Состав трикотажных изделий. Трикотаж: описание ткани, состав, свойства, достоинства и недостатки. Из чего производят трикотаж

Ткань придумана человеком тысячи лет назад для защиты тела от стужи или палящих солнечных лучей, и просто делая более привлекательным образ. За такой большой промежуток времени от овладения мастерством изготовления нитей и сплетения их в полотно до производства современных видов тканей этот материал претерпел большие изменения .

Среди трикотажных тканей выделяется своими качествами и свойствами плотный материал, получивший свою вторую жизнь благодаря Коко Шанель и название ему джерси.

История создания плотного трикотажа

Эта ткань получила своё название в честь одноимённого острова в Нормандии, где полотна ткали несколько столетий , прежде чем это стало известно за пределами Британии.

Первоначально для её изготовления применяли шерсть проживающей в этой местности породы овец. Из такой шерсти получалось тонкое полотно, отличающееся прочностью, которое применялось исключительно для изготовления нижнего белья для малообеспеченных рабочих классов.

В течение долгого времени джерси оставался материалом для изготовления одежды для бедняков, богатые же островные жители не обращали внимание на этот простой и неприглядный материал. Особый почёт такая одежда имела среди рыбаков, которые часто сталкивались с сильным пронизывающим ветром и дождём.

Высшему свету такой материал был представлен всемирно известной Коко Шанель, которая начала использовать его для изготовления платьев, юбок, костюмов, элементов верхней одежды. На модном показе Шанель облачила манекенщиц в наряды, сшитые из полотна для рабочего класса. Хрупкие девушки выглядели великолепно в этой одежде, что вызвало небывалый ажиотаж в светских кругах.

Галерея: плотный трикотаж (25 фото)
















Что такое джерси

Джерси - одинарное полотно с переплетением в виде плоских кос, расположенных вертикально, с одной стороны, и плотным соединение нитей, напоминающим кирпичную кладку, - с другой. Такое полотно способно растягиваться по ширине, но почти этого не делает по длине. Оно тёплое, благодаря составу ткани с примесью шерсти, и имеет едва уловимую фактуру. Ткань с внешней стороны в классическом джерси обладает небольшим отблеском, а с внутренней имеет матовость.

По тактильным ощущениям материал мягкий, довольно тёплый, его можно отнести к осенне-зимней категории. Из него изготавливают женственные платья, костюмы и юбки. Но в то же время такой материал идеально подходит для одежды свободного и полуспортивного вида. И все потому, что джерси как красиво ниспадает и струится по фигуре, так и комфортно облегает тело, сохраняя тепло.

В последнее время стали популярны изделия из такого материала, как лапша. Лапша - трикотажное полотно с эластичными свойствами, состоящее из тонкой вертикальной полоски, является разновидностью классического джерси. Из лапши изготавливают женские элегантные платья и водолазки как для деловых, так и для романтических и даже повседневных образов.

Состав ткани и используемые добавки

Первоначально джерси - это полностью шерстяной материал, изготавливаемый из местного сырья. Но с развитием ткацкого производства состав этого плотного трикотажа менялся.

Сейчас к главной составляющей этого материала примешивают как натуральные, так и искусственные добавки:

  • хлопок;
  • полиэстер;
  • шёлк.

Шерстяной трикотаж с примесью хлопка представляет собой тонкую и прочную ткань, имеющую матовою поверхность с внешней стороны. Многие задаются вопросом: тянется ли +хлопок. Стоит отметить, что при таком составе материал тянется несколько меньше, чем простой трикотаж, но легко удерживает свою первоначальную форму.

Если в полотне любимый материал Коко сочетается с синтетикой, значит, срок службы изделия, изготовленного из такого вида ткани, будет большим, оно не подвергнется линьке и не сядет после стирки, а также не будет сильно мяться. Сочетание шерсти с называется джерси понтирома. Это полотно хорошо тянется и сохраняет форму, упругое, подходит для изготовления лёгких пальто и юбок.

Самым дорогим считается плотный трикотаж с добавлением шелка, куда зачастую примешивают полиэстер, вискозу или бамбук. Тогда получается особо плотный, тяжёлый классический вид трикотажа - милано джерси. Если в составе ткани только шерсть и шёлк, то она обладает глянцевым блеском, лёгкостью и достаточной прочностью.

Если к шерстяному трикотажу примешивают лён , то изготовленное из него изделие также плохо тянется, но хорошо ведёт себя в процессе эксплуатации и обладает воздухопроницаемостью.

Свойства шерстяного трикотажа

Этот вид трикотажа обладает несколькими полезными для потребителя характеристиками, в независимости от состава того или иного изделия. Среди них:

  • Мягкость . Это свойство ткани шерсть сохраняется у плотного трикотажа, какие бы добавки ни включались в состав полотна.
  • Незначительный вес . Даже ткани из 100%-шерсти имеют небольшой вес, а полотна с комбинированным составом настолько невесомы, что они не ощущаются во время эксплуатации.
  • Устойчивость к образованию складок . Этот материал практически не мнётся и не образует заломов.
  • Прочность . Трикотаж с добавлением льна и синтетических нитей считается самым прочным, но и другие разновидности джерси обладают неплохой устойчивостью к различному роду повреждениям.
  • Простота в уходе . Такой вид трикотажной ткани можно стирать как вручную, так и в стиральной машинке. Её можно гладить утюгом и при необходимости отпаривать, даже в этом случае материал останется в первоначальном виде и не подвергнется деформации.
  • Эластичность . Ткань имеет способность растягиваться по ширине, из-за чего выгодно подчёркивает фигуру.
  • Красота . Вещи из джерси имеют красивый внешний вид, выглядят дорого и презентабельно.
  • Долговечность . Изделия из этого плотного трикотажа не линяют, на них не образуются потёртости, что значительно продлевает их срок службы.

Как видно, положительных сторон у трикотажа джерси очень много, но существуют и недостатки:

  • ткань электризуется, поэтому длинные изделия в холодное время года из этого вида трикотажа так и норовят «прилипнуть» к колготкам;
  • при длительной эксплуатации или неправильном уходе на поверхности материала появляются катышки;
  • пониженная гигроскопичность.

Теплый свитер и шарф, легкое платье для лета, белье, одежда для спорта и много других необходимых вещей изготавливается из трикотажа. Материал относится к древним видам, а первые образцы появились еще во II в. до н. э. Раскопки показали, что трикотажные ткани появились в Египте.

На европейской территории мода на эластичную и мягкую материю пришла в XV веке, когда были спроектированы вязальные машины. Старт массового производства ввел трикотаж в обиход не только крестьян и мастеровых, но и аристократов. Итальянские модельеры уже в ХХ веке подняли одежду на вершину популярности, где он уверенно удерживает свои позиции.

Описание

Трикотаж – это вязанное, растягивающееся полотно, обладающее привлекательными эксплуатационными характеристиками. Материал повторяет изгибы тела, облегает и не ограничивает подвижность за счет способности тянуться. У него приятная текстура. Гигиеничность, практичность и долговечность обеспечили ткани популярность. Тем более что трикотажные изделия не нуждаются в специальном уходе.

Применение различных методик плетения позволяет получить ткань для летних и зимних вещей, специальных задач. Трикотажная одежда комфорта при любой погоде, подходит для повседневной носки и праздничного выхода.

По качеству трикотаж разделяют на три вида в зависимости от длины волокон. Ткань может быть одинарной и двойной, гладкой и структурной. Впрочем, существует множество классификаций по разным признакам.

  1. Наилучшее у пенье, длина волокна составляет 35-70мм.
  2. Хорошее у карде или ринг 27-35мм.
  3. Среднее у опенента 20-27мм.

От длины волокна зависит на сколько долго трикотаж не будет терять своей формы, будет ли кошлатиться. Чем оно длиннее, тем дольше прослужит.

Что в составе

По составу трикотаж может содержать волокна одного типа или смесь из разных нитей. Источником сырья служит лен, вискоза, шелк, хлопок и шерсть, а также синтетические волокна. Для получения пряжи используется различная технология скручивания, что отражается на свойствах готовой ткани. Распространенный вариант – это смесовые полотна из натурального и синтетического сырья.

Описание волокон для изготовления трикотажа:

  • Вискоза – искусственная нить из древесной целлюлозы.
  • Хлопок – природного, растительного происхождения. Мягкость и гигроскопичностью.
  • Лайкра – целлюлозное волокно после обработки ангидритом уксуса.
  • Шелк – нить, полученная из белковых коконов тутового шелкопряда. Обладает легкостью, прочностью и глянцевым блеском.
  • Эластан – упругое волокно синтетического происхождения.
  • Крученые нити из шерсти коз, овец и верблюдов.

Натуральная трикотажная ткань состоит из хлопка либо шерсти. Для белья в основном содержит хлопчатобумажные либо вискозные нити. Утепленная одежда изготавливается из рыхлой по структуре шерстяной пряжи.

Чулочная продукция производится из хлопка, полиамида, нейлона, вискозы и шерсти. Для получения изделий с гладкой поверхностью добавляют синтетические нити. Вещи из полиэстера хорошо носятся и стираются, но менее комфортны и склонны к появлению катышков.

Комбинированный трикотаж

Позволяет соединить качества от разных нитей для получения нужных характеристик. Например, хлопок в чистом виде сильно мнется и быстро изнашивается, а синтетическая добавка минимизирует такие свойства.

Разновидности комбинированного полотна:

  • Вигоневое – получается из хлопка и натуральной шерсти.
  • Неоднородное – состоит из природных и синтетических нитей, процентное вхождение которых зависит от фабрики.
  • Смешанное – базируется на преобладании одного волокна с добавками.

Способы изготовления

Трикотажный материал получают несколькими вариантами:

  • Раскройный, когда получается полотно определенной ширины, из которого выкраивают по лекалам элементы деталей будущих изделий. Подходит для пошива одежды, в том числе и верхней, белья, перчаток. Метод предусматривает наличие отходов, которые у верхней одежды занимают четвертую часть. Используется в изготовлении вещей массового потребления.
  • Регулярный – считается трудоемким и дорогостоящим, применяется в мелком производстве. Изделие провязывается сразу, без соединения отдельных частей как в предыдущем варианте. Готовая продукция получается бесшовной. Мелкие стежки заметны у довязанных деталей.
  • Полурегулярный, который нашел применение при создании верхней одежды. Для его реализации используются кругловязальные машины. Кромка формируется рядом петель и не требует последующей обработки. Способ экономичен по затратам времени и материала. Отсутствует раскрой и простои при шитье.

Варианты плетения

Трикотаж получается плетением нитей на специальных вязальных машинах. Основу составляют горизонтальные петли, собранные в многочисленные ряды по вертикали. Их существует несколько типов и в зависимости от этого получается кулирная гладь или футеровое плетение.

  • Кругловязальная машина делает кулирку. Вращающийся цилиндр имеет до 13 тысяч игл.
  • Одинарное круглотрикотажное оборудование выдает полотно с футеровым плетением. Машина способна производить до 1800 рядов за минуту и работать с 8 схемами вязания. Вмещает порядка 1000 игл.

Кулирное полотно подразделяется:

  • Гладь, где лицо и изнанка отличаются. Изнаночная сторона волнистая и шероховатая, а лицевая со столбиками косичек гладкая. Ткань тянется по ширине и только слегка в длину.
  • Ластик представляет собой вязку в резиночку. В него добавляют лайкру и эластан, поэтому он не мнется и держит форму.
  • Двухизнанка одинаково выглядит с двух сторон. Не растягивается, а ее срез не распускается.

Футеровым плетением получается трико, сукон, цепочка и атлас. При изготовлении происходит сдвиг в одну или обе стороны для формирования рисунка.

Варианты отделки трикотажа

Отделочные операции необходимы для придания полотну привлекательного вида, такие как:

  • Отбеленная позволяет осветлить материал до однородного состояния и получения белого либо нежно-кремового тона. Является самостоятельным видом обработки или подготовительным под последующее.
  • Гладкокрашенная применяется для цветного однотонного окрашивания.
  • С нанесением на полотно рисунка, принта или купона.
  • Пестровязанная, когда переплетением уже окрашенных нитей создается многоцветное трикотажное полотноь.
  • Суровая или неотделанная, выходит, на начальной стадии производства без проведения дополнительной отделки.

Готовый трикотаж получается гладким или пушистым. Ворсистость поверхности придают особенные шишечки и игольчатые ленты, расположенные на валах специальных машин. Рельеф и объем в готовом полотне получается из текстурированных нитей.

Какой бывает трикотаж

Различают следующие, по внешнему виду:

  1. Махровый, у которого лицевая сторона похожа на банное полотенце, а на изнанке расположились вертикальные столбики косичек. Бывает с двухсторонним ворсом. Состоит только из х/б нитей или смесовых волокон с добавкой синтетики.
  2. Велюровый с бархатистой внешней поверхностью. Густой и мягкий ворс придает декоративность. Рисунок с изнанки тоже в виде косичек. Поддается драпировке и долго носится. он прочный и формоустойчивый.
  3. Стрейч-вельвет, который выглядит как трикотажный велюр, только в рубчик и с более блестящим ворсом.
  4. с махрой, похожим на стриженную овечью шерсть. Получают его из волокон полиэстера, а используют для пальто, курток, толстовок, термобелья. Он подходит в качестве подкладочной ткани для верхней одежды. Недолго сохраняет форму и быстро растягивается.
  5. Велсофт плотный за счет густого ворса. Производится из нитей полиамида. Держит первоначальную форму и привлекательный вид. Не образовывает катышков. может считаться конкурентом махровым тканям в производстве пледов, полотенец, покрывал и домашней одежды.
  6. Стеганный, на поверхности которого выбит орнамент или рисунок. Техника позволяет придать лицевой стороне объем и привлекательный вид. Используется для пошива юбок, жакетов, платьев.
  7. Сетчатый с отчетливой ячеистой структурой. Применяется для элементов декора, пляжных туник и накидок.
  8. Жаккард со сложным плетением, образующим рисунок. Имеет различные варианты состава и широкое применение.
  9. Трикотаж с начесом имеет ворс только с изнаночной стороны или на обеих, что придает плотность и формоустойчивость. Обладает теплозащитой и эластичностью. Применяется при изготовлении теплых вещей, спортивной одежды и белья.
  10. Вязанный трикотаж имеет четко выраженную структуру и рисунок. Встречается в теплых вещах из шерсти или акрила для детей и взрослых: свитерах, пуловерах, гамашах и костюмах. Полотно из вискозы или хлопка применяется для летних кофточек, платьев и топов.
  11. Свитерный с многообразием фактур: гладкий и с ворсом, плотный и легкий, с рисунком и однородный.
  12. Резинка или лапша, когда выпуклые полосы равномерно заполняют полотно с обеих сторон. Применяется для водолазок, пуловеров, облегающих платьев и отдельных элементов, например, манжет и вортников.

Многообразие трикотажных полотен

Футер

Представляет собой полотно ткань с начесом из натурального хлопка. Используется для деткой одежды, даже для самых маленьких. Теплая и комфортная идет для спортивных костюмов, нательного белья, пижам и халатов. Недостаток – садится после первой стирки.

Кулирка

Кулир или кулирная гладь – легкая и тонкая трикотажная ткань. Тем не менее она хорошо носится и обладает прочностью. Имеет лицевой рисунок в виде косичек. Тянется или нет? Да, но только по ширине. Состоит он из хлопка с включением волокон лайкры. Из этого полотна шьют все виды летней одежды для детей и взрослых: костюмы, кофточки, платья, пижамы и белье. Полотно пропускает воздух и поглощает влагу, что особенно важно в жаркие дни.

Джерси

Является видом одинарного плетения. Хорошо тянется и почти не мнется. в составе может быть как смесовым, имея в составе вискозу, хлопок или шерсть, так и синтетическим.

Пике

Производится из нитей шелка, хлопка или вискозы. Вязка трикотажного полотна напоминает соты. Хлопковая применяется для пошива футболок поло, а шелковое – для женских платьев.

Селаник

Плотный трикотаж из смеси синтетики и хлопка. У него на лицевой стороне ластик, а с изнанки начес. Применяется для новорожденных в качестве пошива детской одежды.

Лакоста

У нее плетение нитей формирует сетчатую структуру. Ткань вентилируется и подходит для летней одежды.

Интерлок

Двустороннее полотно с косичками на обе стороны. Получается плетением в резинку 1х1. Плотный с низкой растяжимостью. Предназначен для спортивных изделий, футболок и одежды для сна.

Диор

Ткань с однотонным рисунком в «крестик» или «елочку».

Бифлекс

Вид трикотажа содержит нити нейлона и добавку лайкры. Он прочный, красочный и прекрасно тянется в любом направлении. предназначен для танцевальных и гимнастических костюмов, купальников и цирковой одежды.

Трикотаж в крупную резинку. В полотна входит хлопок, синтетика, лайкра и спандекс для эластичности. Подходит для обработки края горловин и рукавов, а также для пошива предметов одежды.

Гипель

Оригинальное плетение образует рисунок на полотне. Довольно легкий и эластичный материал состоит из волокон хлопка и лайкры.

Капитоний

Плотный, теплый и объемный трикотаж с заметной стежкой квадратами или ромбами. Его еще называют стеганным. применяется для пошива кардиган, свитеров, плотных зимних юбок и костюмов.

Отто

Рельефная ткань с рубчиком как у вельвета. Производится однотонной расцветки или с принтом. отличается эластичностью, стойкостью к смятию и износу. Состоит их хлопка, полиэстера и вискозы.

Ластик

Эластичный и упругий трикотаж в резиночку 1х1, 1х2 или 2х2. Содержит добавку волокон лайкры. Из него шьют манжеты и горловины для верхней одежды, а также швейные изделия для взрослых и детей.

Французский

Получается вязкой сдвоенной нити, что делает трикотаж плотным. Держит форму и не мнется в носке. предназначен для пошива платьев, юбок, кофт, брюк.

Масло или «холодное» вискозное полотно

Такой трикотаж очень мягкий, нежный и эластичный. Изящно струится в изделии, принимает любую форму и образует красивые сборки. Тонкий Ткань рибана применяется для верхнего трикотажа. Она эластична, не теряет форму и долго носится.

Привлекательные качества

Трикотаж пользуется популярностью и имеет широкую сферу применения, что объясняется его положительными характеристиками:

  • Мягкий и эластичный;
  • комфортный и удобный в носке;
  • хорошо растягивается и не сковывает движений;
  • разнообразие расцветок и фактур;
  • приятные тактильные ощущения;
  • облегает тело;
  • прочность плетения;
  • износостойкий и долговечный;
  • невысокие затраты на производство;
  • практичность и простой уход;
  • воздухопроницаемость и гигроскопичность;
  • не накапливает статику и не вызывает раздражений кожи;
  • доступный и универсальный;
  • подходит для любого силуэта и сезона.

Недостатки материала

Все же, у трикотажа есть и негативные свойства.

  • Дешевая ткань из некачественного сырья быстро растягивается.
  • Изделия смотрятся слишком просто.
  • Облегающая трикотажная одежда подчеркивает изъяны фигуры.
  • Сложности при раскрое и пошиве.
  • Необходимость пользоваться специальной швейной иглой, чтобы избежать разрывов на трикотаже и утраты эластичности.

Где применяется

Материал считается универсальным. Он подходит для пошива мужской, женской и детской одежды различного назначения.

  • Водолазки, кофты, свитера и кардиганы;
  • лосины, леггинсы и брюки;
  • платья, топы и юбки;
  • кофточки, штанишки, комбинезоны и платьица для детей;
  • спортивная одежда: майки, футболки, шорты, брюки;
  • нижнее белье;
  • вещи для дома и отдыха: пижамы, костюмы, ночные сорочки, халаты;
  • весь спектр чулочно-носочной продукции;
  • постельные комплекты;
  • толстовки, куртки и верхняя одежда;
  • шарфы и шапки, рукавички и перчатки.

Правила ухода

Соблюдение базовых правил позволит поддерживать привлекательный внешний вид и продлить срок эксплуатации трикотажных изделий.

  • Стирать разрешается вручную и в машинке в режиме «ручная стирка».
  • Температуру выдерживать в пределах +40°.
  • Материал нельзя сильно выкручивать.
  • При ручном способе стирки ткань сжимать, но не тереть.
  • Одежду погружать в мыльный раствор, иначе мелкие фрагменты порошка оставят следы.
  • Тщательно ополоскивать несколько раз.
  • Полоскание проводить с добавлением кондиционера.
  • Запрещено сушить трикотажные вещи в центрифуге.
  • Сушить вещи в расправленном виде на горизонтальной поверхности.
  • Нельзя мокрый одежду подвешивать на плечики – так он вытянется, а так же и на веревке не рекомендуется. От этого он перекашивается и заламывается.
  • Расправлять заломы и помятости с помощью пара.
  • Гладят вещи при крайней необходимости. Это связано с тем, что под утюгом ткань вытягивается, а фактурные вязки теряют объем.
  • Образовавшиеся катышки сразу убирать специальной машинкой либо бритвой.
  • Хранить вещи из трикотажа в сложенном виде.

Трикотаж - это универсальный материал, получаемый на вязальных машинах особым способом переплетения различных по составу волокон. Современные производители трикотажа предлагают широкое разнообразие видов, разнящихся по виду плетения и составу. Трикотаж многолик - среди его разновидностей джерси, «резинка», футер, имитирующий замшу, махра, масло, стежка, кукуруза, пикачу, диско, бифлекс, вязаный, вискозный трикотаж, и в виде ангоры. Именно поэтому он так популярен при пошиве различных изделий.

История возникновения трикотажного плетения

Трикотаж переводится с французского, как «вязать». Его история началась много веков назад. 300 лет до нашей эры - именно этим возрастом датируются первые находки остатков вязаных полотен. Современное промышленное производство началось в Европе в 19 веке с момента создания первых вязальных машин.

Разновидности трикотажа и его особенности

При изготовлении трикотажа в состав добавляют различные составляющие. В качестве основы берутся хлопковые, льняные, шерстяные и шелковые нити. К ним используют присадки ацетата, вискозы и ее модификаций, а для усиления некоторых свойств на выручку приходит синтетика - лайкровые, эластановые и полиэстеровые волокна. Это связано с тем, что трикотаж, имеющий в составе чистый хлопок, стремительно теряет форму, привлекательность, мнется и быстро изнашивается, тогда как добавочные компоненты с успехом борются с его недостатками.

Ключевая особенность трикотажа - это узнаваемая петельная структура, различающаяся особенностями переплетения:

  • Основовязаное

Образуется пучком волокон, называемым основой. Основа представлена несколькими петлями, провязываемыми отдельно, что позволяет трикотажному полотну не распускаются.

  • Поперечновязаное

Петли одного ряда провязываются последовательно и получаются прямыми. Недостатком такого полотна является возможность распускания в любом направлении, однако, оно хорошо выдерживает растяжение в поперечном направлении.

  • Одинарное(одностороннее), двойное и жаккардовое

Эти плетения влияют на внешний вид трикотажной поверхности. При этом, односторонний трикотаж различается лицом и изнанкой, двусторонний - одинаково выглядит с обеих сторон, а жаккардовый - имеет зигзагообразную объемную фактуру.

Преимущества и недостатки трикотажных тканей

Свойства материала зависят от его состава, однако, существует перечень обязательных положительных качеств, за которые мы так любим трикотаж:

  • комфортные ощущения от соприкосновения с кожей;
  • активная проницаемость ткани воздухом позволяет усиливать комфорт от ношения;
  • оптимальная способность впитывать излишнюю влагу;
  • достаточная прочность делает изделие долговечным и стойким к изнашиванию;
  • цветовое разнообразие и устойчивое воздействие красителей;
  • доступная цена.

Каких-либо недостатков, существенно влияющих на ткань, нет. Единственный нюанс - это способность ткани хорошо обтягивать фигуру. Это нужно учитывать при покупке изделий из трикотажа, если фигура не может похвастаться идеальными формами.

Особенности уход за изделиями из трикотажа

Одежда из трикотажа всегда сопровождается ярлыком, на котором указан состав и рекомендации по уходу. Соблюдая их, можно сохранить привлекательный вид на долгое время. Перед началом “водных” процедур, следует проверить изделие на наличие катышков и обязательно удалить их вручную или с помощью специальной машинки.

  • Стирка: рекомендуем стирать трикотаж вручную, с предварительным замачиванием на 20-30 минут. И стирка, и замачивание должны проводиться при температуре воды 30 º С. Моющие средства выбирайте жидкие.
  • Отжим: не выкручивайте изделие, прибегая к излишней физической силе. Достаточно обернуть его сухим полотенцем и слегка отжать.
  • Сушка: производится в горизонтальном положении, вдали от прямых солнечных лучей.
  • Глажка: переключите утюг в режим отпаривания и, не касаясь поверхности, разгладьте с помощью пара. Если ткань имеет ворс, принт или вышивку, рекомендуем делать это с изнанки. Гладкие поверхности можно отпаривать с лицевой стороны. Иногда изделие может растянуться во время стирки, в таком случае можно гладить его утюгом, используя влажную ткань в качестве проутюжильника. Если же свитер или водолазка потеряли форму, то можно “сушить” их на себе, одев в слегка влажном, но не мокром состоянии.

Храните одежду из трикотажа сложенной на полках и не оставляйте надолго висеть на плечиках, так как изделие может потерять исходную форму в местах контакта.

Трикотаж – материал, обладающий необыкновенными свойствами: он согревает в холод и охлаждает в жару, способен быть легким и элегантным и, в тоже время, принимать любую форму и при этом не мяться. Не удивительно, что, как только появились первые вязальные машины, а именно в XVI веке, мир потерял голову от трикотажа.

Так что такое ТРИКОТАЖ ? Какими еще свойствами он обладает? Для чего же он в первую очередь предназначен? Чем отличается от обычной ткани?

трикотаж, виды трикотажа, производство трикотажа, от производителя, изделия из трикотажа, трикотажное белье, бельевой трикотаж, верхний трикотаж

Слово трикотаж произошло от французского слова tricoter, что обозначает - вязать. Отсюда, трикотажем называют полотно или готовое изделие, вязаное на вязальной машине с помощью переплетения петель, образованных из одной или нескольких нитей . Благодаря петлям, которые способны как угодно менять размеры и форму, трикотаж в отличие от любой ткани, может растягиваться по всем направлениям, сохраняет мягкость и не мнется.

Требует применения пряжи, а также элементарных и комплексных нитей. Для производства трикотажа подходит самое разнообразное сырье, но чаще всего используют хлопчатобумажные и шерстяные нити, а также химические волокна (искусственные и синтетические, в том числе текстурированные).

Сырье для трикотажных изделий – это отдельно взятые или скомбинированные волокна натурального, искусственного и химического происхождения. Натуральные волокна получаются путем переработки льна, хлопка, шерсти и шелка. XX век ознаменовался получением искусственных (вискоза, ацетат) и химических волокон (нейлон, капрон, лавсан и пр.).

Пряжа изготавливается из скрученных волокон различной природы, элементарная нить состоит из одиночных волокон, а комплексная нить из множества элементарных нитей. Соответственно, пряжа и нити могут быть только натуральными, искусственными или химическими, а также в различных комбинациях и соотношении. Безусловно, от состава будет зависеть и качество изделия, и его стоимость. Сегодня, чаще всего при производстве трикотажа используются комбинации натуральных нитей с синтетическими. Это обеспечивает высокую прочность изделий, несминаемость, простоту ухода и долговечность.

  • бельевой;
  • чулочно-носочный;
  • верхний;
  • перчаточный;
  • платочно-шарфовый.


Трикотажное белье и верхнюю трикотажную одежду в основном шьют из трикотажного полотна, остальные изделия вяжут сразу на машинах. Для изготовления бельевого трикотажа используются полотна из хлопко-полиэфирной (хлопко-лавсановой) пряжи, а также так называемые платированные полотна, у которых лицевая сторона выработана из шелковых нитей, а изнаночная - из хлопка. Мягкий, эластичный бельевой трикотаж обладает высокой воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью. Верхний трикотаж толще, чем бельевой, хорошо сохраняет форму и обладает высокими теплозащитными свойствами.

Основные ВИДЫ ВЕРХНИХ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ (см. )

  1. Майки . Отличаются удобством и многообразием: открытые майки, майки-лифы, тишоты или футболки. Самая распространенная одежда в летнем гардеробе.
  2. Свит-шот или спортивного типа блузон с большим карманом, капюшоном и без застежки.
  3. Тонкий свитер типа «гольф» или по-простому, «водолазка» . Любимец как мужчин, так и женщин. Его с удовольствием надевают под пиджаки, жакеты, жилеты, комбинезоны.
  4. Свитер грубой вязки . В основном его предпочитают студенты и люди, занятые творчеством, независимо от половой принадлежности.
  5. Удлиненный кардиган . Обычный элемент деловой одежды. Основные отличия: V-образный вырез, прорезные петли, застегивающиеся на пуговицы, накладные карманы.
  6. Трикотажный жакет с воротником-шалькой. Подходит для работы в не слишком официальной обстановке. Отличается также накладными карманами, но отсутствием застежки, такой жакет запахивается на манер банного халата.
  7. Пуловер с жаккардовым рисунком . Подходит и в качестве официальной одежды, особенно если пуловер красивый и качественный, и для занятий спортом и отдыха, особенно пестрые варианты пуловеров.

Источник информации:

Все потребительские свойства, присущие трикотажным изделиям, можно условно разделить на следующие группы:

♦ свойства, влияющие на срок службы;

♦ гигиенические свойства;

♦ эстетические свойства.

Специфическое проявление потребительских свойств одежды из трикотажа в условиях ее эксплуатации в отличие от изделий из тканей, нетканых и других материалов обусловлено прежде всего особенностями строения трикотажа, отличиями в моделировании, конструировании и изготовлении этой одежды, модой на трикотаж и т.д.

Свойства, влияющие на срок службы трикотажных изделий. К ним относятся прочность, удлинение, растяжимость, упругость и эластичность, формовочные свойства, распускае-мость, износостойкость, формоустойчивость, ремонтопригодность, прорубаемость, закручиваемость краев и др.

Прочность трикотажа зависит от вида сырья, структуры пряжи и нитей, переплетения и плотности вязания, отделки полотна. По сравнению с тканями прочность его несколько ниже за счет изгиба нитей петельной структуры. Прочность трикотажа постепенно уменьшается по мере увеличения угла между направлением петельных столбиков и направлением растяжения, а удлинение увеличивается.

Удлинение трикотажа значительно больше, чем удлинение тканей, что определяется его петельной структурой и обусловливается способностью петель изменять свою форму под действием внешних сил, при этом происходит изменение длины одних участков петли за счет других. Например, при растяжении трикотажа вдоль петельных столбикон увеличиваются палочки петель и сокращаются протяжки, т.е. увеличивается высота петельного ряда за счет уменьшения величины петельного шага. При переходе нити из одних участков петли в другие ей приходится преодолевать сопротивление сил трения, действующих в местах контактов нитей друг с другом, жесткость, в результате чего в нити развиваются напряжения, под действием которых она деформируется. В начальный период растяжения большие удлинения трикотажа (20—100 %) соответствуют небольшим нагрузкам (2—4 % от разрывной), так как в этот период деформация происходит за счет изменения конфигурации петель. В дальнейшем при увеличении нагрузки наблюдается замедленный рост деформации. На удлинение трикотажа оказывают влияние свойства нитей, вид переплетения, плотность и отделка полотен, направление растяжения.

Растяжимость трикотажа характеризует его способность удлиняться при действии нагрузок, меньше разрывных. Она может быть как положительным свойством (для чулочно-но-сочных и других изделий), так и отрицательным (для верхних изделий). В трикотаже контакты между нитями петель слабее,

чем в тканях, что является причиной его большей деформируемости за счет изменения формы петли при приложении даже небольшой нагрузки, что минимизирует усилия человека при выполнении различных движений. При воздействии на трикотаж концентрированной нагрузки петельная структура ослабляет напряжения, которые волнообразно перераспределяются на другие участки. Это существенно и выгодно отличает трикотаж от ткани, где структура элементов (основы и утка) более закреплена, т.е. менее подвижна и обусловливает более высокую износостойкость трикотажных изделий в сравнении с изделиями из тканей. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются. В зависимости от растяжимости устанавливаются соответствующие значения припусков в конструкции трикотажных изделий, определяются режимы настилания полотен при раскрое, оборудование, предотвращающее вытягивание швов и деформацию всего изделия при шитье и влажно-тепловой обработке. Растяжимость полотен зависит от вида переплетения и плотности трикотажа, свойств пряжи. При увеличении длины нити в петле и уменьшении толщины нити растяжимость трикотажа увеличивается.

Все трикотажные полотна по степени растяжимости по ширине при нагрузке 6 Н делят на три группы: с растяжимостью от 0 до 40 % ; от 41 до 100 %; свыше 100 %.

Наиболее растяжимыми полотнами являются гладь и ластик.

По соотношению частей полной деформации — упругой, эластической и пластической — трикотаж также существенно отличается от тканей. Величина полной деформации и ее составных частей зависит от времени действия нагрузки, вида переплетения, вида волокон, плотности полотна, направления растяжения, условий окружающей среды. Для трикотажных полотен характерна очень высокая доля исчезающей части деформации, т.е. упругой и высокоэластической (60—90 % от полной деформации). Величина остаточной (необратимой) деформации в трикотаже составляет от 0 до 8—9 %, при этом, как правило, необратимые деформации по длине значительно меньше, чем по ширине.

По величине условно-остаточных деформаций все трикотажные полотна делят на три группы: группа малых деформаций — 0—2 % ; группа средних деформаций — 2,1—5,0 %; группа больших деформаций — 5,1 % и выше. В некоторых случаях (при действии влаги, чрезмерном растяжении) в деформации может преобладать пластическая доля.

Изделия из трикотажа, изготовленные из нитей и пряжи с упругим удлинением (из нитей эластика, шерстяной пряжи),

удобны в носке и обеспечивают хорошее облегание частей тела, при этом не стесняя движений. Форма трикотажа, изготовленного из нитей и пряжи с неупругим удлинением (хлопчатобумажных, вискозных), легко изменяется во время эксплуатации, изделия быстро теряют внешний вид и изнашиваются. Для устранения этого недостатка применяют малорастягиваю-щиеся переплетения и изменяют сырьевой состав пряжи.

На рис. 3.2 приведен график изменения различных частей деформации зависимости от величины нагрузки на образец при растяжении интерлочного хлопчатобумажного полотна вдоль петельных столбиков. Деформации, расположенные между кривыми 1 и 2, являются упругими, между кривыми 2 и 3 — эластическими и между кривой 3 и осью абсцисс — необратимыми (пластическими).

Рис. График изменения частей деформации трикотажного полотна в зависимости от нагрузки

При действии многоцикловых растягивающих нагрузок в трикотаже происходит перетягивание нитей в петлях, легко изменяется их форма, что приводит к резкому изменению структуры полотна. При разгрузке (в каждом цикле) трикотаж вследствие упругости петель легко восстанавливает свои размеры. Поэтому в трикотаже в отличие от тканей медленнее накапливаются остаточные деформации. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются.

Эластичность — способность полотна принимать первоначальную форму после снятия нагрузки, вызвавшей деформацию, определяется величиной упругой деформации, которая зависит от упругости пряжи и нитей, плотности вязания, структуры переплетения и вида отделки. Большой эластичностью обладают кулирная гладь, двухизнаночное переплетение, интерлок.

Распускаемость в общем является отрицательным свойством трикотажа, влияющим на срок службы изделий. Она характеризуется способностью петель при обрыве или натяжении нити выскальзывать друг из друга. Наибольшим коэффициентом трения нити о нить обладают нити из волокон шерсти, хлопка, текстурированные, фасонной крутки. Следовательно, распускаемость трикотажа из таких нитей меньше, чем поло-тен из гладких нитей. Распускаемость зависит от крутки нитей, их толщины, упругости, угла обхвата нити нитью, длины нити в петле, плотности трикотажа, вида отделки, направления и степени его растяжения в момент обрыва петли. Трикотаж из пряжи повышенной крутки, а также ворсованный, повышенной плотности имеет меньшую распускаемость. Значительно влияет на распускаемость вид переплетения. Поперечно-вязаные переплетения могут распускаться в направлениях как петельных рядов, так и петельных столбиков, а основовязаные — только вдоль петельных столбиков, в направлении, обратном вязанию. Наибольшей распускаемостыо характеризуются главные кулирные переплетения, особенно гладь, которая распускается как в направлении вязания, так и в обратном.

По степени распускаемости трикотаж можно разделить на распускаемый, слабораспускаемый и нераспускаемый.

К распускаемому относится поперечно-вязаный трикотаж почти всех базисных переплетений, так как петельные ряды такого трикотажа состоят из одной непрерывной нити.

К слабораспускаемому можно отнести производные и некоторые рисунчатые переплетения поперечно-вязаного трикотажа, у которых петельные ряды состоят из двух и более нитей, так как при обрыве нити одной петли смежные с ней петли, образованные из другой нити, трение оборванных концов петли о петли другой системы, о дополнительные нити, начес и прочее будут препятствовать быстрому распусканию полотна.

К нераспускаемому относится трикотаж основовязаных переплетений. В трикотаже этих переплетений горизонтальные ряды петель состоят из такого же числа нитей, сколько имеется петель в ряде. Основовязаные переплетения по петельным рядам совсем не распускаются, поскольку все петли в ряду образованы из разных нитей.

Износостойкость трикотажа, обусловленная комплексным воздействием механических, физико-химических, бактериологических факторов, иногда меньше, чем у ткани, так как в трикотаже разрыв нити от истирания может привести к спуску петли. Несмотря на многообразие разрушающих воздействий,

основной причиной износа является истирание. Устойчивость к истиранию зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), степени закрепления волокон в пряже и полотне, переплетения, плотности, характера поверхности, массы 1 м 2 полотна, вида отделки. Характер и интенсивность износа зависят и от условий эксплуатации изделия, характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей человека, условий внешней среды и др. Гладкие, мягкие и упругоэластичные полотна более устойчивы к истиранию, чем жесткие и шероховатые. Стойкость к истиранию растет с увеличением толщины пряжи, так как увеличиваются число волокон, сопротивляющихся истиранию, и площадь контакта образца с поверхностью абразива. Стойкость к истиранию снижается с уменьшением плотности и увеличением длины нити в петле, так как уменьшается масса истираемого образца и площадь его контакта с абразивом, а также ослабляются внешние и межволоконные связи в пряже вследствие увеличения длины ее закрепляемых участков в петле, и структура полотна становится более рыхлой. При истирании трикотажа не в свободном, а в растянутом состоянии (участки сиденья, колена, локтя) устойчивость к истиранию снижается. При увеличении ширины шва стойкость к истиранию возрастает, и наиболее износостойки плоские швы, не вызывающие концентрации разрушающих воздействий в области шва. При использовании вместо ниток пряжи шов становится мягче и тоньше, что несколько улучшает условия поведения полотна в области шва.

Существенным недостатком трикотажных полотен является пиллинг — образование вследствие рыхлой структуры пряжи и открытых участков петель на поверхности полотен шариков (ииллей) из закатанных кончиков отдельных волокон, ухудшающих вид изделия. Наиболее значительным и устойчивым пил-лингом характеризуются изделия из пряжи прочных синтетических волокон (полиэфирных и полиамидных) и пряжи с их содержанием, меньше пиллинг у изделий из шерстяной пряжи. Легче подвергаются пиллингу: более тонкие и короткие волокна; изделия из аппаратной пряжи (более ворсистой); изделия из пряжи невысокой крутки (с менее закрепленными волокнами); трикотаж с меньшей плотностью и более шероховатой поверхностью (и с менее закрепленными волокнами), Пиллинг может быть значительно уменьшен в результате применения специальных видов отделки трикотажа.

На рис. 3.3 показано изменение некоторых свойств трикотажа в зависимости от волокнистого состава.

Рис. Влияние волокнистого состава смески на основные свойства трикотажа

Усталость трикотажа обусловлена незначительными, многократно прикладываемыми, растягивающими нагрузками в результате движений человека в процессе носки одежды и приводит к расшатыванию структуры трикотажа. При таких растяжениях петли меняют свою форму, нити истираются друг о друга и деформируются. Многократные растяжения и изгибы редко полностью разрушают трикотаж. Признаком усталости служит накопление необратимых деформаций, вызывающее образование неисчезаемых заминов в местах повторяющихся изгибов или выпуклостей на отдельных участках. Время появления признаков усталости трикотажа в первую очередь зависит от вида волокон и структуры переплетения, направления растяжения, величины деформации или нагрузки в каждом цикле, числа циклов и т.д. Благодаря высокой упругости петель и слабости контактов нитей в местах их переплетения трикотаж легко восстанавливает свои размеры, и накопление усталости идет значительно медленнее, чем в тканях.

Устойчивость к физико-химическим и биологическим факторам, как правило, зависит только от вида волокна.

Формоустойчивость — способность трикотажа сохранять в определенных пределах размеры и форму при различных воздействиях — во многом зависит от упругих свойств полотна. Трикотаж обладает высокой растяжимостью при одно- и двухосных нагрузках и способностью восстанавливать первоначальные размеры (формоустойчивость). Наибольшей формоустой-чивостью характеризуются полотна комбинированных переплетений, а также изготовленные из текстурированных нитей.

Возможность придавать многим видам трикотажных изделий законченную форму в процессе вязания не только сокращает расход сырья на каждое изделие, но и способствует уменьшению (или даже исключению) количества швов, складок и вытачек, что в итоге приводит к снижению деформируемости изделий при их эксплуатации. Это в свою очередь уменьшает необходимость в глаженьи таких изделий и, следовательно, облегчает уход за ними. Существенным преимуществом трикотажных изделий над аналогичными по волокнистому составу изделиями из тканей является их более высокая способность восстанавливать свою форму после стирок, химических чисток, глаженья, прессования и других влажно-тепловых обработок. Это обусловлено лучшими упругоэластическими свойствами трикотажа и меньшей его сминаемостью. Следовательно, по удобству поддержания необходимой формы изделия из трикотажа выгодно отличаются от изделий из тканей. Вместе с тем легкая деформируемость многих видов трикотажных полотен в отличие от тканей при приложении небольших по величине растягивающих нагрузок значительно усложняет подготовительно-раскройный и пошивочный процессы изделий, а также затрудняет придание им стабильных форм и размеров.

Усадка трикотажа обусловлена теми же причинами, что и усадка тканей, а именно — релаксационными процессами и набуханием волокон и нитей. Под влиянием влаги перестраивается структура трикотажа: изменяется конфигурация петель, смещаются точки контакта нитей, в петлях меняется соотношение петельного шага и высоты петельного ряда. Большая усадка трикотажа по сравнению с тканями объясняется большей подвижностью его петельной структуры. Большой усадкой характеризуются изделия из натуральных волокон — хлопка, шерсти. Так же как и в тканях, наибольшая усадка в трикотаже наблюдается в направлении петельных столбиков, так как именно в этом направлении полотна испытывают наибольшие растяжения при выработке. Иногда усадка по петельным столбикам сопровождается увеличением размеров трикотажа по петельным рядам (отрицательная усадка — притяжка). Повышенная усадка трикотажа отрицательно сказывается на устойчивости размеров и форм изделий. Поэтому в процессах проектирования и производства одежды необходимо предусматривать возможное изменение линейных размеров изделий с учетом усадки полотен. Для снижения усадки в состав пряжи вводят синтетические волокна, полотна подвергают малоусадочной отделке с использованием синтетических смол.

Изменение линейных размеров после мокрой обработки должно соответствовать требованиям ГОСТа.

Устойчивость к образованию затяжек зависит от вида и структуры нитей, переплетения, обработки изделий аппретирующими веществами и смолами. Склонность к затяжкам характерна прежде всего для чулочно-носочных изделий из синтетических (капроновых) нитей.

Трикотажные изделия, как правило, являются ремонтопригодными (восстанавливаемыми). К положительным свойствам трикотажа можно отнести высокое сопротивление образованию складок; высокое сродство поверхности (из-за развитой сети элементарных ячеек структуры) к склеиванию, оплавлению и дублированию с другими материалами.

Формовочные свойства трикотажа благодаря его большой растяжимости выше, чем у тканей, и позволяют легко обеспечивать создание пространственной формы одежды, покрывать поверхность тела человека без морщин и складок. У трикотажа высокие формообразующие свойства (возможность плоского; двухмерного полотна принимать трехмерную пространственную форму, которую обычно получают за счет раскроя и пошива). Так, вследствие высокой эластичности и упругости трикотажа многие виды изделий (чулочно-носочные, верхние и бель-; евые, спортивные, перчаточные и др.) плотно облегают фигуру человека, не стесняют его движений, более удобны в носке.

Трикотажные изделия в большей мере соответствуют потребу ностям населения (особенно детей) в размерных характеристик ках.

Прорубаемость полотна иглой вызывает спуск петель, снижает качество изделий, сокращает срок службы. Она зависит волокнистого состава, структуры и свойств нитей (удлинения коэффициента трения между нитями), плотности трикотажа отделки, влажности полотна, режима шитья.

Закручиваемостъ краев характерна для трикотажа однарных переплетений и объясняется стремлением петель, pacположенных по краям полотна, выпрямиться. Закручивав мость трикотажа зависит от ряда факторов; свойств волокон (из упругости), толщины, структуры, крутки нитей, вида переплет тения, плотности, отделки полотна. Так, из-за высокой упру- - гости шерстяных волокон полотна из шерстяной пряжи закручиваются больше, чем трикотаж из хлопчатобумажной пряжи» с увеличением плотности вязания закручиваемость возрастает-Двойные кулирные основовязаные полотна не закручиваются, так как стремление нитей к закручиванию на одной и другой

сторонах полотна взаимно нейтрализуется. Закручиваемость трикотажа в общем явление отрицательное, поскольку создает серьезные трудности в процессах раскроя полотен (при настилании, контроле качества раскроя и комплектовании кроя), выполнения швов при изготовлении одежды. Закручиваемость можно несколько снизить каландрированием, в процессе которого нити расплющиваются и вдавливаются друг в друга, при этом закрепляются петли. Закрученные края изделий могут являться и украшением, в таких случаях закручиваемость будет положительным свойством.

Серьезные затруднения при раскрое и изготовлении изделий вызывает перекос петельных столбиков в поперечно-вя-заном трикотаже. Он возникает при применении в трикотажном производстве нитей или пряжи с неуравновешенной круткой, нарушении технологии операции ширения полотна при отделке. Перекос петельных столбиков устраняется при отделке, но после стирки он восстанавливается. В изделиях, изготовленных из такого трикотажа, отмечаются искажение объемной формы в процессе носки, ухудшение их внешнего вида. Предотвратить перекос петельных столбиков можно при вязании полотен из крученых или трощеных нитей, используя при этом нити противоположной крутки. Перекосы петельных рядов наблюдаются у полотен, выработанных на круглых поперечно-вязальных многосистемных машинах.

Гигиенические свойства трикотажных изделий. К ним относятся: теплозащитные, проницаемости, гигроскопические, электризуемость и др.

Теплозащитные свойства трикотажа зависят не столько от теплопроводности волокон, сколько от его пористости, толщины, структуры пряжи, переплетения, отделки, влажности, воздухопроницаемости. Трикотаж обладает большей пористостью, чем ткани, поэтому и теплозащитные свойства его выше (при отсутствии ветра). Лучшими теплозащитными свойствами обладают полотна двойных переплетений (интерлок, фанг, пла-гированные, плюшевые и др.), так как эта структура полотна обеспечивает наличие закрытых воздушных пор, а также ворсованные (начесные) полотна и полотна, изготовленные из шерстяных и высокообъемных пряжи и нитей.

Ветрозащитные свойства трикотажа низкие, что обусловлено высокой пористостью его петельной структуры.

Воздухопроницаемость — способность материала пропускать воздух — зависит от пористости, количества и величины открытых пор, вида пряжи (нитей), толщины полотен, плот

ности полотна, вида переплетения, наличия аппрета, влажности полотна и др. Этот показатель благодаря петельному строению в изделиях из трикотажа выше, чем в изделиях из тканей. Выгодным преимуществом трикотажа по сравнению с тканями является и то, что он, обладая большой воздухопроницаемостью, имеет высокие теплозащитные свойства. Благодаря наличию пор, обусловленных структурой трикотажа, он хорошо сохраняет тепло, когда человек находится в состоянии покоя, и легко отдает избыточное тепло, когда человек энергично двигается. Отмеченные свойства являются особенно ценными для изделий, непосредственно соприкасающихся с телом человека (белье, чулочно-носочные, спортивные изделия). В то же время для верхних, перчаточных, платочно-шарфовых, чулочно-носочных изделий зимнего ассортимента высокая способность пропускать воздух отрицательно сказывается на их теплоизолирующей способности.

Паропроницаемость — способность материала пропускать пары воды из среды с большей относительной влажностью в среду с меньшей влажностью. Зависит она от тех же факторов, что и воздухопроницаемость. Сравнительно большое количество сквозных пор в трикотаже по сравнению с тканями и более крупные их размеры при прочих равных условиях обеспечивают и более быстрое поглощение трикотажем парообразной и жидкой влаги, что в значительной мере облегчает вентиляцию пододежного пространства при носке белья, чулочно-носочных и других изделий. Шерстяные и вискозные полотна способны проводить в несколько раз больше паров воды, чем синтетические. У синтетических полотен такого же строения пар проходит в основном через поры. Паропроницаемость трикотажных изделий выше, чем изделий из тканей.

Пылепроницаемость трикотажа обусловливается теми же факторами, что и воздухопроницаемость и, кроме того, зависит от размеров частиц и свойств пыли, электризуемости полотен и др. Пылепроницаемость полотен из природных волокон больше, а синтетических полотен, которые лучше задерживают пыль, — меньше. В связи с высокой пористостью пылепроницаемость трикотажа более высокая по сравнению с изделиями из тканей.

Пылеемкость трикотажа зависит от волокнистого состава, строения и свойств волокон, структуры и характера отделки полотна. Полотна с шероховатой поверхностью и сильнопористой структурой имеют большую пылеемкость. Пылеемкость трикотажа, следовательно, выше, чем изделий из тканей.

Проницаемость (прозрачность) для ультрафиолетовых лучей. Вследствие своей петлеобразной структуры тонкие трикотажные полотна обладают высокой пропускаемостью ультрафиолетовых лучей.

Загрязняемость. Более высокая пористость и шероховатая поверхность трикотажа в отличие от многих видов тканей обусловливают и ряд существенных его недостатков — высокую пы-лепроницаемость и пылеемкость, что приводит к повышенной загрязняемости некоторых видов трикотажных изделий. Вместе с тем наличие большого количества крупных сквозных пор в трикотаже в значительной мере облегчает циркуляцию стиральных растворов и соответственно быстрое удаление загрязнений.

К положительным свойствам трикотажа следует отнести легкую отстирываемость.

Гигроскопичность трикотажа характеризуется его способностью поглощать и отдавать водяные пары; она выше, чем в изделиях из ткани. Трикотаж из шерстяных, хлопковых, вискозных волокон имеет более высокую гигроскопичность, чем трикотаж из ацетатных и синтетических волокон. Трикотаж из целлюлозных волокон быстро поглощает и отдает влагу, из шерстяных — медленно. Скорость поглощения и испарения влаги зависит также от структуры трикотажа: чем плотнее полотно, тем медленнее протекает процесс поглощения и испарения влаги. Специальные отделки (обработка синтетическими смолами) снижают гигроскопичность. Гигроскопичность более пористого трикотажа выше, с повышением относительной влажности воздуха гигроскопичность увеличивается, а с повышением температуры — уменьшается.

Водопоглощаемость — способность впитывания материалом капельно-жидкой влаги. У трикотажных изделий она выше, впитывание воды происходит быстрее, чем у изделий из тканей, что особенно актуально для бельевых изделий. Водопоглощаемость трикотажа зависит от волокнистого состава, структуры пряжи (нитей), вида переплетения и характера отделки. Трикотаж рыхлой петельной структуры, из пушистой нити обладает более высокой водопоглощаемостью, чем плотное полотно из гладкой нити.

Капиллярность трикотажа свидетельствует о его способности отводить влагу и зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), переплетения.

Необходимая одежде гигиеничность обеспечивается рядом свойств, причем недостаток одних в отдельных случаях может

быть компенсирован достоинством других. Например, недостаточная гигроскопичность синтетических волокон может компенсироваться высокой водопоглощаемостью и капиллярностью, если синтетическая нить пушиста, извита, а трикотаж имеет рыхлую петельную структуру.

Электризуемость трикотажных изделий зависит от вида волокон, толщины полотна, линейной плотности нитей. Чем толще полотно, выше линейная плотность нитей, тем выше электризуемость. Из химических волокон наибольшей элек-тризуемостью обладают капроновые и ацетатные волокна. Для уменьшения электризуемости применяют переплетения, в которых электризующиеся волокна располагаются внутри полотна, обрабатывают антистатическими препаратами.

Эстетические свойства трикотажных изделий. Они обусловливаются в основном целостностью композиции, стилевой направленностью, функциональностью модели. Основные эстетические свойства трикотажа — фактура, цветовое оформление, блеск, прозрачность, матовость, жесткость, драпируемость, упругость, сминаемость, стабильность формы при эксплуатации и др.

Основными компонентами (элементами) композиции и средствами ее построения являются линии, пропорции, материал, зрительная масса, отделка, ритм.

Стилевая направленность характеризует соответствие трикотажного изделия и его свойств требованиям моды и стиля.

Функциональность трикотажного изделия характеризует соответствие формы, цвета, рисунка, расцветки, отделок, свойств полотна и фурнитуры назначению изделия в зависимости от пола и возраста потребителя, рода его деятельности, окружающей обстановки, климатических условий, района эксплуатации и т.д.

На внешний вид трикотажа влияют структура пряжи и нити, вид переплетения, рисунок, плотность, длина нити в петле, пористость, фактура поверхности, а также вид отделки.

По сравнению с тканями трикотаж благодаря своей петельной структуре обладает меньшей сминаемостъю.

Эстетические свойства трикотажных изделий зависят от цветовой гаммы, характера и композиции рисунка применяемых полотен, силуэта, формы и композиции элементов самого изделия. Важное значение имеют использование полотен в соответствии с назначением изделия; конструкция, обеспечивающая правильную посадку на фигуре человека, а также точность и тщательность изготовления и качество отделки.

Внешний вид трикотажных изделий и соответствие их современному направлению моды во многом зависят от правильности моделирования.

При моделировании изделий из трикотажа форма отдельных деталей создается как за счет швов, вытачек, складок, так и в процессе вязания трикотажа путем изменения структуры переплетений. Например, чтобы получить прилегающую форму, применяют переплетения, обладающие различной растяжимостью.

Влагопроницаемость — способность трикотажа пропускать водяные пары из среды с повышенной влажностью воздуха в среду с меньшей влажностью. Свойство обеспечивает нормальные условия для жизнедеятельности организма человека путем удаления из пододежного пространства излишней влаги в виде водяных паров.

Воздухопроницаемость — показатель, характеризующийся коэффициентом, который показывает количество воздуха, проходящего через 1 м 2 трикотажа за 1 с, при определенной разности давления по обеим сторонам материала. Зависит от плотности, вида переплетения, толщины, волокнистого состава и структуры нитей, из которых выработан трикотаж.

Гигроскопичность — способность полотна поглощать влагу из окружающей среды.

Закручиваемость — способность края полотна (изделия) закручиваться, определяемая упругостью нитей, изогнутых в петлях, и стремящихся выпрямиться. Двойные переплетения как поперечно-вязаные, так и основовязаные не закручиваются, так как стремление нитей в петлях на одной стороне трикотажа распрямиться нейтрализуется таким же стремлением нитей другой стороны.

Износостойкость трикотажа — способность трикотажного полотна длительное время противостоять действию разрушающих факторов, которым оно подвергается при эксплуатации.

Истирание — механическое разрушение (износ) полотна при трении об окружающие предметы. Зависит от структуры материала и вида истирающих поверхностей.

Капиллярность — показатель, характеризующий скорость влагопоглощения полотном жидкости, выражается в мм.

Пиллингуемость — способность полотен образовывать на поверхности пилли. Зависит от вида волокон, их длины и тонины, механических свойств, а также строения трикотажа.

Прочность на разрыв — характеризуется величиной разрывной нагрузки, т. е. наибольшим усилием, выдерживаемым прямоугольным образцом трикотажа стандартного размера к моменту разрыва.

Пылеемкость — способность трикотажного полотна удерживать на поверхности полотна пыль.

Разрывное удлинение — деформация, возникающая под воздействием растягивающей нагрузки к моменту разрыва трикотажа. Определяют в абсолютных величинах как разность конечной и первоначальной длины или в процентах от первоначальной длины (относительное удлинение).

Распускаемость — способность свободных петель трикотажа при натяжении нити, образующей эти петли, или при обрыве нити в петле выскальзывать друг из друга как по направлению петельного ряда, так и по направлению петельного столбика.

Растяжимость — характеризуется величиной деформации при растяжении, которая в зависимости от вида переплетения и свойств нитей может быть упругой и неупругой. Изделия из трикотажа с упругой деформацией не теряют своей первоначальной формы при снятии растягивающих нагрузок. Неупругая деформация приводит к необратимой деформации в процессе носки изделий. В зависимости от растяжимости полотна разбивают на три группы. К первой относятся полотна с растяжимостью менее 40%, ко второй — от 40 до 100%, к третьей — более 100%.

Усадка — изменение линейных размеров трикотажа под действием внешних факторов. Различают линейную усадку (по одному из измерений), поверхностную и объемную.