Вербное Воскресенье. Рассказ детям. Беседа на тему:"Вербное воскресенье"

Как верба весну кличет

Дед Мазай у нас — картинка на рулончике от туалетной бумаги — остался от недавней игры по стихотворению «Дед Мазай и зайцы». За веточками вербы к речке идти нужно, а деревенька, в которой деде Мазай живет, как раз на речке стоит, поэтому мы про него опять и вспомнили.

Дед Мазай: Друзья, как я рад, что опять в гости ко мне заглянули. Вербным воскресеньем интересуетесь? Любят этот праздник верующие люди и в деревне, и в городе. Все, что знаю, рассажу вам, про него и даже покажу.

Согласно Священному писанию, за неделю до своего воскресения Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим. Его встречали как Сына Божия, так как накануне он совершил чудо, воскресив своего недавно умершего друга Лазаря (этому событию посвящена Лазарева суббота перед вербным воскресеньем). В этот день верующие чувствуют легкую грусть, ведь Иисус приехал в Иерусалим добровольно, зная, что скоро ему предстоит трагическая гибель. Христос въезжал в Иерусалим на осле, как въезжали в город победители и правители, а ликующий народ встречал его взмахами ветвей пальм. В нашей стране пальмы не растут, а весной первой распускается верба. Вот и стал называться день входа Господня в Иерусалим Вербным воскресеньем.

Частенько на Руси говорили: «Без вербы - не весна». И правда, малыш, в этом году по-весеннему тепло стало лишь на вербной неделе. Послушай:

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, - верно,
Что весна пришла
Это значит - верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень - снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба - верба зацвела.
(А. Барто «Апрель»)

А еще говорят, что верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд. Ну да нам грязь не страшна, мы и по распутице к речке сходим — веточек вербы наломаем. Обычно делали это в Лазареву субботу — за день до праздника. Надевай малыш резиновые сапожки и пойдем. Только, смотри, в очень глубокие лужи не наступай, а то недолго и провалиться.

Разложила на полу вырезанные из синего, коричневого, голубого картона лужи. Чтобы добраться до вербы (веточки, поставленные в вазу) нужно было обойти их стороной. Добравшись до веточек, посчитали их. Всем хватит. И даже морской свинке останется.

Дед Мазай: Малыш, а на обратном пути давай узнаем, как вербу на Руси называли. Заглянули под лужи, под ними оказались карточки с буквами и числами.

По порядку разложили числа, получилось у нас «ракита».

Дед Мазай: Малыш, а еще вербу на Руси по-разному называют и ивой, и ветлой, и ракитой, и тальником. Малыш, давай сыграем с тобой еще в одну в игру. У кого, за одно и то же время, сережек на веточках распустится больше, у того весна быстрее наступит.

Для игры нам понадобились нарисованных на двух листах бумаги веточки, а вместо сережек — макароны в виде ракушек. Их можно покрасить в белый или желтый цвет, но мы использовали как есть. С помощью песочных часов засекали время и раскладывали на веточках сережки-макаронины. У кого оказывалось больше, тот выиграл.

Веточки вербы и здоровье

Дед Мазай: Наломанные в Лазореву субботу веточки вербы несли в церковь, что освятить, а потом дарили родственникам и друзьям, а те, что останутся, ставили в переднем углу избы за иконами и хранили весь год.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
(А. Блок «Вербочки»)

В народе считалось, что верба охраняет дом и живущих в нем от всего плохого, от бедности, болезней, невзгод. А веточками вербы, оставшимися с прошлого года, обметали дом, а потом их сжигали.

Веточек вербы, оставшихся с прошлого года у нас не нашлось, поэтому эту традицию пропустили.

Дед Мазай: В вербное воскресное утром легонько ударяли вербой всех жителей дома. Считалось, что это даст им здоровье и силу, которых у вербы в избытке: вербу всегда считали сильным, крепким и живучим деревом, которое могло расти в любой почве. Малыш, попробуем соблюсти эту традицию?

Легонько постукивала по разным частям тела сына под закличку:

Верба, верба, верба-хлест,
Будь здоров! Будь здоров!

Потом он сам постукивал по остальным членам семьи.

Дед Мазай: А теперь я буду тебя легонько ударять, а ты считать. А потом сравним, одинаковые ли у нас числа получатся.

Сын закрывал глаза, я легонько ударяла его по руке. Он считал. Если угадывал, менялись ролями.

Дед Мазай: А теперь давай в путаницу поиграем. Ты часть теле будешь называть, а я по нему легонько стучать буду. Если ошибусь, ты заметить должен.

В эту игру играли с закрытыми глазами: я называла части тела, но ударяла совсем по другим. Сыну нужно было заметить несоответствие.

Дед Мазай: Малыш, а еще говорят, что желания, которые в Вербное воскресенье загадать, сбываются. Но только, если они добрые и светлые. Мы с мамой из вербных веточек воротца сделаем, а ты через них пройдешь и желание загадаешь.

Вместе со старшим сыном из двух веточек сделали воротца, младшему нужно было под ними пройти и загадать желание.

Дед Мазай: Видишь, Малыш, верба какая. Не зря ее на Руси ласково называли: «вербушкой». Любят деревенские жители и другие деревца. Давай их тоже ласково назовем.

Придумали с сыном ласковые названия и для других пород деревьев. которые в нашх лесах растут:

  • береза — березонька,
  • тополь — тополек,
  • дуб — дубок,
  • сосна — сосенка,
  • ель — елочка и т.д.

Дед Мазай: Малыш, послушай-ка стихотворение:

Анастасия Орлова сборник «Яблочки-пятки»

Дед Мазай: Малыш, правда, пушистые почки похожи на маленьких цыплят?

Верба и животные

Дед Мазай: Верба не только людям здоровье давала, но и животным. Поэтому веточки вербы развешивали, и в хлевах, где скотина жила. С почками вербы хлебы пекли небольшие хлебцы, их домашним животным давали, чтобы они были здоровы и принесли в этом году богатый приплод. Малыш, поможешь тесто замесить?

Почки вербы из пластилина скатали, а тесто из влажных салфеток сделали.

Дед Мазай: Веточки вербы в хлеву долго висели, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, чтобы не заболели и хищник на них не напал, а несколько веточек оставляли — ими животных в поле и выгоняли. Веточка у вербы хотя и тоненькая, но сильная, слушаются ее животные очень хорошо. Малыш, попробуешь веточкой вербы животных из хлева выгнать?

Животными у нас были несколько воздушных шаров. Сначала положили их под стол — это хлев, в потом веточкой вербы в поле выгоняли. Старались, чтобы не лопнули.

Дед Мазай: Молодец, малыш, справился.

Творчество «Вербный букетик»

Дед Мазай: Малыш, в вербное воскресенье малыш освященные веточки вербы дарили друг другу. Давай с тобой букетики вербных веточек оберем, красиво оформим, и ты подаришь его кому-нибудь.

Для поделки «Вербный букетик» нам понадобились:

  • лист бумаги;
  • коричневый фломастер, чтобы веточку нарисовать;
  • ножницы;
  • белые или желтые салфетки;
  • клей ПВА;
  • самоклеющаяся пленка для обертывания книг (продается в магазинах канцелярских товаров);
  • цветная бумага (у нас глянцевая двусторонняя) для конфетти;
  • дырокол;
  • ленточка для завязывания букетика.

На листе бумаги формата А5 нарисовала веточки вербы. Вырезали их в форме букетика. Сминая небольшие кусочки бумажных салфеток, сделали почки вербы и приклеили их на веточки на клей ПВА.

Из цветной бумаги дыроколом (удобнее цветную бумагу складывать в несколько раз) сделали конфетти. По размеру альбомного листа вырезал кусочек самоклеющейся пленки, убрали защитный слой бумаги и насыпали конфетти. Конфетти приклеилось и получилась красивая оберточная бумага для нашего букетика.

Упаковали букетик в оберточную бумагу липкой стороной наружу и приклеили к зеркалу. Красота!

Вербное воскресенье в стихах

Пока поделку делали, стихи про вербное воскресенье читали, а после книжечку с первым стихотворением со своими иллюстрациями сделали:

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
(А. Фет «Уж верба вся пушистая»)
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.
(К. Бальмонт «Вербы», отрывок)

Гадаем по погоде в Вербное воскресенье

Дед Мазай: Малыш, в природе ничего просто так не бывает. Все со всем связано — люди давно это заметили. Вот, например, по погоде в Вербное воскресенье на весну гадали:

  • если на Вербное воскресенье идёт дождь - будет хороший урожай;
  • а сели стоит сухая погода, то и урожай будет так себе;
  • а если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно ни хороший, ни плохой — нормальный.

Дед Мазай: Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков. Это для нашей низкой местности как раз важно.

Малыш, надеюсь, все ненастья обойдут и мой, твой дом стороной. Ну а чтобы на урожай погодать, вербное воскресенье ждать будем.

Мы поблагодарили деда Мазая за пожелания и простились с ним.

Вот такое знакомство с Вербным воскресеньем у нас получилось. С наступающим вас праздником!

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Вербное Воскресенье для детей.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
(А.Блок)

Здравствуйте, дорогие мамочки, папочки и все посетители нашего блога о творческом развитии
детей!

Чуть больше недели осталось до Великого праздника – Пасхи!

И сегодня мы начинаем наше Пасхальное Ожидание, начинаем готовиться к Пасхе вместе со своими детишками.

И если вы ещё не успели присоединиться к нам, можете сделать

Предлагаю начать наше Ожидание Пасхи с рассказа о том, что такое Вербное Воскресенье. В этом вам поможет текст ниже. Его я приготовила для праздничного занятия со своей дочей.

Но одного текста будет недостаточно. По возможности, сходите с малышом в церковь и освятите веточки вербы, сделайте , можно предложить ребёнку раскраски по этой теме.

Обязательно посмотрите в ютубе видео о Вербном Воскресении, послушайте музыку. В интернете я нашла вот эту песню в исполнении Елены Фроловой «Вербное Воскресенье», можете воспользоваться ей.

Итак, начнём – Вербное Воскресенье для детей.

Дорогие дети, завтра мы будем отмечать один из великих и светлых праздников – Вербное Воскресенье, или по другому – Вход Господень в Иерусалим.

В этот день Иисус Христос, наш Бог (Господь) въехал в Иерусалим. Жители этого города встречали Иисуса радостно и торжественно. В руках они держали пальмовые ветки и бросали их ему под ноги. Все люди были наслышаны о том, что Иисус исцелял больных и совершал чудеса. Поэтому его встречали в этот день, как царя.


У нас, на Руси этот праздник очень почитаем, но так как у нас не растут пальмы, и нет пальмовых веток, мы берём веточки вербы.

Ведь верба первой просыпается от зимнего сна, а Вербное Воскресенье приходит к нам ранней весной, когда на деревьях ещё не распустились почки.

Поэтому и праздник у нас, в России называется Вербное Воскресенье. Отмечается он за неделю до другого великого праздника – Пасхи.

В этот день принято ходить в церковь на праздничную службу и освящать там веточки вербы, в память о том, что Иисус вошел в Иерусалим, как царь.

Верба с древности почитаема у нашего народа и считается чудесным растением. Освещенная в церкви, она охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града, способствовала урожаю, наделяла здоровьем.


А еще, по поверью, в Вербное Воскресенье веточкой вербы, принесённой из церкви, нужно касаться всех своих близких и родных – для здоровья. При этом приговаривать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля».

Вот ещё некоторые приметы, связанные с Вербным Воскресеньем.

Если Вербное Воскресенье солнечное, то урожай будет богатым.

Если веточку вербы воткнуть в землю – убережет посевы. Если освященную вербу бросить в пламя, она остановит пожар.

В старину, на Вербное Воскресенье открывались вербные базары, на которых продавали ветки вербы, украшенные бумажными ангелочками, и назывались они вербными херувимами. Также на базаре продавались детские игрушки, книжки, сладости.

Веточки вербы, которые освящают в храме, хранят дома целый год, до следующего праздника. Считается, что они оберегают дом от злых сил.

А старые веточки вербы, через год относят в церковь.

В Вербное воскресенье принято дарить друг другу веточки вербы и поздравлять близких, друзей и просто знакомых с этим праздником.

Воскресенье Вербное, празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год.

В этот день, как водится, чествуют Христа,

Мысли благодатные, и душа чиста.

А для большей удобности и наглядности для своей доченьки я подготовила яркую и красочную презентацию «Вербное Воскресенье», которой поделюсь с вами, с большим удовольствием!

С Уважением.
Елена Медведева.

Подпишитесь на обновления нашего блога, и вы первыми узнаете о новых развивашках для вашего малыша:

Лариса Крошкина
Сценарий развлечения «Вербное воскресение» в группе дошкольного возраста 5–7 лет

МБДОУ д/с № 5 «Яблонька»

Сценарий развлечения

«Вербное воскресение »

в группе дошкольного возраста 5 – 7 лет

Воспитатель : Крошкина Л. В.

Воспитатель. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, верба . С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба , особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине : чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы , приговаривая : «Как вербочка растет , так и ты расти» . А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря : «Верба хлест , бей до слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми» .

Исполняется песня «Вербочка »

Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.

На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары , или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы , всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки, пищалки и другие детские забавы. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляний целыми семьями. Вербные базары устраивались на центральных площадях На вербных базарах проходили различные выставки, например цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.

Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, позовем торговцев.

Звучит «Ой полным, полна моя коробочка»

Торговцы.

1ый. У нашего Якова - товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

2ой Посуда наша - для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

1ый. - А вот яблоки ранет - у кого своих нет!

Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

2ой. - Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

1ый. - У нас без обману, материал без изъяну!

Шелк, атлас, канифас, Весь девичий припас!

Дети покупают все, что есть у торгашей.

Воспитатель. А помните, ребята, я говорила вам, что на базары заходят и бродячие артисты. И у нас сегодня в гостях скоморохи!

Ах, честной народ, распотешим мы вас!

Мы скакать пойдем с колокольцами,

С колокольцами, болобольцами!

Вот идет по дороге Ерема!

Полюбуйся-ка, народ, на скомороха!

Скоморох.

За Ерохой, кто с хвостом, кто с рогами,

А один-то, погляди, вверх ногами!

Ну а этот разве плох ,

Косолапый скоморох?

Топнул, рявкнул

Да по струнам брякнул!

Выходит под музыку «Медведь» изображает игру на балалайке.

Покажи-ка, Мишенька, как девки на работу ходят. (Идет еле- еле.) А с работы. (Бежит быстро.) Молодец, Мишенька, молодец.

Покажи-ка Мишенька как наши ребята утром встают (зевает, хнычут)

А как в садике себя ведут (резвится, балует)

Вот потеха, так потеха,

Люди падают от смеха!

Наш Петрушка - длинный нос

Ухватил коня за хвост!

Скоморох.

Тише, дудки, тише, домры.

До свиданья, люди добры!

Умолкает барабан,

Закрываем балаган!

Скоморохи уходят.

Воспитатель. Да балаган уходит, а на смену петрушка приходит. Сцена театра Петрушки .

Петрушка. Доброго здравия, господа почтенные! Я прибыл сюда господ повеселить, посмешить, позабавить!

Тра-та-та! Ту-ту!

Вдоль плетней, заборов и град,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Песню деревянную поем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Командир ведет нас на парад.

Солдат. Что ты здесь шумишь? Вот я тебя сдам в солдаты.

Петрушка (плачет) . Пропала моя головушка не за копеечку.

Солдат. Полно плакать. Вот тебе ружье. (Дает палку.)

Петрушка. Это, барин, палка - не ружье.

Солдат. Сперва обучают палками, потом с ружьем. Бери!

Петрушка. Давай!

Солдат. На плечо!

Петрушка. Горячо!

Солдат. Ты молчи!

Петрушка. Молчи ты тоже.

Солдат. Ровно!

Петрушка. Марья Петровна!

Солдат. Какой ты бестолковый!

Петрушка. Давай целковый!

Солдат. Смирно! Слушай команду!

Петрушка. Слушаю!

Солдат. Молчать! Как я скажу «раз» , так и ты говори «раз» . Раз!

Петрушка. Два!

Солдат. Не так! Надо раз-раз, два-два. Понял? Ну, давай. Раз!

Петрушка. Раз-раз! Два-два! Солдат. Ну какой ты бестолковый. Налево - круг! Петрушка. Направо вдруг! (Бьет палкой солдата, оба убегают Заканчивается оно настоящей ярмаркой, которую организуют дети и взрослые. Продаются детские книжки, игрушки, различная выпечка.

Публикации по теме:

«Вербное воскресение. Пасха» Праздник на материале русского фольклора для детей старшей группы ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Для детей старшей группы. Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить с православным.

Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний, для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний для старшего дошкольного возраста: «Как Иван - дурак в школу пошёл». Действующие лица: Ведущая,.

«Светлое Христово Воскресение». Сценарий развлечения для дошкольников Светлое Христово Воскресение (сценарий развлечения для дошкольников) Задачи: * познакомить учащихся с традицией празднования Пасхи; * расширить.

Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Пасха» Звучит народная музыка. Хозяюшка встречает детей. Хозяюшка. Здравствуйте мои друзья, Рада всех вас видеть я! С праздником Пасхи поздравляю.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы защитники» Развлечение «Мы защитники» подготовительная группа «Семицветик» Цель: Формировать и расширять представления детей о русских защитниках.

ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания детей о празднике «Масленица», ее символами, традициями. 2. Знакомить с русскими народными играми; учить в.

Нестеренко И.Е. воспитатель

МБДОУ «Детский сад с. Купино

Шебекинского района Белгородской области»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

На тему: «ЧУДЕСНОЕ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Программное содержание:

Предварительная работа: посещение мини-музея «Русского быта», ознакомление детей с утварью (ложками, чугунками, самоваром, крынками, мисками) и способами ее применения, разучивание русской народной игры « Займи место», ознакомление детей с деревом - верба.

Оборудование: иллюстрация «Семейный праздник», веточки вербы в вазе, стол со скатертью, самовар, ложки, хлебцы, чай, лавки.

Ход занятия:

(беседа с детьми, сидящими на своих местах за столами)

Восп. : Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?

Д.: Для весны.

В.: Молодцы! Детки, а какие весенние праздники вы знаете?

В.: Как много праздников, вы вспомнили! А как вы отмечаете праздники дома?

Д.:(ответы детей).

(Рассматривание картинки «Семейный праздник»)

В.: Давайте, рассмотрим с вами на иллюстрацию. Что на ней изображено?

Д.: Семейный праздник.

В.: Да, на картинке изображен семейный праздник. Как вы догадались, что это праздник?

Д.:(отвечают).

В.: Правильно, так как на картинке мы видим гостей в нарядных одеждах, красивый стол с угощениями и цветами, то можно смело утверждать, что это - праздник и собралась вся семья.

(Беседа с детьми)

В.: Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева?

Д.: Верба.

В.: Правильно, это веточка вербы. А вы знаете, что весной отмечают праздник, посвященный вербе, который называется Вербное воскресение. Ребята, а слышали ли вы о таком празднике?

Д.: (ответы).

(Рассказ воспитателя об истории праздника)

В.: К сожалению, сейчас не во всех семьях празднуют этот праздник, хотя он возник много лет назад. Вербное воскресение обычно справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник - Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим - это название город. Когда - то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.

(Беседа с детьми)

В.: А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?

Д.: (дети высказывают свои предположения).

В.: С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.

В.: Детки, а вы хотели бы узнать, как Вербное воскресение справляли в давние времена?

Д.: (ответы детей).

В.: Для того, чтобы попасть в прошлое мы должны с вами коснуться этих волшебных вербовых веточек и вмиг очутимся на празднике.

Д.: (дети касаются, после чего, проходят в другую часть группы, где их встречает Хозяюшка, а также стоит стол и лавки).

(Беседа с Хозяюшкой)

Х.: Здравствуйте гости дорогие! Проходите. В моем доме всегда гостям рады.

Д.: Здравствуйте! (Садятся на лавку).

В.: Здравствуй, милая Хозяюшка! Очень хочется нам узнать, как вы праздник Вербное воскресение справляете. Может быть, вы нам в этом поможете?

Х.: Ну, конечно, помогу. К вербному воскресению мы готовимся задолго, всю неделю с матушкой порядок в избе наводили, а батюшка с детками моими да с мужем в это время готовятся к работе в поле. В день праздника мы все идем в церковь, на праздничную службу. Вот и я с дочкой (дочка качает в люльке малыша) только из церкви вернулась. Да веточки чудесные домой принесли.

В.: А для чего?

Х.: В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:

Верба, верба, верба хлест,

Верба хлест - бьет до слез,

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест - бьет до слез!

Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез! (во время проговаривания слов, слегка похлестывает каждого ребенка.)

Х.: Да, что ж я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком угощу, дочка неси нашу праздничную скатерть. (Девочка подает скатерть Хозяюшке, накрывает стол скатертью.)

В.: Детки, посмотрите, какая красивая скатерть.

Х.: Да, ребятки, моя матушка, ох и рукодельница. Она эту скатерочку всю зиму ткала, а потом вышивала на ней узоры, а Глашенька весь вчерашний вечер ее утюжила (показывает на девочку), готовилась к празднику.

Х.: Вот и скатерть на столе. Ой, детушки - ребятушки, а сейчас я вам загадаю загадку, кто ее правильно отгадает, тот узнает, что я поставлю на стол.

(Отгадывание загадок)

Слушайте внимательно первая загадка: «У носатого у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит». (Самовар)

(Хозяйка ставит на стол самовар).

Х.: Ай, да молодцы, я - то думала, что не угадаете. В.: Ребятки, скажите, пожалуйста, для чего он нужен?

Д.: Чай пить.

Х.: Мы любим чаевничать. У нас в народе говорят: «Чай пьешь - до ста лет проживешь» Поди - ка, у вас сейчас и самоваров - то нет. Интересно, а в чем же вы воду для чая кипятите?

Д.: В чайнике.

В.: Ребятки, а чем самовар отличается от чайника?

Д.: Самовар сам воду кипятит, а чайник нужно на плиту поставить.

В.: А чем они похожи?

Д.: И у чайника, и у самовара есть дно и крышка. В них кипятят воду, есть и носики, откуда льется кипяток.

В.: Милая Хозяюшка, а какое у вас, на Руси любимое угощение к чаю?

Х.: Любим мы чаек пить с бараночками, с вареньицем да с сахаром. (Ставит на стол угощение.) Ребятки, а вы с чем любите чаек попить?

Д.: (Рассуждают).

Х.: Итак, загадка вторая: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Что это?

Д.: Ложка.

Х.: Правильно, это ложка. (Показывает.) Просто загляденье! А вам нравится?

Х: Ребята, а кто из вас знает, из чего раньше делали такие красивые ложки?

Д.: Из дерева.

В.: Как можно про них сказать, какие они?

Д.: Деревянные.

Х: Эти ложки выдалбливали мой муж и мой батюшка из дерева (показ баклуши). А вот еще в одном месте, Хохломой зовется. Их покрывают специальным маслом, натирают порошком, расписывают и сажают в печь, до тех пор, пока она не зазолотятся. Когда матушка с батюшкой туда ездили, привезли нам в подарок такие ложки.

В.: Ребята, давайте, с вами сравним ложки современные и старинные. Чем они отличаются?

Д.: Ответы детей.

В.: Правильно, старинные ложки, в отличие от современных были деревянные с красивыми узорами, кроме, того ложками этими не только ели, но на них еще и играли. Ребятки, а чем они похожи?

Д.: Формой.

Х.: Ребятушки, как много вы, знаете о ложках, о самоваре. Откуда вы все это знаете?

В.: Хозяюшка, а у нас в группе есть мини - музей, в котором собраны эти предметы.

Х.: Вы сказали, что эти красивые расписные ложки могут быть музыкальными инструментами. Музыкантов, которые на них называют ложкарями. Хотите попробовать поиграть на ложках.

Д.: Ответы детей.

Х.: Ну - ка, Глаша приглашай гостей повеселиться.

Игра « Музыканты - ложкари».

(Дети встают парами лицом друг к другу, ноги ставят на ширину плеч, руки согнуты в локтях.)

Ладушки, ладушки, где были? (дети прямонаправленными движениями ударяют по ложкам друг друга.)

У бабушки.

Что ели? (ударяют по ложкам друг друга перекрестно, то левой, то правой рукой.)

Что пили?

Ладушки, ладушки, (поворачиваются лицом к детям и ударяют ложки друг о друга.)

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили. (Делают поклон)

Х.: Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души, да как у вас все складно получается! Вот и стол накрыт, осталось только «барашки» на стол поставить.

В.: А что такое «барашки»?

Х.: Это такие хлебцы, в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет счастливым. Такие «барашки» на Руси пекут только бабушки и раздают их деткам. Вот и моя матушка для вас их напекла, пойду, принесу. А, вы пока с Глашенькой поиграйте. (Уходит)

Глаша: На Вербное воскресенье устраивались вербные базары или ярмарки. На ярмарке можно было купить разные игрушки и сладости, свистульки, книги. Я очень люблю с матушкой ходить на ярмарки, а больше всего мне нравится играть там. Ну - ка, ребятки вставайте и место в круге занимайте!

(Русская народная игра «Займи место»)

Одной из самых любимых игр, была игра под названием «^ Займи место», в которую мы с вами поиграем. Нам для этой игры нужен водящий, с веточкой вербы в руке. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав “хоп”, водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

(Беседа с детьми)

В.: Ну как вам понравилось?

Д.: Да. (Заходит Хозяюшка.)

Х.: А вот и я вернулась, вы, наверное, заждались меня. (Ставит на стол хлебцы и наливает чай.) Ешьте, угощайтесь - силы, здоровья набирайтесь. Да помните, что это необычное угощение, а с подарочком внутри.

(Хозяюшка угощает детей)

Восп.: Спасибо, тебе Хозяюшка, за чай и за необычное угощение! Но нам пора возвращаться в детский сад. А то нас там все заждались. (Встают с лавочек,прощаются с Хозяюшкой и Глашей). Как же нам вернуться в детский сад. Ребята, а кто из вас помнит, как мы сюда попали?

Д.: Мы касались веточки вербы.

В.: Тогда давайте попробуем. (Касаются вербы и проходят за свои столы, садятся). Ребятки, а что вы чувствуете, когда касаетесь вербочки?

Д.: (рассуждают).

В.: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Д.: Ответы детей.

В.: Теперь - то мы с вами знаем, как отмечали Вербное воскресение на Руси. Я приготовила вам подарочки. Это вербные веточки, приносящие удачу, здоровье и счастье. (Раздает веточки каждому ребенку).

В.: Ребятки, какое у нас было необычное путешествие, в котором экспонаты нашего мини - музея оживали и рассказывали о себе.

Список использованных источников:

Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»

М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду"

Этот праздник ещё называется «Вход Господень в Иерусалим». Он отмечается за неделю до Пасхи, в воскресенье. Накануне этого дня вечером в церкви освящаются зелёные веточки деревьев, чаще всего вербы. Священник раздаёт их всем, кто приходит в церковь, и все стоят в храме с зелёными ветками и зажжёнными свечами в руках. Что же это за праздник и чему он посвящён?

Согласно Библии Иисус Христос знал не только о том, что его убьют, но даже и о том, когда и где это случится. Он говорил об этом своим ученикам, и они уговаривали его не ходить в Иерусалим, потому что именно там должно было произойти это страшное событие. Но Иисус Христос знал также и то, что он появился на земле для того, чтобы пострадать за грехи людские, и он всё-таки пошёл в город. Когда он подошёл к городу, то подозвал к себе двух своих учеников и сказал им:

— Пойдите в селение, там вы найдёте привязанную к дереву ослицу и молодого осла, на которого ещё никто не садился. Отвяжите их и приведите ко мне. — Ученики так и сделали. Христос сел на осла и поехал в Иерусалим. Увидев его, весь народ побежал к нему навстречу с криками: «Осанна!» — то есть «да здравствует!». Люди стелили на дорогу, по которой он ехал, свою одежду и бросали ему под ноги пальмовые ветки. Так об этом говорит Священное Писание.

С IV века это событие стало отмечаться как большой христианский праздник, а поскольку он отмечается за неделю до Пасхи, то это значит, что Вход Господень в Иерусалим относится, как и Пасха, к числу переходящих церковных праздников, то есть ежегодно он отмечается в разные дни, но обычно это бывает ранней весной.

В России этот церковный праздник известен больше как Вербное воскресение. И вот почему. Ты помнишь, что, когда Иисус Христос вошёл в Иерусалим, люди бросали ему под ноги пальмовые ветки. Во время этого праздника в храмах священники должны освящать тоже пальмовые ветки.

Правда, в разных странах для этой цели используются ветки разных деревьев, а вот в России, как ты знаешь, ранней весной, когда отмечается этот праздник, начинают цвести только ветки вербы, покрываясь серыми пушистыми шариками. Поэтому в России в православные храмы люди издавна приходили с ветками вербы в руках и их освящали, а сам этот день и праздник назвали Вербное воскресение.

Вербное воскресение — переходящий праздник.

Славным Вербным воскресеньем

Называют день весенний.

До распятья, дней за шесть

Лазарь Божий глас принёс,

И гласила эта весть,

Что спаситель наш — Христос.

И Спаситель на ослице

Въехал в Иерусалим.

Люди с радостью на лицах

Представали перед ним.

Ветви с пальм они срезали,

Всю дорогу усыпали

И, «Осанна!» говоря,

Сына Бога так встречали,

Как встречали бы царя.

Вспоминаем мы Мессию

И спасительную весть.

Пальмы не растут в России,

Но зато здесь верба есть.

Белой кисточкой пушистой

Верба первой расцветает,

Свежий, трепетный и чистый

Образ пальмы заменяет.

Ветки вербы освящают

Праздничным воскресным днём.

Целый год они спасают

И оберегают дом.

Веточки напоминают

Человек не умирает.

Как на Руси праздновали Вербное воскресенье?

В канун Вербного воскресенья полагалось срезать пучки ветвей вербы, покрытых пушистыми почками. В церкви ветки освящались. Считалось, что распустившиеся на них почки и золотистые серёжки обладают особой магической силой. Почки срывали и запекали в особые маленькие хлебцы, числом не менее девяти.

В один из хлебцев клали серебряную монетку. Кому она достанется, для того будущий год будет благополучным. Пели монетку находила девушка, то она вскоре должна выйти замуж.