Занятие на тему " история возникновения оригами". История возникновения искусства оригами Происхождение оригами

Оригами - искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания листа бумаги. Родиной оригами считается Япония - Страна восходящего солнца. Но несмотря на то, что оригами является культурным наследием японского народа, начало оно берет в другой восточной стране - Китае, где была изобретена технология изготовления бумаги.

Поначалу бумага использовалась только для письма, затем ее применение расширилось: на ней стали рисовать, складывать из нее фигурки.

Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем вместе со странствующими китайскими монахами стали «путешествовать» и некоторые тайны.

И в VII веке буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, научил японских монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили массовое производство бумаги, намного обогнав Китай. Слово «оригами» состой из двух иероглифов, которыми обозначают слова «бумага» и «складывание». Это искусство - оригами - стало неотъемлемой частью японской культуры.

Согласно японским традициям, в бумажных моделях ценился не столько реализм в передаче форм птиц, животных или цветов, сколько ощущение духа, присущего тому или иному созданию природы. Это ощущение передавалось с помощью всего нескольких складок на листе бумаги. В качестве основы оригами выбран квадрат, и это не случайно. В Древней Японии он считался воплощением мира, находящимся под куполом неба. Именно квадрат способен бесконечно меняться и преобразовываться, воссоздавая множество новых форм.

С этим связан и строжайший запрет разрезать квадрат в процессе складывания фигурки, чтобы не нарушить целостности мира. Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Искусство существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения.

Количество фигурок было невелико. Но приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать его, тщательно шлифовались. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции создания из плоского листа различных фигурок.

Так было, например, в Северной Африке или Латинской Америке. Но именно Япония подарила миру искусство оригами. Взрыв популярности оригами произошел после Второй мировой войны благодаря Акиро Иошидзава, который решил посвятить себя развитию этого искусства. Именно он создал то, что сегодня называется «оригамная азбука».

Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют ори-гамную азбуку Акиро Иошид-завы.

Сейчас оригами популярно во всем мире . Оно перестало быть просто искусством. Оригами - великолепный способ снятия стресса, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.

В детстве простые бумажные поделки приводили нас в восторг. Бумажные самолетики, кораблики, хлопушки прочно осели в наших детских воспоминаниях. Удивительно, насколько детей радуют простые вещи, несмотря на то, что подрастающее поколение удивить уже ничем не возможно. Компьютерные игры, машинки и самолетики на пульте управления уже не будоражат их воображение. И как радуется ребенок, когда запускают в небо бумажный самолет! Потому что сделал его сам!

"Сложение бумаги" – целое искусство. История происхождения оригами уходит своими корнями в глубокое прошлое. Знакомство с ним следует начать с древнего Китая, где начиная со 105 года н.э. появились первые предпосылки для возникновения оригами. В этом году чиновник Цай Лунь официально доложил императору о том, что создана технология производства бумаги. Многое годы создание белого листа хранилось в строжайшей тайне. Но постепенно тайна стала путешествовать в Японию вместе с китайскими монахами. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов делать бумагу по китайской технологии. В Японии быстро наладили производство бумаги, которое во многом обогнало Китай.

История возникновения оригами - искусства складывать из квадратного листа без помощи ножниц любые фигурки, начинается в Японии. Самые первые листочки бумаги, сложенные в фигурки, появились сначала в монастырях. В японском языке "Бог" и "бумага" звучат одинаково. Поэтому, такие фигурки из бумаги имели символическое значение. Ими украшали храмы, они участвовали в религиозных церемониях, их помещали на жертвенный костер. История оригами сохранила нам первые бумажные фигурки - коробочки "санбо", куда японцы складывали кусочки овощей и рыбы для жертвоприношений. Это не было настоящим искусством. Это был просто лист бумаги, отмеченный именем бога и стоящий по тем временам не малых денег.

История появления оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора в периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.). Придворные монахи были обязательно обучены "искусству складывать". Многие семьи использовали оригами как герб. Затем началось массовое производство бумаги, цены на нее упали, и оригами проникло в быт дворянства. Именно тогда появилось искусство самураев. Знание оригами стало признаком образованности и хороших манер. Записки, сложенные в форме бабочки, цветка или журавля были символом дружбы и любви. Они выражали то, чего порой не скажешь словами. Иногда записку сворачивали таким образом, что только посвященный мог ее развернуть. Признаком хорошего тона считалось, когда дворянин мог развлечь свою даму на балу умением складывать бумажные фигурки. Оригами использовали для украшения дома, на свадьбах или праздничных шествиях. Многие семьи использовали оригами как герб.

В периоды Адзути – Момояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами было обычным способом времяпровождения. Изобретаются новые фигурки и среди них знаменитый японский журавлик - символ счастья и долголетия. Считалось, что если больной сложит тысячу журавлей из бумаги, то все его болезни пройдут.

Во второй половине XIX века история развития оригами выходит на европейский уровень. Европейцы познакомились с японскими бумажными фигурками: цветком риса, рыбой, лягушкой, журавликом. История оригами из бумаги относится не только к Японии. Испанцы, например, самостоятельно додумались смастерить некоторые бумажные фигурки. Среди них выделяются испанские птички – "пахариты". В странах Южной Америки распространилась "испанская школа" . В ней выделяется имя Мигуеля Уманумо, который является создателем множества фигурок. Он даже выпустил две книги по оригами. Во Франции оригами появилось на сцене. Чистый лист бумаги в руках фокусника превращался в птичку с машущими крыльями. История возникновения оригами в России до конца не исследована, но известно, что оригами было одним из любимых детских занятий. Из-за дороговизны бумаги, история оригами шла очень медленными шагами навстречу своему дальнейшему развитию. Вместо бумаги складывали ткань, например воротники, чепцы, чаще головные уборы, которые носили горничные, монахи, сестры милосердия.

Стоит отметить имена известных людей, любителей оригами, из рук которых вышло множество замечательных бумажных фигурок. Это Леонардо да Винчи, Льюис Кэррол, Гудини. Известно, что Лев Толстой большой знаток оригами.

Настоящая история создания оригами началась после Второй мировой войны благодаря деятельности Акиры Йошизавы. История происхождения оригами связана с именем этого всемирно признанного мастера. Во время войны он был служащим военного завода и мечтал заняться оригами профессионально. После войны, перенеся голод и нищету Акира Йошизава изобрел сотни потрясающих фигурок. Он доказал, что искусство может быть авторским и изобрел условные знаки складывания, которые можно представить в виде рисунков - чертежей. Таким образом, на бумаге был зафиксирован процесс складывания определенных фигур. Навыки игры можно было фиксировать и передавать другим людям. В любом профессиональном издании книги по оригами можно найти описание этих знаков.

История возникновения модульного оригами относится опять же к Японии. Техника складывания такого вида оригами использует несколько листов бумаги. Каждый лист складывается в отдельный модуль, а затем модули соединяются между собой, путем складывания их друг в друга. Это сложный, но очень красивый вид оригами. История модульного оригами частично отражена в книге "Ranma Zushiki" Хаято Охоко в 1734 году. В ней содержится гравюра, которая изображает группу традиционных моделей оригами. Одна из таких моделей - куб. Он показан в двух ракурсах, а в пояснении назван "сундуком волшебного сокровища". История модульного оригами отмечена в книге Исао Хонда "Мир Оригами", где также упоминается модель куба, но называется эта модель "Кубической коробкой". Примечательны модели китайского модульного оригами - лотос и пагода.

История развития оригами продолжается до сих пор.

Взято с http://www.vlasta-idea.ru/articles/istoriya_origami.htm

22Июн

Что такое Оригами

Оригами – это общий термин, который используется для описания ремесел, связанных со складыванием из бумаги различных фигур. Простыми словами: Оригами — это искусство складывания бумаги.

Происхождение слова Оригами.

Хотя искусство складывания бумаги нельзя назвать исключительно японским, само слово «ОРИГАМИ» пришло к нам именно из страны восходящего солнца. Буквально оно состоит из двух частей, это «ORI», что значит «складывать» и «KAMI» — бумага. Исследователи не могут утверждать точно, когда именно возникло данное слово, но вероятней всего, это случилось в тот момент, когда приблизительно в 600 году нашей эры из Китая в Японию была доставлена бумага.

История Оригами.

Прежде чем приступить к краткой истории данного искусства, давайте сразу же проясним такой важный факт, как место его возникновения. Дело в том, что хоть при упоминании термина «оригами», многие сразу же представляют себе Японию, само искусство изготовления фигур из бумаги, скорее всего имеет более древнее и не японское происхождение. По этому поводу не существует единогласного мнения, так как подобные виды творчества проявлялись в разных регионах и в разные периоды времени. К примеру, в Древнем Египте создавали фигурки из , который своим появлением значительно опередил бумагу.

Тем не менее, так как термин «оригами» подразумевает наличие бумаги, то нам следует перенестись в период ее изобретения, а именно в Китай в 105-ый год нашей эры. Для справки, ее изобрел китайский сановник династии Хань, по имени Цай Лунь. Так вот, когда бумага была уже относительно распространена в Китае, но секрет ее изготовления еще не покидал границ страны, зародились различные способы ее складывания и вырезания. В основном данные поделки использовались в различных религиозных целях. Из этого можно сделать вывод, что «оригами» как форма декоративного искусства придания формы бумаге, имеет именно китайские корни.

«Так почему же, оригами принято считать именно японским искусством? » — спросите вы. Ответ будет весьма простым. Дело в том, что после того, как бумага была завезена в Японию, именно там техника складывания бумаги получила широкое распространение и развитие. Для японцев, искусство оригами стало настоящей философией, вмещающей в себя множество легенд и суеверий.

Оригами – журавль.

Самой известной фигуркой оригами является – журавль. Он стал международным символом мира. В Японии практически каждый ребенок умет создавать бумажных журавлей.

Своей популярностью данная форма обязана книге Элеанор Коэр — «Садако и 1000 бумажных журавлей». В этой книге, рассказывается история молодой девушки, которая была подвергнута воздействию радиации от атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму. Несколько лет спустя у нее развилась лейкемия. Когда Садако лежала в больнице, навещавшая ее подруга рассказала ей легенду о том, что если человек сделает 1000 бумажных журавлей, то он поправится от недуга. Корни легенды лежали в древнем веровании японцев о том, что журавль символизирует счастье, здоровье и долголетие. Услышав эту историю, девушка твердо решила сделать 1000 бумажных журавликов.

Подруга обучила Садако технике их изготовления, и в итоге у нее уже имелся один журавль. Оставалось сложить еще 999. Медперсонал и посетители, узнав о задумке девушки, и о ее твердой вере в результат, помогали с материалами для фигурок. В ход шло абсолютно все, от оберток до медицинских журналов и рентгеновской пленки. Работа была очень изнурительной для ослабленной болезнью девочки, но она продолжала.

О японском искусстве оригами.

Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Это занятие уходит корнями в глубокую древность. «Японские хроники» («Нихонги») утверждают, что оригами возникло в 610 г. н. э. Из Китая в Японию пришел секрет изготовления бумаги.

Сначала ее делали из коконов шелкопряда, проваривая их, перетирая и высушивая на циновках. В результате получался тонкий шелковистый слой, который после отглаживания превращался в бумагу. Однако коконы шелкопряда были очень дороги, и их заменили дешевым сырьем: древесной корой, стеблями бамбука, тряпьем и т. д.

Таким образом создавался уникальный материал, который можно было складывать, и при этом он прекрасно сохранял форму сложенной фигурки. Старинный способ изготовления бумаги процветает я Японии до сих пор. Рядом с огромными заводами, производящими бумагу по современным технологиям, есть и маленькие мастерские, в которых изготавливают по древним рецептам дорогую, элитную бумагу.

«Ори ками» в переводе с японского – сложенная бумага или сложенное божество. Это искусство использовалось в ритуальных обрядах, и до сих пор считается отчасти сакральным. Складывая фигурку, вы вкладываете в нее вашу энергию, волю, желание, чувство. Даря ее, вы преподносите часть себя. Сложенная из бумаги Пахарита приносит удачу, а тысяча журавликов оригами способны исполнить желание сложившего их. Кусудама, подвешенная над кроватью, будет бережно хранить сон того, ради кого она была сделана. Поверьте в волшебство оригами, и ваши поделки не только украсят дом, но и принесут в него счастье и благополучие.

Оригами бывает различным. Классическое оригами предполагает изготовление фигурки из квадрата без ножниц и клея. Модульное оригами – искусство создавать сложные композиции из множества отдельно изготовленных модулей; в модульном оригами может использоваться клей для скрепления деталей, но это не обязательно. В простом оригами используются только складки «долиной» и «горой» и нет сложных элементов; этот вид разработан для неопытных оригамистов.

В оригами используется складывание по развертке и мокрое складывание. Первое предполагает изготовление поделки без схем. На рисунке обозначаются все складки будущей модели, по ним нужно осторожно и правильно сложить фигурку. Есть также способ, когда сначала схемами дается объяснение, как и в каком порядке следует делать сгибы бумаги, потом лист бумаги полностью разворачивается, и сворачивается в уже готовую модель. Это довольно сложно, и под силу только опытным оригамистам. Мокрое складывание было разработано японцем Акирой Ёсидзавой. Он использовал влажную бумагу для придания плавности линий и выразительности фигуркам.

Искусство мокрого складывания очень сложное, и не каждый оригамист в состоянии сделать фигурку, для изготовления которой используется этот прием. Оригами вообще требует внимательности и аккуратности, но мокрое складывание нуждается в нем вдвойне. Неправильно сделанный прогиб, слишком сильное надавливание на фигурку могут вместо придания объема безнадежно ее испортить.

Для чего же нужно оригами?

С помощью оригами вы можете создавать разнообразные поделки и композиции. В России проводятся выставки авторских поделок и композиций оригами, фантазия их создателей зачастую просто неисчерпаема. Поделки оригами – прекрасный подарок, особенно если они сделаны с душой. Однажды своему хорошему другу на юбилей мы подарили огромное панно из тысячи журавликов оригами. Считается, что такое панно приносит исполнение желаний и удачу. Это действительно внушительный и уникальный подарок, которому одариваемый был очень рад.

Оригами замечательно подходит для украшения дома. Приобретите качественную цветную бумагу, которая не выгорит на солнце, потренируйтесь на обычных листах и приступайте! Ко дню Святого Валентина или свадьбе можно сделать множество разнообразных сердечек, к Новому году – елочных украшений и снежинок, созданных из модулей и кусудам. Кусудамы, кстати, могут украшать дом круглый год и подходят для любого праздника. Можно создать уникальные композиции, абажуры, цветы и вазы, шкатулки, рамочки для фотографий и еще огромное множество различный полезных и красивых вещей.

Оригами очень полезно для детей. Дети быстро запоминают не только условные обозначения и базовые фигуры, но и целые схемы. Оригами прекрасно развивает мелкую моторику пальцев, память, внимательность, аккуратность, пространственное мышление ребенка.

Я преподавала оригами в детском саду – это занятие замечательно сближает детей (все они готовы помочь друг другу и показать, как именно делается то или иное действие), ребята увлеченно складывают поделки и уже через 5-7 занятий могут без моей помощи разобраться в схемах. Стремление сделать игрушку как можно лучше воспитывает в детях внимательность, аккуратность и четкость исполнения действий по схемам.

Изредка можно устраивать выставки детских работ – они создают прекрасные композиции. Кроме того, ребенку приятно сознавать, что эту игрушку он сделал сам, они с радостью хвастаются перед родителями созданными поделками и с удовольствием изучают новые, все более сложные схемы.

Оригами подходит как взрослым, так и детям. Однажды покоренные этим искусством, вы уже не сможете быть к нему равнодушны.

Анна: Анна Привалова

Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.


Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.

Примеры

Кусудама

Одним из наиболее часто встречающихся объектов является кусудама — объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. В древности японцы использовали сложенные из бумаги кусудамы для лечения больных, складывая внутрь лечебные травы и подвешивая кусудаму над постелью больного. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник (чаще всего куб, додекаэдр или икосаэдр). Несколько реже (в силу большей сложности и трудоёмкости изготовления) за основу берётся полуправильный многогранник. Составные части кусудамы не встраиваются друг в друга, а зачастую склеиваются или даже просто сшиваются вместе ниткой. Сейчас кусудамой иногда называют любой объект модульного оригами шарообразной формы.

Модуль Сонобе

Мицунобу Сонобе разработал систему модульного оригами, позволяющую сконструировать практически любую трёхмерную фигуру. Её основой служит модуль Сонобе (или его разновидности) — параллелограмм, имеющий два кармана для соединения с другими параллелограммами.

История

Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых — модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «таматэбако» или «сундук волшебного сокровища».

В книге Исао Хонда "Мир Оригами« , опубликованной в 1965 году, по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является кусудама.

Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из «бумаги счастья», а также пагода.

Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Примечания

  1. Japan Publications ISBN 0-87040-383-4

Литература

  • Ник Робинсон Оригами для чайников. Как сделать оригами. Схемы и модели из бумаги для детей и взрослых = Origami Kit For Dummies. — М .: «Диалектика», 2010. — С. 256. — ISBN 978-5-8459-1688-4
  • Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009. ISBN 978-5-8112-3465-3

Ссылки

В истории происхождения оригами многое до сих пор остается неясным. Часть историков утверждает, что искусство оригами впервые появилось в Китае, непосредственно связывая его с появлением бумаги. Однако, доказательств в пользу того, что китайцы использовали бумагу, чтобы складывать из нее фигурки, не найдено. Другие ученые утверждают, что оригами проистекает из Японии и, что еще до появления бумаги, японцы складывали фигурки из ткани и других материалов. Так или иначе, именно в Японии, благодаря ее культурным особенностям, стремлению увидеть красоту, скрытую в каждой вещи, оригами получило широкое распространение.

Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э.. Тогда же император Хен Сюай издает специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма бумагу. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги в течение 500 лет. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу под страхом смертной казни. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, и раскрывает секрет бумагоделия. Спустя столетие японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первые оригами появляются в синтоистских храмах. Жители Японии придают бумаге особое значение и наделяют ее большой ценностью. Бумага изготовляется из дерева, а вырубать деревья японцам строго-настрого запретили предки. У синтоистов принято верить, что в каждом предмете и явлении живет «ками» — маленькое божество. Оно поселяется и в бумажных фигурках, которые используются при совершении ритуалов и обрядов. По сей день жители Японии складывают «ката-сиро» — восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; бумажные амулеты «гофу»; и «нагаси-бина» — мужчину и женщину в кимоно, как символ семейной гармонии.

В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333–1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократии и придворным предписывается обладать определенными навыками в искусстве складывания. Японцы использовали бумажные фигурки для того, чтобы передать то или иное послание другому человеку. Например, записки, сложенные в форме бабочки, журавля или цветка были символом дружбы и доброго пожелания. Уроки оригами становятся обязательными при обучении самураев. Листы бумаги, на которых написано послание, складываются в причудливые фигуры. Только человек, владеющий искусством оригами, может аккуратно развернуть и прочитать послание, не предназначенное для посторонних глаз.

Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В периоды Адзути-Момояна (1573—1603гг.) и Эдо (1603—1867гг.) бумага перестает быть предметом роскоши и оригами начинает распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста — четыреста лет назад, изобретается ряд фигур, которым суждено было стать классическими. Среди них и японский журавлик «цуру» — традиционный японский символ счастья и долголетия, а теперь и международный символ свободы и мира.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Первым японским изданием по оригами считается книга «Сенбадзуру ориката», которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия «как сложить тысячу журавлей» указывает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели — журавлика в самых разнообразных ее вариациях. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами — превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг.

Новый этап в развитии оригами относится ко второй половине XX века и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Акиро Йошизава работал на машиностроительной фабрике, где помимо основной работы, ему поручили учить новичков читать чертежи. При этом он начал активно использовать оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызывали неподдельный интерес и Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании.

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новый поворот в истории оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны. Среди детей, страдающих от последствий облучения и обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни — журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. Волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом — бумажными журавликами.

Движение «1000 журавликов» вызвало интерес к оригами по всему миру: стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов; каждый год проводятся выставки и конференции.

Неосторожно будет утверждать, что искусство складывания бумажных фигур был незнакомо европейским странам до середины XX века. В связи с этим, особо следует упомянуть об истории развития складывания в Испании, которая может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички — «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения — название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки — «различные другие пахариты».

1 Мастер-класс «Модульное оригами» Работа выполнена Учителем МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского р-на Григорьевой Лилией Николаевной

2 Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по модульному оригами. Задачи: 1. Рассмотреть оригами как вид декоративно- прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2. Изготовить образцы изделий в технике модульное оригами. 3. Значение оригами для развития ребенка. Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по модульному оригами. Задачи: 1. Рассмотреть оригами как вид декоративно- прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2. Изготовить образцы изделий в технике модульное оригами. 3. Значение оригами для развития ребенка.

3 Изделия из модульного оригами

4 Изделия из модульного оригами:

5 История возникновения традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. (слайд) Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте — оригами. Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями». Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели — благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это — абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами.

6 Модульное оригами- техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль, создавая объёмную фигуру Фигурка собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль, по правилам классического оригами, складывается из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль, создавая объёмную фигуру Фигурка собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль, по правилам классического оригами, складывается из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

7 . Инструкция по складыванию представлена в виде пошаговой схемы. Бумага Бумагу можно использовать: обычную белую офисную, цветную одностороннюю, цветную двустороннюю. Лист бумаги делится на 18 или 32 прямоугольника. Лучше всего резать бумагу канцелярским ножом (складывать пополам и разрезать ножом, снова складывать и разрезать и т.д.). Итак, начнём! Бумага Бумагу можно использовать: обычную белую офисную, цветную одностороннюю, цветную двустороннюю. Лист бумаги делится на 18 или 32 прямоугольника. Лучше всего резать бумагу канцелярским ножом (складывать пополам и разрезать ножом, снова складывать и разрезать и т.д.). Итак, начнём!

8 Схема складывания модулей Как сложить треугольный модуль Берём лист формата А-4 и складываем его по-полам. Следующим действием, мы полученную полоску складываем ещё вдвоё, с права на лево. это нам нужно для того что бы наметить центр. После этого, нужно разогнуть и согнуть края к центру. (как крылья самолётика который мы пускали в детстве))) После разреза бумаги у нас получаться вот такие прямоугольники: Как сложить треугольный модуль Берём лист формата А-4 и складываем его по-полам. Следующим действием, мы полученную полоску складываем ещё вдвоё, с права на лево. это нам нужно для того что бы наметить центр. После этого, нужно разогнуть и согнуть края к центру. (как крылья самолётика который мы пускали в детстве))) После разреза бумаги у нас получаться вот такие прямоугольники:

9 Продолжение схемы Замечаем что края наших «крыльев» немного выступают. Вот это нам и нужно Теперь мы их загибаем вверх Следующим шагом нужно завернуть углы за основной треугольник как показано на фото.Потом просто перегибаем эту полосочку После этого полученный треугольник сгибаем по полам И вот наш модуль готов! У него имеются два уголка и два кармашки, в которые вставляются уголки следующего модуля Удачи!!! Замечаем что края наших «крыльев» немного выступают. Вот это нам и нужно Теперь мы их загибаем вверх Следующим шагом нужно завернуть углы за основной треугольник как показано на фото.Потом просто перегибаем эту полосочку После этого полученный треугольник сгибаем по полам И вот наш модуль готов! У него имеются два уголка и два кармашки, в которые вставляются уголки следующего модуля Удачи!!!

10 Значение оригами для развития ребенка: — учит детей различным приемам работы с бумагой; — знакомит детей с основными геометрическими понятиями; — стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; — развивает мелкую моторику рук и глазомер; — помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; — развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; — способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; — совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей. — учит детей различным приемам работы с бумагой; — знакомит детей с основными геометрическими понятиями; — стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; — развивает мелкую моторику рук и глазомер; — помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; — развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; — способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; — совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.