Влияние матери и отца на развитие ребенка. "влияние матери на личность ребенка"

1.3 Влияние матери на благоприятное развитие ребенка

Мать является центральной фигурой в системе семейного воспитания. Были выдвинуты и позднее стали все шире использоваться понятия «материнская забота» и «материнствование» , особенно широко применяемые в неофрейдистской литературе (А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Сирс).

В рамках психоаналитической концепции роль матери окутывается флером таинственности и мистицизма. Подчеркивается значение ее биологических связей с ребенком, замыкающихся при вынашивании плода, грудном вскармливании и гигиеническом уходе, влекущем стимуляцию эрогенных зон ребенка (оральной, анальной, фаллической). Ставится акцент на исключительности связей ребенка с матерью - единственным по-настоящему близким малышу взрослым человеком. Роль матери усматривается в том, что она защищает свое дитя, оберегает его от опасностей. Реальное взаимодействие ребенка с матерью в рамках психоаналитической концепции обычно не делается объектом научного исследования.

Изучение роли материнской заботы ограничивается выявлением отставания и психических аномалий у детей, воспитывавшихся вне семьи, в разлуке с матерью, которые затем голословно относятся на счет последнего рокового обстоятельства. В лучшем случае сравниваются сроки и темп развития отдельных психических способностей у сирот и их сверстников, растущих в семье. Но постепенно на основе той же глубинной психологии, в рамках которой работал английский психолог Дж. Боулби, выполняются исследования, ставящие под сомнение выводы названных авторов. [ 4]

В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в Женеве книгу Дж. Боулби «Материнская забота и духовное здоровье», которая произвела глубокое впечатление на западную общественность, и ее выводы долгое время серьезно препятствовали развитию общественного воспитания в этих странах. В книге подчеркивалась императивная необходимость связей ребенка именно с биологической матерью для его правильного развития в раннем возрасте и употребляется в качестве медико-педагогического определения термин «отсутствие материнской заботы», получившей широкое распространение. Боулби более полувека занимался проблемой развития детей, живущих без полноценного контакта с матерью. Особенно интенсивно он изучал развитие детей, живущих в детских домах и приютах. В своих выводах он нередко приходил к парадоксальным заключениям, но в большинстве случаев, когда он не отрывался от конкретного материала, эти выводы были обоснованными. Если суммировать данные многочисленных публикаций, принадлежащих Боулби, то их можно условно выразить следующим образом.

· Для психического развития ребенка наиболее важен грудной возраст (от 6 до 12 месяцев).

· Для правильного формирования характера на всю жизнь, для его гармоничного развития наибольшее значение имеет контакт с матерью: в конечном итоге мать никто заменить не может – ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха.

· В поведении ребенка, насильственно разлученного с матерью, можно выделить следующие друг за другом фазы: фазу протеста, фазу отчаяния. фазу вынужденного примирения.

В конце жизни Боулби отошел от чрезмерно категоричных, односторонних утверждений. Он был вынужден признать, что наука не накопила еще достаточно убедительных данных, подтверждающих его точку зрения. Из всего того, о чем писал Боулби в течение более полувека, с бесспорностью можно признать только одно: для гармоничного развития характера ребенка необходима материнская забота.

Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Он отмечал, что дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте не умели ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить, отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.

Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство “базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время, то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и невозможно.

В последние двадцать лет выполнены работы, результаты которых свидетельствуют, что нет оснований приравнивать «институализм» к последствиям отсутствия у ребенка матери. Так, детальный анализ описанных в психологической литературе фактов позволил Л. Ярроу выявить помимо «материнской депривации» множество разнообразных причин отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Он установил серьезное обеднение среды в подобных учреждениях за счет резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшения коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и по ряду других линий. Кроме того, Л. Ярроу выявил существенные различия между детьми, воспитываемыми матерью и без матери, по биологическому и социальному анамнезам. Но указанные различия не позволяют считать две выборки достаточно уравненными по другим признакам, и поэтому нет оснований относить разницу в развитии детей в закрытых детских учреждениях и в семье только за счет этого фактора.

К аналогичному заключению пришел М. Раттер, который подчеркивал, что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не из-за отсутствия материнского ухода, а в результате недостаточных эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослым, а также малой сенсорной и социальной стимуляции в подобных учреждениях. [ 30]

К мнению о разнообразии и сложности причин, обусловливающих роль матери в воспитании детей, присоединяется и В. Лер, предпринявший углубленное изучение взглядов различных авторов из разных стран по указанному вопросу.

Некоторые психологи пытались разобраться в значении материнского ухода с таких позиций, которые в принципе невозможно воспроизвести в условиях общественного воспитания. Например, в семье мать - единственный взрослый, постоянно заботящийся о малыше, в то время как в детских учреждениях всегда несколько воспитателей. Не препятствует ли множественность лиц, заменяющих ребенку мать, своевременному развитию его личности и поведения?

Г.X. Рейнголд и Н. Бейли попытались выяснить психологическое влияние на ребенка «множественности матерей». Они организовали экспериментальную группу, в которой три месяца подряд - от начала шестого до конца восьмого месяца жизни - за детьми ухаживал только один воспитатель. В контрольной группе работали, как обычно, четыре воспитателя. К концу эксперимента дети экспериментальной группы обнаружили повышенную социальную реактивность по сравнению со своими ровесниками из контрольной группы. Но обследование, проведенное через год, показало, что разница между ними исчезла. Авторы заключают, что наличие единственного взрослого, заботящегося о ребенке, по-видимому, не оказывает особого воздействия на его развитие, во всяком случае (делают они осторожную оговорку), если такое условие действовало всего три месяца. Что касается учреждений дневного посещения, то здесь множественность воспитателей, как выяснилось, вообще не оказывает особого влияния. [ 4,30]

Многие отечественные ученые (Ю.Бронфенбреннер, А.В.Запорожец) придают большое значение исследованию отношений матери и ребенка, но не считают их биологически обусловленными. Напротив, биологически более целесообразной является, по-видимому, политропность малыша - наличие у него многосторонних и прочных связей с окружающими взрослыми. Как предполагает А. В. Запорожец, в далекие времена, на заре человечества политропность привязанностей эффективно способствовала выживанию потомства.

«Еще в 30-е гг. Н, М. Щелованов показал,- пишет А. В. Запорожец,- что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Это развитие зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения со взрослыми, от овладения различными видами деятельности».

Таким образом, на сегодняшний день проблема влияния матери на развитие ребенка не имеет однозначных выводов в зарубежной и отечественной психологии и находится на стадии исследования.

1.4 Выводы по главе 1

В данной главе были проанализированы научные труды отечественных и зарубежных психологов, исследовавших особенности детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого анализа можно сформулировать следующие выводы:

1. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие.

2. Среди негативных черт в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются

Увеличивается. Получив профессиональное образование и пройдя специальную подготовку, они обладают качествами, необходимыми для выполнения задач, стоящих перед сотрудниками ОВД МВД России. Как и к любому сотруднику, к женщине предъявляются следующие требования: добросовестно выполнять свой долг, демонстрировать своим поведением приверженность демократическому общественному строю, нести полную...

Привычка малыша все время цепляться за маму — это хорошо или плохо? «Отвечать взаимностью» каждый раз, когда ребенок не дает отвлечься от него ни на минуту, или «воспитывать самостоятельность»? Разобраться в этих вопросах поможет психолог.

Переоценить значимость связи ребенка с матерью достаточно трудно. На уровне интуиции мы чувствуем жизненную необходимость привязанности маленького человека к родной душе. Но на практике оказывается, что все выглядит не так однозначно. Всегда ли мы можем правильно понять поведение малыша, нередко воспринимаемое окружающими (да и самими родителями) как «избалованность», «капризность», «привычка цепляться за мать», «следовать по пятам». Чем объясняются трудности расставания ребенка с мамой? Почему, начиная с определенного возраста, младенец не желает разлучаться с ней даже на короткое время? Почему он реагирует на разлуку как на большое горе -слезами, плачем, криком - и переживает этот момент как острое состояние утраты, невыносимости остаться без мамы?

Важная связь

Именно этими, как оказалось, непростыми вопросами были заняты умы психологов, разрабатывающих теорию привязанности.

Вначале ученые полагали, что привязанность к матери развивается потому, что мать является источником пищи - одной из главных потребностей младенца. Но некоторые факты сюда не укладываются. Например, утята и цыплята питаются сами с рождения, но все равно неотступно следуют за матерью и проводят с ней огромное количество времени.

В середине ХХ века известным английским психологом Джоном Боулби был опубликован научный доклад, который вызвал огромный интерес и позже был переведен на 14 языков мира. Такое внимание к докладу объяснялось тем, что в нем были описаны результаты исследований автора по изучению травмирующего влияния разлуки с матерью на ребенка раннего возраста. Целью исследования стала разработка теории привязанности - изучение психологии связи ребенка с матерью, механизмов этой связи и значения ее для дальнейшего развития человека.

В результате длительных научных поисков ученые выявили, что привязанность как тесная межличностная связь между матерью и ребенком во многом определяет дальнейшее личностное и психическое развитие малыша. Это и отношение к себе и окружающим, возможность и способность к установлению близких духовных связей и взаимоотношений с другими людьми. А такие формы поведения ребенка, как зов, обращенный к матери, плач и цепляние, являются не чем иным, как формой проявления поведения привязанности ребенка. Привязанность является важнейшим условием психологического благополучия малыша.

Объект привязанности

Таким человеком для ребенка, как правило, является его мать. Хотя им может стать и любой другой человек, способный установить с малышом длительные эмоционально теплые отношения (отметим, что родство по крови здесь не имеет никакого значения). Считается, что формирование привязанности к матери происходит во втором полугодии жизни. Именно с этим связан факт более легкого и практически безболезненного привыкания ребенка к «новым взрослым», например, при усыновлении полугодовалого ребенка или ребенка еще более раннего возраста.

Привязанность ребенка особенно ярко можно увидеть в ситуациях, связанных с неизвестностью или воспринимаемых им как опасные. Именно в этих случаях потребность в контакте с матерью обостряется. Ребенок начинает поиск защиты и поддержки со стороны матери. Например, в бытовой ситуации, при появлении в доме гостей, ребенок старается быть на руках у мамы, не отходит, цепляется за нее, чем нередко вызывает недовольство взрослых. В привычной и безопасной обстановке малыш может удаляться от матери, играть в стороне от нее, продолжая свою деятельность по изучению окружающего мира. Иными словами, интересы познания, как правило, отвлекают ребенка от объекта привязанности, а появление опасности или страха вновь активирует его потребность в матери.

Это касается и ситуаций тревоги или дискомфорта, болезни - мать становится источником чувства защищенности и гаванью покоя для ребенка. Именно по­этому при разлуке с матерью ребенок испытывает такие страдания. Разрывается нить привязанности, и наступает состояние дезадаптации ребенка. Все другие формы поведения малыша подавляются, он теряет интерес к окружающему миру, может плохо спать, теряет аппетит и легче подвержен заболеваниям. Это нужно иметь в виду и в ситуациях, когда возникает необходимость оставить малыша с кем‑то из взрослых, к которым ребенок не привык. Или в ситуации адаптации к условиям детского сада. Детям со сформированной «безопасной привязанностью» может потребоваться длительное (до нескольких месяцев) время для того, чтобы адаптироваться к новым условиям. Благо сегодня в детских садах реализуются программы по адаптации ребенка, когда малыш может посещать садик вместе с мамой и постепенно привыкать к новым условиям. Не стоит пренебрегать этими программами даже тем мамам, которые «очень торопятся» оставить ребенка в саду и считают, что резкое погружение в новые условия быстрее даст результат.

Стадии развития привязанности

Небезынтересно будет узнать, что привязанность - сложный психологический процесс, который растянут во времени и проходит в своем формировании определенные этапы. Его начало связано с периодом младенчества. Выделяют несколько таких стадий. На первой стадии привязанность носит характер «неизбирательной адресации» сигналов любому лицу. То есть сигналы в виде улыбки, слежения глазами, лепета ребенка предназначаются не только матери, но любому человеку. На второй стадии ребенок выделяет из всех определенного человека, сосредотачивается на его лице. На третьей стадии он использует взрослого, как правило мать, как «надежную базу» для своего исследовательского поведения, базу, которая обеспечивает ему чувство защищенности. И наконец, четвертая стадия характеризуется установлением партнерства, которое характерно для ребенка третьего года жизни.

Безусловно, роль матери в формировании привязанности ребенка, то, каким образом она взаимодействует с малышом, имеет первостепенное значение. Просто быть биологической матерью либо ограничивать общение с ребенком лишь уходом за ним и удовлетворением жизненно необходимых потребностей недостаточно для формирования привязанности. Важнейшим компонентом здесь является характер общения. Малыш предпочитает тех людей, которые не просто ухаживают за ним, а привлекают его внимание, играют и разговаривают с ним, взаимодействуя с ребенком и получая от этого процесса обоюдное удовольствие. Именно это и есть проявление истинной любви к малышу, которую он чувствует и отвечает тем же. В этом скрывается и суть различий в характере привязанности ребенка к матери.

Так, большинство родителей, имеющих опыт воспитания ребенка, могли не раз наблюдать ситуацию, когда малыш, казалось бы, спокойно играет, перемещается по дому, ползает или ходит, не замечая мать, но, стоит ей удалиться из его поля зрения, он начинает искать ее, а не найдя, хныкать, плакать, звать, пускается на по­иски. Но такое поведение, показывающее привязанность ребенка, характерно далеко не для всех детей.

Влияние поведения матери на развитие ребенка

В результате исследований психолога Мэри Эйнсворт было выявлено, что реакция ребенка на разлуку во многом зависит от поведения матери в отношении его.

Было определено, что матери детей с безопасным уровнем привязанности наиболее внимательны и чутки к своим малышам, понимают их и проявляют «тонкую чувствительность» к детям. Такая привязанность положительно влияет на процесс развития ребенка, дети с такой привязанностью успешнее социализируются в будущем. С поведением матери на первом году жизни ребенка связана и высокая школьная успеваемость, познавательная активность и интеллектуальное развитие в младшем школьном и подростковом возрасте.

Во второй группе матери невнимательны к потребностям ребенка и склонны к эмоциональной холодности либо излишне требовательны к малышам. Они чаще не проявляют желания быть рядом с ребенком. Поэтому избегание, которое демонстрировали дети в исследовании, означает наиболее приемлемое поведение, которое малыши выработали за время, когда на них не обращали внимания. В школьный период такие дети расходуют свои силы на восполнение недостающей привязанности и дефицита теплых отношений с матерью, стараясь установить более тесные связи с учителем.

Есть категория матерей, чье поведение непоследовательно. Для них свойственна противоречивость, нечуткость по отношению к ребенку. Поскольку такие матери чаще всего не реагировали на призывные сигналы малышей (зов, плач), у детей не сформировалась база безопасности для исследования окружающего. Это явилось, в том числе, причиной сокращения исследовательской активности детей. «Отвергаемые» дети игнорируют контакты с учителем, могут прогуливать школу, чаще неуверенны в себе, обладают низким уровнем познавательных интересов.

Дети, лишенные родительской любви, сироты, помещенные в детские дома или интернаты, страдают от того, что воспитатели и другие сотрудники учреждения находятся с ними строго в определенное время, их опыт формируется, прежде всего, на формальном дисциплинировании детей. А это и таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Отсутствие прочной привязанности, психологической без­опасности воспитанников детских домов искажает развитие у них интеллектуальной и потребностной сфер, особенностей поведения. Как следствие, у детей появляется чувство неуверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.

Таким образом, привязанность ребенка к матери является необходимой опорой для дальнейшей социализации ребенка и его личностного и психического роста. Сформированная «безопасная привязанность» является важнейшей базой, которую ребенок должен получить в раннем детстве. Обладая ею, он будет чувствовать уверенность в себе и сможет устанавливать так называемые вторичные привязанности (умение дружить, строить гармоничные взаимоотношения с окружающими). Поэтому, когда ваш ребенок «виснет» на вас, не раздражайтесь, а порадуйте себя тем, что вы сформировали у него так необходимую ему привязанность.

Ребенок появляется на этот свет абсолютно беззащитным и беспомощным. Довольно длительное время мама для него является не только «руками» и «глазами», но и зеркалом, отображающим незнакомый ему мир. В первые месяцы своей жизни малыш не отделяет себя от матери, он очень чутко реагирует на ее психологический настрой. Мама раздражена, неуверенна, агрессивна. Ребенок – тревожен, плаксив, неуравновешен. Мама – спокойна, весела, позитивна и малыш чувствует себя прекрасно. Именно мама является главным автором жизненного сценария собственного ребенка. Она передает ему свой опыт, свое отношение к миру, учит правильному взаимодействию с окружающими людьми, формирует уклад его дальнейшей жизни.

  • Теме влияния психологического симбиоза ребенка и матери посвящены научные труды австрийского психолога Зигмунда Фрейда.
  • Об эмоциональном материнском наследии много писал английский психиатр Джон Боулби. Он утверждал, что благополучие ребенка напрямую зависит от его здоровой привязанности к матери, от их психологической совместимости.
  • Американский семейный психотерапевт Стефан Поултер в своих работах отмечал, что «фактор матери» может являться не только позитивной силой, но и разрушающей.

Основываясь на результатах целого ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что поведение матери (ее жизненный сценарий) оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. В этой статье мы поговорим о 5 деструктивных стилях материнства и попытаемся понять, как эмоциональное наследие матери влияет на дальнейшую жизнь ребенка. Данная поведенческая классификация была разработана на основе практического опыта американских ученых Г. Клауди и Д.Таунсенда.

Мать-призрак - отсутствие контакта с ребенком

Характеристика матери-призрака - основные признаки типа

Психологический тип матерей, не способных к установлению эмоциональной связи со своими детьми. К этой категории относятся как физически отсутствующие, так и «эмоционально закрытые» матери. Эти женщины не проявляют жестокости по отношению к своим детям, но и не обращают внимания на их потребности. Они полностью исключают любую возможность близкого контакта.

Признаки матери-фарфоровой куклы - характеристика типа

Этот тип женщин не умеет справляться даже с незначительной проблемой. При малейшей неприятности они легко «бьются», не сдерживают эмоций – рыдают, кричат, впадают в истерику. Контролировать свои эмоции им не под силу. Такие матери любят своих детей, но любое сильное проявление чувств со стороны ребенка выводит их из себя. Например, ребенок испугался – у «фарфоровой» мамочки сразу же проступают собственные страхи. Ребенок заплакал – «неконтролируемое Я» мамочки выступает на первый план, и она впадает в истерику. Любые сильные детские эмоции способны «разбить» фарфоровое «Я» куколки. Матери-куколки не готовы к материнству, они не приспособлены к жизни во взрослом мире. Негативные эмоциональные проявления ребенка (гнев, страх, ) вызывают у таких женщин растерянность и панику. Поэтому они всеми возможными способами пытаются сдерживать и контролировать детские эмоции. Они могут наказывать своих детей за излишнюю эмоциональность.

  • Последствия такого воспитания приводят к тому, что выросшие дети, нуждаясь в духовной близости, отвергают ее. Они осуждают проявления любых эмоций.
  • Человек, воспитанный «фарфоровой» куколкой часто уходит в себя, критикует и избегает эмоциональных (с его точки зрения) людей, боится попасть в любую зависимость и не доверяет чувствам.
  • Такие люди, чаще всего, пытаются укрыться в сфере чистого интеллекта. Они не рискуют «открываться» перед кем-либо, они не умеют принимать любовь.
  • У фарфоровых мам вырастают .

Какие дети вырастут у властной матери?

Как ведет себя властная мать - характеристика типа

Властная мать не поощряет никаких самостоятельных действий. Все решения за ребенка принимает она сама.

  • Подавляя собственным авторитетом любые стремления ребенка к независимости, властные матери воспитывают безответственных детей. Детей, которые вынуждены беспрекословно подчиняться любым требованиям матери.
  • Как показывает практика, властные мамы хотят, чтобы их ребенок был «лучше всех». Для достижения этой цели они записывают ребенка во всевозможные кружки, секции, нанимают репетиторов, водят свое чадо в музыкальную школу, изостудию и т.д. При этом желания и склонности ребенка не учитываются.
  • Дети, стараясь угодить маме, старательно выполняют все ее требования.
  • Вырастая, такие дети не умеют говорить «нет», они постоянно загоняют себя в жесткие «рамки».
  • Дети либо остаются на всю жизнь «безынициативными детьми», либо начинают бастовать. Формы забастовки могут носить самый разный характер. Например, ребенок становится безразличным ко всему, или наоборот слишком агрессивным.
  • У таких детей нередко наблюдаются садистские наклонности, они могут причинять себе боль и получать от этого удовольствие.
  • Властные мамы редко счастливы в браке, то же самое ждет и их детей.
  • Доминирующее поведение матери загоняет ребенка в тупик, ограничивает его свободу.
  • Вырастая, такие дети отличаются неорганизованностью и безответственностью. У них не складывается карьера, они чаще всего несчастливы в браке.

Охотница за скальпами - почему у детей развивается перфекционизм и неуверенность в себе?

Описание основных признаков типа

Этот тип матерей воспитывает в своих детях стремление к несуществующему совершенству. Их ребенок должен быть идеальным во всем, ему несвойственны негативные эмоции. Результат любой его деятельности должен быть идеальным. Права на ошибку у него нет.

  • Дети таких матерей страдают перфекционизмом.
  • Они стараются утаивать свои промахи, сильно страдают, не достигнув идеала.
  • Таким детям свойственно испытывать постоянную тревогу и чувство вины за свое несовершенство.
  • Они боятся разочаровать окружающих и изо всех сил стараются им угодить.
  • Постоянное ожидание похвалы, страх оказаться «не самым лучшим» нередко приводят к нервным срывам и депрессиям.
  • К сожалению, психологические проблемы у подросших детей «охотниц за скальпами» нередко приводят к алкогольной и наркотической зависимости.
  • Идеалистические представления о себе и об окружающем мире не приносят ребенку счастья.

Мать-наседка: к чему приводит сверхзабота?

Как ведет себя мать-наседка

Излишне заботливая мать может нанести довольно серьезный урон психике своего ребенка. Полное самоотречение, желание принести себя в жертву любимому чаду, укрыть его от солнца, дождя, ветра, заменить собой его друзей и любимых – вот основные установки матери-наседки. Она бесконечно обследует своего ребенка, меняя врачей и клиники. Она постоянно тревожится и нервничает по надуманным поводам. Если бы у такой мамы была возможность удерживать своего ребенка всю жизнь возле себя, она бы ей непременно воспользовалась. Мама-наседка всегда и во всем сомневается, постоянно раскаивается в своих поступках, очень часто меняет свои решения. В результате такого поведения она рискует не только потерять уважение своего чада, но и «издергать» его.

  • Выросшие рядом с такими матерями дети, не способны самостоятельно принимать решения, они инфантильны и психологически зависимы.
  • Благодаря «сверхзаботливой» маме, они теряют свою индивидуальность, их «Я» рассыпается.
  • Даже в зрелом возрасте такие дети остро нуждается в постоянной опеке и в самом скрупулезном уходе.
  • Мамы-наседки готовы прожить жизнь за своих детей. Но готовы ли к этому их выросшие дети?

Как избавиться от стереотипов заложенных в детстве - советы психологов

Что же делать тем кто, будучи в зрелом возрасте, обнаружил в себе негативное влияние матери и не хочет передавать этот «груз» своему ребенку?

Сразу хотим вас поздравить, ведь если вы задумались над этим вопросом, значит, первый шаг в нужном направлении уже сделан. Вам свойственна самокритичность, вы умеете анализировать – и это здорово. Думающий человек глубже воспринимает информацию. Что же советуют психологи?

Бесспорно, многие психологические проблемы и комплексы идут из детства. Как жить с ними и не повторять родительских ошибок?

Психологи утверждают, что виновниками 80% психологических травм в детстве являются родители. Как провести работу над ошибками и избавиться от негативных программ?

Чтобы избавиться от стереотипов, заложенных в детстве необходимо :

  • Мысленно вспомнить историю ваших отношений с матерью и, проанализировав их, выделить основные причины проблем. Затем, попытаться понять, насколько вы следуете установкам вашей мамы. Какую роль жизненный сценарий матери играет в ваших взаимоотношениях с ребенком?
  • На втором этапе работы над ошибками займитесь «стиранием» программы, оказывающей негативное влияние на вас.

Упражнения, которые реально помогают избавиться от стереотипов

Упражнение №1

Смысл данного упражнения заключается в «перепроживании» поступков матери. Закрыв глаза, необходимо представить свою мать в тех ситуациях, когда она (по вашему мнению) вела себя неправильно. Затем нужно проанализировать, как в похожих ситуациях вели себя вы? Если ваше поведение было аналогичным, простите себя и постарайтесь «стереть» чужую программу. Поймите, навязанный стиль поведения не принесет счастье ни вам, ни вашему ребенку. Перепроживая те или иные ситуации, ведите себя так, как требует ваша душа.

Упражнение №2

Попытайтесь абстрагироваться от «материнской» программы. Убедите себя в том, что данная программа больше не работает. Этот метод менее травматичный в психологическом плане. Постарайтесь запустить свою собственную программу, которая будет работать во благо вашего ребенка.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

Если самостоятельно не удается избавиться от негативного влияния родительской программы и смоделировать новую модель поведения с ребенком, нужно обратиться за помощью к опытному психологу. В данном случае главное не прятать голову в песок и не убегать от проблемы. Ведь вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он был счастлив. Мы уверены – у вас обязательно все получится!

На женщину природой возложена великая миссия продолжения человеческого рода, и от готовности женщины выполнить эту миссию, от осознания ею значимости статуса матери зависит не только физическое и духовное здоровье ребенка, но и в целом физическое и духовное здоровье нации. Материнство, как процесс, который сочетает периоды беременности, рождения и воспитания ребенка у разных народов считалось священным долгом, а иногда и главным из назначений женщины. Исследование этой проблемы с научных позиций осуществлялось, прежде всего, медицинскими работниками, тогда как психологический и психолого-педагогический аспекты подготовки будущей матери разработаны недостаточно.

В. А. Сухомлинский отмечал необходимость обучение молодых людей материнской, родительской, мужской и женской роли, считая, что "в школе трудно научиться какой-то профессии, потому что их много, десятки сотен, но все мальчики и девочки станут женами и мужьями, родителями и матерями и учить их этого необходимо" Хамитов Н.В. Философия и психология пола. - М.: Академия, 2009. - С. 9.. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единственного определения понятия "материнства" нет. В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми" Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во "Азъ", 2010. - С. 326.. В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, которая направлена на продолжение человеческого рода и включает биологические (вынашивание, рождение и выкармливание ребенка) и социальные (воспитание ребенка) аспекты Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - С. 453.. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личной сферы женщины Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 10.. Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Е. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины Ворошнина О. Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. М.: Педагогика, 2008. - С. 33..

Институт материнства рассматривается как исторически предопределенный, как такой, что изменяет свое содержание от эпохи к эпохе.

Культурно-историческому аспекту исследования материнства посвятили труды И.С.Кон, М. Мид, Э. Эриксон, М. С. Радионовая, Г. Каплан и другие. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечения адекватных условий для развития ребенка, анализируются разнообразные факторы: особенности личности, история жизни, адаптация к браку, особенности адаптивности как свойства личности, удовлетворенность эмоциональными отношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, общественные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье. Как отмечают О. В. Баженова, Л. Л. Баз и О. А. Копыл на основании комплексного психологического, психиатрического и медицинско-социального обследования хода беременности формулируется "матрица материнства", прогностическая для послеродового развития материнского поведения. Согласно этому успешная адаптация женщины к беременности, то есть к будущему материнству, соотносится с успешной адаптацией женщины к имеющемуся материнству (удовлетворения своей материнской ролью, компетентность и отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное развитие ребенка).

Интерес научных работников к материнству возник на достаточно поздних этапах развития общества и, собственно, науки. И на данный момент приобретает все более выраженный полидисциплинарный характер, становясь важным предметом исследования не только в отраслях, которые традиционно имеют к нему непосредственное отношение (медицина, физиология, биология поведения), но и в гуманитарных науках, таких как психология, история, культурология, социология и так далее. Психология, которая сочетает в себе тенденции естественно-научных и гуманитарных подходов и способна принять превентивные меры относительно девиации, оказывается в эпицентре проблем материнства.

Многие исследователи неоднократно отмечали важность исследований материнства. Так, М. Ю. Чибисова в своем диссертационном исследовании приводит слова Б. Берне: "Если мы хотим понять развитие ребенка, и убеждены, что ранние годы важны в его жизни, тогда важно исследовать наши собственные представления о матерях. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство является, бесспорно, важной отраслью исследований" Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис.... канд. психол. наук. -М.: Педагогика, 2003. - С. 10. Материнство - это одна из фундаментальных ценностей человечества. Все современные психологические исследования в области материнства подчеркивают важность материнского поведения для развития ребенка, раскрывают его сложную структуру и пути развития, представляют множественность культурных и индивидуальных вариантов Там же. - С. 26.. И это позволяет рассматривать материнство как самостоятельную реальность, которая требует разработки целостного научного подхода Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 3.. В основополагающей работе по психологии материнства Г. Г. Филипповой, был выделен ряд подходов относительно разных аспектов исследования этого феномена: биологический, исторический, культурологический, психологический и др. Их авторы единодушно делают вывод об отсутствии адекватного подхода и теоретической концепции для изучения этого феномена, и необходимость продолжения исследования материнства как целостного явления Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 4.. "Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, невзирая на современные достижения в отрасли медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышения научного и технического уровня принятия родов и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются", - подчеркивает автор комплексных исследований и теоретических разработок по психологии материнства Г. Г. Филиппова Там же. - С. 4.. По мнению ученой, анализ исследований в этой отрасли свидетельствует, что полученные результаты отображают общие особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования (несмотря на анализ онтогенетических факторов развития материнской сферы, отсутствует анализ стадий индивидуального развития).

Традиционно в психологии личности и в детской психологии анализ взаимодействия матери с ребенком начинался с момента рождения ребенка. Общепринятой является точка зрения на материнство как ни на самостоятельный феномен, а существующий лишь в аспекте его отнесения к ребенку. Этот факт ограничивает его исследование системой "мать-ребенок". Однако субъекты, которые составляют эту систему, существуют как самостоятельные Там же.. - С. 29-30.. Собственные исследования Г. Г. Филипповой свидетельствуют о существовании ряда факторов, которые готовят сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до рождения ребенка. Мать остается субъектом своих собственных потребностей и личностных переживаний, кроме того потребности ребенка и обеспечения необходимых условий для его развития не могут быть стопроцентно ею осознаны. Такой подход делает актуальным исследование того, каким образом выполнение материнских функций представлено в субъективной сфере матери, какие элементы этого отображения являются осознанными, и какой является их взаимосвязь с бессознательным для обеспечения и развития материнского поведения Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 32.. Система взаимодействия матери и ребенка является системой взаимодействия двух самостоятельных субъектов, которые находятся на онтогенетически разных уровнях развития психики и разных формах регуляции деятельности.

Материнство рассматривается как социальное и личностное образование. Забота родителей о своем потомстве в разных формах встречается на всех стадиях развития живых организмов. Но у человека оно приобретает особое значение. Будучи субъектом вида Homo sapiens, мать обеспечивает развитие ребенка как человеческого существа с характерными особенностями структуры деятельности, построением "рабочей модели мира" и др. Именно в процессе взаимодействия с матерью (и частично с другими близкими взрослыми, допущенными к младенцу) ребенок включается в процесс усвоения видотиповых средств отображения реальности, в результате чего происходят видотиповые изменения в структуре головного мозга.Там же. - С. 124.. Таким образом, материнство обеспечивает формирование конкретных элементов содержания в образовании картины мира ребенка и передачу этих образований через модель материнства.

Важнейшие реакции женщины-матери обусловлены рядом сложных гормональных процессов, которые создают условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком. Однако конкретная интерпретация своих состояний во время беременности и в период актуального материнства зависит от личности матери, смысла беременности для нее, социальной и семейной ситуации. Гормоны могут помочь любить или ненавидеть, но что с этими чувствами делать определяет ситуация и прошлый опыт. Возникновение и реализация материнского поведения зависит лишь от внешних стимулов. Возможность быть матерью заложена лишь в женской природе, но общественные нормы и ценности осуществляют колоссальное влияние на отношение женщины к материнству, и каждой социальной установке отвечает определенный образ ребенка. Это подтверждается тем, что на высших стадиях развития возникновения схем поведения происходит прижизненно, на материале полученного опыта. Чем более сложное поведение, которое обеспечивается этими схемами, тем более длинным и вариантным будет путь их образования Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 116..

Интерпретируя работы М. Мид, Г. Г. Филиппова писала, что материнское беспокойство и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия, вынашивания, родов и кормления материнским молоком, что лишь сложные социальные установки могут полностью сломать их. Женщины по своей природе является матерями, разве что их будут учить отрицанию своих детородных качеств. Если беременность карается социальным неодобрением, наносит обиды супружеским чувствам, если в социуме больше всего ценят социальный ранг, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей или убивать их собственными руками (по результатам исследований, в зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество законодательно меньшее карало, то и доминировала в обществе). Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, роды подавлены наркозом, который мешает женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным вскармливанием, то в результате проявляется значительное нарушение материнских чувств Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства / Г.Г. Филиппова // Семья и школа. - 2001. - №1-2. - С. 7..

Иерархия целей и самих потребностей регламентируется нормами культуры через ценности, которые включаются в разные культурные модели и влияют на структуру ценностно-смысловых ориентаций человека. В качестве самых сложных среди таких моделей выступают те, что связаны с человеческими отношениями, которые, в свою очередь, обеспечивают достижение определенных целей общества (система воспитания, обучения, обряды и так далее) Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 111.. Материнская сфера является вариантом более общей родительской, которая, в свою очередь, входит в состав репродуктивной (вместе с половой). В качестве базиса разных поведенческих моделей выступает система потребностей. В материнской сфере она отмечается особенной сложностью, ведь в ходе ее реализации обеспечивается не только продолжение рода, но и удовлетворение потребностей личностного уровня (продолжить себя, реализовать ожидание и планы, отвечать культурной или индивидуальной модели личности и др.). Именно личностные потребности возможно удовлетворить лишь в том случае, если человек осознает связь половой и родительской сфер, и их роли в становлении будущего.

Материнская сфера является динамическим образованием, которое формируется в течение всей жизни. Отдельным этапом в ее развитии Е. И. Исенина выделяет этап от рождения матери к ее беременности, на котором происходит развитие системы потенциальных условий для формирования уже после родов базовых качеств матери. Эта система условий закладывается в социальной ситуации развития материнства, прежде всего - во взаимодействии с собственной матерью Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогнеза базовых качеств матери / Е.И. Исенина // Перинатальная психология и психология родительства. - М., 2009. - № 4-5. - С. 63..

Следовательно, на момент рождения собственного ребенка, у матери существует определенный базисный уровень развития всех блоков материнской сферы. Актуальное материнство (взаимодействие с конкретным ребенком) модифицирует ее содержание в зависимости от условий Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 145..

В своих работах Г. Г. Филиппова, используя эволюционно-сравнительный подход, определила этапы развития материнства Там же. - С. 146-199..

Первый этап - взаимодействие с собственной матерью. Начинается с внутриутробного периода развития и продолжается всю жизнь. Наиболее значимым на этом этапе является младенческий и ранний возраст, когда формируются базисные основы личности и отношения к миру. За этот период ребенок усваивает эмоциональное содержание взаимодействия с матерью (впервые этот феномен отмечают во время родов).

Второй этап - развитие материнской сферы в игровой деятельности. Переживание всех компонентов материнского поведения и принятия на себя роли матери во время сюжетно-ролевой игры.

Третий этап (период нянченья) начинается с 4,5 лет и продолжается до 6-10 лет. Необременительное непосильной ответственностью взаимодействие с младенцем является источником радости и богатых впечатлений через неограниченную воспитанием искреннюю эмоциональную инициативу и возможность апробировать усвоенные во время игры поведенческие навыки с реальным ребенком. Ребенок переживает собственные чувства от взаимодействия и реакцию взрослых (страх, волнение или одобрение и радость). При современных стандартах жизни этот период, который фактически выдается для формирования ряда феноменов, сильно видоизменился буквально за сотню лет, не предложив альтернативу развития материнской сферы. В современных семьях нуклеарного типа детям дошкольного возраста, у которых наблюдается наиболее яркий интерес к младенцам без выраженного страха перед их беспомощностью, как правило, не позволяется непосредственный контакт. Их чаще привлекают к "технической" помощи родителям, и они становятся посторонними наблюдателями взаимодействия матери с младенцем, в результате чего их яркие эмоции воспринимаются как недосягаемое для себя удовольствие и вызывают тоску, скуку и раздражение. Техническая сторона присмотра, таким образом, теряет ранг счастливого беспокойства. Происходит уменьшение эмоционального общения с взрослыми, погруженными в удовольствие от младенца. На этой почве возникают ревность, деформация ценности ребенка и беспокойства о нем Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 153..

Четвертый этап - дифференциация мотивационных принципов материнской и половой сфер. Проходит от завершения предыдущего и до беременности женщины. За это время происходит окончательное закрепление ценности ребенка и материнства, усваиваются культурные представления о нормируемой этой сферы (понятие законнорождения, первенцы в семье, рождение от любимого или не любимого партнера и так далее). Исчезновение запрета на внебрачные половые связи, снижение возраста вступления в половые отношения, наряду с увеличением возраста зависимости от родителей, множественность моделей поведения в современном обществе и много других причин делают развитие ценностей материнства в период полового созревания чрезвычайно сложным. Если в предыдущем периоде ощущения от контакта с младенцем не были конкретизированы, то во время полового созревания такого типа ощущения переводятся в ранг половых, не связанных с материнской сферой. И во время дальнейшего их возникновения во взаимодействии с ребенком могут переживаться как шокирующие, несовместимые и неприятные Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 162.. У детей подросткового возраста интересы смещаются в сторону интимно-личностного общения с однолетками и познавательной деятельности, а позже - в сторону полового развития. Однако в современных семьях именно этих детей считают уже способными к самостоятельности и ответственности в уходе за младшими. Без предыдущего закрепления эмоционального отношения к младенцу, и в случаях неадекватного их возрастным интересам перераспределения забот, у подростков формируется отношение к ребенку как к грузу и препятствию их интересам. Необходимость успокоить младенца при недостаточной компетентности и без поддержки взрослых приводит к образованию синтонирующего (синхронного повторения эмоций) стиля переживания его негативных состояний, перегрузка технической помощью вредит переживанию позитивных эмоций младенца, приводит к игнорированию или осуждению его негативных состояний и так далее Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 159.. Если к окончанию этапа нянченья опыта взаимодействия с младенцами не было, то часто возникает страх перед ними, потому что подростки, оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный для взаимодействия с маленькими детьми. Это первое впечатление (впечатление от вопиющего, грязного детеныша с неприятным запахом) закрепляется в случае дальнейшего участия в уходе за ребенком и запоминается на всю жизнь, особенно если контакт был кратковременным. А позже медленно исчезает только на опыте взаимодействия с собственным ребенком, накладывая свой отпечаток на отношения с ним Трунов М. Экология младенчества. Первый год / М. Трунов, Л. Китаев. - М.: Центр Экология семьи фирмы Социнновация, 2010. - С. 211.. Полное выпадение опыта нянченья к половому созреванию может привести к восприятию ситуации взаимодействия взрослых с младенцами как неестественной и неприятной. Чувство взрослых, особенности их речевого общения с младенцем воспринимаются как неуместные, дразнящие. Поведение и вид младенца не вызывают никаких позитивных эмоций, нет стремления к контакту, прикосновению. Данный этап развития материнской сферы является наименее исследованным.

Пятый этап - взаимодействие с собственным ребенком. Этот этап является чрезвычайно насыщенным, и в нем выделяют самостоятельные периоды (беременность, роды, период грудного кормления). За это время весь наработанный базис опыта конкретизируется в реальной деятельности под воздействием ряда конкретных условий, создавая неповторимую ситуацию взаимодействия матери и ребенка.

Шестой этап - отношения с ребенком после окончания периода новорождения. Отношение матери к ребенку стабилизируется и предопределяет уровень эмоционального благополучия, особенности развития познавательной мотивации, стиль переживания стрессовых ситуаций.

Процесс становления материнства является чрезвычайно хрупким образованием, которое начинает развиваться задолго до даже самих мыслей о рождении ребенка. Результатом многолетнего пути к материнству может стать уникальная возможность естественного личностного роста через появление комплекса психологических новообразований и их осмысления. Исследования ряда авторов (А.О. Копил, О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Г. Г. Филиппова, Т.А. Гурьянова и др.) приходят именно к таким выводам. При условии нормального развития материнской сферы к появлению ребенка период беременности наполняется разнообразными и неповторимыми переживаниями, связанными с изменениями "Я-физического", восприятие сожительства с другим живым существом. Такое состояние дает возможность раскрыться глубинным особенностям женщины, которая вливает на ее дальнейшее взаимодействие с ребенком (как в плане поведения, так и в плане воображения, то есть построению образов, связанных с ситуацией). В статье "Выделения факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка" А. О. Копыла, О. В. Баженовой и Л. Л. База отмечено: "По сложности, количеству противоречий, яркости внутренних изменений личности период беременности и подготовки к рождению первого ребенка напоминает подростковый, когда работа над созданием себя становится настоящим творчеством" Копыл О.А. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз // Синапс. - 2003. - №4. - С. 41.. Г. Г. Филиппова также считает период беременности критическим, в ходе которой перестраивается сознание женщины и его взаимодействие с миром. Он становится испытанием полоролевой идентичности, отношений матери и дочки, которая готовится стать матерью, возможности устанавливать адекватный контакт с отцом ребенка. В результате успешного завершения этих перестроек, женщина достигает внутренней интегрированности и успешно вживается в новый социальный статус, который становится огромным шагом на пути к настоящей зрелости и самоуважению Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 22.. В случаях, когда материнская сфера деформирована, период беременности может стать патологическим решением перегруженных чувством вины ранних отношений с матерью.

Кроме потери традиций воспитания, само общество испытало коренные изменения во взглядах на распределение ролей и функций между представителями разных статей. Э. Фромм считал, что такое достижение как равенство женщин не должно вводить в заблуждение. Ученый считал его частью общего устремления к разрушению отличий: "Равенство покупается дорогой ценой: женщина становится равной потому, что она больше не отличатся от мужчины" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 6.. Исследования, проведенные группой ученых, А. О. Копыл, О. В. Баженовой и Л. Л. Баз, и исследования самосознания молодой женщины М. Ю. Чибисовой засвидетельствовали губительное влияние этой тенденции и формирование материнской сферы. Исследуя систему перестройки иерархии мотивов в течение беременности, они отмечали, что у тех женщин, у которых мотив профессиональной самореализации конкурировал с мотивом материнства в течение всей беременности создавалась ситуация чрезвычайно сильного напряжения, которое препятствовало естественной перестройке иерархии мотивов. У женщин с ориентацией на профессиональную деятельность сохранилось ценностное отношение к социальной деятельности, в то время как переживания материнской ментальности отчуждались Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис.... канд. психол. наук. - М.: Педагогика, 2003. - С. 8.. Женщины страдали от неконструктивного чувства вины за то, что не могут заниматься профессиональной или общественной деятельностью. Рождение ребенка было для них событием, за которым стояла полная неопределенность и потеря своей ценности. Неразвитое, подавлено женское начало и доминирование ценностей мужчины, а не женщины делали для них беременность источником тревоги и внутреннего дискомфорта Копыл О.А. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз // Синапс. - 2003. - №4. - С. 40..

В "Искусстве любить", разрабатывая теорию любви, Э. Фромм пишет, что любая "теория любви должна начинаться из теории человека, человеческого существования" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С.22.. И для Э. Фромма именно любовь является полным решением проблемы человеческого существования. Любовь как решение этой проблемы - это постоянная связь благодаря любви индивидуальности с Единственной Жизнью. Нехватка такой любви предопределяет ощущение одинокости, отчужденности, тревоги, покинутости и закинутости в чужой для человека мир. Это ярко описано в экзистенциализме, марксизме (проблема отчуждения). Поэтому стоит согласиться из Э. Фроммом, что потребность в любви - это "экзистенционная потребность соединения" Там же. - С. 24., "стремление к единству., что сильнее всех других стремлений", "сила, которая крепит в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род". И "без любви человечество не могло бы просуществовать ни одного дня" Там же.- С. 25.. Поэтому потребность в любви является свойством людей как проявление важных для них любовных отношений. И эта потребность в любви свойственна для каждого человека, творя его родовую природу. Но она не автоматизирует поведение людей. Как одна из наивысших социокультурных потребностей, она реализуется только при условии, если ее осознают люди, прошла через идеально-регулятивный механизм поведения личности, то есть через ее сознание. Потребность в любви, найдя свой предмет, то есть саму любовь в себе, превращается в мотив - непосредственный стимул деятельности.

Э. Фромм указывал на расхождении материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, потому что ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь или есть, или ее нет. Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидание. Отцовская любовь управляется - ее можно заслужить, но ее можно и потерять.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, есть эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителей, это их готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а в дальнейшем и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей относительно своих детей определяется их чувствительностью к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой - от назойливости к полному безразличию.

Новорожденный воспринимает мать как источник тепла и еды, он находится в эйфоричном состоянии удовольствия и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания "гарантированной" любви матери "меня любят, потому что это я". Если материнская любовь есть, то она "равняется блаженству, если же ее нет, это все равно вроде бы все прекрасное ушло из жизни - и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 30.. Проходит время и к ребенку приходит ощущение способности нарушать любовь своей собственной активностью.

В родительской любви каждого взрослого человека материнское и отцовское начало. Зрелый человек сочетает в своей любви материнское и отцовское чувство, невзирая на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он владел только отцовским чувством, то был бы злым и нечеловеческим. Если бы имел лишь материнское, то был бы склонен к потере здравого смысла, препятствуя себе и другим в развитии. И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

С точки зрения Фромма, основатель психоанализа З. Фрейд неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла "Царь Эдип", в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие ее части как "Эдип в Колонне" и "Антигона". В понимании Фромма миф об Эдипе можно рассматривать не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как "реакция ребенка на давление родительского авторитета, которое есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 31..

Таким образом любовь - это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно. Однако же существуют отличия между разными типами любви, зависимыми от видов объекта любви.

Материнская любовь имеет два аспекта: один - это беспокойство, ответственность, знание и почет абсолютно необходимы для сохранения здоровья ребенка и ее биологического роста.

Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизнь. Это установка, которая вселяет ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле. Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это отвечает простому беспокойству и утверждению существования. Но Бог вышел за пределы этого минимального требования. Каждый день после творения природы - и человека - Бог говорит: "Это хорошо". Материнская любовь на этой второй, высшей степени вынуждает ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет, она вселяет ребенку любовь к жизни, а не только желанию существовать.

При этом женщина должна быть не только хорошей матерью, но и счастливой человеком.

Материнская любовь не ограничивается одним человеком. Любовь к ребенку не останавливается на одном ребенке, она распространяется на всех детей, более того она распространяется и на всех чужих детей, которые нуждаются в помощи.

Существует много способов реализации человека как творца. Наиболее легким и естественным Э. Фромм считал материнское беспокойство и любовь: "Она выходит за пределы себя в ребенке, ее любовь к ребенку предоставляет значение и смысл ее собственной жизни" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 21.. Исследуя сущность любви человеческого существа в разных его проявлениях, Э. Фромм отмечал, что для большинства людей вся проблема любви заключается в том, чтобы любили их, чтобы они пробуждали чувство к себе, а не в том, способны ли они любить. Для этого все свои усилия мужчины направляют на достижение максимальной силы и зажиточности, а женщины - на то, чтобы сделать себя привлекательным, следя за своим телом и одеждой Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. - С. 36.. Ситуация же рождения ребенка делает невозможным для женщины такой образ жизни, ведь филогенетически выработанные нормы предопределяют накопление жировых тканей в ее теле, которое от этого теряет упругость, элегантность, а приобретает мягкость, то есть перестает удовлетворять нормам привлекательности. Все эти и много других механизмов делают женщину похожей на ребенка для того, чтобы она не вызывала агрессию у других членов сообщества на время эмоциональной нестабильности и в ситуации защиты ребенка. Однако установка, что не существует вещи более простой, чем любить, продолжает оставаться преобладающей идеей относительно любви и близких отношений. Неоднократно подчеркивая важность личностной зрелости для всех форм любви, Э. Фромм акцентировал внимание на том, что материнская любовь, которая "ничего не желает для себя" является самой сложной из форм любви, но наиболее обманной из-за привычного факта рождения детей женщинами. Женщина, не будучи высоко развитой личностью, способной любить и чужих детей, и мужчин, и всех людей вообще, по словам ученого, может быть нежной матерью пока ребенок маленький, но не сможет пережить эмансипацию уже взрослого ребенка без потери своей любви Там же. - С. 21.. Учась отдавать себя ребенку, женщина имеет уникальную возможность по-новому пережить смысл настоящего акта, как проявлению своей силы, как осуществление своего внутреннего богатства, переживания своей жизнеспособности, которая наполняет радостью. Именно поэтому, будучи всем миром для ребенка, мать усиливает, а не теряет свою жизнь вместе с его появлением Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 17..

Абсолютно необходимые, стабилизирующие ценности верности, постоянства оцениваются в новых условиях как "утратившие смысл", т.е. при наличии любви они неизбежны, а в отсутствии превращаются в мещанские оковы.

Так как изучение феномена материнства происходит параллельно в разных областях научных знаний, и единственного теоретического подхода на данный момент не разработано, каждое отдельное исследование открывает разные грани этого сложного явления.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ материнства является чрезвычайно глубоким психологическим явлением, которое начинает формироваться еще до рождения ребенка, и продолжает свое становление в течение всей жизни. Он включает сборные образы матери и ребенка. Они формируются через переживание отношений с собственной матерью; контакты с детьми, особенно младенцами; наблюдение и переживание произведенных в обществе ценностей материнства и детства; собственный опыт переживания беременности и родительства. Под действием личностного и социокультурного опыта (который включает ряд дополнительных факторов: социальный и экономический статус матери, отношения окружающих к беременности, статус матери в культурном сообществе и много других), отдельные переживания, которые включаются в исследуемый образ, получают определенную эмоциональную нагрузку, приобретают ценностный ранг, становятся олицетворением определенного собственного смысла. Таким образом, у человека производится отношение, система установок и ожиданий к материнству. Качество и интенсивность образования всех этих психологических явлений определяет наполнение образа материнства, развитость смысловой сферы относительно этого явления. Развитие образа материнства определяет психологическую готовность к материнству, и перспективе развития отдельных его составляющих (компетентность, эмоциональное сопровождение и др.), идентификацию "Я-сама" из "Я-мать", принятие материнской роли, развития потребностно-мотивационной сферы женщины. Наполнение этого образа определяет привлекательность, желательность, ценность факта родительства. Если удельный вес таких переживаний носит неприятный, болезненный для человека характер, то блокируется формирование потребностно-мотивационной сферы материнства.

Но, даже при самых благоприятных условиях, при формировании этого образа невозможное включение абсолютно всех особенностей реальной ситуации будущего (социальные, экономические, физиологичные аспекты родительства).

Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.

Дело в том, что ребенок полностью считывает с мамы ее эмоциональный фон. Вот как собаки чувствуют, когда их боятся, так и дети чувствуют маму. Хоть немного вы встревожились, а ребенок уже это почуял, и давай себе переживать, но даже еще больше чем вы, потому что он не знает о причинах вашей тревоги ничего, у него просто тревожный фон от вас. А потом еще и молоко поел с вашими гормонами стресса, и снова нервничает.

Если вернуться на много столетий назад, в пещерное время, люди жили рядом, кучно, в пещерах. Мама была на вытянутую руку от ребенка, и на любой его сигнал она отзывалась, брала на руки, давала грудь. Но если вдруг случалась опасная ситуация - землетрясение, или мамонты пришли. Встревоженная мама быстро, молча, брала ребенка на руки и они куда-то убегали. И веками закладывался этот механизм в генотипе человека - во время опасности всего два варианта действий - либо бить, либо бежать, иначе не спасешься. В современное же время, как только прием родов стал происходить в больничных стенах (а раньше это делали бабки-повитухи, и это происходило в доме роженицы), сама атмосфера роддома, а иногда и отношение медперсонала к мамочке изначально действуют как стресс, а потом еще начинают пугать разными диагнозами маму, или типа, он у вас голодный, молока не хватает, если смесь не возьмете, мы лялю под капельницу заберем, или вообще в реанимацию. А стресс у мамы зашкаливает, молоко пропадает, и от этого еще больше стресса! Представляете, как сильно мама влияет на ребенка , и эмоционально и физически.

А ребенок то не знает где он родился - в пещере, где мамонты ходят рядом, или в перинатальном центре! Его генотип диктует информацию, и ребенок родившись, реально знает как все должно быть, у него есть определенные ожидания в отношении матери - она защитит, накормит, согреет и будет рядом. А что в итоге - зачастую мамы сразу рядом нет, кормит не она, и никто не защищает! А потом, когда мама приходит, то у нее сплошной стресс. И у ребенка срабатывает та древняя информация из генома - мамонты пришли! И если мама горюет или плачет над ребенком - мамонты не уходят вообще! Они круглосуточные просто! И ребенку не понятно почему мы не спасаемся, если так опасно... И только мама может мамонтов прогнать! Объясните ребенку, что вы в безопасной пещере, что вы рядом, что вам с ним ничего не угрожает. А это получится только если мама успокоится сама.

Вот так вот все бывает грустно там в голове у малышей, и самое главное, что у них нет чувства времени. Ребенок не знает, когда закончится мамин стресс и поэтому маме нервничать - «себе дороже» называется. Думайте о ребенке, ему страшнее. Поэтому деть может висеть на груди - часто и долго, но не потому, что молоко типа "плохое", а потому что хочет успокоиться.

Но вы скажите, как не нервничать, когда диагнозы сыпятся от медиков. Ну во-первых, окончательный диагноз можно поставить лишь с полугода, а до этого многое просто компенсируется за счет ГВ и качественного ухода. Во-вторых, если реально что-то надо лечить, то это нужно просто принять, принять без условий, нам же нужен здоровый ребенок! Вот как солнце встает по утрам, и вы это принимаете, как бы не хотелось еще поспать, так и тут, болезнь и ее лечение нужно просто принять, без условий, и не рвать себе сердце желанием уйти домой, когда вы с лялей находитесь в больнице. Жизнь продолжается и в стенах стационара, и спокойная, уверенная мама нужна ребенку здесь и сейчас, тогда не будет ни мамонтов ни землетрясений, и у всех крепкие нервы и здоровая психика.