Рисование по клеточкам под диктовку. Графические диктанты (Рисование по клеточкам)

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете (например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.

Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → - 1 клетка вправо

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях — графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Как работать с данными графическими диктантами:

В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись: следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Каждый диктант открывается в новом окне.

Графический диктант по клеточкам, это ничто иное как умственная игра для развития мышления ребенка. Чаще всего ее используют в 1 классе либо при подготовке к школе. Этот вид обучения улучшает память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, поэтому его рекомендуют юным ученикам в 6 –7 лет.

Еще одним плюсом является подготовка руки к письму, благодаря такому точечному диктанту, ученик вырабатывает координацию, формирует мышление, улучшается моторика пальцев. Рисунки по тетрадным клеточкам не просто вывести, для этого нужны графические умения, для этого нужно использовать в начальных этапах только крупную клетку.

Разумеется, такое обучение в некой степени становится веселым, ведь неизвестно что в итоге у вас получится, если первоначальные условия даны в цифрах. Сейчас такой вид работы очень популярен для занятий с детьми среди педагогов начальных классов.

Если ваш будущий ученик не ходит на подготовительные занятия в школу, возьмите на заметку этот вид упражнения для домашних условий. Спустя несколько месяцев вы заметите, как изменилось мышление, письмо и развитие малыша.

В первую очередь необходимо желание, стремление, умение держать ручку и усидчивость, чего у многих нет. Затем подготовьте рабочее место с хорошим освещением, дайте юному дошкольнику или школьнику тетрадь в клетку, обычный карандаш, стерку.

Первые занятия советую проводить не под диктовку, дайте возможность малышу наглядно видеть цифры. Поставьте точку, от которой он должен отталкиваться, затем объясните цель задачи. Цифры в этой математической задаче говорят о числе клеток, стрелочка указывает направление, в котором должна двигаться рука.

К примеру, 4 показывает ученику, что надо провести ровную линию на 4 клетки вверх. Принцип графического диктанта совсем несложный, с ним легко справится ребенок 5 -7 лет.

Плюсы такого обучения

Хочу вас уверить, плюсы такого обучения имеются, о них я писала немного выше, но все же напомню, почему многие педагоги применяют подобную технику в школах.

  1. Вырабатывается координация движения рук.
  2. Формируется письменность.
  3. Появляется внимательность и усидчивость.
  4. Усваивается ориентирование на слух.
  5. Развивается моторика пальцев.
  6. Запоминание чисел до 10.

На мой взгляд, это не плохие плюсы и польза для будущего первоклашки. Графические диктанты применяют на протяжении всех начальных классов, в основном на уроках математики. Советую подготовить сына или дочку к такому математическому упражнению.

Способы математического диктанта по клеткам

  1. В виде диктования. Таким образом, ребенок воспринимает на слух цифру и ее направление.
  2. Перерисовывание. Дайте школьнику образец, пусть попробует за определенное время его перерисовать.
  3. Цифры со стрелками. Положите перед учеником только цифры с направлениями, поставьте точку, дайте время выполнить работу.
  4. Предложите дорисовать вторую часть фигуры.

Картинки графических рисунков для первоклашек

Друзья, предлагаю скопировать, скачать или сохранить на компьютере данные образцы математического диктанта для юных школьников и дошкольников. В свободное время включите на экране картинку либо распечатайте, займите своего ребенка полезным делом.

Робот

Рыбка

Журавль

Жеребенок

Жираф

Ящерица

Верблюд

Кенгуру

Собачка

Кот

Гусь

Белка

Цветок

Носорог

Ель

Зонт

Заяц

Ключ

Попугай

Кораблик

Домик

Осиновый лист

Петух

Груша

Сердечко

Самолет

Кукла

Машинка

Олень

Бабочка

Кран

Смотрите, сколько рисунков я для вас подготовила, а главное рассказала, как правильно выполнять графический диктант по клеточкам с детьми в 1 классе. Советую все – таки прислушаться и начинать эту с ребенком в дошкольном возрасте. Если у вас возникнут вопросы, задавайте в форме для комментариев.

Ваша Нина Кузьменко.

Многие задания, такие как графические диктанты для детей 6-7 лет и дошкольников, развивают пространственное мышление и восприятие окружающего мира, усидчивость и внимательность, а самое главное помогают подготовить дошколят к письму и азам математики.

– это очень интересные задания, которые ребенок должен выполнить на бумаге в клеточку под диктовку. Сама методика графический диктант основана на воспитании внимания и мелкой моторики малыша. Это очень полезно развивать до того, как малыш пойдет в школу, но не страшно если ребенок уже пошел в первый или 2 класс, эти задания будут не лишним дополнением в образовании.

  • Чтобы выполнить упражнение графический диктант вам нужно приготовить образцы заданий, а ребенку лист бумаги, средство для письма (карандаш, ручка, фломастер) маленькую линейку и ластик. Карандашом пользоваться проще самым маленьким ученикам, четвертый-пятый год жизни уже подходит для подобного вида упражнений.
  • Также для дошколят можно сделать специальные листы бумаги, на которых будут большие клеточки (не стандартные по пол сантиметра, а к примеру – по 1 см) их можно расчертить заранее или распечатать. Но вот выполнять графический диктант 1 класс детишки должны на тетрадках в стандартную клетку.

У вас на листе будет изображен рисунок, это могут быть разные животные, узор или транспорт. Цель упражнения для детей повторить продиктованные вами действия, в конце которых должен получиться узор один в один с образцом.

Правила рисования по клеточкам

Задания выполняются по определенным правилам, это не математический урок, но он все же учит детей азам счета и понятиям направления в пространстве. В самом начале, вы ставите точку на бумаге на углу клеточки (это будет точка отсчета), она должна быть в таком месте, чтобы ребенок, повторяя узор смог его уместить на листке. Также эту точку ваше чадо может поставить самостоятельно, вам же следует сказать сколько он должен отступить от верха и бока листа.

Далее в вашем листе будут нарисованы стрелочки, обозначающие стороны направления пространства и цифры – указывающие сколько клеток нужно прочертить чтобы получить нужный узор. Пример: стрелочки по горизонтали «5←» – пять клеток влево, «1→» – одна клеточка вправо.

Стрелочки по вертикали «3» – три клеточки вверх, «6↓» – шесть клеточек вниз. Стрелочки по диагонали: «2↖» – две клеточки по диагонали вверх влево, «4↗» – четыре по диагонали вверх вправо, «↘» – вниз вправо «↙» – вниз влево.

Варианты графических диктантов по клеточкам

  • Диктанты могут быть простые или сложные, все зависит от уровня развития вашего чада. Так, например, диктант для дошколят должен быть совсем легкий, поскольку малыши еще только учатся держать в руках карандаши и только начинают ориентироваться в пространстве. А вот диктанты по клеточкам для детей 1 – 2 класса могут быть по сложнее и узор может быть выполнен разными цветами.
  • Упражнения могут быть написаны текстом (небольшой рассказ) или просто иметь обозначения направлений и цифры. Еще варианты диктантов могут предназначаться разным полам. Так графический диктант для мальчиков может состоять из рисунков, нравившихся мальчикам, это могут быть: робот, самолет, животные (пеликан, носорог, собака и т.д.). Тогда как для девочек картинкой может быть: цветок, кукла, кошка и т.п.

Простые задания

Простыми считаются упражнения легкие в повторении и по форме. Так к примеру, научить азам геометрии можно при помощи картинок с квадратами, треугольниками, трапециями, ромбами и т.д. Еще чтобы карапузу было проще выполнить урок, помогайте и направляйте его сидя рядом.

Если малыш путается, то подсказывайте ему, что он прочертил не туда и обязательно хвалите при правильном действии. В простых уроках линии должны быть направлены строго горизонтально или вертикально. Можете в углу листочка нарисовать подсказку, в виде стрелочек и рядом названий направлений.

Собака

Чтобы нарисовать диктант «Собака» – отступаем шесть клеточек слева от листа и шесть сверху, ставим точку, от нее начинаем рисовать :

2→, 1, 2→, 1, 1→, 5↓, 7→, 2, 1→, 3↓, 1←, 7↓, 2←, 1, 1→, 3, 6←, 4↓, 2←, 1, 1→, 3, 1←5, 3, ←2.

Разукрасьте собачку в желтый цвет, дорисуйте ей глаз, можно дорисовать пятнышки другим цветом, например, коричневым.

Робот

Отступаем сверху 6 клеток и слева – 7, от точки чертим :

1→, 1, 3→, 1↓, 1→, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 3→, 1↓, 2←, 2↓, 1→, 2↓, 1→, 1↓, 3←, 2, 1←, 2↓, 3←, 1, 1→, 2, 1→, 2, 2←, 1, 3→, 1, 1←, 1, 1←, 1.

Раскрасить любым цветом.

Робот (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам робота

Машина

Чтобы нарисовать машину – отступаем две клеточки слева от листа и 9 сверху, ставим точку, от нее начинаем :

4→, 2, 8→, 2↓, 3→, 3↓, 2←, 1, 2←, 1↓, 6←, 1, 2←, 1↓, 3←, 3.

Предложите дорисовать колеса и окна с дверьми у машинки, разукрасить в любой цвет.

Сложные задания

Сложный урок заключается в том, что рисунок по форме не простой, это уже не просто квадратики и треугольники, а полноценные графические рисунки со множеством изгибов. Еще помимо горизонтальных и вертикальных линий можете добавить диагонали.

Это достаточно усложняет процесс, и его нужно делать в случае если ребенок теряет интерес и очень быстро все выполняет. Так же можете добавлять разные цвета, т.е. одна часть рисунка чертиться одним цветом (красным), а для второй половины цвет меняется (синий или зеленый).

Ослик

Для того чтобы получился ослик нужно отступить 32 клетки слева и 2 сверху, поставить точку и начать :

1→, 2↓, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 2↓, 1←, 2↓, 1→, 5↓, 1→, 3↓, 1←, 1↓, 2←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 4↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 6↓, 1←, 7, 1←, 3, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 6←, 1, 1←, 1, 2←, 1↓, 1←, 2↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 6↓, 1←, 8, 1→, 5, 1←, 1, 1←, 4↓, 1←6, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 1, 14→, 1, 2→, 1, 2→, 1, 2→, 1, 1→, 1, 1→, 3.

Раскрасить ослика в серый и дорисовать глаз.

Самолет

Попробуйте нарисовать самолетик со своим малышом, для этого пользуйтесь специальной «формулой» :

2→, 1↘, 5→, 3↖, 2→, 3↘, 4→, 1↘, 2←, 1, 1→, 2↘, 5←, 3↙, 2←, 3↗, 5←, 3↖, соединить в начальной точке. Раскрасить самолетик серым, голубым или зеленым цветом, кабину пилота не закрашивать.

Кенгуру

Итак, графический диктант кенгуру нужно начать с постановки точки отступив 2 слева и 5 сверху :

1, 2→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 1, 1→, 4, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1←, 2↓, 2→, 2↓, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 2↓, 2←, 1↓, 2→, 1↓, 4←, 1, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 3←, соединили с началом.

Разукрасить кенгуру в оранжевый цвет, дорисовать глаз.

Кенгуру (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам кенгуру

Жираф

Чтобы нарисовать жирафа нужно от начальной точки :

1↗, 2→, 1, 1→, 10↓, 4→, поставили точку, от нее 2↘, 1→, 1↓, 1←, 1, вернулись на поставленную точку, от нее 8↓, 1 влево, 5, обратно 5↓, 1←, 5, 3←, 5↓, 1←, 4, 1↙, 2↓, 1←, 2, 2↗, 1↖, 1, 1↗, 7, 1←, 1↖ и соединяем с начальной точкой.

У жирафа можно нарисовать пятнышки, и дорисовать глаз.

Рыбка

Чтобы нарисовать графический диктант рыбка – отступаем шесть клеточек слева от листа и семь сверху, ставим точку, от нее начинаем рисовать :

1→, 1, 3→, 1, 2→, 1↓, 2→, 1↓, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 3↓, 1←, 1↓, 1←, 2↓, 1→, 1↓, 1→, 3↓, 2←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 1↓, 2←, 1↓, 2←, 1, 3←, 1, 1←, 2.

Разукрасьте у рыбки плавники синим цветом, дорисуйте глазик, а саму рыбку раскрасьте в зеленый или фиолетовый цвет.

Рыбка (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам рыбу

Дошкольник готовится стать учеником. Для успешного обучения ему понадобится немало знаний, развитых навыков общения в социуме, способностей воспринимать и запоминать новую информацию и многое другое.

Педагоги детского сада выделяют целый комплекс мероприятий, с помощью которых осуществляется полноценная и качественная подготовка к обучению в школе. Одним из компонентов этого комплекса является проведение с детьми графических диктантов – игровых упражнений с карандашом на листе в клетку.

Как заниматься

Игровые задания – рисование карандашом по клеточкам в заданном направлении на определенное расстояние – проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, уже владеющими навыком начертания ровных линий, ориентирующимися на листе бумаги («вправо-влево», «вверх-вниз», левый нижний угол, правый верхний угол и т.п.).

Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме: с предварительным описанием изображаемого объекта, загадками, стихотворениями, потешками, чистоговорками, пальчиковой гимнастикой. Поэтому графические диктанты из сложного занятия превращаются в увлекательную игру.

Шести-семилетки должны оперировать понятиями «точка», «клетка», различать углы и стороны клетки и называть их, иначе рисовать под диктовку определенный образ будет сложно . Перед воспитателем стоит задача: не только научить детей выполнять задание аккуратно и внимательно, но и стремиться изобразить схематический предмет или объект правильно, чтобы он был похож на образец или картинку.

Важно, чтобы взрослый сначала четко объяснил ребенку задание и последовательность его выполнения, а затем так же четко и неторопливо надиктовал порядок проведения линий по клеткам. Обязательно постоянно следить за правильностью начертания изображения, если необходимо – останавливать и поправлять малыша, обращая внимание на ошибки и неточности.

Игры с пользой для ума

Проведение занятий с графическими диктантами помогают:

  • приучить руку дошкольника к письму;
  • закрепить умение ориентироваться на тетрадном листе;
  • развить образное и логическое мышление, память, внимание;
  • воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность.

Задания на рисование по клеточкам используют в своей работе и воспитатели, и логопеды, и психологи. Воспитателям графические диктанты помогают совершенствовать у детей знания основ математики (счет, ориентировка, величина). Логопеды с помощью подобных заданий развивают графомоторные и речевые навыки, слуховую и зрительную память. Психологам результаты графических диктантов ребят дают более полную характеристику .

Виды графических диктантов

Главный принцип обучения выполнению графических диктантов: от простого к сложному. После того как ребенок научится различать стороны и углы клетки, ему даются простейшие задания (обвести одну, две клетки по схеме со стрелками или под диктовку «1В-1П-1Н-1Л» или «1В-2П-1Н-2Л», нарисовать лесенку «1П-1В-1П-1В-1П-1В»). Затем можно переходить к более сложным упражнениям (изобразить геометрические фигуры, схематичные фигурки животных, человека, пользуясь как наглядной схемой, так и выполняя работу под диктовку).

Чем совершеннее становятся навыки рисования по клеткам, тем более серьезные задачи взрослые ставят перед дошкольником. Так, можно поручить не просто изобразить по образцу или словесному указанию рисунок, но и отметить в нем разными цветами определенные области и точки – глаза, пятна на шерсти собачки, полоски на туловище рыбки, окна в доме на первом и третьем этажах.

Хорошо помогают развить логику задания на дорисовку недостающих элементов рисунка : от ребенка требуется понять, что изображено на листе, а потом, повторяя узор или продолжая систему линий, закончить картинку.

7 графических диктантов

Ниже приведены диктанты разного уровня сложности (по нарастающей). Можно распечатать их и заниматься с ребенком, а можно взять за образец и на их основе придумать собственные варианты.

Стрелки на схемах обозначают направление: вверх, вниз, влево, вправо.

Ева Штиль специально для www.сайт.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..