Какой праздник отмечается 27 сентября. Церковный Православный праздник сентября. Икона Воздвижения Креста Господня

29 января 1874 года родился Джон Дэвисон Рокфеллер-младший - американский нефтепромышленник, финансист, сын первого миллиардера в истории и человек, благодаря которому Рокфеллеры стали легендарной династией.

Фамилия Рокфеллер и слово "богатство"- синонимы. По мнению известного политолога Николая Злобина, Рокфеллеры являются иконами американской экономической и политической культуры, символами золотого времени Америки. Но династия постепенно теряет свой статус - родственников становится все больше, а миллиарды сосредотачиваются в других руках. Тем не менее Рокфеллеры еще существуют. "Члены этой семьи влияют, во-первых, на общее настроение американского политического истеблишмента, - отмечает Злобин.- Немало их представителей среди крупных юридических фирм, лоббистских фирм, в СМИ, военных структурах. На каких-то уровнях эти позиции сравниваются, хотя влияние не такое, каким оно когда-то было".

"РГ" собрала наиболее интересные факты из жизни знаменитой династии.

1. Дед-конокрад

Отец первого в истории миллиардера Уильям Рокфеллер родился в 1810 году. Официально он занимался торговлей медикаментами. Однако не был обычным аптекарем, не имел специального образования и торговал снадобьями, сотрудничая с разного рода знахарями. Уильям путешествовал по северо-восточной части США, продавая подозрительные лечебные микстуры. В 1849 году, когда Джону Рокфеллеру - сыну Уильяма - было 10 лет, семейству срочно пришлось менять местожительство, причем, переезд напоминал бегство. Причина его, как свидетельствуют документы, была очень весомой - Уильям Рокфеллер обвинялся в конокрадстве.

2. Выйти замуж за глухонемого

Матерью богатейшего человека в мире была Элайза Дэвисон. Когда она впервые увидела Уильяма, который, участвуя в очередной махинации, выдавал себя за глухонемого, то воскликнула: "Я бы вышла за этого человека замуж, не будь он глухонемым!". Уильям быстро смекнул, что это выгодная партия - отец давал за Элайзой 500 долларов приданого. Вскоре они обвенчались, а через два года на свет появился Джон Рокфеллер-старший.

Элайза не рассталась с мужем, выяснив, что он не только все отлично слышит, а при случае сквернословит не хуже пьяного лесоруба. Она не бросила мужа даже тогда, когда он привел в дом свою любовницу Нэнси Браун, и та - по очереди с Элайзой - стала рожать Уильяму детей.

На заработки муж уезжал по ночам. Он исчезал в темноте, не объясняя, куда и зачем едет, и возвращался через несколько месяцев на рассвете - Элайза просыпалась от стука ударившегося в оконное стекло камешка. Она выбегала из дома, откидывала засов, открывала ворота, и муж въезжал во двор - на новой лошади, в новом костюме, а порой и с бриллиантами на пальцах. Красавец-мужчина делал неплохие деньги: брал призы на стрелковых конкурсах, бойко торговал стекляшками под вывеской "Лучшие в мире изумруды из Голконды!" и успешно выдавал себя за знаменитого доктора-травника. Соседи называли его Биллом-дьяволом: одни считали Уильяма профессиональным игроком, другие - бандитом.

После нескольких лет бродячей жизни семейство Рокфеллеров осело, наконец, в Кливленде, но не потому, что Биг Билл - так прозвали Уильяма Рокфеллера среди лошадиных барышников - остепенился. Просто в один прекрасный день 1855 года он отбыл в неизвестном направлении, женившись на некой Маргарет, совсем молоденькой девушке, знавшей его как доктора Уильяма Ливингстона.

3. Бизнес с пеленок

"Мать и священник с младых лет внушали мне, что надо трудиться и экономить”, - вспоминал Джон Рокфеллер. Занятие "бизнесом” было частью семейного воспитания. Еще в раннем детстве Джон покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой распродавал собственным сестрам. В семь лет он продавал выращенных им индюшек соседям, а заработанные на этом 50 долларов одолжил соседу под 7% годовых.

"Это был очень тихий мальчик, - много лет спустя вспоминал один из горожан, - он всегда думал”. Со стороны Джон выглядел рассеянным: казалось, что ребенок все время бьется над какой-то неразрешимой проблемой. Впечатление было обманчивым - мальчик отличался цепкой памятью, хваткой и непоколебимым спокойствием: играя в шашки, он изводил партнеров, по полчаса думая над каждым ходом.

В то же время он был чувствительным мальчиком: когда умерла его сестра, Джон убежал на задний двор, бросился на землю и так пролежал целый день. Да и повзрослев, Рокфеллер не стал таким чудовищем, каким его порой изображали: как-то он спросил об однокласснице, которая ему когда-то нравилась и, узнав, что она овдовела и бедствует, владелец "Стандарт ойл” тут же назначил ей пенсию.

4. Слишком много платили

Школу Джон Рокфеллер так и не окончил. В 16 лет, имея за плечами трехмесячные курсы бухгалтерии, он начал искать работу в Кливленде, где тогда жила его семья. Через шесть недель он устроился на место помощника бухгалтера в торговую компанию "Хьюитт и Таттл”.

Сначала ему платили 17 долларов в месяц, а затем - 25. Получая их, Джон испытывал чувство вины, находя вознаграждение чрезмерно завышенным. Чтобы не тратить зря ни цента, бережливый Рокфеллер с первой зарплаты купил маленькую бухгалтерскую книгу, куда записывал все свои расходы, и бережно хранил ее всю жизнь. Что же касается работы, то это была его единственная работа по найму. В 18 лет Джон Рокфеллер стал младшим партнером коммерсанта Мориса Кларка.

Встать на ноги новой компании помогла Гражданская война 1861-1865 годов. Воюющие армии щедро платили за провиант, и партнеры поставляли им муку, свинину и соль. К концу войны в штате Пенсильвания, недалеко от Кливленда, открыли залежи нефти, и город оказался в центре нефтяной лихорадки. К 1864 году Кларк и Рокфеллер уже вовсю занимались пенсильванской нефтью. Еще через год Рокфеллер решил сосредоточиться только на нефти, однако Кларк был против. Тогда за 72 500 долларов Джон выкупил у партнера его долю и с головой погрузился в нефтяной бизнес.

5. Нефть любой ценой

В 1870 году Рокфеллер создал свою знаменитую "Стандард ойл". Вместе с другом и партнером по бизнесу Генри Флаглером он стал собирать разрозненные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия в единый мощный трест. Конкуренты не могли ему противостоять, Рокфеллер поставил их перед выбором: объединение, либо разорение. Если убеждения не действовали, в ход шли самые жесткие методы. Например, "Стандарт ойл" снижала цены на локальном рынке конкурента, вынуждая того работать в убыток. Или же Рокфеллер добивался прекращения поставок нефти непокорным переработчикам.

К 1879 году "захватническая война” была фактически окончена. Компания Рокфеллера контролировала 90% нефтеперерабатывающих мощностей в США. Но в 1890 году был принят антитрестовый закон Шермана, направленный на борьбу с монополиями. До 1911 года Рокфеллеру и его партнеру удавалось обходить этот закон, однако затем "Стандард ойл" была разделена на тридцать четыре компании (практически все сегодняшние крупные американские нефтедобывающие компании ведут свою историю от "Стандард ойл").

6. "Зарплата" за муху

Рокфеллер был женат на Лоре Селестине Спелман. Он как-то заметил: "Без ее советов я бы так и остался бедняком".

Биографы пишут, что Рокфеллер изо всех сил приучал детей к труду, скромности и непритязательности. Джон создал дома своеобразный макет рыночной экономики: он назначил дочь Лауру "директором” и велел детям вести подробные бухгалтерские книги. Каждый ребенок получал несколько центов за убитую муху, за заточку карандаша, за час занятий музыкой, за день воздержания от конфет. У каждого из детей была своя грядка в огороде, где труд по уборке сорняков также имел свою цену. За опоздание к завтраку маленьких Рокфеллеров штрафовали.

7. Владелец заводов, пароходов, рощ

В 1917 году личное состояние Джона Рокфеллера оценивалось в 900-1200 млн. долларов, что составляло 2,5% от тогдашнего ВВП Соединенных Штатов. В современном эквиваленте Рокфеллер владел примерно 150 млрд долларов - он до сих пор остается богатейшим из людей. К концу жизни Рокфеллер помимо долей в каждой из 34 "дочек” "Стандарт ойл" владел 16 железнодорожными и шестью сталелитейными компаниями, девятью банками, шестью пароходствами, девятью риелторскими фирмами и тремя апельсиновыми рощами.

Пожертвования Рокфеллера на благотворительность за его жизнь превысили 500 млн. долларов. Из них около 80 млн. долларов получил Чикагский университет, не меньше 100 млн. - баптистская церковь, прихожанами которой он и его супруга были. Также Джон Рокфеллер создал и финансировал Нью-Йоркский институт медицинских исследований, Совет по всеобщему образованию и Фонд Рокфеллера.

8. Бизнес на войне

Новый глава династии - Джон Д. Рокфеллер II (младший) оказался достойным сыном своего отца. Первая мировая война принесла семейству Рокфеллеров 500 млн. долларов чистой прибыли. Вторая мировая война оказалась еще более прибыльным предприятием - танковые и авиационные моторы требовали бензина, а он производился на рокфеллеровских заводах круглосуточно. Результатом были 2 млрд. долларов чистой прибыли, полученной за годы войны.

Рокфеллер-младший женился на дочери одного из наиболее влиятельных политических деятелей Америки начала ХХ века, сенатора Нельсона Олдрича, в течение долгого периода пользовавшегося в Вашингтоне влиянием почти таким же, как президенты страны.

9. Коллекционер жуков

Джон Рокфеллер-младший своим пятерым сыновьям и дочери оставил роскошные дворцы и виллы. Зимой юные Рокфеллеры жили в Нью-Йорке в девятиэтажном фамильном особняке. К их услугам была собственная поликлиника, особые колледжи, бассейны для плавания, теннисные корты, концертные и выставочные залы. В имении Рокфеллера размером в 3 тысячи акров есть манежи для верховой езды, велодром, домашний театр, стоящий полмиллиона долларов, пруды для плавания на яхтах и прочее. Оборудование одной только комнаты для игр обошлось чадолюбивому нефтяному королю в 520 тыс. долларов.

Когда подрос самый младший из братьев (Дэвид), каждый получил в свое распоряжение городские особняки, летние виллы и прочую недвижимость, необходимую для светской жизни. Что касается Дэвида, возглавляющего сегодня финансовый бизнес семьи, то, по утверждениям американской прессы, единственное его увлечение - коллекционирование жуков. Их в коллекции 40 тысяч, Дэвид Рокфеллер, сообщают газеты, всегда носит с собой бутылку для пойманных насекомых.

10. Но Абрамович богаче

Под управлением "Rockefeller Financial Services" сейчас находятся активы на 34 млрд. долларов. Среди них - нефтегазовая группа "Vallares", доля в "Johnson&Johnson", "Dell", "Procter&Gamble" и "Oracle". Большинство акций компании принадлежит семье Рокфеллеров. Но личное состояние Дэвида Рокфеллера оценивается (по версии "Forbes") всего в 2,5 млрд. долларов.

В то же время личное состояние российского бизнесмена Романа Абрамовича "Forbes " оценивает в 10,2 млрд. Россиянин сейчас активно инвестирует в иностранные компании. Одна из последних крупных покупок - 23,3% акций британской телекоммуникационной группы "Truphone", обошедшиеся в 75 млн. фунтов стерлингов. По оценкам экспертов, коллекция предметов искусства Абрамовича стоит как минимум миллиард долларов. В январе 2013-го он купил собрание из 40 работ Ильи Кабакова, примерная стоимость которых 60 млн. долларов.

Несколько лет назад Абрамович стал покупателем поместья площадью 70 акров на острове Сент-Барт в Карибском море. Земля, на которой располагается поместье, когда-то принадлежала Дэвиду Рокфеллеру. Стоимость нового приобретения Абрамовича составляет 89 млн. долларов. Поместье включает в себя несколько бунгало с видом на океан, теннисные корты, бассейны и павильоны для танцев.

Какой церковный праздник приходится 27 сентября 2019 года? В этот день православная церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь – попразднества (с 28 по 4 октября). Воздвижению предшествуют суббота и Неделя перед Воздвижением (воскресенье).

Этот православный праздник установлен 14 сентября (27 сентября по новому стилю) 335 года, на следующий день после освящения храма в честь Вознесения Христова, построенного в Иерусалиме по повелению Равноапостольного императора Константина. Подобная дата в католичестве приходится на 14 сентября.

В честь чего 27 сентября отмечается православный праздник

Расскажем подробнее, какой церковный праздник 27 сентября отмечают христиане. История его такова. Император Константин первым из римских императоров принял решение прекратить гонения на христиан.

Согласно легенде, он увидел в небе Божье знамение – крест и надпись «Этим победишь». Чтобы выполнить Божью волю, Константин отправил на поиски Креста Господня в Иерусалим свою мать, царицу Елену.

В 326 году ею были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Понтия Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Узнав о великом событии, здесь собралось множество христиан. Они просили показать им святыню, и чтобы всем было видно ее, патриарх Макарий, встав на возвышенности, несколько раз воздвиг (поднял) Крест Господень. Увидев его, люди кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!» С обретением этой реликвии люди вновь получили возможность поклоняться христианским святыням.

Император Константин воздвиг в Иерусалиме над этим местом величественный храм, о котором было сказано выше. Он строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. В нем и поныне хранится часть Креста Господня.

C VII века с праздником 27 сентября также стали соединять память о возвращении византийским императором Ираклием Животворящего Креста из Персии. После войны Крест находился в Персии 14 лет, после чего был возвращен христианам.

Как проходит церковный праздник 27 сентября?

За несколько веков сложились его традиции. В Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и приходах – по благословению правящего архиерея. Это богослужение проходит на утрене.

Кульминационным моментом православного праздника 27 сентября становится вынос Креста первенствующим священником или епископом в фиолетовом облачении. Священнослужитель пятикратно осеняет Крестом храм и возвышает Крест на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток).

Паства целует святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Крест остается на аналое до 4 октября – дня отдания Воздвижения, отмечаемого особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства; затем священник уносит святыню в алтарь.

Верующие возносят молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня, которая помогает обрести силу духа. К ней обращаются о даровании милости Божьей в различных испытаниях. В прежние времена говорили, что если с верою помолиться на Воздвиженьев день, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.

Также к этому празднику принято устанавливать кресты на строящихся храмах, святить небольшие церкви и часовни.

Что можно и чего нельзя делать на православный праздник 27 сентября

Согласно церковному уставу, на Воздвижение соблюдается строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Пищу можно заправлять только растительным маслом. Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов, а на тех, кто не постится в этот день, семь грехов воздвигнется.

Как и в другие церковные праздники, верующим нельзя выполнять работы по дому – делать ремонт, уборку, шить, вязать, вышивать и т. п. Также нельзя ссориться и ругаться с кем-либо, особенно с близкими людьми, иначе отрицательная энергия вернется людям втройне.

Церковные традиции этого праздника тесно переплелись с народными, которые соблюдали наши предки. Верующие рисовали чесноком, углем, мелом или вырезали ножом кресты на дверях своих жилищ, притолоках или матицах (толстых балках, располагавшихся поперек зданий).

Небольшие деревянные крестики клали в ясли скоту. Кресты считались оберегами, которые защищали дома, людей и животных от действия злых духов.

Наш рассказ про церковный праздник, который отмечают 27 сентября, будет неполным, если не упомянуть о языческих традициях, сохранившихся с незапамятных времен.

В этот день нельзя было ходить в лес, чтобы не повстречать лешего, который устраивал осмотр своих владений, и не быть укушенными змеями. Считалось, что в этот день они сползаются со всех сторон, чтобы уйти в землю до весны. Чтобы змеи не заползли в дома, люди крепко-накрепко закрывали ворота.

Было запрещено переходить странные следы, увиденные на земле, так как их могла оставить лесная нечисть. Говорили, что кто эти следы перейдет, тот в скором времени тяжело заболеет.

Также отмечались «овинные именины» – именины духа, живущего в овине. Чтобы не потревожить его, в овине не проводили работы; овиннику оставляли какое-либо угощение.

В этот день не стоит начинать новые дела, давать взаймы и одалживать деньги, чтобы не потерпеть убытков. Увидев птиц, которые улетают на юг, можно загадать желание, которое непременно сбудется.

Православный праздник, приходящийся на 27 сентября в народе также назывался «Капустницами». Ему было посвящено множество пословиц и поговорок:

  • «Воздвиженье – капустница, капусту рубить пора»,
  • «То и рубить капусту, что с Воздвиженья»,
  • «На Воздвиженье первая барыня – капуста»,
  • «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло» и другие.

Было принято заготавливать капусту на зиму, устраивать молодежные осенние вечеринки, которые назывались «капустниками». Нарядные девушки ходили к подругам в гости рубить капусту, работа сопровождалась песнями и веселыми разговорами. После этого начинались гуляния, которые нередко приводили к свадьбам на Покров Пресвятой Богородицы.

Нам осталось добавить, что с православным праздником, отмечаемым 27 сентября связано множество погодных примет. Считается, что осень в это время передает свои права зиме. Если в день праздника дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду летом.

26.09.2017

Какой церковный праздник сегодня, 27.09.2017? На 27 сентября 2017 года приходится праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как сообщает сайт, празднование проводится в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это событие имело место быть во времена правления Константина Великого.

Константин одним из первых прекратил гонения на христиан. Одержав победу в трех битвах и увидев Божие знамение на небе император решил отыскать Крест, на котором был распят Иисус. Поиски креста он поручил своей матери, благочестивой царице Елене.

После продолжительных поисков ей удалось отыскать Гроб Господень, неподалеку от которого находились три креста. Чтобы выяснить, на каком из них был распят Иисус, патриарх Макарий стал подводить к крестам тяжелобольную женщину. И если два креста не оказали никакого влияния, то после третьего женщина исцелилась. Дальше кресты стали возлагать на умершего и после возложения третьего креста покойный ожил.

Для поклонения Святому Кресту собралась огромная толпа. Пришедшие попросили воздвигнуть Крест как можно выше, чтобы все хотя бы издалека могли созерцать его.

Святая Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Древа и гвоздями. Император приказал воздвигнуть храм в честь Воскресения Христова, строительство которого шло на протяжении 10 лет. Освящение храма произошло 26 сентября по новому стилю, а на следующий день (27 сентября) было решено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение Креста Господня - праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т.е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т.е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов - когда их немного - более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день - на Елеоне, т.е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее - насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников - в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь - трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков - преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня - праздник и предпразднство.

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.

Православные и Церковные праздники в сентябре.

Cегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение священного и животворящего Креста Господня. Воздвиженье.

Воздвижение Креста Господня - праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов - когда их немного - более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день - на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее - насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников - в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь - трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков - преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня - праздник и предпразднство.

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.