Актуальные проблемы современного дошкольного образования. Проблемы в детском саду

В жизни каждого взрослого бывают моменты, когда не хочется утром идти на работу. Гораздо приятнее понежиться в теплой постели, выпить кофе. Похожие моменты случаются и в жизни детей, когда им совсем не хочется в детский садик. Но если у взрослого «надо» пересиливает «не хочу», то у маленького ребенка чувство долга не так развито, и он в очередной раз спросит: «Можно я останусь дома?» Однако такому нежеланию может быть масса других причин.

Проблемы в детском саду: дома лучше!

Основная проблема «домашних» детей связана с неумением жить в большом коллективе и по правилам этого коллектива. А правила гласят, что надо есть и спать в определенное время, ждать своей очереди, чтобы сходить в туалет или вымыть руки, а на занятии делать то, что требует воспитатель, а не то, что хочется. Как же помочь домашнему малышу преодолеть трудности?- Обучайте ребенка навыкам самообслуживания. Готовьте его к тому, что в садике придется самому раздеваться и одеваться, кушать и даже застилать постель. Дома предоставьте малышу как можно больше самостоятельности в бытовых вопросах. Пусть он сам переодевается, убирает за собой со стола, складывает игрушки, моет руки и лицо.- Дома придерживайтесь режима дня. Лучше, чтобы он в общих чертах повторял распорядок в детском садике. Пусть малыш привыкнет кушать в определенное время, а днем обязательно немного поспит. Отлично, если такой график станет общим для всей семьи. Это не значит, что всем придется ложиться спать после обеда, но завтракать, обедать и ужинать всей семьей в одно и то же время не помешает. Обеспечьте малышу полноценный опыт отношений с другими детьми. Расширяйте круг общения - чаще приглашайте в гости друзей с детьми, соседских ребятишек, водите малыша на детскую площадку. Наладить отношения малыша с другими детсадовцами помогут общие мероприятия. Например, позовите малышей из группы к себе домой, устройте совместный праздник или отметьте день рождения. Общие игры, конкурсы и занятия, праздничная атмосфера сблизят детей.- Проигрывайте дома ситуации из жизни детского сада. Пусть кукла станет воспитателем, а мишка - ребенком. Еще вариант - каждый член семьи берет на себя какую-то роль. Примерные ситуации: «Что ты будешь делать, если захочешь сходить в туалет во время прогулки?» - «Подойду к воспитателю, скажу ему о своем желании и попрошу разрешения сходить в туалет»; «Как ты себя поведешь, если кто-то отнимет у тебя игрушку?» -«Попрошу его, чтобы он вернул. Если он откажется, я обращусь к воспитателю». Такой игровой тренинг подготовит малыша к различным нестандартным ситуациям в садике, выходящим за рамки его предыдущего опыта и помогут решить некоторые проблемы в детском саду.

Проблемы в детском саду: здесь так шумно!

Когда спрашиваешь у некоторых малышей: «Что тебе не нравится в садике?» можно услышать: «Здесь так шумно и все кричат!» Проблемы в детском саду часто возникают у тихих детей, предпочитающих спокойную обстановку. Постоянный шум, гам и назойливость сверстников их быстро утомляют, вызывая раздражение и апатию. Эти особенности детей можно отнести к свойствам их нервной системы. Сюда же относятся и уровень чувствительности ребенка к сигналам окружающей среды - звукам, прикосновениям, зрительным впечатлениям, и быстрая утомляемость или, наоборот, возбудимость. Так, для одних детей крик - обычный способ общения, а для более чувствительных - сильный раздражитель. К индивидуальным особенностям относится и уровень потребности в общении с окружающими. Кому-то из ребят оно более необходимо, другие малыши, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир. Им гораздо интереснее побыть в одиночестве, размышляя и фантазируя. При этом общения со сверстниками они не избегают, но быстро пресыщаются им. Такие особенности составляют индивидуальность и неповторимость каждого малыша. Но, к сожалению, порой все это не соответствует ритму жизни в детском саду. Чем сильнее такое несоответствие, тем большая вероятность того, что ребенок ощущает дискомфорт, отрицательные эмоции и в итоге - нежелание его посещать. Нервную систему малыша насильно не перестроишь. Но она достаточно пластична, и родители могут помочь крохе приспособиться к детскому садику.- Попросите воспитателя, чтобы у ребенка была возможность заняться любимыми делами. Например, поиграть с конструктором вдали от детей, не спеша сложить мозаику или даже какое-то время побыть в одиночестве. Сверхподвижному малышу, наоборот, надо обеспечить плотный двигательный режим. Для воспитателя он может стать хорошим помощником в организации подвижных игр и физкультурных занятий.- Обратите внимание воспитателя на вкусовые пристрастия крохи. Так, если ребенок придирчиво относится к еде, предупредите воспитателя, чтобы его не заставляли есть нелюбимые блюда. Если у малыша по утрам снижен аппетит, тоже не следует кормить его насильно. Ребенок с голода не умрет, а добровольную диету с лихвой компенсирует дома за ужином.- Обеспечьте малышу дома возможность жить в соответствии со своим ритмом. Это будет в какой-то мере компенсировать дискомфорт от посещения детского сада.

Проблемы в детском саду: мне не интересно

Многое зависит от индивидуальных особенностей детской личности. Ребенок настроен порисовать, а ему говорят - сейчас будем петь, ему хочется полистать книгу, а воспитатель предлагает заняться лепкой. Воспитателя можно понять - ведь каждому не угодишь, к тому же есть программа.

Встречается и более сложная ситуация, например, когда малыш немного отстает в своем развитии, а значит, и в усвоении программы. Это порой формирует у него отрицательное отношение к детскому саду в целом.

Кстати, подобные проблемы в детском саду испытывают не только «притормаживающие», но и одаренные малыши. Программа детского сада усваивается ими легко и быстро. Воспитатели же видят, что ребенок все знает, и потому уделяют ему на занятиях минимум внимания. Из-за этого маленький ученик чувствует себя обделенным и пытается самыми разными способами вернуть внимание взрослых. Среди этих способов не последнее место занимает демонстративность и нарушение правил поведения. Что делать?

Наладить конструктивный диалог с воспитателем. Расскажите ему об интересах, склонностях, трудностях своего ребенка. В силах воспитателя помочь крохе реализовать свои способности.

Ознакомьтесь с программой, по которой работает детский сад. Это обеспечит преемственность между домашним и общественным обучением. Если дома вам удастся умело преподнести ребенку какие-то знания, то, возможно, этот интерес малыш перенесет и на занятия в детском саду. Особенно это важно для отстающего ребенка. Как только он почувствует свой успех, его уровень тревоги заметно снизится. Дома у родителей есть прекрасная возможность подтянуть кроху по всем разделам программы. При этом минимум критики и максимум похвалы за самые малейшие успехи.

Регулярно интересуйтесь, как прошел день в детском саду. Причем не только тем, что и как малыш ел, но и тем, во что играл, на каких занятиях был, что понравилось, а что нет. Для крохи важно внимание взрослых, и он всегда с большим удовольствием расскажет вам о своих впечатлениях. Проявляйте искренний интерес! Тогда, возможно, ребенок пойдет в садик хотя бы ради того, чтобы потом было о чем вам рассказать.

Проблемы в детском саду: «мама, а ты заберешь меня домой?»

Этот вопрос задают родителям все малыши, впервые переступающие порог детского сада. Но о том же волнуются и детки постарше. К сожалению, и у них бывает повод к беспокойству, который, сами того не осознавая, дают родители. «Будешь плохо себя вести - оставлю в садике», - пытаясь образумить малыша, нередко говорит мама. А ребенок верит так, как способен поверить любому другому вашему слову. Для формирования страха совсем не обязательно пугать малыша впрямую, что его оставят в детском саду. Дети легко понимают все без слов. Ведь кроха видит, если родителям не терпится в любой момент от него избавиться. Так бывает, когда для занятых родителей детский сад - отличный способ пристроить малыша на весь день. Некоторые дети проводят в саду чуть не круглый год… Представьте себе: 4 года, день в день, с небольшими перерывами в выходные дни отходить в садик! Дома все общение с мамой и папой из-за нехватки времени или желания сводится к обычным режимным моментам - пришел из садика, поел, в лучшем случае посмотрел телевизор и лег спать. Да и это время нередко он проводит не с мамой и папой, а с бабушкой или няней. В результате ребенок чувствует себя отвергнутым, его потребность в тесном эмоциональном общении с родителями остается неудовлетворенной. Вот кроха и цепляется за любую возможность побыть с родителями, а в детском садике видит основную преграду к этому. Есть еще одна ситуация, когда малыш, несмотря на любовь и внимание семьи, чувствует себя отвергнутым. Так бывает, когда в семье рождается второй ребенок. Первенец видит, что теперь все внимание мамы направлено на младенца, и начинает ревновать. Он может решить, что в садик его специально уводят, чтобы он не мешал родителям быть с братиком или сестричкой. Некоторые дети в таких ситуациях начинают фантазировать о том, что родители хотят их заменить «новеньким» ребенком и поэтому отдают в детский сад. Что же делать?- Уделяйте малышу больше внимания. Это звучит банально, но речь идет не о кормлении, переодевании или купании. Нужно общаться с ребенком безо всякого повода, просто ради удовольствия побыть рядом, поговорить, выразить друг другу свои чувства. Благодаря этому малыш поймет, что он интересен и ценен для родителей, независимо от того, хорошо ли он поел, не забыл ли помыть руки или убрать за собой игрушки. Это не значит, что вам теперь необходимо позабыть о делах и все время посвящать только ребенку. Здесь главное не количество, а качество общения. На самом деле детям так много внимания и не надо! Они его требуют в тех случаях, когда их не устраивает качество общения со взрослыми. Достаточно после садика часик-другой поговорить с ребенком о том, что ему интересно, вместе поиграть или заняться каким-либо интересным для обоих делом. Но это время вы должны посвятить только ему одному. Чаще говорите малышу комплименты, признавайтесь в любви. Кроха должен быть уверен в том, что мама и папа ждут не дождутся вечера, когда заберут его из детского садика домой, где смогут насладиться общением с ним.

Проблемы в детском саду: если воспитательница ведьма

Для детей злая и конфликтная воспитательница - то же самое, что для вас злой начальник. Но у детей таких начальников не менее двух, а то и трех. И каждый нередко по‑своему относится к детям и выдвигает к ним свои специфические требования. Бывает так, что один воспитатель разрешает то, что категорически запрещает второй. Как же быть? Внимательно отнеситесь к жалобам ребенка, выразите ему свое понимание и сочувствие. Случается, что дома ребенок рассказывает страшные истории о воспитателях - как они его бьют, морят голодом, издеваются над ним. При этом родителям всегда сложно разобраться. Нередко воспитатель говорит одно, а ребенок другое. Кому верить? Ведь дошкольники любят пофантазировать! Однако, каким бы авторитетом и репутацией ни обладал воспитатель, вы, как родитель, в первую очередь должны защищать права и интересы своего ребенка. Если сомневаетесь в правдивости детских слов, предложите ему поиграть в детский садик с куклами. Как правило, малыш будет неосознанно воспроизводить реальные отношения между детьми и воспитателем в его группе. После спокойно изложите воспитателю жалобы ребенка и поинтересуйтесь о возможной их причине. Если окажется, что конфликт действительно имел место, первый раз попытайтесь разрешить его мирным путем. Если такое повторяется, задумайтесь о его истинной подоплеке. Связаны ли конфликты с личностью самого воспитателя или с поведением вашего ребенка? Помните, что как бы хорошо ваш ребенок ни вел себя дома, в детском саду он может быть совершенно другим. Если у ребенка все же выработалось стойкое неприятие воспитателя, иногда не остается ничего лучше, чем перевести его в другую группу, а может, даже сменить садик.

Проблемы в детском саду: «я боюсь»

Детский сад может стать источником страхов, в результате чего малыш откажется туда идти. Но чем же можно напугать в садике? Бывали случаи, что дети боялись сварщиков, чинивших трубы, или пьяницу, бродившего за забором во время прогулки. Среди других страхов лидирует боязнь остаться в группе одному, если всех заберут, а за ним вдруг не придут. Детей беспокоит, что с близкими случится что-нибудь плохое, пока он будет в садике. Особенно страдают страхами те дети, у которых тревожные и беспокойные родители, пытающиеся оградить своего ребенка от любой реальной или мнимой опасности. Если ребенок испытал в детском саду стресс, испугавшись чего-то, сделайте небольшой перерыв в посещении. Даже если страх ребенка кажется вам смешным и ничтожным, со всем вниманием отнеситесь к его переживаниям. Ведь для него они самые настоящие! Поэтому не следует пытаться развеять страхи взрослой иронией или обесценить («Глупости это все!»). Лучше посочувствуйте малышу, выразите ему свое понимание. Далее постарайтесь уверить ребенка в своей любви и готовности защитить. Пересмотрите свои методы воспитания. Нередко взрослые сами формируют у ребенка подобные страхи, запугивая его незнакомыми людьми («Веди себя хорошо, а то сейчас отдам вон тому дяде!»), врачами («Если не будешь есть, тебе сделают укол!»), милиционерами («А ну прекрати, а то тебя заберет милиционер!»), сказочными персонажами («Быстро ложись спать, иначе придет серый волк и съест тебя!»). А потом те же родители искренне недоумевают, почему их ребенок трясется от страха на приеме у врача, замирает при виде милиционера или рыдает в садике во время детского утренника с участием Бабы-Яги. Справьтесь с собственными страхами и тревогами. Ведь вам неосознанно подражают дети. Конечно, особенно в наши дни, беспокойство за своих детей понятно. Тем не менее излишняя и необоснованная тревога взрослых невротизирует всех - и малышей, и родителей.

Проблемы в детском саду: чистая манипуляция

Что делать, если с утра пораньше ребенок закатывает вам настоящую истерику, лишь бы не идти в садик? Неужели ребенку действительно так плохо там? Но почему тогда он с папой ведет себя совсем по‑другому? Один из возможных ответов на этот вопрос - ребенок пытается манипулировать вами. Для него утренняя истерика связана не столько с нежеланием идти в детский сад, сколько с возможностью добиться от родителя какой-либо выгоды для себя. Например, обещания, что ему купят новую игрушку, если он успокоится. В других случаях маленькому тирану просто хочется показать свою власть. Ведь если мама уступит, все увидят, кто на самом деле главный в семье. Истинный манипулятор использует подобные истерики как способ повлиять на родителей. Это может случиться в магазине, на улице, в гостях. Причем малыш прекрасно чувствует слабости близких. Именно поэтому он знает, что можно и чего нельзя позволить себе с каждым из них. Как же поступить родителям? Выясните первопричину. Задумайтесь, чего малыш хочет добиться? Может, внимания или самостоятельности в принятии решений? Или какой-нибудь другой уступки с вашей стороны?- Будьте последовательны. В следующий раз, когда ребенок закатит вам истерику, сохраняйте спокойствие и невозмутимость, не показывайте ему, что вы обескуражены и готовы на уступки. Это тяжело, но, единожды уступив, вы будете капитулировать снова и снова. Обратите внимание на свои переживания. Что вы чувствуете - стыд, обиду, злость? Скажите ему об этом спокойно, без упреков и угроз.- Обратитесь к психологу. Особенно если истерики происходят по малейшему поводу. Как правило, в таких случаях родителям вместе со специалистом приходится сильно потрудиться, перестраивая отношения с ребенком. Для этого вам будет необходимо выработать в семье между всеми ее членами единые требования и способы дисциплинирования ребенка.

Проблемы в детском саду: жди меня и я вернусь

Нет универсального рецепта, как сделать так, чтобы ребенок с радостью ходил в садик. Ведь кроха - живой человек, со своими потребностями и чувствами. Но в этом его индивидуальность! Родителям следует со всем вниманием и уважением относиться к внутреннему миру ребенка, даже если это выражается в виде протеста против детского сада. Покажите малышу, что разделяете его чувства, страхи, опасения. Задумайтесь, возможно, сегодня у него действительно есть основания не пойти в сад. Но если все же расставание по утрам и вам, и ребенку дается тяжело, попытайтесь придерживаться наших рекомендаций. Нередко конфликт начинается еще дома или по дороге в сад. Подъем, умывание, одевание превращаются в настоящее испытание для родителей. Чтобы сделать этот процесс менее конфликтным, попробуйте вместе с ребенком выработать некий ритуал утреннего подъема. Например, вы подходите к малышу, ласково его будите, целуете и разрешаете еще минут 10 полежать в постели. Затем помогаете одеться, рассказывая по ходу дела о своем сне и интересуясь тем, что снилось ему. Очень скоро такой ритуал станет не только приятным и привычным способом утреннего подъема, но и средством выражения любви друг к другу. По дороге поговорите с ребенком о чем-нибудь приятном и интересном, поиграйте в словесную игру, вместе сочините сказку или просто подурачьтесь. Если ребенок утром в садике вас не отпускает, не следует убегать, подкараулив момент, когда кроха отвлечется. Представьте себя в его положении: вы приходите в малопривлекательное место с самым близким человеком. И, хотя вам неуютно, вы чувствуете себя в безопасности, ведь рядом ваш защитник. Но вот вы отвернулись буквально на минутку, а родного человека и след простыл. Он просто исчез - неожиданно, без объяснений, даже не попрощавшись! Вы растеряны, напуганы, обижены, брошены! Такие же чувства испытывает ребенок, а еще он начинает задумываться, можно ли вам теперь доверять, не бросите ли вы его так же в любом другом месте - в магазине, в парке, в гостях. И чем больше его это беспокоит, тем сильнее он будет цепляться за вас, стараясь ни на минуту не упустить из поля зрения. Не стоит расставание превращать в настоящую драму. Достаточно уделить этому несколько минут и также выработать определенный ритуал прощания. Например, вы обнимаете ребенка, целуете его, говорите, что очень его любите и непременно будете по нему скучать, но обязательно вернетесь вечером. Не следует пускаться в бесконечные оправдания и споры, нервничать. Некоторые родители - словно эмоциональные вампиры: пока ребенок утром не заплачет, они не успокоятся. Для них это сигнал подтверждения их родительской самооценки: «Он так сильно любит меня, что не может без меня провести и дня. Какой я все-таки хороший родитель!» Главное - сохранять спокойствие и доброжелательное отношение к ребенку. Ведь гораздо приятнее расстаться, признавшись ему в любви, чем разругавшись с ним.

Анастасия Мень
Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора.

При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда терминов и понятий.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих :

Преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) ;

Сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ) ;

Органов, осуществляющих управление в сфере образования , и подведомственных им учреждений и организаций (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) ;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ) .

Образовательным является учреждение , осуществляющее образовательный процесс , то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным относятся учреждения следующих типов :

- дошкольные ;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования );

Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования ;

Учреждения дополнительного образования взрослых ;

Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ) ;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) ;

Учреждения дополнительного образования детей ;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс .

Исходя из статьи 18 Закона РФ "Об образовании " от 10 Июля 1992 г., понятие «дошкольное образование » содержит следующие положения :

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

Для воспитания детей дошкольного возраста , охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений ;

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому .

В данной работе предлагается рассмотреть иной вариант сети дошкольных учреждений .

На сегодняшний день дети дошкольного возраста могут посещать ГБДОУ, предоставляемые им городом (или другой административной единицей) . Если же мест в дошкольном учреждении нет , ребёнок «стоит в очереди» до момента освобождения или создания места в ДОУ. При этом, как дети, уже посещающие сад, так и «стоящие в очереди» , могут посещать учреждения дополнительного образования . Может случиться так, что ребёнок не успевает попасть в сад до поступления в школу, тогда судьба его дошкольного образования ложится полностью на плечи родителей.

Также есть мнение, что некоторые родители, отдав ребёнка в сад, не заботятся о том, какое образование он получает в стенах ДОУ, т. к. считают его неудовлетворяющим нужд ребёнка, поэтому прибегают к услугам дополнительного образования , как правило платного.

Многие родители, хотя их устраивает качество преподавания в ДОУ, все равно дополнительно «образовывают » своего ребёнка, т. к. некоторых дисциплин, действительно, нет в саду.

Есть родители, считающие, что не нужно отнимать у ребёнка детство, и предпочитающие не загружать чадо образованием до поступления в школу, предполагая, что «пойдёт в школу, а там его всему научат» .

В связи с вышесказанным, рассмотрим следующую модель сети дошкольных учреждений .

Рассмотрим схему (Приложение 1, где сеть ДУ делится на учреждения, разделённые по типам образования (первого, второго, третьего и дополнительного образования , наличию образовательных функций и системе оплаты.

Учреждения первого типа, т. н. ухода и присмотра, представляют собой дошкольные учреждения , где осуществляется воспитательный педагогический процесс (ВПП, но отсутствует образовательный сегмент педагогический процесса. В течение дня осуществляется присмотр за детьми, проводятся режимные моменты (кормление, прогулка, сон, а в остальном у воспитанников проявляется самостоятельная деятельность. Оснащение групп – минимальное. Такие учреждения могут быть бесплатными для родителей, т. к. все расходы на содержание учреждений первого типа берёт на себя городская администрация. Таким образом , может быть закрыт вопрос о предоставлении бесплатного дошкольного образования в нашей стране .

Второй тип учреждений – учреждения, где осуществляется воспитательно-образовательный педагогический процесс (ВОПП) с минимальным набором образовательных функций (например, в сетке занятий оставлены все, но по одному в день и так в течение месяца (1 день-рисование, 2 день – физкультура, 3-экология, 4- музыка, 5- чтение, 6-лепка и т. д.). Также соблюдаются все режимные моменты. Оплата – из расчёта себестоимости посещения в день за вычетом субсидий из бюджета города. Таким образом , с воспитателей снимается часть образовательной нагрузки , а родителям предоставляется минимальный необходимый набор услуг за небольшую плату.

Третий тип учреждений – ДОУ, функционирующие в настоящее время, где организован ВОПП с проведением всех режимных моментов, ведётся образовательная деятельность с соблюдением всех федеральных государственных требований к образовательным программам , введением парциальных программ, проводится активная работа с родителями и специалистами. Соответственно и оплата за посещение дошкольного учреждения будет по полной себестоимости, большая часть которой сейчас компенсируется из бюджета города. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в группах снизится количество детей и, как следствие, повысится уровень образования ; на содержание детского сада не нужно тратить бюджетные средства, повысится уровень квалификации и заработной платы сотрудников, изменится отношение родителей в положительную сторону.

Четвертый тип – учреждения дополнительного образования , которые представляют собой учреждения, дающие возможность получить специфическое образование , имеющее узкую специализацию.

1. Создавая учреждения первого типа решается вопрос о бесплатном образовании ;

2. Создавая учреждения второго типа облегчается нагрузка на педагога, а родители получают необходимый набор услуг по минимальной стоимости;

3. В учреждениях третьего типа родителям и детям предоставляется максимальный набор образовательных программ и дополнительных услуг, снижается количество детей в группе, что влечёт за собой повышение качества образования за счёт возможности реализовать индивидуальный подход. Повышенная плата за посещение ДОУ решает 2 проблемы : самоокупаемость организации и моральное отношение к услугам, за которые платит родитель, т. к. низкий уровень оплаты ведёт к ухудшению отношения со стороны родителей.

Таким образом можно попробовать решить несколько актуальных проблем в современном дошкольном воспитании и образовании .

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.


Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

Соответственно, проблемы дошкольного образования активно обсуждаются и решаются, о чём свидетельствует проведённое 23 апреля 2013 года заседание в формате Открытого Правительства, на котором представители власти вместе с экспертами обсуждали самые актуальные проблемы дошкольного образования в РФ.

Какие проблемы дошкольного образования существуют?

Как и любая сложная система, дошкольное образование, к сожалению, является вместилищем для множества проблем. Для их устранения необходимо глубокое реформирование этой системы, которое должно проводиться своевременно и поэтапно. Эксперты выделяют следующие наиболее актуальные проблемы дошкольного образования:

1. Проблемы в области финансирования

Сюда относятся:

  • недостаточное оснащение детских садов,
  • устаревание материально-технической базы,
  • невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы,
  • отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.

В некоторых детских садах основное финансирование осуществляется за счёт родителей – это тоже проблемы дошкольного образования, которые требуют разрешения.

2. Проблемы с педагогическими кадрами

Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. После разработки нового федерального стандарта эти проблемы дошкольного образования будут разрешены.

Финансовый вопрос, касающийся оклада педагога в ДОУ, также будет рассмотрен, зарплаты будут повышены.

3. Перегруженность детских садов

Проблемы дошкольного образования, связанные с недостатком мест, рассматриваются многими экспертами как наиболее актуальные. Детские сады перегружены, во многие из них стоят очереди, у некоторых детей просто нет возможности попасть в детский сад.

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

4. Проблемы с организацией питания

Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ.

5. Проблемы с взяточничеством

Из-за нехватки мест в детских садах образуются большие очереди, что, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития взяточничества. Получая взятку, заведующие могут на этом основании самостоятельно распределять приоритеты при приёме детей в детский сад.

В первую очередь, развитию этой ситуации благоприятствуют сами родители, которые пойдут на всё ради того, чтобы записаться в самый удобный для них садик.

Кроме того, эта проблема исходит из того, что приоритеты приёма в дошкольные образовательные учреждения остаются размытыми: если в садах нет мест, родители порой не могут добиться приёма ребёнка даже в то ДОУ, к которому они привязаны по месту жительства.

Проблемы дошкольного образования: глазами родителей

Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблемы дошкольного образования: поиск решений

В данный момент работа по повышению качества такого сегмента образовательной сферы, как дошкольное образование, ведётся, главным образов, в следующих направлениях:

  • Разрабатывается новый профессиональный и образовательный стандарт для работников системы дошкольного образования;
  • Строятся новые здания под детские сады, предлагаются проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах;
  • Рассматриваются новые проекты по финансированию детских садов. Объём планируемых средств, которые будут выделены на развитие дошкольного образования в 2013-15 гг. превышает 1 трлн. рублей;
  • Создаются благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе;
  • К 2016 году планируется обеспечить как минимум 1 600 000 новых мест в детских садах.

Майра Кужабаева
Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Актуальность проблемы :

В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна . Хочется отметить,что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. В настоящее время есть и проблемы современного образования . Если не оказывать должного внимания особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей жизни.

Одной из основных проблем является общение- умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.

Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что педагог проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Необходимо поговорить и о семье. На сегодняшний день встречается большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают различные сложные ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы : информационно-аналитические, досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.

Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их . Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы , в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу .

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Есть и другие проблемы в современном образовании ,можно перечислить их очень много : проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД . И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных технологий и методик,отвечающих новому времени.

Перечисляя проблемы образования , хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование . Педагоги и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка» , ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет раньше или позже. Могут возникнуть два варианта. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Возникают отрицательные эффекты, такие как например потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственностью в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Это же подтверждают и исследования многих педагогов : «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие - к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».

Обратим внимание и на то , что образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования . Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен ставить перед собой цель - обеспечение развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Заключение :

Итак, можно сказать, что проблемы в образовании ,а в частности в современном образовании есть , и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста , помогали ему. Конечно более эффективное обучение это то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от педагога, от его целей. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет

Публикации по теме:

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях Я, Анкудинова Юлия Сергеевна, осуществляю свою педагогическую деятельность в МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое».

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.

Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Статья посвящена актуальной на сегодняшний.