Организация досуга детей из неблагополучных семей. Программа работы с неблагополучными семьями. Виды неблагополучных семей

Сестринская помощь при новообразованиях: « » ДИСЦИПЛИНА СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ: СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060109 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 51 Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Медицинский колледж № 5 Департамент здравоохранения города Москвы

Цели знакомство студентов с ролью медицинской сестры при оказании помощи пациентам с новообразованиями формирование готовности к осуществлению сестринских вмешательств с соблюдением норм профессиональной этики

Цели Знать Основные понятия и термины темы. Принципы организации онкологической помощи в России. Необходимость постоянной онкологической настороженности при работе с пациентами. Принципы лечения опухолей. Сестринский процесс в пред и послеоперационном периоде. Психологические и этические аспекты деятельности медицинской сестры при уходе за онкологическими пациентами Уметь Применять полученные знания при уходе за пациентами с новообразованиями. Различать основные признаки доброкачественных и злокачественных опухолей.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Онкология — раздел медицины, занимающийся изучением, диагностикой и лечением опухолей. Опухоль - патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки, характеризующиеся полиморфизмом строения, особенностью развития, обмена и обособленностью роста Паллиативная операция – операция, при которой хирург не ставит себе цель полностью удалить опухоль, а стремится устранить осложнение, вызванное опухолью и облегчить страдания пациента. Радикальная операция – полное удаление опухоли с регионарными лимфатическими узлами.

Опухоль - патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки, характеризующиеся полиморфизмом строения, особенностью развития, обмена и обособленностью роста

Историческая справка Рак впервые описан в египетском папирусе примерно 1600 года до н. э. В папирусе описано несколько форм рака молочной железы и сообщается, что от этой болезни нет лечения.

Историческая справка Название «рак» произошло от введённого Гиппократом (460- 370 годы до н. э.) термина «карцинома» , обозначавшего злокачественную опухоль. Гиппократ описал несколько видов рака.

Историческая справка Римский врач Корнелий Цельс в I веке до н. э. предложил на ранней стадии лечить рак удалением опухоли, а на поздних - не лечить никак. Гален использовал слово « oncos » для описания всех опухолей, что и дало современный корень слову онкология

Теории происхождения опухолей I. Теория раздражения Р. Вирхова постоянная травматизация тканей ускоряет процессы деления клеток

Теории происхождения опухолей II. Теория зародышевых зачатков Д. Конгейма на ранних стадия развития зародыша может образоваться больше клеток, чем нужно. Невостребованные клетки обладают в потенциале высокой энергией роста

Теории происхождения опухолей III. Мутационная теория Фишера-Вазельса в результате воздействия различных факторов в организме происходят дегенеративно-дистрофический процессы с превращением нормальных клеток в опухолевые

Теории происхождения опухолей IV. Вирусная теория вирус, внедряясь в клетку, действует на генном уровне, нарушая процесс регуляции деления клеток вирус Эпштейна-Барр вирус герпеса папилломавирус ретровирус вирусы гепатитов B и

Теории происхождения опухолей V. Иммунологическая теория нарушения в иммунной системе приводят к тому, что трансформированные клетки не уничтожаются и являются причиной развития опухоли

Теории происхождения опухолей VI. Современная полиэтиологическая теория Механические факторы Химические канцерогены Физические канцерогены Онкогенные вирусы

Мужчины Женщины Распространённые формы Смертность предстательная железа 33 % 31 % молочная железа 32 % 27 % лёгкие 13 % 10 % лёгкие 12 % 15 % прямая кишка 10 % прямая кишка 11 % 10 % мочевой пузырь 7 % 5 % эндометрий матка 6 %

Особенности опухолевых клеток Автономность - независимость темпа размножения клеток и других проявлений их жизнедеятельности от внешних воздействий, которые изменяют и регулируют жизнедеятельность нормальных клеток. Анаплазия ткани — возвращение к более примитивному типу ткани Атипия — отличие по строению, расположению, взаимоотношению клеток.

Особенности опухолевых клеток Прогрессивный рост – безостановочный рост. Инвазивный рост – способность опухолевых клеток врастать в окружающие ткани и разрушая, замещать их. Экспансивный рост – способность опухолевых клеток вытеснять окружающие ткани не разрушая их Метастазирование — образование вторичных опухолей в органах отдаленных от первичной опухоли

Метастазирование Пути метастазирования гематогенный лимфогенный имплантационный. Этапы метастазирования: инвазия клетками первичной опухоли стенки кровеносного или лимфатического сосуда; выход одиночных клеток или групп клеток в циркулирующую кровь или лимфу из стенки сосуда; задержка циркулирующих опухолевых эмболов в просвете сосуда малого диаметра; инвазия опухолевыми клетками стенки сосуда и их размножение в новом органе.

Доброкачественные (зрелые) опухоли не прорастают в окружающие ткани и органы экспансивный рост четкие границы опухоли медленный рост отсутствие метастазов

II. Морфологическая классификация Доброкачественные Ткань Злокачественные Папиллома Полип Эпителиальная Рак Аденокарцинома Плоскоклеточный рак Фиброма Хондрома Остеома Соединительная Саркома Фибросаркома Хондросаркома Остеосаркома Лейомиома Рабдомиома Мышечная Лейомиосаркома Рабдомиосаркома Невринома Нейрофиброма Астроцитома Нервная Нейрофибросаркома Гемангиома Лимфангиома Сосудистая Гемангиосаркома Лимфангиосаркома Невус Пигментная Меланома

III. Международная классификация по Т N М Т (tumor) для описания размеров и распространения первичной опухоли ТХ — оценить размеры и местное распространение первичной опухоли не представляется возможным; Т 0 — первичная опухоль не определяется; Т 1, Т 2, Т 3, Т 4 — категории, отражающие нарастание размера и/или местного распространения первичного очага опухоли

II. Международная классификация по Т N М N (lymph nodes) для описания поражения регионарных лимфатических узлов NX — недостаточно данных для оценки регионарных лимфатических узлов; N 0 — нет метастазов в регионарные лимфатические узлы; N 1, N 2, N 3 — категории, отражающие различную степень поражения метастазами регионарных лимфатических узлов.

II. Международная классификация по Т N М М (metastases) – обозначает, имеются ли у опухоли отдаленные отсевы – метастазы MX — недостаточно данных для определения отдаленных метастазов; M 0 — нет признаков отдаленных метастазов; M 1 — имеются отдаленные метастазы.

Стадии злокачественных опухолей I. Стадия – опухоль локализована, занимает ограниченный участок, не прорастает стенку органа, метастазы отсутствуют II. Стадия – опухоль умеренных размеров, не распространяется за пределы органа, возможны одиночные метастазы в регионарные лимфатические узлы

Стадии злокачественных опухолей III. Стадия – опухоль больших размеров, с распадом, прорастает всю стенку органа или опухоль меньших размеров со множественными метастазами в регионарные лимфатические узлы. IV. Стадия – прорастание опухоли в окружающие органы, в том числе неудалимые (аорта, полая вена и т. д.), отдаленные метастазы

Диспансерное обслуживание – это система активных медико-санитарных мероприятий, направленных на постоянное наблюдение за состоянием здоровья людей, оказание лечебной и профилактической помощи.

, Исследования при прохождении пациентом диспансерного: обследования флюорография маммаграфия осмотр гинеколога ректальное исследование осмотр уролога (мужчин) эзофагогастродуоденоскопия колоноскопия ректороманоскопия (при хронических заболеваниях ЖКТ).

Онкологическая настороженность знание симптомов злокачественных опухолей в ранних стадиях; знание предраковых заболеваний и их лечение; выявление групп риска; проведение своевременного лечения и диспансерное наблюдение; тщательное обследование каждого пациента; в трудных случаях диагностики думать о возможности атипичного или осложненного течения заболевания.

Предраковые состояния хронические воспаления пороки развития длительно не заживающие язвы эрозия шейки матки полипы желудка рубцы после ожогов

Синдромы злокачественных опухолей Синдром «плюс-ткань» Синдром патологических выделений Синдром нарушения функции органа Синдром малых признаков

Синдром малых признаков дискомфорт повышенная утомляемость, сонливость, равнодушие, снижение работоспособности извращение вкуса или отсутствие аппетита отсутствие удовлетворения от принятой пищи тошнота, рвота без видимых причин сухой надсадный кашель или кашель с мокротой с прожилками кровянистые выделения из влагалища, гематурия, кровь и слизь в кале

Диагностика рентгенологическое исследование компьютерная томография (КТ) магнитно-резонансная томография (МРТ) эндоскопическое исследование ультразвуковое исследование (УЗИ) биопсия опухолевого материала цитологические исследования лабораторные исследования

Злокачественные опухоли комбинированными методами — применение двух разных видов лечения (операция + химиотерапия; операция + ЛТ); сочетанными методами — применение различных лечебных средств (внутритканевое и наружное облучение); комплексным методом — применение всех трех видов лечения (хирургическое, химиотерапия, лучевая терапия).

Хирургические методы лечения Радикальная операция — полное удаление опухоли с регионарными лимфоузлами. Противопоказания генерализация опухолевого процесса — возникновение отдаленных метастазов, неудалимые опухоли при оперативном вмешательстве. общее тяжелое состояние пациента, обусловленное старческим возрастом и декомпенсированными сопутствующими заболеваниями.

Паллиативное хирургическое вмешательство с целью восстановления утраченной функции или облегчения страдания пациента. при раке пищевода – наложение гастростомы, при раке гортани — трахеостомы, при раке толстой кишки — колостомы.

Лучевая терапия — использование различных видов ионизирующего излучения для разрушения опухолевого очага.

Лучевая терапия Виды излучения: Электромагнитное: рентгеновское, гамма-излучение, бета-излучение. Корпускулярное: искусственные радиоактивные изотопы

Лучевая терапия Способы облучения: дистанционный метод (наружное) – источник излучения находится на расстоянии от больного контактный метод (внутритканевой, внутриполостной, аппликационный)

Лекарственная терапия — применение лекарственных препаратов, оказывающих повреждающее действие на опухолевую ткань.

Лекарственная терапия Виды лекарственной терапии: Химиотерапия — использование химических соединений, разрушающих опухолевую ткань или тормозящих размножение опухолевых клеток. Цитостатики (антиметаболиты), Противоопухолевые антибиотики, Растительные препараты. Гормонотерапия: кортикостероиды, эстрогены, андрогены.

Побочные действия химиотерапии гемодепрессия тошнота, рвота снижение аппетита диарея гастрит кардиотоксический эффект нефротоксичность цистит стоматиты алопеция (выпадение волос)

Симптоматическая терапия Цель лечения — облегчение страданий пациентов. С целью уменьшения боли применяют: наркотические и ненаркотические анальгетики; новокаиновые блокады; невролиз — разрушение болевых нервов путем хирургической операции или воздействием рентгеновских лучей.

Онкологическая этика и деонтология Беседа с пациентом корректная, щадящая психику, вселяющая надежду на благоприятный исход болезни Пациент имеет право на полную информацию о своем заболевании, но эта информация должна быть щадящая.

Историческая справка Древнегреческий историк Геродот (500 лет до н. э.) за 100 лет до Гиппократа повествует предание о принцессе Атосса, страдавшей раком молочной железы. Она обратилась за помощью к знаменитому врачу Демоседесу (525 г. до н. э.) лишь тогда, когда опухоль достигла больших размеров и начала ее беспокоить. Из-за ложной скромности принцесса не жаловалась, пока опухоль была небольших размеров.

Историческая справка Знаменитый врач Гален (131 — 200 гг.), возможно, первый предложил хирургическое лечение рака молочной железы с сохранением большой грудной мышцы.

в мире ежегодно регистрируется более 1 млн. новых случаев рака молочной железы в РФ — свыше 50 тыс.

Факторы риска возраст старше 50 лет аборты менструальная функция – начало в возрасте 10 -12 лет, поздняя менопауза. нерожавшие женщины первые роды в возрасте старше 35 лет продолжительный период кормления детей грудью заболевания женских половых органов наследственность избыточный вес радиационное облучение, курение, употребление алкоголя употребление оральных контрацептивов

Клиническая международная (классификация Т NM) Т 1 опухоль до 2 см Т 2 опухоль 2 -5 см Тз опухоль более 5 см Т 4 опухоль с распространением на грудную клетку или кожу N 0 подмышечные лимфоузлы не пальпируются N 1 пальпируются плотные смещаемые лимфоузлы в подмышечной области той же стороны N 2 пальпируются подмышечные лимфоузлы больших размеров, спаянные, ограниченно подвижные N 3 пальпируются на той же стороне под- или надключичные лимфоузлы, или отек руки Мо отдаленных метастазов нет М 1 имеются отдаленные метастазы

Стадии развития Стадия I: опухоль до 2 см без поражения лимфоузлов (Т 1 , N 0 М о)

Стадии развития Стадия II а: опухоль не более 5 см без поражения лимфоузлов (Т 1 -2 , N о М 0) Стадия II б: опухоль не более 5 см, с поражением одиночных подмышечных лимфоузлов (Т 1 , N 1 М 0)

Стадии развития Стадия III: опухоль более 5 см с наличием множественных метастазов в подмышечных лимфатических узлах (Т 1 N 2 -3 , Мо; Т 2 N 2_3 Мо; Т 3 N 0. 3 Mо, Т 4 N 0. 3 М 0)

Стадии развития Стадия IV: наличие опухоли распространившейся на участки тела, находящиеся на значительном удалении от грудной клетки (любое сочетание Т, N при М +)

Клинические формы узловая форма диффузная форма отечно — инфильтративнвя форма маститоподобный рак рожеподобный рак панцирный рак болезнь (рак) Педжета

Узловая форма Ранние клинические признаки: Наличие четко определяемого узла в молочной железе. Плотная консистенция опухоли. Ограниченная подвижность опухоли в молочной железе. Патологическая морщинистость или втяжение кожи над опухолью Безболезненность опухолевого узла. Наличие одного или нескольких плотных подвижных лимфоузлов в подмышечной области той же стороны.

Узловая форма Поздние клинические признаки: Заметное на глаз втяжение кожи в месте определяемой опухоли Симптом «лимонной корки» над опухолью. Изъязвление или прорастание кожи опухолью. Утолщение соска и складки ареолы — симптом Краузе. Втяжение и фиксация соска. Большие размеры опухоли. Деформация молочной железы Большие неподвижные метастатические лимфоузлы в подмышечной впадине Надключичные метастазы Боль в молочной железе Отдаленные метастазы, выявленные клинически или рентгенологически.

Принципы лечения II. Лучевая терапия Используется дистанционная гамма- терапия, электронный или протонный пучок.

Принципы лечения III. Химиотерапия Цитостатики циклофосфан 5 — фторурацил винкристин адриампицин и т. д. Гормонотерапия андрогены кортикостероиды эстрогены

Сестринская помощь перед операцией радикальная мастэктомия В ечером накануне операции: легкий ужин, очистительная клизма, душ, смена постельного и нательного белья, выполнять назначения врача анестезиолога, Утром перед операцией: не кормить, не поить, побрить подмышечные впадины, напомнить пациентке, чтобы она помочилась, забинтовать ноги эластичными бинтами до паховых складок, провести премедикацию за 30 мин. до операции подавать в операционную в обнаженном виде на каталке, прикрыв простыней.

Сестринская помощь после операции радикальная мастэктомия Сразу после операции: оценить состояние пациентки уложить в теплую постель в горизонтальном положении без подушки, повернув голову набок ингалировать увлажненный кислород положить пузырь со льдом на область операции проверить состояние дренажей и дренажного пакета забинтовать руку на стороне операции эластичным бинтом выполнять назначения врача: введение наркотических анальгетиков, инфузию плазмозаменителей и т. д. проводить динамическое наблюдение

Сестринская помощь после операции радикальная мастэктомия Через 3 часа после операции: дать попить; приподнять головной конец, под голову подложить подушку; поменять пузырь со льдом; заставить пациентку глубоко подышать, откашляться; помассировать кожу спины; проверить бинты на ногах и руке; выполнять назначения врача; проводить динамическое наблюдение.

Сестринская помощь после операции радикальная мастэктомия 1 -е сутки после операции: помочь пациентке провести личную гигиену, сесть в постели; опустив ноги с кровати на 5 -10 минут; покормить легким завтраком; провести массаж спины с поколачиванием и стимуляцией кашля; снять бинты с руки и ног, провести их массаж и вновь забинтовать; провести перевязку раны совместно с врачом; сменить дренажный мешок – гармошку, зафиксировав количество отделяемого в листе наблюдения; проводить динамическое наблюдение

Сестринская помощь после операции радикальная мастэктомия 2 -е– 3 -и сутки после операции помочь пациентке встать с постели помочь походить по палате, провести личную гигиену перебинтовать руку и ноги с легким массажем кормить в соответствии с диетой сопутствующих заболеваний или диетой № 15 начать обучение гимнастике для руки на стороне операции проводить — динамическое наблюдение, профилактику поздних послеоперационных осложнений

Сестринская помощь после операции радикальная мастэктомия С 4 дня палатный режим с постепенным дренажи удаляют на 3 – 5 сутки, а при скоплении лимфы под кожей проводят пункционное ее удаление. швы с раны снимают на 10 – 15 день.

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей.

Педагогически направленная социализация детей из неблагополучных семей должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.

Стержнем адаптации и интеграции детей из неблагополучных семей в общество является воспитание у них чувства дружбы, готовности к взаимопомощи. Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности развития детей из неблагополучных семей, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияние семьи.

А.Д. Жарков утверждает что каникулярное время относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности, когда можно практически для каждого ребёнка создать ситуацию успеха. Именно успех придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которых невозможно становление здоровой психики .

Досуговая деятельность детей в связи с этим должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.

Л. Н. Галигузова говорит поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время отдыха необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Для этого важно расширять конкретно – чувственный опыт: увеличивать “пространство обитания”, в каникулярное время чаще совершать с детьми прогулки за территорию школы, всевозможные экскурсии, менять обстановку, в которой дети занимаются досуговой деятельностью .

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, которые предназначены для развития различных сторон психики младшего школьника. Огромное значение для развития детей данного возраста имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объёмов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно – образные представления ребёнка о величине, форме, строении предметов.

Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Для развития вербального интеллекта важно, чтобы дети рассказывали какие – ни будь истории, сочиняли сказки, рассказы, стихи.

Взрослый во время занятий с детьми должен быть предельно доброжелателен, поощрять малейший успех каждого ребёнка.

Л. Н. Галигузова утверждает что пассивность и неверие детей в то, что время после занятий можно провести интересно и с пользой для себя, обычно помогают преодолеть такие формы организации отдыха, как театрализация, анимация. С их помощью дети проигрывают различные жизненные ситуации, учатся ориентироваться в них, проявлять находчивость, сопереживать товарищу. Они полезны для развития общения со взрослыми и сверстниками, позволяют отработать навыки поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Полезно учить детей не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и даёт, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребёнок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его поступок. Можно разыгрывать подобные сюжеты по типу театральных сюжетов.

Выводы по 1 главе

1. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимы для того, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме, нашёл своё место в жизни. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

2. Результаты психологических исследований показывают, что большинство детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей имеют значительные проблемы личностного развития. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально - волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к серьёзным проблемам адаптации этих детей.

3. Понятия “отдых” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, имеют ввиду потенциальную возможность использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «отдых» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

4. Отдых может стать средством развития личности ребёнка, в чём заключены его воспитательные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. Организация детского отдыха должна вылиться в крупномасштабную социальную акцию, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, профилактика девиантного поведения.

5.Сущностью отдыха детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, обусловленное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами совместно с другими взрослыми.

6. При организации досуговой деятельности необходимо учитывать следующие факторы: быструю утомляемость детей, их неспособность сосредоточиться на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности.


Похожая информация.


Проект

Неблагополучные семьи.

Аннотация

Проект разработан и выполняется социальным педагогом МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» Бобиной Н. Р. при поддержке администрации ОУ.

Проект имеет большое практическое значение, т. к. многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Рост подростковой преступности сегодня становится государственной проблемой и грозит перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением.
Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью .

Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать .

2. Цель и задачи проекта .

Цель проекта : создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семейв микрорайоне школы; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностейи традиций, укрепление межпоколенческих связей.

Задачи проекта :
- обучение добровольцев – волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями;
- создание в школе микрогрупп специалистов, инициирующих привлечение родителейк работес неблагополучными семьями;
- проведение на базешколы семинаров с участием специалистов, родителей, детей-волонтеров для формирования их авторской позиции и проектирования собственной деятельности;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
- оказание консультативной помощи специалистам, родителям, детям-волонтерам в процессе их деятельности;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность;

На базе школы организуются семинары для обучения родительского актива работе с неблагополучными семьями, микрогруппы волонтеров окажут в ходе проекта помощь неблагополучным семьям по возвращению детей в семью и школу, преодолению нарко- и токсикозависимости, алкоголизма родителей и детей; разрешению семейных конфликтов; созданию детям безопасных условий проживания в семье; включению детей с криминальной направленностью в социально-реабилитационные программы, в зависимости от потребностей семей. В ходе реализации этой деятельности организатор проекта планирует проведение консультаций для микрогрупп волонтеров.

Продолжительность реализации проекта – 2 года.

3.Степень реализации проекта

Неблагополучным семьям необходима активнаяи продолжительная поддержка со стороны школы. В настоящее время реализация проекта находится на первой организационной стадии. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании. Психологическая , социально-психологическая поддержка , направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга.

Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

Ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

Определение причин неблагополучия семьи;

Осуществление информационной помощи семье;

Организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

Составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).

Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

4. Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

В рамках проекта будут реализованы новые виды услуг по профилактике детской безнадзорнрости, подростковой преступности и социального сиротства: подготовка межведомственной группы партнеров, занимающихся этой проблематикой в микрорайоне школы; сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое); взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми; возникшего в школе нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска – детско-родительского волонтерства.

В школе накоплен определенный опытв работе с неблагополучными семьями. Это ивыявление семьи, идиагностика,и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ПДН при РОВД Вурнарского района, Прокуратура, КДН при Вурнарской районной администрации.

Для работыпо реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами, кроме психолога. Задача администрации: в ближайшеевремясоздать психологическую службу в школе.Определена группа специалистов, состоящая из социальных педагогов, классных руководителей, родительского комитета, попечительского совета школы. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальными педагогами.

5. Рабочий план реализации проекта .

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в теч. года

Составление карты неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:

Вредные привычкидетей и родителей;

Совместное проведение свободного времени;

Личный пример родителей;

Профилактика правонарушений;

1 раз в четверть

Классные руководители Социальные педагоги

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Вурнарского района.

Рейды по неблагополучным семьям;

Вызов на КДН;

Обращение в Прокуратуру;

Помощь социальной службы;

Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

Тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальныхявлений в семье;

Тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Социальные педагоги, психолог

Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей

Постоянно

Психолог

Подготовка волонтеров из числа родителей для работы снеблагополучнымисемьями.

Постоянно

Психолог

Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

Участие в процедурелишение родительских прав

По необходимости

Социальные педагоги

6. Конкретные результаты.

Проект находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 2007 году началась подготовка волонтеров из числа учащихся 8 – 9 классов. В мае 2007 года эта команда и программа подготовки волонтеров заняла 3 место в Республиканском конкурсе волонтерских команд «Выбор за тобой». В 2007 году действовал родительский всеобуч, который охватил 60 % родителей. Занятия проводили различные специалисты: сотрудники ПДН, ЦРБ, социальный педагог. Планируется создание команды волонтеров из числа родителей для воздействия на неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с КДН и ПДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.

7. Механизм оценки результатов.

Проект оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшениеотношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в работу ШПД, учреждений дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты проекта оценивает администрация ОУ.

8. Перспективы дальнейшего развития.

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается. Финансирование за счет собственных средств.

9. Бюджет проекта.

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» испонсорских средств.

1. Для проведения тренингов:

Бумага – 220 рублей;

Карандаши, ватман, краска для принтера – 500 рублей;

2. Для проведения мероприятий (премирование участников) – 500 рублей.

3. Для поддержки детей из неблагополучных семей – 1000 рублей.

Итого: 2250 рублей.

социальный поддержка несовершеннолетний неблагополучный

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей применительно к различным субъектам деятельности включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

Создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

Организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности Герен, К.А. История социальной работы. М. : Искра, 2014. С. 216..

Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самоемей, склонных к реализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

Информационно-просветительскую работу.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Общеобразовательные учебные учреждения располагают определенными возможностями для этого.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 164..

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Роль школы в этом направлении трудно переоценить.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Все эти этапы применимы в условиях общеобраовательнынх учреждений.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Особого внимания требует работа с неблагополучной семьёй.

В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 183.:

Педагогическая;

Социальная;

Психологическая;

Диагностическая;

Медицинская.

Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, от условий, в которых осуществляется помощь.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Эта модель актуальная для работы в общеобразовательных учебных учреждениях.

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, специалист ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики - семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, в социальной работе используются различные модели в работе с родителями, что важно для оказания помощи детям из неблагополучных семей.

Объектом воздействия могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, специалист по социальной работе призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Специалисты (М. А. Галагузова, Е. Я. Тищенко, В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность с семьей должна протекать по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы Оборин, В. Н. Семья в XXI веке: вызовы времени. М. : Сфера, 2014. С. 313..

1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи. Данное направление особенно актуально для образовательных учреждений.

2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями). Данное направление реализуется и в деятельности образовательных учреждений.

3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей, оно актуально в ракурсе предмета настоящего исследования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Работая с семьей, специалист нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист по социальной работе находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 месяцев). Одновременно специалист по социальной работе может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее Овсейчук, А. П. Экономические основы социальной работы. М. : Глобус, 2014. С. 116..

Специалист по социальной работе использует следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль деятельности соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом консультирования являются:

В сфере жизнеобеспечения - трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;

В сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;

В сфере семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;

В сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т.п.;

В сфере воспитания детей - решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

В сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений Селиванова, Н. Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М. : Педагогическое общество России, 2014. С. 300..

Таким образом, формы и методы социальной работы с подростками из неблагополучных семей направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков. Основные модели, формы и этапы социальной работы с неблагополучной семьей способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Организационные социально-педагогические технологии;

Социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

1. Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностики их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

На данном этапе работы происходит:

1 Формирование банка данных детей из неблагополучных семей. В него вносятся сведения об обучающихся и не обучающихся детях из неблагополучных семей. Осуществляя сбор данных необходимо дифференцировать проблематику детей и ситуации, в которых они оказались.

2 Диагностика проблем личностного и социального развития несовершеннолетних детей из неблагополучных семей. Это необходимо для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором попали в банк данных.

3 Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупность проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для эффективного решения проблем.

4 Обеспечение условий реализации программ. На данном этапе происходит распределение сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных сторон.

5 Консультирование. Происходит консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей данной категории.

6 Межведомственное взаимодействие. Работа осуществляется в контакте с другими задействованными в этой работе лицами Овсейчук, А. П. Экономические основы социальной работы. М. : Глобус, 2014. С. 131..

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми из неблагополучных семей, во-первых, позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются за основу и учитываются как на момент первичной диагностики, так и во все время работы и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка.

Во-вторых, невыполнение задач любого этапа на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения, но уже в условиях ухудшения социально - педагогической ситуации.

В-третьих, этап может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка

Деятельность специалистов обусловлена наличием какой-либо определенной проблемы, в данном случае это дети из неблагополучных семей. Поэтому наличие определенных социально-педагогических технологий, способно оказать реальную помощь специалисту в работе с данной категорией детей.

Кроме того, в своей индивидуально-профилактической работе с ребенком из неблагополучной семьи специалист должен руководствоваться общими заповедями:

Не навреди.

Не оценивай.

Принимай человека таким, какой он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом.

Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности Овчарова, А. Ю. Справочная книга социального педагога. М. : Сфера, 2013. С. 213..

Семья призвана обеспечивать связь личности с социальными, экономическими и демографическими институтами в обществе и в потенциале располагает уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передачи детям социальной программы общества - целей и ценностей, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются. Социальные результаты жизнедеятельности большинства семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия.

В неблагополучных семьях, где нет определенных норм и правил, несовершеннолетние дети попросту не могут выстраивать свои отношения сначала с родителями, а впоследствии со сверстниками, учителями и другими людьми. Все это приводит к тому, что дети замыкаются на своих проблемах. У них нарушается процесс социализации, рвутся социальные связи.

Таким образом, мы видим, что дети из неблагополучных семей представляют проблему для общества, так как общество нуждается в полноценных членах, а неблагополучие семьи порождает людей не готовых нормально функционировать в социуме.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  • - создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
  • - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
  • - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
  • - организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;
  • - создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
  • - организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.