Роль кожи в теплорегуляции. Конспект урока на тему «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов урок роль кожи в терморегуляции

На уроке мы узнаем о роли кожи в теплорегуляции. Рассмотрим, как человеческий организм справляется с изменением температуры окружающей среды, при этом не меняя температуру внутри организма. Ознакомимся с первой помощью при тепловом ударе.

Она за-ви-сит от тем-пе-ра-ту-ры, влаж-но-сти и дви-же-ния воз-ду-ха. По-сто-ян-ство тем-пе-ра-ту-ры обес-пе-чи-ва-ет-ся за счет ре-гу-ля-ции теп-ло-от-да-чи.

Тер-мо-ре-гу-ля-ция - это спо-соб-ность ор-га-низ-ма под-дер-жи-вать по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру тела в усло-ви-ях из-ме-ня-ю-щей-ся внеш-ней среды. Она обес-пе-чи-ва-ет по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру от 36,5 до 36,9 гра-ду-сов, это важно для функ-ци-о-ни-ро-ва-ния бел-ков и дру-гих ор-га-ни-че-ских ве-ществ.

Че-ло-век может пе-ре-но-сить небольшие ко-ле-ба-ния тем-пе-ра-ту-ры внут-ри сво-е-го тела. По-вы-ше-ние до 43 и па-де-ние до 25 гра-ду-сов могут оказаться смер-тель-ны.

Тер-мо-ре-гу-ля-ция осу-ществ-ля-ет-ся за счет из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния.

Когда температура окружающей среды высокая, про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние кро-ве-нос-ных со-су-дов, через них про-хо-дит боль-ше крови, кожа на-гре-ва-ет-ся, теп-ло-от-да-ча в окру-жа-ю-щую среду уве-ли-чи-ва-ет-ся (рис. 2).

Рис. 2. Процесс теплоотдачи при высокой температуре ()

При по-хо-ло-да-нии со-су-ды кожи ре-флек-тор-но сужа-ют-ся, кро-во-ток в коже умень-ша-ет-ся, и по-те-ря тепла сни-жа-ет-ся (рис. 3).


Рис. 3. Процесс теплоотдачи при низкой температуре ()

Из-ме-не-ние кро-во-то-ка в коже изменяет ее цвет. При силь-ных эмо-ци-ях, например испуге, мел-кие со-су-ды кожи пе-ре-кры-ва-ют-ся и кожа блед-не-ет. Когда че-ло-век сер-дит-ся, при-ток крови к коже уве-ли-чи-ва-ет-ся, и че-ло-век крас-не-ет (рис. 4).

Рис. 4. Изменение цвета кожи ()

Когда тем-пе-ра-ту-ра тела ниже тем-пе-ра-ту-ры окру-жа-ю-щей среды, в жару, рас-ши-ре-ние со-су-дов не усиливает от-да-чу тепла. По-то-от-де-ле-ни-е помогает избежать перегрева. Пот испаряется, при этом по-гло-ща-ет с по-верх-но-сти кожи боль-шое ко-ли-че-ство тепла и температура тела не по-вы-ша-ет-ся даже в самую жар-кую по-го-ду.

Процессы из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния происходят под управлением центральной нервной системы (рис. 5).

Рис. 5. Схема повышения температуры тела ()

Тем-пе-ра-ту-ра тела по-вы-ша-ет-ся тогда, когда человек заболевает. При попадании в ор-га-низм ин-фек-ции с за-щит-ны-ми ве-ще-ства-ми об-ра-зу-ют-ся и пи-ро-ген-ные ве-ще-ства (теп-ло-рож-да-ю-щие) . Нерв-ная си-сте-ма реагирует на них, что при-во-дит к по-вы-ше-нию температуры. Повышение температуры при болезни - нормальная реакция организма.

Повышенная температура уско-ря-ет хи-ми-че-ские про-цес-сы, уве-ли-чи-ва-ет обмен ве-ществ в тка-нях, по-вы-ша-ет ак-тив-ность лей-ко-ци-тов, пе-че-ни, ги-по-фи-за (рис. 6).

Рис. 6. Повышение активности лейкоцитов ()

Очень вы-со-кую тем-пе-ра-ту-ру врачи со-ве-ту-ют сни-жать жа-ро-по-ни-жа-ю-щими сред-ствами, потому что ее длительное воздействие дает на-груз-ку на серд-це (уча-ща-ет-ся пульс, сла-бе-ет весь ор-га-низм, ухудшается ра-бо-та неко-то-рых фер-мен-тов).

При пе-ре-гре-ва-нии на солн-це (осо-бен-но в ат-мо-сфе-ре, на-сы-щен-ной па-ра-ми воды), при фи-зи-че-ской ра-бо-те в душ-ных, плохо про-вет-ри-ва-е-мых по-ме-ще-ни-ях или в плохо про-пус-ка-ю-щей воз-дух одеж-де от-да-ча ор-га-низ-мом тепла за-труд-ня-ет-ся. Нарушение рав-но-ве-сия между об-ра-зо-ва-ни-ем и от-да-чей тепла может вызвать теп-ло-во-й удар . Признаки теплового удара: го-лов-ная боль, одыш-ка, го-ло-во-кру-же-ние, шум в ушах, сла-бость, уча-щение пульса, «мушки» перед гла-за-ми, возможна потеря сознания.

Первая помощь при тепловом ударе:

По-стра-дав-ше-го пе-ре-не-сти (если потерял сознание) или увести в про-хлад-ное место (рис. 7).

Рис. 7. Прохлада ()

Раз-деть его или рас-стег-нуть одеж-ду (рис. 8).

Рис. 8. Расстегнуть одежду ()

На го-ло-ву по-ло-жить смо-чен-ное хо-лод-ной водой по-ло-тен-це или лед, ноги при-под-нять с по-мо-щью ва-ли-ка из одеж-ды. Если боль-ной не по-те-рял со-зна-ние, дать вы-пить про-хлад-ной воды (рис. 9).

Рис. 9. Помощь при тепловом ударе ()

По-стра-дав-ше-го об-ернуть мок-рой про-сты-ней и обмахивать его, со-здать дви-же-ние воз-ду-ха и уси-лить ис-па-ре-ние (рис. 10).

Рис. 10. Помощь при тепловом ударе ()

Вы-звать ско-рую по-мощь (рис. 11).

Рис. 11. Скорая помощь ()

Список литературы

  1. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.
  2. Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). - М.: 2009. - 304 с.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Учебник Биология. 8 класс. - 3-е изд., перераб. - М.: 2008. - 272 с.
  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - М.: 2012. - 288 с.
  5. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - 2-е изд., стер. - М.: 2007. - 287 с.
  6. Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. - М.: 2010. - 255 с.
  7. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - М.: 2012. - 255 с.
  1. Animals-world.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Medchitalka.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое терморегуляция?
  2. За счет чего осуществляется терморегуляция?
  3. Опишите признаки теплового удара.
  4. Какова первая помощь при тепловом ударе?

Средняя общеобразовательная школа № 1

округа Муром

Биология, 8 класс

Тема: Кожа

КОНСПЕКТ УРОКА

«Терморегуляция организма»

Выполнил:

учитель биологии

средней школы №1

Иванова О.В.

Тема: Терморегуляция организма.

Задачи: обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и охлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания; раскрыть сущность закаливания организма, его формы, физиологические механизмы закаливающего воздействия, значение и условия закаливания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Активизация познавательной деятельности.

Задание: Среди хаоса букв в прямоугольнике найти названия пяти животных, выписать их в ряд. Среди выписанных животных исключить одно лишнее, объяснить, на основании какого признака его исключили (слайд 2).

  1. Изучение нового материала.
  1. Животные пойкилотермные и гомойотермные (беседа, работа со схемой, слайд 3).

Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все живые организмы нуждаются в непрерывном снабжении теплом для предотвращения их деградации и гибели. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках.

  1. Понятие о температуре тела человека (слайд 4).

Когда говорят о температуре тела, обычно имеют в виду температуру внутренних областей тела, т. е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека выделяют две температурные зоны: поверхностную (оболочку) и внутреннюю (ядро). Температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,5 о С), а самая высокая – в области шеи. Внутри печени, где интенсивно протекают окислительные процессы, температура достигает 39 о С.

  1. Постановка проблемы: Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему? (слайд 6).
  2. Запись определения: Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляции (слайд 7).
  3. Анализ схемы «Виды терморегуляции в организме человека» (слайд 8).
  4. Проблемная ситуация (слайд 10):

В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. Утром мальчик умер. Почему это произошло?

(Учащиеся выдвигают гипотезы: причина гибели мальчика – нарушение кожного дыхания; нарушение потоотделения и отравление продуктами распада; переохлаждение)

Решение проблемы: опыт с «лакированными» мужчинами, которые страдали от переохлаждения (сообщение учащегося).

Вывод: Кожа играет важную роль в теплорегуляции организма.

Анализ схемы «Механизм регуляции кровотока через кожу» (слайд 11).

  1. Значение потоотделения (слайд 12).
  2. Проблемный вопрос: Попытайтесь объяснить опыт доктора
    Ч. Блегдена, проведенный в Англии более 200 лет назад:
    Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126ОС без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения
    (слайд 13).
  3. Анализ схемы «Механизм рефлекторной регуляции температуры тела» (слайд 14).

Закрепление изученного материала – решение биологических задач (слайд 15-17).

  1. Оказание первой помощи при нарушениях терморегуляции (самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы (слайд 18).
  2. Проблемный вопрос: Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?
  3. Закаливание организма: средства, принципы, механизм воздействия на организм (сообщения учащихся, слайды 20-22).
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: § 41.

Список литературы:

  1. Демьянков Е. Н. Биология. Мир человека. 8 кл.: задачи, дополнительные материалы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Зверев И. Д . Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Колесов Д. В. Биология. Человек: Учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.:
    Просвещение, 1988.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ Учитель: Иванова О. В.

СРЕДИ ХАОСА БУКВ НАЙДИТЕ НАЗВАНИЯ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ И ВЫПИШИТЕ ИХ В РЯД. СРЕДИ ВЫПИСАННЫХ ЖИВОТНЫХ ИСКЛЮЧИТЕ ОДНО ЛИШНЕЕ. НА ОСНОВАНИИ КАКОГО ПРИЗНАКА ВЫ ЕГО ВЫДЕЛИЛИ? ЛЯГУШКА ЗАЯЦ ЧЕРВЬ БАБОЧКА МУРАВЕЙ Л Я Г Ч Е Й К Ш У Ц Р Е А З А Я В В О Б А Б Ь А Ч К А М У Р

Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. животные пойкилотермные активность зависит от температуры окружа- ющей среды гомойотермные существуют за счет внутренних источников тепла

К какой из этих групп относится человек? Почему?

Температура тела человека Ниже 25 О С 36 – 37 О С Выше 43 О С Норма Гибель организма Гибель организма

Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему?

Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляцией

Проанализируйте и объясните схему Прием пищи Мышечная работа Холодовая дрожь Образование тепла (химическая термо- регуляция) Отдача тепла (физическая термо- регуляция) Теплоизлучение – отдача телом тепла в виде инфракрасного излучения Конвекция – передача тепла от организма окружающей среде через воздух Испарение влаги с кожи и со слизистых оболочек в дыхательных путях Теплопередача – передача тепла между телами при их соприкосновении

За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватило бы, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды!

В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. Утром мальчик умер. Почему это произошло?

Потеря тепла через кожу путем излучения, конвекции и теплопередачи зависит от количества протекающей через кожу крови: Температура окружающей среды низкая высокая кровеносные сосуды кожи сужаются кровеносные сосуды кожи расширяются теплоотдача уменьшается теплоотдача усиливается

Теплоотдача путем испарения На испарение 1 г воды затрачивается 2,45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот – это водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4 % хлорида натрия, лактата натрия и мочевины. У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается выше 36 О С. При нормальных условиях за сутки выделяется около 900 мл пота. При очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может возрасти до 12 литров!

Попытайтесь объяснить опыт доктора Ч. Блегдена, проведенный в Англии более 200 лет назад: Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 О С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Механизм рефлекторной регуляции температуры тела Кора мозга Тепловые рецепторы кожи (около 30 тыс.) Холодовые рецепторы кожи (около 250 тыс.) Передняя область гипоталамуса (центр теплоотдачи) Задняя область гипоталамуса (центр теплопродукции) Пото- отделение Артериолы кожи расширя- ются Интенсивность окислительных процессов снижается Интенсивность окислительных процессов повышается Волосы поднима- ются («гусиная кожа») Артериолы кожи сужаются дрожь Высокая Повышается Повышается Окружающая температура Температура тела Температура крови Низкая Понижается Понижается торможение торможение Обратная связь Обратная связь

Ответьте на вопросы: Почему в помещении, где находится много людей, становится душно? Почему на морозе кожа вначале краснеет, а потом бледнеет и даже синеет? Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

Если поместить человека в бассейн с температурой +50 О С -- +60 О С, то он может получить опасные ожоги. Почему же на воздухе +50 О С -- +60 О С человек переносит жару и не получает ожогов?

Оказание первой помощи при нарушении терморегуляции Нарушения терморегуляции Признаки Приемы первой помощи Тепловой удар Солнечный удар Обморожение

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?

Закаливание – это тренировка организма для повышения его устойчивости к неблагоприятным внешним условиям

Средства закаливания: Водные процедуры. Воздушные ванны. Солнечные ванны.

Принципы закаливания. Строгая регулярность занятий. Постепенное увеличение физических и холодовых нагрузок по сложности, во времени. Правильная дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей организма.


Роль кожи в терморегуляции организма

Конспект урока биологии с использованием цифровой лаборатории «Архимед» с мультимедийным приложением (биология 8 класс)

Чернушка 2012

Цель урока :

    сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии, физики.

    закрепить знания о строении кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;

    привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.

Задачи урока:

образовательные:

    конкретизировать знания о строении кожи;

    сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;

    Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.

развивающие:

    развивать умение делать выводы из результатов практической работы;

    развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;

    развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи.

воспитательные:

    продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью,

    развивать коммуникативные способностей.

Оборудование:

    проектор

    презентация

    портативный компьютер Nova 5000

    датчики температуры

    датчик влажности

    толстая нить

    пластиковый пакет

    резиновое кольцо

Ход урока

    организационный момент

    актуализация опорных знаний: Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?

Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье.

    Изучение нового материала:

    посмотрите на слайд и определите, на какие две группы можно разделить изображенных здесь животных. Какой признак лежит в основе деления на группы? (слайд 1 )

    К какой из этих групп относится человек?

    Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.) (слайд 2 )

    « А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (звучит приятная музыка). (слайд 3 )

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.

    Можете ли вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (учащиеся формулируют ответ и говорят, что этот мальчик умер от переохлаждения. Была нарушена функция терморегуляции.)

    Сегодня мы с вами поговорим о терморегуляции. Запишите тему урока «Терморегуляция организма» (слайд 4 )

    С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,6 0 С, а в классе – 24 0 С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?

    Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует) (слайд 5 ) Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 6 )

    А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. (слайд 7 )

И все же температура тела не меняется. Когда говорят о температуре тела, имеют в виду температуру внутренних областей тела, т.е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,5 0 С), а самая высокая - в области шеи. Внутри печени, где протекают окислительные процессы, температура достигает 39 0 С.(слайд 8 )

    У здорового человека она обычно равна 36,5-37 градусов. Ее повышение выше 43 0 и падение ниже 25 0 С смертельны. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тепла через кожу. Ведь она непосредственно контактирует с внешней средой, следовательно, регистрирует все изменения температуры.

Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела называется терморегуляцией (слайд 9 )

    В каком случае в организме вырабатывается тепло? (прием пищи, мышечная работа) (слайд 10 )

    Какие источники тепла имеются в организме человека? (Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые при расщеплении (гидролизе с участием ферментов – биологических катализаторов) выделяют тепло (протекают экзотермические реакции), кроме того, есть активные ткани – печень, мышцы.)

Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела (ядра) перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду благодаря одному из следующих механизмов: (слайд 11 )

    Потеря тепла через кожу путем излучения

    Путем конвекции

    Путем теплопроводности.

Все они зависят от количества протекающей через кожу крови.

    А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении жгута». Для ее проведения мы воспользуемся цифровой лабораторией. У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1)

    Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?

    Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?

Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большом количестве протекает через потовые железы. (слайд 12 )

    А теперь попробуйте объяснить опыт доктора Ч. Благдена, проведенный в Англии более 200 лет назад. Вместе с несколькими друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (слайд 13 )

При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1г воды затрачивается 2, 45кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины.

Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости. (слайд 14 )

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,7 0 С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.

    Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» после которой ответите на следующие вопросы:

    Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?

    Почему повышается влажность в пакете?

    Почему во втором опыте влажность увеличилась быстрее и достигла более высокого значения, чем в первом опыте?

    Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? (слайд 15 )

А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку.

    Кожа – главный орган терморегуляции

    В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают теплокровных и холоднокровных животных

    Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды

    Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию или переохлаждению организма. (слайд 16 )

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. (слайд 17 )

Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см 2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.

    Закрепление изученного материала: . (слайд 18 - 21 )

Решите биологические задачи:

    Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

    Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?

    Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?

    Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жаркую погоду ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.

    Домашнее задание . (слайд 22 )

§42

Составить синквейн на тему «Кожа»