Восемь причин, по которым появляется комплекс «я плохая мать. Что делать, если ребенка напугал мультфильм 

Проблемы в школе: над ребенком издеваются одноклассники

Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы его отвергали. Тем не менее, практически в каждом классе есть тот, кого заставляют вытирать доску и дежурить вне очереди, кому достаются все насмешки, издевки и пятерня из мела на спине в рамках “хорошего тона” в кругу одноклассников.

Вам не хочется, чтобы ваш ребенок стал изгоем, но вы не можете защитить его вне дома — и не застрахованы от того, что однажды он может стать объектом школьной травли.

Почему ребенок становится изгоем?

Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Трейси Эмин, Джули Уолтерс и многие другие известные люди признались, что в школе чувствовали себя аутсайдерами: они подвергались насмешкам и не принадлежали ни к какой конкретной социальной группе.

На самом деле, огромное количество людей прошли через это, но лишь единицы сумели использовать свою уникальность.

Впрочем, когда ваш ребенок приходит домой в слезах, вопрос потенциала отходит на второй план.

Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Прежде всего, спокойно выслушайте ребенка, пускай он почувствует вашу любовь (часто изгоями становятся дети, которые чувствуют себя отвергнутыми в семье). Затем понаблюдайте за ним в обществе: вполне возможно, он отталкивает друзей ошибками в социальном поведении, которые свойственны детям старше шести лет.

Примеры самых распространенных из них вы найдете ниже.

Безуспешные попытки быть смешным

Люди с хорошим чувством юмора пользуются успехом в любом коллективе, и дети схватывают это очень быстро. Но юмор требует тонкого ощущения ожиданий окружающих и понимания того, как эти ожидания нарушать, не заходя слишком далеко и никого не обижая.

Когда попытки съюморить угловаты и неловки, они не смешные; они раздражают и “выбрасывают” ребенка из коллектива, делают из него агрессора или шута.

Что делать, если ребенок пытается рассмешить агрессоров?

Не все наделены естественным талантом ощущать тонкости юмора, но всем детям проще смешить, а не нравиться, тогда как последнее для социализации гораздо важнее. Вы можете провести с ребенком мозговой штурм возможных доброжелательных поступков по отношению к одноклассникам.

При необходимости предупредите своего ребенка о том, что отдавать другим детям свои деньги и вещи в качестве хорошего поступка нельзя — истинных друзей не купить.

Слепая зона эмпатии

Все совершают ошибки в обществе. Обычно это не имеет большого значения, пока мы видим социальные подсказки и чувствуем, когда нужно остановиться.

Дети, которые не привыкли обращать внимание на реакцию других, продолжают рассказывать историю после того, как слушатели потеряли интерес, или пинают стул одноклассника, хотя его попросили остановиться.

Разумеется, у сверстников это вызывает неприязнь и даже агрессию.

Научите ребенка понимать, когда «хватит»

Помогите ребенку распознавать сигналы «хватит» — вербальные и невербальные. Это можно сделать с психологом или самостоятельно. Всячески тренируйте и поощряйте умение ребенка различать настроение окружающих и их мотивы.

Во время просмотра мультфильма разбирайте простые этические ситуации, которые происходят между героями: “Почему Дюймовочка ушла?”, “Как думаешь, что сейчас чувствует Жук?”


Хвастовство детей как причина школьной травли

Нередко ребенок, чувствующий себя неуверенно, вырабатывает привычку хвастать, чтобы произвести впечатление на одноклассников. К сожалению, это не привлекает друзей, а отталкивает их, потому что любое хвастовство громко заявляет “я лучше вас!”.

Что делать, если изгоя травят за хвастовство?

Вместо того, чтобы демонстрировать свое превосходство, гораздо эффективнее попытаться найти с одноклассниками общий язык. Дети начинают дружить, когда делают что-то вместе.

Помогите ребенку организовать вечеринку: пускай он пригласит своих друзей и одноклассников, помогите ему в в организации.

Детей также «сближают» развлечения вне дома, на нейтральной территории, дети могут пойти на роллердром, картинг или в квест-комнату, главное — побольше активности и через какое-то время ваш ребенок будет чувствовать себя принятым.

Ребенок не умеет постоять за себя

Если ребенок чем-то отличается от остальных — внешне, повадками, интересами, принадлежностью к социальному кругу или манере одеваться, это не значит, что он станет изгоем. Но если при этом он неуверенный и зажатый, не умеет за себя постоять, то шансы стать объектом травли велики.

Что делать, если ребенок не может себя защитить?

Разумеется, ребенок должен чувствовать, что он любим и вы поддержите его в любой ситуации — тем не менее, на этом этапе нужно научить ребенка защищать себя.

Хорошей идеей будет записать его на активный вид спорта или боевые искусства. В психологическом плане хорошо помогает “сказкотерапия” — вместе сочините историю о том, как слабый и обиженный персонаж придумал способ, как постоять за себя (совет персонажу должен дать ребенок, вы можете подвести его к ответу).

В целом нужен комплексный подход, включающий в себя поднятие самооценки и развитие внутренней уверенности. Родителям тоже нужно развиваться, узнавать новые подходы и методы воспитания детей. Цель — соединить ценности, полученные вами в детстве, с теми, которые нужны ребенку в современном мире.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Если ребенок достаточно взрослый, научите его базовым приемам психологической защиты от нападений.

Прежде всего, он должен дать понять обидчикам, что его мало задевают их слова и его счастье не зависит от того, что они о нем думают — чем меньше реакции покажет ребенок, тем скучнее будет на него нападать. Во многих случаях необходим разбор ситуации и применение конкретных техник.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

    Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

    Воспитывать силу характера отчуждением : ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.

    Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной . В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

    Учить ребенка решать проблемы кулаками. “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года , когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении . Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику “подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением , у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники “меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы “понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Это чувство усиливается, когда появляется возможность сплотиться против кого-то — участников травли буквально охватывает эйфория от осознания себя частью “крутой” команды , которая заодно и может всё.

Научите ребенка защищать не только себя!

Согласно исследованиям, в 85% случаев травли окружающие (как дети, так и взрослые) остаются безучастны, хотя для прекращения происходящего достаточно остановить обидчика.

Поэтому детей следует учить не только защите себя, но и других — ведь изгоем может стать каждый, кто вытянет короткую спичку социальной фортуны.

Роман, детский психолог,
эксперт курса

Включаете ребенку мультфильм, чтобы наконец отдохнуть, а он прибегает через 5 минут весь заплаканный. И не потому что в мультике было что-то грустное и вызывающее слезы, а потому что он испугался. И теперь он не хочет смотреть этот мультик, спать по ночам и еще выбросьте все игрушки в виде мышей, пожалуйста.

Наверное, у каждого есть такая фобия из детства. Кто-то боялся «Ежика в тумане», кто-то до сих пор с мурашками вспоминает Бармалея, а кто-то не пересматривает «Буратино» из-за Карабаса-Барабаса. Как сделать так, чтобы у наших детей не осталось таких пугающих ассоциаций?

Редакция Tlum.Ru разбирается, что делать, если ребенок сильно испугался чего-то в мультфильме, и приводит примеры подобных историй с форумов и соцсетей.

Если дело в сюжете

Для начала надо разобраться, чего именно испугался малыш. Если вы не были рядом, пока он смотрел мультфильм, предложите посмотреть его вместе еще раз или просто спросите, что именно напугало ребенка. Это может быть какая-то неприятная ситуация (темный пугающий лес или момент, мучительный для героя), пугающий персонаж, возможно дело в стиле анимации или в звуковом сопровождении. Вариантов может быть очень много.

Если ребенка испугала страшная ситуация, которая потом в мультике разрешится хорошо, лучше всего попробовать перемотать пугающий момент и показать, что будет дальше. Например, лучшие друзья ссорятся, и малыш от этого начинает плакать. Остановите кадр и объясните, что ссоры иногда случаются, куда же без них, но, если друзья настоящие - обязательно помирятся. И перемотайте на тот момент, где ситуация благополучно разрешается.

Эту сцену можно включить в игру, обыграв ее по-своему. Например, та же ссора - попробуйте показать на примере игрушек или какой-то сказки, как протекает ссора. Вот конфликт - и вот его разрешение. Играйте в эту ситуацию столько, сколько нужно, чтобы убедиться, что у ребенка нет отрицательной реакции на такие действия.

В следующий раз, если ребенок захочет пересмотреть мультфильм, попробуйте не перематывать страшную сцену. Но если малыша все равно расстраивает этот момент, лучше не показывайте ребенку или его, или весь мультфильм (серию).

Если дело в герое

Если дело в плохом персонаже, который делает пакости, пугая этим малыша, то тут очень помогает додумывание. Сядьте с ребенком и подумайте, а почему этот медведь так плохо себя ведет? Если в мультике нет подсказок, то придумайте сами: например, его кто-то обидел, поэтому он злится и хулиганит, а после мультика он исправится и станет дружить с героями.

Игра, как и в случае с ситуацией, тоже вам поможет. Возьмите на себя роль «злодея» и покажите его со смешной стороны, добавьте ему самому страхов и недостатков, чтобы малыш понял - бояться совершенно нечего.

Если ребенку не нравится герой, но не за его характер, а за то, как он выглядит, то тут особо ничего не исправить. Если дети решили, что Чебурашка уродливый и страшный, то вряд ли на них подействует довод: «Ну он же хороший!». Просто откажитесь от того, что не нравится вашему малышу. Пусть смотрит то, что визуально его привлекает.

Не решаем за детей

В любом случае очень важно докопаться до истины и выяснить причину. Иногда результаты могут быть весьма неожиданными. Если ребенок плачет на моменте, когда Волка из «Ну, погоди!» начинает преследовать лев, который был в маске зайчика, это вовсе не значит, что ребенок боится львов. Может быть он боится, что под одним лицом окажется другое. И ваша антильвиная терапия ему никак не поможет.

Родители очень часто решают, что знают причину слез, и начинают внушать ее ребенку. Например, малыш заплакал на моменте, когда герои оказались в темном лесу, где воют волки. Мама знает, говорить детям, что ночью в лесу не опасно - неправильно, поэтому убеждает малыша, что хоть герои и зря пошли одни ночью в страшный, темный лес, с ними все будет хорошо.

На ребенка воздействует фраза «страшный, темный лес», и за грибами он больше с вами не пойдет. Хотя, если бы мама спросила, что его напугало, он бы сказал «я не понял, что это за звук» или «мне показалось, что там была тень», или даже «не хочу останавливаться, но хочу в туалет». В общем, что-то другое, совсем не то, от чего малыша начали «спасать». По итогу он будет бояться и того, и другого. Так что, когда малыш испуган, первым делом спрашивайте его: «Что тебя напугало?».

Истории родителей

«Мой ребенок испугался Няни из Смешариков. Той самой, которая всех занянчит. А белконоидов из Черепашек не боится. Так что не угадаешь».

«Помню в одной передаче рассказывали про такие страхи: нужно перетянуть врага на свою сторону! придумайте легенду про этого монстрика (ну, что он там во рту у человека что-то полезное делал, зубки лечил или от боролся с вирусами изнутри). Можно купить игрушку или просто нарисовать его. Как он находит себе семью белок, и они его принимают как своего родного (как в маме для мамонтенка). А можно придумать историю, как он перевоспитался и присоединился к черепашкам-ниндзя) Короче, что он хороший, просто стесняется своего облика и пытается хулиганить, но вы его пригрели, и он перешел на сторону добра)))».

«Просто не показывайте больше этот мультик и все! У каждого ребенка свой мультик-„ужастик“, мой даже в Лунтике находит страшные серии и не смотрит их!».

«Для моего сына нет ничего страшнее Чебурашки. Со временем поняла, что его не ушастый мутант пугает, а куклы в мультиках, потому что на 38 попугаев в итоге тоже реакция плохая. Он боялся, что игрушки по ночам оживают. Просто перестали такие мульты смотреть и со временем прошло».

«Моя дочка в мультике «Ну, погоди» (на пароходе) увидела, что выключается свет, что заяц пугает волка тенью от своих рук и очень сильно этого испугалась. Стала любых теней бояться. Мы вышли из положения таким образом: устроили сами дома театр теней и малыш показывал папе «спектакль», который записывала на камеру, затем показали малышу что получилось. Дочка поняла, что сама делала тени и успокоилась».

«Ребенок может бояться предстоящих неприятностей по сюжету. Вы не пробовали быстренько промотать мультик, пересказывая его своими словами, порадоваться, как все здорово закончится, а потом уже показать полную версию?».

«У меня дочь в вашем возрасте испугалась обезьяну из Истории игрушек-которая била в тарелки… плакала ночью, боялась вставать и ходить в темноте… продолжалось пока я ее в хорошее настроение и днем уговорила посмотреть этот отрывок вместе и разобраться. все прошло …».

Хороших и нестрашных вам мультфильмов!

Это интервью с двукратной чемпионкой мира корреспондент РИА Новости Андрей Симоненко сделал давно. Еще до смены произвольной программы, травмы и всех драматических обстоятельств, через которые фигуристке предстояло пройти на пути к . Тогда все думали, что золотой. Но нет никаких сомнений - Медведева с серебром отвечала бы на те же вопросы так же. Собственно, на главный вопрос, комментируя второе место, она так и ответила.

Говорила маме: "Хочу, чтобы все на меня смотрели"

- Женя, с чего начинался ваш путь в фигурном катании?

Я не помню свой первый выход на лед. Вообще, абсолютно. Первые два года своего катания, а это было в возрасте с трех до пяти лет, я тоже не помню. Самое раннее, что вспоминается, у нас на катке проходили показательные выступления. И девочки, которые были старше меня, делали на льду "винт" - когда вращаются быстро-быстро, с двумя руками наверх. И у меня от этого был шок - как они крутятся так быстро?!

- А ведь для профессионального фигуриста это же один из самых простых элементов.

Да. Но в том возрасте я это совсем по-другому воспринимала.

Получается, вы пришли в фигурное катание не так, как многие другие спортсмены, которые увидели кого-то на льду и захотели попробовать так же?

Меня привели на каток мама с бабушкой. Мама была фигуристкой.

- Освоить тот самый "винт" долго было пределом мечтаний?

Да я как-то на этом "винте" не зацикливалась, - смеется Медведева. - Это не то, что меня мотивировало.

- А что тогда? Изящно кататься в красивом платье?

Вот это было. Сама не помню, но мама мне рассказывала, как я ей говорила: "Хочу выйти на середину льда в платье с блестками, и чтобы меня осветил луч софита. И чтобы все на меня смотрели".

- Кстати, хотел спросить, вы участвуете в дизайне своих ледовых нарядов?

В основном, мой выбор - это цветовая гамма. Наверное, все заметили, что я люблю достаточно темные, пастельные цвета. У меня было много платьев серо-синего оттенка. Мне кажется, этот цвет мне идет.

- Но вы в предыдущем сезоне еще и создавали тренировочные костюмы.

Это, скорее, было такое дуновение вдохновения. Но вообще не могу себя назвать человеком не творческим, стараюсь себя в этом плане развивать. Сегодня я рисую, завтра я вышиваю, послезавтра я сошью себе перчатки для тренировки, послепослезавтра свяжу себе гетры, в которых буду ходить. Могу сидеть-сидеть, а потом подумаю: "Так, я хочу шить", пойду, возьму иголку и сошью себе что-нибудь. Это в моем репертуаре.

- Времени хватает и на это?

А я прямо в перерыве между тренировками иногда шью. И после тренировок.

- Отвлекаетесь таким образом от рутины?

Да я бы не сказала. Просто я думаю, что если что-то попробую и у меня это получится, то я себя как-то разовью.

- Самые первые соревнования помните?

Помню, что первую свою золотую медаль завоевала в Ростове-на-Дону. Это были мои то ли вторые, то ли третьи соревнования в жизни. Программу тогда откатала очень плохо, но счастью не было предела, потому что у меня была блестящая золотая медалька.

- Блестки на платьях, блестящая медалька, внешние эффекты.

Да, - смеется Женя.

На судей не обижаюсь: там, где я училась, они преподавали

- Как вам удавалось совмещать тренировки и учебу?

С трудом. Индивидуальное расписание в школе, до тренировки могла успеть позаниматься с учителями. Справились, ура!

- И ЕГЭ сдали, и поступили…

В РГУФК, учиться на тренера.

- Были моменты, когда не то чтобы хотелось фигурное катание бросить, но сомнения возникали - зачем оно мне?

В детстве такого точно не было. Правда, мама мне рассказывала, что однажды я пришла с тренировки домой, швырнула в стенку коньки и заявила: "Я больше не буду кататься". Но я этого не помню. А если я этого не помню, значит, этого не было!

- Мама не рассказывала, как отреагировала на заявление, - не ремнем?

Нет, у меня родители никогда к таким методам воспитания не прибегали. Разговаривали всегда со мной. Воспитание шло через разум. Но возвращаясь к вопросу, хотела ли я фигурное катание бросить - правда, не помню такого. Всегда знала, что фигурное катание - это мое.

У вашего тренера Этери Георгиевны Тутберидзе есть знаменитый рассказ о том, как она валяла вас по льду, держа за ноги, когда вы плохо тренировались и падали.

Как же мне было обидно, как я злилась тогда… Ух! Но, в принципе, все для этого и делалось, чтобы я разозлилась и пошла тренироваться.

Вы всегда говорили, что выигрывать вам не так важно, как чисто кататься. Но все же: если вы не на первой строчке, это мотивирует?

У меня такая система мышления: если ты исполняешь чисто свои программы, то ты делаешь свой максимум. А этот максимум уже оценивается судьями. Если ты каждый день работаешь и поднимаешь свою планку, то и техническая оценка, и компоненты должны расти. Если ты становишься сильнее и в физическом плане, и в психологическом, укрепляешь свое тело и разум, от этого будут расти оценки. Все взаимосвязано. Так что мысли "ах, я не первая, пойду убьюсь о стенку" у меня быть не может.

- Значит ли это, что вы никогда не обижаетесь на судей?

Никогда не обижаюсь. Я так говорю: "Там, где я училась, они преподавали". Да, ощущения бывают обманчивы, тебе кажется, что ты классно откатала, а на самом деле тут недокрут, там неправильное ребро на прыжке. А от технической оценки зависят и компоненты. Так что я все принимаю к сведению и работаю.

Мысли о том, что вы находитесь в очень и очень субъективном виде спорта, к вам приходили, или та система мышления, о которой вы рассказали, их исключает?

Я не могу сказать, что наш вид спорта - одиночное фигурное катание - субъективный. Не могу так сказать. У нас есть перечень элементов, есть оценки за них, четкие понятия, сколько ты получишь за исполнение. Ошибся - баллы у тебя вычтут. Так что я думаю, что наша разновидность фигурного катания достаточно честная.

Перед стартом я кусаюсь

Вы рассказывали не раз, что перед стартом в наушниках погружаетесь в особое состояние, в котором можете не заметить стоящего рядом знакомого. Этому пришлось учиться?

Отчасти да. Но вообще я сама к этому пришла. Методом подбора того, что нужно моему мозгу, чтобы настроиться на старт. Какая музыка, нужна ли она вообще. Методом тыка определилась. Но перед стартом ко мне действительно лучше не подходить, потому что я кусаюсь, - смеется Медведева.

- Почему? У вас в глазах программа? Соперницы, которых вы хотите выйти и растерзать?

Основная моя мысль в таком состоянии - мне абсолютно все равно, кто на меня смотрит и как на меня смотрит. Состояние, как будто я под таким особым куполом. Я прекрасно понимаю, что мне сейчас надо выходить на лед, будет разминка, там зрители. Но тебе при этом абсолютно все пофигу. Да, может быть, я хожу в этот момент со злым лицом, пою в голос, скачу, танцую. На меня люди смотрят как на сумасшедшую, но… Меня это не волнует!

- А если в этот момент к вам подойдет Этери Георгиевна?

Тренер - единственный человек, с которым я разговариваю перед стартом.

- На льду это состояние продолжается?

Конечно, для этого я и настраиваюсь.

- Фигуристы иногда рассказывают, что способны мгновенно найти на трибунах своих родных.

Я не могу.

- Получается, вам неважно, есть мама на трибуне или нет?

Нет. Я под куполом. Наушники снимаю, на лед выхожу, а купол остается.

- А когда программа заканчивается?

Купол разбивается. Я начинаю видеть зал! Музыка закончилась, и я вдруг вижу: как ярко, как много людей. Здравствуй, мир!

- За все время выступлений где больше всего было радости после проката?

На чемпионате мира в Бостоне. После короткой программы я там шла третьей, выступила не очень хорошо. Залез таракан в голову, чесал изнутри черепушку. Вот после того как в произвольной программе себя преодолела, очень радовалась.

У вас в программах все последние годы есть драматические истории - иногда философские, иногда очевидные. Настроение, с которым вы катаетесь, навевается этими историями?

Я всегда стараюсь во всем находить середину. Никогда полностью не погружаюсь в музыку, потому что может пострадать техническая часть. Точно так же никогда не зацикливаюсь на технической части, потому что может "полететь" интерпретивная часть. В образ я, конечно, погружаюсь, но как подводная лодка. Сама погрузилась, а перископ - вот он, на поверхности.

Сложно было перейти от простеньких юниорских программ к тем историям, которые вы сейчас рассказываете на льду?

Это в первую очередь было очень интересно. Я тогда, если честно, вообще не отличала юниоров от взрослых. И первым серьезным опытом для меня стала программа под "Мелодии белой ночи". Но я люблю все свои программы и всегда вживаюсь в них.

Влюбилась в героя аниме

- Все уже знают про вашу любовь к Японии. С чего она началась - с картинки, книги, мультфильма?

Посмотрела мультик "Ходячий замок Хаула". Я в главного персонажа этого аниме, Хаула, как сейчас помню, просто влюбилась. Даже диву давалась: как люди создают рисованного персонажа, который вызывает чувство влюбленности! Это было очень классно! С тех пор мое увлечение Японией изменилось, стало шире, но когда меня спрашивают, с чего все началось, вспоминаю тот самый мультфильм. Не знаю, сколько раз я его пересмотрела.

- Вас даже одевали героиней аниме…

Сейлор Мун. Ко мне два раза приезжала создатель этого сериала Наоко Такэути.

- Сказала: "Натуральная Сейлор Мун"?

Да, очень много подарков мне подарила: одежда, косметика, все, посвященное "Сейлор Мун".

- В наушниках японская музыка перед выступлениями?

Я много слушаю группу Hi-Fi Camp, это японская рок-группа. Но в основном в моем плейлисте K-Pop, корейская поп-музыка. Если за мной внимательно наблюдать перед соревнованиями, то можно догадаться, какую песню я в данный момент слушаю. Потому что у групп K-Pop в клипах к песне обязательно есть какой-то танец. И я этот танец всегда хотя бы слегка заучиваю. Так что как только слышу припев, танцую - и иду дальше. Не просто абстрактные движения делаю, а конкретный соответствующий песне танец.

- Какой ваш любимый город в Японии?

У меня есть небольшой список любимых городов мира, и на первом месте в нем Токио. Это огромный мегаполис, все постоянно в работе, но при этом настолько спокойно! Да, суета, но ты ее не чувствуешь. Все довольные ходят, радостные.

- И даже когда по пятницам вечером напиваются, все равно радостные.

Все всегда на позитиве. А второй мой любимый город - это Барселона. Я там была уже много раз. А третий город - Сеул. Там очень просторно. Много построек, но пышная природа, растения совсем другие, и намного больше пространства, чем в Японии.

Не могу не спросить - есть ощущение, что Япония в какой-то степени стала вашей второй родиной, очень близкой вам страной?

Мне, если честно, задавали несколько раз вопросы, не хочу ли я выступать за Японию, и я впадала в такое вопросительное состояние… А что, похоже, что ли? Нет, я патриот! Я безумно люблю свою страну, горжусь тем, что я русская, но при этом стараюсь быть человеком мира.

Несколько лет назад российские продюсеры анимационных фильмов начали задумываться о создании 3D-картин. Первый российский 3D-мультфильм «Наша Маша и волшебный орех» вышел в 2009 году, а первый большой успех на этом рынке пришёл к мультфильму «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», выпущенному в 2010 году. 3D-сериалы «Маша и медведь» и «Фиксики» сейчас пользуются огромной популярностью и даже успешно конкурируют с западными детскими мультфильмами. Как результат бурного роста индустрии, она как никогда нуждается в 3D-аниматорах.

Профессии в области 3D-графики не только невероятно перспективные и высокооплачиваемые, но и очень разнообразные: например, 3D-моделирование и 3D-анимация требуют разных навыков. О 3D-моделировании мы , на этот раз Look At Me разбирается, какими навыками и талантами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь 3D-мультипликации.

Денис Буйе об образовании и мечтах аниматоров

Я решил стать 3D-аниматором, когда мне было 15 лет. Каждые выходные по обучающему каналу показывали передачу о спецэффектах в кино: куклах, зелёном экране и основах 3D. Мне это казалось чем-то потрясающим, магическим. Тогда я начал тестировать разные эффекты при помощи своей плохенькой веб-камеры. Вместе с братом мы имитировали взрывы или делали оптические иллюзии - он был гигантским, а я очень маленьким. Совсем не обязательно иметь дорогое оборудование или где-то специально учиться, чтобы начать заниматься 3D-анимацией. Конечно, если хочется работать в индустрии, необходимо подучиться, чтобы понять, как делать всё правильно, но это уже следующий этап.

Вообще академическое образование важно: ты быстрее всему учишься и приобретаешь необходимые в индустрии связи. Выбирая для себя высшее учебное заведение, нужно обращать внимание на работы студентов и выпускников этого вуза. Но даже поступив в вуз, нельзя отказываться от самообразования, необходимо постоянно себя мотивировать, работать над чем-то, создавать что-то новое. Каждому 3D-аниматору необходима своя коллекция вдохновляющих работ коллег - нужно собирать понравившиеся картинки, хранить их в одном месте, смотреть на них постоянно. Во-первых, это может вдохновить на что-нибудь своё, а во-вторых, подтолкнуть на ещё более активную работу над собой: всегда хочется научиться делать так, как умеют супермастера.

Иван Пшонкин о том , что компьютер
не поможет тем, у кого нет вкуса

Иван Пшонкин

3D-аниматор и режиссёр студии «Аэроплан», работает над анимационным сериалом «Фиксики», участвовал в создании мультфильмов «Белка и Стрелка», «Алёнушка и Ерёма», «Незнайка и Барабас»

Моим первым учителем стал Леонид Каюков, которому я очень благодарен, - он взял меня в свою команду анимации на «Союзмультфильм» практически с улицы, прорисовщиком. Примерно в 2005 году я принял участие в проекте «Маша и волшебный орех» - с этого началась моя работа в трёхмерной анимации. В это время 2D-мультфильмов было очень мало, так что пришлось переквалифицироваться из 2D-аниматора в 3D. Сейчас я режиссёр и аниматор на студии «Аэроплан», в данный момент мы работаем над проектом «Фиксики».

Некоторые люди про 3D-анимацию думают: «Компьютер за меня всё сделает». Это не так! Стоит иметь ввиду, что 3D-программы не сильно облегчат процесс анимирования. Чтобы сделать хорошую сцену, придётся так же, как и в рисованной анимации, следовать законам, знать их, иметь художественный вкус. Вообще сейчас компьютерная анимация старается всё больше походить на рисованную, и ей это здорово удаётся.



Кадры из мультфильма Ивана Пшонкина The devil knows

Важно понять, что 3D-программа, будь то Maya , 3d max или XSI , - это всего лишь инструмент, как карандаш или кисть, при помощи которого вы создаёте свою работу. Поэтому надо хорошо изучить эти программы, чтобы потом техническая составляющая не стала проблемой, - курсов и литературы сейчас предостаточно. Для начала стоит поставить программу и найти обучающий материал. Потом скачать бесплатного персонажа (такие есть в Сети) и попробовать его санимировать.

Для тех, кто мечтает работать над полнометражными мультиками, замечу, что в индустрии, по сравнению с предыдущими годами, упор сместился с полных метров на производство сериалов. Изменился ритм производства: работа над полным метром более размеренная, у сериала же есть жёсткие сроки - это дисциплинирует.

Марат Давлетшин о том , как важно быть
наблюдательным и не прекращать учиться и узнавать новое, даже устроившись на хорошую работу

Марат Давлетшин

Ассистент аниматора на студии Disney, работал аниматором на проекте The Walking Dead: The Game, а также аниматором на полнометражных лентах «Смешарики. Начало» и «Белка и стрелка»

Я учился в техникуме, совершенно не связанном с искусством. В последний год учёбы я был настолько увлечён компьютерной графикой, что совсем забросил свои основные занятия. С трудом защитил диплом и начал готовиться к поступлению во ВГИК. Начал делать свой первый короткий метр в 3D, сделал кое-какие тесты персонажей, локаций и выложил короткий трейлер на всеобщее обозрение на форуме cgtalk.ru , который, к сожалению, уже не существует. Я торопился закончить фильм, чтобы отправить его для вступительного экзамена во ВГИК, но внезапно получил письмо от питерской студии «АЛС-групп», которая занималась 3D-играми для слот-машин - они предложили мне работу и обучение на студии. Я согласился не задумываясь. Так началось моё профессиональное путешествие, мне было 19 лет.

Повзрослев, я поехал учиться в Сан-Франциско, в Animation Collaborative - это школа анимации, которая находится прямо напротив студии Pixar, художники оттуда приходили к нам преподавать. Сейчас я работаю на студии Disney в роли ассистента аниматора, в ноябре должен выйти наш анимационный фильм Frozen («Замёрзшая сердцем»). При этом я не прекращаю своего обучения: на студии постоянно проводят мастер-классы и курсы для аниматоров.

Будущему мультипликатору очень важно определиться, почему он выбрал именно 3D: можно использовать миллион других техник, чтобы выразить свою идею, и 3D - одна из самых сложных из них, особенно если осваивать её в одиночку. Но, кстати, могу сказать, что Disney и Pixar вообще не смотрят, умеешь ли ты пользоваться компьютером, при приёме на работу. Главное - чтобы в твоей анимации была жизнь, оригинальность и интересная актёрская игра.

Если мы говорим об узкой специализации, профессии персонажного аниматора, то 3D - это самый гибкий инструмент в руках художника, с помощью которого можно выразить любую эмоцию и любое чувство, добавив к этому художественный стиль и чистоту исполнения.

Пару недель назад я наблюдал, как у книжной палатки люди выбирали книги. Вроде ничего особенного, но если присмотреться, можно увидеть персонажа за каждым из них. Один, важный и гордый, перебирает книги, не открывая их - сразу видно, что судит по обложкам. Второй тщательно вчитывается, листает и держит книгу близко к лицу, щурясь. Наверное, книжный червь. Третий вообще разговаривает по телефону и перебирает книги не глядя, видимо, просто нашёл, чем занять руки во время беседы. Аниматор должен такое подмечать - он должен быть любознательным, наблюдательным и открытым. Невозможно стать аниматором, если ты просто сидишь дома и смотришь мультфильмы - так ты просто начинаешь копировать то, что смотришь. Вокруг нас кипит жизнь: в парке, в кафе, в аэропорту, в гостях у друзей, - эту жизнь необходимо запечатлеть, и рисование в этом отличный помощник.

Появление долгожданного ребенка - большое счастье для семьи. Сначала родители настолько поглощены заботой о карапузе, что готовы день и ночь носить его на руках, лишь бы тот был доволен и не плакал. Да и сами они испытывают при этом радость. Но время идет, и в один прекрасный день обнаруживается, что малыш совсем не желает играть один. Более того, он хочет быть именно на руках у мамы или папы и никаких компромиссов не признает. Тогда назревает вопрос о необходимости отучения от рук.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость . Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела . Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу . И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Почему плачет младенец

Вот кроха снова заплакал. Так он дает понять, что испытывает дискомфорт. И происходит это по вполне конкретной причине. Сначала нужно проверить, удовлетворены ли базовые потребности:

  • хочет ли малыш есть или пить;
  • не пора ли менять подгузник;
  • комфортный ли температурный режим в помещении.

Если с этим все в порядке, причиной может быть:

  • Переутомление или переизбыток эмоций (даже если они положительные). В таких случаях часто говорят, что ребенок «перегулял». Он сильно устал, а его нервная система пока не окрепла, чтобы справляться с этим без труда. Поэтому он ищет утешения на руках у самых близких.
  • Кишечные колики из-за повышенного газообразования. Так пищеварительная система адаптируется к новым условиям. Особенно актуальна проблема в первые месяцы жизни, но иногда колики длятся и дольше. Малыш стремится на руки, потому что тепло материнского тела (особенно если прижаться животиком) облегчает его состояние.
  • Плохое самочувствие из-за болезни . Высокая температура, боль в горле, насморк - все это изматывает и не прибавляет хорошего настроения. Когда крохе нездоровится, ему также нужен тесный контакт с родителями.
  • Страх . Ребенок может испугаться резких звуков или незнакомых людей. Тогда плач - естественная реакция, на руках у мамы он ищет защиты.
  • Падение или ушиб . Ударился ребенок или просто испугался - все равно он будет искать утешения и проситься на руки.
  • Режутся зубы . Испытывая болезненные ощущения и мучительный зуд, сложно оставаться спокойным, особенно маленькому ребенку.

В подобных случаях с помощью плача малыш зовет родителей, потому что нуждается в помощи, а не пытается ими манипулировать. Следует по возможности устранить дискомфорт ребенка или максимально его уменьшить. В том числе, взяв на руки и успокоив. Главное - уметь различать, когда дитя действительно нуждается в маминых руках, а когда капризничает. Это умение приходит с опытом.

Подходящий возраст и способы отучения ребенка от рук

Во многом успех зависит от возраста. Стоит отметить, что дети до года не умеют лукавить. Понимание того, что взрослыми можно манипулировать, приходит позже, когда нервная система достигает определенного уровня развития. Поэтому если младенец плачет и просится на руки, у него есть проблема, которую взрослому нужно решить.

Вывод: рано для отучения может быть, а вот поздно - нет. Крайне важно выбрать правильный момент. Сказанное отнюдь не означает, что отучать не нужно вообще. Однако всегда следует учитывать возраст и индивидуальные особенности.

Главные условия успеха - постепенность и настойчивость . Если перестать носить на руках резко, это может травмировать психику ребенка и будет воспринято как несправедливое наказание. Есть более щадящие методы отучения.

Дети до года

По мнению специалистов, самое подходящее время, чтобы начать - 6–8 месяцев. До этого возраста частый тактильный контакт с матерью совершенно естественен и необходим для гармоничного развития малыша.

Стоит попробовать следующие способы:

  • Кормить в положении лежа, чтобы кроха располагался не на руках, а рядом.
  • Когда малышу скучно, можно с ним поговорить ласковым приветливым тоном, а также развлечь с помощью потешек, музыки, погремушек или мобиля.
  • Каждый день гулять. Если ребенок плохо спит в кроватке днем и в итоге это время проводит у мамы на руках, можно выходить на улицу, когда он хочет спать (1-2 раза в день). Сон на свежем воздухе полезен, да и руки у мамы будут свободны.
  • Если в кроватке спит хорошо, стоит, наоборот, сделать так, чтобы карапуз на улице бодрствовал. Разговаривать с ним, открывать обзор из коляски по возможности. Тогда малыш будет получать впечатления, ему некогда будет скучать. А после прогулки он уснет быстрее, и мама сможет заняться делами или немного отдохнуть.
  • Планомерно заменять время нахождения на руках пребыванием рядом, сохраняя при этом тактильный контакт. Например, положить малыша на кровать, сделать легкий массаж или просто ласково погладить его.
  • Если ребенок проснулся и заплакал, можно попробовать с ним поиграть: закрыть лицо руками, а потом открыть и с улыбкой сказать: «Ку-ку!» Вскоре младенец успокаивается и начинает улыбаться в ответ.
  • Вместо ношения на руках хорошо играть в парные игры. Например, катать друг другу машинки или мяч.
  • Носить кроху в слинге на кольцах. Так он будет получать необходимое тепло, а у мамы будут свободны руки.

Годовалые дети

Ребята постарше умеют сидеть, ползать, а некоторые уже ходят. Они с удовольствием исследуют окружающий мир и какое-то время могут занимать себя самостоятельно. Чтобы снизить количество времени, проведенного на руках, следует придерживаться определенной тактики:

  • Брать на руки, в большинстве случаев, спокойного малыша. В этом возрасте он уже многое понимает. Если заметит, что его берут, только когда он падает или еще как-то себя травмирует и громко плачет, такие ситуации будут повторяться все чаще.
  • Пробовать отвлекать чем-то интересным каждый раз, когда малютка просится на руки.
  • Увидев, что малыш протягивает руки, не обязательно тут же его поднимать. Лучше присесть рядом с ним и уделить внимание по-другому: почитать вслух, поиграть вместе, поговорить или просто посидеть рядом. Сейчас так много интересных вещей продают для детей: яркие погремушки, мячи, развивающие коврики, музыкальные игрушки.
  • Пусть остальные члены семьи станут союзниками в воспитании самостоятельности и придерживаются той же тактики.
  • Если ребенок испытывает сильную привязанность не столько к рукам, сколько к матери, есть смысл попробовать переключить его на кого-то другого (на папу, бабушку или старшего ребенка).
  • Экстренный вариант - включить мультики по возрасту. С большинством детей работает безотказно. Но не стоит обращаться к этому способу слишком часто: привыкание к телевизору, планшету и другой электронике происходит молниеносно, а преодолеть его еще сложнее, чем зависимость от рук.

Внедрять использование указанных приемов необходимо плавно и не торопясь. Для начала хватит всего пары минут самостоятельной игры на полу, на диване или в кроватке под присмотром взрослого. Потом это время следует увеличивать примерно на 2 минуты ежедневно. Постепенно кроха привыкнет и перестанет требовать постоянного нахождения на руках. Он поймет, что родители и так поблизости. Они отзываются и в любой момент приходят на помощь. И с ними вполне комфортно просто находиться рядом и играть.

Что делать, если ребенок не засыпает без рук

Нередки ситуации, когда кроха довольно долго обходится без рук, когда бодрствует, но засыпать в кроватке категорически отказывается. Вот что можно предпринять:

  • Создать ежедневный ритуал отхода ко сну. Ребенок привыкнет, что после определенных событий или действий его укладывают спать. Массаж, купание, сказка на ночь, темнота и тишина в комнате помогут карапузу должным образом настроиться.
  • Перед сном покормить ребенка грудью (при необходимости), положить в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты. Даже когда малыш протестует, выдержать паузу и не заходить несколько минут. Если он не перестанет плакать сам, следует вернуться, но попытаться успокоить, не беря на руки (погладить, ласково поговорить). То, что мама пришла на зов, даст младенцу понять, что его не бросают и не игнорируют. Когда он утешится, мама снова уходит на 4–5 минут, и так до тех пор, пока карапуз не уснет. Интервал между возвращениями увеличивать, прибавляя 2–5 минут каждый день.

Эта методика требует терпения, ведь поначалу укладывание будет долгим. Зато со временем ребенок привыкнет засыпать самостоятельно, без укачивания и долгих колыбельных на ночь.

Главный совет : подумать, так ли необходимо отучать от рук именно сейчас? Ведь, по сути, все способы сводятся к двум сценариям: либо внимание ребенка переключают на что-то другое, либо его просьбы игнорируют.

Первый вариант с одним ребенком работает, с другим - нет. Второй со временем дает результат, но в большинстве случаев оставляет ребенку душевную травму на всю жизнь. Если сейчас малыш смирился, что плачем ничего не добьется и сидит спокойно играет, в более взрослом возрасте это может выйти боком и доставить куда больше проблем. У крохи может сформироваться низкая самооценка, может появиться закомплексованность и нервозность. Поэтому полностью растворяться в малыше не нужно, но и отучать от рук следует с умом.

Ребенок вырастет быстро и вскоре перестанет проситься на руки. Девочки еще могут оставаться ласковыми. А вот сыновья, повзрослев, начинают вырываться из объятий со словами: «Мам, хватит, ну что я - маленький, что ли?» Это время не за горами. Останется только вспоминать с нежностью и легкой грустью моменты, когда он просился на руки и тосковал всякий раз, когда мама выходила из комнаты.