Семья и семейное воспитание у разных народов мира. Воспитание детей в разных странах мира: примеры. Особенности воспитания детей в разных странах. Воспитание детей в России

Мы воспитываем наших детей так, как воспитывали нас родители, а их наши бабушки и дедушки. И кажется, что лучше методики воспитания не придумаешь. Садик, школа, институт, бабушки и дедушки в помощь - традиционное детство украинского ребенка. Но так воспитывают детей далеко не в каждой стране. Как именно мы сейчас узнаем!

Те дети, чьи родители используют жесткие меры воспитания, с большей долей вероятности становятся жертвами травли со стороны сверстников в школе. Профессор Дитер Вольке, Сюзет Лереа и Мутханна Самара из Университета Уорика (Великобритания) провели исследование, в процессе которого они обработали данные о 200 000 детей. Ученым удалось установить, что негативные или жесткие методы воспитания связаны с повышенным риском стать «агрессором-жертвой».

Германия. Здесь заводят детей к 30 годам, ведь, прежде всего, нужно обеспечить им безбедное существование. Еще будучи беременной, мама подыскивает няню, которая до 3-х лет помогает ей воспитывать ребенка дома. С 4-х летнего возраста малыша начинают водить в «игровую группу», чтобы он общался с другими детьми и правильно развивался, а затем уже его устраивают в детский садик.

Франция. В этой стране детей очень рано отдают в детский садик. Это обуславливается тем, что мамы боятся потерять свою квалификацию и место на работе, к тому же по их мнению в садике ребенок лучше развивается. Почти с рождения ребенка отдают в ясли, потом в садик и в школу. Французские дети очень быстро становятся самостоятельными: сами ходят в школу, покупают себе необходимые вещи и даже готовят еду. Бабушки же видят своих внуков только на каникулах и в праздники.

Италия. Традиционно бабушки и дедушки следят за своими внуками. В детский сад тут ходят дети, лишенные родных или же имеющие «деловых» бабушек. В итальянских семьях большое значение придают семейным обедам и праздникам – в эти дни за огромным столом собираются все родственники, число которых, иногда, делает обед похожим на свадьбу.

Великобритания. Здесь детей воспитывают строго. С младенчества ребенка окружают массой рамок и требований и учат сдерживать свои эмоции. Родители очень умеренно показывают свою любовь и не балуют детей – все это формирует стойкий характер и благородное поведение в обществе

США. В обычной американской семье традиционно минимум два ребенка. В этой стране считают, что одному очень трудно расти и развиваться. Родители всюду берут за собой детей, будь-то поход в кино или на вечеринка. Именно поэтому во многих общественных заведениях есть отдельные комнаты где можно покормить и переодеть малыша.

Япония. До 5 лет ребенку в японской семье позволено все: его балуют, никогда не ругают и все разрешают. Таким образом малыш самостоятельно познает мир. Начиная с периода средней школы, отношение к ребенку становится более жестким, детей делят по способностям, поощряют за поведение и успехи. С этого возраста у Японцев начинается большая конкуренция и четкое разделение по рангам.

Африка. Мамы, по традиции, всюду носят за собой детей. При чем, ребенок «прикреплен» к матери с помощью длинного отреза ткани, а европейские коляски здесь считаются антинациональным изыском и вызывают бурный протест у почитателей народных традиций.

В исламских странах ребенка воспитывают, показывая правильный пример. Детей редко наказывают – учат жизни поощряя за хорошие поступки.

В Пуэрто-Рико родители оставляют грудничков под присмотром старших братьев и сестер, даже если им всего по пять лет. А вот в Гонконге мать наоборот никому не доверит своего ребенка, даже отец, нося малыша на руках, находится под пристальным контролем мамы.

В западных странах принято успокаивать детей в среднем через минуту после начала плача – ребенка берут на руки и покачивают, а вот в Африке на плач реагируют в течении 10 секунд и сразу же прикладывают малыша к груди. На Бали в отличии от принятых у нас традиций, кормление происходит не по расписанию, а по первому требованию ребенка.

Также на западе не распространено понятие дневной сон: ребенок должен устать за весь день, чтобы вечером легко уснуть. Интересно, что в Китае и Японии во многих семьях дети спят с родителями: с одной стороны экономия места, с другой - ребенок спит спокойнее и не боится темноты.

Воспитание существенно влияет на развитие ребенка, к примеру, В Нигерии среди 2-х летних детей 90% умеют самостоятельно умываться, 75% делают покупки, а 39% могут помыть тарелку. А в США специалисты советуют чтобы к 2-м годам малыш уже умел катать машинку на колесиках.

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Те дети, чьи родители используют жесткие меры воспитания, с большей долей вероятности становятся жертвами травли со стороны сверстников в школе. Профессор Дитер Вольке, Сюзет Лереа и Мутханна Самара из Университета Уорика (Великобритания) провели исследование, в процессе которого они обработали данные о 200 000 детей. Ученым удалось установить, что негативные или жесткие методы воспитания связаны с повышенным риском стать «агрессором-жертвой».

Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Воспитание ребенка - не простой, но благодарный труд. Подборка советов по воспитанию детей, рекомендации, ответы на частые вопросы по воспитанию ребенка. Воспитание ребенка - серьезный и ответственный процесс, от качества которого зависит будущее ребенка и нового поколения в целом. Воспитание и развитие детей как дисциплина включает в себя широкий радиус тем - воспитание ребенка до года, дошкольное воспитание детей, обучение и воспитание детей, программы воспитания детей, воспитание детей родителями, нравственное воспитание детей, физическое воспитание детей и др.

Гамбургеры провоцируют развитие астмы у детей

Группа ученых, в которую вошли специалисты со всего мира, провели международное исследование и выяснили, что увлечение детей гамбургерами негативно сказывается на их здоровье. Исследование проводилось в 20 странах мира и охватило 30 тысяч детей. Оказалось, что употребление трех и более гамбургеров в неделю повышает риск развития астмы и хрипов в течение всей их жизни, особенно у тех, кто не страдает от аллергии и живет в развитых богатых странах.

Метод воспитания детей по Юлии Высоцкой

Дети Юлии Высоцкой – Мария и Петр – больше похожи на своего отца Андрея Кончаловского. Когда актриса придирается к мужу, то вполне может в качестве иллюстрации указать на подрастающее поколение, мол, «вот твои дети…». В интервью Татьяне Рамус потомственная казачка Высоцкая призналась, что у нее особенно не забалуешь. Актриса очень гордится тем, что ее малыши ходят во французскую школу. С ее точки зрения, именно европейское образование формирует в человеке чувства справедливости и собственного достоинства.

Лучшие детские книги о сексе

С детьми, у которых появляется интерес к теме взаимоотношений между полами, психологи рекомендуют читать книги о сексе, адаптированные для детей определенного возраста. Что это за книги, для чего они нужны и как знакомить с ними детей, читайте в статье. У детей рано или поздно появляется интерес к половым различиям и другим вопросам о сексе, и если этот интерес взрослые не удовлетворяют в безопасной для ребенка форме и объеме, ребенок делает попытки получить ответы на интересующие его вопросы другим способом: у друзей, по телевизору, через интернет и т.п.

Воспитание ребенка - это непростой процесс. Несмотря на обилие специальной литературы или даже педагогического образования, сложно однозначно сказать, что можно делать, а что не нужно. Практика далеко ушла от теории. Каждая семья имеет свои традиции и обычаи в воспитании подрастающего поколения, но для конкретного народа они, в большинстве своем, едины.

Воспитание детей в разных странах имеет существенные отличия, в чем-то мы соглашаемся с этим, а где-то методы воспитания не получают нашей поддержки. Для представителей разных стран приемы воспитания могут быть похожими или значительно разниться.

Воспитание детей у разных народов

Япония

К примеру, японцы своих детей в возрасте до 5 лет балуют, для них не существует запретов и наказаний. Однако после «критического» возраста, ребенок попадает в условия жесткой конкуренции и отбора по заслугам.

Великобритания

Англичане, напротив, воспитывают детей в строгости, не позволяют поддаваться эмоциям, готовят к суровым реалиям жизни. Они умеренны в проявлении чувств, но полны благородства.

США

А вот американцы во многом схожи со славянами в вопросах воспитания. Они считают, что дети должны находиться рядом с родителями, будь-то прогулка или вечеринка. В США для этого созданы все условия, существуют даже специальные комнаты, где родители могут покормить или переодеть свое чадо.

Германия

Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.

Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Франция

Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе.

Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

Италия

В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Африка

Африканцы с давних времен носят детей с собой при помощи отреза ткани, который является прадедушкой слинга. Но это скорее необходимость, нежели способ ознакомления с окружающим миром.

Участие в воспитании детей бабушек и дедушек в разных странах

Воспитание детей в разных странах при помощи бабушек и дедушек тоже имеет свои особенности. Активное участие в становлении личности ребенка принимают умудренные опытом пенсионеры у славян, мусульман и итальянцев. Для французов и американцев характерна отдаленность от старшего поколения. Они, как правило, выходя на пенсию, отправляются в путешествия или занимаются личной жизнью. Объединяется семья только в период больших праздников.

Воспитание детей у родителей, принадлежащих к разным культурам, зависит от обычаев, исторических моментов, традиций, менталитета нации и каждой семьи в отдельности.

Видео-материалы о воспитании

Изюминки воспитания детей в разных культурах:

Воспитание детей в Чехии:

Традиции воспитания в Японии:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

²Амурский гуманитарно-педагогический

государственный университет²

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

Тема: Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира

Комсомольск-на-Амуре


2. Воспитание в Японии

3. Воспитание в Америке

4. Дошкольное и детское воспитание в Европе

Библиографический список


1. Понятие семьи и особенности семейного воспитания

Многие авторы популярных публикаций рассуждают о семье так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц. Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи.

ЭТНОПЕДИАТРИЯ - новая наука, изучающая различия в подходах воспитания детей у разных народов в разных странах мира. Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточены миллионами лет эволюции, они инстинктивно "знают", когда и сколько спать и есть, каким образом "общаться" с родителями и как сообщать им о своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разных народов различны. Например, в развитых странах грудных детей кормят не более 6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливают примерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желание поесть выражают более коротким плачем, чем их "цивилизованные" ровесники.

Как заметил канадский педиатр Рональд БАРР, спят дети также по-разному: считается нормальным, если в обычных семьях 4-месячные дети спят всю ночь, в то время как в племени кипсиги в Кении детям "положено" просыпаться по несколько раз за ночь. В Голландии родители считают, что важно соблюдать режим, в США, напротив, полагаются прежде всего на желание самого грудничка, в результате, дети в Америке ложатся спать в среднем на 2 часа по местному времени позже их европейских сверстников.

2. Воспитание в Японии

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны, в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

3. Воспитание в Америке

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Учёные давно спорят: мужчиной и женщиной рождаются или ими становятся? Одни утверждают, что от рождения мальчики и девочки психологически абсолютно одинаковы. И только в процессе социализации одни приобретают набор качеств, отличающихся мужественностью, другие, напротив, женственностью.

А если бы мальчика в детстве одевали в платьица и покупали ему в игрушечном магазине не машинки, а кукол, то он вырос бы ласковым, нежным и мягким - у него есть для этого врождённые задатки, стоит их только развить. И напротив, человек, рождённый женщиной, при надлежащем воспитании вполне может по характеру и поведению напоминать мужчину.

Другие учёные убеждены в обратном: младенца мужского пола, как ни старайся, невозможно превратить в «психологическую женщину», ведь он уже рождён мужчиной, у него мужской мозг.

Мы - разные

Оказалось, что в наших различиях виноваты гормб-ны - вещества, которые вырабатывает организм человека, у мужчин и женщин они разные. Они несут ответственность за наше поведение, наши предпочтения и наши различия. Что это значит? Если воспитывать детей на необитаемом острове в отрыве от общества и от родителей, которые руководили бы их поступками, девочки всё равно будут нянчить, одевать и воспитывать кукол, а мальчики соревноваться друг с другом физически и интеллектуально.

    Интересные факты
    Мозг - хранилище ума. Учёные предложили испытуемым мужчинам и женщинам тесты на интеллект. Выяснилось, что у женщин больше способностей к иностранным языкам, а мужчинам легче даётся математика.

Физически и психически женщины выносливее мужчин. Эту точку зрения прекрасно иллюстрирует тот факт, что среди потерпевших кораблекрушение выживает больше женщин. Женщины лучше, чем мужчины, переносят всякого рода обстоятельства, истощающие силы: голод, опасность, усталость, стрессы.

Женщины слышат лучше мужчин и великолепно различают звуки в области высоких частот. Мозг женщины запрограммирован на детский крик, а мужчина может ночью не услышать его и спать как ни в чём не бывало. Зато мужчин отличает мужество, отвага, храбрость, логичность ума (среди лауреатов престижной Нобелевской премии больше мужчин).

А вы как думаете, чем мальчики отличаются от девочек?

Осознание своей половой принадлежности формируется у ребёнка уже к 1,5 года. Двухлетний ребенок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать различия. На третьем году жизни появляется явное предпочтение к игре со сверстниками своего пола (сначала у девочек, а потом у мальчиков). В 3-4 года ребёнок уже различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой). К 5 годам дети, особенно мальчики, предпочитают играть с детьми только своего пола.

Различия в воспитании и поведении мальчиков и девочек

Различия двух социальных полов начинаются в детстве, но эти различия надо обязательно воспитывать, причём правильно. Такое воспитание называется гендерной социализацией.

Гендерная социализация начинается в детстве и охватывает всю жизнь человека.

С детства девочки учатся накрывать на стол, пеленать ребёнка и др. А мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий.

Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость.

Как фотографии отражают гендерную социализацию девочек и мальчиков?

Родители часто рассказывают детям о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Вы вступили в тот возраст - 10-11 лет, который является самым критическим с точки зрения разницы между мальчиками и девочками. В то время как мальчики могут ещё не стесняться играть в машинки, девочки того же возраста уже говорят о вечеринках и обсуждают вполне взрослые темы. Девочки 10-11 лет начинают активно интересоваться косметикой и задумываться о собственной внешности. Примеряют различные красивые заколки, резинки, обручи на волосы, браслеты, колечки и цепочки.

    Интересные факты
    Мальчики чаще, чем девочки, играют на улице, чаще играют в соревновательные игры в больших, смешанных по возрасту компаниях. Оказывается, игры мальчиков длятся дольше, они чаще ссорятся во время игры, но быстрее разрешают конфликты по сравнению с девочками.

В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу, стремление нравиться. А значит, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Особое значение придаётся личной привлекательности.

В 5-6 классах интерес к человеку другого пола приобретает необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают «задирать» девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности. Однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников и тем и другим доставляет явное удовольствие. Позднее появляется застенчивость, скованность и робость, которые могут сопровождаться показным равнодушием, презрительным отношением к сверстнику противоположного пола.

В 7-8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность в самосовершенствовании. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек - технологию, литературу и историю. Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола.

    Подведём итоги
    Через игры, одежду и манеры поведения ребёнок с малолетства начинает соотносить себя либо с мужским, либо с женским началом.
    Различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными (физиологическими) различиями, а также с воспитанием - гендерной социализацией.

    Основные термины и понятия
    Гендерная социализация.

Проверьте свои знания

  1. Докажите, что различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными различиями и гендерной социализацией.
  2. Как должно различаться воспитание мальчиков и девочек?
  3. Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено мальчику?
  4. Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено девочке?
  5. Когда начинается и когда заканчивается гендерная социализация? В чём в вашем возрасте выражается гендерная социализация?

Практикум

  1. Вспомните своё детство или понаблюдайте за поведением младших родственников и выполните задания.
    1. Приведите примеры детских игр, которые воспитывают в ребёнке мужские качества.
    2. Приведите примеры детских игр, которые воспитывают в ребёнке женские качества.
  2. Найдите информацию и подготовьте устное сообщение о том, как у разных народов принято воспитывать мальчиков и девочек. Выясните сходства и отличия в воспитании мальчиков и девочек у этих народов. Как вы думаете, чем они объясняются? Воспользуйтесь материалами энциклопедий и Интернета.

На планете проживает огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Традиции воспитания детей разных стран зависят от религиозных, идеологических, исторических и других факторов. Какие же традиции воспитания детей существуют у различных народов?

Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.

Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе. Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

Американцы обычно заводят двух или трех детей, считая, что одному ребенку будет трудно расти в мире взрослых. Американцы всюду берут детей с собой, часто дети приходят вместе с родителями на вечеринки. Во многих общественных заведениях предоставляются комнатки, где можно переодеть и покормить малыша.

Японскому ребенку до пяти лет позволено делать все. Его никогда не ругают за шалости, не бьют и всячески балуют. Начиная со средней школы отношение к детям становиться более жестким. Господствует четкая регламентация поведения и поощряется разделение детей по способностям и конкуренция среди сверстников.

В разных странах разные взгляды на воспитание подрастающего поколения. Чем экзотичнее страна, тем оригинальнее подход родителей. В Африке женщины прикрепляют детей к себе при помощи длинного отреза ткани и всюду носят с собой. Появление европейских колясок встречает бурный протест среди почитателей вековых традиций.

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. В исламских странах считается, что необходимо самому быть правильным примером для своего ребенка. Здесь особое внимание уделяется не столько наказаниям, сколько поощрению хороших поступков.

На нашей планете нет стандартных подходов к уходу за ребенком. Пуэрториканцы спокойно оставляют грудных детей на попечение старших братишек и сестренок, которым не исполнилось и пяти лет. В Гонконге мать не доверит своего ребенка даже самой опытной няне.

На западе дети плачут также часто, как и по всему миру, но дольше, чем в некоторых странах. Если заплачет американский ребенок, его возьмут на руки в среднем через минуту и успокоят, а если заплачет африканский малыш, на его плач откликнуться примерно через десять секунд и приложат к груди. В таких странах, как Бали грудных детей кормят по первому требованию без всякого расписания.

Западные руководства предлагают не укладывать детей спать днем, чтобы они утомились и легко уснули вечером. В других странах такую методику не поддерживают. В большинстве китайских и японских семей маленькие дети спят вместе с родителями. Считается, что так дети лучше спят и не страдают от кошмаров.
Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках.

Традициям воспитания детей разных стран посвящено огромное количество книг, но, ни одна энциклопедия не даст ответ на вопрос: как правильно воспитывать ребенка. Представители каждой культуры считают свои методы единственно верными и искренне хотят вырастить достойное поколение себе на смену.