Консультация для педагогов: "Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов". Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов

Случалось ли вам солнечным днем сидеть на скамейке любой детской площадки?

Там, где играют малыши от года и лет до семи? Если да, то вы, наверняка, наблюдая за ними, уловили всю схему их общения. Четырех-, пяти-, шестилетние ребята играют, как правило, кучками, командой.


В то время как малыши помладше либо играют в одиночестве, особо не интересуясь соседом по песочнице (если конечно его не привлекли чужие яркие игрушки), либо его развлекает мама.В принципе, в этом и заключаются особенности общения детей дошкольного возраста, а именно в этом возрасте.

Итак, что такое общение детей дошкольного возраста?

Как правило, это длительный, непрерывный процесс, включающий в себя стили, формы общения, а также адресность общения (общение ребенка внутри семьи, со взрослыми, со сверстниками).

Рассмотрим каждую составляющую общения более детально.Формы общения ребят зависят напрямую от их возраста.Современная психология выделяет четыре формы:


  • Ситуативно-личностная (с рождения до шести месяцев): примерно с 1 месяца малыш начинает поворачивать голову на звук, с 1,5 месяцев улыбаться, а с 3-4 месяцев улыбаться в ответ на улыбку родителей. Это первые проявления общения: ребенок отвечает на звуки и мимику родителей (тех людей, к которым он привык и хорошо знает).
  • Ситуативно-деловая (с полугода до двух лет): в этом возрасте родитель является образцом для ребенка, помощником, наставником. В любой форме деятельности ребенка он требует присутствия взрослого, его соучастия.
  • Внеситуативно-познавательная (с двух до пяти лет): специфика данного периода (младшего и среднего дошкольного возраста) заключается в том, что ребенок созрел для общения со взрослыми и отчасти сверстниками. Ребенок тянется ко взрослому, что проявляется и в играх, и в попытках помогать по дому, копировать действия взрослых.Если ребенок посещает детский сад, то в этом возрасте роль воспитателя также является первостепенной (ребенок пытается заслужить похвалу, приносит подарки воспитателю). В этом возрасте ребенка можно назвать «почемучкой», т.к. он постоянно задает вопросы об окружающем мире, явлениях природы, т.е. у него возрастают потребности в познавании.
  • Внеситуативно-личностная (возраст шести-семи лет): основным средством общения выступает речь, которая позволяет малышу передать, а главное получить необходимую информацию. У детей старшего дошкольного возраста начинают вырабатываться первые навыки коллективного общения, командных игр, сотрудничества. Это высшая степень общения ребенка дошкольного возраста.


Первые две формы (присущие раннему дошкольному возрасту) предполагают невербальное общение, т.е. используя мимику, жесты, прикосновения, улыбку, действия. Речевое сопровождение действий, игр присуще последним двум формам.

Развитие навыков общения целиком зависит от выбора стиля общения взрослыми с ребенком (будь то родители или воспитатель в ДОУ). Стиль общения предопределяет дальнейшее развитие характера ребенка, его инициативность, коммуникабельность, лидерские качества, умение справляться с трудностями.

Существует три основных стиля общения дошкольников:


  1. Авторитарный стиль – жесткий стиль, предполагающий выставление взрослыми требований неукоснительного подчинения, подавления инициативы, и как следствие, наказания за непослушание. Результатом подобного воспитания могут стать такие качества ребенка: боязнь новых обстоятельств, различные страхи в дальнейшей жизни, тревожность, беспомощность, выжидание принятия решений кем-то другим.
  2. Либеральный – присуща вседозволенность, уступчивость, чрезмерная изнеженность, отсутствие жизненных ориентиров. Выражено малоинициативное общение.
  3. Демократический (гуманистический): на первом плане выступает доброжелательность в общении, обоюдная поддержка, опора, совместное равное участие в различной деятельности, что формирует у ребенка положительную самооценку и уверенность в себе.

Конечно же, в повседневной жизни не встречается ни один стиль в чистом виде в отношениях ребенок-взрослый. Обычно имеет место смешивание авторитарного и демократического (как средство «кнута и пряника»), либо демократического и либерального.Большинство детей устроены так, что, в принципе, им нравится общаться, изучать игрушки, они открыты всему новому и интересному, любознательны и веселы.

Но есть другая категория ребят, которые более тревожны, мнительны, застенчивы. Такие ребята испытывают некоторые трудности в общении, особенно в дошкольном возрасте. Нарушение коммуникативного навыка (а также медленное его развитие) является следствием различных барьеров:


  • - психологические и эмоциональные особенности ребенка. (Ребенок-меланхолик, застенчивый, интроверт, агрессивный, импульсивный, ребенок-лидер);
  • - поведенческие особенности (грубость, драчливость, плаксивость);
  • - неврологические проблемы (повышенная утомляемость, головные боли, депрессивное настроение);
  • - отсутствие у ребенка потребности в общении (или она недостаточно сформирована) – ребенку интереснее и спокойнее играть одному, чем со сверстниками, хотя те довольно дружелюбны с ним.
  • - отсутствие мотивов общения детей дошкольного возраста – речь идет о том, что ребенок не понимает, зачем с кем-то делиться игрушкой, кому-то помогать в игре, подсказывать, если он прекрасно играет один без лишних проблем.
  • - доминирование у детей не коммуникативного (диалогического) начала, а практического. Некоторым детям гораздо интереснее рисовать, лепить из пластилина, петь, плести из бисера, чем разговаривать с группой ребят.

Конечно же, организация воспитательного процесса, формирование навыков бесконфликтного межличностного общения детей дошкольного возраста ложится на плечи воспитателей. Дети, не посещающие детский сад, в большей мере лишены полноценного развития коммуникативного навыка, т.к. психология общения с детьми является сложным, многогранным процессом.

В любой детской группе рано или поздно назревает конфликт – т.е. серьезные разногласия, спор. Чтобы обеспечить бесконфликтное общение детей дошкольного возраста, педагогу-воспитателю порой приходится применить все немыслимые способы.


На эту тему пишутся научные работы, доклады, презентации по формированию бесконфликтного общения, разрабатываются сценарии активизирующего общения, устраиваются конференции, содержание которых сводится к одному: безболезненному разрешению конфликтных ситуаций в детской среде.

Из-за чего возникает конфликтная ситуация в группе детей?

Чаще всего конфликт зарождается в игровой деятельности.


Выделим основные виды:

  • спор из-за желания обладать определенными игрушками;
  • спор из-за того, в какие игры играть;
  • конфликт из-за того, кто будет участвовать в игре;
  • по поводу правил и сюжета игры; по поводу распределения роли;
  • конфликт из-за разрушения игры.

Воспитатель обязан создать условия для максимального предотвращения конфликтов или оптимального их разрешения, что является главными задачами педагогического процесса.


План организации бесконфликтного общения детей дошкольного возраста:

  1. Обеспечить в группе достаточное количество одинаковых или подобных игрушек;
  2. Научить детей делиться игрушками, играть по очереди, обмениваться;
  3. Помогать ребятам распределять роли, задействовать всех желающих. При распределении ролей использовать считалки, жребий во избежание конфликта;
  4. При разрушении игры одним из детей, постараться переключить его внимание на другое занятие, вовлечь в иную деятельность;
  5. При возникновении драки, немедленно прервать ее, вникнуть в предмет драки и постараться объяснить, в чем неправы обе стороны;
  6. Организовать обучение детей правилам вежливого общения, воспитание культуры: - обучать детей вежливым словам при контакте друг с другом (спасибо, пожалуйста, извини); - научить здороваться и прощаться; - пресекать попытки ябедничества (направить их на объект ябеды: «а Ваня сказал что-то плохо». Воспитатель должен ответить: «Иди, скажи об этом Ване, а не мне»);
  7. Обеспечить совместное времяпрепровождение детей (возможно совместно с родителями) вне детского сада: театр, цирк, представления;
  8. Использовать игры, конкурсы, читать поучительные сказки и рассказы как возможность коррекции проблем общения в группе. Подобные методики позволяют развивать умение детей договариваться, прощать обиды;
  9. Более тонко и личностно подходить к общению с определенной категорией ребят - так называемые «трудные» дети. Психологические типы таких детей: застенчивые дети, агрессивные, импульсивные.

Особенности общения с трудными детьми дошкольного возраста:

1.Особенности общения с агрессивными детьми


Агрессивные дети отличаются повышенной враждебностью, злобой, завистью, желанием причинить вред другому, склонностью к дракам, крикам.

  • - попытаться понять причину агрессивного поведения ребенка;
  • - не отвечать на агрессию способами и методами самого ребенка;
  • - стараться быть спокойным в разговоре, подавлять свой гнев во избежание отрицательной реакции со стороны ребенка;
  • - научиться договариваться, находить компромисс путем спокойных переговоров, разъяснений;
  • - не применять физическую силу.

2.Особенности общения с застенчивыми детьми


Характеристика застенчивого ребенка: замкнутость, чрезмерная сдержанность и стеснительность, неуверенность, робость, трудность в выражении своего мнения, в ответах на заданные вопросы, множество страхов и внутренних переживаний, отказ от командных игр.

Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов

Консультация для педагогов и родителей

Педагог-психолог МБДОУ №79 В.Н.Никитина


Причины конфликтов

Способы разрешения конфликтов

1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков

Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть

2. Ссоры из-за игрушки

В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Необходимо осознание взрослыми права ребенка на собственность. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой, если он не делится игрушкой. Задача взрослых- помочь детям найти возможность договориться друг с другом – играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т.д.

3.Спор из-за распределения ролей.

4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены



Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий.

Тогда можно подсказать варианты дальнейшего продолжения игры.

Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте, например, «Ты прав, но…» , «Вы оба правы, но каждый по-своему», «Давайте подумаем, как поступить!». На основе подражания эмоциональный словарь детей будет пополняться словами, фразами, дающими право спорить, но при этом не унижать себя и другого.


5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние

Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства : «наверное, тебе очень хотелось…», «наверно, тебе не понравилось. Что… и ты захотел…»

Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь ему справиться с приступом негативных эмоций. Это возможно , если педагог сам сохранит спокойное эмоциональное состояние. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого .



6.Ребенок проявляет агрессию

Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). В некоторых незначительных ситуациях стоит проигнорировать агрессивные действия дошкольника, не фиксировать на них внимания окружающих. Можно отвлечь или переключить внимание конфликтующих детей на другой объект.

7. Острое противостояние детей

Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых (стр.30).

Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка. (не поделили игрушку, устал, обижен или привычная реакция?).



8.Ребено-драчун

Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердят: «Я больше не буду». Простили-шалость повторилась.

9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника

Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент . Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы . «Кто обзывается, тот сам так называется». «Дурак», сказать в ответ, рад с вами познакомиться!.

10 Ябедничество. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого.

Цель взрослого- направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом»

Нельзя говорить о единственно правильной, как и о единственно ошибочной стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации.
Советы воспитателю

для создания бесконфликтной обстановки в группе


  • Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников, игры и упражнения на сплочение детей в группе.

  • Особое внимание следует обратить на «изолированных детей, привлекать их к совместной деятельности группы: найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

  • Распределяйте между воспитанниками поручения.
Важно сформировать у ребенка позитивное самоотношение «Я хороший».

Для этого необходимы следующие условия.


  • Знание ребенком своих достоинств на основании словесной высокой его оценки взрослым (многие дошкольники лучше осведомлены о своих недостатках, чем о достоинствах).

  • Дошкольники должны иметь опыт побед в игровых, познавательных заданиях.

  • Ребенок должен иметь право на ошибку.

  • Воспитывать у детей умение соблюдать социальные нормы в поведении и общении с взрослыми и сверстниками.

Правила поведения взрослого при воспитании детей


  • Нельзя унижать ребенка, разрушать положительную самооценку

  • Никогда не надо угрожать

  • Не следует вымогать обещания

  • Неразумно требовать немедленного повиновения;

  • Не нужно допекать, опекая, иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам

  • Будьте с детьми искренними и справедливыми

  • Не позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед

  • Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.

ПРАВИЛА ГРУППЫ

«Что можно делать, а что нельзя»


  • Делись с товарищем. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его.

  • Останови товарища, если он делает что-то плохое

  • Не ссорься по пустякам. Играй дружно.

  • Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

  • Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем, умей договориться

  • В игре соблюдай правила , старайся выигрывать честно.

  • Не смейся над товарищем, если он попал в беду, а лучше помоги.
Игры на сплочение детей, на формирование доброжелательных отношений в группе
«Клубочек», «Помоги другу», «Ласковые слова», «Комплименты»

Организация бесконфликтного общения в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:


  • Отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить такую же игрушку;

  • Организовать совместную игру с игрушкой , вызвавшей конфликт;

  • Помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.
Нельзя допускать, чтобы более сильный ребенок обижал более слабого.

Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания педагога, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:


  • Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

  • Не унижать ребенка («жадина», «злюка»);

  • Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

  • Использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например, «ты хочешь сказать…, Очень важно сказать…»);

  • Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: Я думаю, катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);

  • Использовать запреты лишь после того как исчерпаны другие способы разрешения конфликта;

  • Запрет должен быть сформулирован в такой форме , которая позволяет детям договориться между собой (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Воспитателю следует использовать игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми.

  • Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Например, дети сидят на ковре, стульчиках лицом друг к другу. Им предлагается игра в «Сороку». Сначала воспитатель сам водит пальцем по ладошке каждого малыша, загибает его пальчики, читает стихотворение, а затем предлагает детям так же поиграть со взрослым и друг с другом.

  • Совместные игры помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников. В игре «Делайте как я» педагог предлагает детям встать в круг и выполнять какое-нибудь действие «Давайте мы с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки). Малыши повторяют действия взрослого.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, которые учат детей согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми, обогащают коммуникативный опыт детей.

Для более старших детей можно организовывать игры с правилами , в которых у детей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия.

Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме , и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. В ходе игры следует чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

Взрослые часто не понимают своих детей. С возрастом у них появляются новые интересы, другой круг общения. Все это влияет на их развитие и мировоззрение, отдаляя от родных. Как же научиться понимать ребенка, чтобы быть для него опорой, а не врагом.

Возраст до 2-х лет

Дети не чувствуют себя обособленно от мира или от мамы. Они не ощущают свое «я». Все представляет собой единое целое. Но так продолжается недолго. Перешагнув год жизни, ребенок начинает осваивать мир. Он пробует свои силы, осваивает пространство. Но дети продолжают думать, что мир кружится вокруг них и не понимают, почему родители уже не находятся постоянно рядом, чаще говорят «нельзя». Не стоит думать, что растет эгоист, требующий повышенного внимания. Этот период продлится недолго, поэтому важно окружить малыша любовью, показать, что мир безопасен. Необходимо постепенно учить его самостоятельности.

Возраст 2-4 года

Спустя два года жизни, восприятие окружающей действительности претерпевает сильные изменения. Возрастает желание быть самостоятельным: «я хочу», «я сам» и т. д. Это период переживания кризиса. Сталкиваются два противоречия: быть независимым и слушаться родителей, которые являются эталоном. Развивается речь, мимика, жесты. Это возраст, когда дети во всем подражают взрослым. Родителям стоит поддерживать малыша, помогать ему становиться самостоятельным. Не нужно оставлять его одного и заниматься своими делами. Он может сам играть, но под наблюдением.

В связи с этим детям трудно наладить отношение между собой и в детском саду. Несколько примеров, ситуации и методы решения. Причины конфликтов. Способы разрешения конфликтов 1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков Способы разрешения. Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть. 2. Ссоры из-за игрушки. Способы разрешения. В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Необходимо осознание взрослыми права ребенка на собственность. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой, если он не делится игрушкой. Задача взрослых- помочь детям найти возможность договориться друг с другом - играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т.д. 3.Спор из-за распределения ролей. Способы разрешения. Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий. 4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены. Способы разрешения. Тогда можно подсказать варианты дальнейшего продолжения игры. Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте, например, «Ты прав, но…» , «Вы оба правы, но каждый по-своему», «Давайте подумаем, как поступить!». На основе подражания эмоциональный словарь детей будет пополняться словами, фразами, дающими право спорить, но при этом не унижать себя и другого. 5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние. Способы разрешения. Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства: «наверное, тебе очень хотелось…», «наверно, тебе не понравилось. Что… и ты захотел…» Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь ему справиться с приступом негативных эмоций. Это возможно, если педагог сам сохранит спокойное эмоциональное состояние. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого. .6.Ребенок проявляет агрессию. Способы разрешения. Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). В некоторых незначительных ситуациях стоит проигнорировать агрессивные действия дошкольника, не фиксировать на них внимания окружающих. Можно отвлечь или переключить внимание конфликтующих детей на другой объект. 7. Острое противостояние детей. Способы разрешения.Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых (стр.30). Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка. (не поделили игрушку, устал, обижен или привычная реакция?). 8.Ребено-драчун. Способы разрешения. Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердят: «Я больше не буду». Простили-шалость повторилась. 9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника. Способы разрешения. Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент. Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы. «Кто обзывается, тот сам так называется». «Дурак», сказать в ответ, рад с вами познакомиться!. 10. Ябедничество. Способы разрешения. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого. Цель взрослого- направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом» Нельзя говорить о единственно правильной, как и о единственно ошибочной стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации. Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников, игры и упражнения на сплочение детей в группе. Особое внимание следует обратить на «изолированных детей, привлекать их к совместной деятельности группы: найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок. Распределяйте между воспитанниками поручения. Важно сформировать у ребенка позитивное самоотношение «Я хороший». Для этого необходимы следующие условия: -Знание ребенком своих достоинств на основании словесной высокой его оценки взрослым (многие дошкольники лучше осведомлены о своих недостатках, чем о достоинствах). -Дошкольники должны иметь опыт побед в игровых, познавательных заданиях. -Ребенок должен иметь право на ошибку. - Воспитывать у детей умение соблюдать социальные нормы в поведении и общении с взрослыми и сверстниками. Правила поведения взрослого при воспитании детей Нельзя унижать ребенка, разрушать положительную самооценку. Никогда не надо угрожать. Не следует вымогать обещания. Неразумно требовать немедленного повиновения; Не нужно допекать, опекая, иначе ребенок никогда не почувствует, что может что- то сделать сам. Будьте с детьми искренними и справедливыми. Не позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед. Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другому. Организация бесконфликтного общения в группах раннего и младшего дошкольного возраста Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может: Отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить такую же игрушку; Организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт; Помочь детям установить очередность в игре с игрушкой. Нельзя допускать, чтобы более сильный ребенок обижал более слабого. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания педагога, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Еслидраку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой. В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов: Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»); Не унижать ребенка («жадина», «злюка»); Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного; Использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например, «ты хочешь сказать…, Очень важно сказать…»); Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: Я думаю, катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»); Использовать запреты лишь после того как исчерпаны другие способы разрешения конфликта; Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»). Воспитателю следует использовать игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми. Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально- положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Например, дети сидят на ковре, стульчиках лицом друг к другу. Им предлагается игра в «Сороку». Сначала воспитатель сам водит пальцем по ладошке каждого малыша, загибает его пальчики, читает стихотворение, а затем предлагает детям так же поиграть со взрослым и друг с другом. Совместные игры помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников. В игре «Делайте как я» педагог предлагает детям встать в круг и выполнять какое-нибудь действие «Давайте мы с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки). Малыши повторяют действия взрослого. Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, которые учат детей согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми, обогащают коммуникативный опыт детей. Для более старших детей можно организовывать игры с правилами, в которых у детей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия. Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. В ходе игры следует чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

* ТЕМА: «Формирование навыков бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста» АВТОР: Мусалямова Светлана Станиславовна МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Д/С №140 Ярославль 2013г. * ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Стремление воздействовать на формирование и усвоение детьми навыков бесконфликтного общения, определило цель и задачи проекта. Цель программы: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций. * Задачи: Обучать детей способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности) Развивать навыки бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения со сверстниками. Познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, научить распознавать их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.) Развивать у детей способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое. Формировать адекватное отношение к себе и другим. Помочь в преодолении негативных переживаний, способствовать повышению уверенности в себе. Корректировать поведение детей с помощью ролевых игр, формировать представлений о морали. * Планируемые результаты: Дети умеют:  распознавать эмоциональные состояния другого человека и своё;  конструктивно решать возникшие в совместной деятельности проблемные ситуации;  найти выход из конфликтной ситуации. Категория детей, участвующих в проекте: подгруппа детей (6 человек). Набор в группу осуществлялся на основе данных, полученных с помощью наблюдения за детьми в свободной деятельности, во время образовательной деятельности и на основе результатов диагностических обследований с целью выявления конфликтных детей, не способных управлять собственным поведением, с несформированными навыками межличностного общения. Срок действия программы: 1 год * Формы и методы работы: Педагогическая работа организуется в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, в самостоятельной деятельности детей. Используются:              упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; дидактические, развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы; мини-конкурсы; моделирование и анализ заданных ситуаций; сочинение историй; свободное и тематическое рисование; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки). просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке. * ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Проективные методики: «Капитан корабля»; «Два домика»(автор Панфилов); «Картинки»(автор Смирнова Е.О); «Закончи историю»(из пособия Калининой Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» – СПб., Речь, 2002-с.114). Освоение содержания программного материала в образовательной области «Коммуникация» и «Социализация» (5-6лет); Диагностика «Формирование интегративных качеств детей шестого года жизни»; Результаты диагностики (сводная таблица) * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ *1 ЭТАП – «Общение без слов»: ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, развитие способности распознавать и понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё. Формы работы. Игры (например, «Приветствие», «Зеркало», «Жизнь в лесу», «Ожившие игрушки», «Театр теней»), примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке, упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера. *2 ЭТАП – «Согласованность действий»: развитие способности к согласованности движений детей, умения ориентироваться на партнера, действовать с учётом потребностей и поведением других. Формы работы. Специально организованные сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы, игровые упражнения (например, «Испорченный телефон», «Я начну, а ты продолжи», «Сороконожка»), моделирование и анализ заданных ситуаций, беседы. * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ *3 ЭТАП - «Общие переживания»: развитие умения детей переживать общие эмоции, порождать чувство близости. Формы работы. Игры (например, «Кто смешнее засмеется», «Кто самый злой»), мини – конкурсы, релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки), чтение художественных произведений. * 4 ЭТАП - «Взаимопомощь в игре»: развитие умения детей оказывать друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях, умения сопереживать и сорадоваться. Формы работы. Специально организованные дидактические, сюжетно – ролевые игры, моделирование проблемных ситуаций, игры – драматизации, беседы, мини-конкурсы * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ *5 ЭТАП – «Помощь в совместной деятельности»: развитие умения помогать друг другу, делиться, оказывать реальную помощь. Формы работы. Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), чтение художественных произведений, сочинение историй, мини – конкурсы, специально организованные сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, совместное тематическое и свободное рисование. ИНТЕГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ воспитатель; психолог; логопед; музыкальный руководитель; родители. * СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Расскажи стихи руками. – М., 1994. 3. Ведерникова Т.В. Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия. //Справочник педагога – психолога. 2013, №2 – С.29 4. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с. 5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С.-Пб.: Речь,2002. - 157с. 6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с. 7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с. 8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с. 9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с. 10. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей эдошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с. 11. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с. 12. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 13. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26. 14. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с. 15. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с. 16. Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках». // Обруч. 2002.№3 - С. 23-26. 17. Яковлева Н. сихологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2001. – 112с

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

п. Железнодорожный

С.В. Зарубина

Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста

Методическая разработка

п. Железнодорожный

воспитатель МДОУ «Малыш»

Зарубина С.В. Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста: методическая разработка / С.В. Зарубина – п. Железнодорожный: МДОУ «Малыш», 2016.- 14 с.

Аннотация:

Бесконфликтное общение детей дошкольного возраста;

Методическая разработка раскрывает советы, игры для создания бесконфликтной обстановки в группе;

Методическая разработка будет полезна воспитателю дошкольного учреждения.

В соответствии с ФГОС одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.

Актуальность работы обусловлена тем, что дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка.

В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Для формирования у детей умения понимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей (эмоциональный компонент) и освоения способов предупреждения конфликта и конструктивного поведения в конфликте (поведенческий компонент) целесообразно включение детей в игровую деятельность со сверстниками.

Игра – это основное средство в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками. В работе с детьми можно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры. Игру можно применять как в части комплексного занятия, так и как самостоятельное занятие. Комплекс игр, которые целесообразно включать в режимные моменты, представлен в виде картотеки.

Цель: формирование готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.

Для достижения цели в процессе занятий решаются следующие задачи:

1. Обучение детей конструктивным способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности).

2. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), развитие и обогащение форм общение со сверстниками.

3. Ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, обучение распознанию их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.).

4. Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё.

5. Развитие системы самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим.

6. Помощь в преодолении негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

7. Корректирование поведения с помощью ролевых игр, формирование моральных представлений.

Вся система работы по формированию нравственных отношений между воспитанниками должна быть организована с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста и опираться на основные принципы детской психологии и педагогики.

Необходимо также вести работу по подбору основных методов, приемов и форм работы по формированию нравственных взаимоотношений дошкольников.

Работая по данному направлению целесообразно придерживаться следующей классификации методов нравственного воспитания, которую предложила в своих исследованиях доктор педагогических наук В.И. Логинова, и которая объединяет все методы в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью;

2) методы формирования нравственного сознания: убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа;

3) методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения, наказания.

В работе по формированию нравственных взаимоотношений целесообразно использовать этические беседы. Беседуя с детьми, нужно побуждать их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давать ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

В ходе проведения этической беседы эффективно организовать чтение и анализ художественных произведений. С этой целью нужно постоянно уделять особое внимание подбору художественной литературы на тему нравственного воспитания дошкольников.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».

Можно организовать в группе «Шкатулку добрых дел» и в конце недели подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.

3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

4. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

5. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

6. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

7. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

8. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

9. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

10. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

11. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

12. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.

Картотека игр и художественных произведений по ознакомлению детей с навыками бесконфликтного поведения, проявления эмпатии, готовности прийти на помощь и др.

Игры:

Карточка №1

Игра «Паровозик»

Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие уверенности в себе, сплочение группы.

Краткое описание игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» выполняет различные движения, дети повторяют за ним. Окончание игры – встать в круг, взявшись за руки..

Карточка №2

Игра «Сапожок»

Цель: Развитие навыков сотрудничества в группе сверстников, умения договариваться.

Краткое описание игры: Каждой паре детей предлагается договориться друг с другом и раскрасить свою пару сапог одинаково.

Карточка №3

Игра «Передай маску»

Цель: Установление контакта со сверстниками.

Краткое описание игры: Каждый из детей передает по кругу свое выражение лица, причем в точности нужно изобразить выражение лица своего соседа справа, затем придумать свое и передать его соседу слева.

Карточка №4

Игра «Колдун»

Цель: Вызывать у детей положительное эмоциональное настроение.

Краткое описание игры: По команде воспитателя все замирают. Колдун пытается рассмешить заколдованных. «Рассмешенные» помогают колдуну рассмешить.

Карточка №5

Игра «Только вместе»

Цель: Снятие речевых зажимов, развитие умения анализировать поступки, знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.

Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары, поворачиваются спиной друг к другу и пытаются сесть на пол, не отрываясь от спины партнера, а потом таким же образом – встать.

Карточка №6

Игра «Неожиданные картинки»

Цель: Развитие умения сотрудничать со сверстниками.

Краткое описание игры: Дети садятся в круг. У каждого листок бумаги и карандаш. Начинают рисовать какую-нибудь картинку. По команде педагога каждый ребенок передает своему соседу слева свой листочек с рисунком, затем сосед продолжает рисовать рисунок своего соседа справа и так далее до конца.

Карточка №7

Игра «Головомяч»

Цель: Развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова одного ребенка оказалась рядом с головой партнера. Пары кладут мяч между своими головами. Затем им нужно поднять мяч и встать самим.

Карточка №8

Игра «Небоскреб»

Цель: Развитие умения взаимодействовать детей друг с другом, сотрудничать.

Краткое описание игры: Каждый из ребят берут по одному или два кубика и строят один большой небоскреб так, чтобы он не развалился. Причем, если небоскреб развалится, то его придется построить заново. В процессе игры дети обсуждают друг с другом как построить небоскреб.

Карточка №9

Игра «Картонные башни»

Цель: Формирование адекватной самооценки, развитие доброжелательности.

Краткое описание игры: Дети разбиваются на две группы по 6 человек. Им нужно построить за 10 минут башню из картона, воспользовавшись при этом только скотчем. Здесь можно использовать как вербальный вариант игры, так и невербальный.

Карточка №10

Игра «Собери картинку»

Цель: Формирование умения сотрудничать со сверстниками.

Краткое описание игры: Дети делятся на две команды. Педагог дает каждой команде пазлы. Каждая команда должна собрать картинку. В процессе игры педагог наблюдает за поведением детей, оценивает умение сотрудничать и договариваться.

Художественные произведения:

Карточка №1

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Цель и возможности применения: Формирование представлений о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучение анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию.

Карточка №2

А. Кузнецова «Мы поссорились»

Обучение умению понимать причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Карточка №3

Н. Носов «На горке»

Цель и возможности применения: Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно со сверстниками.

Карточка №4

В. Осеева «Волшебное слово»

Цель и возможности применения: Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим.

Карточка №5

В. Сутеев «Яблоко»

Цель и возможности применения: Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях со сверстниками, развитие самооценки воспитанников.

Карточка №6

В. Сутеев «Снеговик - почтовик»

Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, сопереживания, сочувствия, взаимопомощи.

Карточка №7

А. Н. Афанасьев «Лиса и заяц»

Цель и возможности применения: Воспитание дружелюбия, доброжелательного отношения к сверстникам, сочувствия, умения анализировать поступки героев сказки.

Карточка №8

Русская народная сказка «Как грибы с горохом воевали»

Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев произведения, воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстнику; взаимопомощи.

Карточка №9

Ю. Ермолаев «Лучший друг»

Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев; воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстникам.

Карточка №10

К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

Цель и возможности применения: Воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения, ознакомление с такими нравственными категориями, как: добро, сострадание, сочувствие, зло.

Вывод

Одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.

Формирование у детей представлений о бесконфликтном общении и обучение анализу конфликтных ситуаций целесообразно осуществлять на материале художественных произведений.

Наряду с чтением художественной литературы необходимо использовать и другие средства формирования гуманных чувств: музыка, природа, живопись, иллюстрации и фильмы.

Основным средством в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками является игра.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
  2. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.
  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с.
  4. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 37–42.
  5. Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983. – 213 с.
  6. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогического института / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.
  7. Першина Т.В., Мазурова Т.Н. Содержание готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 октября 2014 г., г. Уфа) в 2 ч. Ч. 1. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 103 – 105.
  8. Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015. – С. 633 – 640.