочки, попробуйте сформулировать тему урока,

(Ученики высказывают свои предположения. Пытаются определить тему
урока.)
Учитель: Ваши предположения подтвердились,
тема занятия Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
иначе её называют кукла Добрых вестей.
Учитель. Какова цель урока? (Ответы учащихся)
Учитель: научиться изготавливать куклу «Колокольчик»
Учитель: Откройте тетради. Запишите дату ­ сегодня 21апреля и тему урока
Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик».
4. Изучение нового материала
Слайд 4. Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:
Слайд 4. Игровые: Малышок – голышок, кукла с косой.
Слайд 5. Обрядовые: Масленица, Свадебная.
Слайд 6. Обереговые: Вепсская (Кормилка), Колокольчик.
Колокольчик
С давних времён люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий сглаза.
Они умели делать обереги.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных
опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на
теле в качестве талисмана.
Колокольчик – куколка добрых вестей. Её родина – Валдай. Оттуда и пошли
валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных
болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик
имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и
золотое. И счастье складывается тоже из трёх частей. Если телу хорошо, душе
радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная,
приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик,
человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в
нём радостное и весёлое настроение.
5. Физминутка
(Любопытная Варвара):
Любопытная Варвара
(поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево,
(Поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо,
(Поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх,
(Поднимают голову вверх)
Смотрит вниз,
(Опускают голову вниз)
Чуть присела на карниз,
(Выполняют легкие полуприседания)
А с него свалилась вниз!
(Резко приседают)

6. Практическая работа
Цель этапа: изготовить куклу своими руками. Учиться работать с инструкционной
картой. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Текущий инструктаж:
Проверка организации рабочих мест учащихся; проверка соблюдения правил техники
безопасности при выполнении задания; инструктирование по выполнению задания в
соответствии с инструкционной картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Раздать дидактический материал: инструкционные карты, лекала 3­х кругов (~ 25х25 см;
20х20 см; 15х15 см), прямоугольника (~20х7 см).
Технологическая карта изготовления куклы колокольчика.
1.
Слайд 7. Для изготовления куклы вам понадобится: лекало, кусочек ваты,
карандаш, ножницы, нитки, цветные лоскутики.
Слайд 8. Вырезать из разноцветных кусочков ткани три круга разных диаметров.
Слайд 9. В центр самого большого круга вложить вату или синтепон, привязать
Слайд 10. Получившийся свёрток обернуть лоскутком меньшего диаметра и также
2.
3.
4.
колокольчик, и туго обмотать ниточкой.
плотно перевязать ниточкой.
Слайд 11. Вырезать из белой ткани небольшой прямоугольник для лица и ручек.
Таким же образом обернуть куколку самым маленьким лоскутком.
5.
Туго перевязать шейку.
Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть ниточкой, как манжеты.
6.
Слайд 12. Вырезать и повязать нарядный платочек и куколка – Колокольчик
готова.
7. Закрепление знаний
Что вы сегодня узнали нового?
Какое предназначение имели куклы в жизни человека?
Почему обереговые куклы были безликими?
1.
2.
3.

Откуда родом и какую функцию выполняет кукла – оберег Колокольчик?
Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, цель урока
4.
5.
достигнута?
8. Рефлексия
Учитель: на столах лежат наборы бусин, украсьте свою куклу зелеными
бусинкой, если у вас все получилось, желтой – вы испытывали небольшие
трудности, красной – урок не понравился.
Выставление оценок
Домашнее задание: Пофантазируйте и напишите рассказ «Жизнь оберега»
Любого, какой вам больше нравится, и на следующем уроке мы вас
послушаем.
Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.
Используемые ресурсы:
пособие) 2011г. – 176с.
1.
2.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла (учебное методическое
http://clubs.ya.ru/4611686018427417901/replies.xml?item_no=17 История
тряпичной куклы
3.
Видеоролик (слайд – шоу) «Кукла, кто она? Откуда родом?» автор:
Ишина Н.Н. http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg
4.
Школа физминуток. /Авт.­сост. В.И. Ковалько. – 2­е изд., перераб. –
М.:ВАКО, 2013. – 234 с. – (Мастерская учителя)

План-конспект

открытого урока по обслуживающему труду

5 класс

Тема урока: Изготовление народной куклы.

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;

Научить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, на примере изготовления куклы - мотанки;

Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

Развивать образное мышление, творческие способности.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы изделий, иллюстрации; фотографии национальных костюмов, карты инструкций по изготовлению куклы.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: лоскуты ткани, нити разного цвета, кружево, тесьма, бисер для украшения, ножницы.

ТИП ЗАНЯТИЯ : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к учебному занятию.

II. Актуализация опорных знаний:

Давайте с вами посоревнуемся и узнаем, чья команда лучше подготовилась к уроку. Для этого разделимся на две группы. Отвечая на вопросы, вы будете собирать бонусы, у кого их окажется больше тот и победит. Итак, начнем:

Из чего получают ткани?

Из чего получают нити?

Какие вы знаете волокна?

Назовите происхождение натуральных волокон и приведите примеры

Из чего получают искусственные волокна?

Из чего получают синтетические волокна?

Приведите примеры формообразования

Вспомните, какие вы знаете ручные швы

Какой образ возникает у вас в сознании при слове «кукла»?

Отвечают ученики.

III. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилье, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце то же не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнем деревья, разрушал жилье. И человек задавался вопросом: «А кто все это делает?» И нашел для себя ответ: «Конечно, это были выше и мощнее существа – боги». И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (бог огня), Даждьбог (бог солнца), Макошь (бог воды, земли, семейного очага и рукоделия), Перун (бог грома и молнии), Стрибог (бог ветра) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Наверное, это и были первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь древних людей.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека - куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву различных кукол-чучел, у которых были свои имена: Морено, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем "отдавали" богам - топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А вместо них просили здоровья, урожая, любви.

Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления кукол из лоскутков ткани. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы делали безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По старинным поверьям, кукла с лицом как бы смотрела в душу и могла навредить ребенку, его сглазить. Поэтому, безликая кукла была одновременно и оберег.

Тряпичных кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Такие куклы были в любой крестьянской семье, в некоторых домах их насчитывала до сотни. Куклы делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Кукла-оберег изображала человека, она была партнером в игре, учила понимать внутренний мир человека. На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы.

А какие?

Ответы учащихся.

Учитель: Совершенно верно.

Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани. Желательно использовать ситец, лен, сатин мелких расцветок. Эти ткани удобны в раскрое, не тянутся, легко склеиваются и сшиваются.

Показ образцов тканей

Современному, особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции села. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой - общеизвестные веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным дат. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Сельские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

По определению В. Даля «Кукла - сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева и др. подобие человека, а иногда и животного ».

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Будучи частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты народа. Шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. То есть наряд куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы украинской одежды. Всю одежду женщина испокон веков делала сама. В наряде любой куклы всегда присутствовал красный цвет и вышивка. А как вы думаете почему?

Ответы учащихся.

Это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. В старину считали, что они оберегают от сглаза и травм. Узор вышивки тоже был не случаен, каждый рисунок вышивки имел свое значение.

Обязательной принадлежностью любого костюма был пояс. Он был и оберегом и имел практическое назначение. Пояс был границей, оберегавшей тело человека от злых сил. Так же пояс подвязывал фартук, за него подтягивали рубашки, под него подтыкали плахту, он поддерживал шаровары, к поясу крепились ключи, кошельки и т.д.

Кукла - это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. На Руси было большое многообразие кукол, их делали по разным поводам, для разных случаев.

Традиционная обрядовая кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца.

У каждой хозяйки в доме в "красном углу" была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким “веником-куклой "выметала сор из избы"- из-за которого ссоры в доме.

Я расскажу о некоторых названиях кукол, они были очень просты и наивны. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях, в нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.

Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уютный дом.

Известна еще одна очень древняя история. Когда женщина остригала свои волосы, то она собирала их в небольшой мешочек и делала куклу, когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Так же были куклы, которые женщина давала мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что они охраняет мужчину и напоминает о доме.

Вы подготовили сообщения и теперь можете дополнить мой рассказ.

Ученические сообщения :

Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства - это "вепсская кукла" в некоторых районах Руси, она называлась капустка или рванка. Делалась из старых вещей матери, без использования ножниц и иглы. для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Самая простая кукла, которая использовалась для детских игр делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.

Кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.

Для новорожденного с матерью делалась кукла “младенчик-пеленашка”. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации. Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). В основе правил изготовления. Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая деталь – голова, Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую, потешку уже могла делать любая девочка.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Продолжает учитель:

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье - обереги, они оберегали человека от несчастья. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный - это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; желтый - тепло, младенчество; зеленый - здоровье, молодость; синий - высокие помыслы и духовное общение; черный - сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали мягкие и яркие лоскутки. Их руками отрывали от “счастливых” платьев и связывали в куколку. Первую куклу ласково называли нянюшка. Нянюшку, как и капустку, нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место ее возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму-разуму, пошептать на ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать такую куколку-закрутку. Помните, что по ней судят о вкусе и мастерстве хозяйки. В работе совершенно не используются иголка - только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.

Показ презентации.

IV. Практическая работа

Любимой и запоминающейся всегда была и будет только та кукла, сделанная своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается современная кукла от рукотворной? Если "да", то чем?

Ответы учащихся.

Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. Берём кусок ткани, скручиваем его, согнём пополам. Делаем перетяжки нитью в области шеи и талии. Это у нас получилась заготовка под тулово. Для устойчивости в него можно закрутить вату или предложенный вам синтепон. Затем из ваты формируем шарик, вкладываем его в центр белой ткани, обкручиваем тканью и затянем ниткой, одновременно прикрепляя к тулову в области шеи. Из противоположных концов ткани сделаем ручки. Концы ткани завернём и затянем ниткой, получились кисти или ладошки рук. На поясе вновь затянем ткань ниткой – это будет кофточка. На голову повяжем платочек. Юбочку можно сделать любую, на ваш вкус пышную или узкую закрепив её на талии всё тем же способом – обмотав ниткой, также и фартук.

М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.

Свернута из тряпки
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Руки - словно лапки,
Глазки - пара точек
А лицо - комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.

Вот и пришло время приступить к работе. Обратите внимание, сначала делаем тулово, затем головку, ручки, кофточку, и наконец повяжем платочек, юбочку и фартучек.

После повторения Т.Б. при работе с инструментами и тканями, учитель показывает этапы выполнения куклы.

V. Закрепление новых знаний

1) С чем связано изготовление кукол?

2) Почему так почитали куклу и берегли?

3) Почему народная кукла была безликой?

4) Как называется кукла-сувенир, которую вы сделали на этом уроке?

5) Чем она вам понравилась?

VI. Итоги урока

А подвести итог нашего урока мне хотелось бы притчей.

Притча “О мудреце и хитреце”.

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

Скажи мне, о Мудрейший, что у меня в кулаке?

Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

Всё в твоих руках.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

VI I . Демонстрация лучших работ.

VI II . Домашнее задание: Подготовить сообщение о нитяных куклах.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема урока: «Обрядовая кукла». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .

Цель урока :: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изготовить традиционную русскую куклу-берегиню «Желанницу»

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты.

Оборудование: компьютер, проектор

Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.

Ключевые слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, игровая кукла, обереговая кукла, обрядовая кукла.

Оформление в классе: выставка “Народная кукла”

Звуковой ряд:

● вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, ленты, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета, ножницы, нитки.

План урока:

1.Организационный блок (2 мин)

2.Мотивационный блок) (6 мин)

3. Информационный блок (7 мин).

4.Физминутка (1мин)

5.Аналитический блок (практический). (20 мин) 6.Выставка и оценивание работ (3мин) 7.Информация о домашнем задании (2 мин) 8.Рефлексия. (3 мин)

Тема урока: «Обрядовая кукла ».

Задачи: Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через использование декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег;

Личностные : осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные(УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Домашнее задание . Русские народные обряды. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «оберег» и рассказать о значении в народном творчестве, сделать презентацию «Обрядовые куклы».

Оборудование:

Для учителя: 1. образцы традиционной русской куклы-оберега, открытки; 2.Карточки- опросники; 3.мультимедийная презентация «обрядовая кукла» .

4.Сундучок

Для учащихся:

1.Справочный материал, карточки

2.Лоскут ткани ≈ 40x25; 20*20 – белого цвета (ткани все х\б);

3. Разноцветные кусочки ткани для юбки – 15 x25 см; 8 x10см;

4. треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 15x15см;

5.Тесьма, кружева,ленты;

6. Нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета;

7.Ножницы;

8.Правила техники безопасности.

Музыкальный ряд:

1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

    «Золотое кольцо» Н. Кадышева

    «Русская песня» Н. Бабкина

    Л. Зыкина, народные песни

Литературный ряд:

1.Стихи о обрядовых куклах; 2.Сообщения (о традиционных обрядовых куклах) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа : во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ этапов выполнения работы, оказывает помощь учащимся.

Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что

Для этого необходимо.

Этапы урока

1. Организационный момент.(2 мин)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Мобилизующее начало урока:

Добрый день 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь

Прежде чем начать урок мы попросим выйти из класса лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь кого? смелость, сообразительность и вдохновение.

Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.

2.Мотивационный блок (5мин)

-Актуализация знаний. Введение в тему (2мин)

Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадки.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

У моей сестренки - дочка:

Кудри, розовые щечки.

Если доченька болеет,

То сестра ее жалеет.

Эта дочка - понарошку,

Ведь сестра пока что крошка. (Кукла)

Да действительно речь сегодня пойдет об игрушках а, именно о куклах.

Ребята, а вы любите играть в игрушки? А что вы испытываете, когда играете в игрушки?

В игрушки вы играете сейчас и играли во все времена.

Слайд-2,3

Но и куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть куклы игрушки, А какие еще? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран: вот куклы сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще куклы- манекены которые демонстрирую нам одежду на витринах магазинов, и еще куклы обереги. Вот о них сегодня у нас с вами и пойдет речь.

Слайд-4

А как вы думаете, что такое оберег?

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Вопросы:

-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?» Слайд №5 (тема урока)

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

-Определение целей урока (2 мин)

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Почему, на ваш взгляд, ребята, мы будем изучать тему «Ообрядовая кукла- оберег?

3. Информационный блок (8мин)

Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала).


Чтобы познакомиться с русскими традициями

Чтобы познакомиться с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изучить технологию изготовления традиционной русской куклы-берегини

Учитель: Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату…

Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки, бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.

Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не было лица. Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?

Ответ: (Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.

Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.

Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух).

Учитель : Вы получили задание на дом: узнать о разновидностях славянских кукол.

Собрались как-то девчушки

Озорные хохотушки,

Посидеть и поболтать,

В куклы вместе поиграть…

Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)

Что же он в себе таит?

Не простые в нем игрушки!

Обереги - наши куклы!

Чтобы их узнать поближе-

Надо всем нам сесть потише…

И прислушаться к девчушкам,

Развеселым хохотушкам!

1.Ученик: (слайд-6) Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку , тщательно соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.

Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.

2.Ученик:( слайд 7) Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу» . Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

3.Ученик: (слайд 8) Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.

Она была оберегом красоты невесты.

Почему в наряде куклы преобладает красный цвет?

(На Руси красный цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу). Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и молодости, жизненной силы.

4. Ученик: (Слайд-9) Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-неразлучники , которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало.

Учитель : В чем особенность этих кукол?

Ученик: Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку").

6.Ученик: (Слайд 10) Филипповка или кукла «Десятиручка» - это самая нужная куколка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие.

Учитель: Для чего кукле делали много рук?

Ученик: Имея множество рук, она помогает женщине в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

7. Ученик: (слайд-11) Кукла Перевертыш, Девка-баба. Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А Баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает две сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

8. Ученик: (Слайд-12) Кукла День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам ). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

9.Ученик: (Слайд-13) Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.

10.Ученик: (Слайд-14) Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов.

11.Ученик: (Слайд-15) Кукла «Зерновушка» - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу рядом с иконами. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в семье голод. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Ученик: Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны!!!

И дома оберегают,

И удачу зазывают,

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

Учитель : Все эти и другие куклы были оберегами для славянских народов.

А вы любите загадывать желания?

Слайд-16

Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница. Такая подружка - кукла

Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. А сейчас подумайте и ответьте:

1.По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с обычной игрушкой?

2.Как вы будете прикасаться к берегине?

3.А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?

4. Физкультминутка (2 мин.)

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

5. Аналитический блок (практический). (20 мин)

- Вспомните, чему мы должны научиться?

Изготовлению традиционной русской куклы-берегини «Желанници»

Отгадайте, девочки, загадку:

Что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню:

Мы проворные сестрицы

Две сестрицы – мастерицы,

Пишем, шьём, рисуем, вяжем,

Про себя мы вам расскажем . Ответ: (руки).

Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:

Ткани я цветной кусок – называюсь…. (лоскуток).

Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт
(иголка).

Она соединяет детали изделия между собой (нить).

Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.Бумага в нашей пасти Разделится на части
(ножницы).

И так, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся (Слайд 18):

Ткань белая, ручная игла, катушка белых ниток, атласная лента, цветная ткань,

ножницы

Перед началом исполнения задания соблюдайте правила ТБ при выполнении ручных работ. Давайте их повторим:

2. Во время работы:

быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;

вкалывать иглы только в игольницу;

класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Этапы изготовления куклы-берегини.

Начинаем работать, помогаем друг другу, не мешая остальным.

Контроль

-индивидуальный

-выборочный

Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.

(Учитель обговаривает каждый этап изготовления куклы).

Учитель: 1 этап . Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой

(слайд 19).

2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 20). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.

3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.

5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой.

6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 24).

7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине.

9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани.

Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:

Чтобы в доме был достаток,

Чтобы хлеб всегда был сладок,

Чтобы рыба шла к вам в сети,

Чтоб здоровы были дети!-

А вы теперь продолжайте…..

Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.

Говорят, желания обязательно сбудутся!

Учи Учитель: Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! (показывает готовую куклу).

Давайте устроим выставку ваших куколок.

(ученики показывают своих кукол – берегинь, выставляют их на отдельном столе).

Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.

Стих о кукле читает ученик

Эту куклу-берегиню

Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.

Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.

Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет

Закрепление знаний.

Учитель : А теперь давайте поведем итог практического занятия.

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1. Ребята, о чём мы сегодня узнали на уроке?

2. из чего изготавливается кукла – оберег?

3. какие инструменты, материалы и приспособления мы использовали для изготовления куклы?

Ученик: Куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Ученик: Кукол изготавливали из ткани, соломы, глины, мочала, ниток, бересты, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером

Ученик : ткань белую и цветную, нити, ленты, ножницы.

6.Выставка и оценивание работ (3 мин)

7.Домашнее задание (1 мин)

8. Самооценка. Рефлексия .(2 мин)

Учитель:- Предлагаю оценить свою работу на уроке

по 5-балльной системе.

Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой?

Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Самым интересным на уроке было…»

Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга, помогали исправить ошибки.

Ребята, давайте подарим нашим гостям обрядовую куклу.

Учитель: Закончить урок разрешите словами Александра Твардовского –

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к этой большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».