Конспект занятия во второй младшей группе. Квест-игра по сказке «Гуси-лебеди» с гендерным подходом в воспитании. Квест - игра по русской народной сказке «Гуси – Лебеди» в средней группе детского сада

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Михайлова Анна Александровна,

воспитатель МДОУ № 14,

г. Оленегорск Мурманской обл.

Задачи:

  • упражнять в счете от 1 до 5;
  • формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой;
  • упражнять детей в умении классифицировать предметы по цвету и форме;
  • развивать творческую активность, логическое мышление, внимание, мелкую моторику;
  • Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается

Ход непосредственно образовательной деятельности

(Воспитатель с детьми играет на коврике, в группе появляется воздушный шарик к нему прикреплено письмо)

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а на нем письмо. Посмотрим что внутри, там картинки. (дети на коврике собирают картинку). Что это за сказка? Ответы детей. Правильно «Гуси-лебеди». Вспомним сказку. Куда отправилась Алёнушка? В лес дремучий, братца из беды выручать. Иванушку она освободила, а сама спастись не смогла. Заперла ее Баба-Яга в своей избушке. Гуси-лебеди ее охраняют. Что же делать? Как нам быть? (ответы детей).

Правильно, нужно Алёнку из беды выручать. А покажет нам путь волшебный клубочек. Давайте скажем волшебное заклинание, чтобы попасть в сказку:

«Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!»

(Бросает клубочек).

— Итак, в путь!

Дети: Гуси- лебеди.

Воспитатель: Правильно «Гуси-лебеди». Куда отправилась Аленушка?

Дети: Аленушка пошла в лес.

Воспитатель: Зачем она пошла в лес?

Дети: Братца из беды выручать.

Воспитатель: Выручила?

Дети: Иванушку она освободила, а ее заперла Баба — Яга в своей избушке. Гуси — лебеди её охраняют.

Воспитатель: Что же делать? Как нам быть?

Дети: Нужно выручать из беды Аленушку.

Воспитатель: Вот у меня есть волшебный клубок он и покажет нам где избушка Бабы-Яги. Скажем волшебное заклинание, чтобы попасть в сказку:

«Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!»

(Бросает клубочек).

— Итак, в путь!

Звучит музыка: «Звуки природы».

Мы по лесу идем,

Листья сыплются дождем,

Дети, двигаясь по кругу, останавливаются возле Печки.

Печка: Пых — пых — пых.

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто это? (Ответы детей) Попросим Печку указать нам путь к избушке Бабы-Яги.

Дети: Печка, подскажи, как дойти до избушки Бабы-Яги.

Печка: В ыполните мои задания, подскажу.

Воспитатель: Я даю вам подносы. В этих подносах находится «печенье» разной геометрической формы. Помогите мне построить домики для них. Какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, овал, прямоугольник, треугольник).

Игра: Дети садятся на ковер. Игорь и Настя собирают домик для…….. Алина и Максим собирают домик для…… Егор и Лера собирают домик для….. Даня и Альбина собирают домик для…. На подносах геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг. Игорь, для какой геометрической формы ты строил домик? Хорошо. А ты Алина для какой фигуры строила домик? Максим, а ты как думаешь? А ты Настя для какой фигуры строила домик? Хорошо (дети встают с подносами в руках). Отнесите подносы На столе стоят подставки с геометрическими фигурами (круг, овал, прямоугольник, треугольник), возле каждой подставки стоит разнос. На другом столе в разносе лежат картинки с предметами по геометрическим фигурам. Детям нужно картинки разложить к подходящей геометрической фигуре.

Печка: Молодцы с заданием справились!

Мы по лесу идем,

Листья сыплются дождем,

Ветер поднимается, Листья опускаются.

Воспитатель: Клубочек привел нас к яблоне. Ребята, посмотрите, как много яблок! Какого они цвета? Соберем красные яблоки в красную корзинку, желтые в желтую корзинку, зеленые в зеленую корзинку; оранжевые в оранжевую корзинку.

Две яблони, на одной яблоки красные и зеленые; на другой желтые и оранжевые. Дети собирают яблоки.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько красных яблок собрали? (5) Игорь, сколько красных я блок собрали? Алина сколько зеленых яблок собрали? Альбина каких яблок больше красных или зеленых? А ты как думаешь Егор? Максим, сколько оранжевых яблок собрали? Настя, сколько желтых яблок собрали? Даня, каких яблок больше желтых или оранжевых? Лера, а что нужно сделать, чтобы из стало поровну?

(Добавить 1 яблоко или убрать 1 яблоко)

— Что теперь можно сказать о яблоках? (Их стало поровну)

Ну что же хорошо! В дороге мы устали и немного отдохнем.

Физминутка

Дружно мы в «Дубравушке» живем, (кивок головой)

Раз, два, три,

По тропинке в лес пойдем, (маршируют)

Раз, два, три,

Все преграды обойдем (наклоны туловищем)

Раз, два, три,

И Аленушку спасем (прыжок с хлопком)

Раз, два, три!

Воспитатель: Вот и отдохнули, куда же дальше приведет нас клубок?

Мы по лесу идем,

Листья сыплются дождем,

Ветер поднимается, Листья опускаются.

Да это же речка! Чтобы помочь Аленушке, нам необходимо перейти через нее.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: На столах у вас лежит много мостиков. Как вы думаете, какой нам мостик нужен, если мы пойдем все вместе?

Дети: Широкий.

Воспитатель: Выберете из полосок самый широкий мостик. А если я пойду одна, какой мостик нужен мне?

Дети: Узкий.

Воспитатель: Покажите самый узкий мостик. (Дети показывают). Справились! (Дети выходят из-за стола).

Воспитатель: Посмотрите, здесь конверт. Посмотрим, что там внутри? А это гуси-лебеди оставили нам свои задания-загадки. И чтобы пройти дальше нам нужно их отгадать. Загадки про части суток.

Утро
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.

День
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!

Вечер
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!

Ночь
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.

Мы по лесу идем,

Листья сыплются дождем,

Ветер поднимается, Листья опускаются.

Воспитатель: Клубочек нас привел к какому-то дому. Вы догадались чей это дом?

Дети: Это дом Бабы-Яги.

Воспитатель: А какая она? Что у нее в доме? Как ей помочь?

Дети: Нужно построить новый дом.

Воспитатель: Построим ей новый дом, и тогда она точно отпустит Аленушку.

Дети за столами строят дома из цветных палочек по образцу.
Воспитатель: А из каких геометрических форм состоит наш дом?

Дети: Квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: Молодцы! Вот какие красивые дома у вас получились! Теперь Баба-Яга точно отпустит Аленушку домой. Ребята, за то, что вы очень старались, печка угощает вас печеньем.

Воспитатель: Ну что же, а нам пора обратно в группу. Скажем волшебное заклинание: «Один, два, три в группу попади!»

надежда мосева

Итоговое занятие в старшей группе .

Тема : Путешествие по сказке «Гуси-лебеди »

Цель : повторение пройденного за год материала по элементарным математическим представлениям, обучению грамоте, развитию речи.

Задачи :

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; закрепить умение решать задачи.

Развивать фонетический слух; умение проводить звуковой анализ слов;

Развивать логическое мышление; творческое воображение; мелкую моторику рук;

Воспитывать интерес к занятию ; прививать доброжелательное отношение к сказочным героям .

Ход занятия

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие )

(дети и воспитатель становятся в круг)

Воспитатель : Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь давайте поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.

Здравствуй небо! (руки вверх)

Здравствуй земля! (приседают)

Здравствуйте мои друзья! (руки вперед)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять,

Будем вместе мы играть,

В сказку мы хотим попасть .

Воспитатель :

Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети

Все хотим в них побывать

И немножко поиграть

Перед нами – в сказку дверь

Открывай ее скорей.

Но на двери замок. Чтобы его открыть нужен ключ. И сейчас мы его изготовим.

2. Нужно соединить числа по порядку от 1 до 10. (дети выполняют задание) .

Что получилось? (ключ) .

Этим ключом открываем замок.

Воспитатель :

Дверь мы в сказку открываем

В мир волшебный попадаем.

Ребята, а в какую сказку мы попали ?

Загадка :

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы

Высоко они летят

Далеко они глядят. (дети отгадывают загадку)

Выходит Аленушка :

Меня зовут Аленушка, моего братца гуси-лебеди унесли , а я не знаю, где его искать.

Воспитатель :

Поможем Аленушке, ребята

Братца ей вернуть обратно?

Нам нужно Иванушку срочно найти

Но ждут нас преграды на нашем пути

И вот печка стоит на пути. Давайте у нее спросим, где нам Иванушку искать.

Печка – голубушка, скажи-ка нам ты

Куда гуси улетели

Куда Ваню унести посмели?

3. Печка :

Съешьте моего ржаного пирожка тогда скажу, путь дорогу укажу.

Воспитатель :

На сколько частей нужно разделить пирожок? (на две) (дети делят)

А если Аленушка угостит братца, папу и маму? (на 4 части, дети делят)

Воспитатель :

Молодцы ребята! Помогли Аленушке выполнить задание печки, печка и указала путь, куда гуси полетели . Побежали ребята дальше. На пути встретилась им яблонька.

Яблонька, ты подскажи

Нам дорогу укажи

Помоги гусей догнать

У них Ваню отобрать.

4. Яблонька : «Я скажу, если вы выполните мое задание.

Сосчитайте, сколько всего яблок на яблоне?

Дети : На яблоне 9 яблок.

Яблоня : Сколько красных яблок?

А сколько зеленых яблок?

А каких яблок больше, и на сколько больше? (на 1)

Яблоня : Молодцы! И с этим заданием вы справились. Но вот вам еще задание. Решите задачи-загадки.

1. Один гусь летит над нами

Один под облаками

Два спустились на ручей

Сколько было всех гусей? (4)

2. Пять гусей спустились на ручей

ветерок вспугнул гусей

три гуся взлетели в небо

сколько гусей осталось на воде? (2)

3. Пять гусей служили у Бабы Яги

Одного гуся она оставила сторожить избушку

Сколько гусей Баба Яга отправила за Ваней? (4) .

Яблоня : спасибо вам ребята, со всеми моими заданиями справились. Ваши знания и умения, дружба и сплоченность помогут преодолеть все трудности, которые встретятся вам на пути. По пути вам встретится речка, спросите ее, она вам подскажет.

Воспитатель : ребята, вы устали, немножко отдохнем.

5. Физминутка :

В темном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперед (поворот)

В этой избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет.

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух сердитая какая (грозят пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Воспитатель : Смотрите, ребята, мы до речки дошли. Может речка знает куда гуси -лебеди Иванушку унесли. Давайте спросим.

Речка, реченька, река

Не видала ль, ты куда

Гуси-лебеди летели

Приземлились где иль сели.

Речка :

Я, конечно, помогу

Путь дорогу укажу.

Но сначала помогите мне. Упали в меня камни тяжелые, сдвиньте их в сторону, скажу.

6. Задания :

Возьмите камень с числом, который идет после числа 5. (6)

Теперь камень с числом, стоящим перед числом 4 (3)

Следующий камень с числом, стоящим между 7 и 9 (8)

Перед числом 10 (9)

Теперь последующее числу 9 (10)

Предыдущее числу 6 (5)

Возьмите камень с числом, которое идет после 6 (7)

Перед числом 5 (4)

Последующее числу 1 (2)

И оставшийся камень с числом 1.

Речка :

Зажурчала речка : С-С-С

Зашелестели листочки : Ш-Ш-Ш

Ребята, что вы слышали? (звуки)

Какие бывают звуки? (гласные. Согласные; гласные – ударные, безударные; согласные – мягкие и твердые)

Сколько звуков в слове –РЕКА (4)

- назовите их :

Р – согласный мягкий

Э – гласный

К – согласный твердый

А – гласный

Речка : Молодцы ребята, со всеми заданиями справились. Гуси у Бабы Яги живут , Ваню зорко стерегут.

Воспитатель : Ребята, а как же мы через реку переплывем?. А давайте мы построим себе лодки.

7. Построение лодки из 7 счетных палочек.

Воспитатель : вот мы и переплыли реку. Сойдем на берег и отправимся дальше в путь. Ой, ребята, смотрите кто же это ползет? (еж) . может он укажет нам путь к избушке бабы Яги.

Ежик, ежик, скажи куда гуси полетели ?

Еж : видел я, как гуси -лебеди Иванушку несли. Вот поиграйте со мной в игру «Хорошо- плохо» - тогда скажу.

8. Игра ТРИЗ «Хорошо – плохо»

(что в сказке хорошо , что плохо)

Хорошо :

Девочка забрала братца от Бабы Яги;

Яблонька, речка, печка помогли девочке;

Девочка вовремя вернулась домой и т. д.

Плохо :

Девочка одного оставила братца и ушла гулять;

- гуси – лебеди унесли братца;

Девочка ослушалась наказа родителей.

Я клубочком свернусь

И тихонько покачусь

Вы ребята, не зевайте

И меня вы догоняйте.

Воспитатель :

А вот и избушка Бабы Яги.

Баба Яга :

Я мальчишечку сварю,

Всех похлебкой накормлю

Я люблю детей вареных

Больше семечек каленых

Ну-ка Ваня, повернись!

Бабке, Ваня, покажись!

Посмотрю какой ты есть

Будет ли чего мне есть.

Воспитатель :

Не трогай, Баба Яга, Иванушку! Мы тебе гостинцев принесли.

Баба Яга :

Отпущу Иванушку, если на мои вопросы ответите :

9. Игра «Вопрос-ответ»

Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Почему летом нельзя кататься на лыжах и коньках?

Почему волк в сказке «Красная Шапочка» прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки?

Самое трудолюбивое насекомое?

- «Золотое» время года

Куда попадает воздух, после того, как ты вдохнул его носом?

Покажите, где находится мозг?

Какое сейчас время года?

Баба Яга :

Ну что ж я свое слово держу. Забирайте Иванушку и прощайте.

10. Анализ

Понравилась вам сказка ?

Какие задания вам показались трудными?

Задания какого персонажа были самыми интересными?

А как вы думает, почему вы справились со всеми заданиями?

Воспитатель :

11. Прощание со сказкой

Раз, два, три, четыре, пять (считают)

Вместе мы в кругу опять (за руки)

Со сказкою прощаемся

В группу возвращаемся .


Татьяна Савельева
Конспект занятия во второй младшей группе. Квест-игра по сказке «Гуси-лебеди» с гендерным подходом в воспитании

Цель : содействие гендерной социализации детей 3-4 лет.

Задачи :

Обучающие : формировать первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности , аргументируя её по ряду признаков (одежда, игрушки, об особенностях труда в семье.

Развивающие : актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Воспитательные : конкретизировать первоначальные представления о способах проявления внимания и заботы, доброжелательного отношения к сверстникам, к другим людям.

Предварительная работа : чтение детям сказки «Гуси- лебеди , беседа по содержанию сказки .

Детям на ленточки (любого цвета) прикрепить кармашки-сумочки для мальчиков с изображением мальчика и девочкам- с изображением девочки. Для картинок, которые будут получать дети по ходу игры на разных этапах. В конце игры у каждого участника в кармашке появится 1 картинка, из которых должны в конце игры сложить разрезные картинки, группа девочек свою картинку и группа мальчиков свою картинку.

Волшебная книга, 5 страниц.

1 страница - изображение печки

2 страница- изображение яблони

3 страница – молочная река, кисельные берега

4 страница- избушка

5 страница- пустая (должна быть картинка Машеньки и Иванушки) .

Воспитатель : Здравствуйте, девочки и мальчики. Ребята, вам нравятся сказки ? А вы хотели бы побывать в сказке ? Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные слова : «Повернись, покружись и в сказке окажись

Появляется Машенька.

Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Меня зовут Машенька. Вы пришли в сказку «Гуси-лебеди » .

Я очень люблю играть. А вы любите играть?

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с Машенькой. Слушайте внимательно слова и выполняйте движения.

Физкультминутка

Девочки и мальчики.

(Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения) .

(Дети выполняют движения по тексту)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики, ритмичные прыжки

Ножками топают, топанье ногами

Ручками хлопают, хлопки в ладоши

Глазками моргают, руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз

Потом отдыхают. руки вниз

Девочки, девочки (выполняют движения девочки)

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Мальчики, мальчики, (мальчики выполняют движения)

Прыгают, как мячики,

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Звучит крик гусей, шум крыльев (аудиозапись) .

Машенька : Ой, ребята, совсем я с вами заигралась, унесли гуси-лебеди моего братца . Мне батюшка с матушкой наказывали беречь его, но не уберегла я Иванушку, что мне теперь делать (плачет) . Помогите мне спасти моего братца. Вы согласны помочь мне? (дети отвечают) . Матушка мне наказывала выполнить домашние дела : избу подмести, посуду вымыть, пыль протереть, хлеб испечь. Я с вами не могу пойти, а подарю вам вот эту волшебную книгу. Она подскажет вам дорогу.

(Вручает книгу) .

Тогда удачи!

Воспитатель : Ребята, давайте откроем первую страницу и посмотрим, куда нам держать путь. (открывают первую страницу)

(На первой странице изображена печка)

Дети находят печку в зале подходят к ней .

Дети, давайте спросим у печки, может она знает, куда гуси-лебеди полетели ?

Дети спрашивают : Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели

Игра «Кто что делает»

Задание : Дети, берите по одной картинке и подумайте, какую работу выполняют мальчики и папы, а какую девочки и мамы. Положите эти картинки в корзинки.

Набор картинок с изображением действий (см. приложение) .

Для мальчиков : Для девочек :

Носить воду печь пироги

Колоть дрова месить тесто

Топить печь собирать ягоды

Носить дрова мыть посуду

Печка : Молодцы ребята, вот вам подарок от меня, он вам пригодится.

Дети, печка нам дарит картинки, (1 девочке, другую - мальчику, они пригодятся нам. Мы положим их в кармашек девочке и мальчику. Нам нужно двигаться дальше.

Прощаются и благодарят печку.

Открывают книгу.

2 страница : изображение яблоньки

Находят в зале яблоньку и бегут к ней.

Дети : «Яблонька, скажи, куда гуси–лебеди полетели

Игра «Назови своё имя»

Дети поочерёдно срывают яблоки, девочки- красные, мальчики-зелёные, складывают в корзинку соответствующего цвета (зел. и красн.) после того как назовут своё имя.

Можно усложнить задание и называть имя ласково, до тех пор, пока все яблоки не будут собраны в корзинки.

Дети получают по1 картинке девочке и мальчику, убирают в кармашки, прощаются с яблонькой, говорят спасибо за помощь.

Воспитатель : Дети, давайте заглянем в нашу волшебную книгу, что она нам расскажет, куда нам двигаться дальше.

3 страница

Молочная река, кисельные берега.

Дети передвигаются к реке, обращаются за помощью.

Дети : «Молочная река, кисельные берега, скажи, куда гуси-лебеди полетели

Воспитатель : Посмотрите, дети, сколько одежды приготовила нам речка стирать, давайте ей поможем!»

Чтобы выстирать одежду, что нам нужно?

Все приборы, которые помогают человеку по дому, придумали и собрали мужчины.

Мальчики это будущие мужчины, изобретатели! Вы поможете нам?

Мальчикам- изобретателям предлагается построить стиральную машину из коробочек.

Игра «Постирай одежду»

Девочки складывают «одежду» в машинки, стирают и развешивают. Мальчики держат корзинки, помогают девочкам.

из бумаги вырезаны силуэты одежды

для мальчиков : (шорты, брюки, футболка, свитер)

Девочек : (юбка, платье, кофта)

Пока одежда стирается, мы немного поиграем.

Физкультминутка (стираем одежду)

Мы стираем, мы стираем, (повторение действия дважды )

Раз, два, три - руками трём.

А потом мы прополощем,

Сильно-сильно отожмём,

А потом вот так встряхнём

И прищепки мы возьмём.

Игра «Кому что нужно»

Мальчики складывают одежду для мальчиков, девочки для девочек в корзинки с изображением девочки и мальчика.

После выполненного задания получают картинки. Складывают в сумочки. Благодарят и прощаются.

Проблемный вопрос : Дети, как нам пить кисель с молоком! Из чего можно пить? Дети отвечают. Ведь чашек у нас нет! Давайте посмотрим вокруг. Дети смотрят вокруг и обнаруживают на столе заранее приготовленные заготовки разноцветных чашек и наклеек для девочек и мальчиков. Чтобы двигаться дальше, нам нужно украсить чашки, каждый должен пить только из своей посуды.

Дети приклеивают наклейки, подходят к реке , набирают в чашки кисель, имитируют процесс питья совместно с воспитателем .

Дети, давайте снова заглянем в нашу книгу.

Открывается Волшебная книга». 4 страница

Изображение избушки.

Дети подходят к избушке , спрашивают…

Игра «Что мы любим»

Помогите мне разобрать игрушки и навести порядок.

Детям предлагаются карточки с изображением игрушек, которыми играют дети разного пола. Необходимо разложить карточки в корзинки со схематическим изображением мальчиков и девочек (как на сумочках) в соответствии с назначением игрушек данному полу

Мальчики : Девочки :

Машина. Кукла

Робот Коляска

Посуда игрушка и др.

Дети получают последний элемент картинки. У каждого ребёнка в сумочке по элементу пазла.

Дети, посмотрите в волшебную книгу, все ли задания мы выполнили?

5 страница – Ой, последняя страница в волшебной книге почему-то чистая (пустая) . (изображение встречи Машеньки и Ванюши) А так хочется, чтобы Машенька отыскала Ванюшу, чтобы дети встретились! Что мы можем сделать? Чем помочь? А помните, печка, яблонька, речка и избушка подарили нам подарки, давайте их рассмотрим, может это нам поможет?

Чтобы дети встретились, нам нужно сложить картинки.

Собирают картинку на магнитной доске, девочки – изображение Машеньки, а мальчики картинку-пазл Ванюши.

Вот, ребята, молодцы, помогли встретиться братику и сестрёнке, выручили из беды. А наше путешествие закончилось.

Вот вам леденцы, гостинцы от мамы и папы Маши и Вани. Нам пора возвращаться в группу . Давайте закроем глаза, и скажем волшебные слова : «Повернись, покружись, в детский сад возвратись!»

Давайте скажем нашим гостям до свидания! Прощаются с гостями и уходят в группу .

Мяхузя Алтынбаева
Занятие в старшей группе по сказке «Гуси-лебеди»

Управление образования

Администрации Краснокутского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

(непосредственно-образовательной деятельности)

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди »

(старшая группа 5-6л .)

(конкурс «Воспитатель года» )

Воспитателя

МДОУ «Детский сад №24

«Солнышко» г. Красный Кут

Саратовской области

Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны

Вид : интегрированное занятие -путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по сказке «Гуси-лебеди » ).

Интеграция областей : Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.

Цель : Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей и формирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья» .

Программное содержание :

1. Образовательная задача : закреплять представления детей о семье.

2. Развивающая : закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, развивать логическое мышление, память

3. Воспитательная : продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.

4. Оздоровительная : развитие положительных эмоций.

5. Речевая : продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Предварительная работа : заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка-Ёжка»

Материалы и оборудование :

Демонстрационный : печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка» , «Дом» , противень,

Раздаточный : солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт., карточки для моделирования;

ТСО : музыкальный центр, аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент :

Дети располагаются полукругом возле воспитателя.

Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите своё имя. Вот мы и познакомились.

Воспитатель : - Ребята, я видела чудо сегодня во сне :

Герои всех сказок явились ко мне !

Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-

Все творили добро!

Семь гномов волшебных, и славный Иван

Спасают Царевну из западных стран.

Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!

И просит Емеля, лежа на печи :

Ты книжку открой, и все сказки прочти !

Воспитатель : - Как вы думаете, о чем я видела сон сказках ) . А какими словами чаще всего начинаются сказки ? («В некотором царстве…» , «жили-были…» и т. д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок , где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке ? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…» , и может - быть попадем в какую-нибудь сказку .

(Дети произносят слова, в тишине раздается тихий плач, и видят сидящую в избушке девочку).

Воспитатель : - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке ? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?

(Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем )

Девочка рассказывает :

Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ваней, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди , подхватили, да унесли моего братца Ванечку.

Вопросы детям : Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька ?

А кем ей приходиться Ванечка?

Что же, произошло с ним?

Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки )

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.

Воспитатель : - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.

(Рассматриваем «следы» )

Ребята, как вы думаете, чьи это следы? (Детей) .

Как нужно их разложить? (Парами)

Дети выполняют задание.

Вопрос : Ск. пар следов разложили? (5) .

(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)

Воспитатель : --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси-лебеди полетели (Побуждаю детей вести диалог с печью)

Печь : -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне : тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.

- Воспитатель :- Поможем, печке? (Приглашаю детей к столу)

Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.

Пальчиковая гимнастика о семье.

(Показ и объяснение приема лепки пирожка)

Вопросы детям во время лепки :

Из чего пекут пирожки?

А мука из чего получается?

Кто у вас в семье печет пирожки?

С какой начинкой вы любите пирожки?

Печь : - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите.

Ребята благодарят печь за помощь.

(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)

(Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

Дети : -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди , унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.

Яблоня (в записи) : Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их

(В корзине находим одно яблоко) .

Воспитатель : Яблоко - это фрукт или овощ?

Из чего может вырасти яблоня (Из семечка)

А где находиться у яблока семечко (Внутри яблока)

Задание :- Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)

Вопрос :- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода) .

А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки) .

Воспитатель : - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования) .

1. Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)

Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)

Вывод : яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)

2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?

С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое?

(Дети размещают карточки, обозначающие : руку и символы, обозначающие признаки : гладкий, твёрдый.)

3. Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)

Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)

(Дети размещают карточки : РОТ-ЛИМОН-КОНФЕТА---СОК.

(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)

Воспитатель : - Что изображено на картине? (Ручей)

В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?

(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)

Вывод : это – водоемы.

Часть 4- 2 минуты

Подходят к молочной реке – кисельные берега.

Воспитатель : -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать как найти дорогу).

Река (аудиозапись) -Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.

Дети : «В родной семье и каша слаще» .

«Семья в куче – не страшна и туча»

«Семья сильна – когда над ней крыша одна» .

«В дружной семье и в холод тепло»

«Жалей отца с матерью – других не найдёшь»

Река :- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.

(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)

Физминутка.

Часть 5 – 5 минут : Воспитатель :«Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)

Воспитатель :- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)

Воспитатель : Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.

Баба-Яга (выходит из избушки) : - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Воспитатель : Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.

Ребёнок : Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.

Баба-Яга : - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!

Воспитатель : Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы) .

Баба Яга : Семья, семья, а что такое семья?

Воспитатель предлагает детям объяснить Бабе Яге, что такое семья. Кто живёт в семье,как члены семьи относятся друг к другу (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья» ).

Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается) : Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет) .

Воспитатель : И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости) .

Баба Яга (радостно) : –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждУТ.

Воспитатель : Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка» )

Воспитатель : Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.

(Возвращаясь из сказки по той же дороге , с детьми подводим итог занятия .)

Воспитатель : Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?

Вернула бы она Ванечку?

Какое задание выполнили по просьбе Реки?

Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят Реку)

О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)

Чем мы помогли Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе , сначала помыв руки).

(Машенька благодарит детей за помощь) . Все радуются, что семья восстановилась.

Воспитатель : Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,

Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка и помашем ей рукой.