О жертве, жертвенности и ее пределах. Про жертвенность, ассертивность и агрессию

Вчера вечером подумалось, что раз растаял последний снег перед подъездом, то пришла весна. Это у меня такое было оправдание статье про человеческие отношения. И хотя сегодня белое покрывало вновь дивным образом укутало окружающую действительность, давно запланированная тема состоится.

Итак, речь о честности. Каждый раз, оставляя в секрете своё недовольство ситуацией, мы рушим отношения. Причём работает это не локально, а глобально - проблемы начинают накапливаться в будущем (это почти как брать кредит - сначала всё хорошо, но потом внешний долг становится больше совокупных доходов). И чаще всего, как я понимаю, такая нечестность проявляется в вопросах принесения своих интересов в жертву . Если мы чувствуем , что чем-то жертвуем, но сами делаем вид , что нам это легко даётся, то это вредно и опасно.

Наверняка вам приходилось наблюдать разборки, сопровождаемые фразами из серии
- "потратила на тебя лучшие годы своей жизни ",
- "тебя и одевал, и развлекал, а ты неблагодарная ",
- "ради тебя почти перестала общаться с подружками ",
- "забросил карьеру, чтобы мы чаще виделись ",
- "два года назад отказалась от очень интересной возможности только ради тебя "
и так далее.
Все разговоры такого типа имеют, естественно, массу причин. Но одна из очень понятных - скрытная жертвенность. Ведь "обвиняемая" сторона всегда может поинтересоваться "а я просил(а) все эти жертвы? ", более того, может заявить "я даже не знал(а), что тебе это так трудно ". И мне кажется, что часто именно так и происходит - одна сторона что-то делает, стиснув зубы, а вторая - видит старательно удерживаемую улыбку.

Конечно, можно начать обвинять второго человека, который оказался не таким чутким и внимательным, чтобы понять масштабность уступок со стороны своей второй половины. Однако снимать вину с "жертвователя" тоже нельзя, ведь слова "мне это легко ", "да пустяки, конечно я сделаю ", сопровождаемые широкой улыбкой, должны означать именно лёгкость и пустяковость. В противном случае, мы имеем обман, который возникнув очень давно, начал подтачивать дерево изнутри, дожидаясь других катаклизмов. А раз так, то при первой же реальной возможности, эта гниль вылазит наружу, безжалостно круша пару.

Когда уже начались разборки, кому на какие жертвы надо или не надо было идти, восстановить ситуацию крайне трудно. Мы так устроены: если делаем что-то для кого-то, то ждём благодарности (иногда не очень это понимая). И не получив в какой-то момент уступку для себя, мы начинаем злиться (опять же, не осознавая это толком). В какой-то момент все эти обещания, которые не были исполнены (но и не были даны), накапливаются в такой гадкий комок, что обрабатывать его начинает другая часть мозга - которая мало понимает в любви, но много в своих интересах (ещё бы, ведь её задача - обеспечение нашего выживания в жёстких условиях).

Я не призываю с самого начала бороться только за свои интересы, забыв про общие. Наоборот, мой призыв обращён к людям, заботящимся о своей второй половине. Почему-то (якобы это и есть проявление "настоящей любви") считается правильным и замечательным сделать что-то наперекор себе, скрыв свои неудобства. А делать это надо открыто . Иногда надо уступать, получая какой-то локальный вред для себя (если от этого суммарно лучше обоим). Но делать это надо так, чтобы не было сомнения, что это не очень легко (если это не легко). Таким образом мы хорошо защищаемся от опасных недопониманий.

В предыдущем абзаце я взял настоящую любовь в кавычки, чтобы подчеркнуть синтетичность. Сколько тысяч книг уже рассказали о выдуманной любви, ради которой люди творили нереальные глупости?! Но кто бы их читал!.. Не надо выдумывать себе форму, в которую останется лишь уложить свою жизнь (так и хочется добавить, "уложить в гроб"). Мы же стремимся к любви настоящей, которая состоит не в выполнении ритуалов и не в банальном соответствим каким-то странным представлениям большинства, которое как раз считает большие жертвы необходимыми, а информирование о них - незрелостью. Ерунда! Незрелость - это методичные удары топором по ветке, на которой все сидят.

Про жертвенность

Эдуард, Ольга

– Я бы не сказал, что жертва напрасна, жертва всегда бескорыстна, но может казаться бессмысленной в глазах определенного круга людей. Жертвенность все-таки предполагает причины, цель и заботу о другом. И этот «другой» может быть как человеком, так и идеей. Есть масса людей, которые пожертвовали своей жизнью ради идеи. К выбранной цели направлены все чувства и все существо – как же при этом не может быть результата?

Нет заботы о благе другого – нет жертвы. В жертвенности всегда присутствует слово «ради», но никогда «из-за» или «по причине». Поэтому жертва может быть непонятой или отвергнутой, но напрасной – никогда. Тебе только кажется, что она ничего не меняет в этом мире. У жертвы всегда есть результат. В конце-то концов жертва Христа тоже была отвергнута множеством людей, которые сказали, что не нуждаются в таком даре.

Однако… Я приведу пример. Когда мы слушаем музыку, мы не всегда сразу понимаем, какое влияние она на нас оказывает. Жертва и есть та музыка, которую можешь с первого раза не оценить, но эффект она все равно произведет. Именно поэтому, может быть, Некрасов считал, что все великое строится на крови, а Церковь Христова возрастает на крови мучеников.

Чаще всего смысл жертвы открывается не сразу. В самом деле, зачем ухаживать за больной матерью, которая не осознает, не вспомнит, не поймет?

– Что же это за смысл, который понимается позже, а может, и вообще не понимается?

– Вспомним историю Христа, историю великого учителя, который вдохновлял и творил чудеса, историю, которая заканчивается весьма трагично – на кресте. И ученики, кроме одного, разбегаются еще раньше. Для них все закончено и эта гибель бессмысленна. В Евангелии от Луки ученики, идущие по дороге в Эммаус, идут с чувством разочарования. После Воскресения Иисус является Петру и другим апостолам, которые занимаются рыбной ловлей. Что это значит? Лишь то, что они вернулись к прежнему образу жизни и прежним занятиям. Ничего не изменилось, в то же время в момент Воскресения изменилось все, но ученики пока не могут этого осознать. И даже Христос, который вкладывал всю надежду в Воскресение, не разыгрывал пьесу: «Сейчас меня распнут, потом я полежу в пещере – и все будет хорошо». Все эти события реально были Им пережиты. Ничего не гарантировано, поэтому кажется, что ничего не происходит.

Разве имеют смысл клятвы у алтаря быть верным до смерти? Особенно в наше-то время? Но в этих клятвах есть огромная надежда и упование.

– Ой, хотели как лучше, а получится как обычно. В жертве Христа была огромная надежда, а потом его именем творились и творятся такие дела… Никто ничего не понял, и продолжили гадить…

– Никто ничего не понял? А как же великий опыт святых, которые все поняли, сами не всегда были приняты, но изменили окружающий мир?

– Всегда ли жертва меняет самого жертвователя в лучшую сторону?

– Всегда. Если сделана из любви, а не из личного интереса.

– Мне кажется, что ничего жертва не меняет, просто человек, который на нее идет, не может иначе поступить. Вот не может, и все.

– И все же если он заботится о благе – это жертва. Если о себе… Иногда преступление.

Вот тебе два примера. Один человек помогает дому престарелых, так велит ему совесть, он считает себя обязанным посвятить несколько часов в неделю уходу за стариками. И есть другой человек, которому нравятся дети, и ему даже кажется, что они его соблазняют… Чтобы приблизиться к ним, он готов на некоторые жертвы..

И тот, кто ухаживает за стариками, и другой будут считать, что следуют голосу своей совести и, как ты говоришь, не могут поступить иначе.

– Ухаживать за больным родственником много лет – это серьезно. Бросаться спасать утопающего с риском для жизни и здоровья – это серьезно. Закрыть кого-то от пули и самому погибнуть – очень серьезно. Люди это делают для кого-то или все же – для себя?

– Это связано неразрывно. Заботиться нужно о другом в первую очередь, но это непременно на тебе скажется. Переосмыслением опыта хотя бы, если ты не веришь в духовное обогащение.

– Духовное обогащение тут слабенькое – через несколько месяцев ухода за лежачим больным от раздражения начнешь на стену лезть и обзывать себя за это скотиной.

– То, что ты рассказываешь, это не жертва никакая, а истязание себя и других. Как только начинаешь раздражаться и понимаешь, что сил больше нет, стоит осознать собственную слабость и сделать перерыв. Пусть за больным временно ухаживает кто-то другой. Не надо только называть себя ни героем, ни скотиной. Слова «герой» и «скотина» не входят в словарный запас жертвенности.

– А какой у нее словарный запас?

– Человечность. Стать человеком во всей полноте этого слова.

– Мелкие жертвы считаются? Когда жизнь на алтарь не кладешь? И какие они могут быть?

– Улыбнуться в магазине или в транспорте. Сказать «извините», если кого-то толкнул.

– В чем тут жертва, это ж удовольствие?

– По российским меркам, это отнюдь не удовольствие. Рискуешь прослыть странным, по крайней мере. Однажды, когда меня как бревно внесли в вагон метро, я напомнил тому, кто это сделал, что в русском языке есть такое слово – «извините». После этого все, кому я это рассказывал, удивлялись, что между глаз у меня еще не светит «фонарь»…

Есть масса легких и простых вещей, которые выражают заботу о другом. Сумку соседке помочь донести, хотя бы просто поинтересоваться ее делами.

– Жертва – это кровь. Где тут кровь?

– Кровь в том, что тебе не скажут в ответ «спасибо» в большинстве случаев, а то и оплюют. Это нужно принять, и это будет кровью.

– «Кровь» и рифма «любовь». Где она? Если я даже сумку поднесу, это не значит – я люблю соседку. Я не Христос, чтобы любить всех.

– Любовь – это уважение личности в любом ее проявлении. Речь не идет о сентиментальной любви, даже когда Бог любит, он не трепещет от чувств, он заботится о благе. Нигде не написано, что Христос влюбился в человечество и пропел: «Если я тебя придумал, стань таким, как я хочу». Говорят, что человечество станет завершенным творением исключительно после второго пришествия, но не раньше. И нам тоже не стоит пытаться сделать облагодетельствованного достойным того блага, которое ты ему преподнес. И одолжение никакое делать не надо.

Конечно, наше состояние греховности будет заставлять нас время от времени делать добро по эгоистическим мотивам.

– Ну и надо вектор правильный себе задавать.

– Мне написала одна девушка, что, если бы Януш Корчак не пошел бы со своими учениками на смерть, было бы гораздо лучше. Дети все равно погибли, а так бы он остался жить и вернулся домой. Семья была бы рада…

История вопроса, Януш Корчак – известный польский педагог еврейского происхождения. В 1940 году оказался вместе с сиротами-воспитанниками в варшавском гетто. Ему не раз предлагали возможность побега и освобождения, но он остался, добывал еду и лекарства своим подопечным. В 1942 году Дом сирот было решено ликвидировать, Януш Корчак и 200 детей отправили в Треблинку. Он был с ними до конца и погиб в газовой камере.

У меня есть ощущение, что современный человек ничем не готов жертвовать. Более того, любой книжный магазин завален учебниками по двум темам – как не стать жертвой и как научиться заботиться исключительно о своих интересах.

– Позаботиться о себе вполне естественное дело, но не только же о себе. В разные моменты человеческой истории ценность заботы о других падала и возрастала. Проблема нашего времени, мне кажется, даже не в том, что люди не жертвуют собой ради других, а в том, что они рассматривают реальность в сослагательном наклонении. Если бы… Если бы Корчак остался жив…

Если бы ты вел себя прилично… Если бы у меня был другой муж, я бы… Современный человек не отталкивается от возможного, он умудряется отталкиваться от невозможного и строить на этом конструкцию своей жизни, изымая себя из реальности.

Жертва возможна только тогда, когда есть адекватный взгляд на то, что происходит. Я сейчас тебя удивлю, наверное… Но иногда жертва – это дать в морду.

– Это когда?

– Если человек добрый и мягкий по натуре, на него напали, его побили. Жертвенность в таком случае будет проявляться в том, чтобы дать сдачи, защитив свое достоинство, а вовсе не сложить ручки и заплакать.

– Хм. Сегодня я выполняю роль дежурного скептика. А тебе всегда удается все так просчитать, не впасть в заблуждения, отмерить количество жертвы до грамма, не впасть в фантазии?

– Я стараюсь, но помню, что была только одна совершенная жертва.

– Страшное дело. А рвануть на груди рубаху? Я вот человек Достоевского, могу сегодня спонтанно миллион подарить, а завтра три копейки пожалеть. Ты никогда не прыгал вниз головой с обрыва. Ради…

– Ну, во-первых, я не знаю, способен ли я жертвовать…

– Что?! Это сенсационно.

– Я надеюсь, что способен. Но я понимаю, что, когда я делаю что-то для другого, я все-таки осознаю затылком свой интерес.

– Это еще одна сенсация.

– Естественно, я не анализирую каждую ситуацию и не подхожу к ней холодно.

– Если бы ты был на месте Януша Корчака, как бы ты поступил?

– Никто не знает, как он поступит в экстремальной ситуации. И я не знаю. Надеюсь только на обещание Христа, данное им ученикам, – не заботьтесь о том, что вы скажете, надейтесь на Меня – и вам дастся Духом сказать то, что вы должны.

Я знаю себя как человека со слабостями. Понимаю, что многое могу не выдержать, и уповаю на помощь Бога.

Из книги О православии и католичестве автора Ильин Иван Александрович

16. Жертвенность в Добровольческой Армии. Вспомним еще, что все наше Белое движение со всей его государственной верностью, с его патриотическим горением и жертвенностью поднялось из свободных и верных сердец и ими держится и доныне. Живая совесть, искренняя молитва и

Из книги Эхо Благой Вести: Христианские мотивы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина автора

Жертвенность или самоотречение Вглядываясь в добродетели толкиновской истории нельзя не заметить еще одной - и очень существенной - добродетели жертвенности или самоотречения. Св. Фома, размышляя о тех, кто жертвовал собой ради общего блага (ради родины, например),

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

2) Жертвенность веры Это качество Авраамовой веры проявилось в его готовности оставить все то, что было надежно, успешно, безопасно и приятно. Книга Бытие повествует о том, что Бог потребовал от Авраама оставить все свое хозяйство и «дом отца», и он сделал так. Лютер так

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Нужно пожертвовать многим, чтобы спасти всё.

Отдают худшее, жертвуют лучшим.

Чтобы обмануть наверняка - надо чем-то пожертвовать!

Кто готов принести жертву, всегда найдет подходящий алтарь.

О многих жертвах после жалеют - уменьшает ли это их ценность?

Красота требует жертв.

Каждый добрый поступок - это жертва.

Только когда вы упорно желаете перестать играть роль жертвы, вам открываются пути, как стать победителем.

Насильство возникает только тогда, когда ты чувствуешь себя в роли жертвы.

Клевета двоих делает преступниками, а третьего - жертвой.

Многотрудные высказывания о жертве

Внутри каждого из нас царская душа, каждый хочет, чтобы ему было все позволено, но не хочет быть жертвой чужого произвола.

Жизнелюбивые многотрудные высказывания о жертве

Никто в этом мире не ангел. Но у каждого из смертных есть свой ангел-хранитель. Тот, кто готов пожертвовать собой ради других, больше, чем ангел...

Жертв от злого ума намного больше, чем от безумия.

Иногда любовь выражается в жертве.

Таланты плавятся в жертвенном огне семейного очага.

Истинная красота не требует жертв!

Капитал - это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить свое богатство.

Всё надо принести в жертву человеку. Только не других людей.

Любовь быть хочет жертвою свободной.

Когда жертвуешь чем-то важным, ты это не теряешь. Ты просто передаёшь это другому человеку.

Женщина не поколеблется пожертвовать честью, чтобы спасти репутацию.

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований.

Никакая чужая жертва во имя мира не может считаться слишком большой.

Самопожертвование дает нам возможность жертвовать другими без угрызений совести.

Позволь природе взять верх. Хищник и жертва - такими мы созданы.

Жертвы интересуют меня больше, нежели преступники.

Душевные многотрудные высказывания о жертве

Если я обладаю знанием, значит, я не жертва. Жертвы не понимают смысла своих страданий.

Никто не приносит в жертву свое величайшее сокровище, имя которому - любовь.

Завтрашнее улучшение зависит от сегодняшних жертв.

Детей не хотят не потому, что дорого, а потому, что придется жертвовать собой.

Если женщина вынуждена признать свою вину, она всегда чувствует себя жертвой.

Перед великой цели никакие жертвы не покажутся слишком большими.

Предполагается, что мы, жертвы, должны извиниться за неудобство, которое мы причиняем своим палачам.

Люди бывают склонны приносить жертвы лишь тогда, когда они могут действительно ждать успеха, а не тогда, когда бесцельность этих жертв очевидна.

Каждый раз, когда в семье воцаряется мир, спроси себя: "Чем ещё я пожертвовал?"

Мы все - жертвы жертв.

Любовь?.. Это жертва прежде всего. Жертва ради того человека, к которому ты испытываешь чувства. Именно это важно, а не высокие слова и воздыхания. Только жертвенность может быть твоего отношения.

Желанные многотрудные высказывания о жертве

Женщина всегда пожертвует собой, если предоставить ей для этого подходящий случай. Это ее способ доставить себе удовольствие.

Нет таких целей, ради которых можно было разбить сердце другого человека.

Творчество - высокий подвиг, а подвиг требует жертв.

Лучшее алиби - быть жертвой.

Люди чести ради своих детей совершают такие вещи, которые им даже в голову не пришло бы делать ради себя самих.

Любовник - жертва номер два.

Если бы от наших страданий кому-нибудь было легче, то мы бы, по крайней мере, утешались мыслью о том, что жертвуем собой ради других.

Человек бывает всегда добычей исповедуемых им истин.

Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет - потребует много жертв.

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.

Мы - жертвы стесненных жизненных обстоятельств...

Бывает, что сгоряча человек готов на самые невообразимые жертвы, но потом, немного поразмыслив, он начинает понимать, насколько они не соразмерны с ценностью предмета его вожделений.

Если воздержание от вина - незначительная жертва, принесите ее рада других; если же это большая жертва - принесите ее ради себя самого.

Кто, жертвуя собою, вздумал бы сперва рассчитывать и взвешивать все последствия, всю вероятность пользы своего поступка, тот едва ли способен на самопожертвование.

Великих многотрудные высказывания о жертве

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.

Жертвы должны быть съедобны.

Искусство - это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников.

Некоторые путают пренебрежение к себе с самопожертвованием.

Обычно жизнь не требует больших жертв, она требует мелких самопожертвований.

Со временем начинаешь понимать, что принципиальность хороша прежде всего тем, что ее всегда можно принести в жертву целесообразности.

Бабье счастье - жертвовать собой.

Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.

Жертвоприношение: ты жертвуй, а я отнесу.

Была бы цель ясна - тогда и жертвы не напрасны...

Сколько существует человечество, столько люди были готовы на жертвы - если в жертву приносятся жизни других.

Жертва часто возвращается на место преступления, чтобы повздыхать о старом добром времени.

Спорт и красота требуют всё больше жертв.

Великие деяния невозможны без великих жертв.

Я думал, как бывают глупы люди, которые ради любви, ради страсти отдают свою жизнь, но сегодня я понял, что они поступают верно. Чем медленно умирать, лучше освободиться за одно мгновение.

Жертвовать жизнью можно только тем, у кого не осталось выбора. А для остальных это просто игра.

Обойти трудность при помощи жертвы, вместо того чтобы преодолеть, победить ее, - неэтично. Такая жертва - отступное, и только.

Пошёл на жертвы, но жертвы с криками разбежались.

Жалости заслуживают не те, кто приносит жертву, а те, кого приносят в жертву.