Материалы и их свойства для детей. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Занятие по ознакомлению с окружающим.Тема "свойства материалов:дерево, стекло бумага". Объекты рукотворного мира из дерева

Ознакомление старших дошкольников с особенностями предметов

.1 Понятие и значение ознакомления детей со свойствами и качествами материалов

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Следует прежде всего разобраться в понятиях «окружающий мир», «предметный мир», «свойства материала «, «качество материала».

Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это, то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Предметный мир – совокупность вещей созданных для выполнения самых разных функций.

Качествами материала мы называем те особенности, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности материала, например, тверды, мягкий, гладкий.

Свойствами материала мы называем те особенности материала, которые вычленяются вследствие нарушения целостности материала, например, рвется, бьется, размокает.

Ознакомления старших дошкольников со свойствами и качествами материалов имеет огромное значение для развития ребенка. Изучая, свойства и качества материала дети получают реальные представления об изучаемом объекте. Обогащается память, активизируются мыслительные процессы дошкольника, так как возникает необходимость проводить операции синтеза и анализа, сравнения, классификации, обобщения. Формируется целостное представление о предмете, устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные свойства материалов. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка . Название свойств и качеств, словесное обозначение собственного действия, делает слова открытием для ребенка, и таким образом становиться ближе понятийное содержания самого слова

Педагог для, ознакомления с частями, качествами и свойствами предметов и материалов вводит в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия материалов, предметов, и их частей), глаголы (названия действий с предметами, использования предметов, материалов, исследовательских действий с ними), прилагательные (названия качеств), что способствует развитию речи дошкольника , обогащению его словаря.

Ознакомление со свойствами и качествами материалов и экспериментирование с ними, важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

К старшей группе у дошкольников накоплен значительный опыт чувственного познания окружающих предметов: целенаправленность обследовательских действий, преимущество зрительной оценки. Знакомство с качеством и свойствами материалов, экспериментирование с ними, развивает интерес к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает детям систематизировать и обогащать накопленный опыт чувственного познания. Таким образам развивается сенсорная культура.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Развивается любознательность активность дошкольника. Также развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Таким образом, ознакомление со свойствами и качествами материалов и экспериментирование с ними, как средства развития познавательной активности, помогает развить интегративные качества дошкольника: любознательность, активность, умение задавать вопросы, экспериментировать, способность самостоятельно действовать в различных видах деятельности, принимать заинтересованное участие в образовательном процессе. Так же дошкольник овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договариваться, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Решает интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Все эти интегративные качества, согласно ФТГ к освоению основной общеобразовательной программы дошкольника являются моделью выпускника детского сада.

2.2 Задачи и содержание работы по ознакомлению старших дошкольников со свойствами и качеством материалов

С ведение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитание меняется подход к образовательной деятельности. Идеология ФГТ направлена на формирования принципиального нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических интеллектуальных и личностных качеств. Данный документ определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве цели педагогической работы развитие каждого ребенка.

Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников со свойствами и качеством материалов направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, познавательной активности, через решение следующих задач:

    Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

    Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования.

    Расширять представление детей о свойствах и качествах материала

    Устанавливать причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.

    Развивать умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).

    Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слов.

    Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.

    Развивать умения на основе сопоставления фактов, результатов наблюдений делать выводы и заключения

Содержанием работы по ознакомлению дошкольников с качествами и свойствами материалов согласно, программы развития старших дошкольников состоит в следующем:

На первом этапе ознакомления дошкольников с свойствами и качеством материалов необходимо расширить и уточнить представление ребенка о предметном мире в общем.

Для этого нужно формировать представление о материалах, из которых сделаны предметы. Расширить представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Для того, чтобы дошкольник имел представление о предмете, в общем и в частности, педагог закрепляет умение применять разнообразные способы исследования из кого материала сделан предмет. Разные предметы сделаны из различных материалов. Поэтому проводим работу по обогащению представлений о видах материалов (ткань, дерево, керамика, стекло, кожа, металл и т.п.).

Через экспериментирование и практическую деятельность закрепляем знание дошкольников о свойствах и качествах материалов (проведение и объяснение простейших экспериментов с водой, магнитом, глиной, бумагой, тканью, деревом).

Ребенку с детство необходимо объяснить, что бережное отношение к материалам и предметам сохраняет окружающею среду. Окружающая среда это место где человек живет, развивается. В содержание работы включаем расширение представлений о бережном отношении к материалам (использование материалов повторно, переработка бумаги на макулатуру) и значения данных мероприятий для охраны окружающей среды.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального развития ребенка, формированию личности, подготовки к обучению в школе.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал речью, необходимо чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакты со сверстниками и взрослыми, то есть обладал определенной речевой активностью. В настоящее время как показывает практика, речевое развитие многих дошкольников отстаёт от нормы.

Поэтому важна работа по активизации речевого развития старших дошкольников.

Лексическая и грамматическая работа (обогащение словарного запаса детей, употребление новых слов в собственной речи , ведение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах, освоение переносного значения слова ) .Развитие связанной речи (ответы на вопросы, участие в диалоге с взрослыми и сверстниками.).

Таким образом содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами предметов направлена на развитие всех качеств личности ребенка и познавательной активности.

2.3. Мето

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес.

В старшей группе воспитатель продолжает расширять и уточнять представления детей о материалах, и их качествах и свойствах.

Одним из основных моментов в организации процесса ознакомления дошкольников со свойствами и качествами материалов являются активность и самостоятельность. Они тесно связаны с развитием потребностей и мотивов деятельности.

Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использование им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка. Организация обучающего процесса выстраивается таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

В этом педагогу помогают такие методы, как экспериментирование, моделирование, метод проектов.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогам в специально организованных видах деятельности, наблюдение, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно предметной среде группы (например приобретение опыта работы с тканью, различных способов измерение предметов). Каждое естественно научное понятие, с которым знакомим детей (твердое тело,температура, время, жидкость и т.п.)экспериментально обосновывается и проясняется в процессе наблюдений.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов выносятся в пространственно – предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент в дошкольном учреждении должен отвечать следующим условиям: Максимальная простота конструкции прибора и правил обращения с ним, безотказность действия прибора, возможность повторения опыта

Одним из требований к содержанию экспериментов является их ориентация на интересы и потребности дошкольников, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивация деятельности.

Для того, чтобы расширить представления дошкольников о материалах, как естественных, так и искусственных (ткань: ситец, сатин, капрон, драп; металл: медь, бронза, алюминий; дерево: фанера, доска, бревно; пластмасса, полиэтилен, пластилин, и глина) и их свойствах и качествах педагог организует игры-эксперименты.

Воспитатель является инициатором, начинает экспериментально – поисковую деятельность («Темный домик» или показ фокусов) и при этом демонстрирует собственную увлеченность, обыгрывает проблемную ситуацию, когда ошибается (например, «Уронил лист бумаги в воду»), или разыгрывает поисковую ситуацию, когда не может объяснить причину происходящего, и просит детей о помощи.

Игры для экспериментирования могут быть различной тематики: «Мир металлов», «Волшебный сундучок», игры.- опыты: «Почему не тонут корабли?», «Мы фокусники».

Например, для ознакомления со свойствами и качествам тканей воспитатель предлагает рассмотреть различные виды тканей. Обращает внимание на их различие (цвет, структура поверхности). Дошкольники описывают свойства ткани,определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости – - разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами - попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия - опустить в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги; делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Педагог обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

В играх экспериментах « Мир металла» дети рассматривают металл, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Воспитатель предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму: оценивают степень проявления металлического блеска - оценивают степень теплопроводности - определяют твердость металлов - определяют ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее) - делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать. Основная задача педагога - совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить детей осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.

Следует чаще проводить упражнения типа «Из чего сделано?», «Похожи - не похожи». В процессе их выполнения дети учатся использовать рациональные способы действий (окинув все предметы взглядом, определить, как можно назвать одним словом большинство из них, мысленно вычленить лишний объект, который не относится к данной группе). Воспитатель должен задавать детям вопросы («Как ты догадался, что этот предмет - лишний?», «Объясни, как ты работал, выполняя задание»), побуждающие к размышлениям, анализу; учить отгадывать и составлять загадки.

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности:

по тематике: «Материалы» (дерево, ткань, бумага, глина и т. д.), «Путешествие в прошлое предмета»; «Предметы рукотворного мира»;

по материалу: «От глины до фарфора», «Песчаные чудеса», «Из чего построен дом» и т. д.;

по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации; понимания ретроспективы и перспективы предметов («Куклы», «Шляпы», «Очки», «Счетные приборы») и овладения действиями различного характера («Невероятные превращения коробочки, пластиковой бутылки» и т. д.);

по способу использования: в игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры); в создании выставок («домашняя коллекция»); в совместной деятельности с взрослыми, сверстниками и другими детьми (рассматривание, анализ, сравнение, исследование, классификация); в трудовой деятельности (оформление развивающей среды); в преобразовательной деятельности (изменение, совершенствование и т. д.).

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимента.Оценка педагогам найденных им способов должна включать анализ критериев насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи и ситуации.

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм).

Метод моделирования открывает перед педагогам ряд дополнительных возможностей в развитии познавательной активности дошкольников, в том числе и в развитии связанной речи.

Моделирование это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов.

Старшим дошкольникам доступны предметно – схематические модели. В которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков.(Приложение)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований; чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простой и доступной для создания и действия с ней; ярко и чётко передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть усвоены; модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает

Методика введения моделей в процесс ознакомления дошкольников с предметами, а также свойствами и качествами материалов должна учитывать ряд обстоятельств.

Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями в окружающей действительности. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.

Использование моделей в экспериментальной деятельности помогает дошкольником выстроить алгоритм своих действий в проведении опыта

Эффективным методом развития познавательной активности является метод проектов.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решение проблемы, оформленной в виде конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов– предоставления дошкольникам возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проект дошкольника включает основные элементы: выделение и постановка проблем(выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка к защите проекта и защита проекта (сообщение, доклад, создания макета..)

Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаёт вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать, как можно больше материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической грамотности – использование значков и картинок. Научить создавать предметно – схематичные модели. При помощи этих картинок, моделей дети смогут воспроизводить текст.

Для каждого ребенка заводится пака или тетрадь исследователя. С этой папкой – тетрадкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок – запись.

Далее ребенок выдвигает гипотезу. Дети постоянно выдвигают различные гипотезы, предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить им вопросы и искать на них ответы разными способами. Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь.

Сбор материала может проходить из разных источников. Это непосредственно образовательная деятельность. Но в отличии от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе знаний акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знания на индивидуальную исследовательскую практику.

Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий. Свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы учебных исследований.

При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.

Предметные мини – центры по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы.

В процессе работы с детьми, для каждого ребенка используется свой уровень реализации проекта.

Таким образом, осваивая проектную деятельность, экспериментирование, умение работать с моделями дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, структурировать полученный в ходе материал, делать выводы и умозаключения, готовить мини – доклады, защищать свои идеи.

Поэтому данные методы заняли свое место в системе работы по ознакомлению со свойствами и качествами материалов. Они интересны и увлекательны как для детей, так и для педагогов.

Списо

    Венгер Л.А. Про

    Веракса А.Н., ВераксаН.Е. Развитие ребенка в до

    Гризик Т.И. Позновательное развитие детей: Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011. 256 с.

    Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 528 с.

    Дыбина О.В.Ознакомление дошкольников с предметным миром. М.: Мо

    Каличенко

    Крашениников Е.Е, Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика – синтез,2012. 80с.

    Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник. М.: Академия, 2010.416с.

    Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. СПб.: Детство – пресс, 2009.132 с.

    Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М. :Высшее образование. 2008.460с.

    Новопольская Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое формирование познавательного интереса дошкольников // Дошкольная педагогика 2009. №8.С.46-48.

    От ро

    Современные технологии обучения дошкольника / Сост. Е.В. Михеева. Волгоград: Учитель,2013. 223 с.

    Тимофеева Н.В.Занятие в детском саду. Современные критерии. Волгоград: Учитель, 2011. 131 с.

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.2011Министерства юстиции РФ

    ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года . Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. М.: Приор, 2013.404 с.

    Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М.: Дрофа,2008.176 с.

В занятие представлены игры, через которые дити могут с легкостью пронаблюдать где встечаются данные материалы, а потом эксперементы с ними.Основные задачи: расширять представление детей о применения дерева, стекла и бумаги; познакомить со свойствами материалов и их особенностями в сравнении; учить слушать и понимать речь взрослого, участвовать в беседах, учить умению выслушивать, не прерывая товарища (собеседника).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим

В средней группе

Тема: «свойства материалов бумага стекло дерево»

Цель: познакомить детей со свойствами материалов дерева, стекла и бумаги.

Задачи:

  • Расширять представление детей о применения дерева, стекла и бумаги
  • Познакомить со свойствами материалов и их особенностями в сравнении.
  • Учить слушать и понимать речь взрослого, участвовать в беседах; учить умению выслушивать, не прерывая товарища (собеседника).

Словарная работа и активизация словаря. Тяжелый-легкий, деревянный, мягкий-твердый, звонкий-глухой, тонет- плавает,разбивается.

Материалы и оборудование : лампочка, бутылочка стеклянная,очки, стеклянные шарики,деревянная ложка, карандаши, кубики, бумажный стаканчик, кусочек картона, маленькая книжка.Дополнительно: ваза для цветов, бокал,деревянный стаканчик, детская подделка из бумаги, тазик с водой.

Ход занятия.

Дети садятся на стулья .

Воспитатель: Ребята сегодня у нас будет с вами необычное занятие и очем оно пойдет вы сейчас сами узнаете.

1. детям предлогается поиграть в игру «чудесный мешочек» .Дети по очереди достают из мешочка предметы и определяют их на ощупь из чего они сделаны и что это может быть.

Воспитатель: вот сколько предметов вы нашли в мешочке. Скажите они все сделаны из одного материала или разного?

2. детям предлогается игра «найди такой же» . Они должны сгруппировать стекло, дерево и бумагу и сказатьчто в них входит.

Воспитатель : Молодцы, правильно справились с заданием, а теперь немного отдохнеми и дальшей пойдем.

Физминутка « Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

3.Воспитатель : Ребята, а вы знаете эти материалы окружают нас вокруг.Сейчас поиграем в игру «предметы вокруг нас» Что сделано из дерева (деревянные: стол, стулья, шкафы,мебельдля кукол,карандаши и т.д.), где можно найти стекло (стеклянные: окно, вставки в дверях,стекло у часо, посуда, ваза.) Бумага встречается где (книги, альбомы, коробки, настольные игры).

На доске для подсказки развешаны картинки с изображением мебели, предметов из стекла и из бумаги.

Воспитатель : Все эти предметы могут обладать определенными свойствами, а какими вы сейчас узнаете.

4. игра «что будет, если…» (желательно производить действия для наглядности.)

  • - уронить стекло на твердую поверхность ….оно разобъется*(постучать стеклом об стекло)
  • -уронить деревянный стаканчик …ничего не поизойдет.(уронит его на пол)
  • - уронить листок бумаги …ничего не произойдет.

Что прочнее стекло, дерево, бумага? Вывод детей.

5 . Для эксперементирования нужно внести небольшую емкость с водой и туда отпускать предметы.

Воспитатель : А сейчас мы с вами проведем опыт.Как вы думаете, что произойдет, если в воду отпустить карандаш..стеклянные шарики …листок бумаги..?

Воспитатель поочередно отпускает в воду предметы и обсуждает с детьми что произошло.

Итог занятия:

Ребята, вам понравилось сегодня занятие? скажите что вы сегодня узнали нового? Что запомнилось и понравилось больше всего? Что прочнее стекло или дерево?

*можно взять два стакана и постучать друг об друга, чтоб услышать звук.


Цель занятия: Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева.

Задачи:

  • образовательные - познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева. Учить сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.
  • развивающие - развивать речь, логическое мышление, восприятие. Обогащать словарный запас детей понятиями пористый, плотный.
  • воспитательные - воспитывать умение работать в малых группах.

Оборудование: «чудесный» мешочек, металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка, металлическая и деревянная палочки) , емкость для воды, цветные карандаши.

Ход занятия

1 часть. Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева .

Д.игра "Чудесный мешочек". Дети поочередно опускают руку в "Чудесный мешочек ", на ощупь определяют по одному предмету, называют и выкладывают на стол. В результате игры на столе появляются металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка и т.п.).

Воспитатель: Из какого материала сделаны эти предметы? (деревянные и металлические)

2 часть. Физминутка

Раз, два, три, четыре-
(дети маршируют)
Нужна мебель для квартиры.
(наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим
(повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин.
(руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
-Что там сегодня продают?
(повороты вправо – влево)
-Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты.
(приседания)

3 часть . Практическая часть

Д.игра " Найдите одинаковые предметы".Дети показывают предмет по очереди и называют его: " ложка - деревянная", "шар - металлический" и т.п. , находят одинаковые предметы. Воспитатель предлагает детям объединиться таким образом, чтобы деревянные предметы были у одной группы, а металлические у другой.

Воспитатель:У металлических и деревянных предметов свойства и качества одинаковые или разные? (ответы детей)

Воспитатель: Какие на ощупь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? (ответы детей) А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются).

Воспитатель подводит итог, что у деревянных и металлических предметов есть одинаковые свойства и качества - они твердые и прочные.

Воспитатель: Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий.).

Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую? (ответы детей)

Воспитатель стругает палочку вместе с детьми. Дети видят, что у воспитателя это получается.

Воспитатель проделывает тоже с металлической палочкой.

Воспитатель: Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что дерево мягче, чем металл.

Воспитатель: Интересно, тонут ли ваши предметы в воде?

Дети опускают предметы в таз с водой и убеждаются, что металл тонет, а дерево нет.

Воспитатель: Почему же так происходит? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево пористое, а металл плотный.

Воспитатель показывает детям молоток и спрашивает, из какого материала он сделан?

Воспитатель: Мы с вами убедились, что металлические предметы тонут, а деревянные всплывают. Как вы думаете, молоток потонет, или всплывет? Дети спорят,каждый доказывает свою версию.Опускают молоток в воду и видят, что металлическая часть тонет, а деревянная всплывает. Дети оставляют предметы на столе и присаживаются на стульчики.

4 часть. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас поговорим, какие свойства, и качества мы сегодня с вами узнали?

Проводится социо - игра " Волшебная палочка". Дети передают волшебную палочку друг другу по кругу, называя при этом свойства и качества дерева, а затем металла.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались, поэтому я приготовила для вас сюрприз, но сначала отгадайте загадку:

Жмутся в узеньком домишке,
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(цветные карандаши)

Воспитатель предлагает детям нарисовать все, что им понравилось на занятии.

Педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности.

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Свойства наглядных материалов

В зависимости от того, какие стоят дидактические задачи, наглядный материал может иметь следующие свойства:

Естественность. Это настоящий наглядный материал, такой как животные и растения. Дети с их помощью знакомятся с флорой и фауной.

Экспериментальность. Проведение экспериментов, например таяние льда, помогает детям понаблюдать за процессами, которые также протекают и в живой природе.

Это могут быть просто фотографии или изображения, а могут быть фильмы и диафильмы. Их задача – познакомить детей с новыми явлениями или фактами, отображая их на носителей.

Объемность. Создаются объемные макеты, которые позволяют получить представление о предмете, как об объемном объекте, что расширяет возможности обычного изображения.

Звук. Педагог воспроизводить различные звуковые файлы. Например, дети могут услышать пение птиц, журчание воды или другие звуки, характерные для природы.

Символизм. С помощью различных схем и карт можно помочь детям задействовать свое абстрактное мышление для знакомства с объектами реального мира.

Смешанность. Это может быть фильм, содержащий звуковое сопровождение. Это позволяет наиболее полно воспроизвести действительность методом наглядного пособия.

Прежде чем выбрать нужный элемент наглядности, нужно подумать о том, каковы его дидактические возможности.

Виды наглядности для занятий в ДОУ

Для развития представлений у дошкольников используют так называемую образную наглядность. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты, позволяющие в наглядной форме передать учебное содержание детям дошкольного возраста.

Картины. Их в обучении детей стали использовать еще в 19 веке. Обычно картины размещаются на стенах в большом формате. Также иногда детям раздаются специальные сюжетные картинки для определенного занятия. Часто иллюстрации встречаются в книгах для пояснения и расширения линии сюжета.

У картин ест одна важная особенность, которая позволяет использовать их в качестве учебных пособий: они изображают более концентрированно то, что в обычной жизни приобретает более размытые формы.

Таблицы. Они могут применяться для разных целей и иметь разное оформление. Это могут быть таблицы, включающие в себя художественные картины. Либо они могут состоять из фотоснимков с одной темой. Например, это может быть таблица съедобных грибов или таблица птиц нашей местности.

Иногда таблицы используют для того, чтобы объяснить новый материал. В других же случаях они применяются для уточнения знаний.

Естественные объекты. Это могут быть настоящие растения, либо какие-либо полезные ископаемые. С их помощью ребенок наглядно знакомится с величиной объекта, его формой и другими характеристиками. Особенность этого наглядного приема в том, что ребенок может не просто увидеть что-то на иллюстрации, а услышать его, потрогать и рассмотреть со всех сторон. Наблюдая за животными в реальной жизни, дети лучше понимают их жизненный уклад.

Препараты. Под препаратами подразумеваются в данном контексте любые объекты природы, которые были препарированы и консервированы. Это могут быть гербарии, семена и т.п. Их используют не только в целях демонстрации во время фронтальной работы, но и в целях организации деятельности ребят.

Коллекция. Это собрание объектов, которые имеют общий родовой признак. Например, это могут быть различные камни. Либо какие-либо насекомые.

Модель. Любое объемное изображение объекта или его части. Наглядный материал в виде модели может иметь разный масштаб. Для удобства некоторые модели увеличены по масштабу, другие же – уменьшены. Дошкольные учреждения могут иметь увеличенную модель термометра, к примеру. Либо в обычном масштабе иметь модель циферблата. Также используются муляжи некоторых растительных культур. Причем некоторые из них дети сами создают на специальных практических занятиях.

Раздаточный материал. Его используются для того, чтобы ребенок мог выполнять индивидуальные задания. Такие материалы очень часто используют во время учебного процесса. Сюда могут быть также отнесены модели или макеты, также естественные наглядные материалы природного происхождений, также это могут быть карточки с иллюстрациями. Любое наглядное пособие, которое раздается лично в руки каждому дошкольнику для достижения определенной образовательной цели.

Экранные и звуковые материалы. Сегодня благодаря развитию современных технологий большое место в обучении детей занимают визуальные и аудиосредства. Используя такие пособия, нужно понимать, что их нельзя считать универсальными инструментами. У них есть свои специфические особенности, которые объясняют широкие возможности. Однако каждый из этих инструментов должен использоваться для достижения какой-то конкретной цели.

Диафильмы. Этот наглядный материал был очень популярен еще пару десятков лет назад. Однако сегодня его все реже используют на территории детского сада. А в семьях уже давно про него забыли. Это цепочка статичных изображений, которые объединены между собой единым сюжетом. Их нужно показывать в определенной последовательности, чтобы раскрыть материал.

Дети очень увлеченно воспринимают подобные изображения. На кадре может располагаться фотография, либо рисунок.

Чтобы обучить детей приемам работы, нужно начинать с самых простых кадров. Для начала нужно помочь ребенку видеть, что изображено в кадре. Нужно внимательно рассматривать вместе с детьми рисунок, не упуская ни одной детали. Благодаря такому детальному рассмотрению, дети смогут ответить на вопросы о том, что изображено здесь, что эта личность делает, где это событие происходит, а также какую можно дать оценку этому поведению. На подобные вопросы ученики могут отвечать по-разному.

После того, как дети научились воспринимать кадры диафильма, учитель объясняем им смысл заданий по диафильмам и показывает, как нужно выполнять задание.

Диапозитив. Это изображение, которое составляет часть из коллекции до 30 штук. На этих изображениях на пленке размещаются позитивные картинки. Их помещают в пластмассовую или картонную рамку.

Отличие этих изображений от обычных диафильмов в том, как организован материал. Педагог имеет возможность самостоятельно определять последовательность демонстрации позитивов в зависимости от того, какой линии рассуждения он придерживается.

Сегодня широко распространены диапозитивы на самые разные темы. В основном, это природная тематика. Дети знакомятся с разными видами растений, изучают признаки времен года, знакомятся с тем, как устроен лес, какой бывает вода в природе. Роль диапозитивов в том, чтобы иллюстрировать содержание изучаемой темы.

Таким образом, мы можем заключить, что наглядные средства являются прекрасным инструментом для получения новых знаний во время групповой или индивидуальной работы. Дети учатся самостоятельности и творчеству, также они приобретают исследовательские навыки.

Также наглядные средства можно использовать, как зрительную опору для опроса дошкольников. Опираясь на изображение, ребенок может ответить на вопрос правильно или пересказать сюжет художественного произведения.

Познавательное развитие. ФЦКМ

Тема: Свойства древесины.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.

Задачи:

1. Познакомить с понятием древесина.

2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.

3. Закрепить знание детей о деревьях.

4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей:

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.

Раздаточный материал:

деревянные брусочки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке, д/и «Угадай дерево», составление альбома «Деревья и листья»

Загадка

У отца есть мальчик странный

Необычный, деревянный.

На земле и под водой.

Ищет ключик золотой (Буратино).

Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.

Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.

Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)

Беседа

Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Свойства древесины» (т.е. что особенного в древесине)

Выявление свойств древесины.

– Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.

– Получилось? (нет)

– Значит древесина какая? Твердая

– Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)

А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него

Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)

2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать

Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»

1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.

1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать

1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть

1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.

Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)

– У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.

Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)

Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)

А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)

Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)

Да, ребята, древесина не тонет.

Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.

Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)

Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)

А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю

Сгорела? (Да)

Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)

А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?

(Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)

Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)

А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –

Спички детям брать нельзя!»

Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0

А почему? (Оно питается, дышит, растет)

Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.

Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем – 12)

Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.

У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)

Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).

Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.

P .S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.