Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Кот, Кошка. Кошки в мифологии

Вернуться к списку животных >>>

Кот, кошка. В ряде мифологических традиций образ Кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст , связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой , что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).
В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135). Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.
В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.
В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. 18 в. изображения Кота приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (Кот как сатирическое изображение Петра I). Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти;
Кот как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения). Мифопоэтические ассоциации, связанные с обра-зом Кота, получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) 19-20 вв.

Кошка ¬ крайне противоречивый символ, воплощение красоты, грациозности, независимости, ловкости и неуязвимос¬ти (последние два значения связаны с ее поразительной живучестью и способностью всеrда приземляться на лапы), но в то же время олицетворение похотливости, хитрости и злости. Применительно к человеку кошачьи качества часто приобретают неrативный оттенок: невернoro мужчину обычно уподобляют блудливому коту, а ветреную женщину ¬ похотливой кошке. Коrда же разrневанная женщина пускает в ход свое отточенное eстeственное оружие ¬ длинные ноrти, ее сравнивают с разъяренной кошкой.
Давно было подмечено, что rрациозное животное очень любит rулять при луне, поэтому в мифолоrии оно занимает место рядом с древними боrинями луны: rреческой Артемидой , римской Дианой и скандинавской Фрейей . Это отразилось и в изобразительном искусстве Peнeccaнса, rде повозку Фрейи везут две черные кошки.
В релиrии Древнеrо Еrипта существовал культ Бастет, лунной боrини Kpaсоты, изображавшейся в образе женщины с кошачьей rоловой. В Бубастисе, центре поклонения боrине Бастет, проживали десятки тысяч нубийских кошек, ее священных животных. Еrиптяне их холили и лелеяли. За обиду, нанесенную божественному животному, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство кошки ¬ собственной жизнью.
Смерть какой¬нибудь из кошек еrиптяне переживали как национальную Tparедию. Хозяева, а лучше сказать, прислужники околевшеrо животноrо, в знак траура сбривали себе брови и, обливаясь rорькими слезами, переносили трупик кошки в храм. Жрецы Бастет бальзамировали покойную и поrребали ее на священном кошачьем кладбище. В моrилкуусопшей клали дохлую мышь, чтобы кошке было чем позабавиться на том свете, а после похорон устанавливали на скорбном холмике памятник ¬ небольшое каменное изваяние. Современные археолоrи обнаружили в Бубастисе около миллиона (!) таких изваяний. Друrое подобное кладбище было открыто при раскопках в Верхнем Еrипте, неподалеку от селения Бени¬хасан. Здесь археолоrи насчитали около 180 тысяч древних захоронений. Heтpyдно себе представить, какие чувства они испытали, коrда выяснилось, что большинство животных покоилось В золотых и серебряных ящиках, инкрустированных драrоценными камнями!
В конце концов пламенная любовь еrиптян к кошкам, доходившая до раболепноrо обожания, их и сryбила. В 525 ro¬ ду до н.э. В Еrипет вторrлось персидское войско царя Камбиза. Персы, хорошо изучившие местные нравы, наловили за вpeмя похода множество кошек и в решающем бою у Пелусия прикрывались ими, как живыми щитами. Завидев увешанных кошками персов, еrипетские лучники, опасаясь поранить своих истошно вопивших любимиц, отказались стрелять во вpara. Так кошачьи поклонники сделались жалкими рабами персов.
Практичные римляне, всеrда презиравшие релиrиозный фанатизм во всех ero проявлениях, нашли кошкам лучшее применение, сделав их охотниками за дoмашними мышами. В то же время ropдым римлянам импонировал независимый нрав rрациозноrо животноrо, поэтому в Риме кошка стала эмблемой свободы и спутницей боrини Либертас (персонифицированной свободы).
Если в Древнем Еrипте кошек обожествляли, то суеверные жители христианской Европы ударились в дрyryю крайность, принимая кошек за ведьм, а котов ¬ за оборотней и прислужников caмoro Сатаны. Махровые мракобесы Шпренrер и Инститорис в своем трактате «Молот ведьм» умудрились «научно» обосновать способность ведьм перевоплощаться в черных кошек. Для этоrо вида оборотничества был даже выдуман специальный термин ¬ элюрантропия. Масла в oroнь подлил и воинственный римский папа Юлий 11 (1503¬ 151З), призвавший к «крестовому походу» против черных кошек. Гонения на кошек начались по всей Европе, и только в Aнrлии, rде властный король Генрих VIII (1509¬ 1547), желая освободиться от rнeтущей опеки Ватикана, начал реформацию церкви, черные кошки чувствовали себя в полной безопасности.
От суеверных христиан, не отставали и не менее суеверные мусульмане, которым в каждой кошке Meрещился перевоплотившийся злобный джинн . В конечном итоrе каждый народ остался при своем мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка ¬ предвестник беды, то для анrличан и американцев ¬ как раз наоборот. Анrлийские моряки, например, увeряли, что кораблю с черным котом на борту не страшна никакая буря.
На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых rонений на них не устраивали. Что же касается кошек дрyrих расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам и Мурзикам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, коrда кошки тревожным мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев о надвиrающейся беде: пожаре, наводнении, землетрясении и т.д. удивляться этому не стоит, поскольку животные и поныне сохраняют ту незримую связь С матерью¬природой, которую человек, ее неблаrодарное дитя, давно отринул и утратил.

У кошки настолько сильная аура, что она распространяется не только на нее, но и на ее семью, дом и территорию, к которой она привязана. Когда кошка трется о вашу ногу, она не только хочет получить еду, но и тем самым делится своей энергией с вами. Когда вы отталкиваете ее в этот момент, вы лишаете себя той позитивной энергии, которую она пытается вам подарить.

Кошки не только оберегают дом от нечисти, но и защищают его от негативной энергии, которая осталась там до того, как кошка поселилась в доме. Это особенно важно, когда вы переезжаете в дом, где жили другие люди, или в доме раньше происходили странные или плохие события.

1. Кошка чувствует присутствие нечисти и призраков

Когда кошка чувствует присутствие каких-то сущностей в доме, она первым делом начинает следовать за ними. Она пытается любыми способами изгнать их из дома. Обратите внимание на вашего питомца и наблюдайте, когда кошка возвращается в одно и то же место в доме, сохраняя напряженную позу и уставившись на что-то, что мы не видим.

Такое поведение может свидетельствовать о присутствии нечисти .

Чтобы помочь животному избавиться от злых духов, прочтите молитву над этим местом или зажгите шалфей, чтобы очистить место от застоявшейся энергии. Энергетика кошки настолько сильна, что она может быстро разогнать любую негативную сущность. По этой причине люди, общающиеся с духами, не допускают в комнату кошек.

2. Кошка защищает от сглаза

Присутствие кошки способно защитить вас от сглаза и порчи. Если вы разговариваете с человеком, которого подозреваете в дурных намерениях, держите руки на кошке, левой рукой поглаживая ее шею, а правой - ее хвост . Таким образом вы будете находиться в полном контакте с животным и защитите себя от плохой энергии.

3. Кошка оберегает ваш дом

Кошки приносят позитивную энергию в дом, которая способствует богатству и благополучию всей семьи. Они любят находиться в местах с сильной энергией, например, в геопатогенных зонах, они чувствуют застоявшуюся негативную энергию или подводные течения.Не зря, когда человек переезжает в другой дом по примете кошку впускают в дом перв ой .

Если дом старый, кошка позаботится о нежелательной отрицательной энергии, которая осталась от старых хозяев. Если же дом новый, кошка становится своего рода выкупом и берет на себя возможные трудности.

4. Кошки лечат

Кошки любой породы и окраса могут невольно лечить своих хозяев, когда ложатся на больное место.

Одним из самых лучших способов лечения с помощью кошки является ее поглаживани е . Таким образом, вы можете избавиться от психического напряжения и стресса, улучшить зрение и общее самочувствие. Какой же магической силой обладают кошки в зависимости от своего окраса?

Черная кошка

Несмотря на суеверия, черные кошки обладают самой мощной защитой от негативной энергии в доме. Они наделены мудростью и интуицией.

Рыжая кошка

Независимо от пола кошки представители этого окраса обладают силой приносить достаток и обладают способностью сосредотачиваться.

Голубая или дымчатая кошка

Кошки этого окраса приносят любовь, счастье, удачу, а также эмоциональную стабильность и спокойствие.

Белая кошка

Эти кошки обладают мощной исцеляющей силой. Они снимают стресс, лечат и восстанавливают энергию, в также прививают людям чувство прекрасного.

Сиамская кошка

Кошки этого окраса приносят своему хозяину известность и успех, а также долголетие.

Трехцветная кошка

Они сочетают положительные качества черных, белых и рыжих кошек, обеспечивая сильную защиту дома от всего дурного. Эти кошки приносят удачу, счастье и благополучие.

Двухцветная кошка

По поверью двухцветные кошки являются лучшими мышеловами и очень дружелюбны. Они приносят энергию мудрости, понимания и здравого смысла.

Черепаховая кошка

Эти кошки являются специалистами по исцелению и обладают даром предвидения. Чаще всего этот окрас присутствует только у самок, что наделяет их чистой энергией.

Золотистая кошка

Эти кошки обладают древней мудростью, так как их почитали в храмах. Также они представляют солнечную энергию и одарены грацией.

Кошки тэбби

Эти кошки, как улыбающийся Чеширский кот, игривы, создают легкую и веселую атмосферу и помогают оптимистично взглянуть на любую ситуацию.

Пожалуй, ни одно животное не вызывало у людей такие противоречивые чувства, как кошка - её то возводили в ранг божества, то ненавидели, как исчадие ада. Если бы кто-нибудь создал альбом, иллюстрирующий отношения людей и кошек за всю историю цивилизации, - мы могли бы с его помощью совершить поистине головокружительное путешествие из доисторических времен к современности по разным эпохам, странам и континентам.

Но, безусловно, апогея поклонения и славы достигли кошки в Древнем Египте. Именно там они были причислены к богам и считались олицетворением двух главных небесных светил - Луны и Солнца.

Богиня кошек Баст - символ радости, любви и плодородия

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте - богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса - столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды - празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Кошка-солнце

Чем же заслужили кошки такой почёт и славу? Ведь Баст, ни много ни мало, считалась дочерью самого Ра - бога Солнца, обладала властью давать начало заре каждого нового дня и вместе со своей сестрой Сехмет выполняла роль всевидящего ока. В основе этого поклонения, оказывается, лежит… кошачий охотничий дар. Точнее сказать, способность кошек успешно бороться со змеями. Ведь именно змей Апоп, согласно египетской мифологии, был олицетворением ужаса и мрака, а кошка, священное животное Древнего Египта, побеждая его, тем самым освобождала Солнце из леденящего холода ночи, давала ему возможность освещать мир.

По легенде, борьба тьмы и света повторялась из ночи в ночь. Светоносный Ра 12 часов плыл на ладье по небу, озаряя землю, а ближе к сумеркам, когда уставший бог засыпал, лодка пересекала границу царства мёртвых, чтобы следующие 12 часов находиться в загробном мире. В решающий час на пути ладьи с неподвижным Ра вставал из сумерек Апоп, но каждый раз змей встречал отпор отважного священного кота - Атума. Обращаясь к душам мёртвых, хвостатый защитник Света обещал прогнать духов зла в преисподнюю и обезглавливал змея, давая солнечной ладье возможность продолжить путь.

Кстати, мифические кошки, победительницы тьмы, есть даже на иллюстрациях «Книги мёртвых»: картинки изображают кота, который приготовился дать отпор ужасному Апопу. Там же описано сражение под священным деревом сикоморой между змеем и богом Ра, принявшим обличье рыжего кота.

Изображение усатого змееборца встречается и на культовых палочках сенет. Доказательства прямого отношения кошки к культу дневного светила есть и на камнях Нового Царства. Вывод один: египтяне были уверены, что исключительно благодаря зоркости и смелости кошек наш мир каждый день может радоваться животворящему свету Солнца.

Кошка-луна

Интересно, что в те же самые времена культ Баст ассоциировался одновременно и с ночным светилом, так как считалось, что именно Луна отвечает за оплодотворение и покровительствует будущим мамам и детям. О связи кошки-богини с лунным диском упоминает Плутарх в своём труде «Об Изиде и Осирисе». Египтяне были уверены, что кошка способна зачать 7 раз в жизни и дать жизнь 28 котятам. И именно столько дней насчитывает лунный календарь.

Примечательно, что олицетворение Луны, греческая богиня Артемида, убегая от чудовищного змея Пифона, также обернулась кошкой и укрылась от преследователя… в Египте!

Священные кошки Египта - объект поклонения

Слепое почитание кошек египтянами само по себе стало притчей во языцех. Так, все члены семьи, в которой умирал питомец, должны были сбривать себе брови в знак скорби и траура. Ещё один факт, подтверждающий благоговение жителей Египта перед хвостатыми, известен благодаря Птолемею. Историк описал, как в VI веке до нашей эры воины правителя Персии Камбиза II пошли на хитрость, осаждая пограничный город Пелузий. Наступавшие в первой линии солдаты несли перед собой кошек, и их противникам ничего не оставалось, как сдаться, чтобы не навредить объектам своего поклонения.

Убийство кошки и вовсе каралось смертью виновника, и спорить с этим законом не мог даже фараон. Так, по преданию, в 47 году до нашей эры один из римских воинов убил в Александрии кошку, за что местные жители устроили над ним самосуд. Птолемей XII Авлет, отец знаменитой Клеопатры, не смог отстоять котоубийцу.

На самом деле, это событие, даже если оно и не является историческим фактом, имеет весьма символическое значение. Ведь в это время Цезарь со своим войском уже подходил к берегам Нила, и совсем скоро в результате победоносной войны подчинил Египет власти Рима. В качестве одной из многочисленных провинций империи, древнее государство утратило своё могущество, а вместе с ним отошли в историю египетские божества, в том числе и богиня-кошка Баст.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать - вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор - ООО «Петкорм».

Кошки – загадочные существа, обладающие мистической силой. За долгие годы совместного существования, людям так и не удалось разгадать секрет их способностей. Магия кошек черпает свои силы в мире духов, при этом является совершено безопасной для людей.

В культурах многих народов можно встретить упоминания о сверхъестественных силах кошек. Эти животные ассоциируются с проявлениями потустороннего мира и колдовства. Считается, что кот, защищает дом от темных сил, негативной энергии и злобных существ.

Кошки загадочные существа. Иногда может показаться, что не человек является хозяином мурлыкающего создания, а совсем наоборот. Они постепенно приручают своего человека: наносят на его кожу метки, пропитывают вещи уникальным ароматом и не стесняются применять умения питомца в личных целях. При этом кошки берут над своими людьми опеку и защищают от невидимых обидчиков.

В древности кошка пользовалась уважением во многих странах. Наибольшего почтения ей удалось добиться в Древнем Египте. Там она почиталась как священное животное. Многие представители пантеона богов Египта, такие как Баст, Бубастиса, Изида, Сехмет, Тифнут имели кошачьи воплощения. Даже главный бог пантеона повелитель Солнца Ра, в кошачьем обличье победил ужасного змея.

В русской литературе, одним из известнейших персонажей является ученый кот Пушкина. Всезнающее животное обитает в ветвях могучего дуба – являющегося символом мудрости и Древом Мировой Жизни. Путь, который и днем и ночью проходит кот – является дорогой познания и самосовершенствования.

Магические способности котов породили множество легенд и суеверий, связанных с этими животными, не угасающие и в наше время. Наряду с традиционными приметами о невезении и ведьмах, появляются новые — экзотические.

Так, популярность набирает версия, что кошки являются соглядатаями инопланетной расы, заброшенными на землю для слежки за людьми. Экстрасенсорные способности помогают им в выполнении миссии.

Согласно новомодной версии, кошки являются существами более высокой ступени духовного развития, чем человек. Их целью не является налаживание контакта с цивилизацией людей. Они просто занимаются сбором информации. Именно фактом внеземного происхождения объясняются странности пушистых хищников. Ночью, они часто собираются на крыше крупными группами, и часами могут сидеть, соблюдая полную тишину.

Связь между кошкой и человеком

Люди всегда с настороженностью относились к котам. Животного одновременно почитали и боялись. Часто, суеверный страх брал верх над разумом. Котов уличали в связи с нечистой силой. В Средние века на них устраивали облавы и убивали тысячами. Святая инквизиция подливала масла в огонь, распространяя веру в то, что колдуны и ведьмы способны обращаться котами.

С точки зрения человека, кошка является удивительным животным. Особый интерес вызывают ее глаза. Древние люди умели безошибочно определять время, лишь заглянув к кошачий зрачок. После изобретения фотоаппарата, кошачьим глазам нашлось еще одно применение. Фотографы использовали их как экспонометры и всюду носили своих питомцев вместе с собой.

Многим известна примета, когда первой в дом должна входить кошка. В настоящее время, большинство людей считает, что это связано со способностью животного видеть и собирать негативную энергию. На самом деле, традиция появилась из-за умения котов общаться с потусторонними сущностями в особенности с домовым. Считалось, что пушистый помощник сможет наладить с ним контакт и тем самым обезопасит новых обитателей жилища.

Коты обладают положительной энергией. Вся территория обитания животного и ее жители подвержены влиянию этой силы. Если питомец трется о ногу, он не просто голодный или добивается внимания. Также он передает часть своих сил. Не следует обижать кота в такой момент, в другой раз он не проявит такой благосклонности.

Для того чтобы изгнать нечистую силу, котам требуется время. Если животное подолгу находится в одном месте, при этом чем-то озабочено – значит, там творится неладное. Заметив такую активность, следует провести ритуал очищения места и прочитать молитву.

Кошка, присутствующая в доме, оберегает хозяев от сглаза и порчи. В тяжелые моменты жизни, можно взять питомца на руки и воспользоваться его подпиткой. Для этого необходимо левой рукой расчесать загривок животного. Также подобная процедура снимает напряжение, стресс и улучшает самочувствие.

Магические умения котов находят применение во многих ритуалах. Животное является незаменимым ассистентом при ворожбе, являя собой кладезь магической силы и вдохновения. Практикующие маги знают, что не все кошачьи обладают одинаковой силой. Их умения различаются в зависимости от окраса.

Коты черного цвета, обладают наибольшим запасом энергии. Благодаря факту частого использования их силы колдунами, это животное стало ассоциироваться с колдовскими ритуалами. Но, несмотря на подпорченную репутацию, именно животное черного цвета способно наилучшим образом оберегать помещение, а также даровать своему обладателю мудрость и интуицию.

Коты рыжего окраса наполнены энергией солнца и олицетворяют мужскую силу. Такое животное, находясь в доме, привлекает богатство и оберегает покой.

Серым котам присуща сдержанность и молчаливость. Они являются неразрывными спутниками богини Фрейи. Эти животные являются обладателями черт подходящих для семейной пары: преданности, верности и любви. Молодоженам принято преподносить животное именно этого цвета.

Белые кошки являются прирожденными целителями, черпая свои силы у луны. Они наделяют людей красотой, забирают усталость и раздражение, очищают дом от негатива и врачуют болезни.

В зависимости от расцветки различаются и свойства кошек:

— трехцветные кошки – являются обладателями большого магического потенциала, который можно применять в колдовстве. Они являются символом трехликой богини, несут счастье и удачу, защищают дом от злых сил;
— самые добрые — мурлыки, окрашенные в два цвета. Это надежные союзники и непревзойденные истребители грызунов. Своим владельцам они даруют мудрость и наделяют умением трезво смотреть на вещи;
— черепаховый окрас характерен только для женских особей. Эти кошки отлично уживаются с детьми, могут развить у обладателя дар к предвидению, способны исцелять заболевания;
— самый почитаемый цвет у аристократов – золотистый. Такие животные очень игривы и обладают превосходным характером. Они способны наделять свою хозяйку кошачьей грацией и изяществом.


Кошка - священное животное многих традиций, зачастую выступающее как воплощение божеств высшего уровня.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится ко второму тысячелетию до н.э., а ее захоронение - к концу 15 - началу 14 вв. до н.э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане).

Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из ее атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвященным Баст, и особенно их убийство каралось смертью.

Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь кошки с идеей царственности.

Эта взаимосвязь под воздействием последующей экспансии патриархальных культов послужила основой для соотнесения женских лунных сил с «нечистью» и злом. Так, в низшей мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы.

У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В японской традиции кошка рассмат-ривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ей приписыва-ются черты вампиризма (хотя в Китае, напротив, верили в ее способность рассеивать злых духов).

Подобное толкование сохранилось до наших дней, тогда как во многих традициях кот является ипостасью прибывающего солнечного бога-змееборца.

В «Книге мертвых» кот, сражающийся при дереве ишед (сикомора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как воплощение бога солнца Ра (ср. восхваление Ра на гробницах царей 19 и 20 династий: «Ты великий кот, мститель богов»).

В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде кота.
В кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки.
Мотив превращения героя в кота известен и в восточнославянском цикле об Иване - Кошкином сыне. В некоторых таких сказках кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Ца-ревича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каж-дого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает кота, надевает на себя его шкуру и под видом кота входит к Бабе-Яге. Оппозиция змееборца и змея в трансформирован-ном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ри-туалах и их вырожденных формах — детских играх.

Мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.

В различных мифопоэтических тра-дициях распространены мотивы учёно-го кота. Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь, чудовищ-ного Кота-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказ-ки, кошки как награды герою за службу и др.

Автор.