Важно изучать историю возникновения причесок. Из истории парикмахерского искусства: возникновение прически

Уход за волосами

6445

26.02.14 15:08

Откуда появились первые прически? Кому обязаны сегодня женщины таким разнообразием причесок? В данной статье будет кратко рассмотрена история их возникновения от древности до наших дней.

История женских причесок

Древнеегипетская цивилизация

Существуют определенные доказательства того, что парикмахерское дело было развито еще в Древнем Египте. Уже в то время женщины использовали некоторые приемы для украшения собственных волос, а именно: окраска и завивка.

При этом окраска волос происходила в большей степени не на естественных волосах, а на париках, которые были изготовлены из шерстяных нитей и натуральных волос.

Прическа в то время практически у всех была темно-коричневого цвета, хотя встречаются рисунки, где изображены люди с оранжевыми и синими париками.

Пышная прическа в Древнем Египте подчеркивала статус ее владельца, выделяя его среди серой массы остальных людей.

Древняя Греция – продолжение истории

Парикмахерское искусство не перестало развиваться после прихода Древнего Египта в упадок. Свое продолжение история причесок находит в Древней Греции. Здесь были даже специальные люди, которые занимались прическами. Одни окрашивали волосы, другие специализировались исключительно на завивке, третьи занимались причесыванием волос. Женщины Греции всегда предпочитали быть стильными и соответствовать современным тенденциям моды.

Мода Древнего Рима

Женщины Древнего Рима также поддерживали свою красоту, заботясь о своих прическах. Они предпочитали прически из длинных волос, которые были заплетены в различные косички. Большой популярностью в то время пользовались специальные каркасы для поддержки волос.

Средневековая Европа – покрытие волос

В это время церковью был навязан чрезмерный аскетизм, что привело к тому, что женщины начали покрывать свои волосы или делать такие же прически, как у мужчин. Пришла мода на выбритые затылки и лбы. В средневековье нельзя было носить рыжие волосы, иначе женщину могли принять за ведьму.

Эпоха Возрождения – расцвет парикмахерского искусства

Модная и красивая прическа вновь становится неотъемлемым атрибутом каждой уважающей себя женщины. Укладка осуществляется таким образом, чтобы максимально был открыт лоб. Часть волос надо лбом удалялись, остальная часть заплеталась косами или завивалась в локоны. Наиболее популярными оттенками становятся золотистый и медовый.

Стиль барокко – чрезмерное желание выделиться

В этот период женщины стали делать оригинальные прически для того, чтобы превзойти всех. Причем оригинальность состояла в том, чтобы сделать самую высокую укладку волос. Так, некоторые укладки из локонов достигали в высоту 50 см.

XX век – стиль модерн

Парикмахерская мода все заметнее приобретает черты стиля модерн, склоняясь к более простым и функциональным прическам. Мужчины в этот период носят короткие стрижки, а женщины предпочитают не слишком длинные. Особой популярностью пользуются разнообразные завивки.

XXI век – огромное разнообразие причесок

Это столетие играет большую роль для дальнейшего развития причесок. Еще ни один век не знал такого огромного разнообразия стрижек, которые существует в нынешнее время. Все, что было изобретено парикмахерами на протяжении многих веков, сегодня предлагается на выбор модницам.

В настоящее время люди делают особые прически буквально на каждое отельное событие в их жизни – на работе они предпочитают носить одну прическу, дома другую, третья приготовлена на свадьбу друзей, четвертая – на вечеринку в клубе и т.д.

История причесок на этом не заканчивается, и кто знает, какую моду принесет следующее столетие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ

П ЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЛИ РЕНЕСАНС

ДИРЕКТОРИЯ

БИДЕРМАЙЕР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. "А почему бы и нет?" - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел. Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое "дефиле" прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки... Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела.

Формирование прически проходило под влиянием устоев общества, климатических условий и многих других факторов. Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Но одно всегда оставалось неизменным - стремление человека выделиться, раскрыть свою индивидуальность.

Прическа - это форма придаваемая волосам стрижкой: завивкой укладкой и филировкой Прическа может быть из естественных и искусственных волос с шиньонами и прядями разных цветов.

Часто ее компонентами становятся головные уборы, ленты, бусы, украшения. Вид и форма прически зависит от субъективных и объективных причин. Прическа как костюм является произведением искусства. При смене художественных стилей, направлений в искусстве меняет вид и форму прически. В любом виде парикмахерского искусства проявляется влияние современных методов, происходит усовершенствование парикмахерского дела появление новых инструментов и приспособлений, и средств ухода за волосами. Новинок в парикмахерском деле появляется очень много: средств для укладки волос лаки, гели, пенки, муссы и крема. Крем - краски с одновременным уходом за волосами и при этом получается большой, яркий и стойкий цвет волос. Так же появляется очень много оттеночных средств, при чем нужно заметить что в их состав входят натуральные компоненты.

Так же как и в истории одежды, обуви, украшений, в прическе и косметике много интересных форм и курьезов. Каждая последующая мода любит обращаться к ним, стилизуя их современное звучание. И часто то, что мы считаем модной новинкой, имеет долгую историю. Например, страсть к блондированию волос пришла к нам из Древнего Рима и утверждалась более 2000 лет. Только рецепты тогда были другие. Например, «засушенных в печке лягушек, зеленых ящериц и пчел растереть в порошок, смешать с яичным желтком, смазать смесью волосы». Знатные патрицианки, а затем и венецианки (спустя тысячу лет) целыми днями просиживали на крышах своих домов под солнцем, чтобы обесцветить смоченные специальным составом волосы.

Не всегда и не у всех народов густые, пушистые волосы, брови, ресницы, бороды считались красивым. Так, древние шумеры тщательно выщипывали волосы с головы, а индейцы втирали в щеки и в подбородок древесную золу, чтобы не росли усы и борода. В то же время ассирийцы отращивали роскошные многоярусные бороды, завитые колечками. Каждый ярус окрашивался по-разному: белый, зеленый, ярко-красный, фиолетовый

Можно много говорить о новинках в парикмахерском деле. Но одно можно сказать с точностью, что прическа была и будет своеобразным паспортом человека.

ИСТОРИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прической. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время

ЕГИПЕТ

Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для выполнения такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали свои волосы хной, украшали прически декоративными элементами.

Законодательницей моды на прически, конечно же, была Клеопатра. Всем знаком этот образ: строгие геометрические линии, прямые волосы, густая челка во всю ширину лба. В те далекие времена египтянам уже были известны секреты изготовления париков и приготовления краски.

ГРЕЦИЯ

Силуэт причесок греческих красавиц до сих пор будоражит воображение: ритмичность волн, упругость пучка на затылке, изысканность украшений. Техника окрашивания позволяла добиваться различных цветовых нюансов. Древние гречанки красили волосы в русый цвет с красным оттенком и делали из них пышные красивые прически - коримбос. Так, в Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо лбом располагали волнами или мелкими локонами, оставляя при этом расстояние между бровями и началом роста волос на ширину двух пальцев, т.к. по эстетическим понятиям тех времен считалось, что женский лоб должен быть невысоким.

Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная прическа состояла из коротко остриженных волос, « полной « от виска до виска недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой.

Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким. Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение - стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко, с челкой надо лбом.

Обычно римляне брили лицо. Однако в моде были и небольшие завитые бородки.

Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили « греческие» прически. Но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленные на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В это время начали образовываться цеха цирюльников, которые могли все: брить, стричь, зуб вырвать, пиявку поставить. Большой модой в то время пользовались головные уборы, поэтому образцов причесок тех лет дошло до нас немного. История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее «9 - 12» века и позднее «13 -15 века». Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».

В период раннего развития средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка. В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам. Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В период позднего Средневековья (XIV в.) широко использовались различные краски для волос, кроме рыжего, т.к. рыжий цвет считался проклятьем дьявола. В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЛИ РЕНЕСАНС

После эпохи застоя началось возвращение истоков античной культуры и искусства, и вследствие этого прически стали напоминать силуэты греческих скульптур, но стали более вычурными. Украшения засыпали головы красавиц. Но это еще были цветочки. В середине XVI в. красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи.

В эпоху Возрождения прически поражали своей вычурностью и сложностью исполнения: высокие, объемные, требующие мастерства и фантазии. В оформлении таких произведений применяли ювелирные украшения из жемчуга, драгоценных камней и металлов. Разноцветная рассыпная пудра позволяла прическам сиять всем многообразием цветов и оттенков. Чтобы все это великолепие не рассыпалось на составные, парикмахеры использовали специальные металлические каркасы. Так что носить такое произведение искусства было действительно нелегким делом

В Европе эпохи Возрождения произошла своеобразная революция заколок. Прически делались огромных размеров, с использованием проволочных каркасов, обручей, и все эти вавилоны густо украшались всевозможными лентами, перьями, драгоценными камнями, бисером, шпильками из слоновой кости, черепаховыми гребнями. Эпоха Возрождения была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили прическу с челкой.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

БАРОККО

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

В первой половине 16 века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим выгнутым в форме прически чепчиком с вуалью. В конце 16 века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

На мужские и женские прически англичан очень повлияла внешняя пышность двора королевы Елизаветы. Волосы мужчин коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами. Женщины носили сложные прически, украшая их чепцами и головными повязками. Иногда носили парики.

В 17 веке Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

В начале 17 века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.

Женская прическа в течение второй половины 17 века менялась бессчетное количество раз. Из кратковременных мод можно выделить несколько типов причесок. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи. С 70-годов прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что иногда прическа возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, так называемый узел смирения.

С 90-х годов в моду вошла прическа фантанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для твердости смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, украшенного сложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.

РОКОКО

В первой половине 18 века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Мужские прически рококо были небольшими по объему. Волосы завивались в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.

Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрились. В 70-х годах 18 века прически становятся особенно сложными. На изготовление модной прически - «куафюры»- уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом. Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы, далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

ДИРЕКТОРИЯ

Французская революция 1789 года принесла с собой новые течения, которые отразились и на прическах.Вдохновленные идеями Свободы, Равенства, Братства, идеологи Французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Вторая половина 18 века- это период классицизма как ведущего стилевого направления. У мужчин волосы коротко острижены и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы перестали пудрить и завивали в локоны.

АМПИР

С приходом к власти Наполеона 1 появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, но теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные линии греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны, а лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полозки волос, называемые « фаворитом», У женщин прически менялись очень часто, Носили и греческий узел, и прически из различных комбинаций локонов.

БИДЕРМАЙЕР

После свержения Наполеона в искусстве 20-30 -х годов рождается новое стилевое направление - романтизм. В прическах господствует стилевое направление, которое носит немецкое название - «бидермайер». Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-годов. Во Франции почти идентичный стиль носил название « стиля ЛУИ ФИЛИППА».

Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимали их надо лбом в виде кока.

В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е годы были модны довольно длинные волосы, расчесанные на косой пробор, часто завитые в локоны. Женские прически 30-х годов представляли собой целое произведение искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. В 40-е годы новым кумиром высшего света стала «светская львица»- модница с волосами рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку.

МОДЕРН

В 60-е годы женщины волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков, а на плечи и спину спускали длинные локоны, а у мужчин в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и усы. К концу века волосы стали коротко стричь.

В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных спущенных на спину локонов, а над висками обычно зачесывали высоко вверх.

В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров- парикмахеров. В 1860 году русские мастера Аганов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890 годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

Характер причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами произошедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.

В 1904 году в Германии впервые была выполнена продолжительная завивка волос- перманент.

Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах 20 века в моду вошли прически с короткой стрижкой. Так же появляется новый химический краситель и осветлитель волос. Окраска волос позволила придавать прическе дополнительный эффект, оживлять ее.

С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить хорошие результаты при обработке волос с самым различным свойством и строением.

С изобретением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь фильмов Греты Гарбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически актрис Людмилы Целиковской, Любови Орловой, Ларисы Ладыниной.

В50-60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически « конный хвост» и « Бабетта».

В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами. В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической. Художники-модельеры облагородили стиль панков создав стрижки « еж», « каскад».

Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных, так и на коротких волосах. Преобладают новые теплые естественные цвета волос- каштановый, рыжий, коричневый и блондин. Новинка этого периода жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах.

Используют даже такой эффект для торжественных случаев - на концы волос наносят золотую или серебряную краску, которая легко смывается водой. В это время для мужских причесок характерен спортивно-элегантный стиль. На висках и затылке волосы стригутся очень коротко, весь объем волос сосредоточен в верхней части головы. Намечается тенденция в моде для мужчин- появление небольших бакенбардов и бороды.

В конце 80-х начале 90-х годов продолжает быть модной прическа из длинных и коротких волос. Входят в моду строгие прямые челки и легкие челки в виде бахромы вертикально стоящие пряди волос. На затылке волосы укладываются пучком, применяя декоративные украшения, или оставляют свободно лежать. Очень модны длинные височные пряди волос прямые, вьющиеся и так далее, а так же короткие стрижки типа «ложное каре» «шапочка» и типа «бахрома» «шапочка».

Современная мода предполагает женские прически самых разных направлений - деловой, повседневный, торжественные с декором из брошей, заколок и так далее. Но главная направленность заключается в том, чтобы показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика.

В мужской моде сегодня присутствует полная свобода от бритого затылка и висков, до длинных волос типа « каре» и хвост. Но преобладает деловой стиль молодого бизнесмена, стиль мужественного спокойствия и деловитости. Особенно популярны стрижки «экспресс», «коммивояжер», «ралли», спортивные стрижки.

прическа филировка стрижка парикмахерский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Силуэты и формы причесок через определенное время повторялись. Так, прически Древнего Рима стали носить в XIX в. по всей Европе, а парики спустя 200 лет в 60 годах XX в. Тогда же прически стали более монолитными, в моду вошел начес. Прически увеличились в размерах, появилась объемность. В них отсутствовали мелкие детали. Форма прически могла расширяться или уменьшаться. Для этого использовали срезанные пряди, крепе, мягкие синтетические волокна. В этот период в моду входят прически типа "колокол", "клевер", "конский хвост", модные цвета, напоминающие металлы: медь, бронзу, серебро, латунь.

В 70-ые годы мода на парики проходит, возвращаются "маленькие" прически с геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко проявилась в прическе "гаврош". Начес окончательно вышел из моды. Во второй половине ХХ в. начинают носить прически с распушенными волосами, свободно падающие волной белокурые волосы надолго входят в моду. Тогда же становится модным естественное "движение волос". Это проявляется в методе новой стрижки английского парикмахера Видала Сэссуна (помните одноименный шампунь?). Все его прически отличаются простым, но вместе с тем изысканным движением волос.

В последнее десятилетие формы причесок изменились, они стали скромнее. Гладкие волосы от пробора укладываются в изящные небольшие пучочки. Иногда на волосы надевают сеточки, перевивают цветными шнурами. Добавлением к прическе являются шиньоны, окрашенные светлее или темнее, чем естественный цвет волос. Носят парики, но они почти ничем не отличаются от естественных причесок. Также в конце ХХ в. в общей моде определяются два основных направления: фольклорный стиль - country style, военизированный стиль времен войны и послевоенных лет - military style.

Каждая эпоха приносила что-то свое, новое в парикмахерское искусство, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.

В современной же моде большое значение имеет маленький штрих, придающий особый шарм прическе - это может быть гофрированная прядь на гладких волосах, взлохмаченная челка, высвеченный блик, непослушный локон. Экстрамодным можно назвать блестящие, даже сверкающие волосы, что достигается с помощью лаков, эмульсий и обесцвечивания. В моде африканские косички, короткие стрижки, длинные вьющиеся локоны, заколки из металла... Современная мода столь многолика, что каждый может выбрать себе прическу, которая ему нравится и подходит. Каждый может выделиться!

В моде всегда существовали определенные законы, но есть одна азбучная истина, которой подчиняется современная мода. Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально. Чтобы быть красивым и модным каждый день, необходимо чувствовать себя комфортно долгое время, а не только в день посещения парикмахерской.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ознакомление с историей парикмахерского искусства. Общая характеристика современных тенденций и направлений в прическах. Изучение основных инструментов и приспособлений для выполнения тех или иных операций по обработке волос. Анализ образа модели.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2014

    Спецификация элементов женской прически. Обоснование выбора методов обработки волос при выполнении женской прически. Подбор оборудования, инструментов, приспособлений и парикмахерского белья. Техника безопасности при выполнении парикмахерских услуг.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2015

    Роль и значение свадебной прически для невесты. Организация рабочего места парикмахера. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Использование парикмахерского белья. Инструкционно-технологическая карта выполнения свадебной прически.

    реферат , добавлен 14.02.2016

    Этапы эволюции прически, которая отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека. Развитие парикмахерского искусства от времен первобытности до современности. Виды натуральных красителей.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2011

    Современное направление моды в области прически. Обоснование выбора модели прически в зависимости от формы лица. История прически с накладкой-валиком, технологическая последовательность ее выполнения. Характеристика инструментов и приспособлений.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2015

    История формирования и развития моды на прически в разных странах мира. Общая характеристика принадлежностей и инструментов, применяемых при стрижке. Технология мытья головы и выполнения стрижки "Тенис". Техника безопасности при парикмахерских работах.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Характеристика источника творчества. Направление моды в одежде, прическах и макияже. Анализ композиционного построения прически. Оборудование, материалы и средства для создания коллекции. Технология выполнения прически и макияжа. Создание единого образа.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2013

    Прически свадебной тематики. Отличительные черты прически с элементами "букли" - аккуратно уложенные локоны в горизонтальном или вертикальном порядке. Моделирование прически, выбор макияжа. Технологическая последовательность выполнения прически и макияжа.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Формы лица при выборе прически. Стиль в парикмахерском искусстве. История происхождения авангарда. Моделирование авангардных причесок. Мода в стиле авангард. Постижер в парикмахерском деле. Инструменты для работы. Выполнение авангардной прически.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Прически, сужающие овал лица и удлиняющие его. Мягкие прически с филированными прядями для прямоугольного и квадратного лица. Прически округлой формы с пышными волосами по линии лба для грушевидных лиц. Прямые линии для треугольного лица (сердце).

Каждому новому поколению кажется, что люди, которые жили раньше, были иными, что у них была совершенно другая жизнь, ценности, мышление… В целом, так и есть. Однако, женщина во все времена была всего лишь земной женщиной, и ее желания и потребности не так уж отличались от наших с вами, поверьте! Быть привлекательной, искать способы стать еще красивее, обратить на себя внимание – так по-женски! Прическа – одна из первых деталей образа, на которую мы обращаем внимание. Так какие же прически сооружали у себя на голове древние красотки? Какие хитрости и средства использовали, чтобы шевелюра выглядела лучше? Давайте посмотрим, что было в моде в те далекие времена.

Древний Египет

В столь жарких климатических условиях, изнывая от жары и антисанитарии, низшие сословия брили голову наголо (и мужчины, и женщины), что помогало им также избежать проблемы вшей и перхоти. Избавлялись от волос египтяне двумя способами: бритвой и специальной смесью, от которой волосы отпадали сами (в ее составе в равных частях находились: сок лайма, крахмал и мышьяк).

Богатые жительницы Египта могли позволить себе волосы, длинной не ниже подбородка. Прическа очень напоминала каре. Помимо прочего, они носили парики из натуральных волос, украшенные различными камнями и заколками. Парики являлись привилегией богатых. Голову древнеегипетские девушки мыли разбавленным водой соком лайма, а волосы красили хной и шелухой лука, что придавало им каштановый оттенок.

Спустя некоторое время мода на парики прошла и египетские женщины стали использовать различные масла для волос (по большей части они использовались в качестве стайлинговых средств и придания глянцевого блеска, который так любили египтянки). Одним из самых популярных косметических средств для волос и по сегодняшний день в Египте является медвежий жир.

Древний Китай

Древние китаянки носили сложные объемные прически, которые в то же время были достаточно легкими по весу и изящными. Главным элементом всех женских причесок был узел. Волосы не завивали, а укладывали прямыми, делали несколько проборов.

По прическе в Китае можно было определить положение в обществе, религию и профессию человека. Богатые и знатные китаянки могли позволить себе носить парики. Существовала особая прическа для девушки, вступающей в брак. Во время совершения обряда венчания невесте выстригали прямую челку, а височную часть волос срезали под углом, остальная масса волос была заплетена в тугую косу, которая являлась обязательной прической для невесты. Коса считалась символом свободной женщины, а замужние дамы собирали волосы в пучок на голове.

В качестве средств по уходу за волосами в Китае использовались мед и мука.

Древняя Япония

В Японии волосы издавна считались предметом особой гордости женщины. За ними тщательно ухаживали и отращивали. Иногда длина волос достигала пят. Блестящие черные прямые волосы должны быть распущенны и свободно струиться по спине. С такой прической было сложно ходить целый день, поэтому для удобства японки собирали волосы в тугой пучок и закрепляли палочками. Такая прическа могла держаться несколько недель. Японки очень аккуратно носили ее и спали на специальных подушечках, чтобы прическа оставалась нетронутой. Средств по уходу за шевелюрой было множество. Многие рецепты хитрые японки скрывают до сих пор. Известно лишь, что чаще всего применялись специальные масла и соки растений, из которых древние японские красавицы делали маски и шампуни.

Традиционная японская живопись

Древняя Греция

Гречанки считали прическу одной из главных составляющих хорошего внешнего вида (и были правы, кстати). Для здоровья и красоты волос использовались различные ароматические эссенции и масла.

Каламистры (древнегреческие парикмахеры) могли укладывать локоны женщин в сложнейшие прически. Волосы обязательно завивали (прямые волосы греки не считали красивыми) на железные стержни, выполняющие функцию современных бигуди, а после заплетали в косы, которые укладывали в различные объемные прически. Женщины могли носить подобную прическу много дней подряд. Только представьте, как они пытались сохранить ее в первоначальном виде!

Древние гречанки спали и видели себя блондинками. Чтобы осветлить волосы они мазали их уксусом и кислотами, и подолгу сидели на солнце, чтобы локоны выгорали быстрее. Помимо этого, они применяли в качестве природных осветлителей различные травы. Определенно, брюнеткам было нелегко в те далекие времена.

Древний Рим

Римляне, как и греки, судя по всему, тоже верили в то, что “джентльмены предпочитают блондинок” и поэтому изобрели обесцвечивающий состав, позволяющий стать блондинкой всего за несколько часов (ох, и завидовали же, наверное, гречанки!).

Из процедур по уходу за волосами главным был массаж головы с использованием растительных масел, который осуществлялся рабами в течение нескольких часов. Но позволить себе такую роскошь могли только состоятельные дамы.

Жительницы Древнего Рима никогда не подстригали волосы, а служанки подолгу мыли, сушили и расчесывали их.

Средневековье

В Средневековую эпоху волосы женщины считались ее главным украшением. Их отпускали с самого рождения. Чем гуще и длиннее шевелюра, тем красивее. Знатные замужние дамы должны были обязательно покрывать голову платком, распущенные непокрытые волосы могли носить только молодые девушки. В моде были длинные кудрявые волосы, поэтому девушкам с прямыми волосами приходилось завивать их с помощью разогретых палочек. Прическу не расчесывали месяцами. Проблема неприятного запаха и спутанных волос была очень актуальной.

Эпоха Барокко

С приходом стиля Барокко в мире четко обозначился культ парика. Чем пышнее, тем лучше! В прическу вставляется каркас из проволоки, который позволяет моделировать ее в любые фигуры. В парики вплетают многочисленные ленты, кружева, и даже собственные волосы. Прическа должна быть объемной и “богатой”. Самая известная прическа «а ля Фонтанж» в честь фаворитки Короля Людовика XIV Анжелики Де Руссиль-Фонтанж, которая подвязала свою растрепавшуюся прическу кусочком кружева, чтобы выпавшие пряди не падали на лицо, понравилась королю и вскоре стала самой популярной.

Прическа «а ля Фонтанж»

Французская королева Мария-Антуанетта

Эпоха Рококо

Парикмахерское искусство достигает своего пика в эпоху Рококо: головы дам украшают огромные скульптурные изваяния. Впервые прически начинают пудрить. Волосы над лбом зачесывали вверх. Завершали прически крупными трубчатыми локонами. Состояние волос ухудшается еще больше, так как горе-специалисты рекомендуют женщинам отнюдь не самые полезные способы улучшения состояния шевелюры. Но в погоне за красотой дамы готовы на все.

Идеальным примером прически, ознаменовавшей переход от барокко к рококо была прическа возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного графини Козел. Изящные локоны, обрамляющие переднюю часть лица и боковые части головы в сочетании с гладким зачесанным затылком, на который тоже ниспадали крупные локоны до плеч.

Графиня Анна Констанция фон Козель

После того, как высокие прически медленно, но уверенно выходят из моды, их место занимают широкие прически.

Принцесса Мария-Тереза-Луиза де Ламбаль

Декаданс

Громоздкие прически и вычурные парики выходят из моды стремительно и бесповоротно. И, наконец, на смену им приходит мода на натуральные волосы, присобранные на затылке или у шеи, а чуть позднее в парикмахерском искусстве свершается революция – в моду входят изящные короткие стрижки. Женщины украшают прически заколками и лентой. И в противовес жительницам Древней Греции и Рима в тренде темный цвет волос! Для окрашивания в черный используется басма, а для ухода за волосами мыло и (реже) шампуни, которые только появляются на рынке. Для придания блеска волосам после мытья девушки ополаскивают их яблочным уксусом.

Женские прически этой эпохи были наиболее близки к современным, некоторые из них можно встретить и сейчас в виде различной длины каре и боба.

Установить точные даты, когда зародилось парикмахерское искусство, очень сложно.

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность.

Ясно одно: как только человек стал осознавать себя как индивидуальность, личность, у него возникла потребность нравиться другим, вызывать восхищение.

Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время.

Итак, известно, что парикмахерское искусство зарождалось в далекие времена. Для начала узнаем, как это происходило в Древнем Мире.

Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам и прическе придавали большое значение, прическа была не только украшением, но и говорила о социальном положении и происхождении человека.

Форма причесок в Древнем Египте была довольно интересна. Для выполнения такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов.

Египтяне владели мастерством изготовления париков. Их делали из естественных волос, овечьей шерсти, растительных волокон. Надевали парики на подстриженную голову, носили их и женщины и мужчины. Первоначально правом ношения парика обладали только жрецы, затем к ним присоединились представители знати и только позже - простые египтяне. Знатные люди носили большие тяжелые парики, изготов­ленные из натуральных волос. В зависимости от социального положения выбирался фасон парика.

Осо­бенно популярны были громоздкие трапециевидные парики из длинных, ниспадающих на плечи волос или мел -козаплетенных косичек, разделенных вертикальным пробором по центру го­ловы. Такие парики призваны были подчеркнуть изящество фигуры их обладателей.

Также это были тщательно заплетенные в косички пряди волос, подстриженные на одном уровне, ниже ушей (первое «Каре»), челка или косички убирались назад, укреплялись на голове с помощью обручей или диадем, применяли гребни, заколки.

Чтобы придать прическе еще больший объем, иногда надевали не один, а два парика. Простые египтяне носили неболь­шие парики из искусственных волокон.

Естественные волосы жителей Египта были гладкими, модными были черный или темно-коричневый цвет. Для того чтобы изменить натураль­ный цвет волос или сделать его ин­тенсивнее, египтянки применяли хну, жир черных змей и быков, яйца во­рон.

Для того чтобы придать волосам вид завитости, женщины смазывали волосы глиной, делили их на небольшие пряди, которые затем наматывали на специальные тоненькие прутья и высушивали под палящими солнечными лучами.

Впоследствии на смену прутьям пришли металлические стержни, ко­торые предварительно нагревали и наматывали на них пряди волос.

Мужчины в Древнем Египте носили свободно ниспадающие волосы. Бороду брили каменными или бронзовыми приспособлениями, но представители знати в особо торжественных случаях привязывали к подбородку шнурком или металлической ниткой искусственные бороды и парики, изготовленные из овечьей шерсти, обычные люди же носили просто свободные волосы.

Волосы мужчины носили длинные, зачесанные назад. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи - в кольца.

Из Египта парикмахерское искусство распространилось в другие страны.

Считается, что в Древней Греции парикмахерское искусство было наиболее развитым. Слово «косметика» греческого происхождения и означает «искусство украшать».

Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщины и мужчины применяли различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Именно в Афинах появились специальные заведения, в которых занимались созданием причесок, брили бороды.

Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. Большинство женщин стремилось иметь пепельные или золотистые волосы. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически диадемами, бусами, обручами и лентами. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел.

Женщины завивали волосы в локоны, для этой цели применяли специальные щипцы.
Это были небольшие железные стержни с ручкой для держания, на концах щипцов помещались шарики. Завитые таким образом локоны сохранялись в течение некоторого времени.

Гладкие, незавитые волосы носили во время траура.

Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение - стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Женщины, вошедшие в историю Древней Греции, как они выглядели? Вот, например, Аспазия, отличающаяся утонченной мягкостью черт лица, - одна из удивительнейших женщин Древнего мира, которая умела вести философские беседы с Софоклом, Сократом, «отцом истории» Геродотом... Великолепная прическа: волосы фронтальной зоны разделены на мелкие пряди пробором, проходящим от макушки ко лбу, пряди заплетены в косички и аккуратно убраны на затылке.

Повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (то есть от виска до виска) недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем.

В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикады.

Позже (приблизительно с V в. до н. э.) мужчины стали отдавать предпочтение прическам из коротких волос.

Изменились способы создания париков. Популярными стали парики и прически из коротких завитых волос.
Идеалом красоты считались волосы золотистого и пепельного цветов.
В это время для окраски волос применяли натуральные, растительные красители, которые эффективно изменяли естественный цвет волос и придавали им нужный оттенок. К сожалению, секрет приготовления этих красителей утрачен.

Естественные волосы египтян были гладкими, имели черный цвет.

Введение

Данная дипломная работа посвящена разработке и выполнению образов в стиле «Древняя Греция».

Целью дипломной работы является - создание исторического образа древней эпохи, которая отражает взаимосвязь между историческими стилями и современными направлениями моды в прическе, ее форме, цветовой гамме.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи: 1. Исторические исследования причёски, выбор образа

2. Выполнение эскиза.

3. Выполнение причёски.

Предметом исследования является развитие парикмахерского искусства в Древней Греции. Объект исследования - причёски данной эпохи, как неотъемлемая часть образа и стиля, национальных особенностей народа, культуры, одежды, быта, косметики, украшений, аксессуаров, образа жизни. В данной дипломной работе необходимо сделать акцент на выражении прекрасного в художественных стилях и направлениях.

Греческая культура, распространившаяся по побережью средиземного моря, стала в последствии основой всей европейской культуры. Идеалом красоты и примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии. Парикмахерское искусство Древней Греции было на очень высоком уровне. Причёски выполнялись искусно и с большей тщательностью, и было важно соблюсти в них правила гармонии и эстетики. Данная тема актуальна тем, что в последние несколько лет греческая тематика в причёсках является популярной. На их основе выполняются свадебные, вечерние, причёски. Скромные и четкие очертания пучков и узлов, которые преобладали в прическах всех слоев женского населения, активно предлагаются в современном прочтении на подиумах и в модных журналах.

Теоретические положения

История развития причёски

Прежде чем создать полный образ, необходимо изучить историю причёски Древней Греции. Понятие о красоте греки связывали с нравственными качествами. Главным для них была гармония духа и тела. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести. Скульптуры изображали богов как прекрасных людей, в которых воплотилось представление о красоте того времени. Все фигуры рослые, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица (Рис.1.). В женских скульптурных портретах художники также стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными богинями (рис.1.1).

Рис.1

О прическах Древней Греции можно судить по памятникам скульптуры, предметам прикладного искусства. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были не только быстро, и умело причесать голову клиента, но и, как в архитектуре, скульптуре, соблюсти правила гармонии и эстетики (Рис.1.2). За нарушение пропорций неудачливый парикмахер сурово наказывался.

Рис.1.2

Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемкими и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени.

Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались расположением хозяев, им дозволялись некоторые вольности, которых были лишены другие рабы, исполнявшие работы по дому. Продавали их обычно редко. От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.

Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов. Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.

В V--IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие формы из подстриженных, крупно завитых кудрей. Четкие линии локонов обрисовывали силуэт головы. Эти прически не отличались разнообразием, все они были изящно выполнены из коротких волос. Различными были лишь виды завивки, так как в это время ей уделялось большое внимание. Завивка делалась горячим и холодным способами. Техника исполнения причесок все время совершенствовалась. В прическах могли сочетаться разные виды локонов -- кольцеобразные, спиральные, трубчатые. В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, появляется некоторая женственность.

Прическа является подлинным произведением искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом. Впоследствии эта прическа получила наименование «бант Аполлона», но имеется еще одно название -- «цикада». Бороду носили греческие граждане, достигшие зрелости. В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский. Он носил красивую прическу из легко завитых полудлинных волос с типичным для нее симметричным пробором. Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности схватить за бороду. С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили -- исключение составляли философы, ученые.

Женские прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» - со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса (рис.1.3)


Рис.1.3

Пучок имел конусообразную форму. Эта прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название «греческий узел», а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко -- каримбос. Эта прическа считалась классической в Древней Греции, но время и вкусы вносили в нее некоторые изменения: виды завивки были различны, узел, то приподнимался над шеей, то опускался (рис.1.4). В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому все завитые волосы разделялись продольными пробором и начесывались низко «шторками» на лоб. В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч - филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком (Рис.1.5).

Рис.1.4

Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, молодости, то в поздние времена ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам.

Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок. Женские прически могут быть рассмотрены на стенной росписи более позднего времени. У трех дам волосы плотной массой уложены в пучок, который, возвышаясь на макушке, понижается к затылку и постепенно переходит в толстую прядь, спускающуюся на спину, над переносьем свисает небольшой штопорообразный локон. Лоб покрывают похожие на запятые локоны, образующие оригинальную челку. На щеки около ушей спускаются длинные змеевидные локоны. Вся прическа богато убрана разного рода украшениями. На лбу плоская неширокая диадема; пучки перевиты нитями бус, орнаментированными украшениями; на вершине пучка укреплена металлическая крохотная башенка, от нее расходятся гирлянды украшений. В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбос специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран.

Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени дня, года. Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем -- парики с пепельным отливом.

Эстетический идеал древних греков особенно проявился в их одежде (Рис.1.6). Основой костюма была свободно падающая драпировка. Все граждане с юношеских лет должны были уметь красиво носить одежду. Костюмы древних греков изготовлялись из льна, шерсти, украшались орнаментом с растительными или геометрическими мотивами. Мужчины носили рубашки -- хитоны, а также надевали плащ - хламиду.

Рис.1.6

Длина хитона могла быть различной, но обычно -- до колен. На талии завязывали пояс, образуя напуск. Хитон скалывали пряжками. Женская одежда, была подобна мужской. Это были те же хитоны, но более декорированные. Хитоны на плечах скреплялись пряжками, на талии подпоясывались, образуя напуск.

Греческие головные уборы, так же как и причёски, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы. Венки были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах, их делали из цветов, веток, листьев. Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре.

Украшение греков были изящными и разнообразными, а ношение требовало чувство меры. Не принято было богато одеваться повседневно, поэтому золотые и серебряные украшения надевались только на пиры или театральные представления. В Древней Греции украшения носили, соблюдая известную сдержанность. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли урезонить модников, носивших по нескольку колец на каждом пальце.

К головным украшениям можно причислить обручи. Сплетённые из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а так же изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные причёски, но и служили им опорой.

Более строгие в своём жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то только из простых металлов.

Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в причёске прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.

Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ, который по праву считался одним из основоположников античной медицины, трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид. Ученик Гиппократа Диокл прописывал мази для отбеливания или смягчения кожи. Позднее Критон в своём труде рекомендовал средства по уходу за кожей лица, волосами, их окрашиванию.