Как улучшить память и внимание у ребенка школьного возраста? Список витаминов для памяти, внимания и умственной активности детей: комплексное улучшение работы мозга школьника

Память – один из основных познавательных процессов. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение. Поэтому многих родителей заботит вопрос о том, как можно развивать память ребенка.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь разобраться с тем, что такое память и как она устроена.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

Развитие памяти у школьников

Для того чтобы помочь ребенку легче и эффективнее запоминать учебный материал, нужно учитывать все факторы. Поэтому постарайтесь определить, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка. Но все же помните, что иногда бывает и так, что память школьника может быть смешанной. Естественно, что нужно учитывать, как ребенок легче запоминает школьный материал. Но желательно не концентрироваться только на одном типе памяти, а развивать понемногу все.

Развитие памяти у школьников предполагает запоминание материала разными способами. Например, помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам.

Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. Таким образом у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках.

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю. Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его.

При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются. Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Упражнения на развитие памяти:

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его правильно запоминать и изучать материал, а также просто развивать память и ассоциативное мышление. Для этой цели подойдут несложные игры-задания.

Например, поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.

Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать сами, но главное - чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у педагогов создается впечатление, что этим детям необходимо дать быстрее и больше информации. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от деятельности вовсе.

3. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

4. Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Педагоги не должны давать ребенку несколько, заданий сразу. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

6. В случае если взрослые считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя выходить из кабинета, т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены за нарушение того или иной запрета. В свою очередь, взрослые должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

7. В повседневном общении с гиперактивными детьми необходимо избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первым надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещая те, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора! (Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют…(например, «Шариковые бои»).

8. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требовании взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. («Через 4 минут мы приступаем к другому упражнению»). Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше, если по истечении этих 4 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

9. Очень часто взрослые утверждают, что гиперактивные дети никогда не устают. Именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто принимается за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и все окружающие.

10. Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня - тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

11. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

1. Сосредоточиться;

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти - повторение

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Системное запоминание

«Высший пилотаж» в заучивании материала - это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».

Развивающие игры.

Как мы уже сказали, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры.

1.«Запомни картинку» Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.

2.«Рисуем вместе» Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Педагог проводит игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.

3.Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.

4.«Мышка шалунишка». В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача - сконцентрироваться на своих ощущения и память. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана - прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку - взбирается на шею и т. д.После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

5.«Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.

6.«Чудесный мешочек». Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а следовательно может отказаться от игры

7.«Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.

8.«Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.

9.«Подбери и сравни». Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.

10.«Белый лист». Возьмите 2 листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором закрасьте их карандашом Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист..

11.«Незаконченные рисунки». Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен и предложите ребенку закончить его.

12.«Волшебный карандаш». Нарисуйте несколько одинаковых геометрических фигур и предложите ребенку их расколдовать с помощью карандаша, чтобы из них получились разные предметы. НАПРИМЕР: Расколдовывая кружочки их можно превратить в яблоко, солнышко, цветочек, чайник, зайчонка и так далее. Квадраты – в телевизор, шкаф, флажок, домик.

13.«Числа на стене». Например, вы заранее раскладываете или развешиваете на предметах в комнате карточки с цифрами (числами). На столе - карточки с точками. Малышу нужно как можно быстрее подобрать для карточек с точками карточки с числами, а для этого придется побегать по комнате. Сколько времени у него это заняло? В следующий раз получится еще быстрее.

14.«Лабиринт». На одной стороне листа (слева) вы рисуете какие-нибудь символы или приклеиваете картинки, потом то же делаете с правой стороной листа, затем соединяете их всевозможными кривыми линиями, а ребенок должен провести по кривой пальчиком или разноцветными карандашами, чтобы найти нужную дорожку.

15.«Один плюс два… получается сова!» Запомнить порядок букв в алфавите или цифр в числовом ряду помогут упражнения на их последовательное соединение. Если знаки соединены правильно, на листе получится законченное, узнаваемое изображение - например, забавная зверюшка. Примеры таких заданий всегда можно найти в детских журналах и развивающих тетрадях. Если ребенку понравится это упражнение, вы легко сможете делать для него заготовки сами - возьмите контуры изображений из детских книжек-раскрасок, или любой другой книжки, наметьте контур на бумаге точками, обозначьте точки буквами или числами. Ребенку остается правильно соединить все знаки и раскрасить рисунок

16.«Волшебный квадрат». Приготовьте квадрат состоящий из 9 квадратиков, то есть 3 на 3 квадрата. Вырежьте из любых этикеток, коробочек небольшие картинки которые помещаются в маленький квадрат, можно использовать также цифры или буквы. Разложите их по клеточкам и предложите ребенку запомнить, что где лежит, затем стряхните их на стол и попросите ребенка разложить их точно также. Можно спросить, что в каком углу лежало. НАПРИМЕР: В правом верхнем углу лежала уточка, а внизу слева, рыбка и так далее. Ребенок будет запоминать не только расположение, но и название углов, то есть учиться ориентироваться на плоскости.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.


Потребность детского организма в витаминах велика. Необходимость в них возникает с первого дня жизни и нарастает по мере развития ребенка. Поступление витаминов в достаточном количестве способствует укреплению костных тканей, формированию хорошей памяти, защите против болезней и повышению интеллекта. Нехватка может привести к физическим и умственным недостаткам маленького человечка.

Интеллект ребенка и его способности к обучению во многом зависят от достаточного поступления витаминов в организм

Вовремя полученные витамины благотворно сказываются на уме ребенка. Активность мозга возрастает, приводя к явному и положительному отличию таких детей от своих ровесников. Дети, получающие их регулярно, отмечаются:

  • высоким интеллектуальным развитием;
  • быстрым усвоением учебных материалов;
  • легким решением заданий;
  • крепкой концентрацией внимания.

Характеристики элементов

Для наглядности составим два списка с характеристиками полезных элементов. Первый познакомит вас с витаминами. Второй составлен для основных минералов и веществ, необходимых мозгу. Пояснения к каждому из пунктов помогут родителям определиться и с рационом, и с пониманием того, чего не хватает их чаду. Внимательно изучите их, чтобы правильно подобрать для отпрыска витаминный комплекс.

Список витаминов

  • В1 (тиамин). Стимуляция познавательной активности, улучшение запоминания, оптимизация работы мозга. Крупы (овсяная, гречка, горох). Орехи, хлеб из муки грубого помола, свинина. Плохой сон, раздражение, частый плач, быстрая утомляемость, понижение аппетита, ухудшение внимания и памяти.

Витамин В1 можно без труда найти в популярных продуктах питания
  • В6 (пиридоксин). Способствует образованию нейротрансмиттеров, нормализующих эмоции, сосредоточенности внимания. Мясо курицы, рыба, цельные злаки, фасоль, орехи. Высыпание на кожных покровах, депрессии, спутанность сознания.
  • Витамин Е. Природный антиоксидант, умеющий связывать свободные радикалы, опасные для нейронов головного мозга. Масло растительное, орехи, семечки, цельные злаки. Слабость мышц, двигательная раскоординация.
  • В12 (цианокобаламин). Нормализует работу нервной системы, улучшает память. Все виды мяса, яйца, рыба, молоко и продукты из него. Быстрое уставание и нервозность, ослабление способностей к познанию.

Список минералов

  • Селен (Se). Обладает иммуномодулирующими и антиоксидантными свойствами, участвует в защите клеток мозга, улучшает их работу. Злаки, мясо, зерновые и морепродукты. Сбои в функционировании щитовидки, понижение иммунитета, частые простуды и ОРВИ.
  • Цинк (Zn). Обладает иммуномодулирующими и антиоксидантными свойствами, участвует в защите клеток мозга, улучшает их работу. Злаки, мясо, зерновые и морепродукты. Сбои в функционировании щитовидки, понижение иммунитета, частые простуды и ОРВИ.
  • Йод (I). Развивает интеллект, улучшает функционирование мозга. Морские продукты и водоросли. Снижение концентрации внимания, нарушения в щитовидной железе, задержки в интеллектуальном росте.

Йод крайне необходим для правильной работы щитовидной железы
  • Железо (Fe). Насыщает мозг кислородом, повышает уровень гемоглобина. Овощи зеленые, печень говяжья, сухофрукты, яблоки, яичный желток. Физическая слабость, слабость умственного развития.

Источники витаминов природного происхождения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Определенное количество витаминов поступает в организм детей из привычных продуктов. Задача родителей заключается в том, чтобы грамотно сбалансировать рацион питания своего чадо. Некоторые элементы мы разобрали в предыдущем блоке, о других следует сказать отдельно:

  1. Витамин D поставляется в наш организм растительными маслами (желательно кукурузное или подсолнечное), мясом курицы, свининой и говядиной, цельными злаками, орехами и рыбой.
  2. Витамин Е, жизненно необходимый для правильной работы мозга, можно получить из кунжутного, соевого, подсолнечного масла, печени, яичного желтка и овсяной каши.
  3. Витамин Р снимает риск кровоизлияния и некоторых заболеваний, его получают из ягод, яблок, цитрусовых, сладкого перца и винограда. Хорошим поставщиком витамина служит гречка.

Сладкий перец - настоящий кладезь витаминов, в нем же содержится достаточно редкий витамин Р

Как правильно составить витаминное меню?

Вооружившись информацией о необходимых для развивающегося ума продуктах, составляйте меню сразу на неделю: так вам легче будет планировать разнообразие блюд на каждый день. Помните, что завтрак должен быть сытным, обед полноценным, а ужин легким. Воспользуйтесь нашими советами:

  • Распишите наборы продуктов по дням и закупите их на неделю. Морскую рыбу дают вместо мяса из расчета 2-3 раза за 7 дней.
  • Морепродукты используйте для приготовления салатов, гарниров, бутербродов.
  • Список перекусов также составляем на 7 дней. Распределите их прием по очереди. Например: понедельник – салат из морепродуктов, вторник – орехи, среда – бутерброды с икрой или рыбой, четверг – орехи, пятница – салат из морепродуктов, суббота – орехи, воскресенье – бутерброды.
  • Орехи желательно давать ребенку до 5 раз в неделю, поэтому, вместе с перекусом, добавляйте их в салаты и каши.
  • Рацион из продуктов, усиливающих память, устанавливается на 3-4 недели. Этого времени достаточно, чтобы организм вашего чада накопил полный объем полезных веществ. Благотворное действие их на мозг продлится на несколько месяцев.

Подкрепите пищевую помощь режимом дня и занятиями со своим сокровищем. Следите, чтобы ваш сын или дочка ложились спать вовремя, чтобы сон их был крепким и здоровым. Направьте досуг малыша на тренировку памяти.

Давайте ему разнообразные развивающие игры, о которых вы можете узнать из других наших материалов. Приучайте отпрыска к чтению книг (рекомендуем прочитать: ). Поступление информации, требующей запоминания, расширяет резервы мозга в области памяти.


Полноценный сон обязательно включает в себя засыпание в одно и то же приемлемое время

В каких случаях требуется прием витаминов?

Обеспечить необходимый объем полезных веществ только питанием невозможно, поэтому малышу следует принимать готовые препараты. Однозначно говорить о том, что всем детям требуется подпитка для мозга, нельзя. Выявить же потребность ребенка в питании мозга несложно. Обратите внимание на следующие причины:

  • многочисленные капризы, стойкое нежелание есть полезную, но нелюбимую еду;
  • неправильное питание, при котором малыш недополучает достаточного количества витаминов.

Если эти причины есть в жизни ребенка, значит, ему показан прием препаратов. Сегодня разработана масса витаминных комплексов, которые особенно важно принимать деткам 6-8 лет. Поступление в школу и последующее обучение в ней дает повышенную нагрузку на мозг детей. Очевидно, что те из них, кто и до школы испытывал трудности со вниманием и памятью, в школе столкнутся с серьезными проблемами. Важен и переход из начальной школы в среднюю (к 10 годам), где увеличивается информационный объем, а, значит, витаминные препараты пригодятся в качестве поддержки мозговых функций.


Школьная программа предъявляет достаточно высокие требования к ребенку, поэтому прием витаминов будет очень актуален

Какие витаминные комплексы можно купить?

Родителям, прежде чем отправляться в аптеку, стоит учесть, что витаминные комплексы для взрослых не подходят для маленького организма. Фармацевтами налажен выпуск специальных препаратов для маленьких потребителей. Отметим самые популярные и полезные из них: Пиковит, Мульти-Табс, ВитаМишки, АлфаВит и Юниор Би Вайс. Полностью заменить другие источники поступления важных элементов эти препараты не могут, поэтому следует обеспечить полноценный рацион питания маленького человека.

Какую пользу несут витаминные комплексы?

Прием витаминов помогает улучшить память, увеличивает защитные силы организма, снижает частоту заболеваний. Повышается интеллект, правильно идет развитие костной системы, улучшается состояние кожных покровов. Если маленький организм испытывает недостаток витаминов, происходит нарушение в физическом и умственном росте. Важно начинать прием витаминов заранее, не дожидаясь, когда начнется повышенная нагрузка на мозг.

Выпуская витаминные комплексы, не все производители добросовестно изучают особенности потребностей детского организма по возрасту. Некоторые прописывают суточную дозировку без учета возраста, не соблюдается и сочетание компонентов. Избежать ошибочного выбора помогают рекомендации педиатра. Посоветуйтесь с врачом, покажите ему ребенка, расскажите о проблемах - специалист подберет вам оптимально полезный препарат.


Подобрать оптимальный витаминный комплекс для ребенка сможет педиатр

Какие комплексы подходят школьникам?

Выбирая препараты, ищите те, где прописан натуральный состав без искусственных подсластителей и красителей. Внимательно изучайте дозировку средства. Приведем список наиболее востребованных и хорошо работающих комплексов для школьников:

  • Пиковит. Деткам 6-8 лет подойдет комплекс «Пиковит Омега-3». Препарат облегчает адаптацию к учебным нагрузкам, помогает быстрей привыкнуть к школьным занятиям. Старшим школьникам 9-12 лет, рекомендован витаминный комплекс «Пиковит-Форте», стимулирующий умственную активность и укрепляющий память (рекомендуем прочитать: ).
  • ВитаМишки одинаково полезны и для малышей, и для подростков. Способствуют улучшению памяти, стимулируют работу мозга, укрепляют иммунитет, повышают физические силы.
  • АлфаВит показан к применению со школьного возраста. Комплекс способен повысить умственную работоспособность, помогает хорошо переносить психологические и эмоциональные нагрузки, усиливает концентрацию внимания.

Описанные комплексы не содержат искусственных добавок, хорошо переносятся детским организмом, не несут побочных действий. Эффективно работают на улучшение функций головного мозга и общее состояние организма. Единственным противопоказанием к их приему служит индивидуальная непереносимость компонентов препарата. Обязательно следите за передозировкой средств.


ВитаМишки прекрасно подойдут для детей любого возраста

Как грамотно принимать витамины?

Витамины очень нравятся детям, что может привести к передозировке. Остановимся подробнее на особенностях приема самых важных из них и последствиях передозировки:

  • Количество витамина B1 уменьшается из-за приема антибиотиков или антацидных средств. Стремясь восстановить норму, можно допустить передозировку витамина, что приведет к аллергии. Чрезмерные дозы негативно скажутся на работе печени. Правильная доза легко усваивается и хорошо сочетается с приемом других витаминов.
  • Перебор витамина B6 выльется в повышенную утомляемость, боли в конечностях, общую физическую слабость. Витамин следует принимать совместно с кальцием, витамином B3 и медью (см. также: ).
  • Увеличенная доза витамина Е снижает скорость свертываемости крови, приводит к расстройствам ЖКТ, вызывает головные боли. Витамин нельзя принимать вместе с витамином К, может возникнуть кровотечение. Полезно сочетать его прием с витамином С.
  • Незначительное превышение В12 никак не сказывается, организм отлично справляется с излишками витамина. Непомерная доза вызывает ощущение сдавленности и онемения в конечностях. Рекомендован прием с другими витаминами группы В (В12, В5 и В9).

Без хорошей памяти и внимания добиться успехов в учебе или карьере сложно. Не все наделены прекрасной памятью с рождения. На ее состояние оказывает негативное влияние много факторов, начиная с вредных привычек, стрессов, неправильного питания, образа жизни и заканчивая заболеваниями. Поэтому большинству людей для улучшения работы мозга приходится трудиться над собой.

Существуют разные способы улучшения памяти, далее мы рассмотрим самые простые и популярные из них.

Тренировка памяти

По мере взросления и роста, в человеческом мозгу формируется много нервных путей, помогающих быстро обрабатывать информацию, выполнять привычные действия и решать знакомые проблемы с минимальными умственными усилиями. Если постоянно придерживаться проложенных троп, память не будет стимулироваться и развиваться. Чтобы информация запоминалась легко и быстро, ее необходимо постоянно заставлять работать. Старайтесь больше читать, обдумывайте прочитанное, играйте в шахматы, разгадывайте кроссворды и учите наизусть телефонные номера. Ежедневно запоминайте небольшой отрывок текста или стих, но не зазубривайте его, делайте это осмысленно, вникая в написанное.

Не ленитесь изучать что-то новое, не соответствующее вашему образованию или профессии.

Неплохие результаты дают упражнения, улучшающие память:

  • Примите удобное положение и сосредоточьтесь на одном предмете. Смотрите на него 5 секунд, закройте глаза, задержите дыхание и постарайтесь последующие 5 секунд вызвать образ предмета в памяти. Сделайте медленный выдох и «растворите» его образ в мыслях, навсегда о нем забыв. Делайте упражнение по нескольку раз подряд с разными предметами 2 раза в день.
  • Внимательно осмотрите пейзаж, комнату или находящегося недалеко человека, после отвернитесь или закройте глаза и перечислите все запомнившиеся детали или предметы – их должно быть как можно больше. Такое упражнение для памяти удобно тем, что его можно делать где угодно: дома, на работе или прогулке.
  • Ежедневно произносите по порядку буквы алфавита и придумывайте к каждой слово. С каждым последующим занятием добавляйте к придуманному слову новое. К примеру, первое занятие: А – арбуз, Б – баран и т.д., второе занятие: А – арбуз, абрикос, Б – баран, барабан.
  • Полезно для тренировки памяти считать в уме. Поэтому как можно реже пользуйтесь калькуляторам. Складывайте и вычитайте двухзначные числа, затем переходите к умножению и делению, потом приступайте к трехзначным цифрам.
  • Прочитайте небольшой отрывок текста, затем, вооружившись ручкой и листом бумаги, постарайтесь точно по памяти воспроизвести прочитанное на бумаге.
  1. Больше двигайтесь . Физическая активность полезна для хорошей памяти. Она улучшает кровообращение, способствует насыщению клеток мозга кислородом и активирует процессы, отвечающие за запоминание, восприятие и переработку информации.
  2. Развивайте мелкую моторику . Лепка, вышивание, нанизывание бусин, перебирание мелких деталей и подобные занятия, помогающие развивать мелкую моторику, улучшают работу мозга, положительно влияют на воображение, мышление, память и внимание.
  3. Высыпайтесь . Хороший сон – залог здоровья. Постоянные недосыпания плохо сказываются не только на самочувствии, но и нервной системе, а также способности запоминать и воспринимать информацию.
  4. Избегайте стрессов . Стресс – один из врагов памяти. При частых и сильных стрессах происходит разрушение клеток мозга и повреждение области, принимающей участие в отображении старых и формировании новых воспоминаний.

Многие сравнивают человеческий мозг с компьютером. Ни одно наше действие не может произойти без участия этого самого главного органа. Все, что мы делает происходит благодаря импульсам, которые предаются от коры головного мозга к мышцам. Скорость процессов, происходящих в мозгу — триллион операций в секунду. Но, в следствии некоторых причин, эта скорость может замедлиться. Что может привести к снижению эффективности. Помочь себе можно при помощи витаминов и специальных препаратов, активизирующих работу мозга.

Интеллектуальное развитие ребенка процесс очень уникальный. Но, не все дети могут похвастаться высоким интеллектом. К сожалению, отставание в развитии от своих сверстников может в будущем стать причинами больших неприятностей. Поэтому, важно поддержать таким детям мозговую активность с помощью специальных препаратов – ноотропов.

Такие лекарства улучшают циркуляцию крови, усиливают внимание и познавательные процессы у детей

  • Препараты для улучшения памяти и внимания способны не только улучшить показатели умственной деятельности, но и уменьшают возможные расстройства
  • Самой частой проблемой расстройств мозговой деятельности у ребенка является недостаточное кровообращение мозга. Что приводит к снижению поступления в него кислорода и питательных веществ. К такой патологии приводят стрессы, детские страхи или внутренние конфликты. Если нарушение кровообращения мозга связано с психологическими проблемами, то для его решения необходим не только прием ноотропов, но и посещение детского психолога или психиатра
  • Ноотропные препараты не только улучшают кровообращение мозга, но и усиливают обмен веществ в его клетках. Что помогает ускорить интеллектуальное развитие и улучшить мыслительные процессы. Большинство таких препаратов отпускается из аптек без рецептов врачей. Но, перед их приемом необходимо обязательно проконсультироваться с врачом

«Глицин». Один из самых популярных ноотропных препаратов. Его прием поможет улучшить качество сна, повысить работоспособность и улучшить умственные способности. «Глицин» поможет справиться с нарушениями центральной нервной системы.

Дозировки:

  • Детям до 12 месяцев 0,25-0,5 таб
  • Детям от 1 года до 3 лет 0,5 таб
  • Детям старше 3 лет 1 таб

«Пирацетам». Усиливает обменные процессы в организме и усвоение школьного материала. Противопоказан при почечной недостаточности.

Дозировки:

  • Детям 1- 5 лет 800 мг в сутки
  • Детям 5 – 16 лет 1200-1600 мг в сутки

«Биотредин». Препарат на основе Витамина B6 и треонина. Прием этого средства активирует внимание, улучшает память и усиливает другие процессы. Обладает слабым седативным эффектом.

Дозировки:

  • Дети (любого возраста) 1 таблетка 1-2 раза в сутки
  • Взрослые 1 таблетка 2-3 раза в сутки

«Фенибут». Препарат стимулирующий приток крови к мозгу. Усиливает мозговую деятельность и улучшает память.

Дозировки:

  • Дети 8-14 лет 250 мг три раза в сутки
  • Взрослые 250–500 мг три раза в сутки

«Аминалон» . Лекарственное средство на основе гамма-аминомасляной кислоты. Усиливает обменные процессы в клетках головного мозга. Способен вывести токсины из организма.

Дозировки:

  • Дети 0.25 г два раза в сутки
  • Взрослые 0.5 г за один приме

«Пантогам». Еще один препарат на основе гамма-аминомасляной кислоты. Назначается при расстройствах внимания и памяти. Помогает снять нервное напряжение и активирует интеллектуальную деятельность.

Дозировки:

  • Дети 0,25-0,5 однократно. Суточная доза 0,75-3 г
  • Взрослые 0,25-1 г однократно. Суточная доза 1,5-3 г

«Нобен». Препарат выпускаемый на основе коэнзима Q10. Попадая в клетки мозга, это вещество активирует работу памяти и помогает ребенку лучше запомнить информацию.

Дозировка:

  • Дети Суточная доза 60-70 мг. Делить на 2-3 приема

«Билобил». Средство на основе экстракта гинко билоба. Помогает работе нервной системы, усиливает тонус сосудов головного мозга. Аналоги: Танакан, Билоба и др.

Дозировки:

  • Дети 1 капсула 1-2 раза в сутки

«Интеллан». Сироп и таблетки для снятия нервного и умственного напряжения.

Дозировки:

  • Дети 1 чайная ложка сиропа 3 раза в сутки
  • Взрослые 1 капсула 2 раза в сутки

«Фезам». Препарат назначается при снижении концентрации, нарушениях мыслительной деятельности и отставании в развитии.

Дозировка:

  • Дети старше 5 лет 1-2 капсулы 1-2 раза в сутки
  • Взрослые 1-2 капсулы 3 раза в сутки

Все вышеописанные средства хорошо себя зарекомендовали в лечении расстройств работы головного мозга у детей. Но, они должны применяться в комплексном лечении такой проблемы. С ребенком, который отстает от своих сверстников, необходимо играть в развивающие игры и проводить другую терапию.

Препараты и витамины для памяти подросткам

Каждый третий школьник в нашей стране страдает от ухудшения памяти, рассеянности и быстрой утомляемости

Чаще всего эта проблема связана с нехваткой некоторых витаминов и макроэлементов в организме. Увеличение в рационе овощей и фруктов частично может решить проблему. Но, только частично. Поэтому для ее решения все чаще пользуются специальными витаминными комплексами и препаратами.

ВАЖНО: Кроме включения в рацион подростков полезных продуктов и витаминов необходимо уменьшить до минимума употребление таких напитков как Кока-кола, Пепси-кола, кофе и т.п. Они «вымывают» полезные вещества из организма. Что может привести к их дефициту. А, следовательно, к ухудшению работы мозга.

У подростков в возрасте от 12 до 17 лет происходит бурное физическое и половое созревание. И именно в этот период их организм нуждается в дополнительном приеме препаратов, некоторые из которых улучшают память.

Витамины группы B. Витамины этой группы используются практически во всех процессах организма. В том числе и при мозговой активности. А значит они необходимы и для поддержания памяти.

Аскорбиновая кислота. Витамин C на прямую не влияет на процесс запоминания информации школьником. Но, без аскорбиновой кислоты усвоение некоторых нутриентов невозможно. В том числе и тех, которые необходимы мозгу.

Для снятия быстрой утомляемости, раздражительности, устранения головных болей и ухудшения памяти хорошо себя зарекомендовал витаминный комплекс «Алфавит тинейджер» .

Комплекс «Авитон-ГингкоВита» содержит все необходимые для помощи мозгу активные вещества. Этот комплекс показан подросткам для активации обменных процессов в его клетках. Его необходимо использовать при сильных интеллектуальных и эмоциональных нагрузках.

Также помочь мозгу можно с помощи драже «Биовиталь» . В состав этого комплекса входят 8 витаминов и множество других полезных элементов, помогающих при сильнейших интеллектуальных нагрузках.

Еще одним популярным витаминно-минеральным комплексом для подростков является «Витрум тинейджер» . Одна таблетка в день «закроет» дефицит в организме всех необходимых для работы мозга веществ.

Какие препараты принимать для улучшения памяти студентам?

Студенты — это молодые люди полные сил. Но, даже их организм нуждается в помощи

Для того, чтобы усвоить большое количество информации, необходимо принимать витаминные комплексы и специальные препараты, которые помогут справиться с возросшей нагрузкой.

«Хромвитал+» . Натуральный энерготоник от компании «Vision». Этот препарат способен зарядить каждую клетку организма необходимой для нее энергией. С его помощью можно улучшить мозговую активность и память. Это средство не вызывает привыканий и не влияет негативно на нервную систему организма.

«Сеньор» . Очень часто питание мозга полезными веществами у студентов нарушено. Это происходит из-за нерегулярного употребления пищи, нервных переживаний и других проблем. Для улучшения усвоения пищи и транспортировки питательных элементов клеткам мозга показан комплекс «Сеньор».

«Брейн-о-флекс» . Самая большая нагрузка на организм студента проявляется в период сессии. В это время студенты должны мобилизировать ресурсы своего организма. Для помощи в этом был разработан БАД «Брейн-о-флекс». Его компоненты улучшат такие функции мозга как: мышление, концентрация, память и т.п.

Для того, чтобы справиться со стрессами, которые во время учебы в институте проявляются довольно часто, была разработана биологически активная добавка «Пакс+ форте» . Витамины, минералы и фитокомпоненты, входящие в это средство, улучшат работу нервной системы, повысят стрессоустойчивость организма и концентрацию внимания. Эту добавку можно использовать и для того, чтобы улучшить память.

Что пить для улучшения памяти у взрослых?

Для лечения памяти у пожилых людей также используются препараты-ноотропы

  • Такие средства усиливают снабжение мозга кровью и кислородом. Благодаря чему лучше усваивается глюкоза. А это вещество, как известно, необходимо для улучшения памяти, концентрации внимания и другой мозговой деятельности
  • Людям пожилого возраста часто назначается «Ноотропил» . Этот препарат показан в тех случаях, когда пациент может забыть имена родных, свой адрес и другую личную информацию. Уже в первые 10 дней приема этого лекарственного средства может наблюдаться полное восстановление памяти
  • К сожалению, большинство препаратов для восстановления памяти могут вызывать привыкание. Поэтому, для лечения вышеописанной проблемы необходимо их чередовать
  • Кроме ноотропов для восстановления памяти и активности мозга у пожилых людей показан прием витаминов. Большинство таких комплексов являются универсальными и их могут применять как студенты во время учебы, так и пожилые люди. Например, витаминный комплекс «Вижн» . Но, есть и специализированные комплексы для пожилых людей
  • Очень хорошо себя зарекомендовали витамины «Витрум Мемори» . Они изготовлены специально для восстановления памяти и мозговой активности. Этот витаминный комплекс основан на растительных компонентах. Кроме своего основного действия «Витрум Мемори» может помочь при проблемах со слухом и зрением

Препараты для памяти пожилым людям

Традиционно, для улучшения памяти у пожилых людей назначается «Глицин» . Этот препарат способен решить проблемы связанны со склерозом и амнезией.

Для улучшения кровообращения мозга у пожилого человека можно воспользоваться:

  • «Пирацетамом»
  • «Фенотропилом»
  • «Танаканом»
  • «Фенибутом»

Для остановки ухудшения памяти в старости нужно разнообразить свой рацион такими продуктами как черника, лосось, говядина, брокколи, шпинат и киви.

Гомеопатия для памяти

Существует несколько гомеопатических препаратов которые способны стимулировать активировать мозговую деятельность

Они оказывают влияние на работу психической, метаболической и эндокринной системы. Такое действие помогает организму справиться со множеством проблем. В том числе и ухудшением памяти.

Лучшими препаратами такого класса являются:

«Церебрум композитум» . Комплексное гомеопатическое средство, в состав которого входят все необходимые для работы мозга витамины и минералы. При применении этого средства улучшаются показатели мозговой активности. Кроме того, с его помощью можно улучшить работу иммунной системы и внутренних органов.

«Золотой йод» . Препарат, действие которого направлено на улучшения кровообращения мозга. Он показан при головной боли, головокружениях, ослаблении памяти и нарушениях сна.

«Мемория» . Препарат, обладающий ноотропным действием. С его помощью можно укрепить сосуды головного мозга, улучшить его кровообращение, нормализовать обменные процессы и улучшить мыслительную активность.

«Эдас-138 Арнаур» . Средство, на основе натуральных (в основном растительных) компонентов, улучшающее активность мозга и сердечно-сосудистой системы. Применяется для лечения склероза сосудов и ухудшения мыслительных процессов в следствии старения мозга.

«Полимнезин» . Препарат для лечения нарушения функции памяти и усиления мыслительного процесса.

«Афосар-Эдас» . Капли для приема внутрь. С их помощью можно повысить сопротивляемость организма воздействиям стресса, улучшить работу сердечно-сосудистой системы и кровообращение мозга. Показан при вегето-сосудистой дистонии.

«Хуато» . Гомеопатический препарат на основе растительных компонентов, обладающий ноотропным действием. Способен улучшить функциональную активности центральной нервной системы и коры головного мозга.

Растительные препараты для памяти

Сегодня существует множество препаратов для восстановления памяти, основу которых составляют растительные компоненты

Описывать их не имеет смысл. Каждая уважающая себя фармацевтическая компания в своем ассортименте имеет несколько лекарственных средств и БАДов для активации функций мозга. Чаще всего такие препараты изготавливаются на основе:

Гинкго Билоба. Листья и семена этого растения давно и успешно применяются представителями китайской традиционной медицины. Сегодня препараты на основе Гинкго Билоба можно купить и в нашей стране. С их помощью можно улучшить снабжение мозга глюкозой и кислородом. Кроме того, это растение помогает наладить обменные процессы в организме и обладает антиоксидантным свойством.

Плаун. Еще одно растение, которое способно улучшить память. Из семян плауна делают различные лекарственные препараты, в том числе и для минимизации признаков болезни Альцгеймера.

Черный перец. Этот эффективный продукт активирует живость ума. Кроме того, соединения черного перца помогают лучше усвоиться полезным веществам других продуктов.

Барвинок. Это растение называют цветком памяти. Особенно эффективны препараты на его основе для поддержания памяти у пожилых людей.

Имбирь. Очень популярный продукт, обладающий множеством полезных качеств. Способен усилить кровообращение мозга. Что также помогает восстановить память и концентрацию внимания.

Витамины для памяти и внимания

Для улучшения работы мозга и усиления функции памяти прежде всего показаны витамины группы B, аскорбиновая кислота и токоферол

Большинство из них выступают в качестве антиоксидантов и помогают мозгу справиться с нагрузкой, улучшить внимание и память. Такие соединения можно найти в следующих витаминных комплексах:

«Память Форте». Комплексный препарат, который специально разработан для концентрации внимания и улучшения памяти. «Память Форте» был разработан для людей, которые ежедневно сталкиваются с высокими затратами физического и умственного характера. Особенно полезен данный препарат при усвоении новой информации.

«Витрум Мемори». Витаминный комплекс, улучшающий мозговое кровообращение. Используется для улучшения мозговой активности, интеллектуальных способностей и долговременной памяти. В его состав входят витамины: В1, В2, В6 и витамин С.

«Интеллан». Препарат на основе растительных экстрактов. Показан при сильных интеллектуальных нагрузках и для улучшения памяти. Успокаивающе действует на нервную систему и способен справиться с депрессиями.

«Пиковит». Детский витаминный комплекс, который назначается для улучшения мозговой деятельности школьников в зимнее и весеннее время. Когда их организм остро нуждается в витаминах и макроэлементах.

Что ухудшает память?

Существует множество факторов, которые негативно сказываются на функциях памяти

  • Самой частой причиной такой проблемы являются черепно-мозговые травмы. Также в один ряд с травмами можно поставить инсульт, онкологию и такие инфекционные заболевания как энцефалит и менингит
  • Может негативно сказаться на работе мозга и заболевания сердечно-сосудистой системы, внутренних органов и нарушения обмена веществ
  • Нехватка витаминов, стрессовые ситуации, вредная пища и недостаток сна также являются причинами, ухудшающими память
  • Негативно сказываются на работе мозга вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем и прием наркотиков. Плохая экология и отравления тяжелыми металлами также могут негативно сказаться на памяти
  • Возраст еще один фактор, который разрушает память

Соня. Всегда лечусь Глицином. Если чувствую, что устаю, теряю концентрацию и внимание иду в аптеку и покупаю этот препарат. Результатом очень довольна. Улучшается сон и на утро чувствую себя полной сил и энергии.

Олег. В последнее время сильно ухудшилась память. Обратился к врачу. Он посоветовал «Фезам». Пью курсами два раза в год. Ожидал конечно большего. Но, и достигнутым эффектом вполне доволен. Тем более, что годы уже берут свое.

Видео. Причины ухудшения памяти, лечение народными средствами

Если родители замечают, что ребенок забывает про то, что было недавно, не может вспомнить про важные дела, начал хуже учиться, не усваивает материал школьной программы, им стоит бить в колокол – это звонок, на который нужно оперативно реагировать и выяснить первопричину "забывчивости" подростка.

Стоит получить консультацию невролога, и если врач не находит причины для беспокойства, то нужно развивать память и внимательность у подростка.

У человека есть несколько видов памяти. Кто-то лучше запоминает услышанный материал, а кто-то прочитанный. Это не значит, что тренировать нужно только определенный вид памяти подростка. Лучше заняться комплексной тренировкой памяти и никогда не возникнет вопрос, как развить хорошую памятьу подростка?

Развитие зрительной памяти

Игры, развивающие визуальнуюпамять, сводятся к тому, что перед подростком раскладываются картинки и предметы на одну минуту. Затем они убираются или перемешиваются. Подросток должен вернуть предметы в исходное, первоначальное положение. такие игры можно проводить регулярно и в любой обстановке, на улице, дома. Можно попросить подростка запомнить какое-либо здание на улице, а затем его описать или вспомнить, в чем были одеты люди в магазине.

Развитие звуковой памяти

Для развития аудиальной памяти можно в течение дня произносить подростку группы слов, а спустя какое-то время просить их повторить. Слова эти могут быть связаны между собой какими-либо общими признаками или характеристиками.

Разучивание песен, стихов и прозы

Достаточно сложно заставить современных подростков выучить то или иное стихотворение. К играм для тренировки памяти можно отнести заучивание песен любимых исполнителей. При этом можно в течение дня называть ребенку первую строчку куплета и просить его повторить вторую и так далее. Интересно, что ребята с удовольствием выполняют это занятие.

Пересказ

Если родители не знают, как повлиять на развитие хорошей памятиу подростка, можно прибегнуть к традиционным методикам. Попросите подростка пересказать детально последний просмотренный фильм. Пусть ребенок близко к тексту расскажет вам содержание рассказа или главы прочитанной книги.

Визуализация услышанного

Игры для тренировки памяти могут помочь ребенку развивать воображение. пусть подросток закроет глаза и представит соответствующие картины из жизни:

    Волк, нападающий на оленя

    Собака, которая лает

    Муха, попавшая в суп

    Печенье в коробке

    Раскат грома и молнии

    Пятно, расплывающееся на одежде

    Роса, сверкающая на солнце

    Плач ребенка

    Взлет самолета

    камень, летящий в пропасть

После того, как все ситуации произнесены, подросток должен их вспомнить и назвать. если их число более 8, подростка можно назвать победителем.

Игры, развивающие память полезны не только тогда, когда уже есть проблема. Они простые, интересные и полезные, хорошо отразятся на тренировке памяти и на сближении родителей с подростками.