Закаливающие процедуры в детском. Закаливание детей в детском саду. Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Детский сад является совершенно новой средой обитания для Вашего малыша, ведь именно здесь его ожидает множество новых знакомств и впечатлений, открытий и увлечений. Теперь, при помощи опытных воспитателей и под их руководством, ему будет открыт новый мир, а для лучшей подготовки к следующей ступени развития – школе, будут введены в его жизнь различные системы обучения и образования.

Период детского сада – изменения в жизни малыша

С дошкольным учреждением часто связано впечатление о начале периода постоянных заболеваний, ведь организм дошкольника вынужден адаптироваться сразу ко многим изменениям в своей жизни: общество сверстников, изменения в питании и режиме дня, а также всевозможные вирусы и бактерии, от которых он был надежно защищен в домашних условиях заботливыми родителями.

Очень часто случается так, что многие родители опасаются этого момента, когда потребуется отдавать свое чадо в коллектив. Однако именно дошкольное учреждение становится первой и достаточно важной ступенькой в жизни дошкольника, его адаптации к условиям общества и процесса социализации.

А для предотвращения высокого уровня заболеваемости следует знать, что проводимое закаливание детей в детском саду позволяет значительно снизить уровень общей заболеваемости и предотвратить возникновение простудных явлений в группах, ведь именно в условиях коллектива возможна и наиболее вероятна передача инфекции от одного человека к другому.

Для чего нужно оздоровление в таком юном возрасте

Именно в младшем возрасте во многом закладывается здоровье человека, и поэтому именно в период нахождения в детском саду следует уделить данному процессу пристальное внимание.

Закаливание представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оздоровление человека, нормализацию его терморегуляции, что ведет к значительному повышению уровня устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям. Процедуры, проводимые с целью оздоровления в группах садика, также направлены на поднятие уровня иммунитета, причем данные методы проводятся с учетом возраста малыша и его состояния здоровья.

Закаливающие методики исключительно положительно влияют на физическое здоровье дошкольника, ведь они позволяют повысить защитные силы организма и предотвратить возникновение и развитие всевозможных заболеваний, передаваемых друг другу.

Оздоровление и закаливание – это также воспитание малыша, поскольку с помощью таких процедур вырабатывается характер и воля маленького человечка.

Какие же методики следует отнести к оздоровительным мероприятиям для детей?

Мероприятия по закаливанию в детском возрасте

Закаливание проводится в соответствии с возрастом, ведь в более старшем возрасте возможно осуществление большего количества мероприятий, а также методики по закаливанию можно проводить более длительное время.

К основным требованиям по проведению данного вида оздоровления следует отнести:

  • постепенность – это касается в первую очередь приобщение малыша к оздоровительным мероприятиям, а также времени проведения процедуры и снижение температуры;
  • регулярность – это одно из основных требований, ведь именно благодаря регулярному проведению вырабатывается стойкость организма к пониженным температурам и устойчивость к различным инфекциям;
  • внимательный контроль над самочувствием – дошкольники не всегда могут четко сформулировать словами свое состояние, поэтому контроль взрослых при проведении мероприятий по оздоровлению обязателен.

Зависимость оздоровления от возраста

Закаливание подразумевает разделение по возрастным категориям, ведь то, что подойдет для пятилетнего ребенка, может быть опасным для двухлетнего. Поэтому физическое развитие и возраст детей во многом определяют перечень необходимых мероприятий по проведению оздоровления.

До возраста, в котором обычно отдают в садик, данные процедуры должны проводиться в домашних условиях. При этом требования к их проведению такие же, как и при любом виде оздоровления. Закаливание подразумевает разумное увеличение времени всех оздоровительных мероприятий и частоты их повторения.

Осуществление оздоровления малышей до 1 года

В самом юном возрасте такого рода мероприятия проводится родителями, причем основными методами в данном направлении станут водные процедуры и воздушные ванны. Для проведения воздушной ванны малыша следует полностью раздеть, при этом температура воздуха должна быть сначала достаточно теплой, а каждый день проводить такую процедуру при очень постепенном снижении воздуха (если это возможно).

Обязателен контроль над сквозняками в квартире во время принятия воздушных ванн – именно по вине сквозняков может произойти чрезмерное охлаждение организма, поэтому следует исключить возможность возникновения сквозняков на начальных этапах.

Даже в возрасте до одного года при проведении мероприятий по закаливанию начинается воспитание детей, что очень важно для их будущего здоровья и приучения их к физической активности.

Проведение мероприятий по закаливанию детей в раннем возрасте

В группах садика процесс оздоровления детей проводится организованно. Это также способствует воспитанию в детях организованности и чувства коллектива, ведь человек представляет собой существо социальное, которое большую часть своей жизни живет в социуме. При этом также делается упор на осуществление водных процедур, которые не только улучшают физическое развитие детей, но и дают возможность для проведения оздоровления.

Во многих детских садах в данных целях существуют душевые комнаты, а также бассейны. Наибольшее затруднение при этом возникает в точном определении реакции каждого малыша на осуществлении водных процедур, ведь каждый организм уникален, поэтому воспитатели должны с особым вниманием относиться к детям до и после проведения водной процедуры.

Также немаловажную роль играет выполнение воздушных закаливающих процедур:

  • регулярное проветривание помещений детского сада, особенно спальни перед дневным сном;
  • проведение зарядки и упражнений в проветренном помещении;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе.

Физическое воспитание, как отдельная дисциплина в дошкольном учреждении, также играет значительную роль в формировании закаленности детского организма. Осуществление различных спортивных мероприятий, зарядка, упражнения на свежем воздухе – всё это элементы, характеризующие физическое воспитание детей в группах садика.

Одним из мероприятий по оздоровлению организма и усиления иммунитета является мытье рук и ног в воде, температура которой постепенно понижается. Постепенно температура может быть доведена до практически нулевой, а добавление в нее кубиков льда приучит кожу и рецепторы ног, а также рук к холодной воде, что, в свою очередь, позволит предохранить малыша от возникновения простуды при замерзании либо намокании рук или ног.

Такое же действие может проводиться родителями и в домашних условиях, стимулируя иммунитет и повышая устойчивость организма к негативному воздействию неблагоприятных условий, инфекций и вирусов.

Какое время года предпочтительнее

Данные мероприятия лучше всего начинать в летний период, поскольку в это время меньше вероятность подвергнуться переохлаждению, а совместное действие солнечного света и тепла, а также множеству «живых» витаминов, получаемых из фруктов, закаливающие процедуры принесут максимальную пользу и долговременный эффект.

Летом осуществление начального оздоровления идет более естественным путем, поскольку практически каждому родителю знакомо желание их детей находится в жару поближе к водоему, причем малыши с радостью барахтаются в прохладной воде. А это уже первый шаг на пути к общему оздоровлению организма, которое будет способствовать созданию более крепкого иммунитета. Ребенок, в летнее время проводящий свое время около водоема, с возможностью купания и пребывания раздетым на сведем воздухе, без сомнения, вырастет более здоровым и закаленным.

Мероприятия по оздоровлению организма и повышению уровня иммунитета могут проводиться и зимой, однако в это время года сложнее найти возможность для осуществления данных процедур на свежем воздухе. В зимнее время гораздо легче проводить закрепление начатого летом оздоровления. Сюда следует отнести физическое воспитание, включающее зимние виды спорта для детей: катание на санках, лыжах, конька, игра в снежки.

Делаем вывод: для чего нужно закаливание

Закаливание следует проводить для детей, начиная с достаточно раннего возраста. Так закладывается крепкий иммунитет ко многим заболеваниям, предотвращается возникновения возможных осложнений после перенесенных болезней, а сами заболевания проходят быстрее.

Закаливание, проводимое в детском саду, позволяет детям пойти в школу с крепким здоровьем, что принесет пользу успеваемости в целом: меньше пропусков по причине болезни не даст повода для снижения общей успеваемости, а физическое воспитание в соответствии с требованиями общего оздоровления организма приобщит маленького человека к активной и деятельной жизни.

Крепкое здоровье дошкольника, возможность наслаждаться жизнью в любую погоду, отсутствие большинства заболеваний – именно в этом состоит счастье родителей. Ведь здоровье ребенка во многом складывается именно из сочетания нескольких факторов, в число которых включается наследственность, питание, а также подготовка его иммунитета к встрече со множеством провоцирующих факторов.

Поэтому мероприятия, направленные на оздоровление и создание крепкого иммунитета, являются как раз тем направлением, которое должно совместно осуществляться и родителями, и воспитателями дошкольных учреждений.

Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности - закаливанию. Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье. Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное - придерживаться основных принципов закаливания:

  • постепенность : нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
  • систематичность : только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
  • учет индивидуальных особенностей , в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про ). Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

Вода - отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

  • обтирания;
  • обливания;
  • купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

  • сон на открытом воздухе;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту (это еще один способ для тех, кто не знает, ), регулируют теплообмен. Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:

  • утром (с 8 часов и до 9 часов);
  • после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.

Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.

Известно, что закаливание — действенный способ укрепления здоровья. Организовать закаливание детей дошкольного возраста в детском саду и дома несложно. Приучать к нему можно с самого маленького возраста.

Польза и виды закаливания

Польза закаливания для детей дошкольного возраста огромна. Ребенок, с детства приученный к таким процедурам, имеет крепкий иммунитет и реже болеет. Закаливание дошкольников укрепляет многие системы организма: иммунную, нервную, эндокринную. Оно улучшает терморегуляцию, повышает стойкость к холоду и ультрафиолету.

Закаленный ребенок хорошо себя чувствует, легко просыпается по утрам, крепко спит. Условно выделяют 3 вида закаливания: воздухом, водой, солнцем. Еще в советский период была разработана методика закаливания детей дошкольного возраста, которая актуальна и сегодня. Прежде чем приступить к процедурам, важно изучить принципы закаливания детей и строго их соблюдать. Неправильное закаливание может привести к тяжелым заболеваниям.

Важные принципы закаливания

Самое главное в подобных процедурах — постепенность. Как и во время физических нагрузок, тренировать организм закаливанием необходимо аккуратно, увеличивая интенсивность равномерно. Закаливание дошкольников включает ряд правил:

  1. Всегда начинайте со средних температур, постепенно снижая их.
  2. Ребенок во время проведения процедур должен быть здоров. При заболевании отложите закаливание до полного выздоровления. Начните заново со средних температур. При этом уменьшать их теперь можно чуть быстрее.
  3. Закаливание невозможно без постоянства. Это один из важнейших принципов. Считается, что эффект от процедур длится около недели, важно заниматься ими каждый день.
  4. Эффективнее применять одновременно несколько видов, например обливание и обтирание или воздушные ванны и обтирание.
  5. Тщательно наблюдайте за состоянием ребенка. Если вы заметили улучшения в его самочувствии (стал бодрее, веселее, меньше болеет), то продолжайте процедуры. Если самочувствие ухудшилось, то сделайте перерыв (несколько недель). После продолжите с меньшей интенсивностью.

Закаливание водой

Это самый распространенный способ, который включает принятие ванн и умывание, обливания, обтирания, купание в водоемах. Закаливание водой обычно проводят родители. В детском саду это сделать непросто, т. к. необходимо ежедневно следить за показателями большого количества детей. Хотя в некоторых учреждениях с детьми занимаются обливаниями и обтираниями.

Начинать можно с любого возраста. Самый простой способ — постепенно понижать температуру во время принятия ванн. Для дошкольника приняты такие нормы: с 32°С до 22°С (возраст 3-4 года) и с 30°С до 20°С (возраст 5-6 лет). Примерный шаг — 1-2°С каждые два дня. Когда ребенок привыкнет, можно добавить обливание всего тела (голову оставляют сухой). Температура воды должна начинаться с 35°С. Постепенно доведите ее до +22°С.

Болезненным детям подойдет контрастное обливание ног. Для этого чередуйте теплую воду (около 36°С) и прохладную (с 24°С до 20°С). Повторите 4-5 раз и завершите теплой водой. Можно обливать ноги только прохладной водой. Ее температура должна быть около 20°С. Нужно вылить примерно пол-литра воды и сразу же растереть ноги сухим полотенцем. Процедура займет полминуты. Можно применять контрастный душ. Выполняется он так же, как и вышеописанная процедура.

Умывание тоже относят к виду закаливания. Подразумевается утреннее умывание лица, шеи, груди, рук прохладной водой. Начинать нужно с 28°С, постепенно довести до 17°С. Шаг — 3°С каждые 3 дня. После обязательно следует обтирание полотенцем. Можно использовать специальные варежки. Процедура в среднем займет 2-3 минуты, кожа после нее должна быть слегка красной.

Существует и такой вид закаливания, как влажное обтирание. Полотенцем или мочалкой, смоченными водой, аккуратно растирают тело. Важна последовательность: ноги, руки, грудь, живот и спина. Начинать нужно с кончиков пальцев, постепенно продвигаясь выше.

Плавание в бассейне и водоемах

Сейчас работает много детских бассейнов, в которых малышей обучают плаванию с рождения. Помимо укрепления физической формы и получения полезного навыка плавания, это еще и отличный способ закаливания. Как правило, вода в таких бассейнах поддерживается на уровне 32°С. Это температура, достаточная для того, чтобы ребенок не расслаблялся и активно работал ручками и ножками. По желанию родителей в конце занятия тренер проводит обливание. В некоторых государственных детских садах тоже есть бассейны.

Летом детям можно плавать в речке, пруду, море. Не советуют делать это детям в возрасте до 3 лет. Вначале воздух должен быть около 25°С, а вода — 22°С. Первое время купание в таких условиях должно длиться не более 7 минут. Постепенно можно разрешать ребенку плавать и при температуре воздуха 18°С (но недолго). После купания разотрите ребенка полотенцем. Такое закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях имеет большое преимущество: оно объединяет воздушные, солнечные ванны и водное закаливание.

Солнечные ванны

Во время пребывания на улице в солнечную погоду в детском организме вырабатывается важный витамин Д, способствующий укреплению костей. К тому же солнечные ванны улучшают обменные процессы и повышают защитные силы организма. В детском саду такое закаливание проводится всегда, с детьми гуляют несколько раз в день. В домашних условиях также следует следить за тем, чтобы ребенок гулял 2 раза в день по 2 часа (это признанный педиатрами минимум).

Начинайте закаливание солнцем летом, но не в жаркий день. Старайтесь никогда не находиться под прямыми лучами, гуляйте в тени. Когда ребенок подрастет, ему можно загорать на пляже. Делать это нужно под специальным зонтом. Оптимальным считается такое время: дети до 5 лет — 15 минут, дети до 6 лет — 25 минут, до 7 лет — полчаса. Необходимо каждые 3 минуты менять позы для загара (на спине, животе, боку). Чередуйте принятие солнечных ванн и купание в воде. Это очень полезно для организма.

Воздушные ванны

Пожалуй, мало кто задумывался над тем, что обычная ежедневная прогулка ребенка с мамой или в детском саду является методом закаливания. Конечно, следует выбирать места с наиболее свежим воздухом. Не гуляйте рядом с дорогами, заводами и другими местами, где воздух сильно загрязнен. Зимой прогулки нужно разнообразить подвижными играми, катанием на санках и лыжах. Летом отвезите детей на дачу, в деревню.

В теплую погоду пусть они гуляют босиком. Предварительно можно предложить походить босиком дома по специальному коврику. Такие ортопедические коврики продаются в специализированных магазинах. Они содержат блоки, имитирующие камни, траву и пр. Объясняется польза ходьбы босиком тем, что так уменьшается чувствительность стопы к холоду. А значит, при переохлаждении вероятность заболевания будет меньше. В садиках детям предлагают недолго походить босиком по прохладному полу. Такую практику можно ввести и дома.

Всегда следите за тем, насколько комфортно в спальне. Идеальные условия: температура воздуха +20…+22°С, влажность 50-70%. Если ваш ребенок будет спать в прохладной и хорошо проветренной комнате, то он будет болеть значительно реже.

На сегодняшний день разработано большое количество различных методик по укреплению здоровья детей. Закаливание может быть как простым и щадящим, так и более интенсивным и время затратным. Многие родители и воспитатели не придают ему особого значения, и зря. Ведь даже такие простые вещи, как проветривание комнат в отсутствие детей, полоскание рта, воздушные «ванные» дают заметные результаты.

Закаливание детей в детском саду: что и как должен проводиться

В первую очередь воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы в помещении группы был оптимальный микроклимат . Комнаты сна и игр должны быть слегка прохладными. Рекомендуемая температура воздуха при обучении составляет 22 градуса, в период сна – 18 градусов. Важным нюансом является то, что в прохладное время года одеяло должно быть тёплое, чтобы под ним держалась температура в 39 градусов. Что касается влажности воздуха, то она должна находиться на уровне в сорок-шестьдесят процентов.

Когда дети занимаются в группе, ни в коем случае не рекомендуется создавать сквозняки. Подобного рода проветривание допускается, когда малыши выходят на прогулку.

Если в помещении для сна создан правильный температурный режим , то дети спать должны без маек, но в носках. После сна необходимо принимать воздушную «ванну», умываться прохладной водой, полоскать рот . Для указанных целей применяется как обыкновенная вода, так и специально приготовленный раствор (в стакане холодной воды настаивается в течение часа зубчик чеснока (он должен быть раздавленным)). Данный состав особенно оказывает положительное действие в период распространения респираторно-вирусных инфекций. Им можно также закапывать нос.

Детям старших групп врачи советуют полоскать рот йодно-солевым раствором (для его приготовления в один литр жидкости добавляется одна столовая ложка поваренной соли и три-четыре капельки йода), а также настоями трав (к примеру, ромашки).

Помимо всего вышеперечисленного в детском саду воспитатели могут проводить закаляющие процедуры в виде растирания тела мокрым полотенцем и хождения босыми ногами по «дорожке здоровья» (ковёр с различными неровностями и шипами накрывается влажной салфеткой, смочена которая предварительно была в солевом растворе (10%))

Существует так называемая рижская методика закаливания : после хождения по дорожке, рассмотренной выше, дети в течение пяти-двадцати секунд бегают по сухой поверхности, затем обтирают водой область шеи, лица, руки.

Хорошо, если в детском саду имеется бассейн . Занятия в нём также повышают работоспособность иммунной системы. Если его нет, специалисты рекомендуют проводить обширное умывание, которое должно выполняться следующим образом:

  • дети мочат правую руку в воде и проводят ей по левой руке (начинать следует от кончиков пальчиков, заканчивать - в зоне локтя), затем левую и выполняют аналогичные действия;
  • малыши намачивают обе ладошки одновременно и проводят им от затылка к шее, подбородку, скулам;
  • вновь смоченными ладонями дети выполняю массирующие движения верхней части груди;
  • на заключительном этапе процедуры необходимо ещё раз смочить руки, хорошенько умыть лицо и вытереться насухо.

В любом детском саду дневной распорядок дня обязательно должен подразумевать прогулки на свежем воздухе . Что касается их продолжительности, то она устанавливается воспитателями с учётом погоды и времени года.

Основные правила проведения закаливания в детском дошкольном учреждении

  1. Занятия должны быть регулярными. Единственное исключение – плохое самочувствие малыша. Ведь только от систематических тренировок можно ожидать положительных результатов. Воспитатели должны провести беседу с родителями, чтобы те закаливали малыша дома.
  2. Интенсивность процедур должна только увеличиваться . То есть воспитатели должны расширять зону воздействия, «агрессивность » (температуру и т.д.). В частности, температура воды должна уменьшаться каждые несколько дней на два-три градуса.
  3. Важно контролировать ответную реакцию детей. Они должны чувствовать себя комфортно, не плакать. Если ребёнок по болезни или какой-то другой причине пропустил более десяти дней занятий, то процедуру стоит начинать с начального уровня. Чтобы ни про кого не забыть, воспитатели должны вести отдельный журнал, где отмечать для конкретного ребёнка, когда и насколько произошёл перерыв.
  4. Начинать закаливание можно, если это мероприятие одобряет лечащий врач. Ни в коем случае нельзя привлекать к тренировкам заболевших малышей .
  5. Программа закаливания включать должна включать водные, воздушные, солнечные процедуры , работу с механическими и прочими раздражителями.

Виды закаливания

Водо–солевое закаливание

Для его проведения воспитателям потребуется следующий инвентарь:

  • несколько тазов;
  • несколько одеял;
  • ребристая поверхность, к примеру, резиновый коврик с шипами;
  • дуга, через которую могут пролезть дети.
  • раствор, на основе настойки йода (3%), поваренной соли (для его приготовления в пять литров воды надо добавить двести грамм соли, десять грамм йода). Отметим, что на первых порах температура жидкости составлять должна 36 градусов, затем они снижается до двадцати градусов.
  • Методика проведения занятий

    Помещение должно иметь температуру в 20 градусов. Встав после дневного сна, малыши вместе с воспитателем выполняют комплекс дыхательных упражнений. После этого дети должны подлезть под дугой, пройти по ребристой поверхности. Затем они выполняют ряд упражнений (прыжковых) на смоченном в растворе соли и йода покрывале. Пройдя по сухому одеялу, надо вытереть ноги и одеться.

    Контрастное закаливание

    Температура помещения, где закаливаются детки в возрасте от одного до трёх лет, составлять должна двадцать градусов, ребята с трёх до семи лет – 18-20 градусов. Температура воды для здоровых малышей – 38 градусов – 18 градусов - 38 градусов, 18 градусов (то есть процедура заканчивается в холодной воде), для часто болеющих: 38-28-38 (процедура оканчивается тёплой водой).

    Для проведения контрастного закаливания воспитателям потребуется следующий инвентарь:

    • несколько баков;
    • несколько кружек объёмом половина литра - литр;
    • табурет;
    • скамейка;
    • одеяло и простыня.

    Методика проведения:

    Ребёнок становится в бак и его ноги с обеих сторон обливают водой (8 секунд тёплой, 4-прохладной). После этого воспитатели растирают ноги до появления покраснения (малыши ставят носок на скамейку), начиная от пятки и захватывая всю ступню.

    Обливание всего тела

    Температура в помещении должна составлять:

    • для малышей до 2-4 лет – 22-20 градусов;
    • для детей с 4 до 7 лет - 22-18 градусов.

    Температура жидкости для обливания:

  1. для крох до трёх лет – начинать надо с температуры в 35 градусов и доводить до 28-26 градусов;
  2. для детей с трёх до четырёх лет – с 34 градусов до 24 градусов;
  3. с пяти до семи лет - с 33 градусов до 22 градусов.

Обтирание

Воздушные ванны

Солнечные ванны (противопоказаны малышам, возраст которых – до трёх лет)

1) Закаливание воздухом.

Воздух - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха, закаливание совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период - еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, гимнастикой, подвижными играми. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Хождение босиком - хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 - 3 мин до 10 - 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 - 22°С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5 - 7 лет рекомендуется проводить ут­реннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

Так же оздоровляющее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна и прогулок.

2) Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 нм, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны более 760 нм) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 нм). Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом слое под влиянием ультрафиолетовых лучей из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Изменяется общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог I степени, при более длительном его воздействии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ван­нам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 - 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40-50 мин.

В осеннее и зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где мало солнечных дней, детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре-декабре и в марте-апреле (15 - 20 процедур), обязательно без перерывов. При облучении необходимо обеспечить правильную дозировку ультрафиолетовых лучей, защитить глаза детей и персонала темными очка­ми, а также строго наблюдать за реакцией каждого ребенка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.

3) Вода как фактор оздоровления и закаливания.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса), и общими (обтирание и обливание всего тела). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 - 36°С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето. Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании, на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн - еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж, способствует её лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 - 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20°С, от 2 до 3 лет - до 16 «С, для детей 3 лет и старше - до 14 «С.

Детям 2 - 3 лет моют лицо, кисти рук, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20°С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуется 2 - 3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 - 20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30°С, а затем ее снижают через каждые 1 - 2 дня на 2°С. В дошкольных группах пользуются водой началь­ной температуры также 30°С, снижая ее через каждые 1 - 2 дня на 2 «С и постепенно доводя до 18 - 16°С.

Обливание ног с использованием воды контрастных темпера­тур можно рекомендовать для детей раннего возраста в холодный период года, когда частота респираторных заболеваний возрастает. На контрастное обливание переходят и в период неблагоприятной эпидемической обстановки (наличие респираторных и инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях), а также при температуре воздуха в групповых помещениях ниже 20°С.

Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35 - 36°С), а затем сразу прохладной (24 - 25°С), после чего вновь теплой водой (35 - 36°С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40°С, а прохладной снижают до 18°С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24 - 25°С) и переходя к воде температуры 35 - 36°С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания - сухое растирание. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30 - 40 мин после приема пищи.

Обтирание можно начинать с раннего возраста, но грудным детям и ослабленным воспитанникам старшего дошкольного возраста перед обтиранием водой в течение 1 - 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения ее. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек обтирают отдельно. Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

С 5 - 7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая им смачивать рукавичку и обтирать спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Так же используются такие виды закаливания как полоскание рта, носа и горла холодной водой.

Примерная температура воды для обтирания

4) Хождение по массажной дорожке

В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.