Празднование пасха. Пасха: краткая история возникновения праздника

Дохристианская Пасха считалась семейным еврейским праздником кочевников-скотоводов. В этот день в жертву еврейскому Богу Яхве приносили ягненка, кровью которого мазали двери, а мясо запекали на огне и быстро съедали с пресным хлебом. Участники трапезы должны были быть одеты в дорожную одежду.

Позднее Пасху стали связывать с событиями, изложенными в Ветхом Завете, исходом евреев из Египта. Считается, что название праздника произошло от еврейского глагола «пасах», означавшего «переходить». Ритуал поспешного поедания мяса стал символизировать готовность к бегству. В период праздника, отмечавшегося в течение 7-ми дней, пекли только опресненный хлеб – это связывалось с тем, что перед исходом из Египта евреи 7 дней питались хлебом, испеченным без использования египетской закваски.

Тайная вечеря состоялась как раз в день ветхозаветной Пасхи, которую Христос праздновал вместе с апостолами. Однако он внес новый смысл в древний обряд. Вместо ягненка, Господь принес в жертву самого себя, превратившись в Божественного Агнца. Его последующая смерть символизировала искупительное жертвоприношение на Пасху. Во время введенного на Тайной вечере обряда Евхаристии, Христос предложил верующим вкушать свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино).

В первые века христианства возникла традиция праздновать 2 Пасхи, символизировавшие смерть и воскресение Христа. Первую проводили в глубокой скорби и строгом посте, а вторую – в ликовании и с обильной трапезой. Лишь позднее было принято решение праздновать одну Пасху, отделив ее от еврейской.

Празднование Пасхи сегодня

Современный христианский праздник Пасхи основан на истории воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Теперь Пасха стала днем, который христиане посвящают воспоминаниям о жизни, смерти и воскресении Спасителя. Первоначально в разных местах она праздновалась в разное время. В 325 году было принято решение Первого Вселенского Собора Христианской Церкви праздновать Пасху в воскресенье, которое наступает после первого весеннего полнолуния. Этот день приходится на период с 4 апреля по 8 мая. Однако расчет пасхальных дат в Православной и в католической Церкви происходит по-разному. Поэтому и католическому календарю Пасха нередко отмечается в разные дни.

Большая часть пасхальных обрядов сохранилась до наших дней, в том числе – всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, приготовление куличей и пасох. Христосование – это обмен поцелуями, который сопровождается произнесением традиционного пасхального приветствия: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Тогда же происходил обмен крашеными яйцами.

Существуют разные версии происхождения традиции крашения яиц. Согласно одной из них, куриные яйца, упав на землю, превратились капли крови распятого Христа. Слезы рыдавшей у подножия креста Богоматери падали на эти кроваво-красные яйца, оставляя на них прекрасные узоры. Когда Христос был снят с креста, верующие собрали и поделили между собой эти яйца, а услышав радостную весть о Воскресении, стали передавать их друг другу.

Традиционными блюдами пасхального стола являются кулич и творожная . Считается, что до распятия Христос и его ученики вкушали пресный хлеб, а после Воскресения – квасной, т.е. дрожжевой. Его и символизирует пасхальный кулич. Пасха изготавливается из протертого творога в форме четырехгранной пирамиды, олицетворявшей Голгофу – гору, на которой был распят Иисус Христос.

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!".

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

© Sputnik / Константин Чалабов

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

© Sputnik / Игорь Руссак

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Sputnik

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Пасха. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Бог, как помните, сотворил мир за шесть дней, с воскресенья по субботу, субботу же он посвятил отдыху. У первых христиан неделя тоже начиналась с воскресенья. И лишь с тех пор, как они стали отмечать Пасху раздельно от иудеев, день этот стал завершающим, выходным, как мы сейчас говорим. В течение года отдыхаем мы по воскресеньям - это наш маленький еженедельный праздник. Но пасхальное воскресенье называется Великим, ибо в этот день «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал».

Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих, - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда и российские же забавы.

Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие Христа, - главного праздника в православии, второго по значимости в католицизме и других направлениях христианства.

К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад. На Пасху наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется наконец вкушать все, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он». Церковь свидетельствует: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом, вошел в славу Господню. Как сказал Сам Христос: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22).

Пасхальные дни посвящают церкви и увеселению. Можно сводить детей в лес, в парк, покатать ребят на качелях (традиционное развлечение в старой России).

Есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.

Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение, а еще - Христов день. Само слово «Пасха» переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление» (от египетского рабства).

Христианская Пасха от греческого «пасхейн» - «страдать». Это потому, что Христос страдал, прежде чем воскреснуть. Но с V века Пасха превратилась в радостный праздник Воскресения Христова.

Каждый год высчитанная по лунному календарю Пасха попадает на разные числа (теоретически с 4 апреля по 8 мая). В советскую эпоху старушек, у которых была переписана Пасхалия на несколько лет, в городах были единицы. Тем не менее дни главных передвижных праздников знали все. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха - праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.

Приняв накануне, вечером Великой Пятницы, страшные мучения на Голгофе, Иисус Христос скончался на кресте. После этого знатным членом Совета Иосифом из Аримафеи и другим тайным учеником Христа, Никодимом, по разрешению Пилата Спаситель был снят с креста и погребен в новой могиле, высеченной в скале.

Все это происходило в пятницу, ибо в Великую Субботу отмечают переход от скорби к радостному приближению Воскресения. Во время пения Полуношницы Плащаница уносится в алтарь и размещается на престоле, где и остается до праздника Вознесения Господня в знак дневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Что же такое Плащаница? Плащаница - это большой плат из шелковой ткани с изображением на нем лежащего во гробе Спасителя. Она символизирует как раз то полотно, которым Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом обвили тело Христа перед положением во гроб: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею; и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале...» (Мф. 27, 59-60).

Заканчивается пасхальная литургия ликующим «Христос Воскрес», на который молящиеся в храме радостно хором отвечают: «Воистину Воскрес». Великое Воскресение Христа празднуется как великое Деяние Бога. Великое потому, что Жизнь побеждает смерть, Добро побеждает зло, наконец, Божественное побеждает сатанинское, Бог побеждает дьявола... В этом вечном противоборстве и заключается существо земной и вселенской Жизни. Причем одна очень важная мысль: спасение совершается в одиночестве, спасение - от нелюбви. Спасение совершается в одиночестве, но празднуется вместе. Русские люди связывают Пасху с весной - жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскрешением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.

Пасха у православных христиан является не только самым большим праздником, но и празднуется дольше всех праздников - целую неделю (седмицу): «Вся та неделя - один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло, не заходя всю ту неделю», - говорится образно в древнем Писании. Еще в древней Руси была известна Светлая седмица под именем Святой, Великоденской, Радостной.

Описание русской Пасхи есть у многих видных прозаиков и поэтов. Особенно пронзительные слова можно встретить у тех, кто был вынужден уехать в годы революции из России, - А. Куприн, И. Бунин, Н. Шмелев, Саша Черный, 3. Гиппиус и др.

Пасхальные народные приметы

Светлое Воскресение Христово у народа издревле связано и с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, на погоду.

В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; на святой дождь - добрая рожь; на святой гром - к урожаю; солнышко с пасхальной горки в лето катится; если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом им можно даже вылечивать болезни. А если освященную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще и такое мнение есть: если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание. Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу с речевками, говорилками, песенками.

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

Пасху называют «торжеством торжеств» - это главный христианский праздник. Для верующего христианина Пасха наделена огромным сакральным смыслом. Это и свидетельство всемогущества Бога, восставшего из мертвых, это и напоминание о безграничной любви к человеку Бога, отправившего на крестную смерть своего сына для спасения людей. Но традиция празднования Пасхи дольше, чем история христианства. Она богата интересными деталями, отличающимися в разных странах и культурах.

Происхождение праздника берёт начало еще в ветхозаветные времена. о дне освобождения от египетского рабства. Само слово «Пасха» переводится как «проходить мимо» или «миновать».

Согласно Библии, Бог за отказ освободить евреев наказал египтян десятью жестокими казнями. Последним наказанием было умерщвлением всех первенцев в государстве, за исключением еврейских. Сын правителя Египта тоже погиб, поэтому фараон, и без того измученный несчастьями Египта, поспешно отпустил евреев. Перед ночью казни первенцев Бог повелел иудеям отметить двери своего жилища условным знаком - кровью жертвенного агнца. В эти двери ангел смерти не вошел в ту ночь.

С тех пор и по сегодняшний день существует еврейский праздник в память о тех событиях - Песах. Каждый год в это время иудеи вспоминают ветхозаветные события, следуя своим традициям.

Так, например, перед праздником в доме уничтожается все квасное: хлеб, печенье, макароны, суповые смеси, - и в пищу употребляют только опресноки. Эта традиция служит напоминанием о том, что во время исхода из Египта тесто не успело закваситься.

Новое значение праздника в Новом Завете

С древних времен богослужение на . Эту традицию также начали еще израильтяне, вспоминая о том, как они бодрствовали в ночь избавления от египетского рабства. Тайная вечеря - событие, которое столь почитает христианская вера, происходила именно во время пасхального ужина. На это указывают многие детали в рассказе о тайной вечере.

В те времена в еврейской среде еще существовала традиция на Пасху приносить в жертву агнца. Но на столе в этот вечер нет убитого ягненка. Иисус Христос заменяет самим собой жертву, тем самым символически указывая, что он и есть та самая невинная жертва, принесенная для очищения и спасения человечества. Таким образом, изначальное получило новый смысл.

Вкушение хлеба и вина, символизирующих тело Христа, принесённого в жертву, получило название Евхаристия. Такое новое смысловое наполнение пасхальной трапезы указано самим Христом: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая».

Утверждение даты празднования Пасхи

После ухода Христа Пасха стала главным праздником его последователей - ранних христиан. Но в христианских общинах возникли серьезные разногласия по поводу даты празднования Воскресения Христова. Некоторые общины праздновали Пасху каждую неделю. Многие общины Малой Азии праздновали Пасху раз в год в тот же день, что и иудеи. На Западе же, где влияние иудаизма было значительно менее выраженным, было принято праздновать на неделю позже.

Попытки договориться об общей дате праздника не привели к успеху. Римский Папа Виктор I даже отлучил христиан Малой Азии от церкви, когда они не согласились праздновать Пасху по римскому обычаю. Позже в результате споров ему пришлось снять отлучение.

Вопрос о дате празднования Пасхи был вынесен на Первый Вселенский собор Церкви. И собор постановил определять день праздника согласно трем факторам: полнолуние, равноденствие, воскресенье. С этих пор и появился обычай празднования Пасхи в первый воскресный день после полнолуния от весеннего равноденствия.

Однако пасхалии множились и продолжают отличаться в разных церквях по сей день. В XVI веке Римский Папа Григорий направил Восточному патриарху посольство с предложением принять новую пасхалию и новый, григорианский календарь, но предложение было отвергнуто, а все последователи нового календаря восточной церковью преданы анафеме. До сих пор многие церкви, даже принявшие григорианский календарь, продолжают праздновать Пасху по старой Пасхалии. Из православных церквей только христианская церковь Финляндии перешла на григорианскую пасхалию.

Разделение церквей по этому вопросу связано с переходом на новоюлианский календарь. Часть церквей перешла на новые даты, но некоторые оставили существующие традиции, чтобы избежать волнений в народе. Среди них и Русская православная церковь, которая по-прежнему использует юлианский календарь, считающийся освященным веками церковной практики.

Попытки создать общую, единую дату празднования для всего христианского мира не увенчались успехом.

История возникновения традиции красить яйца

Знаменитый ритуальный символ праздника - пасхальное яйцо, тоже возник еще в древности. Яйцо - символ гроба и при этом символ воскресения. Толкование объясняет: внешне яйцо выглядит безжизненным, но внутри него спрятана новая жизнь, которая готовится выйти из него. Так же и Христос восстанет из гроба и укажет человеку путь к новой жизни.

Откуда пошла традиция использовать пасхальные яйца, неизвестно с достоверностью.

Версия Происхождение традиции
Православная традиция рассказывает следующую историю. Мария Магдалина подарила яйцо императору Тиберию и обратилась к нему со словами: «Христос Воскрес». Когда император возразил, что так же белое яйцо не может стать красным, так и мертвый не может стать живым, - яйцо сразу покраснело.
Другой вариант этого предания. Мария Магдалина пришла к императору, принеся в качестве дара яйцо по причине своей бедности. Чтобы как-то украсить подарок, она окрасила его красным.
Предлагается и более научная версия. Согласно ей традиция дарить яйца пришла в христианство из языческой мифологии, где оно символизировало творящую силу природы.

История возникновения обычая дарить яйца на пасху теряется в веках. Но сейчас эта яркая традиция прочно ассоциируется с пасхальным торжеством.

Пасха на Руси

Православие на Руси было унаследовано от Византии, откуда и были переняты традиции празднования Христовой Пасхи. Каждый день так называемой Страстной недели до самого Воскресения имел свой сакральный смысл.

Россия имела некоторые собственные традиции празднования. Например, священник во время пасхального богослужения несколько раз менял облачения. Эта традиция зародилась в Москве и до сих пор иногда встречается в некоторых храмах. Связано это с тем, что на Руси, когда умирал кто-то из богатой семьи, родственники покойного покупали красивую и дорогую парчу и обращались к священнику с просьбой послужить Пасху в их облачении. Чтобы не отказывать никому из обратившихся состоятельных покровителей храма, священники и нашли хитрый выход - они начали переоблачаться несколько раз за службу.

Позднее под этот обычай было подведено символическое объяснение: поскольку Пасха - праздник праздников, то и служить ее нужно в разных облачениях. Ведь каждый цвет в христианстве имеет свой символический смысл.

На Руси к дням Страстной недели было приурочено много обычаев.

  1. Так, например, в четверг, день очищения, было принято принимать не только духовное очищение, но и физическое. Отсюда пошёл обычай купаться в проруби, реке или озере, очищать дом.
  2. Пасхальный стол должен быть богатым. Богатство стола символизирует небесную радость, ведь в Библии неоднократно Царство Божие уподобляется пиру.
  3. Некоторые пасхальные обычаи были связаны с урожаем. Одно яйцо из освящённых в церкви оставляли до начала посевных работ. Чтобы получить богатый урожай на весь год, его брали в поле на первую высадку.

Чтобы получить хороший урожай, в поле закапывали остатки освящённых в церкви куличей и яиц. С этой же целью яйцо прятали в зерно, приготовленное для посева.