Когда лучше делать никах. Бракосочетание (никях) и развод (талак). Приглашение гостей на свадьбу

Самобытны и своеобразны торжественные обряды татарского народа. Культура пропитана сильным национальным духом. Современные татары пытаются сохранить традиции предков и возродить те, которые в силу разных обстоятельств были утеряны. Основная линия национального единства прослеживается в подготовке и проведении свадебных церемоний, независимо от многообразия терминов

Традиционные свадебные наряды жениха и невесты

Свадебные традиции любого народа складываются веками, меняются, некоторые утрачиваются. Неизменным остается трепетное отношение к выбору свадебного наряда. В первую очередь это касается одежды невесты. Современные свадебные татарские платья все чаще стилизованы на европейский манер, но с обязательным ярким национальным колоритом. Если раньше семья невесты дарила ей ткань для пошива наряда, то современная девушка предпочитает самостоятельно выбирать фасон, материал и украшения для свадьбы.

Татарская невеста предпочитает покупать готовое платье в салоне. В предложенном широком ассортименте обязательно найдется наряд для торжества, расшитый национальным узором татар и монетами (солпами). Одежда для новобрачной подразумевает собой закрытый тип длинного платья. Цвет может быть белоснежным или, по татарским традициям, насыщенно синим, зеленым или бордо.

Часто цветной составляющей свадебного наряда является камзол – жилет синего, зеленого цвета или бордо. На ногах невесты красуются туфли или изящные легкие сапожки – ситек. Голова прикрыта кружевным покрывалом или свадебным национальным убором – калфаком. Обилие украшений – красивые серьги и многочисленные браслеты, драгоценности, гармонично вписывающиеся в праздничный наряд – говорит о статусе невесты.

Свадебная одежда татарина внешне более консервативна, чем у невесты. Часто – это строгий костюм европейского стиля, преимущественно темных тонов. Если свадьба проходит по национальным традициям – одежда соответствующая. Бархатный камзол, преимущественно темно-синих тонов, и головной убор, расшитые национальными узорами с помощью золотых ниток.

Никах – религиозный обряд заключения брака

Исламская церемония венчания с соблюдением всех обычаев – никах – обряд соединения влюбленных брачными узами. Он характерен для многих мусульманских народов, играет ту же важную роль, что венчание для христиан. Чтобы никах был правильно проведен, следует выполнить четыре основных условия, после чего заключение брака признается действительным:

  1. Со стороны невесты на церемонии обязательно должен присутствовать родственник мужского пола.
  2. От жениха и невесты должно быть по одному свидетелю – мужчине-мусульманину.
  3. Традиционное условие – выплаченный калым за невесту. При современном подходе, это скорее условность.
  4. Согласие обоих молодоженов сочетаться браком и начать семейную жизнь.

Перед никах у татар проводят обряд сватовства, на котором родственники жениха просят семью невесты о согласии на свадьбу. Если возражений не поступило, оговариваются условия проведения бракосочетания. Часто праздник устраивают под конец осени, после проведения всех сельскохозяйственных работ. На никах жених и невеста готовят друг для друга подарки. Со стороны жениха – богатые украшения, как символ его достатка. Невеста дарит рукоделие.

Проводят церемонию бракосочетания как дома, так и в мечети, по согласованию между сторонами жениха и невесты. Мулла зачитывает молитву, делает соответствующие записи в метрической книге. После этого брак считается действительным. Существует интересный обычай, проводимый мусульманами на никах. Во время заключения брака регистрируется акт передачи свадебного подарка от жениха невесте. Так как это – дорогостоящее золотое украшение, невеста распоряжается им по своему усмотрению. В случае финансовых затруднений, может продать его и обеспечить себя на какое-то время.

Согласно обычаям, после объявления молодых мужем и женой и угощений устраивали чаршау. Так назывался полог на кровать, сотканный самой невестой. Постель из нескольких перин стелила счастливая в браке женщина. Часто это была жена старшего брата жениха или его мать. Если девушка оказывалась нечестной, жених на окне бани оставлял знак – проколотую монету или резал полог над кроватью.

Выкуп невесты – чем отличается от русской традиции?

Вопрос калыма обсуждается после того, как прошло сватовство, и родители будущих молодоженов пришли к общему мнению. Выкуп невесты представляет собой большую сумму денег и драгоценностей. Иногда в качестве калыма (в сельской местности) жених дарит семье невесты домашний скот. Новобрачная, в свою очередь, принесет с собой в новый дом постельные принадлежности, ковры, кухонную утварь.

По русским традициям, в обряде выкупа невесты отсутствует понятие калым. В день свадьбы, когда жених приезжает забирать невесту, ее подружки в шуточной форме требуют выкуп за красавицу-новобрачную. Придуманный заранее сценарий и смешные розыгрыши поднимают всем настроение. А для присутствующих жених показывает, насколько он хорошо знает свою будущую жену. Единственное сходство в том, что русская невеста тоже готовит приданое для семейной жизни заблаговременно.

Особенности татарского свадебного застолья

Традиционно у татар проводят две свадьбы. Первая проходит в доме невесты. На нее созываются все друзья, родственники, соседи родителей девушки и близкие родственники со стороны жениха. После этой части свадьбы невеста остается в доме родителей. Следующий этап – «свадьба для женщин». На стол ставят сладости, пироги, чай. После проведения обряда никах гуляется сама свадьба, затем невеста переходит жить в дом жениха. И завершающий этап – «чай от невесты» в доме мужа, где собираются его близкие родственники.

Какие блюда принято подавать

Татарский народ бережно чтит секреты национальных блюд. Основу застолий до сих пор составляют мясные блюда, суп-шурпа, выпечка, плов. На свадебном столе татар обязательно должны присутствовать чак-чак, масло с медом, птичьи языки (коштеле). К свадьбе женщины обязательно пекут блины, оладьи, готовят сладкий напиток из фруктов. Мясные блюда представлены вяленой колбасой и традиционным гусем.

Основное место на праздничном столе занимает сладкий слоеный пирог – губадия. Количество слоев должно быть нечетным: от трех до девяти. Для начинки используются сушеные ягоды, изюм или яблоки. К выпечке мастерицы относятся очень ответственно, тщательно проверяя, пропекся ли пирог внутри. Существует ритуал выкупа губадии, когда отец жениха накрывал пирог платком и ложил на него сверху деньги. Чак-чак – еще одно сладкое блюдо, выпекаемое из пресного теста, которое выкупается родственниками жениха или меняется на подарки.

Обязательное ритуальное блюдо в конце застолья – гусь, считающийся символом семейного счастья. Для разделки птицы назначался специальный человек, в конце праздника ему дарили подарок. Это должен быть только мужчина. Разделку нужно проводить очень аккуратно, не повредив косточек. Последовательность действий могла отличаться в зависимости от географического расположения проводимой свадьбы.

Разрешается ли спиртное

На татарской свадьбе спиртное запрещено национальными традициями. Для проведения застолья готовят разнообразные безалкогольные напитки: квас, морсы, компоты. Кульминацией татарской свадьбы считают подачу чая со сладким пирогом чак-чак – угощение от невесты. Во время и после никаха нельзя употреблять спиртные напитки, иначе обряд теряет свою силу.

Развлечения на татарской свадьбе

Обильным застольем татарская свадьба не ограничивается. После банкета начинаются праздничные гулянья, которые могут растянуться на несколько дней. Традиционным музыкальным сопровождением является звучание гармони. Веселятся все, включая жениха и невесту. Многочисленные гости устраивают конкурсы на лучшее исполнение красивых национальных татарских танцев.

Видео: традиционная татарская свадьба

Мусульманская свадьба – никах, имеет несколько особенностей, которые интересно будет знать для тех, кто решил соединить свои семейные узы. Некоторые пары приходят читать никах совсем не подготовленными к этому важному торжеству в их жизни. А ведь у этого обряда есть свои тонкости, которые будет интересно узнать. Поехали!

1. В Исламском праве слово никях означает религиозное соглашение, делающее дозволенным отношения между мужчиной и женщиной, не имеющих с точки зрения религии препятствий, для вступления в брак. То есть брачующиеся не должны быть близкими родственниками - единокровными или молочными братьями, сестрами. Если в детстве мать одного из брачующих кормила молоком другого, то по исламу они считаются родными братом и сестрой и им запрещен брак между собой. Кстати, двоюродные в исламе не считаются единокровными родственниками, и они могут спокойно читать никах.

2. Никях становится достоверным при наличии предложения и согласия (араб. – иджаб и кабуль). Иджаб и кабуль являются столпом никяха, то есть его основой. Иджаб – это предложение, то есть слова, произносимые в первую очередь, а кабуль – это согласие на сделанное предложение, то есть слова, произносимые во вторую очередь. Иджаб и кабуль это слова, которые традиционно используются при заключении акта никяха. Однако обязательным условием является, чтобы эти слова ясно указывали на заключение брака.

3. Махр – это свадебный подарок жениха невесте, в последствии принадлежащий только ей. А калым – это выкуп за невесту, оговорённый при сватовстве, необходимый для проведения свадьбы, который передаётся её родителям. Если первая часть из сказанного имеет отношение к мусульманскому вероучению и является условием никаха, то второе, то есть калым – ничего общего с исламскими канонами не имеет. Калым – это пережиток прошлого, который появился в далёкие неисламские времена. Но кое-где, преимущественно, в Средней Азии, эта традиция ещё продолжает своё существование.

4. Женщина может запросить любой махр у мужчины, но он не должен быть меньше стоимости 33, 6 граммов серебра. Но не усердствуйте в махре, вдруг он будет непосилен для жениха и он убежит!

5. Брачная проповедь, которую рассказывает имам мечети – необязательна для процесса никаха, но она символизирует процесс никаха и прошения у Всевышнего баракята – благословения. Поэтому после проповеди и проводится чтение аятов Священного Корана и дуа – прошение у Всевышнего за брачующихся, чтобы у них всё в жизни было хорошо.

6. Мусульмане предпочитают пятницу для чтения никаха, так как это один из самых благословенных дней. Также этот день недели является праздничным. Это связано с тем, что по мусульманскому поверью в пятницу есть час времени, когда принимаются все молитвы и прошения (дуа). Но необходимо знать, что в зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет!

7. Приглашать на никах родственников и друзей, а затем их угощать, накрывая стол, является благородным делом, сунной пророка Мухаммада. Когда посланник Господа Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, узнал о том, что его сподвижник Абдурахман ибн Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение зарезав хотя бы одного барана».

Большая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафии и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб), то есть обязательности!

8. Никах не может заключаться на определенный срок. Он – бессрочен. Нельзя, например, никах заключить на месяц или год.

9. Единственным делом, которое расторгает никах – является развод (талак) сказанный жене мужем три раза. Но знайте, что после этого, для того, чтобы вместе жить необходим новый никах при соблюдении ещё жестких условий! Поэтому прежде чем произнести талак три раза, подумайте 100 раз!

10. В исламском вероучении, самым отвратительным делом перед Господом Богом Аллахом – является развод.

В исламе существует аналогичный христианскому обряду венчания обряд Никах укиш. Проводиться он может как в мечети, так и дома у невесты. Все мусульмане, которые хотят заключить брак, должны провести этот обряд. Обычная регистрация брака в ЗАГСе совершенно не заменяет Никах укиш, но необходима, так как обряд не имеет юридической силы.

Для проведения обряда нужно благословение родителей, согласие молодоженов и двое свидетелей. Традиционно Никах проводят в пятницу – священный для мусульман день. Но заранее необходимо определиться с числом, чтобы оно не выпало на время поста. А так же уточнить время, потому что в мечетях в определенные промежутки идет молитва.

Свадебное убранство молодоженов должно быть в рамках мусульманских правил и традиций. Это касается и всех присутствующих гостей. Европейский стиль свадебных нарядов не используется у мусульман. А белый цвет не считается традиционным. Платье невесты шьется из дорогих тканей ярких цветов, их украшают орнаментами, все это имеет сакральный смысл.

Есть определенные требования для совершения обряда Никах:

  • У будущих мужа и жены не должно быть близкого родства.
  • Не должно быть временного ограничения брачного союза.
  • Присутствие свидетелей на церемонии Никах, благочестивых, верующих и справедливых мусульман. Обычно это двое мужчин, но так же возможно, что это будут один мужчина и две женщины.
  • Брачный союз должен быть оглашен публично.
  • На церемонии должны присутствовать родителей молодоженов, которые дают согласие на Никах. А также должен обязательно присутствовать опекун невесты. Им может быть брат, дядя или же отец.

Имам или мулла рассказывает молодоженам о сути Никаха, а так же о принципах семейной жизни. Мусульманская семья строится на принципах взаимоуважения. У мужа есть обязательство оберегать и содержать жену и свою семью. А жена, как слабое и нуждающееся в защите создание, должна подчиняться мужу, она хранит домашний очаг и воспитывает детей. У мусульман разрешено иметь четырех жен при условии, что они будут окружены равной заботой и вниманием. Но Коран призывает мужчин к браку с одной единственной женой, аргументируя это тем, что многоженцам справедливости не достичь. Так же мусульманину разрешено жениться на девушке другой религии. Но мусульманкам этого делать запрещено под угрозой отлучения от церкви.

После разъяснений о жизни в браке имам (мулла) по-арабски читает проповедь Хутбу никах . Затем девушка отвечает: согласилась ли она быть женой. Жених тоже подтверждает свое согласие. Вопрос задается в прошедшем времени, потому что к моменту Никаха молодожены уже приняли решение быть вместе. Существует традиция общей молитвы о любви молодых, о почитании родителей, о смирении пред Аллахом. После имам преподносит молодоженам Коран – подарок от мусульманской общины. Молодожены обмениваются серебряными кольцами. За этим следуют поздравления. И снова молитва, на этот раз уже об усопших родственникам, которые по преданиям радуются в этот день появлению новой семьи.

Молодоженам выдается свидетельство, которое действительно во многих странах мира. Туда вносят имена невесты и жениха, свидетелей, свадебный подарок от жениха невесте Махр и его описание. Так же вносится материальное желание невесты и дата, до которой жених должен исполнить его. Обычно это квартира, машина или украшение. Перед всеми жених дает обет выполнить это желание в срок от 5 до 10 лет.

В Коране сказано: «Заповеданы между вами любовь и милосердие». Любовь является основным законом супружеской жизни, а милосердие – это умение терпеть, прощать и принимать друг друга.

Религиозное чтение: молитва для никях в помощь нашим читателям.

Мусульманский никях – это обряд бракосочетания который напоминает венчание у христианских народов. По традиции никах проводится в доме невесты. Для заключения никаха приглашают местного имама. Так же в наши дни никах проводится в кафе, в ресторане или даже в мечети, но в основном имама (муллу) приглашают домой. Однако у мусульманского бракосочетания есть свои правила (условия).

Условия для заключения никаха

1. Помимо мусульманского священнослужителя должны присутствовать двое свидетелей мужчины. Если нет двоих мужчин, то разрешается назначить одного мужчину и двух женщин. Свидетели должны быть мусульманами.

2. Жених и невеста должны быть мусульманами. Обычно имам просит их при свидетелях и гостях произнести мусульманскую формулу единобожия " Ляя Иляха иляллах, Мухаммад расулюллах" (смысл: Нет Бога кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Бога), чем они доказывают свою веру в Единого Бога - Аллаха.

3. Жених должен дать махар (подарок невесте). Обычно дарят золотые украшения (серьги, цепочку, кольцо и т.п.). Имам просит жениха показать махар (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невестке.

4.Оба должны быть согласны на брак. В процессе акта произносятся предложение и ответ. Например, мулла сначала спрашивает согласие невесты:

По приказу нашего создателя Аллаха Субханака ва Тагаля и по суннату нашего пророка господина Мухаммада салляллаху алейхи васаллям, ты Амина дочь Ильяса, по своему согласию вышла замуж за Абдуллу сына Али.

Да я вышла за него по своему согласию.

Абдулла сын Али, по приказу нашего создателя Аллаха Субханака ва Тагаля и по суннату нашего пророка господина Мухаммада салляллаху алейхи васаллям ты по своему согласию взяла в жены Амину дочь Ильяса?

Да, я взял ее по своему согласию

По мазхабу Абу Ханифы вопрос задается в прошедшем времени и поэтому ответ тоже должен быть таким же. После получения ответов перед свидетелями, молодые люди считаются мужем и женой. Никях считается заключенным. После этого имам начинает читать хутбу никаха и делает дуа (молитву) за молодоженов.

Теперь мы поняли что главным условием никаха является соблюдение всех вышеперечисленных правил. А именно проверка муллой соблюдения всех этих условий при свидетелях и является заключением никаха. Многие ошибаются думая что никах это такая церемония где мулла читает молитву перед молодоженами и те после этого считаются мужем и женой. Нет, никах это и есть заключение договора перед свидеделями и главным свидетелем Всевышним проверкой соблюдения обязательных условий (правил), а не так чтобы мулла прочитал молитву и все дела.

Никах между мусульманином и христианкой или иудейкой разрешается, но мужчина обязан в процессе совместного проживания призывать жену к Исламу. Между мусульманином и женщиной атеистом (неверующим в Бога) никях не разрешается.

Никах между мусульманкой и христианином или приверженцем другой религии а также атеистом запрещается. Мусульманка имеет право выйти замуж лишь за человека своей веры (только за мусульманина). Исключением является только то, если жених добровольно принимает ислам.

Никах между двумя праздниками и во время уразы

Среди людей есть такое мнение что между двумя праздниками (идами) нельзя заключать никах. Это ошибочное мнение. Никах можно читать в любой день года. А во время уразы (поста), делать торжество не очень удобно, так как днем нельзя есть и пить. Если даже люди не держат пост, но все равно ради уважения месяцу Рамазан нельзя днем проводить банкет, пиршество. Если есть необходимость можно заключить никях днем без застолья, или вечером во время ифтара (разговения) организовать небольшой банкет.

А читать никях в день праздника Ураза байрам или Курбан байрам тоже можно, однако в этот день священнослужители бывают заняты проведением праздника в мечетях и это может создать им неудобства. Поэтому необходимо заранее с ними все обговорить.

Какую дуа читают на никахе жених и невеста

Многие молодожены интересуются какое дуа надо читать во время никаха. Смотрим выше раздел правила для заключения никяха пункт второй и видим что молодые должны произнести шахаду: "Ляя Иляяха Илляллах. Мухаммад расулюллах" (короткий вариант), или другой вариант: "Ашхаду алля Иляяха иляллах, Ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх".

Процесс бракосочетания (никях)

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), «салавата» (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

«Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь ».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души и из нее ей пару. И от них рассеял [по земле] большое количество мужчин и женщин…» (Св. Коран, 4:1).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (Св. Коран, 24:32).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

– «Кому Всевышний даст возможность найти благочестивую спутницу жизни, тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть человек страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, но человек обязан будет проявить силу воли и набожность]» ;

– «Каждый из вас ответственен за свое управление: имам управляет теми, кто за ним, и будет спрошен о них; муж - глава семьи, и [он] ответственен за нее; жена ответственна за домашний очаг, за что и будет спрошена… Каждый из вас - управляющий, и будет спрошен за управляемое им» .

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда Пророк поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а бэйнэкумаа фии хайр» («Пусть Господь ниспошлет вам во всем Божественную благодать и объединит вас в благом») .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр ».

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Аллах! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь! »

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания лучше проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» . Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Большая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

– «Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на нем, тот непокорен Господу и посланнику Его» ;

– «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти» ;

– «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти независимо от того, будет он есть или нет» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, на котором есть спиртное» .

В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, притом что один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто из вас женится, тот пусть скажет: «Аллаахумма иннии ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь».

«О Господи, я прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее. Я прошу у Тебя защиты от зла ее и зла [возможно] заложенного при сотворении ее » .

Ответы на вопросы по теме проведения обряда никяха

Может ли мулла (имам) отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все равно безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Установил Господь Каабу, Священный дом, как благо для людей. А также и священные месяцы, и жертвенное животное, и украшения. Аллах заложил во всем этом благо…» (Св. Коран, 5:97).

Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около 150 человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых 150 человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама, кроме как косвенно.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Что нужно для того, чтобы принять Ислам? Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Наиля.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем .

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников:

– двоюродные братья по отцовской линии .

В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Гази, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты.

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас? Гаяр.

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Зульфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения изложены в представленном вашему вниманию материале.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Гани.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране: «Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара…» (см. Св. Коран, 4:4).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Райхана, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр):

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. Св. Коран, 4:4).

В Исламе есть понятие «махр» - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого количества родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским позывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и есть многие другие человеческие качества, способствующие совершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и самодисциплина]» (см. Св. Коран, 4:28).

«Чувствовать свою слабость - это природа; исправлять ее - это рассудок; обуздывать ее - это сила воли и благополучие» (Ж. Буало).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Результат в мирском и в вечном] не связан [лишь] с вашими желаниями (хотениями) или желаниями людей Писания (христиан и иудеев). [Вера - это не желания и философствования, это - благие устремления, дела и поступки.] [Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Всевышнего» (Св. Коран, 4:123).

«[Результат в мирском и в вечном] не связан с вашими желаниями (хотениями) или желаниями людей Писания (христиан и иудеев) ». Великий имам первых поколений аль-Хасан аль-Басри говорил: «Есть люди, которые обманулись и ослепились всепрощением Творца. Они поняли его превратно, в угоду своим слабостям, и вышли из мирской жизни с переполненными «тюками» грехов и преступлений. Если бы они были правдивы (в том, что религиозны и набожны пред Богом), тогда еще в мирской обители исправили бы свои дела и поступки, удалились бы от очевидных грехов, совершали бы благое и праведное» .

«…Кто совершает зло, тому непременно воздастся за это ». Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и др. См., например: Ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

Хадис из св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима.

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2739, 2740, 2741.

См., например: Ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

Невеста также может молить Всевышнего касательно ее жениха, проговаривая смысл привиденной молитвы на любом языке.

См. также материал «Принятие Ислама» в книге Ш. Аляутдинова «Все увидят Ад».

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2986.

См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.

Подробнее о временном браке см. в отдельном материале данной книги.

Грамматическая расстановка слов требует именно такого перевода, то есть «непременно».

Также см., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 170, хадис № 2910, «сахих», и № 2923.

См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 295.

Вам понадобится

  • Свидетели: двое мужчин или один мужчина и две женщины. Тюбетейки для всех присутствующих мужчин (если у них вдруг не окажется своих тюбетеек), платки для женщин.Разменные деньги - "для садака".

Инструкция

Никах – это обряд бракосочетания, который можно сопоставить с принятым у венчанием. Традиционно никах проводится родственниками в доме невесты, силами её родственников. Хотя сейчас наблюдается тенденция проводить никах в мечети, но всё-таки в большинстве случаев муллу или имама приглашают домой.

Когда вы будете выбирать дату проведения обряда, учитывайте то, что никах не читается во время мусульманского поста – «уразы».

Имейте в виду, что во время чтения молитвы на никахе жениху с невестой нужно будет также произнести специальную молитву. И если вы не знаете слов молитвы, нужно спросить их у муллы в тот день, когда будете договариваться с ним о дате проведения никаха. Заранее выучите их.

Для участия в обряде никаха, пригласите свидетелей (тоже мусульман); двое мужчин или один мужчина и две женщины. Из гостей, в основном, пусть присутствуют только самые близкие родственники.

Во время проведения обряда все должны быть одеты подобающим образом. Мужчины покрывают головы тюбетейкой. Женщины в платках и платьях, закрывающей ноги до икр и руки до запястий. В идеале должна быть одета в хиджаб.

На праздничном столе недопустимы спиртные напитки. Есть определённый набор традиционных блюд, которые необходимо поставить на стол при совершении никаха. Это суп с домашней лапшой, который подается в качестве первого блюда. На второе – отварное мясо с картошкой и заправкой из поджаренного лука и моркови. А также бэлиш, - так пирог с начинкой из мяса и картошки. Татарская кухня славится своими блюдами из теста, и поэтому, на праздничном столе по поводу никаха обязательно должна присутствовать разнообразная выпечка. Это губадия - пирог с рисом, изюмом, курагой и выпаренным сладким творогом. Так же поставьте на стол атрибуты праздничного свадебного стола – чак-чак, треугольники (пирожки с картошкой и мясом) и мёд.

Со стороны жениха должен быть гостинец в виде двух запеченных фаршированных гусей, одного из которых во время трапезы разделывает отец жениха, а второго – родственники жениха по обычаю уносят с собой. Пара гусей собой только что образовавшуюся семейную пару.

За столом всех гостей необходимо рассадить в особом порядке, мулла – во главе стола. Читается приветственная молитва. Перед чтением основной молитвы мулла расспрашивает жениха с невестой, свидетелей и родственников о наличии или отсутствии обстоятельств, которые могут воспрепятствовать бракосочетанию. Затем, по традиции, он объясняет невесте и жениху, что такое никах, какие обязательства он накладывает на сочетающихся этим обрядом. Далее следует основная молитва. В процессе молитвы мулла спрашивает у жениха с невестой их обоюдное согласие, которое они должны подтвердить трехкратным повторением молитвы.

Затем мулла спрашивает у жениха так называемый «махр», попросту говоря подарок невесте. Традиционно в качестве махра выступает какое-либо золотое украшение, поэтому подготовьтесь к этому, приобретите его загодя.

Перед окончанием молитвы все присутствующие должны встать и преподнести друг другу «садака». Так в исламской традиции называется пожертвование в честь Всевышнего. Обычно это деньги от 10 до 100 рублей. Передавайте деньги сложенными вчетверо, прикрывая их ладонью.

После завершения молитвы мулла дает напутствие молодоженам и рассказывает, как они должны вести себя в браке. Далее следуют поздравления и пожелания от гостей.

Когда торжественная церемония подойдет к концу, можно переходить к праздничной трапезе.