Женщина совершившая кругосветное путешествие. Известные женщины-путешественницы: приключения без границ. Самые знаменитые женщины-путешественницы - Луиза Бойд

Первая женщина — член Русского Географического общества

В начале XIX века в патриархальном российском обществе женщина могла быть активной путешественницей только в компании своего супруга. Но это не значит, что она сама только супругой и оставалась.

Юной девушкой Ольга Армфельд (родилась в Нижегородской губернии) больше всего интересовалась ботаникой и зоологией, стала работать в Зоологическом музее, где познакомилась с будущим мужем Алексеем.

Федченко Ольга Александровна. Фото: ИСАРАН

Путешествия начались сразу после свадьбы. Впрочем, это было делом обычным. Маршрут тоже был вполне невинный — Скандинавия. Вот только в отличие от других молодоженов, эти измеряли и зарисовывали в музеях финские и шведские черепа.

Самой крупной для супругов стала экспедиция в малоизученный тогда Туркестан, Ольга была официальным ботаником группы. Исследования заняли четыре года и проходили в сложных условиях: местные относились к российским ученым довольно недружелюбно, у экспедиции была даже личная охрана из казаков с артиллерией. Понятно, что девушке пришлось преодолевать и скепсис «своих»: местные россияне не понимали, что забыла в этих краях женщина, и смогли примириться с ней до некоторой степени как с помощницей исследователя Федченко — после обильных угощений.

Тем не менее в Туркестане Ольга впервые описала несколько видов растений, собрала огромный гербарий, обширную коллекцию насекомых, делала зарисовки местности, которыми впоследствии пользовался художник А.К. Саврасов.

Экспедиция принесла ей настоящую славу. К тому же после гибели мужа на Монблане она, с грудным сыном на руках, не оставила работу и издала материалы по Туркменской экспедиции.

Ольга Федченко получила Большую золотую медаль Общества любителей естествознания, стала первой женщиной-ботаником, которую приняли в члены-корреспонденты Петербургской академии наук, первой женщиной — членом Русского географического общества, а также почетным членом Парижского географического общества, Бостонской Академии наук. Ну и в качестве «вишенки на торте» Александр II отметил ее заслуги, прислав дорогой браслет с рубинами и бриллиантами.

В свою последнюю экспедицию, уже вместе с сыном Борисом, также ботаником, она ездила, когда ей было 70 лет.

Анна Щетинина (1908–1999)

Первая женщина — капитан дальнего плавания

Щетинина Анна Ивановна. Фото: МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Прославилась она сразу, в самом обычном рейсе, просто в силу своего нового статуса. Анна начала капитанскую жизнь в Гамбурге, откуда повела грузовое судно «Чавыча» через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский . Поход был «скучным», то есть без происшествий, но газетчики внимательно следили за ним, делая молодого капитана еще известнее.

Уже через три года она стала первым начальником рыбного порта во Владивостоке. Но работа в кресле ей была не по нутру, так что она двинула на другой конец страны: в Ленинград, где поступила в Ленинградский институт водного транспорта.

Во время Великой Отечественной войны Анна Щетинина на Балтийском море занималась перевозкой важных стратегических грузов и помогала эвакуироваться жителям Таллина. На Балтике и осталась: была капитаном судов, затем пошла в преподавание в Ленинградское высшее инженерное морское училище, где постепенно стала деканом. Также была председателем Приморского филиала Географического общества СССР, написала книгу «На морях и за морями…», совершила кругосветное плавание на «Охотске». Ее именем назван мыс побережья Амурского залива в Японском море.

Александра Толстая (р. 1973)

Аристократка, проехавшая верхом Великий Шелковый путь

Дальняя родственница великого русского писателя вообще-то британка и русского языка не знала до университетских времен. Но мы включили ее в список за славные корни, за то, что русский ей все-таки покорился и за неординарность в выборе путешествия.

Александра Толстая. Фото: seva.ru

Она решила пройти Великий Шелковый путь — как говорят, первой в современной истории. Для этого вместе с подругой Софи Александра подала заявку на грант в Королевское географическое общество — и выиграла его. К ним добавились еще две подруги, и чисто женская компания двинулась верхом через Туркмению, Узбекистан и Киргизию к Китаю.

Впрочем, совсем одни они не были. Александра упоминает, что у них были машины сопровождения, и в итоге путь в 9000 км широко освещался в британских СМИ. Александра делала заметки для будущей книги «Последние секреты Шелкового пути».

В девичьей группе появился и мужчина: проводник Шамиль Галимзянов из Узбекистана, член сборной по конкуру. Он прошел с подругами пару стран, а через несколько лет графиня Александра вышла за него замуж.

К тому времени пара уже несколько раз бывала в новых походах. В 2002 году они проехали на лошадях от Байкала до Монголии. После свадьбы выступили на ахалтекинцах из Ашхабада в Москву : тоже приличное расстояние, 4000 км, но дойти смогли только до Оренбурга . В Россию их не пустили: мол, эпидемия ящура. Поход удалось завершить только через пару лет.

В дальнейшем супруги организовывали для туристов конные туры по Средней Азии и Сибири, которые пользовались популярностью.

Сейчас Александра уже не путешествует, а живет в Лондоне с тремя детьми от нового брака — с банкиром Сергеем Пугачевым.

Елена Соловьева

Первая в мире женщина, обошедшая Северный полюс на парусной яхте

Покорение Северного полюса — всегда отдельная мечта путешественников. Туда добираются на лодках, лыжах и собаках, и уже, кажется, исследовано многое, но дикий север все равно не отпускает.

Елена Соловьева. Фото: Наталия Судец / сайт

В покорении «морского пути» — свои пробелы. В 2010 году российскому экипажу парусной яхты «Петр I» удалось пройти около 10 тысяч морских миль вокруг Северного полюса за один сезон, или, как говорят, «за одну навигацию». Это кругосветное путешествие вокруг Арктики — самое короткое в мире, но и самое опасное. Главная «изюминка» экспедиции — команда обошлась без ледокола, только с помощью карт, прогнозов и штаба на берегу. Старшим помощником капитана в этой 109-дневной экспедиции была Елена Соловьева, до того 7 лет занимавшаяся яхтингом. Тогда ей было всего 25 лет, да и остальные шестеро участников были не старше.

Своим путешествием и установленным рекордом экипаж привлекал внимание к проблеме изменения климата: еще совсем недавно по этому пути было невозможно пройти без ледокола, а теперь там может плыть парусная яхта.

Впрочем, «плыть» — слишком легкое понятие. Несколько раз экипаж чуть не погиб, зажатый во льдах.

Вернувшись триумфатором, Елена организовала международную регату из Санкт-Петербурга до Земли Франца-Иосифа, в которой приняли участие 18 яхт из самых разных стран: Эстонии, Финляндии, Польши, Германии.

Сейчас Елена Соловьева занимается организацией мероприятий для Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

Любовь Случевская

В одиночку пешком прошла пять стран Африки с выставкой детских рисунков

У этой путешественницы очень красивая цель проекта — показать мир глазами детей. В ее рюкзаке во время африканских путешествий лежали не только личные вещи, но и рисунки московских ребятишек, из которых она устраивала выставки во многих городах.

Любовь Случевская. Фото: evafrika.livejournal.com

Так что такое путешествие правильнее называть экспедицией: у Любови был весьма плотный график, ведь в школах были договоренности о проведении выставок. Весь проект назывался «Африка, дружественный мир».

Изначально идея была в том, чтобы показать африканским детям рисунки о жизни российских ребят, сделанные ими самими. Для того, чтобы отобрать лучшие работы, был проведен локальный конкурс среди школьников младших классов. Любовь выбрала 80 работ, с которыми и поехала.

Ее экспедиция стартовала из Хургады и продолжалась 2 месяца через Египет, Судан, Эфиопию и Кению до острова Занзибар в Танзании. Передвигалась Случевская только пешком и на общественном транспорте — никаких попуток и автостопа.

Она была совсем одна. Это не был какой-то маркетинговый ход, сама путешественница просто объясняет, что ей так было удобнее: «Я настолько серьезно отношусь ко всему, что совершается во время экспедиции, что другому, менее погруженному в мою идею человеку неизбежно покажусь занудой, жестокой и фанатичной, — написала она в своем блоге. — (…) Меня мало интересуют по ходу маршрута экзотика, достопримечательности, местные ремесла, история».

Зато уже во время похода идея демонстрации детских рисунков развилась в идею международного обмена. В каждом месте, где проводилась выставка, Любовь договаривалась о конкурсе для местных ребятишек и забирала с собой рисунки победителей. По возвращении в Москву она устраивала выставки работ африканских детей.

Экспедиция омрачилась лишь под конец: в Танзании Любовь Случевскую ограбили на улице трое бандитов, украв сумку, в которой был паспорт. Его пришлось восстанавливать.

На следующий год путешественница отправилась в свой второй африканский поход с той же целью, пройдя пару тысяч километров по Сахаре и показывая детские работы в Мали, Мавритании, Марокко.

Зарабатывает на свои путешествия она сама — зимой в Москве дает частные уроки русского языка. Много денег на экспедицию ей не надо: условия жизни довольно тяжелые. Кстати, по признанию самой Случевской, она не делала ни одной прививки.

«Меня интересует соответствие мира, например Африки, идее, что мир дружествен тогда, когда дружественна ты. Именно это я и ищу», — пишет Любовь Случевская.

А.Э. Афанасьева

В наше время не стоит удивляться ничему, на что отваживаются женщины

W.G.Blaikie. Lady Travelers. (1896) .

Феномен женщин-путешественниц является одной из наиболее интересных особенностей викторианского периода истории Англии. Викторианский период, как называют годы долгого правления королевы Виктории (1837 - 1901), известен как время значительного подчинения женщин, когда суровая общественная мораль строго регламентировала их жизнь, ограничивая ее пределами домашней сферы и сводя их деятельность лишь к занятию домашним хозяйством и заботе о семье. Однако именно в эти годы все более заметным явлением в жизни английского общества становятся путешествия женщин, совершаемые в самых разных частях света - от Балкан до Южной Америки, - и этот факт представляет собой разительный контраст с мрачной картиной женской несвободы викторианской эпохи.

Деятельность путешественниц свидетельствует о многообразии вариантов социальной активности женщин викторианского периода, в том числе за пределами Англии. Ее исследование в русле гендерной теории дает возможность, с одной стороны, выявить стратегии, позволявшие женщинам выходить за пределы предписанного им круга занятий, с другой стороны, - проследить определенные изменения в восприятии гендерных ролей, происходившие в общественном сознании в это время. Кроме того, рассмотрение деятельности путешественниц на территориях британского господства или влияния способствует осмыслению роли женщин как в процессе имперской экспансии, так и в повседневной жизни империи. Анализ взглядов английских путешественниц и тех критериев, с которыми они подходили к оценке других народов и культур, способствует лучшему пониманию представлений британцев о культурно и этнически "другом", а также выявлению характера кросс-культурных связей на имперских территориях.

Как видим, аспекты возможного анализа деятельности английских путешественниц довольно многообразны. В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на одном из них, а именно, на рассмотрении феномена женщин-путешественниц как явления социальной жизни Великобритании, добавляющего новые штрихи к портрету английского общества викторианского периода.

Несмотря на то, что путешествие в европейской культуре всегда считалось занятием мужским, во все времена среди путешественников встречались и женщины. Первое описание путешествия, совершенного европейской женщиной, относится к IV в. и принадлежит перу аквитанской аббатиссы Эджерии. Как и другие редкие свидетельства женщин-путе-шественниц средневековья и раннего нового времени, оно повествует о паломничестве в Святую Землю: на протяжении долгих лет паломничество оставалось единственным легитимным способом путешествия для женщин.

В XVIII в. появляется новая, светская традиция женских путешествий, начало которой, как считается, было положено публикацией леди Мэри Уортли Монтегю в 1763 г. ее "Писем, написанных во время путешествий в Европе, Азии и Африке". С этого времени число женщин, путешествовавших по вполне светским мотивам, неуклонно возрастало, и в XIX в., особенно во второй его половине (на которую и приходится большая часть викторианского периода), количество написанных ими "Удивительных приключений", "Странствий" и "Путевых заметок" исчислялось сотнями. К концу века появились специальные руководства для путешественниц, свидетельствующие о распространенности явления, а современник отмечал, что "женщина-путешественница перестала быть редкостью; теперь утонченно воспитанные женщины поднимаются на Монблан, проникают в леса Норвегии, переправляются через Тихий океан, пересекают пустыни и посещают далекие острова..." .

Увеличение числа путешествующих жен-щин во второй половине XIX века было частью общей тенденции, характерной для высших и средних слоев английского общества викторианского периода. Количество британцев, выезжавших за пределы своей страны, возрастало с каждым годом. Если в 1830-х гг. Ла-Манш пересекали ежегодно около 50000 пассажиров, то к 1913 году соответствующие цифры составили более 660000 . Многие были вынуждены совершать поездки в силу профессиональной необходимости, призывавшей их в самые разные уголки огромной Британской империи. Однако все больше викторианцев выезжало из Англии по собственному желанию. Это обстоятельство имеет для нас тем более важное значение, что именно к их числу принадлежало и большинство путешествовавших женщин.

Отмечая многочисленность британцев за рубежом, известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье писал: "Англичане - везде, за исключением Лондона, где обретаются лишь итальянцы и поляки" . Это ироническое замечание имело под собой вполне реальную основу. Викторианцы переживали настоящий туристический бум. Именно в это время появляется организованный туризм, связанный прежде всего с именем Томаса Кука: предприимчивый уроженец Лестера вошел в историю британского досуга как первый устроитель групповых экскурсий по разработанным им же туристическим маршрутам. Численность этих групп могла быть весьма значительной: описывая одну из них, Изабелла Бертон, жена известного английского путешественника, сообщает о 180 участниках тура по Сирии . Для тех же, кто предпочитал путешествовать самостоятельно, издавались многочисленные путеводители по странам Европы и Востока, наиболее авторитетными среди которых считались издания Мюррея.

География путешествий была довольно обширной: британцев можно было встретить в странах Европы - Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции; большой популярностью среди уставших от туманов родины англичан пользовалась Италия с ее "роскошным летом, изобилием цветов и плодов, нестерпимой жарой и ослепительной яркостью" . Многие интересовались Новым Светом: путешествие в Соединенные Штаты или Канаду было не просто отдыхом, но привлекало прежде всего возможностью наблюдений над обществом нового типа. Особой притягательностью обладал Восток: один из наиболее популярных туристических маршрутов викторианского периода пролегал из Египта через Синайский полуостров на Ближний Восток. Тур по библейским местам, по словам современницы Фрэнсис Пауэр Кобб, доставлял путешественникам небывалое "удовольствие от созерцания тех мест, которыми с детства было очаровано воображение" .

Мотивы для путешествий могли быть самыми разнообразными. Так, описывая Каир в 1873 г., английская путешественница Амелия Эдвардс отмечала: "Здесь и больные в поисках здоровья, и спортсмены, охотящиеся на крокодилов, государственные служащие на отдыхе, корреспонденты, собирающие слухи, коллекционеры, разыскивающие папирусы и мумии, ученые, интересующиеся только наукой, и непременная свита бездельников, которые путешествуют из любви к путешествию или для удовлетворения своего праздного любопытства" . Как видим, спектр причин, привлекавших британцев за границу, был довольно широк.

Путешествия в столь значительных масштабах стали возможны благодаря целому ряду благоприятных факторов, сложившихся ко второй половине XIX в. К ним относились, прежде всего, успехи в развитии транспорта. Активное строительство железных дорог - как в Европе, так и в Азии, - появление пароходов давало возможность передвигаться значительно быстрее и комфортнее, чем в предыдущие годы. Дорога, занимавшая ранее четыре месяца при благоприятных условиях, теперь требовала не более четырех недель.

Важным для английских путешественников обстоятельством являлось могущество Британии, ее высокий авторитет в мире, поддерживаемый экономическим благосостоянием и военной мощью, - все это обеспечивало им ощущение безопасности пребывания за рубежом. В наибольшей степени это относилось к регионам британского влияния - таким, как Средиземноморье - и территориям Британской империи. Обладание империей было одним из самых мощных стимулов к путешествию: где еще можно было удовлетворить свой интерес к экзотической природе и народам, продвигаясь под защитой английского флага? Помимо исследователей-географов, миссионеров, колониальных чиновников, для которых путешествия были неотъемлемой частью профессиональной деятельности, на территории империи устремлялся целый поток любителей, желавших внести свой вклад в исследование имперских земель и народов или же просто расширить кругозор.

Все более значительную долю от числа путешествующих в викторианский период составляли женщины; при этом они совершали поездки не только по относительно безопасной и знакомой Европе, но и отваживались на путешествия по малоисследованным территориям Африки и Ближнего Востока. Разница между опытом каждой из них была существенной, однако делать некоторые обобщения вполне возможно.

Прежде всего, большинство англичанок-путешественниц викторианского периода принадлежали к среднему классу . Тенденцию путешествовать создавали женщины из семей нетитулованного дворянства, духовенства, врачей, коммерсантов и средней руки промышленников. Английский средний класс богател и увеличивался в размерах; в этой среде путешествие постепенно становилось необходимой частью образования - не только мужского, но и женского.

Вопреки расхожему стереотипу викторианской путешественницы как эксцентричной старой девы (который до сих пор нередко можно увидеть в посвященных им публикациях), большинство их составляли женщины замужние . Нередко они оказывались в отдаленных от Англии землях благодаря профессиональной карьере своих мужей (иногда братьев) - военных, чиновников, миссионеров, исследователей на службе Британской империи. Стереотип "старых дев" сформировался благодаря нескольким незамужним путешественницам средних лет, чья деятельность получила наиболее широкую известность - Изабелле Берд, Энн Тэйлор, Марианне Норт, Мэри Кингсли и др., однако эти женщины отнюдь не представляли большинства.

Важной особенностью, объединяющей практически всех путешественниц, было стрем-ление описать и опубликовать свои впечатления от поездки. В Англии второй половины XIX в. жанр "описания путешествий" был одним из наиболее востребованных читательской аудиторией. Наряду с естественным интересом человека к разного рода необычным историям, существенную роль сыграл здесь всплеск интереса британцев к неевропейским культурам, обусловленный дальнейшим расширением империи. Книги о путешествиях, по выражению Б. Мелман, стали "одним из оплотов викторианской издательской индустрии" ; нередко они занимали верхние строчки в списках наиболее продаваемых изданий, вытесняя религиозную и рекомендательную литературу. Большинство из них и в это время принадлежало перу путешественников мужского пола, однако (по сравнению с предыдущим периодом) во второй половине XIX в. произошел настоящий прорыв женщин-писательниц в эту до тех пор почти эксклюзивно мужскую область литературы. Публикации приносили значительные доходы, и этим во многом объяснялось стремление путешественниц сделать рассказы о своих приключениях достоянием общественности. Чтобы подчеркнуть своеобразие испытанного, женщины прибегали к обычным для путешественников приемам: заголовки их книг акцентировали внимание на экзотичности места путешествия ("Десять дней на Масляной реке", "Египетские гробницы и сирийские святыни") или протяженности маршрута ("Тысяча миль вверх по Нилу", "От Гебрид до Гималаев"). Но кроме этого, в их распоряжении был гораздо более действенный способ привлечь внимание к книге: подчеркнуть саму принадлежность автора к слабому полу. Такие заголовки, как "Путешествие, совершенное леди на французском военном корабле" или "Жизнь леди в Скалистых горах", фиксировали необычность присутствия женщин в столь нетипичной обстановке, придавая повествованию ореол неординарности.

Отвечая ожиданиям читателей, тексты книг изобиловали описаниями приключений, удивительных случаев и любопытных эпизодов, изображениями туземных народов и красот тропической природы. Однако далеко не все путешественницы собирали различные сведения о посещенной ими стране лишь для удовольствия читателей. Для целого ряда из них сбор информации был попыткой внести посильный вклад в научное знание: вторая половина XIX века - время возникновения этнографии и антропологии, интенсивного развития биологии, географии и других естественных наук; прогресс этих дисциплин требовал накопления фактов. Работа женщины-исследова-тельницы была, как правило, неформальной: их инициативы довольно редко поддерживались на официальном уровне. До XX в. женщины были исключены из большинства сообществ специалистов. Так, Лондонское Королевское географическое общество, самый крупный и авторитетный покровитель географических исследований в викторианский период, долгое время сопротивлялось допуску женщин в свои ряды. Женщинам-исследовательницам разрешалось лишь читать доклады о проделанной ими работе, но не голосовать или занимать пост в Обществе. В связи с этим некоторые путешественницы предпочитали членство в других, менее консервативных (но и менее авторитетных) организациях, таких, как Королевское азиатское общество, Шотландское королевское географическое общество и др. Только в 1913 г., после двадцатилетней кампании, проходившей весьма эмоционально и в самом Лондонском географическом обществе, и в британской прессе, Общество приняло окончательное решение, разрешавшее женщинам вступать в его ряды . Аналогично складывались отношения путешественниц и с другими официальными научными организациями. Вплоть до конца XIX века их работа считалась любительской и потому не всегда достойной внимания профессионалов.

Пренебрежение специалистов результатами работы женщин не было единственной проблемой, с которой приходилось сталкиваться путешественницам. В конце концов, не все из них были столь амбициозны. Гораздо сложнее было другое: в эпоху господства идеологии разделенных сфер женщины, отправлявшиеся в длительную поездку по так называемым "неевропейским территориям", должны были преодолевать настороженное, если не сказать негативное, отношение общества к подобным инициативам. Само решение путешествовать было в определенной мере вызовом принятым нормам женского поведения, вступало в противоречие с идеалом женской пассивности, культивируемым в викторианский период.

Отношение общества к путешественницам было неоднозначным и в значительной степени зависело от наличия или отсутствия в их поездках спутников мужского пола. Женщины, отправлявшиеся в отдаленные земли вместе с мужьями, находились под их охраной и защитой, одновременно выступая в роли помощника мужа среди опасностей пути. Как следствие, они неизменно удостаивались похвал и одобрения общества, превозносившего их храбрость и преданность супругу .

Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Независимо от физических способностей, умения защищать себя в опасных ситуациях и числа компаньонок, их относили к разряду "незащищенных", что подразумевало определенную эксцентричность. Важным способом убедить общество в своей лояльности предписанным нормам поведения было стремление путешественниц следовать всем остальным установлениям викторианской морали - от манеры поведения и соблюдения английских традиций до обязательного ношения исключительно женской одежды. Последняя особенность, наверное, наиболее ярко свидетельствует о противоречивости и неоднозначности статуса женщины-путешественницы как в глазах общества, так и в своих собственных. Женская одежда викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов для путешествия: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была бы намного более уместной в тех суровых условиях, в которых им приходилось передвигаться. Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях. Так, Мэри Кингсли подчеркивала преимущества "хорошей толстой юбки" во время странствий по африканским болотам . Другая известная путешественница, Изабелла Берд, прочитав в "Таймс" о том, что она ездит верхом в Скалистых горах в "мужском платье", сочла своим долгом просить одного из друзей вступиться за ее честь и отхлестать оскорбившего ее корреспондента газеты . По мнению английской исследовательницы Кэтрин Стивенсон, "носить брюки, даже в африканских джунглях или горах Тибета, было равносильно признанию в поддержке женской эмансипации" . Отказаться от привычной одежды в пользу более удобной означало примкнуть к так называемым "новым женщинам", чей свободный образ мыслей и поведения шокировал и раздражал общество. Выбирая привычный обществу облик, путешественницы тем самым как бы убеждали его в своей нормальности и безобидности. То же относилось и к избранному ими способу передвижения: они предпочитали ездить верхом исключительно в дамском седле, находя мужской способ езды неприемлемо "неэлегантным" для женщины . Описывая свои действия в пути, путешественницы неизменно представляли собственное поведение как безупречно женственное, подчеркивая свое "истинно женское любопытство" , неприятие жестокости и насилия, внимание к деталям, эмоциональность. Все это давало основания заверениям Уильяма Блэйки в 1896 г. о том, что при всей своей тяге к путешествиям англичанки "ни разу не обнаружили качеств, несовместимых со скромностью, грацией, мягкостью, которые всегда должны признаваться надлежащим украшением этого пола" .

Деятельность женщин-путешественниц, безусловно, была эмансипирующей по своей сути: путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы, все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Общество, по выражению Б. М. Ингемансон, начинало привыкать к "маленьким дозам мобильности женщин" . В то же время стереотипы женского поведения, существовавшие в общественном сознании, накладывали особый отпечаток на их слова, дела и даже внешний облик. Внимание путешественниц к одежде, поведению, так же, как и особые приемы повествования, определялось их стремлением примирить свою деятельность с идеологией викторианской эпохи. Опыт английских путешественниц еще раз демонстрирует значимость гендерных стереотипов и норм поведения в жизни общества.

Список литературы

Adams, William H.D. Celebrated Women Travellers of the Nineteenth Century. L.,1883. P.383. Цит. по: Frawley, Maria H. A Wider Range: Travel Writing by Women in Victorian England. Rutherford,1994. P.110.

Pemble, J. The Mediterranean Passion:Victorians and Edwardians in the South. Oxford,1987. P.1.

Burton, Isabel. The Inner Life of Syria, Palestine and the Holy Land from my Private Journal. L., 1875. /Unsuitable for ladies: an anthology of women travellers - selected by J.Robinson . - Oxford, 1994. P.133.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks and Unfrequented Valleys: A Midsummer Ramble in the Dolomites. 1873. Reprint. Boston, 1987. P.1. Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.21.

Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.20.

Mitsi, E. Roving Englishwomen in Greece: Gendering Travel Writing. http://www.women.-it/quarta/workshops/writing1/efterpimitsi.htm

Melman, B. Women"s Orients: English Women and the Middle East, 1718-1918: Sexuality, Religion and Work. Basingstoke, 1992. P.34.

Middleton, D. Victorian Lady Travellers. L., 1965. P.14.

См., например, о Флоренс Бэйкер: Blaikie, W.G. Op.cit., p.56-58; предисловие редактора к "Африканскому журналу" Кэтрин Питрик: Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.673.

Kingsley, Mary. Travels in West Africa. Congo Francais, Corisco and Cameroon.1897. /Un-suitable for ladies, p.214.

Middleton, D. Op.cit., p.8.

Stevenson, Catherine B. Victorian Women Travel Writers in Africa. Boston,1982. P.3. Цит. по: Ingemanson, B.M. Under Cover: The Paradox of Victorian Women"s Travel Costume. /Women and http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/14_4/ - h1#h1

the Journey: the Female Travel Experience. - ed. by B. Frederick and S. McLeod. Pullman,1993. P.7.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks... p.XXXII. Цит. по:Ingemanson, B.M. Op.cit., p.8.

Petherick, Mrs. Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.674. См. также: Duff-Gordon, Lucy Lady. Letters from Egypt. 1863-1865. NY., 1972. P.18,19; Colvile, Zelie. Ten Days on an Oil River. //Blackwood"s Magazine. Vol.153 (March 1893). P.378, 380-382.

Blaikie, W.G. Op.cit., p.66.

Ingemanson, B.M. Op.cit., p.5.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Женщины путешественницы – подвижницы христианской веры Лиссипа первая известная амазонка. Отличалась пренебрежением к браку и приверженностью к войне. Легенды гласят, что за эти противоестественные для женщин наклонности, её покарала богиня любви Афродита. После чего Лисиппа со своими дочерьми пошла вдоль побережья Понта Эвксинского (Чёрное море) к берегам реки Фермодонт. Здесь амазонка построила огромный город Фемискиру. При этом установила такой порядок, что «мужчины должны делать все домашние дела, а женщины сражаться и править».


Равноапостольная Мария Магдалина (I ст.) Повсюду следовала за Иисусом, не покинув даже в самые тяжелые часы. Ей одной из первых было позволено увидеть Воскресшего Христа. В Риме она вручила императору Тиверию яйцо, со словами: «Христос воскресе!», яйцо древний символ вселенной и нового рождения. Затем Мария отправилась в Малую Азию, там она помогала Иоану Богослову.


Святая равноапостольная Нина (III-IV ст.) Христианские источники свидетельствуют, что услышав от старицы Нианфоры о не просвещенной светом христианства Грузии, Нина отправилась из Иерусалима в далекую Грузию. Добравшись до Грузии, Нина вела подвижническую жизнь, исцеляла болящих, успокаивала страждущих, проповедовала христианскую веру. Именно благодаря этой подвижнице Грузия в настоящее время христианская держава.










Феминизм и путешествия. Появление женщин-путешественниц тесно связано с развитием феминизма. Это женское движение, началось в 18 столетии, его основной целью было искоренение дискриминации прав женщин и достижения равноправия с мужчинами. Женщины стремились открыть себе дорогу во всем: работа, карьера, изучение наук, возможность путешествовать. Иногда противостояние доходило до абсурда – дамы кидались курить сигары, пить крепкие напитки и т.д., всем своим видом давая понять, что они ничуть не уступают сильному полу.


МАРИЯ СИБИЛЛА МЕРИАН () Совершила путешествие в Суринам (). Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки («Мета­морфозы суринамских насекомых», 1705). Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрел Петр I для музеев и библиотек России. Одна из первых женщин, посвятившая себя научной деятельности, изучала «омерзительных тварей» (как тогда называли насекомых), стремясь познать их и облагородить своим искусством. Ей принадлежала заслуга детального красочного изображения и популяризации явления метаморфоза насекомых.


Мэри Уортли Монтегю (). Жена посла Англии Эндрю Монтегю, жила с мужем в Турции, за это время ей удалось много попутешествовать по Европе, Азии и Африке. О своих путешествиях она написала книгу.


МЭРИ КИНГСЛИ Родилась в Англии в 1862 году В свое первое путешествие по Африке отправляется в 1893 году. В дороге торговала с местными жителями, собирала образцы рыб и насекомых. Второе путешествие в Африку совершила в декабре 1894 года собрать образцы рыб в бассейнах Нигера и Конго. В марте 1900 года снова отправляется в Африку, на этот раз на юг континента, ухаживать за пленными бурами в Симонстауне, среди которых вспыхнула эпидемия тифа.


Александрина Петронелла Франсиска Тинне (). Исследовательница Африки. В 1856 Александрина посещает норвежские ледники, затем Италию, Турцию, Египет. В 1862 году отправилась в страну Белого Нила. Потом поселилась в Каире, изучая культуру и традиции Африки. Позже она купила паровую яхту и, набрав команду, снова отправилась в странствия: Смирна, Константинополь, Мальта, Неаполь, Рим, Алжир, Тунис, Триполи


Кристина Хойновская-Лискевич - польская яхтсменка Капитан дальнего плавания. Первая женщина в одиночку на яхте «Мазурка» осуществившая кругосветное путешествие. Кругосветка началась в 1976 году в Лас- Пальмасе и завершилась в В ходе путешествия были посещены Канарские острова, Барбадос, Карибское море, Фиджи, Австралия, Южный берег Африки, пересечен Тихий, Индийский и Атлантический океаны. Имя этой путешественницы занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Путешественница о своей кругосветной эпопее написала книгу «Первая вокруг света».




Марло Морган Родилась в штате Айова, США, в 1937 Выйдя на пенсию поехала в Австралию в качестве специалиста по нетрадиционной медицине. Совершила четырехмесячное путешествие с племенем австралийских аборигенов, о культуре и мировоззрении которых впоследствии и была написана книга «Послание с того края Земли» (Mutant Message Down Under).


Лив Арнесен и Энн Бэнкроф. Лив первая женщина, которая в 1991 году организовала экспедицию по Гренландии. В 1992 году она вместе с подругой за 23 дня пересекли самый большой остров мира. Затем Лив предприняла еще более опасное путешествие – в одиночку до южного полюса на лыжах. Энн Бэнкроф первая женщина, достигшая северного полюса на собачьей упряжке.


Элен Макартур В летняя англичанка совершила кругосветное плавание в одиночку на обычном судне под парусом. Провела в океане 94 дня, 4 часа и 25 минут. В 2005 году она в одиночку обогнула земной шар за 71 день 14 часов 18 минут и 33 секунды, общая протяженность маршрута, который она прошла, составила свыше 27 тысяч миль.




Американская шестнадцатилетняя школьница Эбби Сандерленд Юная путешественница отплыла из порта Марина дель Рей в Калифорнии 23 января 2010 года. Принимает участие в неофициальном чемпионате мира среди подростков, которые в одиночку пытаются обойти земной шар на яхте без захода в порты. 26 апреля, из-за повреждения корпуса яхты вынуждена провести ремонт в порту южноафриканского Капштадта. 21 мая Сандерленд покинула Южную Африку и взяла курс на восток.


Татьяна Федоровна Прончищева () Первая путешественница за Полярный круг. Вместе с мужем Василием Прончищевым участвовала во Второй Камчатской экспедиции. Из Тобольск – Якутск, вниз по Лене в Северный Ледовитый океан. Скончались молодые супруги от болезни в поселке Усть-Оленек. Именем первой полярной путешественницы названа большая бухта Таймыра.


Елена Петровна Блаватская () Писательница, путешественница, 1848 по 1875 год осуществила, практически трехкратное кругосветное путешествие. Одессу, Керчь, Константинополь, путешествие по Египту, Греции, Восточной Европе. Следующей волной странствий было посещение Англии, Канады, Мексики и стран Южной Америки, откуда в Индию, Тибет. И снова: Европа, Америка, Тихий океан, Япония, Индия. Умерла в Лондоне.


Александра Викторовна Потанина () Исследовательница Центральной Азии. Первая женщина, принятая в члены Русского географического общества. Вместе с мужем она побывала в Северо-западной Монголии, в долине Черного Иртыша, Северном Китае, Восточном Тибете, Центральной Монголии и совершала переход через пустыню Гоби. Ее имя носит огромный ледник в горах Монгольского Алтая (Александрин).


Юлия Головнина Надежда Бартенева Участницы экспедиции на Памир 1898 года. Путь экспедиции проходил через Кавказ и Среднюю Азию, на её пути лежали города Тифлис, Баку, Красноводск, Ташкент, Коканд, Самарканд, Ош и другие. Добравшись до Памира, путешественники исследовали перевал Талдык, Алайскую долину, перевал Кизил-Арт, побережье озера Кара-Куль, долину Бурулюк до реки Мургаб. Сделали описание красоты природы и географии Памира, глубоко в горах путешественники наталкивались на древние заброшенные крепости.


Ольга Александровна Федченко () Путешественница, выдающийся ботаник. Ведя научно-исследовательскую работу, вместе с мужем путешествовала по Австрии, Италии, осуществили четыре экспедиции по Туркестану (Заравшанская долина, озеро Искандеркуль, в пустыня Кызыл-Кум, Ферганская долина, Заалтайский хребет). После туркестанских экспедиций Европа, исследовали альпийские ледники. Ряд научных поездок в Крым, на Кавказ, Южный Урал. В 1897 г. район Западного Тянь-Шаня. В 1900 г. экспедиция на Памир. В 1906 году избрали членом- корреспондентом Российской академии наук.


Елена Ивановна Рерих () Путешественница, востоковед, писательница. Супруга Николая Рериха, жили в Карелии, затем в Англии, США. В 1903 – 1904 годах в поисках истоков национальной истории и культуры супруги совершили путешествие по сорока древнерусским городам. В 1923 году отбыли в Индию. В 1924 году Центрально-Азиатская экспедиция по малоисследованным районам Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета. В 1928 году Рерихи поселились в Западных Гималаях и основали институт «Урусвати».


Память о Е. И. Рерих Географические объекты, названные в честь Е. И. Рерих Пик и перевал «Урусвати» на Алтае 6 июля 1978 года группа альпинистов поднялась на безымянную вершину и прошла перевал между пиком Рериха и Белухой. Перевал и безымянная вершина (3500 м.) были названы именем «Урусвати» и посвящены Елене Ивановне Рерих. Перевал Елены Ивановны Рерих на Тянь-Шане. Перевал, названный в честь Е. И. Рерих,расположен на Киргизском хребте. Он находится между горами Усеченка и Салык. Высота перевала 4350 м. 15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории был открыт малая планета (астероид) в Солнечной системе и названа в честь семьи Рерихов. Зарегистрирован астероид под номером 4426


Память о Е. И. Рерих 9 октября 1999 года к 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха и 120-летию Е. И. Рерих в Москве, у входа в Музей имени Н. К. Рериха установлен памятник скульптурное изображение Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Музей Елены Рерих в Калимпонге В 2005 году в Калимпонге (Индия) открыт музей Елены Рерих. Здесь Е. И. Рерих провела свои последние годы жизни (). Открытие музея было приурочено к 50-летней годовщине со дня её смерти.


Людмила Васильевна Шапошникова Историк, этнограф, путешественница. Увлекалась востоковедением, закончив институт, была направлена в Индию для исследовательской работы. Работала в Мадрасском университете, изучала труды Елены Рерих. В гг. в возрасте 50 лет, в одиночку прошла по маршруту экспедиции Рерихов через Центральную Азию, от Алтая до Гималаев


Александра Толстая (1974) Внучатая племянница русского писателя Льва Николаевича Толстого. Филолог, участник экспедиции по Великому Шелковому пути. Является членом Королевского географического общества. В 1999 вместе организовала и осуществила в экспедицию по Великому Шелковому пути. Участвовала в конных путешествиях по Средней Азии, Монголии и Сибири. В 2004 году пересекла пустыню Каракумы. Сейчас живёт в России и занимается организацией конных путешествий по Киргизии.


Любовь Случевская В 2006 году в одиночку прошла 5 стран Африки. Передвигаясь пешком, автостопом, путешественница посетила Египет, Судан, Эфиопию, Кению и Танзанию. На пути следования проводила выставки детского рисунка, ее начинания настолько горячо поддерживались местными жителями, что количество рисунков для передвижной выставки многократно увеличилось, пополнившись работами африканских юных художников.



Когда я только уезжала в путешествие по Юго-Восточной Азии, многие спрашивали меня, не страшно ли мне ехать одной, не пакетным туром, а самостоятельно? В одиночку я пропутешествовала всего месяц, но за это время успела убедиться, что самостоятельные путешествия — это просто потрясающий опыт и совершенно не нужно бояться ехать, если у Вас нет подходящей компании (и даже если Вы — девушка). Сегодня я хочу рассказать о потрясающих женщинах-путешественницах, которые доказали всем, что покорить мир может каждый!

Потанина Александра Викторовна (1843 — 1893)


Наша соотечественница
, родилась в Нижегородской губернии. Вместе с мужем путешествовала по малоизвестным регионам Центральной Азии. Александра приняла участие в 4 исследовательских экспедициях Северо-западная Монголия , Северный Китай , Восточный Тибет и Центральная Монголия . Сведения, полученные в ходе экспедиций, легли в основу ее работ о местной природе, а также жизни и быте народов Центральной Азии.

Александра Давид Неэль (1868—1969)

Родилась во Франции , с самых малых лет интересовалась путешествиями, а в юности даже убежала от родителей в Испанию на велосипеде (конечно же, ее вскоре вернули домой). Но самое интересное и впечатляющее путешествие она совершила в Тибет , причем в те времена, когда границы Тибета был закрыты для иностранцев. Сделать ей это удалось исключительно благодаря тому, что добиралась до Тибета она пешком из Китая, переодевшись в тибетскую нищенку. Сопровождал ее в этом необычайном приключении Лама Йонгден, которого она впоследствии усыновила. Вернувшись во Францию, Александра написала книгу о своем путешествии, которая так и называется — «Путешествие парижанки в Лхасу» потрясающая книга , советую всем ее прочитать!

Нэлли Блай (1864—1922)


Настоящее имя — Элизабет Кокрейн (Нэлли Блай — творческий псевдоним), не только путешественница, но и известная американская журналистка , основоположница расследовательской журналистики. Вдохновленная романом Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», она решила проверить, действительно ли возможно совершить кругосветное путешествие за 80 дней. Через 16 лет после выхода романа Жюля Верна, отважная журналистка отправилась в путь по маршруту, описанному в книге. И что бы Вы думали? Она действительно смогла это сделать! Причем все путешествие заняло у нее всего 72 дня, один из которых она потратила, чтобы навестить вдохновившего ее автора — Жюля Верна! После возвращения она стала национальной героиней, ведь в те времена сложно было представить, чтобы женщина могла решиться на такое приключение — женщины не могли обучаться в университете или голосовать на выборах, у них даже не было права распоряжаться своим имуществом!

Анни Коэн Копчовски («Лондондерри») (1870-1947)

Родилась Анни в Риге, но еще ребенком эмигрировала в США. Прославилась Анни тем, что была первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие на велосипеде ! До путешествия семья Анни сильно нуждалась в деньгах, и именно это толкнуло ее на столь отважный поступок. В Бостоне два джентльмена поспорили, сможет ли женщина проехать вокруг земли на велосипеде? Победительнице был обещан приз — 10 тыс.долларов. И Анни отправилась в дорогу. Ей разрешалось пользоваться водным видом транспорта, но по суше добираться можно было только на велосипеде. Маршрут велопробега включал маршруты от Нью-Йорка до Чикаго, от Иерусалима до Коломбо, от Мексики до Техаса. Спустя 15 месяцев непрерывного путешествия Анни вернулась в Бостон, войдя в мировую историю женщин-путешественниц.

Ну а что же наши современницы? И среди них найдется немало отважных путешественниц, расскажу о некоторых из них.

Рози Суэйл-Поуп

Британка Рози Суэйл-Поуп тоже совершила кругосветное путешествие , но даже не на велосипеде, а пешком ! На все путешествие у нее ушло 5 долгих лет, а расстояние, которое она прошла — аж 32 тыс. км. Маршрут путешествия проходил через Европу, Россию, США и Канаду. Свое путешествие Рози начала в 2003 году, в 57 лет (!) после смерти мужа. Несмотря на всю сложность подобного маршрута, это путешествие помогло ей снова полюбить жизнь.

Джессика Уотсон

Одна из самых юных путешественниц , австралийская мореплавательница. Невероятно, но в кругосветное путешествие она отправилась, когда ей было всего 16 лет ! Путешествие длилось 210 дней, за это время Джессика в одиночку прошла на своей яхте 42 тыс. км. Маршрут был выбран такой: Австралия - Новая Зеландия - Фиджи - Кирибати - Мыс Горн - Южная Африка - Австралия. Несмотря на то, что на тот момент она была самой молодой путешественницей, совершившей безостановочную кругосветку, в Книгу рекордов Гиннеса ее решили не включать, чтобы не провоцировать других юных любителей путешествий на подобное опасное приключение. Кстати, Джессика написала книгу про свои приключения — «Сила мечты».

Лаура Деккер

Именно ее признали, как самую молодую мореплавательницу, совершившую одиночное кругосветное путешествие! Голландская путешественница изначально хотела отправиться в кругосветку, когда ей было только 14 лет! Но голландские власти не разрешили ей это сделать, даже наложив судебное ограничение до достижения Лаурой 16 лет. И вот, в 2011 году она отправилась на своей яхте «Гуппи» в море. Родители Лауры - яхтсмены, они и научили Лауру всем хитростям управления яхтой. Спустя год и один день, в январе 2012 года Лаура завершила свою кругосветку, став самой молодой путешественницей, обогнувшей земной шар.

Элен МакАртур

В продолжение морских путешествий хочется рассказать и про Элен МакАртур, которая в 2005 году совершила кругосветное путешествие за рекордный срок — 71 день . Элен попала в Книгу рекордов Гиннеса в номинации самое быстрое одиночное кругосветное плавание на парусном судне. После возвращения Элен наградили Орденом Британской Империи. Сейчас Элен занимается благотворительностью.

Александра Толстая

Британка Александра Толстая — настоящая внучатая племянница Льва Толстого, окончила Эдинбургский университет со степенью магистра гуманитарных наук по русскому языку. Но знаменита она не только своим родством с великим писателем. В 1999 году Александра отправилась вместе с 3 подругами и проводником в путешествие по маршруту Великого шелкового пути через Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Китай. По возвращении из конного похода Александра написала книгу «Последние секреты Шелкового пути». После покорения Шелкового пути были и другие конные походы — от Байкала до Монголии, от Москвы до Ашхабада (преодолев пустыню Кара-Кум).

Герлинда Кальтенбруннер

Но не только море и равнины покорялись отважным женщинам! Австрийка Герлинда Кальтенбруннер покорила все 14 самых высоких вершин планеты! Причем она является единственной в мире женщиной , поднявшейся на все 14 восьмитысячников без кислородного баллона! Первую вершину Герлинда покорила в 1998 году, ей стала гора Чо-Ойю в Непале, затем были Аннапурна, Лхоцзе, Эверест и другие вершины высотой более 8000 метров. Самой последней в этом списке стала опаснейшая вершина в мире — К-2 (по статистике на каждых 4 альпинистов, достигших вершины, приходится один погибший), на которую Герлинда поднялась в 2012 году.

Эдурне Пасабан

Еще одна знаменитая альпинистка — испанка Эдурне Пасабан , которая так же покорила все 14 величайших гор, на последнюю из которых - Шиша Пангма она забралась, когда ей было 36 лет (2010 год). Причем сделала это она раньше Герлинды Кальтенбруннер, но с использованием кислородной маски. Так что пальму первенства среди женщин-альпинисток они поделили пополам — Эдурне как первая женщина, покорившая все 14 восьмитысячников, а Герлинда — как первая женщина, покорившая их без использования кислородного баллона. После завершения рекордных восхождений Эдурне не собирается останавливаться на достигнутом, планируя и дальше покорять разные вершины, не менее сложные,чем восьмитысячники.

Сара Оутен


В 2009 году Сара пересекла на лодке Индийский океан, став первой женщиной и самым молодым мореплавателем, совершившей подобное плавание. А в 2011 году Сара отправилась в кругосветное путешествие , в котором она передвигается на велосипеде, каяке и байдарке . Путешествие началось в Лондоне, после пересечения Ла-Манша на каяке Сара проехала на велосипеде Европу и Азию, на велосипеде и каяке проехала Японию, пересекла на лодке Тихий океан, затем на велосипеде проехала почти всю Канаду. Путешествие еще не закончилось, за передвижениями Сары можно следить на ее официальном сайте.Сейчас Сара приближается к границе США, после чего планирует на лодке пересечь Атлантический океан и вернуться в Лондон.

Видео-интервью с Сарой Оутен во время ее поездки по России:

«Жить во время путешествия – это мечта в чистом виде».
(Агата Кристи)

Позади лето – сезон отпусков, поездок и путешествий. Но для настоящих путешественников нет преград ни во времени, ни в расстоянии. «Путешествия, как самая великая и серьезная наука, помогает нам вновь обрести себя» – сказал французский писатель Альбер Камю . В преддверии Всемирного Дня Туризма , который отмечается 27 сентября, мы хотим познакомить вас с самыми знаменитыми женщинами-путешественницами . Да-да, не только мужчины открывали новые страны и континенты! Мы, женщины, нисколько ни меньше жаждем приключений и способны пуститься в самые отчаянные авантюры!

Гудридур.

Историю жизни этой потрясающей женщины донесли до нас исландские саги. Гудридур родилась примерно в 980 году. Вместе со своим мужем и его викингами она первой из женщин доплыла до берегов Северной Америки. Во время второго приезда она родила на берегах нового Света сына – Снорри. Это был первый европеец, рожденный в Америке. Гудриур совершила также паломничество в Рим , где поведала о своих путешествиях самому Папе Римскому.

Эстер Стэнхоуп.

Эта известная путешественница жила в Англии, в конце 18 – начале 19 века. Дочь графа Стэнхоупа с детства отличалась строптивым характером и ещё маленькой девочкой пыталась на лодке доплыть до Франции. Впоследствии Эстер Стэнхоуп стала первой женщиной, посетившей множество арабских стран, побывав в Египте, Сирии, Палестине, Ливане, на Мальте, Пелопоннесе, Ионических островах и Гибралтаре. Она участвовала также в первых археологических раскопках на Святой Земле, в Ашкелоне , в 1815 году.

Энни Смит Пек.

Знаменитая американская альпинистка, магистр Мичиганского университета. Родилась в 1850 году, в Провиденсе. Ей одной из первых покорились почти все вершины Северной и Южной Америки , а также Европы. В 58 лет Энни Смит Пек поднялась на Хуаскаран (6656 м) в Андах, в 61 год – на Коропуна (6377 м). Последнее восхождение Энни совершила в 82 года! На основе своих петешествий она написала множество книг и читала лекции в ведущих университетах.

Фрея Старк.

Британская исследовательница и путешественница, родилась в 1893 году в Париже. Фрея – первая европейская женщина, побывавшая в Аравийской пустыне. Ближний и Средний Восток были её любовью. Она изучила персидский и арабский языки, побывала в Китае, Турции, Афганистане, прошла путем Александра Македонского от Киликии до Карии. Фрея Старк написала более 20 книг о своих путешествиях и дожила до 100 лет!

Мэри Кингсли.

Дочь известного писателя и путешественника Джорджа Кингсли, родилась в 1862 году в Лондоне. Мэри Кингсли – исследовательница Африки. Она побывала в Луанде, Анголе, Сьерра-Леоне. Туземцы научили Мэри выживать в джунглях, что позволило ей посетить самые отдаленные уголки, описать много новых видов растений и животных.

Потанина Александра Викторовна.

Наша соотечественница – исследовательница малоизвестных районов Центральной Азии. Родилась в 1843 году в Нижегородской губернии. Александра Потанина – первая женщина, принятая в Русское Географическое Общество . Вместе со своим мужем она принимала участие в экспедиционных выездах по Монголии, Китаю, Восточному Тибету. Сведения, полученные в ходе экспедиций, легли в основу многих её трудов, за которые Александра Викторовна была удостоена Большой Золотой Медали за вклад в географическую науку.

Александра Давид Неэль.

Знаменитая французская , открывшая миру тайны Тибета. С её биографией мы уже знакомили читателей Последнее свое путешествие Александра совершила в 82 года, покорив один из альпийских перевалов. А 1969 году, в свой 100-летний юбилей, она получила новый загранпаспорт и французский Орден Почетного Легиона!

Элизабет Кокрейн (Нэлли Блай).

Элизабет Кокрейн родилась в 1864 году в штате Пенсильвания. Эта известная американская журналистка повторила путь Жюля Верна из романа «Вокруг света за 80 дней». Ей удалось обогнуть земной шар за 72 дня!

Гертруда Белл.

Британская путешественница, археолог, писательница и разведчик. В период с 1880 по 1926 год Гертруда Белл совершила многочисленные путешествия по Сирии, Аравии, Ираку, Малой Азии и Месопотамии. Принимала активное участие в культурной и политической жизни этих стран, основала множество археологических музеев.

Луиза Бойд.

«Ледяная женщина» - так называли американку Луизу Бойд . Она знаменита исследованиями Гренландии и открытием подводного массива в Северном Ледовитом океане. В 1955 году Луиза стала первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом на самолете.

Анни Коэн Копчовски.

Анни Коэн Копчовски – первая женщина, совершившая в 1894 году кругосветное путешествие на велосипеде. На тот момент у Анни было уже трое детей, но это её не остановило! За успешную попытку ей был обещан приз в 10 000 долларов (немалые деньги на тот момент) . И она его получила!

Немало отважных путешественниц есть и среди наших современниц.
Американка Рози Суэйл-Поуп в 2003 году, в возрасте 57 лет совершила кругосветное путешествие пешком! Приключение заняло 5 лет!

Первой яхтсменкой, совершившей одиночное плавание вокруг света в 1978 году , считается польская путешественница Кристина Хойновская-Лискевич. Англичанка Элен МакАртур в 2005 году установила мировой рекорд, обогнув земной шар на яхте за 71 день!
Самые юные путешественницы – австралийка Джессика Уотсон и уроженка Голландии – Лаура Деккер . В 2010 году Джессика совершила одиночное кругосветное плавание на яхте в возрасте 16 лет! Путешествие длилось 210 дней, о нем юная леди написала книгу «Сила мечты». Лаура также обогнула земной шар на яхте в 16 лет, хотя порывалась сделать это и в 14!

Испанка Эдурне Пасабан – первая из женщин, покорившая все 14 вершин восьмитысячников .
Её подвиг повторила австрийка Герлинда Кальтенбруннер, и уже без кислородной маски.

Внучатая племянница Льва Толстого – Александра Толстая – прошла верхом на лошади по Великому Шелковому пути, от Байкала до Монголии, от Москвы до Ашхабада через пустыню Кара-Кум.

И это далеко не полный список отважных путешественниц, смело идущих навстречу своей мечте. Просто диву даешься, глядя на этих милых дам, и говоришь себе: «Для нас, женщин, нет ничего невозможного!»