Короткие притчи для детей. Притчи о воспитании

Притча- это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Её герои- это простые люди, иногда не очень образованные. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки.

Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

Эти небольшие рассказы помогут понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.

Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно вырастут и дадут свои плоды.

Когда любая гавань хороша?

Однажды один богатый купец захотел показать сыну мир, познакомить со своим компаньоном из другой страны и поэтому взял его в путешествие. Во время путешествия отец с сыном останавливались в очень дорогих гостиницах, отец всегда учил, чтоб сын требовал отношения к себе как к господину, тогда ему будут давать лучшую комнату в гостинице, лошади — отличное стойло в конюшне, а кораблю — хорошее место в гавани.

Они путешествовали в собственной кибитке, которая была запряжена двумя лошадьми. В один ненастный день их повозка застряла в грязи, место было безлюдным. Вскоре стемнело и полил дождь. Отец с сыном распрягли лошадей и верхом вынуждены были добираться до ближайшей деревни. Гостиницы там не было и они стали стучаться в дома. Люди, услышав незнакомый язык, не открывали двери, но что-то кричали в ответ. Так уставшие странники прошли всю деревню и только дверь самой последнего дома открылась. Старая старушка вся в лохмотьях пригласила их войти. Сын купца, увидев почерневшие стены и потолок, попятился к двери.

— Отец, давай не будем ночевать в такой грязной лачуге,- сказал юноша.

— В бурю любая гавань хороша, — ответил ему отец и дал старушке медную монету. Хозяйка прижала монету к сердцу и засмеялась.

— Она так искренне радуется медной монете, будто она золотая, — усмехнулся молодой человек.

— Как в бурю любая гавань хороша, так и в бедности любая монета золотая.- отметил отец.

Настоящая мать

Однажды скулящего совсем ещё слепого щенка подбросили во двор. Кошка, которая жила в этом дворе и у которой в это время родились котята, перенесла щенка к своим деткам и стала кормить его молоком. Щенок совсем скоро перерос приёмную мать, но, слушался её, как и прежде.

— Ты должен каждое утро вылизывать свою шерсть до блеска, — кошка учила щенка, и малыш старался, вылизывая себя язычком.

И вот однажды к ним во двор забежала овчарка. Обнюхав щенка, она добродушно сказала:

Здравствуй щенок! Ты тоже овчарка. Мы с тобой одной породы.

Увидев кошку, овчарка злобно залаяла и бросилась на неё. Кошка зашипела и запрыгнула на забор.

Давай вместе с тобой, щенок, прогоним отсюда кошку,- предложила собака.

Давай уходи прочь из нашего двора и не смей трогать мою маму, -грозно зарычал щенок.

Она не может быть твоей мамой, она же кошка! Твоей мамой должна быть такая же овчарка, как и я, — сказала овчарка, засмеялась и убежала со двора.

Щенок задумался, но кошка ласково промурлыкала:

Кто кормит ребёнка, тот для него настоящая мать.

Отчего мышонок не женился?

Дорогая мышка, вы выйдите за меня замуж?- спросил храбрый серый мышонок у мышки.

Хорошо, — опустила глазки мышка,- но принесите мне что-нибудь сладкое в подарок.

Завтра я пойду на кухню и обязательно принесу вам кусочек сахара. Он же такой сладкий.- сказал жених, подкрутив усы.

На следующий день храбрый жених пролез на кухню сквозь дырку в полу и, оказавшись под шкафом, вылезть из-под него не посмел.

Тем же вечером мышонок пришёл к мышке и сказал:

Милая мышка, я подумал и решил принести вам кусочек конфеты, а не сахар. Сахар просто сладкий, а конфетка душистая и сладкая.

Никогда ещё я не пробовала конфет,- вздохнула мышка.

На следующее утро мышонок опять отправился на кухню и снова побоялся вылезать из-под шкафа.

Он опять явился в гости к мышке без подарка, но при этом заявил:

Я передумал угощать вас сахаром или конфетой. Завтра же я принесу вам халвы. Это самое вкусное угощение в мире: сытное, сладкое и маслянистое.

Знаете, мышонок, я не выйду за вас замуж,- сухо сказала мышка.

Почему?- очень удивился мышонок.

Сколько не повторяй слово «халва» — во рту слаще не станет.

Если читать притчи деткам в детском саду, можно столкнуться с множеством вопросов. Мы обсуждаем свои поступки и поступки других детей. Огромное впечатление на детей произвела следующая притча. Она довольно таки сложная для детей от 5 до 6 лет.

Притча о гвоздях.

Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.

Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:

Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё-равно останется у человека.

В магазине у Бога.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительно ты?- воскликнула женщина с радостью.

Да, это я,- ответил Бог.

А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, — ответил Бог.- А разве ты не знала что в моём магазине продаются только семена?

Совсем немногие родители читают притчи для детей. Большинство думает, что их ребенок слишком мал и не способен понять заложенный в них. Однако зря. Дети - это маленькие почемучки, которые ищут смысл во всем происходящем. Иногда даже то, что, казалось бы, вовсе не требует объяснений, вызывает у детей вопрос «почему?». Поэтому малышам будет очень интересно слышать от взрослых поучительное подобие сказки. Читать притчи для детей можно примерно с 3-летнего возраста. В этот период малыш уже все осознает, может спросить то, что ему непонятно.

Со временем притчи для детей сделают свое дело и сформируют у ребенка правильное мировоззрение, более простое отношение к жизни, научат ценить его все то, что имеет. Кроме того, детям свойственно «проживать жизнь» персонажей притч. Это помогает им делить радость с другими, а также учит сопереживанию и состраданию. Хорошие притчи способны помочь малышу избавиться от тревог, развить уверенность в себе, излечить от жадности, хвастовства и зависти.

Сейчас есть огромное множество детской поучительной литературы. Для самых маленьких лучше всего подходят сказки-притчи для детей. Они просты к восприятию, но при этом развивают воображение и обогащают словарный запас малыша. Эти поучительные истории объясняют детям, что жизнь не имеет строгого разграничения на плохое и хорошее, одна и та же проблема имеет несколько решений, а вообще не существует. Притчи для детей и взрослых увлекают своей мудростью, изложенной в простой, доступной, но при этом такой интересной форме.

Кто нежнее?

Были у отца две дочки. Старшая обладала исключительной красотой. У нее было нежное розовое личико, пушистые мягкие волосы и сладкий приятный голосок. Отец ее очень любил, неустанно восхищался ее красотой и все время сравнивал с прекрасной розой.

Младшая дочь была вполне хорошей и послушной, но ее были более грубы, а кожа шершавая и сухая от постоянной домашней работы. Именно поэтому она нравилась отцу значительно меньше. В результате старшую дочь отец баловал, а младшую «нагружал» работой.

Однажды, когда отец отправился на охоту, его настигло несчастье. У него в руках разорвало ружье. Руки и лицо были обожжены и порезаны осколками. Врач обработал все раны мужчины, перевязал их бинтом, а дочерям сказал, что отец их стал беспомощным и какое-то время не сможет ни видеть ничего, ни есть сам.

Младшая дочь отнеслась к болезни своего папы с пониманием, она пообещала быть ему руками и глазами до полного выздоровления. Каждый день в течение целого года она ухаживала за отцом, кормила его и поила целебными травами. Старшая же дочь никогда не находила времени для больного. На его просьбы побыть рядом она отвечала отказом, аргументируя это отсутствием свободного времени, необходимостью сходить в сад или на свидание.

Когда отец выздоровел, и с его глаз была снята повязка, он увидел перед собой двух дочерей: старшую, нежную как цветок, и младшую - самую заурядную. Он обнял вторую из них и сказал:

Спасибо, доченька, за уход и заботу. Никогда раньше не мог представить, что ты настолько нежная и добрая.

Но я ведь намного нежнее! - высокомерно заметила старшая дочь.

Во время своей болезни я осознал, что нежность заключается не в мягкости кожи, - пояснил отец.

Этот пример притчи для детей явно дает понять, что в людях в первую очередь следует ценить внутреннюю красоту, а только потом уж внешнюю. Ведь не зря говорят, что внешность бывает обманчивой.


В собрание вошли притчи для детей о дружбе, о воспитании, короткие и длинные, на любой вкус. Читайте и набирайтесь мудрости:

О счастье: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Дедушка и Смерть. Жил старый дедушка. Было ему уже сто лет. Вот узнала Смерть, что живёт такой старый человек. Пришла к нему и говорит:

Время уже умирать, дедушка.
- Дай приготовиться к смерти, - говорит старик.
- Хорошо, - согласилась Смерть. - Сколько тебе нужно дней?
- Три дня, - ответил дедушка.

Любопытно стало Смерти: что же будет делать старик, как он к смерти будет готовиться? Наступил первый день. Вышел дедушка в сад, выкопал ямку и посадил дерево. «Что же он на второй день будет делать?» - думает Смерть. Наступил второй день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку, посадил ещё одно дерево. «Что же он на третий день будет делать?» - с нетерпением думает Смерть. Наступил третий день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку и посадил ещё одно дерево.

Для кого же ты деревья сажаешь? - спрашивает Смерть. - Ведь ты завтра помрёшь.
- Для людей, - ответил дедушка.

И отступила Смерть от старика, убежала от него далеко-далеко.

Дом для барсука. Жил в лесу барсук. Ничего не знал, учиться не хотел, а советы давать любил. Кто бы чего ни делал, он рядом вертится и советы даёт. Стал барсук осенью себе дом строить, позвал мастеров - зайцев, которые этот дом мигом и построили. Переехал барсук.

А где же окна?
- Окна не нужны, из них зимой дует.
- Где же печь?
- Печь на опушке леса, чтобы в доме просторнее было. И дрова не надо таскать. Лес рядом.
- Где же, наконец, дверь?
- Её прибили к старому пню, чтобы гости барсука не беспокоили.

Понял тут барсук, что нельзя в этом доме жить, потому что дом по его же советам строили.

Два волка. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Аквариумная рыбка. Попала аквариумная рыбка в реку

Попала аквариумная рыбка в реку. Окружили её местные рыбы, подивились диковинному наряду и спросили, как ей жилось в домашних условиях.

Хорошо! - вспоминая тёплый уютный аквариум, ответила, дрожа от холода, рыбка и пожаловалась: - Одно было плохо: кормили только один раз в день!
- Ну, с этим у нас проще! - успокоили её рыбы. - Ешь, сколько хочешь! Если, конечно, сможешь…

И бросились кто куда в поисках корма. Смысл их последних слов аквариумная рыбка поняла к вечеру, когда ей пришлось встречать ночь полуголодной.

Одна женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.

На моего мальчика напала порча, - сказала она. - Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики, и ничего другого. Что мне делать?

Старец посмотрел на мальчика и сказал:

Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, я постараюсь помочь тебе.

На следующий день старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из руки финик и сказал:

Сын мой, помни о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.

После этого он благословил ребенка и отпустил к матери.

Озадаченная мать его спросила:

Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?

Добрая женщина, - ответил старец. - Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел только финики.

Собака в раю не покусает

Однажды священник заметил мальчика, который дольше остальных задержался в церкви. Видно было, что ребенок чем-то сильно взволнован. Священник подошел к мальчику и спросил:

Что тебя беспокоит, малыш?

Скажите, неужели ад и рай на самом деле существуют?

Существуют, - ответил священник.

А животные попадают в ад или в рай?

Нет, я думаю, ад и рай предназначаются только для людей.

Ребенок вздохнул с облегчением.

А почему ты спросил? - поинтересовался священник.

Несколько дней назад собака укусила моего младшего брата. Я со злости забил собаку палкой до смерти.

Не печалься так, – попытался успокоить его священник. - Раз ты покаялся, Бог простит тебя. Наверное, малыш, ты беспокоишься о душе собаки?

Нет, я боюсь, что, когда умру, я встречусь там с этой собакой.

Надоело говорить “Доброе утро”

В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал:

Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.

Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке - это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся».

Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:

Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить «доброе утро»?

Кому светят звезды над морем

Однажды богач решил взять своего маленького сына в деревню, чтобы показать, какими бедными бывают люди. Они провели день и ночь на ферме в кругу очень бедной семьи.

Вернувшись домой, отец спросил сынишку, понравилось ли ему путешествие.

Было замечательно, папа! - сказал он.

И что тебе показала наша поездка?

Я увидел, что у нас одна собака в доме, а у них - четыре пса. У нас есть бассейн в саду, а у них - бухта, из которой видно бескрайнее море. Мы освещаем ночью свой сад лампочками, а им светят звезды.

Спасибо, папа, что показал мне, насколько богатыми могут быть люди.

Благодарим издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики

На заставке фрагмент фото

Притчи для детей

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Мудрый отец


Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки.
Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
- Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, - сказал старший мальчик.
- Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, - возразил младший брат.
- Сделать скамейку нетрудно для плотника, - гордо заявил старший мальчик.
- А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, - решил младший.
Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки.
Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать.
Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
- Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, - похвалил отец.
Потом он спросил старшего сына:
- А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
- Твои гвозди плохо вбиваются, - пробормотал мальчик и покраснел.
- Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, - строго сказал отец.


Вопросы и задания:

Уважение к матери


Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать.
По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
- Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
- Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила:
- Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть.

Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
- Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
- Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Вопросы и задания:

Чужая мать

Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха - возил людей. Сам устал и конь мой устал, - отказался возчик.

Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, - вздохнула мать.

Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

Я не возьму рис, - отказался юноша. - Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

Мать - родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

Вопросы и задания:

Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

Почему одному плохо

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка - помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

Бабушка, не ваш ли это посох? - спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:

Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.
- Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
- Это хорошо, - обрадовалась девочка, - но кто меня кормить будет?
- Об этом не беспокойся, - сказала бабушка и взмахнула посохом.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
- Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, - прозвучал чей-то голос.
- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай - не рай , - сказала девочка.

В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой - попить, третий - поиграть, а девочка и рада.


Вопросы и задания:

Кто нежнее?

Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

«Ты нежная, словно роза в саду», - говорил отец, любуясь старшей дочкой.

Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.

Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

Младшая дочка сказала: - Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая - нежная красавица, а младшая - самая обычная.

Обнял отец младшую дочку и сказал:

Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

Мне кажется, я намного нежнее! - воскликнула старшая дочка.

Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. - ответил отец.

Вопросы и задания:

Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

Кто в вашей семье самый нежный?

Какими способами можно проявить нежность?

Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

Кто больше любит?

Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.

Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! - восклицал старший сын.
- Твой ум, отец, умножает наши богатства! - заявлял средний сын.
- Здравствуй, отец, - говорил младший сын.

Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.

Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, - приказывал отец.

Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.

«Узнаешь, болея, кто любит сильнее», - сказал отец младшему сыну.

Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
- Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.


Вопросы и задания:

Что хранят книги?

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
- Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, - сказал мальчик.
- Сначала научись читать, а потом говори, - ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
- Эти плоды горькие! - воскликнул мальчик. - Я пробовал их в начале лета в лесу.
- Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, - добавил мальчик.
- Плоды инжира сладкие и полезные, - объяснил учитель. - В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
- Откуда вы это знаете, учитель? - с удивлением спросил мальчик.
- Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят, - ответил учитель.
С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
- Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
- Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, - улыбнулся сын.

Вопросы и задания:

Диалог – презентация

«Страна Вежливости»

– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил)
– Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!»
– Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны?
– Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
– А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам.
– Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами.
Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ»)
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

Что это за человек? – спросил внук деда.

И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

А это что за человек? - спросил внук деда.

Обыкновенный человек, - ответил дед.»

Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками - тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я - самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы - он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Вопросы и задания к сказке:

  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
  • Представьте, что все деревья - это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
  • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

«Спасибо» В.А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…