Как обучить ребенка финансовой грамотности? Как выстроить систему финансово-экономического успеха дошкольной образовательной организации Эти загадочные расходы

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний – это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.

Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мановению волшебной палочки, чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребенку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьезные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Как достичь успеха в этом непростом деле? Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:

1 . Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2 . Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз отказаться. Ребенок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку простым и понятным его возрасту языком.

3 . Один из символов самостоятельности – это . Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% - текущие расходы, 50% - сбережения и 10% - инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.

4 . Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.

5 . Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6 . Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться в друзьями.

7 . Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.

8 . Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9 . Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьезных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.

10 . Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, - во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, – уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они – самая большая ценность. А еще что иметь свои желания – это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами – так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5-7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит "оплачивать": этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку – он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра – это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

"Найди дешевле"

Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже – свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.

"Купи сам"

Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.

Планируем бюджет

С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что – меньше.

Каждый родитель желает, чтобы его малыш, когда вырастет, стал успешным и самостоятельным человеком, который бы ни в чем не нуждался. Чтобы воплотить мечту в реальность, мамы и папы заботятся о том, чтобы ребенок получил хорошее образование. Помогают в этом сначала воспитатели в детском садике, потом педагоги в школе и высшем учебном заведении, а также бабушки и дедушки. Вся семья вкладывает в ребенка, как финансовые, так и временные ресурсы. И, безусловно, все ожидают результата. Ребенок не заставляет долго ждать: вот он уже считает до ста, занимает первые места на олимпиадах, выигрывает конкурсы, получает медали, а родители гордятся своим маленьким гением.

Эти загадочные расходы.

Но все мы знаем, что образование, которое увеличивает возможности ребенка, требует немалых расходов. И малыш может услышать от родителей, что на занятия по английскому уходит столько денег, на музыкальную школу уходит такая сумма и так далее. Малыш к шести годам уже знаком со словом «Расходы «, но при этом не знает, какова же заработная плата у родителей, и как распределяется семейный бюджет. Ежедневно ребенок слышит о том, что родители покупают продукты, одежду, оплачивают различные услуги, платят за квартиру и так далее. И зачастую простая на первый взгляд просьба купить игрушку просто остается нереализованной. Ребенок не понимает, почему так происходит. На другие предметы и вещи денег хватает, а на одну игрушку нет. У родителей есть кошелек, в котором постоянно находятся деньги. Малыш начинает думать, что родители просто не любят его. В результате нарастает конфликт.

Чтобы избежать этого конфликта , ребенок должен знать, как и откуда появляются деньги, и как их правильно распределять на нужды.

Этапы обучения ребенка финансовой грамотности.

Этап 1. Откуда появляются деньги (малыш 4-7 лет).

На этом этапе необходимо рассказать ребенку о труде , акцентируя внимание на то, что именно труд является источником материального благосостояния любого человека. Время от времени говорите малышу, что деньги - награда за труд.

Ребенок должен знать, кем вы работаете, что значит ваша профессия . При этом малыш должен чувствовать, что вам очень нравится дело, которым вы занимаетесь. Обязательно делитесь с ребенком своими успехами, ведь малыши любят хвастаться своими родителями так же, как и родители своими детьми.

Этап 2. Деньги на пирожок (дети начальных классов).

На этом этапе малыш должен научиться совершать покупки . Для тренировок подойдет школьная столовая. Познакомьте карапуза с деньгами: какие есть монеты, и какого достоинства бывают купюры, когда дают сдачу и как разменять деньги.

Этап 3. Поход в большой магазин (ребенок 7-9 лет).

Теперь ребенок должен научиться покупать товары в больших магазинах, к примеру, в супермаркетах. В словарный запас ребенка входит новое понятие «Чек». Попросите ребенка сходить в магазин за хлебом, при этом дайте денег больше, чем стоит этот товар. Благодаря этому ребенок сможет вспомнить математику, да и так вы сможете проверить его отношение к сдаче. Если ребенок принесет хлеб и правильную сдачу , ее можно отдать малышу, сказав, что это его награда за работу. Это первое вознаграждение может стать основой карманных денег.

Этап 4. Карманные деньги (ребенок 9-17 лет).

Специалисты уверяют, что у ребенка должны быть карманные деньги . Хотя многие родители не согласны с этим мнением. Благодаря своему личному бюджету у ребенка развивается такой навык, как финансовое планирование. Что же это такое? Давать карманные деньги необходимо один раз в две недели или же один раз в месяц. Ребенок вправе сам решать, что он будет покупать и когда. Однако родители должны помнить, что если ребенок потратил свои карманные деньги раньше времени, ни в коем случае не давайте новую сумму. У вас же есть оговоренный срок, когда сын или дочь получают определенную сумму на личные расходы. В противном случае обучение не будет иметь смысла.

Этап 5. Контроль (в течение всего обучение).

Конечно, финансовая деятельность детей должна находиться под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Приготовьтесь к тому, что будут ошибки и потери. Однако не стоит на это негативно реагировать. Будьте терпеливыми, обговаривайте все с ребенком и не забывайте помогать. Именно помогайте, а не делайте вместо ребенка. Дайте возможность своему ребенку самостоятельно принимать решения и поступать так, как он считает нужным. Тогда обучение финансовой грамотности пойдет на пользу и в будущем ребенок сможет правильно и рационально распределять свои денежные средства.

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.