Занятие конструирование в подготовительной группе по фгос. Конструирование в подготовительной группе детского сада. Конструирование из деталей конструктора

Конструирование для детей - достаточно сложный вид занятий в ДОУ, имеющий черты сходства с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых, но это не мешает ему быть увлекательным и развивать ряд полезных навыков и умений. В подготовительной группе детского сада открываются практически неограниченные возможности для использования всевозможных техник и материалов при проведении занятий по конструированию.

Теоретические аспекты обучения конструированию в подготовительной группе

Под детским конструированием понимается деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт из различных материалов (бумаги, пластилина, конструктора и др.) игровые поделки (постройки).

Различные материалы представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру.

А.С. Макаренко

Основной задачей обучения в подготовительной группе является подготовка к школе. Дети уже многое знают и умеют, поэтому сейчас важно научить их применять свои знания и планировать. Если в младших группах воспитатель ставил перед малышами задачу, рассказывал, какие действия следует производить, чтобы её решить, заготавливал элементы для поделки, то ребятам из подготовительной группы даётся больше свободы для творчества.

Ребенок 6 лет уже может сам придумать, что он будет делать, составить план и действовать по нему, чтобы воплотить задуманное. Задача воспитателя заключается в помощи ребенку. Старшему дошкольнику не нужно говорить: «Ты должен сделать так». Нужно побуждать детей размышлять, поэтому лучше предложить: «Давай подумаем, как это можно сделать».

Педагог должен контролировать весь процесс, показывать и объяснять новые техники, подсказывать что непонятно ребёнку. Но делать это так, чтобы дети чувствовали свою ответственность и самостоятельность. Хорошим решением является передача поделок в младшие группы для применения в качестве пособий или дидактических материалов. В этом случае у ребёнка появляется не только чувство удовлетворения от удачно сделанной поделки, но и гордость за свой труд, осознание того, что эта вещь важна, нужна и может кому-то послужить.

Как научить старшего дошкольника составлять план

Легче всего научить детей планированию, используя строительные материалы: кубики, строительные наборы, конструкторы, лего-конструкторы. Строить по простому плану, составленному воспитателем, дети пробуют ещё в младших группах, со временем задача усложняется. Теперь пришло время составлять планы самостоятельно.

В подготовительной группе дети должны научиться составлять план и действовать по нему

Легче всего обучение планированию проходит, если использовать метод от обратного. То есть воспитатель строит какую-то модель. Затем дети рисуют план этой модели (на фото). После этого воспитатель предлагает им самим придумать свой план, нарисовать его на бумаге и построить задуманное. Начинать нужно постепенно, используя принцип «от простого к сложному». Сначала используется ограниченное количество деталей, а в конце можно построить целый дворец.

При строительстве по готовому плану нужно переходить к сложным схемам. Воспитатель предлагает ребятам работать по и объёмным, сделанным в разных ракурсах планам, причём лучше, чтобы они были не цветные. Это поможет детям развить способность додумывать, какие детали нужно использовать, хотя их и не видно на рисунке.

Если в младших группах дети создавали из кубиков и строительных наборов, помимо домиков, различную мебель, заборчики и дорожки, то сейчас можно переходить к сложным моделям кораблей, самолётов, машин и т. д.

Фотогалерея: примерные планы для строительства по темам «Здания», «Мосты»

Ребятам из подготовительной группы уже под силу конструирование сложных объектов Однотонные схемы оставляют простор для развития воображения детей При строительстве моста важна его устойчивость Дети в подготовительной группе должны уметь строить и такие сложные здания

Фотогалерея: схемы и примеры готовых работ по темам «Корабли», «Машины», «Летательные аппараты», «Космический корабль»

Воспитатель может предложить детям построить корабль по этому плану Машины тоже можно делать по схемам Из деревянных строительных наборов можно строить различные фигуры Из строительного набора можно построить разноцветный поезд Из пластмассового конструктора можно построить космический корабль Самолёт из строительных модулей получается довольно объёмным Из конструктора LEGO получается отличный вертолёт

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по направлению познавательно -

речевого развития воспитанников

№ 19 «Лучик»

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе

"Замок для Кубарика" (из цикла "Исторические сказки")

Подготовила и провела

Воспитатель: Куракина Т.Ю.

г. Саров

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе "Замок для Кубарика" (из цикла "Исторические сказки")

Программное содержание:

Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке;

Учить преобразовывать образец в соответствии с условиями;

Активизировать поисковую деятельность детей;

Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу.

Активизация словаря:

сторожевая башня,

смотровая площадка,

замковая архитектура,

романский стиль.

Ход занятия

Педагог предлагает детям послушать историю про знакомого мальчика, который однажды приехал в гости к своим родственникам в другой город:

Отправился мой знакомый искать “Детский парк”. Сначала он шел по прямой дороге, потом перешел улицу и свернул за угол. Увидев перекресток, он повернул налево и поднялся по ступенькам близлежащего дома. Затем спустился под гору и оказался на соседней улице, которая привела его в тупик. Одним словом, мой приятель заблудился и потерялся. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, потому что у него не было определенного плана следования.

Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте очутиться,
Нужен очень четкий план!
А в нужном месте…
Нам с кем- то встреча обеспечена,
В плане все отмечено
Точно, безупречно, пунктиром.

С кем встреча обеспечена, мы узнаем, определив по планам (раздаются планы: у каждого ребенка свой персональный маршрут, но все собираются в одной точке).

Дети ищут и находят Кубарика (персонаж, который всегда “живет” в кабинете конструирования).

Кубарик :

“Здравствуйте, ребята!
Я ваш друг!
Научу вас видеть все вокруг.
У меня есть куб, цилиндр, шарик,
А зовут меня Кубарик!”

Педагог : “Как же так, мы видим только то, что перед нами, а Кубарик утверждает, что можно видеть все вокруг? Можно ли видеть все? (можно представить; можно догадаться; можно вообразить, пофантазировать. А если видел раньше, то- вспомнить.) Действительно, можно “видеть” со всех сторон. Но вот наши гости (игрушки) запутались и не могут найти, кто какую картину нарисовал. (Дети соотносят рисунки с изображением лошадки – вид прямо, вид сзади, вид слева, вид справа, - с положением игрушки и определяют где чей.)”

Кубарик : “Я же говорил, что можно “видеть” предметы со всех сторон. Я вас хочу попросить построить замок. Но не со всех сторон, а только фасад”.

Педагог: “Дети, что за сооружение – замок?” (Это укрепленное, мощное жилище рыцаря. Строилось на возвышенности, окружалось валами, рвами, стенами.)

Педагог : “Посмотрите на этот замок. Из каких частей он состоит? (центральной, боковых, фундамента)”

Что по величине больше? Какого размера центральная часть? Боковые? Из каких деталей построен фундамент? Из каких стены, перекрытия, украшения?

Кубарик : “Я попрошу построить замок по моим условиям:

для богатырей;

для отдыха;

для защиты от противников;

для нескольких семей с несколькими входами.

Педагог : “Сегодня Контролера будем выбирать по считалке”.

Ребенок :

“На златом крыльце сидели куб, квадрат, параллелепипед,
Конус, призма и цилиндр,
Кто из круга первым выйдет,
Водит только он один”.

Дети располагаются за столами.

Педагог : “Предлагаю вам несколько минут подумать о том, какой замок вы будете строить”.

Затем дети при помощи шаблонов чертят фасад своего замка.

Педагог : “До кого дотронусь волшебной указкой, тот обязательно сможет придумать свой собственный и неповторимый замок”.

Начертив, дети приступают к работе. По окончании строительства дается следующее задание – начертить схему “вид сбоку” и “вид сверху”. Контроллер обходит и исправляет красным карандашом неточности.

Педагог : “Предлагаю создать из всех замков архитектурный ансамбль”.

Занятие по конструированию в старшей группе. Мосты

Цель:

Дать детям представление о мостах, их назначении, строений; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстраций; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Задача:

Учить договариваться и делать дело сообща.

Материал:

Строительные наборы, машинки, фигурки из под киндер-яиц.

Ход работы:

Соединить два стола и разложить на них «реку» (полоска голубой ленты замкнутую кольцом). В центре кольца «реки» парк - отдыха. За «рекой» находятся жители-куклы.

Воспитатель:- Как попасть куклам в парк?

Дети - Нужно построить мост.

Воспитатель:- Правильно. Кто скажет, а у нас в городе есть мосты?

Дети: Да, по улице Красной.

Воспитатель: - Вы заметили, что мост разделён на две части, одна для пешеходов, а другая для транспорта.

Воспитатель:- А другие мосты бывают?

Дети: Да.

Воспитатель:- Мосты бывают отдельные для пешехода- это пешеходный.

Бывают для транспорта - это автомобильный.

Бывают для поездов - это железнодорожный.

Воспитатель:- Маша, для пешехода как называется мост?

Ребёнок. Маша: Для пешехода мост называется пешеходный.

Воспитатель:- Илья, как называется мост для транспорта?

Ребёнок. Илья: Мост для транспорта называется - автомобильным.

Воспитатель:- Олег, как называется мост для поездов?

Ребёнок. Олег: Мост для поездов называется – железнодорожным.

Воспитатель:- Я предлагаю посмотреть фотографии разных мостов.

(Просмотр слайдов на ДВД) .

Воспитатель:- Мы с вами узнали, какие бывают мосты. А сейчас предлагаю стать строителями и построить мост через нашу речку.

(Подходят к столу с «речкой» и парком) .

Воспитатель: - Мосты разные, но у всех есть основание в виде столбов и перекрытие, есть у некоторых перила, украшение.

Сейчас я покажу, как построить автомобильный мост.

Воспитатель: - Какой строительный материал возьмём для основания?

Дети: Бруски, арки, кирпичики.

Воспитатель: - Я возьму два коротких бруска. Положу их параллельно друг другу (показывает, как нужно) Что теперь мне взять?

Дети: Перекрытие.

Воспитатель: - Я возьму для перекрытия четыре длинных бруска. Ложем их поперёк нашего основания и плотно приложим их друг к другу. (подсказывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как же нашим машинам въехать на мост?

Давайте возьмём и положим две широкие пластины в начале и в конце моста. (показывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как вы думаете, наши машины смогут безопасно проехать по мосту?

(воспитатель прокатывает игрушечную машину по мосту. И машина останавливается около края моста. Машина может упасть с моста)

Дети: Нет.

Воспитатель: - Для безопасности дорожного движения нам нужно построить ограждения. Мы берём два длинных бруска. И ложем слева и справа от проезжей части моста (показывает)

Воспитатель: - Это мы построили автомобильный мост. А теперь предлагаю построить пешеходный мост.

Воспитатель: - Что возьмём для основания моста?

Дети: Мы возьмём две маленьких арки.

Воспитатель: - Две арки поставим параллельно друг другу.

Что мы возьмём для перекрытия?

Дети: Мы возьмём два коротких бруска и положим их на арки, плотно друг другу.

Воспитатель: - А как же пешеходам подняться на мост?

Дети: Возьмём две узкие пластины и положим в начале и в конце.

Воспитатель: - А как вы думаете, перила нужны?

Дети: Да. Мы возьмём шесть кирпичиков и поставим по бокам.

Воспитатель: - Вот получился у нас мост пешеходный и автомобильный.

А сейчас предлагаю разбиться на пары, договориться и построить свои мосты.

(Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят мосты.)

Анализ: Обратить внимание на значение моста (автомобильный или пешеходный)

На ширину (узкий или широкий). На детали, из которых

построены (перекрытие ограждение) .

Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа

по теме «Подводный мир»


Описание материала: предлагаю вам сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Подводный мир». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это сценарий НОД по художественному конструированию, направлен на расширение знаний о подводном мире, его обитателях, его многообразии, на развитие художественно-эстетического восприятия.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
Систематизировать представления и знания детей о подводном мире, многообразии растений и обитателей подводного мира.
Образовательные:
выделять и характеризовать существенные признаки объектов, составляющие понятие «подводный мир»;
использовать готовую пространственную модель (условно передающую место и время будущей композиции) при практическом моделировании коллективной пейзажной композиции, выделять в ней главные ориентиры;
планировать последовательность работы и распределять ее объем между детьми всей группы);
учить дополнять композицию дополнительными деталями (ракушками, декоративными камнями);
упражнять детей по-разному действовать с бумагой разной плотности (мять, рвать, приклеивать);
учить вырезать ножницами по контуру фигуры морских обитателей.
Воспитательные:
воспитывать у детей навыки коллективной работы, умение согласовывать свои замыслы и распределять работу.
Развивающие:
развивать умение «видеть» в обрывках или комках смятой бумаги конкретные объекты действительности;
развивать умение достраивать и преобразовывать «фоновую» картинку (готовую пространственную модель);
развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать детали задуманной композиции на плоскости;
развивать умение применять полученные ранее знания навыки;
развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарь: подводный мир, морские обитатели, водоросли, кораллы, морские звезды и т.д.
Раздаточный и демонстрационный материал:
различные картины и фотоиллюстрации, на которых изображен подводный мир;
пространственная модель на листе плотного картона, условно передающая «фон» композиции;
цветная бумага, салфетки разных цветов, клей, ножницы;
Дополнительный материал (сечка, ракушки, декоративные камушки).

Ход НОД

Воспитатель. На телевидении сегодня идет много телепередач о животных, но есть телепередача, которой уже больше 30 лет. Называется она «В мире животных». Когда я была маленькой девочкой, ходила в детский сад, а потом в школу, я очень любила смотреть эту передачу. Начиналась она с красивой музыки (включаю фонограмму музыкальной заставки к передаче «В мире животных»)
- Я помню, что особенно мне нравились сюжеты о чудесах подводного мира. Сегодня я приготовила для вас иллюстрации с изображением подводного мира. Посмотрите, может быть, вы узнаете каких-то обитателей моря? Дети узнают на фотографиях акулу и кита, морскую звезду и осьминога, ярких рыбок-клоунов. Растительность моря можно обобщенно назвать «водоросли», особенно обращаю внимание детей на кораллы.
Воспитатель. Я хочу показать вам, как можно красиво сделать морское дно. Для этого нижнюю часть листа нужно аккуратно намазать клеем. Можно нанести клей не по прямой линии, а волнообразно. Затем быстро, пока клей не высох, насыпаем сверху сечку так, чтобы он закрывал клей, слегка прижимаем салфеткой. Можно среди песка разместить мелкие ракушки. Теперь дайте клею подсохнуть. За это время вы сможете обсудить сюжет своей композиции.
Воспитатель. Сначала обсудите, каких обитателей подводного мира вы бы хотели изобразить на своей композиции. Выслушайте каждого за своим рабочим столом. Потом обсудите, какой будет общая композиция: какое изображение вы поместите в центре? Может это будет золотая рыбка с пышным хвостом, или рыбка – клоун, или морская звезда. Я думаю, вы помните, что яркие, красочные изображения можно получить в виде мозаики, выполненной методом обрывания. Но чтобы справиться с этой работой, понадобится участие всех.

А где на вашем листе бумаги лучше разместить других обитателей подводного мира? Какие детали сюжета вы будете делать обрыванием, а какие вырезать?
Дети работают самостоятельно. Обсуждают, поиск вариантов изобразительных средств, для создания выразительности образа.
Дети по своей инициативе переключаются с работы за столами на конструирование объектов на заранее заготовленном фоне.

Рефлексия:
Предлагаю детям рассмотреть композицию, оценить ее аккуратность и красоту, понравилась ли им картина, и чем. Обращаю внимание, как важно доводить начатое ими дело до конца, уметь работать дружно, согласованно. Побуждаю детей принимать активное участие в обсуждении.
Примечание: это коллективно-подгрупповая работа, такая форма организации детей наиболее приемлема для старшего дошкольного возраста.


Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе

Задачи :

1. Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части;

2. Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец и по словесной инструкции воспитателя.

3. Развивать умение сравнивать конструкцию и графическую схему, определять сходство и различие.

4. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в

соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

5. Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать;

6. Воспитывать личные качества: патриотизм, справедливость, доброту.

7. Обогащать и активизировать словарь детей.

8. Развивать творческое воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук

9. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа: проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне, о военной технике, сбор иллюстративных материалов, анализ строения боевой техники, слушание песен военно-патриотической тематики, прослушивание стихов о войне, о победе, о мире.

Оборудование : конструктор, детали из картона, изображение танка, схемы, чертеж.

Словарная работа: танк, сталь, экипаж.

Ход :

Орг. момент

Дети встают в круг под веселую музыку.

Предлагаю детям повернуться друг к другу и подарить соседу свою улыбку.

Стук в дверь.

За дверью стоит лего человечек, мэр Лего города. Лего человечек просит о помощи. На Лего город напали враги. Они хотят захватить город. Жители города очень мирное и дружелюбное население и как бороться с вооруженным врагом, они не знают. Лего человечки обращаются к нам, так как знают, что много лет назад мы четыре трудных года противостояли врагу, гибли солдаты от вражеских пуль, умирали женщины, дети и старики от голода, от изнурительной работы. Но все, же русский народ выстоял и победил. Это произошло 9 мая 1945 года. Лего жители не хотят, чтобы эта история повторилась в Лего мире.

Воспитатель:

Ребята, не оставим это мирное население в беде, поможем лего жителям?

Что необходимо для обороны города? (оружие)

Правильно. Но город может спасти самая надежная, мощная боевая техника. А как она называется, мэр города забыл, но у него есть подсказка в конверте, который он принес с собой.

Ребята, посмотрите на конверте замок. Это враги Лего города повесили его. Они не хотят, чтобы мы помогли жителям города.

Но я знаю как его открыть.

Пальчиковая гимнастика :

На двери висит замок,

Кто открыть его бы мог,

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли. ("замок")

(пожать плечами)

(потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)

(постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)

Молодцы, ребята. Замок открыли. Давайте посмотрим, что же в конверте? Как называется, эта боевая машина (рассматривают чертеж? (танк) Верно, это танк.

Танки - это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди - экипаж: командир, стрелок, механик и радист.

Давайте внимательно посмотрим, из каких частей он состоит? (корпус, пушка, гусеничная лента, башня, колеса) Из какого метала делают танки? (Показываю картинку)

Танки делают из стали. Материал для танка должен быть очень крепким, чтобы обеспечивать защиту экипажу. В то же время не слишком тяжёлым, чтобы танк быстро перемещался и преодолевал препятствия.

Но для Лего города нужны танки из особого материала. Как вы думаете, из какого материала моджно сделать танки?

Чтобы приступить к работе, нам необходимы схемы. Враги Лего города не хотят, чтобы мы помогали мирному населению и спрятали схемы. Но мы их найдем. Найдем?

Ориентировка в пространстве:

Два шага вперед, Повернулись влево, посмотрели на право, шаг вперед, голову вверх, голову вниз.

Перед детьми появляется конверт со схемами.

Вот и конверт (Вскрываем конверт). Перед вами лежат детали конструктора, скажите какой они формы? А еще есть детали из картона, какую они имеют форму? Какая часть танка из них получиться?

Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмём,

А потом их разведём,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Самостоятельная деятельность детей

А теперь давайте построим из лего деталей танки. В этом вам помогут ваши схемы.

Дети строят машины, затем анализируют свои постройки и образец, изготовленный воспитателем.

Дети сравните танк со схемой. Все ли правильно построили?

Итог

Ребята, вы молодцы! Справились с очень сложным и ответственным заданием. У нас получился целый танковый полк, который спасет Лего город, предотвратит войну.

Как вы думаете, нужна ли война? Нужно ли беречь мир? (ответы детей) Правильно, ребята. Я хочу подвести итог нашего занятия, такими словами:

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Спят спокойно дети!

Там, пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир для всей планеты!

Лего жители благодарят вас за помощь и прощаются с вами. Вам понравилось путешествие?

Цель:

Расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);

Упражнять в построении схем (чертежей) мостов;

Упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конструкторские навыки, способность к экспериментированию;

Развивать внимание, сообразительность;

Развивать коммуникативные навыки.

Материал к занятию: Листы бумаги в клетку, карандаши, ластики, базовый конструктор, иллюстрации, схемы мостов.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены различные мосты (презентация);

Разучивание стихотворений;

Подбор материала;

Анализ схем мостов.

Ход занятия.

В группу забегают два пирата (дети).

Воспитатель: Здравствуйте! А кто вы такие?

Пираты: Мы – весёлые пираты!

Любим прятать везде клады!

Чтобы вам наш клад найти,

Нужно реку перейти! (Раскладывают «реку».)

Саша: Меня зовут Сэм.

Дима: А меня Джим.

Воспитатель: Ребята, вы хотите найти пиратский клад?

Воспитатель: А как же нам эту реку перейти?

Дети: Нужно построить мост.

Воспитатель: Правильно. А что мы должны сделать, прежде чем построить мост?

Дети: Сначала мы должны построить схему моста, спроектировать его.

Воспитатель: Ребята, а кто проектирует мосты и не только мосты, но и все здания, сооружения?

Дети: Архитекторы.

Воспитатель: Правильно. И сейчас Полина прочитает нам стихотворение о такой замечательной профессии как архитектор.

Полина: Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

Большой красивый новый дом

Растет в квартале нашем.

Как много башенок на нем,

И как он весь украшен!

Воспитатель: Спасибо, Полина. Ребята, а кто конструирует мосты, чертит схемы?

Дети: Конструкторы и чертёжники.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам самим стать конструкторами и чертёжниками и приглашаю вас в наше конструкторское бюро. Согласны?

Воспитатель: И вы, дорогие пираты, проходите с нами. Садитесь за столы. Ребята, давайте вспомним, недавно мы с вами смотрели презентацию о разных видах мостов. Какие же мосты вы знаете?

Дети: Пешеходные, автодорожные, железнодорожные. Деревянные, железобетонные. Двухъярусные. Разные по величине, длине, ширине.

Воспитатель: Правильно. Все мосты разные, но у них есть общие части. Посмотрите на эту схему. Любой мост состоит из перекрытий и опор, они оборудованы перилами и спусками.

Перекрытие – это собственно сам мост, его проезжая или пешеходная часть.

Опоры – это конструкции, на которые мост опирается. Опоры, стоящие в обоих концах моста, называются устоями. А промежуточные опоры, стоящие в воде – быками. У детского писателя А. Шибаева есть такое забавное стихотворение, Вика, прочитай нам его, пожалуйста.

Вика: Что за шутки? Говорят,

На быках мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река -

Ни единого быка!

Не пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелёгкого труда?

Ну, а мост на чём тогда?..

Воспитатель: Спасибо, Вика. Ребята, давайте приступим к нашим схемам. Перед вами лежат листы бумаги в клетку. Возьмите карандаши и обведите клетку, в которой стоит красная точка. У вас получился квадратик размером в одну клеточку. Затем отсчитайте три клеточки вправо и обведите ещё одну клетку, отсчитайте ещё три клеточки вправо и обведите ещё одну клеточку. Всего у вас получилось три квадратика. Теперь над каждым квадратиком подрисуйте ещё по три квадратика. Соедините столбики-устои чертой сверху, чтобы получилось перекрытие моста. И ещё, надо нарисовать въезд и съезд с моста. Эту часть работы я вам предлагаю выполнить самостоятельно. У кого-то мост будет пешеходный, и вы нарисуете ступеньки, у кого-то – автодорожный и вы нарисуете пологие спуски.

Воспитатель: Покажите ваши схемы. У вас получились замечательные схемы мостов. Дети, вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнём. Приглашаю вас на физкультурную паузу.

Мост нагнулся над рекой (дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола)

Над водою ровной: (разводят руки, согнутые в локтях от груди в разные стороны)

«Ах, красивый я какой, (маршируют на месте)

Ах, какой огромный!» (разводят руки над головой, показывая большой мост)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, отдохнули. А теперь садитесь, займёмся строительством мостов из деталей конструктора. Посмотрите, у меня на столе уже есть готовый образец. У моего моста есть опоры-устои (из каких деталей они сделаны), есть опора-бык, перекрытие и спуски (из каких деталей они сделаны). Какие у моего моста спуски?

Дети: Пологие.

Воспитатель: Значит, я построила какой мост?

Дети: Мост для автомобилей.

Воспитатель: Вы можете построить такие же мосты, а можете придумать свои.

А вы, дорогие пираты, помогите нам построить мост через реку. Ведь мы с ребятами очень хотим найти ваш клад.

Самостоятельная работа.

Воспитатель рассматривает каждый из построенных мостов: Вот наши мосты и готовы. Ребята, какие мосты вы построили? Из какого материала? В какой последовательности вы создавали свои постройки? Что у них общего и чем они отличаются?

Дети отвечают. Во время рассказа детей необходимо следить, чтобы они правильно называли части моста, детали, из которых они сделаны, словесно обозначали местоположение частей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Сэм и Джим тоже построили мост. Теперь мы можем найти клад. Давайте посмотрим, что же там лежит.

Дети берут сундук, там медали на каждого ребёнка, на которых надпись «Почётный конструктор мостов».

Подведение итогов.

Воспитатель: Итак, о чём мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о мостах. Необходимо следить за тем, чтобы ответ был полным.

Воспитатель: Да. Мы вспомнили, какие бывают мосты. Что ещё мы делали?

Дети: Чертили схемы мостов. Строили мосты из конструктора.

Воспитатель: Вы узнали, что у всех мостов есть общие части. Какие это части?

Дети: Опоры, перекрытия, спуски, перила.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята. Вы все молодцы, справились с работой на отлично! Занятие закончено.

Литература:

  1. Детская энциклопедия «Открытия и изобретения», М.: «Махаон», 2012. – 128с., с ил.
  2. Баруздин С. А. «Кто построил этот дом». Стихи. М.: Детская литература, 1950.
  3. Шибаев А. А. «Что за шутки?», Л.: Детская литература, 1968. – 13с., с ил.

Елена Богомазова
Конспект НОД по конструированию «Мы-строители» в подготовительной группе

Богомазова Елена Константиновна

Воспитатель МБДОУ Детский сад «Звездочка»

ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой

Конспект НОД по конструированию на тему «Мы – строители» в подготовительной группе .

Цель : Закрепить навыки конструирования по схеме . Продолжать учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей.

Задачи :

1. Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности ;

2. Закрепление навыков скрепления деталей;

3. Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции;

4. Формулировать самооценку конечного результата;

5. Создать условия для развития представлений о строительных профессиях, о разнообразии строительных материалов;

6. Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности.

Предварительная работа.

1. Чтение художественной литературы (Е. Пермяк. «Мамина работа» ; Г. Люшнин. «Строители» ; С. Баруздин. «Строим дом» ; И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы» ; С. Михалков. «Три поросенка» ; В. Маяковский. «Кем быть» ).

2. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.

3. Проведение сюжетно-ролевых («Строим дом» , «Строители» ) и дидактических игр («Кому что?» , «Что лишнее?» , «Угадай по описанию» ).

Оборудование :

Конструктор Лего «Строительные кирпичики»

Интерактивная доска.

Материал для проведения опытов : солома, веточка, кирпичик Лего.

Деревянный конструктор .

Ход НОД

Воспитатель : Давайте представим, что нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Будущие строители» . Вы согласны быть участниками передачи? (ответы детей) А я кем буду?

Дети : Телеведущей.

Воспитатель : Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Дорогие друзья (обращается к детям, к нам на передачу пришло видео письмо, в котором спрятана загадка. Мы должны отгадать загадку, и тогда узнаем, кто прислал это видео письмо.

Сети в море ты закинь,

Раза три, а не один,

Может, ты меня поймаешь,

А кого скажи, коль знаешь?

Ответ : Золотая рыбка

Дети : Золотая рубка.

Воспитатель : Правильно, это золотая рыбка (появляется на интерактивной доске золотая рыбка) .

Золотая рыбка : Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель : Какая беда с тобой произошла золотая рыбка?

Золотая рыбка :

Пришел к синему морю старик;

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать меня,

Приплыла к нему я и спросила :

«Чего тебе надобно, старче?»

Мне с поклоном старик отвечает :

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою :

Надобно ей новый современный дом;

Наш-то совсем старый стал.

Отвечаю я старику :

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новый современный дом».

Воспитатель : Из какой же сказки к нам пришла золотая рыбка?

Дети : Из сказки «Сказка о рыбаке и рыбки» .

Золотая рыбка : Только вот в чем беда, я строитель современные дома не умею.

Воспитатель : Золотая рыбка, ты правильно сделала, что к нам на передачу обратилась. Мы тебе обязательно поможем. Правда, ребята?

Дети : Правда!

Золотая рыбка : Я слышала, что у нас в сказочном мире три поросенка живут. Говорят, они красивые дома строят из различных материалов.

Воспитатель : Да, действительно, есть такая замечательная сказка про трех поросят. Я ее с собой на передачу захватила. Мы сейчас с вами посмотрим, какие поросята строители. Ребята, скажите золотой рыбке, какими должны быть дома.

Дети : Крепкими, прочными, надежными.

Воспитатель : Правильно! Молодцы! Давайте совершим небольшое путешествие по сказке «Три поросенка» . Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен? (воспитатель показывает на интерактивной доске детям по очереди иллюстрации с домами : соломенный, из веточек и кирпичный)

Дети : Из соломы.

Воспитатель : Как вы думаете, солома подойдет для строительства домика для старухи? Почему?

Дети : Нет, не подойдет! Потому что солома ломкая и непрочная.

Воспитатель : Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся (предлагает одному ребенку подойти к столу, взять солому и разломать ее пополам). Видите, как легко она ломается. (Другой ребенок дует на нее.) Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф-Нифа, он разлетелся в разные стороны. А вот этот домик построил себе второй поросенок - Нуф-Нуф (выставляется следующая картинка) .

А из какого материала он построен?

Дети : Из прутиков, веточек и листьев.

Воспитатель : Веточки и прутики прочный материал?

Дети : Нет.

Воспитатель : Давайте в этом убедимся (один ребенок ломает, гнет веточки, другой дует на них) . Можно использовать этот материал для строительства? Почему?

Дети : Нет, нельзя! Это не прочный материал.

Воспитатель : Ребята, может, вы мне подскажете : чей это домик? (Включает картинку с изображением домика Наф-Нафа.)

Дети : Это домик Наф-Нафа.

Воспитатель : Что можно рассказать про него золотой рыбке? Из чего он построен?

Дети : Этот домик построен из кирпича.

Воспитатель предлагает одному из детей потрогать кирпичик из конструктора Лего .

Воспитатель : Какой же домик получился у Наф-Нафа?

Дети : Прочный и надежный.

Воспитатель : Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился надежным и крепким. Вот какая увлекательная и познавательная сказка «Три поросенка» !

Теперь мы рассказали, какие строители три поросенка. А можно узнать, из какого материала люди строят дома?

Воспитатель : Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных материалов. На интерактивную доску выводятся изображения домов из различного строительного материала.

Ваша задача - сказать, из чего построен каждый дом, и подобрать картинку с изображением этого строительного материала.

Дети : Этот - из дерева (подбирают картинку с изображением бревен) ; этот - из кирпича (подбирают картинку с изображением кирпичей) и т. д.

Воспитатель : А это панельный дом, его строят из бетонных плит. Для вас это новые слова. Давайте вместе проговорим : бетон, бетонный (дети повторяют) . А какие дома получаются из этих строительных материалов?

Дети : Крепкие, надежные.

Воспитатель : А теперь давайте отдохнем (проводиться физкультминутка)

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

За дровами мы идем

И пилу с собой несём

(ходьба) .

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить.

(делают движения,

повторяющие движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

(«колют дрова» )

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.

(наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.

(садятся за столы)

Воспитатель : У меня в руках кирпичик из конструктора Лего . Мы будем передавать ее по кругу и называть его свойства (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий и т. д.) .

Дети садятся на свои места.

Воспитатель : Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. А каких - мы сейчас с вами вспомним (воспитатель читает загадку, дети отгадывают, а правильные ответы выводятся на интерактивную доску)

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом,

С каждым днем

Все выше, выше новый дом. (Каменщик.)

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник.)

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине. (Маляр.)

Воспитатель : Молодцы ребята все загадки отгадали.

Золотая рыбка, наверное, впервые в нашем городе? Ребята, скажите, как называется наш город? (ответы детей) Верно. Наш Новый Уренгой с каждым днем становится все краше : появляется много прочных и красивых зданий. А чьим трудом все это создано? Кого мы должны благодарить за эту красоту?

Дети : Строителей.

Воспитатель : Теперь мы все знаем, какая это нужная и важная профессия - строитель.

Профессия строителей действительно имеет огромное значение в нашей жизни. Какие же дома должны они строить?

Дети : Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые.

Воспитатель : Правильно.

Вырос дом большой и светлый,

Люди жить придут сюда.

И строитель так ответит : -

Счастье - строить города!

Поможем золотой рыбке, построим современный дом для старухи?

Дети : Мы поможем!

Воспитатель обращает внимание на стол.

Воспитатель : Хорошо. Но посмотрите, разве можно на таких завалах строить новый дом?

Дети : Нет!

Воспитатель : А что нужно сделать?

Дети : Разобрать завалы, расчистить площадку для новой постройки.

Воспитатель : Ребята, а в этих завалах все строительные материалы одинаковые?

Дети : Нет. Здесь есть кирпичи деревянные и Лего-конструктор .

Дети сортируют строительный материал по качественному признаку.

Воспитатель : Молодцы, завалы расчистили, все готово к строительству нового дома.

Воспитатель : Ребята, начинаем работу.

Начинается стройка. На интерактивную доску выводится схема дом. Дети конструируют из конструктора Лего - дом . Педагог руководит процессом стройки.

Поведение итогов :

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, получился у нас новый дом? Мы помогли золотой рыбке? Вам понравилась наша телепередача?