Возрастные особенности шестилетних детей. Каким должно быть артериальное давление у детей разного возраста

Новорожденный ребенок ограничен в движениях из-за особенностей его тела. Не до конца сформировавшийся двигательный аппарат крохи не позволяет ему выполнять те движения, которые, к примеру, доступны малышам годовалого возраста. Чтобы двигательная активность грудничка развивалась и совершенствовалась, полезна лечебная физкультура для грудничков. Подобная гимнастика очень полезна для новорожденных детей, и может выполняться не только в случаях отклонений в развитии или каких-либо врожденных патологий. Физкультура для младенцев так же обязательна, как и уроки физического воспитания в детском саду или школе.

Что дает грудничкам гимнастика?

ЛФК (лечебная физическая культура) может быть применима, даже если грудничок абсолютно здоров. Ведь нет никакой гарантии, что патология не обнаружится немного позже. Поэтому ребенок должен двигаться еще с рождения, конечно, с помощью родителей и ЛФК.

Но каким образом лечебная гимнастика влияет на детский организм?

  1. Во время занятий увеличивается приток крови к мышцам и тканям.
  2. Активизируются обменные процессы.
  3. Улучшается функциональность надпочечников.
  4. Нормализуется общее физическое развитие.
  5. Укрепляется защитная система организма.
  6. Правильно формируется опорно-двигательная и костная система.
  7. Способствует развитию важных рефлексов.
  8. Нормализуется функциональность ЖКТ.
  9. Стимулируется развитие головного мозга и умственное развитие в целом.
  10. Укрепляется нервная система.
  11. Занятия на мяче (фитболе) совершенствует вестибулярный аппарат.
  12. Обеспечивается прочное сцепление мышц, костей.
  13. Способствуют улучшению сна и аппетита.

Поскольку грудничок в периоды бодрствования с радостью играется своими ручками и ножками, лечебный массаж доставит ему еще больше удовольствия. Гимнастика активизирует другие части тела малыша, вследствие чего кроха быстрее научится сидеть, ползать, ходить. Кроме того, регулярные занятия ЛФК – отличная профилактика гипертонуса мышц и нарушений осанки. ЛФК могут назначить при дисплазии тазобедренных суставов, врожденном вывихе бедра, при мышечной кривошее, при ДЦП, плоскостопии и косолапости, сколиозе врожденного типа.

Правила проведения ЛФК

Прежде чем начать делать ребенку лечебную гимнастику, следует ознакомиться с правилами ее проведения.

  1. Лучшее время для начала занятий по ЛФК – месячный возраст. При этом гимнастика должна чередоваться с массажем. С полугодовалого возраста лечебный комплекс занятий начинают делать с ЛФК, а заканчивают массажем, давая ребенку расслабиться и отдохнуть.
  2. Если грудной ребенок чувствует себя плохо, физкультура должна быть отменена. Продолжать делать лечебный массаж можно будет только после того, как малыш полностью поправится.
  3. Грудной ребенок может капризничать во время массажа. В такие моменты его нужно отвлечь игрушкой или успокоить, взяв на руки. Приучать к занятиям лучше постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце комплекса.
  4. Следите за своими движениями – не переусердствуйте, иначе в следующий раз грудничок откажется от массажа криком и истерикой, помня боль и дискомфорт, который он ощущал в прошлый раз. Запомните: после процедуры на теле малыша не должно оставаться красных пятен, и тем более синяков.
  5. Прежде чем начать делать гимнастику, необходимо проветрить помещение, исключить сквозняки. Оптимальная температура воздуха – 20-22 0 С. Проводят гимнастику спустя 0,5-2 часа после еды и купания.
  6. Стол, где вы будете делать массаж ребенку, должен быть свободным с трех сторон, чтоб была возможность беспрепятственно подойти к малышу.
  7. Важно тщательно вымыть руки перед процедурой, разогреть их, снять все металлические предметы (браслеты, часы, кольца), срезать ногти. На коже рук у взрослого не должно быть ссадин и ран.
  8. Грудничок в возрасте после месяца может быть голеньким во время процедуры, новорожденного младенца оголяют частично – открывают те места на теле, которые массажируют.
  9. Если проводится лечебная физкультура, крохе надевают майку или футболку с коротким рукавом, трусики с подгузником.

Грудной ребенок во время ЛФК должен лежать на ровной поверхности (например, на пеленальном столике). Общее время занятий – 15 минут. Каждое упражнение рекомендуется повторять от трех раз. Все движения следует сопровождать ласковыми словами, улыбкой – гимнастика должна вызывать у ребенка положительные эмоции.

Очень важно правильно выполнять порядок ЛФК: сначала начните комплекс нежными и легкими поглаживающими движениями, не нажимая при этом с усилием на детское тельце. Ручки принято поглаживать от пальчиков к плечам, ножки – от ступней кверху, животик – с боковых частей к пупку. Поглаживания животика нужно делать исключительно по часовой стрелке и вокруг пупка.

Общие упражнения для лечебной гимнастики

Если грудной ребенок готов узнать, что такое лечебная физкультура, начните делать следующие упражнения.

  1. Развиваем правильное дыхание. Уложите кроху на спинку, скрестите его ручки на груди. По очереди поднимайте ручки вверх, слегка удерживайте их в таком положении. Затем поднимите вверх обе ручки, заводят их за голову, после чего опускают вниз, располагая вдоль туловища.
  2. Гимнастика для ножек. Согнуть ножки младенца в коленных и тазобедренных суставах, сомкнуть их, сблизив коленки. Придерживая большим пальцем коленку, остальными обхватить таз грудничка и выполнять повороты таза в стороны. Еще одно упражнение – по очереди сгибать ножки малыша, а затем чередовать их сгибание со сгибанием ручек. Третье упражнение – разводить ножки в тазобедренном суставе. При этом усилия прилагать не нужно – все должно происходить медленно и аккуратно.
  3. Повороты с спины на животик. Чтобы грудничок научился переворачиваться, это упражнение выполнять нужно обязательно. Важно, чтобы рядом был помощник. Грудной малыш должен лежать на спине. Помощник вытягивает его правую ручку вверх и удерживает ее в таком положении, а инструктор в это время фиксирует правое бедро крохи. Затем помощник должен зафиксировать правую ладошку грудничка на столе, расправив ладошку. Инструктор должен переложить левую ножку крохи через правую, помогая ему перевернуться на животик.
  4. Как научить ребенка ползать? Проще выполнять действие вдвоем: один взрослый держит грудничка за ноги, второй за руки. Первый попеременно подтягивает ножки к животику, а второй – по очереди переставляет ручки младенца. Если грудной ребенок еще не держит самостоятельно голову, следует привлечь к упражнению еще одного взрослого.

Через 4 месяца после рождения грудничок начнет делать первые попытки, чтобы сесть. В этот период ему важно подсобить, и поможет в этом лечебная гимнастика.

  1. С положения «лежа на спине» малыша приподнимают за спинку, делая упор на правую ручку, согнутую в локте. Это же повторяют с левой ручкой.
  2. Ребенок лежит на спине, ему в ручки дают палочку толщиной 2-3 см. Придерживая кулачки крохи, поднимают малыша от поверхности стола, заставляя его сесть. Нужно следить, чтобы ножки грудничка оставались ровными.
  3. Палочку укладывают под пеленку, сложенную в несколько раз, ставят ножками на нее ребенка, удерживая под мышками. Расположение ножек – на ширине плеч. Во время приседаний нужно следить, чтобы ножки не смешались.
  4. Наклоны на палочке. Ставят ребенка, как в предыдущем упражнении. Правой рукой удерживают грудничка за живот и грудь, а левой фиксируют коленки. После этого выполняют наклоны.
  5. Стойка на четвереньках. Взрослые приподнимают ребенка за животик, фиксирую ручки на поверхности стола, а ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах. В таком положении ребенок должен находиться порядка 1 минуты.

Когда малыш уж может стоять на четвереньках, его обучают ползанию по аналогии упражнения по ползанию на животе.

Упражнения с мячом (фитболом)

Оказывается, мячом можно не только играть, но и укреплять организм маленького ребенка. Для грудничка полезны такие упражнения на фитболе:

  • покачивания в направлении вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке, с потряхиваниями. При этом ребенок должен лежать на спине;
  • сгибаем ножки грудничка в коленках к животику, при этом опускаем мячик к себе, разгибаем ножки, опуская мячик от себя;
  • тренируем животик ребенка такими же движениями, как и в первом упражнении, только малыша нужно укладывать не на спинку, а на животик.

Во время упражнений на фитболе его нужно застелить пеленкой, а также следить за тем, чтобы грудной малыш в процессе не ударился головой. Сначала упражнения должны быть простыми и легкими, со временем их можно усложнить.

Комплекс упражнений ЛФК для грудничка

Как правило, лечебную физкультуру детям с патологиями назначает специалист, он же определяет, какие упражнения будут для ребенка наиболее эффективными. Если же у ребенка никаких отклонений в физическом развитии нет, родители могут взять за основу гимнастики следующий комплекс упражнений:

  1. Поглаживание тела, конечностей.
  2. «Махи» ручками в стороны с положения «лежа на спинке».
  3. «Перекрестные махи»: скрестить ручки крохи на груди, развести в стороны, снова скрестить и т.д.
  4. Поочередное сгибание/разгибание ножек в коленке.
  5. Легкое постукивание по грудке малыша (упражнение способствует укреплению грудных мышц).
  6. Поглаживания по спине: проводим указательным и средним пальцами вдоль позвоночника в направлении снизу-вверх, ладошками от позвоночника к ребрам, круговыми движениями от поясницы к голове (выполняем большим пальцем) и по пояснице от позвоночника к ребрам.
  7. Массаж кожи головы пальцами, выполняя легкие круговые движения, или мягкой щеточкой.

Все движения должны быть аккуратными, выполняться без нажима. Комплекс можно дополнять новыми упражнениями по мере взросления ребенка.

Противопоказания к ЛФК

Есть случаи, когда лечебная гимнастика категорически противопоказана для грудничка:

  • инфекционные заболевания, повышенная температура тела;
  • сердечная, легочная недостаточность;
  • кожные болезни: аллергические дерматиты, грибок, инфекционная сыпь, ожоги, травмы и т.д.;
  • расстройства ЖКТ, сопровождающиеся рвотой, болями в животе, поносом, тошнотой;
  • кровотечения и болезни крови;
  • опухоли разной этимологии;
  • изменения в анализе мочи;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Также не стоит делать ребенку лечебную гимнастику, если он перенес вакцинацию. Возобновить занятия можно спустя 3 дня после получения прививки. Если же самочувствие малыша не улучшилось за это время, гимнастику откладывают минимум на неделю.

После первых занятий грудничок будет засыпать лучше и спать крепче. Это нормальная реакция, когда в привычный режим новорожденного вводят дополнительные физические нагрузки. Но стоит обратить внимание на то, что если кроха станет капризным и будет плохо засыпать, следует уменьшить нагрузку ЛФК и вовсе отказаться от занятий на пару-тройку дней, наблюдая за состоянием ребенка все это время. Если ребенок ослаблен, дайте ему время на отдых – устраивайте занятия через день-два, если же малыш в прекрасном расположении духа – занимайтесь гимнастикой ежедневно.

Детство – это не только то прекрасное время, когда малыш отличается непосредственностью, живостью, любознательностью, а еще это время – когда его детский организм растет и развивается, когда происходит становление всех систем организма. Поэтому очень важно в этот период помогать ребенку, но не только психологически (играть с ним, заниматься, объяснять), но и физически, а именно – заниматься гимнастикой. И делать это необходимо, даже если медициной это не показано. Для ребенка (особенно до года жизни) занятия гимнастикой имеют большое значение, надо сказать – даже больше, чем для взрослого человека. Ведь физкультура оказывает очень благоприятное воздействие и на физическое, и на психическое развитие детей. Благодаря систематическим занятиям физкультурой у детей происходит своевременное возникновение двигательных и речевых навыков, и, в дальнейшем, их правильное развитие и совершенствование.

А если ребенок недоношенный, находящийся на искусственном вскармливании, малоподвижный, если у него плохой аппетит, он нервно возбудим и перенес какое-либо заболевание, то в таких случаях занятия физкультурой особенно необходимы и важны. И очень большую необходимость в занятиях физической культурой испытывают те дети, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии.

Надо сказать, что ЛФК для детей, которым еще не исполнился год, состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Что представляют из себя эти упражнения? Движения, которые ребенок совершает в ответ на какое-либо раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения являются неосознанными. Если человек, занимающийся с ребенком, делает упражнения за него, т.е. ребенок в этот момент пассивен, то тогда такие упражнения называются пассивными. А если ребенок сам выполняет упражнения, все делает самостоятельно, то, соответственно, это – активные упражнения. Также физкультура для детей, как правило, дополняется массажем детей .

Гимнастика для детей от 1,5 до 3-х месяцев.

Надо отметить, что дети этого возраста отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них происходит выявление некоторых врожденных рефлексов. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения. А именно:

  • разгибание позвоночника – ребенок лежит на боку, и у него вызывается рефлекс в результате проведения пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса (упражнение рекомендуется выполнять по 2-3 раза на каждом боку).
  • следующее упражнение – поднимание головы. Рефлекс вызывается при поднимании ребенка, который лежит на животе, одной ладонью, в то время как другая ладонь придерживает малыша за стопы и голени (повторить 1-2 раза).
  • Сгибание и разгибание пальцев стопы – этот рефлекс вызывается, когда ноги ребенка захватываются одной рукой, при этом другая рука сначала надавливает на подошву у корней пальцев, а затем проводит пальцем по наружному краю стопы (упражнение следует выполнять 3-4 раза).
  • И последнее рекомендуемое упражнение – «пританцовывание». Этот рефлекс вызывается, когда ребенка ставят на стол, поддерживая под мышки (выполнять 4-6 раз).

Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев.

Этот возраст ребенка характеризуется тем, что у него устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Поэтому в это время следует делать акцент на пассивные упражнения для грудничков . Необходимы следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине, и ему скрещивают руки на груди (повторить 4-6 раз).
  • Ребенок также лежит на спине, и его поворачивают на живот вправо и влево – пассивное упражнение, при котором ребенка одной рукой держат за стопы, а другой – за руку, согнутую в локте (сначала одну руку, затем – другую) (выполнить 1-2 раза).
  • Разгибание позвоночника и ног – это рефлекторное упражнение, при выполнении которого ребенок удерживается одной рукой под живот, а другой – за ноги, и поднимается над столом (сделать 2-3 раза).
  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп, при котором нужно проводить пальцем (с легким нажимом) по краю и вокруг стопы ребенка (выполнить 2-3 раза).
  • И, наконец, «пританцовывание», о котором говорилось выше (повторить 6-8 раз).

Гимнастика для детей от 4-х до 5 месяцев.

Этот возраст примечателен тем, что у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. В это время с детьми следует заниматься следующими упражнениями:

  • Пассивное упражнение – скрещивание рук ребенка на груди плюс сгибание и разгибание рук (повторить 6-8 раз).
  • Рефлекторное упражнение – ребенок лежит на спине, и производится сгибание головы, позвоночника и ног ребенка, при этом надо взять малыша под спину и ягодицы и удерживать над столом (выполнить 1-2 раза).
  • Затем выполняем пассивное упражнение, которое называется «топание». Для этого голени ребенка обхватываются руками и сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, стопы опускаются на стол попеременно и обе сразу (повторить 8-12 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот ребенка со спины на живот вправо и влево (выполнить 1-2 раза).
  • Затем следующее рефлекторное упражнение – ребенка приподнимают, держа под живот, и выполняют разгибание позвоночника и ног (сделать 1-2 раза)
  • Пассивное упражнение – «присаживание». При выполнении этого упражнения ребенка кладут на спину, берут его руки выше кисти, отводят их в сторону, слегка потягивая (выполнить 2-3 раза)
  • Вновь пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. Ребенок кладется на живот, и его руки, согнутые в локтях, отводятся назад (повторить 2-3 раза)
  • И, наконец, активное упражнение – «переступание». При выполнении этого упражнения ребенка держат под мышки и приставляют стопами к столу (сделать 1 раз)

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев.

У ребенка в этом возрасте происходит развитие произвольных движений. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение – поднимание прямых ног, при котором руками фиксируются колени ребенка и его ноги поднимаются до вертикального положения (повторить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение. Ребенок лежит на спине, и выполняются круговые движения ног в тазобедренных суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево (сделать 1-2 раза).
  • Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. При выполнении этого упражнения ребенок кладется на живот и его руки отводятся назад (повторить 1-3 раза).
  • Ребенок кладется на спину и выполняется пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног (выполнить 3-5 раз).
  • И, наконец, активное упражнение – ползание. Для этого перед ребенком кладется игрушка яркой расцветки, а его стопы фиксируются таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Гимнастика для детей от 9-ти до 12-ти месяцев.

Этот возраст ребенка характерен тем, что у него развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. Необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Активное упражнение – сгибание и разгибание ног. Можно выполнять из любого положения (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – вставание на ноги. При этом ребенка необходимо поддерживать и направлять (выполнить 1-2 раза).
  • Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища. Данное упражнение выполняется, когда ребенок стоит, прислонясь спиной к взрослому, а около его ног кладут игрушку и просят ребенка ее поднять (сделать 2-3 раза).
  • Активное упражнение, заключающееся в доставании игрушки, похожее на предыдущее упражнение, только игрушка располагается на уровне плеч ребенка (выполнить 4-6 раз).
  • Активное упражнение, которое состоит в сгибании и разгибании рук ребенка. Ребенку предлагается обхватить кольца, а затем взрослый тянет за них, сгибая и разгибая руки ребенка (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – приседание. Ребенку предлагается присесть, при этом взрослый должен его придерживать и помогать (выполнить 4-6 раз)
  • И, последнее – ходьба (активное упражнение) . Это упражнение следует выполнять примерно 1-2 минуты.

Каждый родитель должен помнить о том, что физкультура для ребенка должна быть ежедневным занятием, она должна приносить ребенку радость и удовольствие. Старайтесь выполнять все перечисленные упражнения, если вы сами не знаете, как правильно их выполнять, то попросите педиатра, чтобы он вам показал, и в дальнейшем вы уже сами сможете их делать дома.

Ваш ребенок постоянно болеет или имеет врожденные пороки? Советуем попробовать лечебную гимнастику, которую вполне успешно используют педиатры со всего мира. Она станет прекрасным дополнением к основным методам лечения и поможет вашему малышу быстрее вернуться к нормальному ритму жизни. Но обо всем по порядку!

Лечебной гимнастикой называют целую систему специальных физических упражнений, которые помогают унять болевые ощущения и избавиться от ряда тяжелых заболеваний. Такая гимнастика основана на активных движениях, которые ребенок выполняет самостоятельно. В тех же случаях, когда он не в состоянии двигать какой-либо частью тела, используется помощь специалиста. Именно он приводит в движение отдельные группы мышц или суставы.

Главная цель лечебной гимнастики для детей состоит в восстановлении и укреплении психологического и физического здоровья. Данная система упражнений применяется и в тех случаях, когда присутствует необратимый дефект (поперечный паралич или ампутированная конечность). С ее помощью пациент учится выполнять движения, которые заменят ему функции ампутированных частей тела.

Кто назначает

Систему упражнений назначает лечащий врач, а проводит их специалист, прошедший обучение в специализированной школе (кинезитерапевт).

Эффективность

Лечебная гимнастика для детей не зря пользуется такой популярностью. Ее пользу вряд ли можно переоценить:

  • — Она способствует укреплению и растяжению тела человека;
  • — Помогает в кратчайшие сроки избавиться от повреждений сухожилий, мышц, нервов и суставов;
  • — Улучшает физическое состояние пациента;
  • — Заменяет новыми утраченные функции тела;
  • — Учит координации движений;
  • — Предотвращает появление тромбозов, пролежней, воспаления легких (читайте );
  • — Помогает пациенту обходиться без помощи других людей в повседневной жизни.

Все эти свойства успешно используются во многих областях медицины: ортопедии, травматологии, неврологии, гериатрии, спортивной медицине, хирургии, гинекологии и многих других.

Упражнения лечебной гимнастики для детей

Приведенные ниже упражнения являются лучшей , искривления ног, сколиоза, бронхита, плоскостопия, гипотрофии, расстройства ЖКТ и прочих заболеваний. Эту систему, направленную в основном на коррекцию осанки, можно использовать для детей от трех до шести лет (средний дошкольный возраст).

«Бросок»

Попросите ребенка лечь на спину, вытянуть руки на уровне груди и взять в них гимнастическую палку. Ребенку нужно поднять обе ноги, перекинуть их через эту палку и таким же образом принять исходное положение. Повторяйте не меньше 13-15 раз.

«Воздушное письмо»

Уложите ребенка на спину, ноги нужно сомкнуть и поднять вверх. Попросите его ногами нарисовать в воздухе предметы, которые переносит на своей спинке муравей. Пусть кроха также укажет направление и скорость движения, прорисует даже самые мелкие детали. Это упражнение достаточно выполнить 1 раз.

«Пловец»

Исходное положение – лежа на животе. Ребенок должен совершать движения, имитирующие плавание, при этом его руки не могут касаться пола. Специалист или кто-то из родителей может предложить несколько ситуаций, которые кроха должен изобразить. Например: «Собачка шла в гости к своему другу, но на ее пути встала речка. Собачке нужно переплыть речку, а затем добраться домой с противоположного берега».

Выполняйте упражнение до тех пор, пока малыш не устанет достаточно сильно.

«Ходьба»

Исходное положение – стоя, руки на поясе. Попросите ребенка пройти один круг по комнате на пяточках («Зайчик переступает лужу»), на носочках («Зайчик тихонько крадется мимо спящей Лисы»), на внешней и на внутренней стороне стопы («По лесу идет Медведь»).

Упражнения лечебной гимнастики не должны вызывать у детей негативных эмоций. Чтобы получить хороший результат проводите занятия как можно чаще – ежедневно или же через день. Физические нагрузки увеличивайте постепенно, чтобы ребенок смог адаптироваться.

Видео лечебной гимнастики и физкультуры для делей от 2 до 7 лет:

Успех лечения многих заболеваний зависит от разных факторов. И достаточно важную роль играет комплексный подход, в том числе и использование методик лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура (либо как ее чаще называют ЛФК) часто недооценивается родителями и даже некоторыми медиками, однако на самом деле она может сыграть одну из ведущих ролей в лечении пациентов разного пола и возраста. В частности, грамотная физическая нагрузка помогает детям:

  • Которых часто беспокоят ОРЗ и ОРВИ.
  • С астенической фигурой.
  • С избыточной массой тела.
  • С недугами опорно-двигательного аппарата, представленными плоскостопием, сколиозом, дисплазией тазобедренного сустава, нарушениями осанки.
  • Которые ведут малоподвижный образ жизни.
  • У которых диагностирована гиперактивность и прочие неврологические нарушения (поведенческие патологии, неврозы и пр.).

Упражнения ЛФК для детей представляют собой не просто набор из разных нагрузок – это целая система, которая тщательно разрабатывается и предлагается для выполнения в специально оборудованных кабинетах под наблюдением инструктора. Возможно проведение комплексов занятий в домашних условиях.

Цели

Лечебная физкультура в детском возрасте может стать важнейшей частью формирования физического здоровья ребенка. В частности, положительное влияние на иммунитет оказывают:

  • Всевозможные аэробные нагрузки, представленные, гимнастикой, бегом, прогулками, аэробикой.
  • Дыхательные занятия.

Есть данные, что ЛФК способна давать более заметный и стойкий эффект, нежели сбалансированное и разнообразное питание.

Для многих детей характерно частое возникновение болезней органов дыхания, которые приводят к:

  • Нарушениям газообмена.
  • Недостаточно полноценной деятельности сердечно-сосудистой системы.
  • Изменениям обменных процессов.
  • Снижению защитных и адаптивных способностей.

Как правило, когда малыш болеет, его физическая активность закономерно снижается. Даже родители пытаются настоять на ограничении движений, в том числе и тогда, когда самочувствие ребенка не слишком нарушено. Однако выполнение лечебной физкультуры часто помогает ускорить выздоровление:

  • Улучшить деятельность органов бронхолегочной системы, а также дыхательных мышц.
  • Сделать дыхание более глубоким, добавить ему ритмичности.
  • Укрепить все дыхательные мышцы.
  • Активировать либо улучшить дренажные функции бронхов, восстановить их проходимость, снизить выраженность воспалительных процессов.
  • Повысить активность газообмена и усилить поступление кислорода в кровь.
  • Активировать синтез биологически активных элементов, способных увеличить резистентность организма к агрессивным возбудителям.
  • Предупредить всевозможные осложнения, развитие хронических недугов и пр.
  • Активировать работу надпочечников, в частности, синтез ними противовоспалительных гормонов, что, в свою очередь, помогает снизить чувствительность ко всевозможным аллергенам.

Грамотные физические нагрузки при заболеваниях у детей помогают ускорить процессы выздоровления и дают возможность предупредить рецидивы недуга. Заниматься ЛФК можно лишь после стабилизации температурных показателей и улучшения общего состояния малыша.

ЛФК и легочные болезни

Физическая нагрузка при бронхолегочных недугах у деток должна быть умеренной с постепенно нарастающей интенсивностью. Лучше всего приступать к выполнению упражнений после консультации врача и получения его одобрения. Занятия ЛФК должны носить комплексный характер и включать в себя:

  • Дыхательные упражнения.
  • Статические упражнения.
  • Динамическую нагрузку.
  • Общеукрепляющие упражнения.

В частности, деткам раннего возраста нравится заниматься в игровой форме. Обычно врачи советуют начинать нагрузки с несложных дыхательных упражнений, к примеру, можно попросить малыша:

  • Дуть в трубочку или свисток.
  • Надувать воздушные шарики (разной степени плотности).
  • Выдувать мыльные пузыри.
  • Дуть на кораблик, который плавает в миске.

После дыхательных упражнений следует завершить занятие серией массирующих хлопков по грудной клетке – спереди, а также сзади.

Комплекс ЛФК

Каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Во время первых занятий нет никакого смысла выполнять все предложенные варианты нагрузок, можно ограничиться несколькими простыми, после чего дополнять комплекс новыми и новыми упражнениями:

  • Занятие начинается с того, что ребенок ходит на месте, высоко поднимая ноги, согнутые в коленках. Руки при этом совершают характерные для ходьбы движения, будучи согнутыми в локтях.
  • Ребенок прогибается в спине, отставляя одновременно назад ногу и закидывая прямые руки за голову. Потягивается и возвращается в исходное положение, после чего повторяет упражнение с другой ногой.
  • Ребенок стоя наклоняется туловищем вправо, а затем влево. Руки при этом прижаты к бокам, при наклоне вправо, прямая правая рука опускается вниз, а левая, согнувшись в локте, поднимается вверх. При наклоне влево – наоборот.
  • Ребенок берет в руки обычный легкий обруч и заводит его за спину. После совершает верхней частью туловища повороты в разные стороны.
  • Ребенок поднимает легкий обруч над головой, после опускает его на плечи, одновременно отводя одну ногу назад.
  • Для выполнения такого упражнения ребенок садится на стул, опирается ровной спиной на спинку и сгибает ноги в коленях поочередно. Руками можно опираться на сиденье стула.
  • Из того же положения ребенок поднимает руки (не сгибая в локтях) в стороны и вверх, после плавно опускает вниз.
  • В той же позиции ребенок берет в руки палку, поднимает ее кверху и опускает вниз на коленки.
  • Теперь нужно сесть на стул без спинки и, взяв палку в руки, завести ее за спину. Далее нужно совершить несколько наклонов вперед и назад.
  • Затем, сидя на стуле, опереться о спинку ровной спиной и поднимать вверх поочередно ноги, не сгибая их в колене.
  • В той же позиции нужно вытянуть руки в стороны и совершать наклоны вправо и влево.
  • В той же позиции положить руки на пояс и совершить такую же серию наклонов.
  • Теперь ребенок должен лечь на спину и немного приподнять ноги над уровнем пола. Следует совершить серию повторов упражнения «велосипед» и «ножницы».
  • Ребенок должен перемещаться на четвереньках, держа спину ровной.
  • После этого ему необходимо лечь на живот и хорошенько потянуться, прогнувшись назад. Руки и голова при этом должны немного оторваться от пола, а ноги – остаться на поверхности.
  • Для окончания комплекса нужно встать ровно и при глубоком и размеренном дыхании поднимать руки назад, вверх и затем перед собой опускать вниз.

Обычно каждое упражнение стоит повторять три – пять раз. Не нужно заставлять ребенка заниматься через силу, лучше превратить гимнастику в веселую игру и выполнять ее вместе.

Веселые упражнения

В комплекс можно включать самые разные игровые упражнения для детей:

  • Журавль. Ребенок стоит ровно, на вдохе резко вскидывает прямые руки кверху (как крылья), а на выдохе опускает их вниз, издавая протяжный звук «у-у».
  • Жук. Чтобы выполнить такое упражнение ребенок садится на пол, руки кладет на пояс. После нужно повернуть корпус вправо и отвести правую руку назад, вдыхая при этом. Выдыхая, нужно вернуться в исходное положение и повторить поворот влево, с другой рукой.
  • Полет. Данное упражнение нужно выполнять на бегу, ребенку следует махать руками, как крыльями, активно дыша.

При выполнении упражнений врачи советуют деткам активно произносить гудящие, а также шипящие звуки. Благодаря этому дыхание станет чище, из бронхов выведутся остатки слизи.

О правилах

Лечебная физкультура не является на сто процентов безобидной, поэтому занятия лучше выполнять, придерживаясь определенных рекомендаций и правил:

  • Перед началом нагрузок стоит проконсультироваться с лечащим врачом. Так, если у малыша есть определенные патологии опорно-двигательного аппарата, обычные упражнения могут быть ему категорически противопоказаны.
  • Нагружать деток нужно постепенно, занятия не должны причинять дискомфорт и тем более боль.
  • Заниматься следует минимум спустя сорок пять минут после трапезы.
  • Вялость, слабость, капризность, температура – это категорические противопоказания для ЛФК.
  • Занятия следует осуществлять в хорошо проветриваемом помещении.
  • Нельзя заниматься ЛФК при патологиях сердца, онкологических недугах, склонности к кровотечениям и прочих заболеваниях. При наличии у ребенка любых проблем со здоровьем целесообразность и вид нагрузок физической культурой необходимо обсудить с врачом.

ЛФК может практиковаться даже с детками грудного возраста. Но первые занятия лучше всего проводить под присмотром опытного специалиста.