Солнце воздух и вода тестирование для дошкольников. Интеллектуальная викторина. Солнце, воздух и вода: наши лучшие друзья. Правила пользования дарами природы без вреда для организма

Хуснутдинова Эльвира Валерьевна, воспитатель д/с №80 г.Набережные Челны

Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим) , что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой) . Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Купание - прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1, 5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
  4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы) . Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово) : лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.

Татьяна Башкирова
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Задачи :

Воспитывать желание быть здоровым, учить заботиться о своём здоровье.

- Развивать у детей ловкость , быстроту, смекалку, умение использовать свой опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками : выдержку, решительность, взаимовыручку.

Дать знания детям о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха , настроения.

Ход праздника.

Ведущий : Здравствуй, воздух и вода ,

Вас приветствуем всегда!

Девочка. Здравствуй, поле и лесок,

Здравствуй, речка и песок.

Мальчик. Здравствуй, небо ясное,

Здравствуй, солнце красное !

Ведущий. Лету красному, небу ясному,

Солнышку , что всех ребят превращает в шоколад,

Громко крикнем, детвора, наш физкульт – привет! Ура!

Под музыку на метле «влетает» баба Яга.

Баба Яга. Это что за чудеса?

Или моя метла с курса сбилась или я сама, старая , заблудилась?

Быстро отвечайте мне, где это я приземлилась?

Ведущий. В детском саду «Искорка» .

Баба Яга. Это что за детский сад такой?

Здесь детишек выращивают?

Водой поливают и в букеты собирают?

Ведущий. Нет. Здесь ребята занимаются, плавают и закаляются, песни поют и танцуют, рисуют, книжки читают, играют.

Баба Яга. Это мне все нравится! Я у вас немного погощу! А спортом вы увлекаетесь ? Зарядку по утрам делаете? Я, между прочим, спортивная Бабушка Яга ! На лесных олимпийских играх не раз медали завоевывала!

Ведущий. Бабушка Яга, а сколько же вам лет?

Баба Яга. 300!

Ведущий. Вот загадка, так загадка! Раскройте, пожалуйста, нам секрет своей молодости и здоровья!

Баба Яга. Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно,

Но не каждый хочет знать как здоровым стать!

Раз вам это интересно, давайте вместе по порядку

Искать ответ к этой загадке.

Для начала мне скажите с кем, ребята, вы дружны?

Знать об этом вы должны!

Ведущий. Бабушка Яга, мы с удовольствием расскажем сейчас о своих друзьях .

Баба Яга. Хорошо, но сначала я предлагаю немножко повеселиться, ведь у вас здесь праздник!

А ну, ребята, не зевайте!

Врассыпную все вставайте,

Что скажу - изображайте!

Баба Яга проводит игру на внимание с выполнением заданий :

«лес до небес» - стойка на носках, руки вверх;

«пенечки» - присед, обхватив руками колени;

«Антошка на одной ножке» - стойка на одной ноге, руки на пояс.

Баба Яга. Молодцы, ребятки, вижу, что все внимательные и старательные .

Ведущий. Бабушка Яга, а мы с ребятами утром рано, спозаранку все выходим на зарядку.

Баба Яга. Это я сейчас проверю.

А ну, ребята, не зевайте и за мной все повторяйте.

Под музыку баба Яга проводит разминку.

Ведущий. Ребята, чтоб здоровым, сильным быть

Со спортом будем мы дружить ?

Ведущий. Лето нас гулять зовет.

Солнышко давно нас ждет !

Баба Яга. Предлагаю на солнечной поляночке поиграть всем в «Выметалочки» .

Подвижная игра «Выметалочки»

Дети под музыку бегают врассыпную, а баба Яга, догоняя их, касается метлой - «выметает» из игры.

Ведущий. Подводит итог игры.

Ребята, чтоб здоровым и красивым быть,

Будем с солнышком дружить ?

Баба Яга. Ой, и набегалась я с вами…

Мне б сейчас стакан воды (ведущий подает, Баба Яга пьет)

Да, ребята, без воды и ни туды, и ни сюды….А вы знаете в чем ее польза?

Дети. Отвечают.

Ведущий. Бабушка Яга, все ребята хорошо знают :

Если долго мокнуть под дождем, то можно заболеть.

А если горло полоскать, в речке купаться,

Холодной водой обливаться – то водой можно закаляться.

Баба Яга. Неужели вы дождика боитесь?

Ведущий. Нет. Не боимся. От него можно спрятаться. Например, под зонтиком.

Только небо сегодня ясное и зонты нам не понадобятся.

Баба Яга. Понадобятся, еще как понадобятся. А дождик у меня с собой имеется (достает из рюкзака бутылку - брызгалку с водой) .

Дети, а вы знаете, какие животные живут в лесу? (Дети отвечают) .

И показать их сможете? (Дети отвечают)

Тогда давайте играть!

Дождик в руки я беру и игру сейчас начну!

Подвижная игра «Солнышко и дождик » с брызганьем.

«Солнышко » - дети под музыку ходят врассыпную, изображая лесных животных :

медведи, лисички, зайчики, волки, птички.

«Дождик» (баба Яга брызгает на детей ) - бегут к воспитателям под зонтик.

Ведущий. Подводит итог игры.

Ребята, чтоб здоровым, крепким быть,

Будем мы с водой дружить?

Баба Яга. А сейчас я хочу загадать вам загадку.

Через нос походит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.

Дети. Воздух .

Баба Яга. Да, по воздуху я к вам на метле и прилетела. А кто еще может летать?

Дети отвечают.

Баба Яга. Ну, все-то вы знаете, видно не зря ходите в детский сад. Вижу шустрые и умные вы ребята. Наверное, и с моей метлой сможете справиться?

Баба Яга. Тогда вставайте в круг

Помело в руки беру и игру сейчас начну.

Подвижная игра «Небо-земля»

«Земля» – звучит музыка, дети передают метлу друг другу;

«небо» – музыка останавливается, тот, у кого осталась в руках метла, садится на нее верхом;

«в добрый путь» - «облетает» внутри один круг и встает на свое место.

Ведущий. Подводит итог игры.

Ребята, чтоб здоровым, ловким быть,

Будем с воздухом дружить ?

Ведущий. Бабушка Яга, солнце , воздух , спорт , вода – наши лучшие друзья !

Баба Яга. Хорошие у вас друзья .

Что ж, раскрою вам секрет своего долголетия :

«Солнце , воздух , спорт , вода – мои лучшие друзья

Я рада, что вы хорошо знакомы с ними.

И на радости такой приглашаю вас потанцевать со мной.

Общий танец «Друзья »

Баба Яга. Дорогие ребята, я очень рада была познакомиться и подружиться с вами, мы здорово играли и веселились. Хорошо у вас в саду, но у меня в лесу тоже не плохо. Не зря говорят : «В гостях хорошо, а дома лучше » . Пора мне возвращаться в свою избушку.

А вы всегда помните, что ждут повсюду нас друзья :

Солнце , воздух , спорт , вода !

Главное – вам не лениться и со всеми подружиться!

И тогда проживете лет до ста!

До свидания!

Под музыку Баба Яга «улетает» на метле.

Публикации по теме:

Сценарий досуга «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма: досуг Цель: укрепить иммунитет детей Задачи: -развивать двигательную активность,.

Цель: прививать любовь к занятиям физической культуре. Создавать радостное настроение и положительные эмоции. Задачи: Создавать у детей.

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Естественные оздоровительные факторы» Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье.

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» В наши дни ряд инфекционных болезней полностью ликвидирован, распространенность других резко уменьшилось. Но многие дети- дошкольники все.

Летнее спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» Летнее спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» Цель: Формировать навыки здорового образа жизни; доставить детям.

Рекомендации для родителей «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию атмосферных температур воздуха и предотвратить частые.

Консультация для педагогов о закаливании «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откликаются нервная, дыхательная, сердечно.

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! Методы проведения закаливающих процедур Методы проведения закаливающих процедур Многие считают, что закаливание более трудное дело, чем гимнастика. "Как, - говорят они, - облиться.

Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»» Задачи: Помогать дерм через игровые упражнения, игры, соревнования,.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» . "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим.

Библиотека изображений:

Вступительное слово к викторине

Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде.

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое? ».

Масштабы загрязнения подземных источников, рек, морей, озёр и океанов хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками столь велики, что это привело к тому, что запасы воды, пригодной для питья, постоянно снижаются. Следовательно, мы делаем вывод, что воду нужно беречь.

Викторина «Вода» содержит вопросы, касающиеся воды и водосбережения. Всего в викторине представлено 22 вопроса. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ : вода

2. В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что есть везде?»

Ответ: вода. Она в воздухе, на земле и внутри её

3. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?
Ответ: сине-голубого

4. Чему соответствует этот цвет?
Ответ: это цвет океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, прудов

5. Какие свойства воды вы знаете?
Ответ: вода без цвета, без запаха, не имеет формы

6. Можно ли пить воду океанов, морей?
Ответ: нет, потому что она соленая

7. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная

8. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены

9. Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод?
Ответ: воду надо беречь

10. В чём заключается бережное отношение к воде?
Ответ: не расходовать её бездумно, не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды.

11. Может ли человек прожить без воды?
Ответ: нет, не может

Для справки: примером важной роли воды в организме может служить сам человек. В младенческом возрасте её количество в нашем теле составляет 86%. По мере роста и развития организма, доля воды снижается. У взрослого оно не более — 60%.

12. Как вы считаете, где зародилась жизнь? Где обитали первые живые существа?
Ответ: в воде

13. Могут ли растения и животные прожить без воды?
Ответ: нет, не могут

Для справки: животные и растения в значительной мере состоят из воды. Процентное содержание воды в растениях и животных варьируется от 50 до 99%.

14. Что мы делаем с помощью воды?
Ответ: пьём, варим еду, стираем, плаваем, купаемся, моемся, создаём материальные блага (создание производств возможно только с использованием воды), поливаем растения, поим животных.

15. Какие агрегатные состояния воды вы знаете?
Ответ: твёрдое (лёд, снег ), жидкое (вода ), газообразное (пар ).

16. Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь?
Ответ: вода появилась значительно раньше жизни

17. Где возникли очаги человеческой цивилизации?
Ответ: в долинах рек Нил, Тигр, Ефрат, Инд

18. Все вы знаете крупные города: Москва, Париж, Лондон. На каких реках стоят эти города?
Ответ: Москва – на реке Москва, Париж – на реке Сена, Лондон – на реке Темза.

19. Присутствует ли вода в составе других планет, звёзд, комет?
Ответ: да, присутствует

20. Почему лёд плавает в воде?
Ответ: лёд легче воды

22. Многие годы в пустыне идёт борьба за воду. Пустыни наступают. Как вы думаете, чтобы бы было, если бы в пустыню пришла вода?
Ответ: вместо пустыни появится зелёный оазис

Заключительные положения викторины:

Вода – это основа жизни. Берегите воду! Это жизненно необходимо. Расходуйте воду экономно. Не засоряйте водоёмы.

Дополнительно о воде:

Какое путешествие совершила Капелька? «Путешествие Капельки» — можно почитать

Ознакомиться с пословицами о воде можно

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 г. Россошь

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Воспитатель: Сычева С.И.

Цели:

Укрепление здоровья учащихся;

Развитие физических качеств, красивой осанки, пластики движений;

Обучение умению выполнять поставленные задания быстро и точно;

Продолжение работы по формированию коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости;

Закрепить правила приема солнечных ванн.

Ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех участников на нашем спортивном празднике.

Спорт, ребята, очень нужен

Мы со спортом очень дружим

Спорт - помощник!

Спорт - здоровье!

Спорт - игра!

Физкульт-ура!

Ведущий: Что за гость спешит на праздник

Как зовут его, узнай!

Всех излечит, исцелит-

Добрый ……

Доктор: Я доктор, больных лечу,

Чтоб люди не болели.

В любое время к ним спешу,

В ненастье и в метели.

Могу поставить градусник.

И выписать таблетки,

Микстуру, капли сладкие

Кто здесь болеет?

Ребята, а вы любите зарядку?

Тогда разминку мы начнем.

Ритмическая гимнастика под музыкальное сопровождение

» Солнышко лучистое»

Айболит. Что-то грустно. Нет веселого солнышка, давайте все позовем его.

Все кричат хором:

Солнышко, приходи,

Лучики свои неси!

Появляется солнышко.

Солнышко. Здравствуйте ребята! Как же вы живете?

Ведущая. Ребята, покажем Солнышку, как мы живем? Поиграем в игру «Как живешь»

Дети в кругу, проговаривают слова и показывают.

Ведущая. Как живешь? - Вот так! (выставляют большой палец вперед),

Как идешь? - Вот так! (идут на месте)

Как плывешь? - Вот так! (имитируют плавание)

Как бежишь? - Вот так! (бег на месте)

Как грустишь? - Вот так! (грустят, голову вниз)

А как шалишь? - Вот так! (кривляются)

А как кричишь? - Вот так! (кричат: А-а-а-а!...)

А как маме машешь в след? - Вот так! (машут руками).

Солнышко. Вижу как вы хорошо живете, как вам радостно, сколько у вас друзей. Я хочу с вами тоже поиграть в игру.

Игра «Солнышко и дождик» (младшие группы)

Айболит: И я хочу поиграть с детишками в игру

«Кто быстрее поставит градусник» (Старшие группы)

Дети выстраиваются в три команды. «Градусники» - это кегли. Добежать взять градусник, поставить под мышку, возвратится к команде, передать эстафету.

Звучит музыка, появляется незнайка с надувной лягушкой.

Незнайка весь загорелый.

Незнайка: Здравствуйте, а вот и я, со мной случилась беда. Я был на речке и весь на солнышке сгорел, не знаю почему?

Айболит. Но мы знаем, что солнышко может быть и вредным, и коварным.. все время находится на солнце, особенно. Когда оно сильно припекает, опасно. Ребята, скажите незнайке какие меры предосторожности надо знать, чтобы от солнца не было вреда?

Нельзя с непокрытой головой;

Нельзя смотреть на солнце, иначе могут заболеть глаза,

Надо пользоваться кремом от загара;

В солнечные дни лучше носить очки;

Нельзя долго загорать, можно обгореть.

С солнышком дружить надо осторожно!

Давай я тебя полечу кремом.

Незнайка: Спасибо, ребята! За то, что вы меня научили как надо дружить с солнышком, я хочу с вами поиграть.

Игра» Кто быстрее наполнит ведерко водой» (Игра- эстафета)

Айболит: Ребята, давайте теперь вспомним домашнее задание. Мы объявляли конкурс на самый лучший портрет солнца.

Все портреты солнца находятся на стенде. Дети хором определяют победителя.

Вручается дипломы победителей.

Праздничная дискотека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старо – Матакская СОШ»


Внеклассное мероприятие на тему:

«Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья»


Разработала учитель начальных классов

Чувашско – Шапкинской НОШ

Ермолаева Любовь Геннадиевна


2014 год

Введение.

процентов дает медицина, а 85 процентов зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Поэтому без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. И часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернугь его очень и очень трудно.

Каждый год в мире от болезней, которые спровоцированы курением , погибает до 1,5 миллионов человек. Курение ослабляет иммунитет, приводит к преждевременной потере трудоспособности. Такой продукт горения табака, как окись углерода, проникая в кровеносные сосуды, снижает способность эритроцитов по обеспечению клеток организма кислородом, что стимулирует прогресс болезней системы кровообращения, может привести к образованию, тромбов и нарушению кровообращения в сосудах нижних конечностей. Со временем развивается перемежающаяся хромота и другие проблемы с суставами и сосудами.

Воздействие наркотиков на организм человека зависит от вида потребляемого препарата, дозы наркотического вещества и способа введения.

Результаты воздействия: короткая фаза эйфории, вслед за ней наступает фаза сонливости; замедляется сердцебиение, дыхание; понижается активность работы головного мозга; наблюдается понижение аппетита, рефлексов

Алкоголь являет собой с одной стороны продукт энергетически ёмкий, а с другой - психоактивное вещество, по сути, легальный наркотик. Бытует мнение, что алкоголь помогает расслабиться и снять стресс. Но это не совсем так. Вслед за расслаблением и временным улучшением настроения на фоне алкогольного опьянения происходит новый стресс в организме, имеющий биохимическую природу. Большие дозы алкоголя, а также продукт его преобразования в организме, уксусный альдегид, угнетающе действуют на работу мозга и сердечную деятельность, вызывая в тканях органов кислородное голодание, вследствие чего появляется слабость, повышенная утомляемость. Настроение быстро скатывается к нулевой отметке. Человека становится легко вывести из равновесия, что может провоцировать неадекватные и совершенно непредсказуемые поступки.

Сформировать потребность в здоровом образе жизни необходимо у детей в младших классах, чтобы сохранить эти навыки по мере взросления ребенка. В старших классах ученики могли агитировать сверстников заниматься спортом и закаливанию.

Основная часть.

Тема занятия: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

“С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”.

Латинская пословица.

Цели:

    дать понятие устойчивого здорового развития личности;

    объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью.

Задачи:
    формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности. прививать потребности в здоровом образе жизни, уважения к физическим упражнения и занятиям спортом; развивать у ребят интерес к спорту, понимания значения спорта в жизни человека;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, лист бумаги, альбом для рисования, карандаши

Учитель: Здравствуйте! Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Они желают друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам - здравствуйте, дорогие участники, гости, болельщики.

А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровые.

Еще в Древней Руси говорили:

Здоровье дороже богатства.

Здоровья не купишь.

Дал бы Бог здоровья, и счастье найдешь.

Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Знаете ли вы, что 10 процентов здоровья заложено в нас природой, 5 процентов дает медицина, а 85 процентов зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Поэтому без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. И часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

Лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным! Лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. Навыки здорового образа жизни столь же необходимы, как воздух, вода, пища!

А что вы знаете о здоровом образе жизни? Что это за жизнь?

Ответы детей.

Учитель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

Учитель развивает мысль о здоровом теле, о развитии человеческого тела как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью. При травмах можно помочь различными способами. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы.

У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность мыслей, поступков, знаний , стремлений, чувств ).

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.

Перед вами таблица частичных потребностей человека. Давайте заполним ее на листочках, а потом на экране.

Без чего человек не может прожить

Учитель: Эту таблицу можно и дальше продолжить. Итак, мы видим, что человек зависим. На развитие ребенка влияет окружающая среда, родители. Иногда случается так, что у ребенка все есть, а ребенок похож на ребенка - Маугли, который не получил развитие. Почему? Ребёнок становится зависимым к телевизору, к компьютеру. Он должен использовать компьютер и телевизор только для полезных целях, и нужно иметь силу воли отрываться от игры. Ребёнок не читает книги, плохо учится в школе. Что ещё отнимает силу и здоровье у человека (курение, алкоголь, наркотики ) – выходят школьники и рассказывают об этих вредных привычкам, мешающих здоровью человека.

Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название “табак”. У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.

    Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.

    Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.

    За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.

    Сейчас в Америке считается курить “немодным”.

    Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.

    Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество.

    Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему.

Сравнение: ученики сравнивают курящего и некурящего человека. (У курящего человека зубы, цвет кожи и пальцы всегда жёлтого цвета. Он всё время кашляет, плюётся и т.д.)

Вывод: Курение вредно для здоровья!

Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока, пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на головной мозг, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным.

Алкоголь – это яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 3 часть всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.

Дети сравнивают пьющего и непьющего человека. (Пьяный человек шатается, дерётся, скандалит, не работает, ворует. Постоянно пьющего человека распадает семья и т. д. )

Вывод: Никогда не употреблять спиртные напитки.

Наркотики – это химические вещества растительного и химического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьянение, а люди называются наркоманами. Назначение наркотиков – в медицинских целях для снижения болевых ощущений при операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков вызывает химическую зависимость организма, а это часто смертельное заболевание.

Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.

Учитель: Неправильно считать, что проблема с алкоголем и наркотиками появилась только сейчас. В древние времена жрецы и шаманы использовали наркотики для того, чтобы было легче управлять людьми. Алкоголь и наркотики служили наградой за послушание и помогали снимать страх перед трудностями. Подросток, попробовавший наркотик, к 25 годам становится законченным наркоманом, его личность деградирует, потому что его психика еще не сформирована, и вылечить его намного труднее. Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы сломать свою жизнь?”

Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь?

Физкультминутка

А теперь поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

1. Арматура для человеческого тела. (Скелет.)

2. Люди, питающиеся только растительно-молочной пищей. (Вегетарианцы.)

3. Чахнущий царь - долгожитель сказок. (Кощей.)

4. Убийца, маскирующаяся под сыроежку. (Поганка.)

5. Учреждение, осуществляющее изготовление и отпуск лекарств. (Аптека.)

6. Так называется и гимнастический снаряд, и шахматная фигура. (Конь.)

7. Орех, имеющий «импортное название». (Грецкий.)

8. Как называется «витамин роста»? (Каротин - витамин А.)

9. Как называется витамин, защищающий нас от простуды? (Аскорбиновая кислота - витамин С.)

10. «Что это мы все без молока и без молока?» Чьи это слова? (Кота Матроскина. Э. Успенский Дядя Федор, пес и кот.)

11. В каком городе возродились Олимпийские игры современности? (В Афинах.)

12. Что находится в сырой воде? (Микробы)

13. Очень большая зеленая или зелено-полосатая ягода. (Арбуз.)

14. Родной брат кашля? (Насморк)

15. Какая мышца у человека самая сильная? (Жевательная)

16. Человек неестественно маленького роста. (Карлик.)

17. Как называют ребенка, у которого интеллектуальное развитие опережает физиологическое? (Вундеркинд - чудо-ребенок.)

18. Как называется недостаток витаминов в организме? (Авитаминоз.)

19. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, ребенок – 10 часов)

Учитель: Молодцы, так что же помогает человеку вести здоровый образ жизни? Что нужно делать, чтобы стать здоровым, сильным и красивым?

Ответы детей: зарядка, физкультура, спорт.

Закаливание организма

Регулярное закаливание обеспечивает:

Ослабление или устранение негативных реакций организма на изменения погоды (понижение работоспособности, смена настроения, недомогание, боль в сердце, суставах и т. д.);

Повышение способностей к восприятию и запоминанию;

Укрепление силы воли;

Активную физиологическую деятельность и здоровую жизнь;

Замедление процесса старения;

Продливание срока активной жизни на 20-25%.

Закаливать организм можно в любом возрасте, но лучше начинать это делать с детства.

Чтобы правильно использовать факторы окружающей среды для оздоровления, необходимо придерживаться следующих принципов закаливания:

Принцип постепенного увеличения дозы закаливающих воздействий;

Принцип регулярности, обязывающий систематически повторять закаливающие воздействия на протяжении всей жизни;

Принцип учета индивидуальных особенностей организма, степени его здоровья, восприимчивости к воздействию закаливающих мер и их переносимости;

Принцип многофакторности, предполагающий использование при проведении закаливания нескольких физических агентов (тепло, холод, облучение видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механическое воздействие воздуха, воды и др.).

При закаливании наиболее часто используют природные факторы: воздух, воду и солнце.

Давайте сделаем вывод. От чего же зависит наше здоровье?

Дети: Здоровье – это спорт, правильное питание, закаливание, жизнь без табакокурения, жизнь без алкоголя, сочетание труда и отдыха.

В среднем, продолжительность жизни в России 60 лет. Но все мы слышали, что раньше люди жили 80 – 90 лет. Так почему же сейчас мы столько не живем? Давайте посмотрим продолжительность жизни по странам.

Учитель: Давайте отгадаем кроссворд.

Кроссворд

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1.Противный звук, мешающий говорить и слушать как раз тогда, когда это интереснее всего;

2.Вредная привычка, мешающая нормальному функционированию организма;

3.Оганические вещества, содержащиеся в табачном дыме, вызывающие заболевания лёгких;

ПО ВЕРТИКАЛИ:

4.Орган, который больше всего страдает от курения;

5.Орган, приобретающий жёлто-серый цвет от табачного дыма;

6.Капли этого средства хватает для убийства лошади.

Задание : нарисуйте человека до и после появления зависимости от вредных привычек. (Ученики самостоятельно рисуют.) После окончания работы, рисунки учащихся вывешиваются на доску.

Заключение

Любое употребление наркотиков, а к ним относиться и курение, и алкоголь, и сами наркотики быстро разрушает организм. Так как в большей степени злоупотребляют этими вредными, можно сказать, смертельными, в большей части подростки, и люди не имеющие еще семей, то можно сказать: будущего у них нет.

Здоровье – это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи.

Загрязненная экология тоже влияет на наш организм. Мы должны любить и беречь природу, а не загрязнять и уничтожать ее. В настоящее время охрана природы – мировая проблема. Во всех странах издаются законы об охране и защите природы. Многие растения, которые мы не замечаем, являются лекарственными.

Достижение необходимой гармонии человека с внешней средой возможно лишь посредством закаливания. Оно не только повышает устойчивость организма к воздействиям природных факторов, но и является могучим средством, обеспечивающим его нормальное развитие.

Давайте сделаем вывод. От чего же зависит наше здоровье? Здоровье каждого человека зависит, в первую очередь, от самого себя.

Здоровье – это спорт, правильное питание, закаливание, использование природных средств, жизнь без табакокурения, жизнь без алкоголя, сочетание труда и отдыха.


Список литературы


1. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков Почему это опасно. М.:“Просвещение”, 1989
2. Г.М. Энтин, “Когда человек себе враг”. М.: “Знание”, 1993 год
3. Газета “Труд”. 25 ноября 1995 г.
4. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М.: “Советская энциклопедия”, 1988
5. Л.Ф. Петренко, “Коварный враг”. М.:“Знание”, 1981 год6. Внимание – Наркомания - С. Гурски7. Алкоголь и дети - Е.В. Борисов, Л.П. Василевская