Методика "нелепицы". Методика «Нелепицы Нелепицы для детей 3 4 лет

Методика «Нелепицы»

Апробация:

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что - то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания - 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

6 - 7 баллов (норма) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 - 4 из них не успел до конца объяснить.

4 - 5 баллов (средний уровень развития) - заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 - 7 нелепиц.

2 - 3 балла (низкий уровень развития) - не успел заметить 1 - 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

0 - 1 балл (очень низкий уровень развития) - за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.

Методика «Времена года»

Апробация:

Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно - образного мышления) детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение.

4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения.

0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.

2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.

3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).

4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.

Методика «Нелепицы» (23)

Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ход обследования. Ребенку показывают картинку (рис. № 8), во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».

Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов.

10 баллов – такая оценка ставиться ребенку, если за отведенное время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел до конца объяснить и сказать, как должно быть.

2-3 балла - ребенок не успел заметить 1-4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.

Рис. № 8




Рис. № 9



  1. Немов Р. С. Психология: Учеб для студ. Высш. Пед учеб заведений: в 3 кн. 4-е изд

    Документ

    Логического мышления ребенка Методика : “Нелепицы ” Ребенок________________________________Группа_________________________ Дата___________Время выполнения___________Психолог____________________ ... 18. 2 4 19. 0 0 20. 2 0 21. 6 0 22. 4 0 23 . 2 2 24. 2 0 25. 0 0 26. 2 4 27. 0 0 28 ...

  2. Исследование проблемы памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых

    Исследование

    Литературы 3 6 6 7 13 21 21 23 28 30 31 ВВЕДЕНИЕ До... Для исследования зрительной памяти использовалась методика «нелепицы ». Картинку с изображением нелепых ситуаций... . Оценка результатов исследования по методике «нелепицы ». 10 баллов - такая...

  3. Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии пс

    Документ

    И методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ... профессиональ­ную психологическую помощь. 23 . Психолог не должен... количеству выделенных объек­тов в картинках-нелепицах , картинках с множеством контуров) 1. ...

  4. Источник: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с. (с. 97).

    Цель методики: оценивание элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующими между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Материал: картинка с изображением довольно нелепых ситуаций с животными.

    Суть методики: ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

    «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

    Примечание: Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

    Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Оценка результатов:

    10 баллов

    такая оценка ставиться ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

    8 – 9 баллов

    ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

    6 – 7 баллов

    ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    4 – 5 баллов

    ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 7 не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    2 – 3 балла

    за отведенное время ребенок не успел заметить 1 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    0 – 1 балл

    за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

    Замечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

    Выводы об уровне развития:

    Скачать готовый расчет по данной методике

    По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

    Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

    На чтение 3 мин. Просмотров 6.2k.

    Логическое мышление — это один из основных показателей . Способность человека самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать, делать умозаключения, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе ее интеллектуального развития.

    Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

    Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

    Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Проведение методики :

    Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.

    Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

    Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

    Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

    Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

    Проведение методики:

    Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

    Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

    Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

    Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

    Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

    Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

    Проведение методики:

    В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.

    Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

    Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

    Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.

    Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

    Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

    8-10 -высокий уровень

    5-7 — средний уровень

    0-4 — низкий уровень

    При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

    «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

    Картинка к методике «Нелепицы».

    Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

    Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Оценка результатов

    10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

    8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

    6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

    Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

    Выводы об уровне развития