Дошкольное образование в индии подготовили владимирова ольга и

Главное - доброта Система воспитания в современной стране взяла всё самое лучшее и получила сильнейший сплав индуистской, мусульманской и буддийской педагогики. Воспитывать, учить и развивать своих детей индийские родители начинают буквально с первых дней жизни. И главное качество, которое они стремятся привить с детства – это доброта. Причём доброта не только по отношению к людям, но и ко всему окружающему миру: животным, растениям, насекомым. Не менее важной чертой, которая воспитывается у маленьких индусов, является умение проявлять мягкость, приветливость, сдерживать себя, не показывать свои эмоции, раздражение, гнев. В индийских семьях дети растут в атмосфере доброжелательности. Какими бы уставшими и раздражёнными ни были родители, никто и никогда не увидит, чтобы они ругались, кричали, шлёпали своих чад или даже просто сердились на них. Терпеливость, которая царит в индийских семьях по отношению к детям, просто поражает!

Дошкольное образование в Индии Такого привычного для европейца понятия, как детский садик, в Индии не существует. В роли няньки и первой учительницы выступает мама до тех пор, пока малыш не переступит порог начальной школы. Если у обоих родителей со временем туго, и они постоянно добывают хлеб насущный, то ребенок на день отправляется к родственникам. Если и данная возможность отсутствует, то ребятишки отправляются в специальные группы, созданные на базе подготовительных школ. Чтобы было комфортней, детей делят на группы по возрасту и по часам, которые они пребывают в коллективе. Такого ежедневного нахождения в группе, руководимой воспитателем, малышу вполне хватает, дабы получить некоторые ученические азы и подтянуться перед поступлением в школу. Дети обучаются не только основам мироздания, но и языкам – хинди и английскому.

Сегодняшняя система дошкольного образования в Индии такова, что родители могут быть спокойны за своих детей, прошедших подготовку в таких группах – малыши автоматически становятся первоклашками по достижении определенного возраста. Но иногда родители все же, вынуждены ломать голову над тем, куда свое чадо пристроить для дальнейшего обучения. Некоторых детей перед переводом в школу ждет суровое испытание – довольно сложные тесты, на которых нужно подтвердить знание алфавита, написание букв и простых слов, а также суметь досчитать до 100 и сложить в этих пределах несколько чисел. Когда такой экзамен сдан, ученик получает первый в своей жизни документ с оценками. На их основании школы принимают решение о принятии ребенка под свое крыло. Чтобы получить необходимые знания на таком уровне, многие родители отдают своих детей в подготовительные школы с 3 лет.

Существуют 4 разновидностей группы: 1. Play group или «игровая группа» - это что-то типа яслей - группы для самых маленьких, сюда до трёх часов в день, и посещение этой группы не обязательно; занятия начиются в июне (это начало учебного детей отдают уже с 2 -летнего возраста. Здесь дети находятся и играют года в Индии). Изучают алфавит, разучивают песенки на английском, запоминают названия фигур, считают, ну и так далее, все в игровой форме.

Примерный план на август: - Празднование особого праздника Rakshabandhan. - День матери, присутствие мам обязательно. - Зеленый день, одеваемся только в зеленое. - День семьи, будут делать семейное дерево(принести семейные фотографии). - Праздник в честь Бога Кришны, ребенка нужно будет одеть в костюм. - День головных уборов, нужно прийти в какой-нибудь шапочке, кепке, … - Праздник Дня Независимости Индии, одеть ребенка нужно будет в белое. - День джинсовой одежды, одеваться соответственно. - Родительское собрание. - День мороженого, будут кормить им детей прямо в школе. - День отца, присутствие папы в детсаду пару часов.

2. Nursery в переводе «ясельная группа» , но это больше похоже на нашу среднюю, это группа уже обязательна для посещения. Здесь дети уже гораздо больше учатся, чем играют, хотя практически половина обучения проходит в игровой форме. Очень тяжело заставить трехлетнего ребёнка учиться. Именно здесь дети получают свои первые домашние задания, которые обязательны к выполнению. Выходит, что у детей в 3 -4 года уже имеются свои маленькие обязанности; 3. LKG (Lower Kinder Garten) –привычная нам старшая группа. Дети в 5 лет уже обязаны знать и писать весь английский алфавит, читают и пишут первые несколько букв главного языка Индии - хинди, изучают счет до 100; 4. UKG (Upper Kinder Garten) – подготовительная группа. После окончания этой ступени обучения, в 6 лет, ребенок знает и может полностью рассказать и написать алфавит на языке хинди, свободно пишут и читают слова на английском из 5 -7 букв, умеют писать любое число до 100, решать простой математический пример (сложение, вычитание, определение большего или меньшего). После этой группы ребенок поступает в школу. ребенку дают настоящие домашние задания, дополнительно дают книги для чтения. - В первые две группы малышей приводят на 2, максимум 3 часа в день, в последующих дети учатся по 3 часа. Детки каждый день в школе кушают принесенную из дома еду.

Бедное население Индии чаще принуждают своих детей работать, нежели отдавать их учиться. Хотя в стране давно существуют бесплатные школы и принят закон, по которому родители обязаны обеспечить ребенка возможностью посещать школу. Бесплатная школа Использование детского труда

Aadharshila Vatika В индии, как и везде, есть сады обычные, а есть такие как детский сад, Aadharshila Vatika построенный в столице Индии- Нью Дели. Разработкой этого красочного архитектурного проекта и воплощением его в жизнь занималась архитектурностроительная компания Spaces Architects. Учтя все возрастные особенности маленьких детей, ее специалисты создали великолепный детский сад с уникальной атмосферой игры и творчества. Яркие цвета, разнообразие нестандартных форм, большое количество оригинальных элементов в дизайне интерьера всех помещений детского сада и, конечно же, в фасаде сооружения.

В Aadharshila Vatik детям явно не придется скучать – яркая мебель необычных форм, разноцветные стены, много веселых рисунков и масса детских игрушек ждут малышей. Учебные и игровые комнаты были оформлены таким образом, чтобы стимулировать детское воображение и развивать творческие навыки. Уникальный детский сад был построен на заказ и архитекторы компании Spaces Architects постарались максимально точно воплотить все требования своих заказчиков.

Архитектурный дизайн предусматривает все требования, накладываемые на дошкольные учреждения. Кроме того, внутренние помещения максимально удобно спроектированы, чтобы дети не растерялись в нем.

Дизайн внутренних помещений выполнен также в ярких, но не давящих на психику цветах. Мебель и нестандартное использование пространства создают необычную атмосферу, которая наверняка придется по вкусу маленьким обитателям этого детского сада. Все игровые помещения дизайнеры оформили различной графикой, что по их мнению будет стимулировать детскую любознательность.

Внешне здание Aadharshila Vatik представляет собой шестиугольник неправильной формы. Для детской безопасности садик огородили забором. Как настоящая стража возле центрального входа выстроились три гигантских карандаша. Разноцветные стены сразу говорят о том, что это детское учреждение, где царит атмосфера радости и веселья.

В индийских школах есть такие предметы, как улучшение памяти и уроки медитации. Около часа детям советуют уединяться и молчать или говорить только что-то важное. С раннего возраста индийские дети постигают йогу. На таких уроках их обучают, как нужно улыбаться, учат терпению и терпимости.

В Индии родители и педагоги школ, детских садов не стесняются показывать детям свою любовь и заботу, и, естественно дети, приученные к этому с пелёнок, отвечают им тем же. Индусы считают что ребёнок, который окружён похвалами, учится быть уверенным, а тот, кто окружён злостью, учится причинять боль. Вот так Индия стремится к миру во всем мире. Как говорится, хочешь изменить мир – изменись сам!

В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии отдельно от особенностей обучения. Влияние распада истории Древней Индии на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Специфический отпечаток кастовости на воспитание и обучение в Древней Индии, влияние религиозной идеологии: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период, и других событий древнеиндийской современности.

Особенности воспитания в Древней Индии

По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, наречение имени и т.д. - вплоть до "последней церемонии" сожжения трупа, собирания и захоронения праха. Жизнь делилась на периоды так же, как год на сезоны, сутки на утро, день, вечер и ночь. Эти стадии жизни индийцы называли словом "ашрама".

Кастовое деление древнеиндийского общества, освященное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закрепление различий в воспитании для высших и низших социальных слоев. Всего было четыре касты. Для каждой касты были свои требования к воспитанию: для брахманов (жрецов) было необходимо воспитание чистоты и праведности; для кшатриев (воинов) - мужества и смелости; для вайшьев (земледельцев) - воспитание трудолюбия; для шудр (слуг и ремесленников) - приучение к покорности.

Представителям высшим каст был доступен обряд посвящения. Оно давало право на совершение обрядов, на приобщение к текстам вед. Получивший "второе рождение" ("дваждырожденный"), как правило, несколько лет жил в доме наставника - гуру. Ученик привыкал почитать наставника - в чем-то последний ставился выше родителей, в чем-то он почитался больше, чем сами боги. Юноша сопровождал гуру босиком и с непокрытой головою. Ученик воспитывался в духе почитания и беспрекословного послушания старшим. Он носил воду, следил за домашним очагом и пас коров учителя - это были непросто обязанности, а религиозные обеты. Регулярно он отправлялся собирать милостыню (в том числе, конечно, к своим сородичам в деревне)- все полученное он приносил учителю в качестве подаяния.

Однако, согласно материалам педагогического энциклопедического словаря, плата за учение не предусматривалась. Учитель, получавший плату, пользовался значительно меньшим уважением.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания, по мнению А.Н. Джуринского, стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты.

Буддизм возник в середине I тысячелетия до н.э. Будда - буквально "Пробужденный" или "Достигший Просветления"- обозначение того, кто обрел спасение и "переправился на другой берег" . Буддийская мораль требовала от верующих отказа от насилия, воровства или мошенничества, разврата, лжи и пьянства. Благодаря соблюдению этих заповедей, чистоте помыслов, слов и поступков человек мог достичь того особого настроя души, который обеспечивал спасение. Идеалом считался полный отказ от себялюбия, самоотверженность, щедрость, воистину не знающая пределов.

Важным принципом нравственного воспитания считалось "избавление души от страстей" . Достичь этого можно благодаря правильному понимаю своей сущности и своего места в мире, что невозможно без развития интеллектуальных способностей. В этом процессе самосовершенствования и самопознания выделяли три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательного усвоения.

Буддисты имели в своем арсенале многообразные средства и приемы, позволяющие им изучать воспитанников, на основании наблюдений они составляли программу индивидуального воспитания, программу развития и совершенствования каждого.

Во II - VI вв происходит возрождение индуизма В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела" .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже в Древней Индии к вопросу воспитания подходили обдуманно, но они напрямую зависели от религиозных и философских течений. Уже тогда были сформулированы первые обобщенные представления о нормах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли и практики.

Обучение в Индии, где столь резкие контрасты между богатством и бедностью, казалось бы, теряет всякий интерес для иммигранта. Однако практика учёбы в этой экзотической стране показывает совсем другие результаты. Большой абитуриентский поток ежегодно устремляется в сторону Индии. Цель каждого потенциального студента - хорошее образование за небольшие деньги, в перспективе - жизнь за рубежом.

История индийского образования и основные принципы

История развития системы образования в Индии - это продолжительный по времени этап, начало которого по разным оценкам приходится на V век до нашей эры. Уже тогда в Древнем Таксила создавались образовательные учреждения, наделённые свойствами высшей школы.

Древний город Таксила считался центром высшего образования Индии . Именно там вместе с индуистскими храмами и буддийскими монастырями впервые начали создаваться светские институты. Эти учреждения привлекали иностранцев обучением в области индийской медицины. Однако кроме изучения живой материи, индийское образование открывало дорогу к знаниям логики, грамматики, буддийской литературы.

Образование в Индии начало зарождаться в V в до н.э

Древняя образовательная система Индии поддерживала принцип разделения общества на касты. В зависимости от принадлежности к той или иной касте давала людям необходимые знания. Современный мир несколько изменился. Индийское образование в нынешнем его виде позволяет научиться любому мастерству независимо от кастовой принадлежности человека.

Страна придерживается главного принципа обучения своих граждан – «10 + 2 + 3» . Такая модель предусматривает 10 лет школьного обучения, 2 года колледжа, плюс ещё 3 года учёбы отводится на первый этап высшей школы.

Десять лет школы включают в себя 5 лет образования в младших классах, 3 года в старших классах и 2 года профессионально-технического обучения.

Особенности индийского образования

Дошкольное воспитание

Воспитание индийских детей до поступления в школу проходит через систему яслей и детских садов. В ясли принимаются малыши возрастом от 6 месяцев и старше. На этой стадии воспитательный процесс может продолжаться до трёхлетнего возраста. С трёх до пяти (шести) лет малыши получают воспитание в детских садах, которые обычно являются первым звеном начальной школы.

Индийская образовательная система от начала до конца

В Индии существуют государственные и частные дошкольные учреждения . Причём частных детсадов больше почти в 2 раза. Услуги муниципальных детских учреждений, как правило, бесплатны, если не считать небольшие сборы на хознужды со стороны администрации и пожертвования от родителей. Однако качество воспитания здесь ниже, чем в частных заведениях, где родители оплачивают сервис.

…Сын ходил в садик и в Индии, и сейчас ходит в Москве. Моё личное мнение - в индийском садике практически бесплатно ребёнку дают то, за что в Москве нужно выкладывать немалые деньги. Ибо в госсадиках в Москве детей не учат, а содержат. Да ещё постоянные сборы от родительского комитета непонятно на что. При первой же возможности, при нахождении в индии, постараюсь сына отдать в местный традиционный садик. Единственной проблемой была еда, в Москве кормят, в Индии нет…

Nadezda Lisina

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1499771#t1499771

…Классический индийский детский сад. Частный. Но в государственные детские сады тут ходят только дети из беднейших семей. Наш стоит чуть больше $10 в месяц. Такой могут позволить себе очень многие…

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1501563#t1501563

Школьное образование в Индии

Обязательное школьное образование должны получать дети в возрасте от 5 до 14 лет. Учебный год в школах Индии начинается в конце марта - начале апреля. Учёба в школах делится на два семестра: апрель-сентябрь, октябрь-март. Самые продолжительные школьные каникулы в мае-июне, когда многие районы Индии накрывает жара (45–55º С).

Школьное образование является обязательным в Индии

Обязательное образование является приоритетом государственной политики Индии . Примерно 80% начальных школ принадлежат государству либо поддерживаются властями. Обучение бесплатное. Родители учеников выплачивают лишь небольшие суммы на школьные нужды. Все расходы на обучение берёт на себя государство.

Индийские школы разделяются по типам:

  • муниципальные,
  • государственные,
  • частные с господдержкой,
  • школы-интернаты,
  • специальные школы.

Муниципальные и неправительственные школы управляются и финансируются локально администрациями штатов и советами местных национальных образований. Как правило, родители учеников общественных школ вносят плату за обучение своих детей один раз - при поступлении. Большинство общественных школ Индии связаны с организациями CBSE (Центральный совет среднего образования) и ICSE (Международный центр среднего образования).

Государственные школы финансируются и управляются исключительно органами власти страны. Этот тип учреждений отличается самой низкой стоимостью услуг образования. Средства на содержание выделяются государством и филиалами CBSE, действующими на территории местонахождения школы. В государственных школах все преподаватели мужского пола. Ученикам обязательно предписывается носить школьную униформу . Причём каждая школа обеспечивает учащихся форменной одеждой индивидуального стиля.

Многие частные индийские школы требуют носить униформу

Частные школы с господдержкой не принадлежат государству, но функционируют по тем правилам, которые устанавливают индийские власти. Оплата за обучение здесь варьируется в зависимости от уровня сервиса и престижа . Поэтому тарифы могут быть от $15 за месяц обучения до $15 за один день уроков.

Школы-интернаты представляют собой структуру образования, где обеспечиваются не только условия для учёбы, но также для проживания. Услуги школ-интернатов платные - от $2300 до $6000 за год.

Специальные школы в Индии предназначены для детей, нуждающихся в особом уходе, имеющих отклонения в развитии. Дети получают в спецшколах стандартное или профессиональное образование, приобретают навыки, необходимые для полноценной жизни.

…У каждой индийской школы - своя школьная форма, в которую входят не только рубашки, юбки, жакеты и брюки, но даже носки, галстуки и ботинки. Самые маленькие обязательно носят бейджики, на которых указано их имя и адрес…

Анна Александрова

http://pedsovet.su/publ/172–1-0–5156

Видео про школу из уст индийского школьника

Средняя школа в Индии

Этап учёбы, приходящийся на курс старшей средней школы, индийцы обычно проходят за 6 лет (12–18). Последние два года считаются средним образованием высокого уровня с профессионально-техническим уклоном. Уже с 15-летнего возраста всем желающим предоставляется возможность сдавать экзамены, утверждённые директивами UGC, NCERT, CBSE .

UGC (University Grants Commission) - комиссия университетских грантов в Шри-Ланке. Занимается, кроме всего прочего, регулированием приёма абитуриентов в вузы. NCERT (National Council Of Educational Research) - национальный совет исследований в области образования. CBSE (Central Board of Secondary Education) - центральный совет среднего образования, которым утверждаются экзаменационные процессы в школах.

Стандартно экзаменационный процесс рассчитан на учеников в возрасте 17–18 лет (завершение обучения в средней школе). Успешное прохождение экзаменационной процедуры - это получение сертификата о законченном среднем образовании. Документ необходим каждому, кто планирует совершенствовать знания через высшую школу Индии.

Международные школы

В январе 2015 года на территории Индии действовали более 400 школ международного класса (ISC). Международные школы дают полное среднее образование, как правило, на английском языке. Дополнительно к школьным знаниям учащиеся ISC приобретают профессионально-технические навыки.

Многие из международных школ позиционируются в качестве общественных . Преподавание в таких учреждениях ведётся по образцу британских государственных школ. Это дорогие и престижные учебные заведения, среди которых можно выделить, например, Delhi Public Schools или Frank Anthony Public Schools.

Образование в индийских колледжах

Число индийских колледжей в 2011 году переваливало за отметку 33 тыс. учреждений. Из этого количества 1800 имели статус женских образовательных учреждений. Фактически этот вид образовательных площадок принадлежит к системе высшего образования страны. На базе колледжей организованы многочисленные курсы, охватывающие гуманитарные и естественные науки, а также курсы изучения иностранных языков, в частности, английского. Многие колледжи принадлежат индийским университетам. По сути, все они являются начальной ступенью университетского образования.

Колледжи, как правило, представляют собой начальную ступень университетстского образования

Приоритетное направление учёбы в колледжах – технические и технологические специальности. Также популярными считаются медицинское образование и бизнес-менеджмент. Технические колледжи в Индии часто называются институтами. Перечень лучших институтов содержит более 500 позиций. Вот только первые 5 из списка:

  1. Индийский технологический институт в Бомбее.
  2. Индийский технологический институт в Мадрасе.
  3. Канпурский технологический институт.
  4. Национальный технологический институт Тируччираппалли.
  5. Пенджабский институт разработок и технологий.

Система университетского образования в Индии

Система высшего образования Индии по своей масштабности уступает лишь Китаю и США . Пик развития индийской высшей школы пришёлся на период 2000 – 2011 годов. В конце 2011 года на территории страны действовали более 40 международных университетов, около 300 государственных, 90 частных. Ещё 130 учебных учреждений находились на стадии перехода в университетский ранг. Высоким уровнем образования, признанным на глобальном мировом уровне, выделяются следующие индийские учреждения высшей школы:

  1. Национальный институт технологий.
  2. Индийский институт информационных технологий.
  3. Индийский институт управления.
  4. Международный институт информационных технологий.
  5. Университет Мумбаи.
  6. Университет имени Джавахарлала Неру.
  7. Открытый национальный университет Индиры Ганди.

Приём студентов, как правило, ведётся без экзаменов . Академический год для университетов Индии начинается в августе и завершается в апреле. Традиционно индийскими вузами обучение проводилось по принципу единого семестра, охватывающего период от 10 до 12 месяцев. В конце каждого года студенты сдавали экзамены.

Сейчас идёт реформа с оглядкой на европейские принципы. Многие высшие учебные заведения уже перешли на схему двух семестров продолжительностью 5–6 месяцев каждый. Экзамены сдаются по завершении каждого семестра. Английский язык является основным языком преподавания для подавляющего большинства вузов. Студентам предлагается широкий выбор образовательных программ. Например, из следующего набора:

  • India - The IT Superpower,
  • Sample IT Curricula,
  • English Training,
  • Internship Programs.

…Я поступала в магистратуру в Бангалорский университет. Требует перевод российского диплома (degree certificate) на английский язык (можно 6ез нотариуса и апостиля. Мы делали в Индии). При этом интересуются финальным баллом в процентах. У нас раньше в дипломах проценты не ставили. Результат обозначали даже не цифрами, а словами: «хорошо», «отлично», «удовлетворительно»…

Dhimanika

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_4.html#msg363097

Видео о Буддийском университете философии

Некоторые популярные учебные заведения Индии

Национальный институт открытого школьного обучения (NIOS) – учреждение, созданное Министерством развития людских ресурсов в правительстве Индии . Ранее именовалось Национальной Открытой Школой и предназначалось для обеспечения образования в отдалённых районах страны. Администрирует экзамены открытых школ в сельской местности.

Колледж Ражкумар - один из старейших колледжей Индии, обучающий студентов по системе К-12 (12-летнее образование с профессионально-техническим уклоном) . Находится в центре города Раджкот. Учреждение было построено ещё в 1868 году неким полковником Китингом. Однако сегодня имеет самое современное обеспечение и комфортабельное студенческое общежитие.

Национальный открытый университет Индиры Ганди - высшее учебное учреждение, находящееся в ведении правительства Индии . Один из крупнейших университетов, где помимо стандартных видов образования предлагается дистанционное обучение. В общей сложности вуз обеспечивает высшим образованием более 4 млн. студентов.

Инженерный институт Калькутты - фактически крупнейшее в мире многопрофильное инженерно-профессиональное сообщество . Год основания института - 1920. А в 1935 году учреждение было зарегистрировано Королевской хартией. Студенты разных стран получают здесь качественное высшее образование в области машиностроения и прочих технических направлений.

Индийский институт архитекторов - ещё одно уникальное учебное заведение, созданное в 1917 году . Институт даёт профессиональное образование по четырём направлениям архитектурного искусства. На базе института действуют многочисленные курсы, где учат основам градостроительства, развития инфраструктуры и другим тонкостям строительного сектора.

Фотогалерея популярных учебных заведений Индии

Инженерный институт Калькутты является полноправным членом Королевской хартии Административный корпус Национального открытого университета Индиры Ганди всегда готов принять студентов Колледж Ражкумар за долгие годы своей деятельности подготовил множество специалистов Национальный институт открытого школьного обучения - основа индийского образования в сельской местности Индийский институт архитекторов готовит специалистов высокого класса для уникальной сферы деятельности

Видео: образование по-индийски в Дели

Стоимость обучения в Индии

Бесплатное обучение в Индии для русских, украинцев, казахстанцев возможно, но только в рамках индийской экономической программы ITEC. Повышение квалификации и стажировка - вот основные направления краткосрочного (2–3 месяца) образования, предусмотренного программой ITEC. Всё остальное оплачивается по установленным международным тарифам.

Начиная с 2008 года затраты на образовательные услуги в Индии увеличилась многократно . Среднее образование и профессионально-техническое с каждым годом обходится индийскому правительству всё дороже. Министерство статистики совсем недавно опубликовало сведения на этот счёт.

За несколько лет расходы на индийское образование увеличились на 175%

Тем не менее для местных жителей стоимость индийского высшего образования остаётся низкой . За учёбу в университете на бакалавриате индусы платят около $300–350 за семестр. Иностранные студенты платят больше - до $6000 за академический год.

…Когда к нам на факультет приходил с лекцией представитель индийского консульства в СПб, он всячески рекомендовал программу ITEC. Это, конечно, нельзя назвать ни магистратурой, ни аспирантурой, но зато это бесплатно, при условии, что Вас отберут…

winterose

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6673234#t6673234

…Отучилась год в Hyderabad Central University в магистратуре по антропологии через ICCR. Учёба и проживание бесплатно, платят стипендию. Документы подавать надо в январе. Из хороших унив-тов: IFLU в Хайде, в Пуне, Дели Унивёрсити и Дж.Неру Унивёрсити тоже в Дели. Вроде неплохой в Пондичерри, и город отличный…

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6672978#t6672978

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Пошаговый процесс следующий:

  • сделать запрос в учебное учреждение через любые современные средства связи,
  • выбрать интересующий факультет,
  • подать заявление на поступление (обычной почтой, онлайн, другим способом),
  • в случае одобрения заполнить временную анкету, оплатить вступительный взнос €1000 + €100 за обслуживание,
  • получить справку, подтверждающую факт поступления,
  • оформить студенческую визу в посольстве Индии, предъявив справку о поступлении,
  • заполнить постоянную анкету студента и отправить вместе с пакетом документов.

Пакет документов к анкете студента (переведённый на английский язык):

  • аттестат или диплом,
  • заверенный администрацией бывшего учебного заведения список дисциплин квалификационного экзамена,
  • заверенная копия паспорта,
  • студенческая виза (оригинал),
  • медицинская справка, в том числе результаты теста на ВИЧ,
  • сертификат знаний английского языка (если требует вуз),
  • чек оплаты медицинского страхового взноса за первый год учёбы в размере €45.

Стипендия и гранты для русских и не только

Правительством Индии каждый новый учебный год утверждается пакет стипендий и грантов для иностранных студентов. Обычно все имеющиеся предложения по стипендиям направляются в разные страны мира через дипломатические представительства. Поэтому всю информацию по государственным индийским стипендиям и грантам можно получать в посольстве или консульстве Индии.

Для российских, украинских, казахстанских студентов интересны стипендии и гранты, которые предоставляются по следующим схемам:

  1. General Cultural Scholarship Scheme (GCSS) - Общекультурная схема стипендий.
  2. Indian Council for Cultural Relations (ICCR) - схема Индийского совета по культурным связям.
  3. Commonwealth Fellowship Plan - схема стипендий Содружества (только для аспирантуры).

Жильё для студентов и затраты на жизнь

Уровень расходов на проживание, питание, развлечения и т. д. напрямую зависит от местонахождения студента. Если учёба будет проходить в таких городах, как Дели или Мумбаи, следует быть готовым к тому, что уровень жизни в этих мегаполисах сопоставим с крупными городами Европы, Австралии, США. В целом же затраты на жизнь в Индии существенно ниже, чем в других странах мира.

Обычные варианты жилья для студентов - кампусы или проживание в частном секторе . Устройство в студенческих кампусах бесплатное только для местных граждан. Иностранцы имеют возможность поселиться в общежитиях для студентов, но за определённую плату - от $60 до $100 за месяц. Аренда квартиры составляет примерно $150–200 (двухкомнатная в Мумбаи). На питание и прочие нужды за месяц в среднем уходит $100–150.

Условия получения визы

Иммигранту-студенту необходимо иметь:

  • оригинал заграничного паспорта и ксерокопии важных страниц,
  • распечатку анкеты для визы в двух экземплярах, предварительно заполненную онлайн на сайте Правительства Индии (оба экземпляра документа должны быть подписаны),
  • одну фотографию размером 2х2 см, цветную, на белом фоне (лицо полностью открытое, без очков),
  • письмо от администрации учебного учреждения, куда поступил студент (с указанием деталей обучения),
  • ксерокопию удостоверения личности, выданного в стране проживания студента,
  • банковскую выписку о наличии средств, достаточных для учёбы и жизни в Индии.

Необходимо также оплатить все сборы, связанные с оформлением студенческой визы. Если вместе с абитуриентом в страну отправляются сопровождающие лица, им также требуется оформить разрешение на въезд и вид на жительство.

Работа во время обучения, перспективы трудоустройства

Для иностранных студентов в Индии нет практически никаких возможностей подработки во время учёбы . Администрация вузов относится к работе во время учёбы, мягко говоря, недоброжелательно. А вот после завершения учёбы выпускникам открываются неплохие перспективы трудоустройства. На выгодные контракты всегда могут рассчитывать выпускники факультетов высоких технологий. Такие специалисты очень востребованы зарубежными компаниями. Ценятся также инженеры и архитекторы, финансисты и технологи.

…Работать нельзя. Стипендия крошечная, согласна, посему нужна помощь родителей по-любому. Жить можно в студенческом общежитии либо снимать квартиру, что дороже, но лучше. Учиться интересно, что перекрывает все минусы…

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_5.html#msg367209

Плюсы и минусы индийского образования (итоговая таблица)

Учёба в Индии, как демонстрируют студенческие примеры, позволяет успешно добиваться поставленных целей. Индийская высшая школа на равных конкурирует с развитыми странами мира и готова дать иммигрантам востребованную профессию. Дальше, как говорят студенты, дело техники. Работа в солидной международной компании и заманчивые жизненные перспективы.

Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)

1.2 Особенности обучения в Древней Индии

Как считает Джуринский А.Н., школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.

Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный), либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

Васильева З.И. и др., утверждает, что только для трех высших каст обучение считалось обязательным. Его начало отмечалось обрядом упанаяны (второго рождения) - посвящения в ученики. "Учитель, получая ученика как зародыш, дает ему второе рождение", - гласила древнеиндийская мудрость.

Согласно Педагогическому энциклопедическому словарю, у брахмана дети находились с 7-9 лет до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свекра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств".

В период ученичества человек должен был приобрести знания и навыки, необходимые ему в зрелом возрасте. Обучение в Древней Индии было основано на устной передаче знаний. Ученики воспринимали тексты на слух, разбирали и заучивали их. От них требовалось понимание текста. Новый урок давался учителем только после усвоения учеником предыдущего урока. Экзамены отсутствовали на всех этапах обучения. После посвящения дети брахманов занимались преимущественно изучением священных текстов и грамматики. Дети кшатриев и вайшьев изучали те же тексты в сокращенном объеме, а также отрасли знания, необходимые им в будущем,- военное дело, письмоводство, счетоводство, агротехнику и т.д.

Главное внимание уделялось изучению элементов богослужения, чтению формул - священных текстов вед и собственно церемониям, совершаемым на алтарной площадке. К подготовке подходили очень строго. Тексты заучивали мальчики в доме у гуру, практические навыки в ритуале поддерживались традицией и повседневной практикой. Жрецом мог быть лишь тот, кто родился в семье брахмана и получил образование в доме наставника.

Шудры могли лишь обучаться грамоте и приобретать знания, необходимые им для практической деятельности. Обучение детей письму и счету начиналось за несколько лет до обряда упанаяны.

Многие ученые, в том числе и Никитич Л.А., отмечают влияние буддизма на образование в Древней Индии. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.

Буддийские монахи заучивали и периодически повторяли слова Учителя (Будды) - его изречения, составившие сборник "Джаммапада". Они передавали легенды о жизни Просветленного. Значительная часть преданий восходила к сюжетам, не имевшим прямого отношения к буддизму. Народные сказки, старинные афоризмы или новеллы - многое искусственно связывалось с именем Будды. Герой, воплощающий высокую мораль, представлял собой не что иное, как Бодхисаттву - Будду в одном из прежних рождений. Эти рассказы о перерождениях носят название "Джатаки". Своеобразный стиль буддийских проповеднических текстов с обилием монотонных повторов и вариаций одной и той же темы способствовал их запоминанию и особому воздействию на психику.

Сложилось и представление о содержании образования. Просветленный должен изучить восемнадцать областей знаний, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы - медицину, военное искусство, музыку, архитектуру или науку о ремесле; пураны - эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу - предания; ньяя - науку о правильном рассуждении, логику; мимансу - философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста.

В буддийских монастырях, располагавшихся на территории всей Древней Индии, открывались школы, в которых могли обучаться все, независимо от своей религиозной принадлежности (буддизм в Индии сосуществовал с индуизмом).

Учитель, согласно буддийской традиции, должен был постоянно наблюдать за учеником, учить его, к чему следует стремиться, а чего следует избегать, но выбор пути всегда оставался за учеником. Учитель постоянно поддерживал в ученике энергию и желание учиться. Он обучал его всему, что знал сам, и относился к нему, как к собственному сыну, говоря себе: "Я родил его в учении".

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары, увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования. Среди таких центров получили известность, например, комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в до и э), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такташила поддерживал культурные связи с некоторыми странами Древнего Востока, например с Китаем.

Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в до и э) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.

Отличительная черта древнеиндийской культуры, по мнению А.Н. Марковой, заключается в почитании знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи. В сокровищницу мировой науки весомый вклад внесли древнеиндийские математики. Независимо от ученых других стран, еще в период Хараппской культуры (III тысячелетие до н.э.) ими была сформулирована десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел (позиционная система, в которой значение каждой цифры определялось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Эта система позже была заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде использовалась в Европе под названием арабских цифр. Между тем, сами арабы называли их индийскими цифрами. О том, что уже в V в. н.э. индийцы знакомы с основами геометрии, тригонометрии и алгебры повествуют трактаты выдающихся древнеиндийских астрономов и математиков Арьябхаты и Варахамихиры (V-VI вв. н.э.) и др. Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дестилляция, изготовление кислот и красок, парфюмерии, лекарств, препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения - Веды, поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", трактаты по различным отраслям знания.

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития. Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся.

Античные философы и педагоги о воспитании и обучении

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосход - IX философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании...

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская. Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер...

Возникновение и развитие педагогики

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не философ, да не войдет в педагогику"...

История воспитания и педагогической мысли

Древняя Греция - страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств - полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса - Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания...

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская. Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер...

Педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не философ, да не войдет в педагогику" ...

Источниками педагогического знания в Древней Руси занимались такие ученые как Смирнов В.И., Ярхо В., Петров В.М., Каптерев П.Ф., Громов Н.М. и другие. Как пишет Каптерев П.Ф. «В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности...

Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси

Данной проблемой занимались такие ученые как Петров В.М., Пискунов А.И., Лихачев Д.С., Иванов Е.В. и др. Они считают, что педагогическая мысль Древней Руси дошла до нас в памятниках литературы и письменности...

Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси

Данным вопросом занимались следующие ученые: Модзалевский Л. Н., Лещинский В. И. , Заварзина Л. Э., Смирнов В.И., Ярхо В., Лихачев Д.С. и др. По их мнению литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство...

Система образования на Древнем Ближнем Востоке

Институт школы и образования, как особая специализированная сфера деятельности берет свое начало в древней Месопотамии. Это был закономерный процесс, связанный с потребностью в образованных работниках самых различных направлений...

В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии отдельно от особенностей обучения. Влияние распада истории Древней Индии на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую...

Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)

По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов...

Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании...

Ценностные ориентации практики и философско-педагогической мысли стран Древнего Востока

История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую...

Школьное образование в Древней Руси

Как мы уже выяснили, первая школа на Руси открылась в 988 году по инициативе князя Владимира. Поскольку крещение Русь принимала из Византии, то и первые учителя-монахи приглашались оттуда же. Сейчас однозначно можно утверждать...

Воспитание в Индии представляет собой как архаическое воспитание, так и современную модель, которая, на наш взгляд, является моделью воспитания не только настоящего времени, но и будущего.

История Древней Индии распадается на две основные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую.

Цивилизация дравидских племен Индии до 1-го тысячелетия до н. э. соответствовала культурному уровню Месопотамии. Воспитание носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших тесные связи с государствами Месопотамии .

В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами, которые завоевали коренное население. Население было поделено на четыре варны, (позже их назвали касты, существенно дополнив их количество). Три высших варны составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей варной - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы) В ведах говорится, что Великий Бог Брахма создал из своей головы брахманов, из рук - кшатриев, из ног - вайшьев, из ступней - шудр. Остальные люди, например, парии - потомки дравидов или «неприкасаемые», получились из земли. Поэтому им отводились самые грязные и тяжелые виды работ. С ними нельзя было общаться представителям высших каст, они влачили жалкое существование.

Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы как носители духовного знания. Кшатрии - профессиональные воины - в мирное время содержались за счет государства. Из них выбирали правителей и раджей. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения.

Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания в Древней Индии.

Важным фактором генезиса воспитания стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, каким должны быть воспитание. Сущность воспитания заключалась в том, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества в соответствии с субкультурой своей варны. У брахманов ведущими качествами считались ум (потребность в познании и интеллект), у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.Ведущей целью воспитания в представлении высших каст было развитие счастливого человека, который стремится к жизни подобной Богам.

Воспитание предусматривало духовное развитие (способность к самопознанию, самосовершенствованию), умственное развитие (стремление к познанию и владение интеллектуальными способностями, определяющими разумность поведения), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом, воспитание воли), любовь к природе и прекрасному. Наивысшим проявлением социального поведения считалось содействие общему благу.

В древних сказаниях индоарийцев «Бхагавата-пурана» описывается воспитание бога Кришны, которого родители отдали в учение мудрому брахману. Кришна усердно изучал веды, в беседах и совместном труде с учителем он освоил разнообразные знания, способности в области искусств и наук. В «Махабхарате», древнеиндийском эпическом произведении, уже описывается образ Рамы, который в результате воспитания и обучения обладал ученостью, мудрым разумением, чувством долга, мужеством, силой и отвагой, чистой душой, множеством высших добродетелей (например, приветлив, кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими). В священной книге «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н. э.), написанной в виде собеседований мудрого учителя Кришны с учеником Арджуной, сыном царя, раскрывается способ духовного воспитания. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Кришна мотивирует Арджуну к самостоятельному поиску истины, помогая овладеть способами познания. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.

К середине 1-го тысячеления до н. э. в Индии сложилась определенная традиция кастового воспитания. От рождения ребенок воспитывался в семье, осваивая нормы, традиции и правила ее жизни. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего воспитания и обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок начала обучения приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12летний. В процессе обучения, которое состояло в пересказах вед, обучении чтению и письму, учитель стремился воспитать у ребенка качества и способности подобные тем, которые были у Кришны, Рамы, Арджуны. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения знаний, осваивал ценности, образ жизни своего учителя, созданный в его дому.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в Индии начинается зарождение новой религии - буддизма, который, в свою очередь, оказал определяющее воздействие на весь уклад жизни Древней Индии.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (принц Гаутама) (623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. Он проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний. Сущность его учения заключалась в освоении серединного пути развития как средства преодоления страдания и способа выхода из череды рождений и смерти, преодоления «колеса Сансары». Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение носило более практический характер. В школах вед акцент был сделан на интеллектуальное образование с элементами религии. Такая тенденция в воспитании в школах Индии сохранилось по настоящее время. В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение.

Во II - VI вв. происходит возрождение индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться результатов в делах.

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание в Древней Индии прошло длительный путь развития. Однако базовые цели воспитания, направленные на самосовершенствование личности, достижение нравственных добродетелей, принятие мира таким каков он есть, остаются в Индии ведущими и в современный период.

Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в средневековом индийском обществе определенную эволюцию.

Средневековые элементы культуры и образованности зародились после падения империи Гупта (V в.). При этом сохранилась кастовая система построения общества, что ограничивало доступ к образованию определенным группам населения. Более демократический характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10-12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины изгоняли. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Постепенно происходило сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система.

Эта система пришла в упадок в XI-XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгнувшихся на ее территорию мусульман. Многие хранилища рукописей были преданы огню. Вначале мусульманские владыки чинили препятствия развитию культуры и образования среди коренного населения. Позже появились властители, которые стали благосклонно относиться к обучению лиц немусульманского происхождения.

Воспитание и образование в средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались прежде всего как личное дело человека и семьи, находящееся в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в Индию ислам. Мусульманская педагогическая концепция носила интеллектуализированный характер. Считалось, что вершины воспитанности достигает человек, который активно использует знания («истинные идеи»). В процессе воспитания и обучения предлагалось находить точные слова и мысли для выражения истинных идей. Среди наук, необходимых для решения таких задач, на особое место ставилась логика.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI-XVII вв. в ряде школ обучали персидскому языку, который использовался чиновниками и учеными.

Система мусульманского образования в средневековой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем Исламском мире. Вместе с тем, она имела свои особенности.

Образование можно было получать с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировали обучение у частных учителей и обучение в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от желаний властей и богатых покровителей. К числу наиболее крупных высших учебных заведений можно отнести даргаб (монастырь) в Дели. Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фирозабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV-XVII вв. В этот период в десятках учебных заведений, насчитывающих тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего Востока.

Школьное образование предназначалось для мужчин. Однако почти каждая богатая семья приглашала учителей для обучения девочек.

Примечательные попытки реформирования средневековой системы мусульманского образования в Индии относятся к XVI в. Основатель династии Великих Моголов Бабур (1483-1530) поставил цель поддерживать школы для организованной подготовки верных слуг государства. В качестве продолжения такой политики император Акбар (1542-1605) предпринял меры по изменению и обновлению системы образования и воспитания.

Советник императора Аллами выступал против деспотического домашнего воспитания, а также против религиозного фанатизма, сословности в обучении. Источником человеческих пороков он считал дурное воспитание. Правоверный мусульманин, Аллами признавал божественную предопределенность жизни и характера человека.

Во дворце Акбара была создана школа для девочек, где изучались гуманитарные науки и персидский язык.

Акбар предпринял попытку ввести для всех подданных, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование.

Однако, отсутствие материальных возможностей для школ, серьезного контроля привели к тому, что эти планы по большей части остались нереализованными. После распада империи на мелкие государства во главе с правителями, относящимся к разным вероисповеданиям, в Индии вновь стали создаваться частные школы и продолжали существовать школы при монастырях и храмах. После колонизации Индии португальцами и англичанами уровень образования резко упал. Однако религиозное воспитание, традиционное семейное воспитание сохранили национальный дух индийского народа, его национально-психологические особенности .

К. Маркс писал, что индусы «даже свою покорность уравновешивают каким-то спокойным благородством и, несмотря на свою природную медлительность, изумляли английских офицеров своей храбростью...» .

Индийцы имеют национально-психологические различия в зависимости от проживания. В северной Индии проживают народы схожие с тибетцами. Они низкорослые и внешне, кажется, что они не обладают физической силой, но очень трудолюбивые, несуетливые. Индийцы центральной Индии, где большинство представителей индоарийской группы - более энергичные, темпераментные, но также трудолюбивые и добрые. Все индийцы стараются вести себя достойно, даже будучи работниками с низким уровнем доходов. Для взрослых и старшего возраста индийцев свойственна созерцательность, что характерно индуистской и буддийской традиции.

Воспитание в семье. В Индии родители начинают воспитывать детей с первого дня их жизни. И основное, чему их учат, - это доброта. Учат всем своим отношением к детям и друг к другу, учат личным примером, учат словами и делами. Терпеливость, которую проявляют в индийских семьях по отношению к детям, вызывает восхищение. Каким бы усталым ни чувствовал

себя человек, как бы горестно он ни был настроен, он никогда не покажет этого детям.

Дети растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат в семье, призывают их к доброму отношению ко всему живому. «Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда» - эти запреты, расширяясь со временем, принимают новую форму: «Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям». Так замыкается круг. И все это сводится к одному - не делай зла, будь добрым и сдержанным в чувствах.

Есть такой известный древнеиндийский афоризм: «До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати - как со слугой, после пятнадцати - как с другом».

Действительно, Индия является издавна носителем идеи гуманного воспитания. Воспитание высших добродетелей является важной воспитательной задачей как родителей, так и педагогов и государства в целом. Болезненно относятся ко лжи, подлости, разврату. Индийцы очень целомудренный народ, поэтому открыто выступили против сексуального воспитания в школах. Не только религиозные, но и общественные, особенно женские организации подняли волну протестов против публичного обсуждения подобных вопросов в школьных стенах. Ассоциация преподавателей средней школы в провинции Уттар-Прадеша даже угрожала сжечь книги, если уроки сексуального воспитания не будут отменено немедленно.

Чистота отношений в среде индийской молодежи поражает европейцев. Городская молодежь из интеллигентных слоев учится, а до окончания обучения древняя традиция воспрещает общение с женщиной, и этого запрета придерживается большинство молодых людей. Те же, кто не может учиться, а работает, живя в семьях, воспитываются в таком же духе - в ожидании своего брака.

«Вы, европейцы, любите и женитесь, а мы, индийцы, женимся и любим». Это верно. Так оно и есть в большинстве случаев.

Присматриваясь внимательно к жизни индийской семьи, видишь, что нельзя сбрасывать со счетов ее бесспорно положительные стороны.

Молодежь, выросшая в атмосфере прочных семейных отношений и взаимной любви и уважения между родителями, продолжает развивать традиции добрых отношений в семье. Авторы книг об индусской семье всегда с ужасом подчеркивают традиционную невозможность развода по желанию жены. Но практически и разводов по желанию мужа почти не бывает. Не бывает, во-первых, потому, что каждый мужчина с детства приучен смотреть на свою будущую жену как на необходимую и неотъемлемую часть своего существа, без участия которой все дела жизни, по традиционной вере, являются недействительными и бесплодными. Брак

433считается актом религиозным, и для обеих сторон в равной мере его расторжение в высшей степени нежелательно. Жена является матерью его детей и заслуживает поэтому благодарности и всемерной поддержки. Итак, только бездетную женщину муж может отослать обратно к отцу. Общественное мнение, которое в жизни индийского общества играет огромную роль, всегда восстанет против развода и осудит и покроет позором семью мужа, если он его осуществит» (http://www.vashevse.ru/vospitanie-i- razvitie/2013-07-15-11-23-46/9715-2013-10-15-07-27-44).

Индийская педагогическая традиция, сформировавшаяся в течение тысячелетий, причем опиравшаяся на кастовую систему построения общества, может многому научить современную педагогику. Система воспитания в современной Индии вобрала в себя лучшее, что мог дать сплав индуистской, буддийской и мусульманской педагогических традиций. Воспитание и образование в современной Индии

В результате система образования в Индии построена по британскому принципу обучения, в виду того, что Индия является бывшей колонией Британской империи.

Дети начинают ходить в школу с трех-четырёх лет. Преподавание зачастую ведётся на английском языке, а также на португальском и хинди. Первая ступень образования составляет десять лет, вторая - два года. На этом обязательное среднее образование заканчивается. Следующие три года можно проучиться как в школе (подготовка к поступлению в университет), так и профессиональном колледже (здесь учащиеся получают среднее специальное образование).Существуют также специализированные ремесленные школы, где после восьми - десяти лет обучения ученик вместе со средним образованием получает какую-либо востребованную профессию: швеи, механика, слесаря.

Высшее образование, соответственно Болонской системе, имеет три уровня: бакалавариат (от трёх до пяти лет в зависимости от специальности), магистратуру (два года) и докторантуру (три года посещения специализированных курсов и написание диссертации). Университетов в Индии очень много, и они сильно различаются по методу преподаванияи направленности. Существуют узкоспециальные учебные заведения, дающие знания, например, исключительно по языку или музыке.

Перед поступлением ученики, как правило, проходят собеседование. Стоимость обучения в государственных школах составляет около ста долларов в месяц. Обучение в частных образовательных учреждениях дороже, но процесс обучениятам проходит интереснее и разнообразнее. В стоимость обучения входит также питание школьников.

Высшее образование получить в Индии довольно легко. Для поступления в ВУЗ даже не нужно сдавать вступительных экзаменов. В целом индийское образование находится на достаточно высоком уровне, но наиболее качественно здесь обучают фармакологии и ювелирному делу.Второе высшее образование в Индии можно получить совершенно бесплатно. Для этого достаточно уже иметь некоторый опыт работы по своей специальности и участвовать в специализированной программе правительства Индии.

В Индии большое количество праздников (как общегосударственных, так и местных), поэтому учебный процесс часто прерывается.

Некоторые монастыри превратились во всемирно-известные образовательные центры, такие как Наланда, Викрамшила и Такшашила. Наланда, процветавшая с V по XIII века, была способна разместить в своих стенах порядка 10 тысяч студентов и преподавателей, включая ученых из Китая, Шри-Ланки, Кореи и других стран.

Современная модель воспитания. В Индии считают, что вершиной педагогических, воспитательных достижений является духовная педагогика. И наиболее яркое представление об этом удивительном явлении дает опыт Бангалорской школы. В основе всей ее программы лежит духовное и нравственное воспитание.

Школа была открыта в 1961-1962 гг. в Бангалоре на основе идей индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша. Главным принципом - создать для детей атмосферу счастья, любви, свободы в мыслях. Директор школы Адити Васиштха, отвечая на вопросы главного редактора журнала «Вестник Ариаварты» Антона Малыгина, говорила: «Мы с удовольствием занимаемся с детьми всеми предметами, но изучая предметы, в дополнение к ним они должны развить в себе интегральную, совершенную, утонченную личность, стать достойными людьми, гражданами мира. Дети изучают различные предметы, занимаются музыкой, танцами, учат санскрит, поют шлоки. И все это происходит в атмосфере любви, благожелательности, товарищества. У детей много занятий, которые они любят. Общение с учителями для них радость. Я настаиваю на том, чтобы учителя относились к своим ученикам, как к собственным детям... В нашей школе мы создаем для детей атмосферу радости и любви, атмосферу чистоты и желания развиваться и в то же время воспитываем у них внутреннюю дисциплину» .

Дети обучаются здесь с трех лет. Направлениями его образовательной концепции (в нашей интерпретации) являются: помощь в формировании мировоззрения на основе духовных ценностей, организация духовноценностной деятельности, помощь в самосовершенствовании личности, создание особой культурной среды на основе духовных ценностей. Опираясь на ведическую традицию, Шри Ауробиндо привнес новые духовные смыслы развития новой человеческой цивилизации, где приоритет отдается самосовершенствованию человека во имя всеобщего Блага. Меняются способы и средства воспитания.

Важным направлением является духовно-нравственное воспитания, развитие нравственной устремленности личности. Умственное воспитание направлено прежде всего на мотивации ребенка к познанию, которую он смог сохранить до конца своей жизни, освоению интеллектуальных и познавательных способностей. Физическое воспитание должно рассматриваться как освоение физической культуры, выработки положительных привычек, усердия, воли, дисциплины, способности к преодолению трудностей. Физическое воспитание является основой для успешного духовного развития личности.

Школа создана в соответствии с индийской национальной традиции, основанной на глубинном взаимодействии учителя и ученика, устремленного к постижению духовных ценностей. При этом учитываются и современные европейские, скорее английские, элементы организации образования и нормы. Школа эта частная, но общий объем знаний дается по государственным стандартам. На 3000 учеников приходится примерно 130 учителей.

Школа создана в соответствии с принципом преемственности дошкольного, начального и среднего образования. Принимают всех желающих, причем директор беседует с каждым поступающим. Огромную роль в открытии этой школы, создании архитектурного проекта и его выполнении, разработке образовательной концепции школы сыграл С.Н. Рерих, выдающийся художник и философ, исследователь культуры Индии, сын всемирно известного художника Н.К. Рериха. Педагоги с первых дней записывает свои наблюдения, которые ведутся до окончания ребенком школы. Школа размещается в двух зданиях, которые называются «Прогресс» и«Гармония».Классы по 30-35человек.Благодаря

высококвалифицированной работе педагогов, опирающихся в своей деятельности на идеях саморазвития личности, обеспечивается высокий уровень подготовки выпускников, для которых в Бангалорском университете открыт колледж для учеников, окончивших школу имени Шри Ауробиндо. Этот колледж готовит преподавателей, способных продолжить распространение интегрального образования в других школах. Интегральная концепция рассматривает мир как целостную систему и представляет новый, комплексный подход к учебе, отличный от тех, к которым мы приучены. В рамках интегральной методики изучаются не отдельные темы, а их широкое полотно, позволяющее проводить связи различными явлениями и охватывать взором общую картину.

В бангалорской школе главная роль отводится эстетическому развитию учащихся, пониманию красоты во всех ее проявлениях жизни. «Почему так важны поиски и культивирование красоты? - пишет С.Н. Рерих. - Потому что это поиски чего-то более совершенного, чего-то такого, что выше нас, что выходит за пределы повседневности. Подобный лаборатории духа, великий поиск более совершенной жизни, высокого идеала, которому можно следовать и к которому можно стремиться».

Преподаватели максимально ориентируют учащихся на самовоспитание и самообразование, чтобы дети могли открыть и реализовать свой путь достижения Идеалов красоты. Предметно-практическая среда школы в полной мере соответствует ее ведущей идее - постижение

Прекрасного: территория утопает в зелени, наполненная благоуханием цветочных ароматов. На первом этаже, во внутреннем дворике, - настоящий сад, в котором много роз. В саду стоят две древние каменные скульптуры из индийского храма. По всем этажам на стенах репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других художников. Там есть изображения красивых видов природы, звездного неба, цветов, детей и животных. Есть специальный стенд, на котором вывешивают вырезки из журналов и газет о последних научных открытиях и достижениях. На первом этаже около приемной хранятся подарки со всего мира. Предметная обустроенность школы полностью соответствует ведущей идеи этического и эстетического саморазвития личности. В школе сложились свои традиции: праздники, взаимоотношения мальчиков и девочек. Ученики, как и учащиеся большинства индийских школ, имеют свою школьную форму, свой герб, гимн, флаг. День начинается с поднятия школьного флага, когда все собираются во внутреннем дворе школы на спортивной площадке для пятиминутной молитвы (чтение молитв в школах Индии обязательная традиция).

Во всех коридорах и классах есть доски, на которых цветными мелками раз в неделю пишутся изречения этически-философского содержания, например: «Чем выше цель человека, тем лучше его деяния, тем лучше человек», «Главное - не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего», «Переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир»,

«Вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо»,

«Побеждай любя - и ты победишь все»,

«Ищи радостно - и все ответит тебе»,

«Есть предел словам, но нет границ чувствам и вместимости сердца», «Молчание - это великое искусство вести беседу»,

«Мы всегда окружены тем, о чем помышляем»,

«Истина - единственный источник мужества»,

«Будем всегда стремиться к Прекрасному».

Основное внимание в школе уделяется нравственному воспитанию. Каждый день, каждый час общения педагога с детьми насыщен постижением духовных смыслов, построенных на этических принципах, что помогает ребенку осознать свой путь движения к совершенству через служение человечеству и мирозданию.

Дети ведутдневники, в которых есть страница для записи как понравившихся, так и собственных изречений. С ребятами регулярно проводят нравственные беседы. Они пишут домашние задания, в которых размышляют о жизни и смерти, добре и зле, мужестве и малодушии...Всем детям советуют в течение дня проводить один час в молчании.

Таким образом, школа в Бангалоре соответствует современным тенденциям развития образования, основанного на идеях духовнонравственного самосовершенствования личности, создания системы помощи и поддержки ребенку в процессе его саморазвития в условиях культурно-воспитательной среды. Постижение Прекрасного, осмысление духовных и нравственных идей создают крепкую основу для развития целостности личности, способной к преодолению жизненных препятствий, восхождению к совершенству.

Вот как рассказал о посещении этой школы один из российских журналистов.

«Мы сидим с директрисой в тенечке в углу просторного внутреннего двора. На другом его конце, достаточно далеко от нас, нескончаемой струйкой вливаются в классы веселые отдохнувшие дети. И почти каждый, заметив издали нас, специально делает крюк и, подбежав, радостно здоровается с директрисой. А та, улыбаясь, говорит каждому ласковые напутственные слова.

Можете вы представить что-либо подобное в какой-либо из наших школ? Чтобы детям доставляла радость встреча с директором? Чтобы специально подойти и поздороваться, хотя для этого надо пробежать под палящим солнцем не один десяток метров?

Вся школа звенит от счастья, вся школа цветет улыбками. Все вежливы, хотя никто не ходит по струночке, учителя не рявкают, ученики не дерутся, чужой человек проходит по светлым коридорам как долгожданный гость, не боясь, что по нему пробегут старшеклассники, как стадо несущихся бизонов. Родители, узнав о существовании школы (в частности, из объявлений в газетах) приводят своих детей на беседу с директрисой. Эта первая беседа остается в памяти ребенка как забавная игра -- добрая тетя показывает ему картинки, шутит с ним, причем на его родном языке: это немаловажная деталь для многоязычной Индии. Для директрисы же эта беседа -- исходный момент определения личности будущего школьника. Показывая картинки, она отмечает его реакцию. Смеясь и играя, определяет степень его развития. Результаты беседы находят отражение в первом описании характера, со всеми плюсами и минусами. Записи эти она сохраняет у себя навсегда, но ни родителям, ни детям, даже по прошествии времени, не демонстрирует. Раскрытие личности, построение характера - вот цель школы. Не просто дать знания, а научить учиться. Научить думать, приучить размышлять. Проводятся уроки медитации, уроки памяти. Один час в день советуют проводить в молчании, говоря лишь самое необходимое. Советы учителей иногда бывают неожиданными, как например: не хочется учить по учебнику - возьми сугубо научную книгу на ту же тему и заставь себя прочесть хотя бы половину; после этого учебник будет читаться легко и с интересом. Наряду с общеобразовательными предметами учат йоге, учат терпению и терпимости, учат даже улыбаться. Не стыдятся проявлять свою любовь к детям, обнимают их, гладят, шутят - при этом нет ни чувства превосходства над учениками, ни избирательности и любимчиков.

«Каким должен быть учитель?» - спросил я директрису. «Три момента важны, - ответила Адити Васшитха, - самоуважение учителя, но и понимание относительности своей важности; самоконтроль, не позволяющий ни гнева, ни обиды; жизнь в соответствии с проповедуемыми принципами. И еще одно, - добавила она, помолчав, - надо сделать так, чтобы учителя, у которых плохо дома, черпали бы силы в школе».

Моральное обучение расцветает в этой атмосфере добра и взаимоуважения. Оно идет по хорошо разработанной программе, по специально написанным учебникам. В младших классах читают истории всех времен, разбитые по разделам, например, истории о мужестве - это замечательная возможность вспомнить и своих героев, и отдать должное героям других стран! Но читая учебник дальше, ребенок узнает, что есть мужество не только физическое, но и еще более трудное - внутреннее, духовное. Мужество не согласиться, мужество заступиться, мужество пойти против толпы. Другие главы рассматривают такие темы, как искренность, терпение, строительство и разрушение.

Дети постарше изучают такие непривычные для нас тексты, как «Дисциплина», «Отношение к еде», «Как учиться?», «Как развивать свое тело» - а рядом с ними и совсем уже серьезные темы: «Идеал», «Смерть» и т.д. Учитель не тратит время урока на изложение темы, его дело - завязать и направить дискуссию, вовлечь в нее всех - и разве не учится при этом педагог у своих собственных учеников?

В школе царит атмосфера свободы. Это совсем не так: свобода здесь вполне управляемая, хотя, конечно, ни о какой палочной дисциплине и речи быть не может. Дискуссии и споры заканчиваются жесткими экзаменами два раза в учебном году, кроме того, в конце месяца проводятся тесты. Ежемесячно на общем собрании выдают сертификат лучшим ученикам и особые «карточки успехов» тем, кто улучшил за этот месяц свои отметки.

И вот здесь необходимо остановиться на одном моменте, который имеет принципиальное значение. «Карточка успехов» выдается (под аплодисменты всей школы) не тому, кто обошел других, а тому, кто превзошел свои собственные результаты прошлого раза. Не тому, кто «лучше всех», а тому, кто стал лучше самого себя. Каждый ребенок соревнуется не с зубрилой -- соседом по парте, а с самим собой прошлого месяца. И пусть другой ученик получил две «карточки успеха», а ваш ребенок только одну, но он поднялся над самим собой вчерашним!

И с этим связано еще одно, очень тонкое обстоятельство: всем родителям раз в два месяца рассылается информация об успехах их ребенка, причем -- только положительная! Чтобы ребенок гордился своим табелем, а не стыдился его. От родителей ждут помощи, чтобы не получилось так, что они сдали ребенка, а дальше отдувается только школа. Специальные педагогические бюллетени, которые рассылают родителям, таким образом незаметно воспитывают и их. Родителей приглашают в школу, и они рассказывают детям о своих профессиях. Если у них проблемы, то по субботам (день не учебный) они приходят к учителям и беседуют с ними без детей и без директрисы.

Кстати, еще одна деталь. В каждом из двух зданий школы есть, помимо ведущ их уроки педагогов, еще по два учителя -- один из них всегда сидит в кабинете и готов ответить на любые организационные вопросы, а другой ходит по этажам, чтобы прийти на помощь, если потребуется -- вдруг у кого-то из учеников заболит голова или живот...

По субботам собираются все учителя, слушают лекции, обсуждают события в школе и стране, говорят о «Правилах поведения» -- не учащихся, а учителей! Вот некоторые из этих правил для учителей:

- «Никогда не требуйте от других того, что вы не делаете сами».

- «Никогда не говорите ребенку -- это тебе пока нельзя, вот вырастешь, тогда...».

- «Школа -- семья, страна -- семья, человечество -- семья».

А вот еще один очень важный момент: даже когда директрисе приходится вызывать «на ковер» нашкодившего школьника, она обязательно улыбается ему и -- самое главное, -- он разговаривает с ней сидя! Ни в коем случае нельзя унижать ребенка, нельзя заставлять его стоять перед директорским столом, -- это правило соблюдается неукоснительно.

И последнее, самое трогательное, открывающее всю тонкость индийской души. В школе принята форма, и за ношением ее строго следят (другое дело, что в отличие от наших школ, у них есть свой портной, и поэтому их форменные платья не похожи на безразмерные балахоны). Прийти на занятия (кроме дополнительных в субботу) не в форме - немыслимо. И только один раз в году каждый ученик приходит в обычной, не форменной одежде. Это происходит в его собственный день рожденья. И он идет по коридорам, и все поздравляют его: ведь школа - это большая семья. Как вся Индия. И как все человечество» .

Вот так живет и работает в Индии совершенно новая школа - школа духовности, школа жизни. Собранный по крупицам, отсеянный веками, ее опыт вполне может быть адаптирован к нашим условиям и нашим традициям. Если мы хотим, чтобы новое тысячелетие стало тысячелетием терпимости и над религиозной духовности, воспитатели обязаны помочь ребенку стать тем, кем его изначально задумала природа: гражданином Земли, соединяющим в себе макро- и микрокосмос.

«Если вы хотите найти Бога, то служите Человеку», -- так сказано в Ведах...