Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете фгос до муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка. Презентация на тему "развитие познавательных интересов дошкольников" Новые педагогические технологии

Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;

Развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;

Формирование познавательных интересов и любознательности;

Приучение детей к умственному труду;

«Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года, ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6, 7 лет) – игровая.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игра дошкольников:

Побуждает детей к общению друг с другом;

Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

Способствует совершенствованию разговорной речи;

Способствует обогащению словаря;

Оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные

составляющие дидактической игры:

Дидактическая задача;

Игровая задача;

Игровые действия;

Правила игры;

Результат (подведение итогов) .

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу.

Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи) .

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группе; определение удобного времени проведения дидактической игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время) ; выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим такое место, как правило, отводят групповой или на участке; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них) ; объяснения хода игры и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают) ; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывал, что иначе не приведет к нужному результату; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием) ; подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в словаре детей в разъяснении в сказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых основными способами действиями, характерными для той или иной деятельности. дети могут использовать их в тех же несколько измененных условиях.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_er81n.ppt | 8107 Кб | Скачан: 710

www.maam.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через

экспериментирование»

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Актуальность детского экспериментирования в том, что– это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Развивается речь.

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Основнаяцельмоей педагогической идеи – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

Развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

Развитие элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

Формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Развитие у детей умственных способностей.

Для реализации поставленных задач необходимо:

Создание условий для экспериментирования: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги,увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т.д.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Сотрудничество и целенаправленная работа, педагогического коллектива с родителями;

Организуя детское экспериментирование, наблюдая за детьми я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки конспектов, с учетом возраста детей и их способностей.

Процесс экспериментальной деятельности проходит в течении всего дня. В свободной деятельности дети используют игры с песком, карты – схемы, вертушки для игры с ветром, рассматривание альбомов с объектами неживой и живой природы.

На прогулке, во время наблюдения, дошкольники знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла, камней, например, дети замечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки -превращается в воду. Почему?

Пришли в группу начали искать ответы. Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду.

Вигровой деятельности дети закрепляют знания о песке. Учатся выкладывать формы извлажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка- сухой, влажный. («Вгости кмышке) . Получают знания освойствах воды- окрашиваться («Разноцветная водичка») , превращаться влёд («Какая разная вода») .

Выступая как партнер, в непосредственно образовательной деятельности, вместе с детьми решаем проблемные ситуации: «Кто разбудил китёнка?»,«Как надуть самый большой пузырь?». Затем совместно с детьми делаем выводы.

По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются развлечения или выставка работ: «Барашки из соленого теста», «Картина из зубной пасты», «Осьминог из снега», «День рождения мыльных пузырей».

С помощью художественной литературы, например, А. Барто «Наша Таня громко плачет», ставим проблемную ситуацию: Утонет ли резиновый мячик? После просмотра мультфильма про Буратино нам захотелось узнать - Как спрятать в воде золотой ключик? А из мультфильма «Зимняя сказка», мы сделали вывод - Почему нельзя есть снег?

Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, для этого я провелаконсультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское «почему?»», круглый стол на тему «Любознательность – не порок!», мастер – класс «Рисование на воде».

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию ярекомендуюродителям создать дома уголки экспериментирования. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес кисследовательской деятельности своего ребенка. Родители делятся своимивпечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Таким образом, я пришла к выводу, экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) , стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.) , о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

По теме:

Предварительный просмотр:

Слайд №2 Уважаемые коллеги, здравствуйте! Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.

Слайд №3Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений.

Слайд №4Для обеспечения системы работы по данному направлению я разработала проект «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Слайд №5Проект долговременный и рассчитан на 4 года. В нем участвуют педагоги, дети и их родители. Свою работу по данному проекту я начала с изучения методической литературы.

Слайд №6 Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Слайд №7 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Слайд №8 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками.

Слайд №9 Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования,

Слайд №10 различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.

Слайд №11 подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.

Слайд №12 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.

А у нас в саду дела - эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Слайд №13 Наблюдениеявляется одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать.

Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?",то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?",а в пять- шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"

Слайд№14Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Слайд №15 В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?"Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Слайд №16Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?"и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Слайд №17Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред?Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Слайд №18Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологиивоспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Слайд№19Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.

Слайд №20Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:разработаны и проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Слайд№21 Воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей.

Слайд №22Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях района, родительских собраниях, педсоветах.

Слайд№23На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Слайд №24 Спасибо за внимание!

По теме:

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности - Презентация 29024-7

Дошкольник

«Социально-психологическое благополучие ребёнка» - Социальное здоровье. Золотое детство. Здоровьесберегающие технологии. Поддержка и укрепление психологического здоровья детей.

Сущность педагогической технологии. Цель здоровьесберегающих технологий. Ребёнок.

Социально-психологическое бла­гополучие ребёнка. Причины нарушения психического здоровья. Физическое здоровье.

«Познавательная деятельность дошкольников» - Организация познавательных занятий. Современные подходы к организации познавательной деятельности. 3-4 года. Организация самостоятельной познавательной деятельности.

Игра. Развитие познавательных интересов. Развитие познавательных процессов.

Организация совместной познавательной деятельности. 5-6 лет.

«Дети дошкольного возраста» - Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Куда уходит ДЕТСТВО? В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Цели проекта.

У младших дошкольников память непроизвольна. Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка.

«Психологическое здоровье дошкольника» - В переходный период из дошкольного в младший школьный возраст основным процессом является процесс подготовки к школе. Определение эмоционального уровня самооценки.

Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю скорость. Результаты исследования по зрительно-моторному гештальт тесту Бендер.

«Воспитание ребёнка-дошкольника» - Выбери предмет. Игры по цветовым сигналам. Психика человека. Обучение ребенка. Ассоциативный тест.

Формирование интеллектуального развития ребенка. Предмет. Заторможенное состояние.

Занятия по формированию речи. Недостатки диспетчерской программы ребенка. Задание. Действие.

Программа «включает» ребенка в действие.

«Портфолио дошкольника» - В период сбора информации необходимо консультирование всех участников. Необходима консультативная помощь родителям по оформлению и заполнению страничек портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей.

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося.

Всего в теме «Дошкольник» 9 презентаций

  1. «Чудеса под ногами»;
  2. «Волшебный магнит»

Опираясь на данную схему: «Экспериментирование как методическая система экологического воспитания дошкольников.», мы с детьми провели ряд наблюдений, опытов и экспериментов. Эксперименты были демонстрационные, лабораторные, кратковременные и долгосрочные.

Эксперименты с детьми старшего возраста.-6 слайд. Работу по экспериментированию я начала со старшего возраста

Работа по экспериментированию проводилась ежемесячно. Дети с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; узнали тайны воды; выясняли особенности взаимодействия воды, льда, снега; изучали свойства магнита.

Отношения с детьми строю на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Положительный результат проводимой работы показала диагностика

Диагностика проводилась в начале, в середине и в конце года по методике Сафроновой.

Мы видим, что на начало года высокий уровень составил 35% детей, а в конце года возрос до 80% детей. Средний уровень на начало года составил 40% детей,а в конце года 15% детей. А низкий уровень на начало года 25% детей,а в конце года 15% детей.

Меня работа по экспериментированию в неживой природе заинтересовала, поэтому я решила продолжать работу с младшим возрастом. Работу я начала с наблюдений, игр с водой и песком;Диагностика по экспериментированию детей младшего возраста за первый квартал показала - на сентябрь месяц высокий уровень детей 5%,на ноябрь месяц 40%, Средний уровень детей на сентябрь месяц 15%,на ноябрь35%, и низкий уровень в сентябре 80%,а в ноябре 25%.

Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с объектами «неживой природы» дети старшего возраста перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, научились наблюдать, размышлять, сравнивать отвечать на вопросы, делать выводы, а с детьми младшего возраста я буду продолжать работу по экспериментированию, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

По теме:

Материал nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность.

В дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. И задача педагогов заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы и познавательные видеофильмы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Принципы проведения занятий

5 принципов проведения занятий

1. Принцип развивающего обучения (педагогу важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям) .

2.Принцип систематичности и последовательности обучения (педагог должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций) .

3.Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам) .

4.Принцип индивидуализации (педагог должен стремиться подойти к каждому ребенку как к личности. Занятие необходимо выстраивать с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально) .

5.Принцип связи с жизнью (педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде) .

Эффективность использования мультимедийных презентаций

Практика показала, что при условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

  • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.) .

Использование компьютерных технологий открывает перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в свою педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер, мультимидийные средства постепенно становятся мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов и дошкольников. Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога. не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

По теме:

Методы познавательного развития детей дошкольного возраста:стадии познавательного развития Методы познавательного развития детей дошкольного возраста:Задачи образовательной деятельности детей разного возраста в области познавательного развития

По теме:

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС ДО....

Цветкова Нина Евгеньевна.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь.

Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми.

Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.

В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное.

Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания.

Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Восприятие. Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов.

Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени.

Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок.

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов.

Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Л. С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую начинает играть память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти.

Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр.

Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.

При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.

Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь.

Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей трех, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.

У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает.

Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника.

Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат.

При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам.

Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого.

Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. В период с трех до четырех лет, при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы.

Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка с ним связана и известная опасность.

У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают ксвоего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу.

Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом:

Дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;

Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти;

Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение.

Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач.

В дошкольном возрасте процесс усвоения понятий только начинается. Трех-четырехлетний ребенок может пользоваться понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение.

Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Хотя понятия остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению логических связей. Возникновение обобщения важно для дальнейшего развития интеллекта. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью.

При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное) ; развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 3 г. Томск Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Гидревич Евгения Викторовна, старшие воспитатели 2014 г.


Познавательное развитие Познание - это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира. «Познание» согласно ФГТ (2009 г.)это образовательная область направленная на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО (2013 г.)образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.


ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: - Развитие любознательности и познавательной мотивации; - Формирование познавательных действий, становление сознания; - Развитие воображения и творческой активности; - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и т. д. - Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. - Таким образом познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.


I стадия – Любопытство; II стадия – Любознательность; III стадия – Познавательный интерес; IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. По мнению Микериной А.С. аспиранта кафедры дошкольной педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета целесообразно выделить 4 стадии познавательного развития


Стадии познавательного развития I стадия - Любопытство Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. II стадия - Любознательность Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.


Стадии познавательного развития III стадия – Познавательный интерес Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования. IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).


Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 1. Экспериментирование Практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств. Качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?» дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.) «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)


Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 2. Организация решения познавательных задач Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний. Примеры задач: Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Живая природа: Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи.Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог.


Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 3. Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструктировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования. Примеры проектной деятельности: клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подвлдный мир», «Времена года» и др.


Формы работы по познавательной деятельности с детьми начиная с 1 мл.гр. и до подгот. гр: - Наблюдения - Исследования и экспериментирование - Предметно-манипулятивная игра - Встречи с природой - Рассказы взрослых - Беседы педагога с детьми - Познавательные рассказы педагога - Чтение познавательной литературы - Разбор проблемных ситуаций и их решение - Разгадывание загадок - Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера - Информационные занятия - Познавательные практикумы - Игровые мероприятия - Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий


Литература: - Авторская разработка автора Ольги Шитиковой, Международный образовательный портал «MAAM» - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования» (А.С. Микерина). Журнал «Начальная школа плюс До и После» 12, 2013.


Татьяна Григорян
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием презентации на тему «Дом»

Группа: старшая

Воспитатель: Григорян Т. А.

Тема: «Дом»

Занятие: интегрированная образовательная деятельность

Задачи:

Познавательное развитие.

Формировать элементарные представления о жилище человека и развитии в строительстве дома, через рассказ воспитателя, детскую презентацию и презентацию педагога.

Речевое развитие.

Продолжать развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, связно отвечать на поставленный вопрос.

Худ. творчество

Закрепить умение подбирать детали постройки самостоятельно, использовать предметы-заместители; формировать опыт деятельности воплощения замысла в постройке, развивать конструктивные способности, воображение;

Физическое развитие

Добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движения, развивать координацию движений

Социально - коммуникативное развитие

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, побуждать к творческой активности, самостоятельности и инициативности;

Педагогическая цель:

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Технологии: интерактивные, информационные.

Материалы и оборудование: Оборудование для демонстрации презентации, иллюстрации для отображения схемы строения дома, конструкторы разного вида.

Возможные беседы для более развернутого освоения темы: архитектура, строительные профессии

Организационный момент (установление эмоционального контакта)

- Послушайте отрывки из песен и угадайте, про каких они зверей?

Скажите, пожалуйста, а вы знаете, где они живут? Как называются их жилища?

Где живёт человек?

ДЕТИ слушают и отгадывают: медведь, волк, лиса.

Отгадывают жилища зверей (берлога, логово, нора, человека (дом).

- Для чего нужны дома?

Я предлагаю вам посмотреть, какими бывают дома.

Что общего у всех зданий, что есть у всех домов?

Давайте попробуем составить схематическое изображение дома самостоятельно.

ДЕТИ: Отвечают на вопрос «для чего человеку нужен дом?» (укрыться от ветра, дождя, снега, солнца)

Крыша, стены, окна, двери.

По желанию, один ребенок составляет схематическое изображение дома на доске, остальные дети из счетных палочек на своих столах.

Но такие дома, которые мы видим сейчас, были не всегда. Вы знаете, где жили наши предки, первобытные люди?

Правильно, сначала люди жили в пещерах,

А потом люди стали жить в шалашах.

Почему человек не остался жить ни в пещере, ни в шалаше?

Правильно. И человек научился строить дома из дерева, так появились первые избы.

Человек построил деревянный дом, с крышей, окнами и дверями, печкой с трубой…

Дом стал удобный и более практичный – деревянные бревна сохраняли тепло. Зайдя в дом, закрывали дверь, чтобы холод не проникал в помещение.

А современные дома из чего строят, какие они?

Почему люди стали строить такие дома?

ДЕТИ: В пещерах.

Холодно, могут обвалиться камни, дым от костра, мог разрушиться от сильного ветра или от нападения крупного зверя)

Каменные, многоэтажные

Они более прочные и в них помещается много людей.

А кто строит дома, вы узнаете из этой загадки:

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Физ. минутка «Строим дом».

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом! (Показать руками окно, крышу-сомкнут руки над головой)

Будет жить в нем старый гном.

Вот и вы сейчас станете "строителями" для своего дома. А каким вы видите свой дом? Давайте нарисуем, тот дом о котором вы мечтаете.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умения «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат.

Конспект НОД с использованием презентации «Береги природу сам, научи и пап, и мам» Цель:Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой и причинах ее загрязнения Задачи:1. Формировать умения детей.

Конспект логопедического занятия «Прогулка по зоопарку» с использованием мультимедийной презентации Дифференциация звуков [р] - [р"] в словах и предложениях. Коррекционно - образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] с использованием презентации «Путешествие с Русалочкой» Продолжительность занятия: 30 минут. Тип занятия: фронтальное коррекционное занятие. Цель: Автоматизация произношения звука «Р» в словах,.

Конспект НОД «Красавица осень» с использованием презентации Непосредственно-образовательная деятельность в группе детей 4-5 лет на тему «Осень – красавица!» Цель: расширять знания детей об осени.

Конспект НОД с использованием презентации «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием». Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с музыкальными инструментами.

Cлайд 1

Cлайд 2

Познавательное развитие ребенка Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает. Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Cлайд 3

Cлайд 4

ВООБРАЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Воображение ребенка складывается в игре. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Cлайд 5

МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Мышление используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

Cлайд 6

ВОСПРИЯТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В возрасте от трех до семи лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов.

Cлайд 7

ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Cлайд 8

ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА Память. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы.

Cлайд 9

Развитие ребенка - невероятное путешествие, которое начинается еще до рождения! И это трудный путь, который проходит через горы образовательной информации, социального и эмоционального развития ребенка. Презентацию подготовила: педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детский сад № 1 «Чайка» Воложанина Юлия Павловна г. Лобня