Новорожденные в 2 месяца что могут. Второй месяц жизни ребенка. Что умеет ребенок в этом возрасте

Мама уже оправилась после родов, выработала четкий режим своей и жизни малыша. В двухмесячном возрасте можно говорить о первых успехах в воспитании и развитии деток, целенаправленных занятиях, играх, активном общении и взаимопонимании.

Особенности развития двухмесячного ребенка

В этом возрасте малыш спит до 18 часов в сутки. Из них беспробудно может спать 6 часов подряд ночью. Весь ночной сон двухлетнего ребенка составляет 9-10 часов. Мама должна помнить, что его череп еще очень мягкий, поэтому необходимо менять положение тела крохи во сне, чтобы избежать деформирования костей. Детки в двухмесячном возрасте различают ночь и день, спят дольше в темное время суток.

На этом этапе развития младенец начинает приспосабливаться к окружающей обстановке. Он все чаще радует маму и папу первой улыбкой. Постепенно она станет просто сияющей, завораживающей при общении с самыми близкими.

Мама всё больше понимает малютку. Чувствует, почему она плачет, что хочет, учится понимать дитя через его плач. Ведь в два месяца даже его интонация меняется, обозначая просьбы и недовольства. Взаимопонимание между малышом и мамой улучшается.

Умственное и физическое развитие ребенка в 2 месяца

По данным отечественных педиатров, в этом возрасте вес мальчиков составляет от 4,2 до 6 кг, рост - от 53,8 до 59, 4 см; вес девочек - от 4,2 до 5,5 кг, рост - от 53,3 до 59,3 см.

Окружность головы мальчишек может быть от 37,4 до 41 сантиметра, девочек - от 36,7 до 39,8 сантиметра.

Что касается данных ВОЗ, то они немного отличаются показателями верхних границ в сторону увеличения.

За второй месяц своей жизни малыш должен набрать четверть своей массы тела на момент веса в один месяц. В цифрах это примерно 800 граммов. Рост за месяц увеличивается на 3-4 сантиметра. Действительно можно констатировать, что дитя развивается по часам, а не по дням. Только до года дети растут такими интенсивными темпами. Активно развиваются все их внутренние органы. Такая стремительность невозможна без надлежащего энергетического обеспечения. За сутки мальчик или девочка съедают порцию пищи, соответствующую одной пятой массы их тела. Здоровый сон и обильное питание - основа физического развития, главные источники энергии.

В возрасте два месяца малыш все увереннее пользуется коммуникативными органами. Он уже может поймать взгляд папы и мамы, потому что его орган зрения способен в течение 20-30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном объекте. Это, в первую очередь, близкие, а также игрушки, яркие предметы. Зрительное сосредоточение - главный прогресс развития крохи. Также дитя уже может прослеживать глазами за объектами, которые движутся медленно - это, например, подвешенные над кроваткой игрушки.

В возрасте два месяца малыш уже пытается определять местонахождение звучащего объекта, потому что и орган слуха в этот период тоже активно развивается. Помимо искусственных источников шума его интересуют человеческие голоса. Если тихо и ласково заговорить с крохой, то он повернет головку в вашу сторону.

Существенная динамика наблюдается и в развитии детской эмоциональной сферы. Реагировать на обращение мамы искренней улыбкой ребенок может как раз в два месяца. Карапуз способен также спонтанно смеяться, и в этом прелесть данного возраста!

Умственное и психическое развитие двухмесячного малыша выражается в его гулении. Так называется произношение отдельных звуков. Оно довольно эмоциональное: порой малыш визжит, иногда воркует, булькает.

У ребенка данного возраста уже появляются ассоциативные связи: после плача следует помощь, кормление, контакт с мамой.

Что должны уметь дети в 2 месяца

Итак, в этом возрасте мальчики и девочки должны проявлять такие навыки и умения:

  1. Хорошее удерживание головки в вертикальном положении. Ребенок может ее поворачивать в сторону источника звуков - это реакция на слуховые раздражители, которая четко проявляется на голоса близких людей.
  2. Удерживание головки в позе на животе. Окрепшие мышцы спины позволяют делать это малышу буквально несколько секунд. Порой он отрывает конечности от горизонтальной поверхности, совершая движения, напоминающие плавание.
  3. Улыбка. Развитие эмоциональной сферы крохи проявляется именно такой реакцией. Первая улыбка может появиться во сне. В период бодрствования она выражает радость от общения с взрослыми.
  4. Расширение диапазона эмоциональных реакций. У ребеночка развивается интонация, мимика. Его плач может содержать нотки возмущения, просьб.
  5. Фокусирование взгляда на предмете. Лучшим и любимым объект для рассматривания является лицо мамы.
  6. Улучшение координации движений. Дитя совершает произвольные движения конечностями, зарождается зрительно-направленное доставание. Это обычные попытки дотянуться до игрушки, схватить погремушку, удерживать ее.
  7. Выработка режима дня . Ребенок этого возраста привыкает к череде действий, которые происходят на протяжении суток. Если мама до этого периода еще не приучала свою кроху к распорядку, то выработать его возможно всего лишь за неделю.

Игры и упражнения для развития ребенка в 2 месяца

Итак, физическое развитие крохи происходит быстрыми темпами. Умственное и психомоторное во многом зависит от того, насколько активно мама общается со своим малышом, сколько времени ему уделяет, проводит ли специальные занятия.

В два месяца полезной будет зарядка для пальчиков, поскольку у деток возникают ощупывающие движения, происходит развитие тактильного анализатора. Движения пальцев имеют специфическое значение, поскольку они влияют на развитие нервной деятельности.

Рекомендуется практиковать упражнения рефлекторного типа, то есть использовать хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь надо вкладывать маленькие шарики. Они должны быть разными по весу и материалу изготовления. Сначала малыш должен просто их ощупывать, позже их можно привязывать над кроваткой, стимулируя активность крохи, желание дотянуться, пощупать, изучить. Привязывать можно и округлые палочки - они развивают тактильную чувствительность ладоней.

Слуховую активность малыша можно развивать игрой «Где звенит». С этой целью используется колокольчик. Его мама или папа держат на вытянутой руке так, чтобы малыш не видел, а только слышал звук. После двух-трех звоночков ребенку нужно дать время найти глазками источник звука (ним может служить и погремушка).

Также можно порекомендовать уже в этом возрасте на ночь петь крохе колыбельные или включать их на ночь, делая это в одно и то же время. Песенка должна быть спокойной, приятной, она будет способствовать формированию ритуала отхождения малыша ко сну, развивать его слух. После нескольких таких включений дитя уже начнет реагировать на знакомую музыку улыбкой. Постепенно надо знакомить его и с другими мелодиями, например, включая более ритмичную музыку утром и выполняя зарядку под нее. Кстати, она тоже является прекрасным способом общения и укрепления здоровья крохи. Легкий массаж, сгибание ручек и ножек, поджимание нижних конечностей к животику, подъем туловища за пальчики - вот простые движения для утренней зарядки с крохой.

Пальчиковые куклы - это еще один вариант развития зрительных навыков, сосредоточения взгляда. Игрушку мама надевает на пальчик, сначала просто демонстрирует, а потом и водит перед глазками крохи.

Игрушка-пищалка помогает крохе чувствовать движения своих рук. Надо положите такую игрушку малышу на ладошку. Со временем он научится добывать звук, сжимая объект.

Яркие игрушки над кроваткой малыша тоже способствуют развитию его зрительных реакций, фиксации взгляда, сосредоточения. Время от времени их надо менять.

Игра «Вверх-вниз» - хороший способ общения и формирования вестибулярного аппарата ребенка. Выполнять ее надо только тогда, когда головку малыш держит уверенно. Надо взять кроху за туловище и поднимать немного выше своей головы, затем опускать на уровень своих глаз. То есть амплитуда не должна быть широкой. Движения сопровождаются словами «вверх-вниз» и улыбкой мамы.

Каждый раз, перед тем войти в комнату, обращайтесь к малышу по имени. Это сформирует у крохи реакцию на звук, запоминание своего имени. Общение с крохой в период бодрствования - основной инструмент ее умственного развития. Мудрая мама все свои действия, движения сопровождает комментариями, объяснениями. Она рассказывает, что одеваться на прогулку надо для того, чтобы было тепло. А свежий воздух сделает малыша здоровым - он будет крепче спать, быстрее расти и радовать родителей. Да, смысл всех слов дитя еще не понимает. Но таким образом мама формирует пассивный словарный запас крохи, который в свое время перейдет в активный. Это работа на перспективу, ведь все старания и добрые начиная в отношении ребенка обязательно принесут пользу для его физического и психического развития.

Специально для - Диана Руденко

Просыпаясь, каждое утро, малыш попадает в длинный, наполненный важными событиями день. И каждый день что-то прибавляет к его знаниям об окружающей действительности.

Родителям стоит понимать, что заниматься развитием ребенка нужно с младенческого возраста, а не ждать, когда он сможет вести диалог и задавать вопросы. В этой статье мы расскажем, как развивать ребенка в 2 месяца. Несмотря на то что малыш еще очень мал, есть занятия, которые помогут ему освоиться в этом большом и незнакомом мире.

Режим малыша двух месяцев

Кормление

В 2 месяца малыш уже адаптировался к жизни вне маминого живота. Если ребенок на грудном вскармливании, то обычно он не нуждается ни в какой другой пище. Многие не пьют даже воду, хотя можно ее предлагать, особенно в жаркие дни. Малышам на искусственном вскармливании между кормлениями обязательно дают попить воды.

Ест 2-месячный грудничок шесть раз в сутки, через каждые три часа. Ночью перерыв может быть и больше. Количество молока или смеси за сутки, которое он выпьет, составляет примерно одну пятую часть веса. Это означает, что ребенок весом в четыре килограмма выпивает около 800 грамм. За второй месяц жизни здоровый доношенный малыш прибавляет в весе 700-800 грамм, а в росте - примерно 3 сантиметра.

Сон

Спит малыш от 16,5 до 18 часов в сутки. Суточный режим чередования сна, когда ночью преобладает сон, а днем он чередуется с бодрствованием, формируется далеко не сразу. Именно поэтому активность и стремление к общению малыша нужно всячески поддерживать в дневные часы, а ночью кормить при неярком освещении и в тишине, чтобы малыш быстрее уснул.

Умения и навыки 2-месячного ребенка

Движения

В 2-2,5 месяца малыш держит голову 1-2 минуты, если его взять вертикально на руки. Если же положить на животик, он будет поднимать голову, пытаясь удержать ее как можно дольше. Лежа на спине, малыш пытается приблизить ручки ко рту. Если осторожно приподнять его и поставить ножки на твердую поверхность, малыш будет упираться в нее. Если положить его на бочок он сам сможет перевернуться на спинку. А если вложить в ладошку малыша предмет, он будет стараться удержать его в руке.

Зрение

Когда в поле зрения малыша попадает интересный, яркий и большой предмет, или лицо взрослого, он постарается зафиксировать на нем взгляд. Ребенок сможет следить за движущимся предметом, если передвигать его медленно и плавно. В 10-11 недель малыш будет отлично узнавать лицо своей мамы, а также те предметы, которые постоянно появляются перед его лицом (игрушки, бутылочка).

Слух

В конце второго месяца малыш начнет непродолжительно прислушиваться к громким звукам, стараясь повернуть голову в их сторону. Мамин голос он любит больше всего на свете. Примерно на 6-7 неделе малыш впервые улыбается в ответ на разговор.

Если ласково обратиться к ребенку, он будет радостно реагировать быстрыми движениями рук и ног, улыбкой и звуками. В этом же возрасте он начнет ощупывать свои ручки, позже и пытаться их рассмотреть.

Речь

В 2 месяца у ребенка возникают первые попытки лепетной речи. Общение с мамой приобретает характер обратной связи. Малыш умеет выразить когда он раздражен, голоден, устал или ему одиноко. То есть звуки, которые издает кроха становятся более разнообразными и эмоционально окрашенными. В них различается голодный и раздраженный, нетерпеливый крик, удовлетворенное сопение, тихие звуки (кликанье), которыми малыш зовет маму проснувшись. Вы можете уже услышать заливистый смех, если малыша пощекотать или испуганный плач при виде незнакомца.

Внимательные мамы могут заметить, что иногда малыш, видя знаки внимания со стороны родителей, равнодушно отворачивается, словно они его не интересуют. Это важный этап осознания себя и доверия к взрослым.


Чем заниматься с ребенком?

Все родители хотят лучшего для своего ребенка: чтобы он был умным, здоровым, физически развитым. Все в ваших руках! Используйте активный интерес ребенка к окружающему.

Развивающий коврик

Малышу нет пользы от постоянного лежания в кроватке, с конца 5-6 недели его уже можно выкладывать в манеж или на развивающий коврик. Поверхность здесь не такая мягкая, как в кроватке, это способствует активным движениям. Повесьте в поле зрения ребенка (на высоте 30-40 см) одну, две ярких игрушки, чтобы он учился фокусировать взгляд, а впоследствии старался схватить их руками.

Игрушки надо менять время от времени на новые. Лучше, чтобы они были звучащими – как погремушки или колокольчики, тогда малыш быстро поймет, что именно он извлекает этот звук, когда попадает по игрушке рукой. Так он будет осознавать собственную активность, положение тела в пространстве, совершать целенаправленные движения руками.

Мама Ильи, 5 месяцев: «Любимая игрушка у нас появилась уже в 2 месяца с небольшим. Вот говорят, что малышам нравится все желтое, красное - яркое, то есть. А у нас был серый улыбающийся бегемотик-погремушка с большими глазами, в которых двигались зрачки. Илюша, если ему эту погремушку показать, сразу улыбался и ручки тянул к ней. Я думаю, это потому, что мордочка бегемота была похожа на улыбающееся лицо».

Если у вас есть мобиль, включайте его в период бодрствования время от времени. Достаточно 5-10 минут, иначе ребенок устанет.

Расширяем границы

Берите малыша на руки вертикально, это будет тренировать мышцы шеи и спины, позволяющие держать головку, а также вестибулярный аппарат. Двигайтесь так по комнате, подходите к окну, чтобы малыш видел яркий солнечный свет. Он будет рассматривать новые предметы, и слышать новые звуки.

Сенсорное развитие

В домашних условиях существует масса возможностей для сенсорного развития малыша. Период бодрствования на втором месяце жизни длится примерно 40-60 минут. За это время можно многое успеть. Сначала обычно происходит кормление, затем следует период активности, после чего уставший малыш засыпает.

Тактильное восприятие

Малыш активно познает мир, и тактильные ощущения – богатый источник информации для него. Тактильный контакт с мамой очень важен для грудничка. Плачущий ребенок успокоится, когда мама просто возьмет его на руки. Ласковые поглаживания по спинке и голове расслабляют кроху и помогают настроиться на сон. Более активные и быстрые движения, наоборот, активизируют малыша. Всегда переодевайте ребенка очень ласково и осторожно. Старайтесь не причинять неприятных ощущений при гигиенических процедурах.

Не пеленайте ребенка, пока он не спит, чтобы была возможность подрыгать ручками и ножками. Дайте ему побыть голеньким – устраивайте воздушные ванны (при температуре 22 °С). Сначала на 1-2 минуты, постепенно увеличивая продолжительность на несколько секунд. Воздушные ванны - это еще и закаливающая процедура.

Элементы массажа

Вкладывайте большой палец руки в ладошку малыша - он крепко схватится. Погладьте его ладонь и пальчики, тыльную сторону кисти, расправляя кулачок.

После купания смажьте спинку и ягодицы детским маслом нежными движениями. Если положить при этом малыша на бочок и проводить вдоль позвоночника, он станет сгибать и разгибать спинку.

Круговыми движениями поглаживайте его животик (после еды должно пройти не менее получаса) - это помогает при коликах и развивает косые мышцы живота.

Положив малыша на спинку, большими пальцами погладьте его ступни вверх-вниз и по спирали, а затем погладьте снизу вверх ножки по внешней стороне. Весь массаж длится не больше пяти минут.


Зрение

Слежение за игрушкой - один из эффективных приемов развития зрительного анализатора. Просто возьмите в руки яркую игрушку, можно звучащую, и поводите ею медленно слева направо, сверху вниз и по диагонали. Делать это нужно медленно. Привлеките внимание малыша, ласково разговаривая с ним. Все занятия для детей 2 месяцев длятся не более 5 минут, дольше малыш не может сосредоточиться на чем-то одном.

Игрушки для детей 2 месяцев нужно использовать яркие, довольно больших размеров и просто устроенные, без лишних деталей. Конечно, они должны быть из самых безопасных материалов - как только малыш научится удерживать игрушку, следующим этапом станет умение доносить ее до рта.

Слух

Слуховое сосредоточение, возникающее в первые недели жизни – основа развития способности различать звуки, а затем и речь. В два месяца малыш вздрагивает от резких звуков и улыбается, когда слышит мамин голос.

Позовите малыша, который находится на руках другого взрослого, выйдя из поля его зрения. Малыш будет стараться обернуться на ваш голос. Это работает и с другими привлекательными звуками: например, шумом любимой погремушки. Он прислушивается, если петь ему песенку.

Музыка– важный элемент развития ребенка в 2 месяца.

Малыш не умеет сосредотачиваться надолго, но с удовольствием послушает колыбельную перед сном. В течение 5-10 минут он будет прислушиваться к мягким и нежным звукам мелодии, которую вы включите для него. Приобретите сборник с классической музыкой, адаптированной для младенцев. Он пригодится вам в течение всего первого года, со временем малыш станет узнавать любимые звуки.

Вика, мама 4-месячного Арсения: «Начитавшись о пользе классической музыки, я стала включать Сене Моцарта с 2-х месяцев. Его реакция была удивительная! Он замер и внимательно слушал. Он не испугался, а наоборот, очень заинтересовался. Сейчас у него уже есть любимые произведения, например До мажор Соната Рондо-Andante и До мажор Соната Рондо-Allegro. Ну и Турецкий марш, конечно».

Развитие речи

Слух тесно связан с развитием речевых навыков. Умение слышать и понимать формируется именно в этом возрасте и становится важной ступенью в становлении речи. Уже на 4-5 неделе малыш различает голос своей мамы, чуть позже – и голоса других взрослых, которые постоянно с ним общаются. На мамин голос малыш реагирует активными движениями и гуканьем, которое затем переходит в гуление, а потом в лепет.

С ребенком нужно разговаривать постоянно, сопровождая речью все свои действия.

Говорите ласковым голосом, оставляя иногда свои предложения открытыми, как бы приглашая малыша ответить вам: «Смотри, какая красивая красная погремушка (покажите ее со всех сторон и позвените ею). Хочешь погремушку? (делайте паузу, как будто ожидая ответа). На, возьми погремушку (вкладываете в ручку малыша, и он сжимает ее). Где теперь погремушка? У (имя) погремушка».

Физическое развитие

Развивающие игры для детей 2 месяцев обязательно включают активные движения и элементы гимнастики.

«Комплекс оживления»

Двигательная активность малыша зависит от общения с мамой. «Комплекс оживления», который появляется в этом возрасте - это состояние радостного предвкушения общения. Малыш двигает ручками, ножками и всем туловищем, улыбается и гулит. Это самая полезная физическая активность для него, поэтому не забывайте при каждом переодевании и любой период бодрствования общаться с малышом, улыбаться, прикасаться к ручкам, ножкам. При этом на нем не должна быть надета стесняющая движение одежда.

Гимнастика

Пассивную гимнастику можно включать в свой режим дня с двух месяцев, если ребенок здоров и нет противопоказаний, о которых необходимо узнать у педиатра. Сначала она длится, как и другие занятия, не более 5 минут. Проводить все упражнения, направленные на физическое развитие надо в первой половине дня.

Как уже упоминалось, важным этапом физического развития является умение держать головку. Для этого чаще выкладывайте малыша на животик и поднимайте на руки в вертикальном положении.



Занятия на фитболе

Если вы приобрели такую полезную вещь, как фитбол (гимнастический мяч диаметром 75 см), то уже начинайте выполнять на нем простейшие упражнения. Этот мяч пригодится вам на всех этапах развития малыша. Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, дают возможность малышу подвигаться и подрыгать ножками (это укрепляет все группы мышц), расслабиться и снять повышенный тонус мышц-сгибателей. Покачивания на животике улучшают пищеварение, способствуют отхождению газов.

Занятия проводятся в первой половине дня, когда малыш выспался и пребывает хорошем настроении. На фитбол нужно постелить чистую пеленку и предварительно вымыть его горячей водой с мылом и включить расслабляющую музыку.

Покачивания

Вначале малыша кладут на животик, придерживая за ножку в области колена и слегка надавливая ладонью на спинку. В таком положении его катают вперед и назад, по кругу и слегка покачивают (если он уже держит головку).

Затем малыша осторожно переворачивают на спинку, придерживая так же и покачивая вперед и назад.

Запрещается делать резкие движения с большой амплитудой, тянуть малыша за ручки или ножки.

Пружинка

Малыша кладут на животик, как в первом случае, придерживают одной рукой за щиколотки, обхватив ладонью ножки в кольцо. Второй рукой слегка надавливают на спинку, делая пружинящие движения.

Футбол

Кладем ребенка спиной на твердую поверхность, подкатываем фитбол к ножкам. Кроха будет стараться оттолкнуть мяч, резко выпрямляя ножки.
Проделывая эти простые упражнения, разговаривайте с малышом ласково, подбадривайте его. Если он устал или капризничает, занятие лучше отложить, ведь оно должно сопровождаться только положительными эмоциями.

Видео по теме

Список литературы:

Ботякова Ольга «Первые папины игры»

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 2 МЕСЯЦА?

Малыш смотрит на мир широко раскрытыми глазами, ему интересно все, что происходит вокруг. На этом этапе он скорее наблюдатель, поскольку еще не готов к активным контактам с окружающими и не способен передвигаться самостоятельно. Однако постепенно поведение ребенка становиться осознанным, его самостоятельность растет, и у маленького человечка начинают проявляться свои собственные черты характера.

Физическое развитие и двигательная активность двухмесячного малыша

Основная задача малыша на втором месяце — научиться держать голову. Как только его кладут на живот, он сразу же пытается поднять ее и удержать в таком положении. Правда получается это у него пока не очень — голова раскачивается из стороны в сторону, а затем опускается на одну из щек.

Ребенок начинает понемногу самостоятельно управлять своим телом, совершать движения по своему желанию: активно шевелить ножками, поднимать ручки над головой, ерзать и даже иногда переворачиваться. Собственные руки являются для него настоящим открытием. Он может подолгу наблюдать за движениями своих пальцев и ладошек.

Малыш хватает любой предмет, который вкладывают ему в руку, и сосет все, что попадает в рот. Теперь он уже различает процесс утоления голода и просто сосание. В этот же период карапуз может начать осознанно сосать большой палец своей руки.

1. Продолжайте регулярно выкладывать ребенка на живот.

2. Ежедневно гуляйте с ним на свежем воздухе.

3. Проводите воздушные ванны по 2-3 раза на день по 5 минут каждая.

4. Выполняйте легкий массаж либо самостоятельно, либо прибегая к помощи массажиста.

5. Начинайте заниматься с карапузом физическими упражнениями.

Нервно-психическое развитие и воспитание двухмесячного малыша

Малыш длительно сосредотачивает свое внимание как на неподвижном предмете, так и на движущемся. Чем контрастнее вещь, тем легче карапузу на нем сосредоточиться.

Его интересует все новое и незнакомое: новая игрушка, объект или звук. При этом малыш следит за ними глазами, поворачивая голову.

Теперь ребенок отвечает улыбкой не только на приближение матери, но и на улыбку, и обращение к нему. Его эмоции вполне понятны и легко читаются по выражению его глаз и издаваемым звукам, которые становятся более разнообразными, в них ясно различается интонация.

Внимание ребенка сконцентрировано только на происходящем в данную минуту. Он еще не способен запоминать происходящие события и уж тем более — предвидеть надвигающиеся.

1. Показывайте малышу движущиеся и неподвижные простые фигуры черно-белого цвета (круги, полосы, кольца). Их можно размещать на расстоянии до 2-3 м от ребенка.

2. Будьте всегда рядом с карапузом, не оставляйте его без присмотра, особенно на пеленальном столике, кровати или другом возвышении.

3. Разговаривайте с ребенком и смотрите при этом в его глаза. Стройте максимально простые фразы, состоящие из пары слов. Гласные растягивайте, говорите нараспев.

4. Сопровождайте речь жестами, активной мимикой, гримасами (приподнимайте брови, округляйте рот, выпучивайте глаза, хмурьтесь, щурьтесь, сжимайте губы, надувайте щеки).

5. Поясняйте и комментируйте все свои действия.

6. Читайте вслух детские стихи, пойте песни.

7. Называйте малыша по имени.

ИТОГИ ВТОРОГО МЕСЯЦА

Двухмесячный карапуз разительно отличается от новорожденного младенца. Его поведение все меньше основывается на рефлексах и больше зависит от окружающей обстановки. Ребенок с интересом наблюдает за происходящим вокруг. Кроме того, он уже пытается участвовать в общении, у него появляются свои желания и приоритеты. Происходит значительный прогресс и в движениях малыша — он учится управлять своим телом.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.