Скорочтение для детей: упражнения, когда начинать, ошибки, рекомендации. Техника быстрого чтения для взрослых и детей. Скорочтение и развитие памяти: методы и упражнения

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Природа мозга и ума в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться разными способами. Для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения установится, ничто не мешает таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Затем вы настраиваете метроном на неестественно- быстрый темп.. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки.

Как работают глаза при чтении

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

Можно ли следить за текстом пальцем?

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Компьютерные упражнения (тренинги) на расширение (измерение) угла зрения

  • Угол зрения и чтение - упражнение для вхождения в состояние скорочтения
  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Упражнение на расширение угла зрения - правильное запоминание цифр
  • Таблицы Шульте - расширение угла зрения для вхождения в состояние медитации и режим быстрого чтения.

Компьютерные упражнения (тренинги) на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Чтение и ритм

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

  • Чтение задом на перед (наоборот)

Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать - это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Большинство людей могут читать, используя только 2 скорости: беглый просмотр и чтение. Скоростное чтение открывает промежуточные его ниши. Теперь вы можете просматривать текст, читать без озвучивания в голове, быстро читать , медленно читать и даже ползти по тексту, в случае если смысл непонятен или сложен.

Материал надо сделать интереснее, прежде чем браться за книгу. Сделать интересным для того чтобы без труда концентрироваться на нём во время чтения.

Погружение в читаемый материал

Если вы увидите что материал интересен, вы сможете полностью погрузиться в него. Полное погружение в материал может сократить время чтения, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтения для освоения навыка скорочтения

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый. Знайте, когда читать медленнее

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владеть навыком скорочтения. Тренинговые центры предлагают обучающие групповые или индивидуальные курсы. Однако, скорочтению можно научиться и самостоятельно в домашних условиях. Как это правильно сделать?

Не проговаривать слова вслух и не прокручивать их в голове

Оказывается читать про себя тоже нужно уметь правильно. Субвокализация – это чтение, при котором читаемые слова, словно слышны в голове. Такой метод тормозит скорость чтения и уменьшает восприятие текста. Как избавиться от этой привычки? Достаточно перебивать себя еще каким-то действием, например, жевать жвачку во время чтения.


Отучиться от возвращений

Процесс чтения многих людей включает в себя обязательное возвращение к прочитанному. Например, после того, как абзац прочитан вместо продвижения дальше по странице с текстом происходит ступор. Мозг сознательно пытается проанализировать слова и предложения. Такая привычка неэффективна. Она замедляет скорость чтения. Избавиться можно только путем практики.

Совет

Отслеживание текста

Вспомните школьные уроки литературы, когда приходилось с помощью карандаша водить по строчкам, одновременно прочитывая написанное. Этот способ считается одним из самых эффективных для развития навыка скорочтения. Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию.


Скимминг – пропуск ненужного

Важно!!!

Отличный способ для беглого ознакомления с книгами – скимминг.

Он подходит когда не стоит цель подробного чтения. Не заменим во время поиска нужной информации, когда из большого объема нужно вычленить что-то определенное. Одна из методик:

  • Изучите введение или предисловие. Затем просмотрите оглавление. Цель – понять, содержит ли книга необходимую для вас информацию. Если содержит, то в какой части она заключена.
  • Просмотрите заключение или последнюю главу.
  • Прочитайте два параграфа: первый и последний.

С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга, или стоит продолжать поиски дальше.



Метод скорочтения. Как читать книгу за 15 минут

Вывод:

В мире имеется огромное количество интереснейшей информации – опыт мудрейших людей, истории жизней и полет воображения. Чтобы прочитать большую часть не хватит и всей жизни. С помощью скорочтения количество изученных книг значительно возрастет.


Метод скорочтения. Как быстро читать

Неудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается.

Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению.

Быстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения. Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного. Независимо от того, какая для этого используется методика и техника.

Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых.

Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению.

Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

Проблемы при чтении у детей

При чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:

  • Артикуляция во время чтения материала «про себя». Восемьдесят процентов детей и взрослых проговаривают прочитанное, шевелят губами и языком. Глаза не сканируют комплексы, слишком продолжительное время останавливаясь на отрывке.
  • Артикуляция осложняет и удлиняет путь обработки прочитанного: слух – речь – анализ. Скорочтение для детей укорачивает и упрощает маршрут текстообработки: зрительный центр – речь.
  • Небольшое поле зрения. Эта проблема характерна для большей части детей. Человеческому глазу свойственно улавливать информацию во время остановки.
  • Глаза передают материал в десятки раз быстрее, чем другие органы чувств. Но многие дети при чтении склонны базироваться на слухе.
  • Неоправданные автоматические повторы обуславливают потерю времени. Скорочтение избавляет от повторов, что ускоряет чтение материала.

Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.

Когда начинать обучение

Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.

Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.

Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.

Как научить ребёнка читать быстро

Профессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание.

Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению.

Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:

  • Разминка. Это чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
  • Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке, по-другому называется таблица Шульте. Работа с подобной таблицей расширяет поле зрения.
  • Повреждённый текст помогает тренировать зрительную память и внимание.
  • Тренировка логического мышления.

Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка.

Ошибки в обучении

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

  • Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
  • Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
  • Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Упражнения

Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:

  • На этапе овладения звуковыми и буквенными обозначениями значима степень развитости зрительной и слуховой памяти, так как основная нагрузка приходится на процессы трансформации буквенного текста в устную форму.
  • Этап чтения по слогам предъявляет требования к развитости аналитических и синтетических умений ребёнка. Здесь важна развитость эрудиции, оперативной памяти, речи, внимания, устойчивости.

Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.

Упражнения для первоклашек

  • Слова-половинки. Когда по части слова требуется догадаться, каким будет оставшийся фрагмент.
  • На буксире. Буксир здесь – читающий взрослый, который проговаривает читаемые слова и ведёт пальцем по читаемой строчке. Ребёнок читает одновременно со взрослым, следя за пальцем, и невольно подлаживается под скорость взрослого.
  • Чтение на время мотивирует ребёнка. Эффективность упражнения заключается в очевидности результата.
  • Упражнение «прыжок-остановка» позволяет зафиксировать умение ориентироваться в тексте при помощи зрительной памяти. По команде «прыжок» ребёнок читает, «остановка» – чтение прекращается, ребёнок закрывает глаза. Следующий «прыжок» – начинает чтение с места остановки.

Упражнения для детей 8–10 лет

Научить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:

  • Исключаем артикуляцию. По команде взрослого «губы» ребёнок прикладывает во время чтения палец к губам и продолжает чтение беззвучно. После команды «вслух» ребёнок убирает палец и читает вслух.
  • Заговорённые предложения. В предложениях изменяется порядок слов. Школьник снимает «заговор» и расставляет всё на свои места.
  • Поправляем буквы. В некоторых словах текста пропустить буквы, слоги или буквосочетания, которые ребёнок вставляет за определённое время.
  • Школьник в роли учителя. Ребёнок исправляет ошибки взрослого при чтении.
  • Таблица Шульте. Школьник на время отыскивает в таблице число от 1 до 30, придерживаясь очерёдности и показывая.
  • Диктант помогает развить визуальную память. Закрыть весь текст, потом открыть на несколько секунд предложение, позволяя ребёнку запомнить его. Далее предложение нужно написать по памяти.

Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно.

Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире.