Классный час (6 класс) на тему: классный час «день матери. Классный час ко Дню матери «Главное слово в любом языке»

Тематический

классный час ко Дню матери «Всё о маме и всё для мамы!»

Цель: формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров

Задачи : способствовать формированию осознанного чувства уважения и любви к родителям, к маме; совершенствовать формы и приёмы взаимодействия между детским и родительским сообществами; развитие познавательных и творческих возможностей учащихся.

Предварительная подготовка :

1. Приглашение мам на праздник.

2. Подбор поэтических текстов

3. Подбор репродукций и музыкального сопровождения для презентационных материалов

4.Оформление фотовыставки «Наши мамы»

5. Звукозапись к слайд-шоу «Наши мамы»

Оборудование : мультимедийная установка

Эпиграф: «Будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

1. Вступление.

Всех женщин мы поздравляем обычно весной – 8 Марта. Но с 1998 года по указу Президента РФ Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. Мама – такое маленькое, но такое ёмкое слово! Как много оно вмещает в себя!

Какие слова - ассоциации возникают у вас при упоминании слова «мама»?

Мама – это:

1. Друг, помощник, советчик.

2. Ласковая, добрая, заботливая.

3. Любит, переживает, жалеет.

4. Маму надо любить!

2. Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери. Я приглашаю вас в Интернет-путешествие по музеям мира на встречу с прекрасным. (Под музыкальное сопровождение – презентация «Тема Матери в мировом изобразительном искусстве»? (Слайды)

- Кто назовёт имя самой известной Мамы? Мария – женщина, подарившая миру Спасителя. (Слайды с изображением Богородицы) – рассказ классного руководителя и ученицы:

- Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Здесь изображена прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках. Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу.

С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Материя – идеал материнства.

3. - И всё, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица – мать». Солдат в бою с врагом бился за детей, матерей, за Родину – мать! Сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за сыновей, ушедших на войну! (Слайды)– чтение двумя учениками стихотворения Р.Гамзатова «Мама»:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски – ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождём следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, - маме говорю я, -

Всё хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски – ласково «баба».

- Люди не уважают тех, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек. Стихотворение «По ночам звучит надрывный кашель...» (читает одна из приглашённых мам):

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз,

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так недолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Что приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

4. Дети – самое дорогое для матери. И счастлив тот, кто знает с детства материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием и заботой.

В книге писательницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо» есть слова: «Всё, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Вдумайтесь только: ми-ло-сер-ди-е, милое сердце, милые глаза. (Слайды с фотографиями мам).

Стихотворение М.Пляцковского «Мамины глаза» (читают ученики):

Дождинка упадёт на землю, как слеза.

И вдаль поманит утром нас дорога.

Нам вслед посмотрят ласково и строго.

Всё в жизни может быть – и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Мы в поисках мечты меняем адреса,

Нам дома письма редкие прощают.

А мамины глаза, а мамины глаза

Нас в детство по привычке возвращают.

И девочки становятся взрослее...

А мамины глаза, а мамины глаза

С годами всё добрее и светлее.

- На улице зима. Лежит снег. Морозно. А мы хотим, чтобы в вашей жизни и в вашем доме, дорогие мамы, было всегда тепло, спокойно и комфортно. Как много тепла и любви хранит ваше сердце!

Стихотворение «Люблю тебя, мама» (читает ученица):

Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю.

Наверно, за то, что

Дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг.

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Всю жизнь со мной

Родная мама.

В горе, в радости -

Всегда!

Ты родила меня, растила,

Образование дала.

Когда бывает очень грустно,

Ты успокоишь, подбодришь.

Когда мне весело,

Ты делишь со мною

Радость пополам.

Переживаешь ссоры наши.

Не спишь подолгу по ночам.

Тебе я благодарен буду

За то, что ты дала мне жизнь,

Мои терпела ты капризы,

А я тебя не понимал...

Как тяжело тебе, родная,

Переживать за всех за нас.

Спасибо, мамочка родная,

За всё, что делаешь для нас!

Бабушкины руки (читает учащийся)

- Когда я была совсем маленькой, в нашей семье случилась беда: не стало моей мамочки. И пригрела нас с братом моя дорогая бабушка, Любовь Михайловна, баба Люба. Я помню, как меня, совсем маленькую, бабуля укладывала спать. Мои глаза закрываются, а её тёплые руки гладят меня по волосам и заботливо поправляют одеяло. И столько в них было тепла и нежности!

Прошло время... И сейчас мне уже не нужны сказки на ночь – засыпаю я быстро, набегавшись за день. Но добрые бабушкины руки всегда рядом, всегда готовы утешить и подбодрить в трудные минуты, угостить и побаловать. Эти руки не знают усталости, они всегда найдут себе дело.

Я очень люблю свою бабушку и с удовольствием помогаю ей по мелочам: мне совсем не трудно сходить в магазин, выполоть грядки, помыть посуду. А её руки пусть пекут вкусные пироги, заваривают ароматный чай, со своими секретами, и поправляют на мне воротничок. Мелочи, но такие приятные и важные!

Пусть они всегда будут рядом – тёплые, добрые и родные бабушкины руки!

С добрым утром, мамочка! (читает учащийся)

Утром просыпаюсь,

К маме подхожу.

С добрым утром, мамочка! –

Я ей говорю.

Крепко обнимаю

И смотрю в глаза –

Нежными руками

Обняла меня.

Самый дорогой.

Не спутаешь ни с кем его –

Он с детства мне родной!

5. Под Новый год добрый Дедушка Мороз послушным, трудолюбивым детишкам раздаёт подарки из своего волшебного бездонного мешка. Мы же вместе с нашей любовью и словами благодарности дарим вам, дорогие наши мамы, целый мешок добрых дел. («Перекличка» добрых дел. Дети поочерёдно кладут в мешок «Добрых дел» подготовленные заранее записки с названием своего доброго дела:

*успехи в учёбе

*спортивные победы

*достижения в творчестве (сочинители, художники, певцы и т.д.)

А на прощание всем ребятам, большим и маленьким, мы говорим:

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот!

Литература:

1. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа (Е.Н.Степанов, М.А.Александрова). Москва, 2005

2.Нестандартные модели детского досуга (Е.А.Смолина). Волгоград, 2001


МУНИЦЫПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШИШКИНСКАЯ СОШ

Классный час на тему:

«Мамины глаза.»

Подготовила и провела: кл. руководитель

8 класса Карелин М. А.

2017-2018уч год.

Классный час на тему «Мамины глаза»

Описание: Классный час по нравственному воспитанию для обучающихся 8-9 классов. Этот материал может быть использован при подготовке внеклассного часа, посвящённого теме материнства, а также при проведении таких календарных праздников, как 8 Марта и День Матери.
Цель: Формирование ценностного отношения к матери, человеку, подарившему тебе жизнь.
Подготовительная работа. За день – два попросить детей на четвертинке обычного листа бумаги на одной стороне написать вопрос № 1: «Когда ваши глаза бывают грустными?», на другой № 2: «Когда ваши глаза бывают счастливыми?» Листочки в конвертах отнести мамам, утром вернуть классному руководителю.

Ход классного часа:
Вступительное слово:
Валя Ее глаза, еще с рождения,
Я не забуду никогда,
Слеза, улыбка, пробуждение,
И мамы нежная рука,
Расту, ищу в глазах спасения,
И помощь будет как всегда,
В ее глазах я отражение
Всегда поможет, скажет да,
Руки твои уже уставшие
По стариковски седина,
Глаза твои много видавшие,
Все так же смотрят на меня...
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на классном часе, на котором мы будем говорить о самом близком для нас человеке – маме.
Мама, мамочка... Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем человека самого дорогого и единственного. Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите мамин голос. Мамин голос – звонкий, как говорливый весенний ручеек.
Ее руки – как солнечные лучики, которые прикоснутся до вашей щечки, и вам становится тепло и приятно.
А какие глаза ….

Учитель: Ребята, а давайте заглянем в мамины глаза. Ведь по глазам можно узнать настроение человека, его самочувствие, отношение к тому, что он видит и слышит. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, очи грозные, потому что в них и через них исходит правда, а ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок.
Давайте задумаемся над вопросом: Когда у мамы глаза бывают грустными?
Работа в микрогруппах.
учитель читает мамины листочки № 1 и просит детей отметить то, что они не назвали и о чём мама грустит.
Учитель: А теперь давайте задумаемся над вопросом: Когда глаза у мамы бывают счастливыми?
дети работают в микрогруппах, затем проговаривают в группе.
учитель читает мамины листочки № 2.
Учитель: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе снами, сопровождая всю жизнь.
Учитель: Ребята, а вы пробовали когда-нибудь описать свою маму? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «Мама»?
Словарная работа
1. Работа в микрогруппах. Составление словарной статьи к слову «мама».
Дети: МАМА – душа семьи, Дома.
- сама Благодарность;
- кладезь мудрости и терпения;
- организатор доброй погоды в доме;
- хранительница семейного очага;
- ласковое солнышко для детей и мужа;
- спутница в радости и горести дитя и супруга
Учитель: Очень много крылатых слов о матери, высказываний и афоризмов у выдающихся людей о матери. Вот послушайте, как говорили о маме известные люди.
Обращение к авторитетному мнению.
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.
Бальзак Оноре де (1799 – 1850)
Счастлива та, кто гордится своим титулом матери, смотрит на своих детей, как на самое лучшее своё украшение.
А.Ф.Романова (1872 – 1918)

Учитель: А теперь я предлагаю послушать одну притчу.
Работа с источником. Чтение притчи.

Заур:
Притча о матери, у которой не было глаза.
Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу, такой как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я как мог, скрывал ее от друзей.
Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. Ну, или мне так казалось. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.
Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.
Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.
Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю, как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая.
Но все-таки вскрыл. «Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

Задания для обсуждения:
Учитель: О чём эта притча? Что важного для себя вы извлекли из этой притчи?
Ответы детей.
Учитель: Многие из нас, глядя в глаза своей маме, не всегда могут выразить слова любви, благодарности и уважения. Иногда нам легче взять ручку, бумагу и передать свои чувства с помощью слов.
Я предлагаю вам взять бумажные сердечки и на одной стороне написать слова любви и нежности своим мамам, а на другой попросить прощения за поступок, которым вы обидели свою маму или огорчили ее.
После классного часа, когда вы придёте домой, вручите эти сердечки, обняв и поцеловав своих мам.
Учитель: Мать…. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать – моя мать», ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы и на всех окружающих, зло погибло бы под чистым, могущественным лучом солнца, Вы все знаете слова из песни: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые бы оказались бы сильнее самой смерти.
Учитель: И в конце, я хочу пожелать вам, ребята, думайте больше о ваших матерях, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока. Каждая мама мечтает, чтобы, вы были хорошими людьми. И пусть на глазах у ваших мам выступали только слезы радости за вас. И закончить наш разговор мне бы хотелось стихотворением Р.Гамзатова

Лера «Берегите матерей».
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Оберегает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвётся к звёздам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит -души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет,-
Встаньте люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.
Слово это- зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Учитель: Спасибо за внимание!

Цель: воспитывать любовь, милосердие к маме.

Оборудование: заранее подготовленные газета с поздравлениями, открытки с пожеланиями маме.

Ход классного часа

Классный руководитель . Сегодня у нас необычный классный час. Этот праздничный вечер должен стать гимном женщине - матери, сестре, подруге.

Будем вечно прославлять ту женщину,

Чье имя - мать!

Слова «мама, мать» - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Со словом «мама» мы связываем самые лучшие, самые добрые и светлые чувства. Мама для нас всегда - самый дорогой и близкий человек.

Именно поэтому новый праздник России является одним из самых значимых. Официально День матери был введен Указом Президента в 1998 году.

Благодарные дочери и сыновья обязательно своим матерям чуть больше, чем обычно, душевного тепла и внимания, они приезжают к ним в гости, не забывая о подарках, устраивают для них праздники.

От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме

Н. Соконская

Что значит «потолкуем»?

(Толковать - понятно говорить, обсуждать, что-то понять.)

Все высказывания учитель записывает на доске.

Задание . В словосочетании «потолкуем о маме» замените слово «потолкуем».

(Дети называют словосочетания: поговорим о маме, что- то поймем о маме, побеседуем о маме.)

Задание. Подберите родственные слова к слову «потолкуем».

(Дети называют слова: толковый, толк, толкаться, толкотня, толкушка.)

Классный руководитель . Проверим значение слова по «толковому словарю».

(Толковать - давать чему-нибудь, кому-нибудь объяснение, определение, разъяснять, заставлять понять что-нибудь, разговаривать, беседовать, обсуждать.)

Как вы думаете, какой цвет лучше всего символизирует маму?

(Каждый ребенок высказывает свое мнение по этому вопросу.)

Мама... Что обозначает это слово? Растолкуйте его смысл. (Любимый, добрый, ласковый человек.)

Проверим по «толковому словарю».

(Мама — женщина по отношению к своим детям.)

Какое отношение должно быть у мамы к детям?

(Ласковое, доброе.)

Классный руководитель. В каждом из нас есть маленькое солнце. И солнце это - доброта. А в маме ее больше всего. Любовь и помощь согревают, как солнце. Давайте вспомним пословицы о маме:

При солнышке тепло - при матери добро.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать праведна - ограда каменна.

Выберите слова-сравнения из пословиц.

Классный руководитель. Наши девочки тоже будущие мамы. Послушайте, как они представляют то время, когда станут взрослыми.

Ученицы читают стихотворение.

Когда я буду взрослой,

Я буду очень грозной.

И спросят мои детки:

«Нельзя ли погулять?»

«А час какой? Девятый?

Пожалуй, поздновато,

А ну, скажу, ребята,

Сейчас же марш в кровать!»

Когда я буду взрослой,

Я буду очень грозной.

И спросят мои детки:

«Нельзя ли поиграть?»

Скажу: «Весь день играли?

Коробку поломали?

Катушку потеряли?

Сейчас же марш в кровать!»

А. Ярославцева

Классный руководитель . У каждого из вас, ребята, на парте лежит лист бумаги с изображением ладони маминой руки. Запишите на ладони самую горькую обиду, которую вы нанесли своей маме.

Положите свои ладони на ладонь мамы и обведите свою руку. Вспомните, вы не обижали свою маму?

Возьмите лист чистой бумаги и заклейте обиду для мамы. На наклеенном месте бумаги напишите слова, благодаря которым мама простит вас.

Викторина

Классный руководитель . А сейчас давайте проверим, помните ли вы сказки? Только имейте в виду: вопросы будут заданы в необычной форме...

В какой сказке говорят о коварстве красивой женщины, об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий? (В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, одно из которых было в красном головном уборе? («Красная Шапочка».)

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню,

За это тебя я, родная, люблю.

За небо, за ветер, за воздух вокруг

Люблю тебя, мама,

Ты - лучший мой друг!

Классный руководитель . Все наши мамы в любое время года любят цветы. Давайте составим для них букет, для этого поиграем в игру «Узнай цветок». На листе нарисован вазон, наполним его цветами-«отгадками».

Учащиеся отгадывают названия цветов и рисуют их, «помещая» в вазу.

Этот цветок похож на перевернутый головной убор. Именуют его «лала, лола». Какое же настоящее название у этого цветка? (Тюльпан.)

Этот цветок называется сестрой милосердия, его народное название Иван-цвет, белоголовник. Этот цветок считается национальным символом России. (Ромашка.)

В народе этот цветок называется бобыльником, переполохом, звоновой травой. По одной из причин хлеборобы не очень жалуют этот цветок. (Василек.)

В народе этот цветок называется девичьей красой, горожанкой. А еще говорят, что природа дарит силу и яркость тем, кто не боится жизненных невзгод. (Гвоздика.)

Цветок солнца - так называют его. В Россию он попал из Голландии. Долгие годы люди ходили вокруг заморского гостя, пытаясь разобраться, что это за растение. (Подсолнух.)

Классный руководитель. Давайте этот букет мы подарим всем нашим мамам.

Народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина». «Родина-мать», - говорят люди, и в этом определении - самое святое, что есть на Земле.

Или другое, не менее святое слово, имя которому - солдатская мать!

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя,

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет.

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слезы -

То слезы бедных матерей.

Н. А. Некрасов

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках!

Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте женщин плакать!

Ф. Алиева

Мира, добра, здоровья всем мамам на этой планете.

Методическая разработка классного часа ко Дню Матери в 6 классе

Тема: «О, мама, имя золотое!»

Цель: формирование нравственных ценностей семейного воспитания.

Задачи:

Способствовать формированию осознанного чувства уважения к родителям, маме, бабушке;

Развивать познавательные и творческие способности обучающихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с буквами алфавита.

Ход мероприятия.

Учащиеся

Оборудование

    Введение в ситуацию общения

За день до рождения ребёнок спросил у Бога: «Как я буду жить в этом мире, ведь я совсем мал и беззащитен?»

Бог ответил: «Я подарю тебе Ангела, который будет оберегать тебя, заботиться о тебе».

«Но как я узнаю его?» - «Твой Ангел сам найдёт тебя»

«Но я не знаю его языка» - «Твой Ангел будет учить тебя своему языку».

«Но я не знаю его имени» - «Неважно, как его зовут, ты будешь называть его МАМА».

На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно:

И нет дороже, чем оно.

Первое слово, которое учится произносить человек, обращено к той, которая подарила ему эту жизнь. Это слово – одно из самых древних на Земле и звучит оно почти одинаково на всех языках. Это говорит о том, что люди издревле почитают и преклоняются перед образом матери. Любовь к матери заложена в человеке самой природой и живёт в нём до конца его дней.

2. Раскрытие темы.

Историческая справка

Сегодня в преддверии Дня матери наша беседа посвящается им – самым любимым, родным, единственным – нашим мамам. Обратимся к истории праздника.

    С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось так называемое «Материнское воскресенье»

    В США День матери

    В 1914 году президент США Вудре Вильсон объявил второе воскресенье мая

    В России День матери

Образ матери в искусстве.


Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках.

Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери.

Внимательно вглядитесь в репродукцию картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Здесь изображена прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках. Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

И всё, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери.

    Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица – мать».

    Солдат в бою с врагом бился за детей, матерей, за Родину – мать!

От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добра не занимать!

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.

Обсуждение.

Мама – какое короткое, но ёмкое слово, сколько любви, доброты и силы заключается в нём. А какие ассоциации связаны у вас со словом «мама»?

Отвечают.

Игра «АЛФАВИТ».

    А сейчас я предлагаю вам поиграть.

    Сколько добрых, нежных слов, пусть они чаще звучат в вашей семье, пусть их слышит весь мир и становится от них добрее!

Учащиеся получают карточки с буквами алфавита (по одной букве), задание: придумать прилагательные к слову «мама», начинающиеся на эту букву.

Стих для бабушки

В этот праздник мы поздравляем и наших бабушек, потому что они – мамы вдвойне.

С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем!
Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду -

Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать -
Будет бабушка мне хлопать,
Ну, а я - кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь,
Слез не лью, а улыбаюсь -
С ней большие мы друзья,
Потому что мы - СЕМЬЯ!

Как вы думаете, легко ли быть мамами? Почему?

Отвечают.

«Профессия моей мамы»

У многих из вас мамы работают и их профессии очень важны.

Рассказ о профессии мамы.

«Мамины руки»

Несмотря на свою занятость и множество забот, многие мамы находят время для своих увлечений.

Рассказывают о маминых увлечениях.

3. Подведение итогов беседы .

Рефлексия.

Ребята, подводя итог нашей беседе, помогите, пожалуйста, закончить предложения:

    Я знаю, что моя мама ….

    Для мамы я всегда …

    Моя мама радуется, когда …

    Моя мама огорчается, когда ….

    Мне бы очень хотелось, чтобы мама ….

Все на свете метится следами,
Сколько бы ни вышагать путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.

На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово «мама»

И нет дороже, чем оно.

Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Внимательно вглядитесь в репродукцию картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Здесь изображена прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках. Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках.

    Во многих странах мира отмечают этот праздник, но в разное время, и в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День Матери поздравляют только матерей и беременных женщин.

    С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» - четвёртое воскресенье Великого поста.

    В США День матери впервые публично был поддержан известной американской пацифисткой Джулией Уорд Хоув в 1872 году.

    В 1914 году президент США Вудре Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей.

    Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны (в их числе: Бахрейн, Гонконг, Индия, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Австралия, Украина ), а ещё более 30 стран отмечают праздник в другие дни.

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. В этом году этот праздник приходится на 25 ноября.

    Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица – мать».

    Солдат в бою с врагом бился за детей, матерей, за Родину – мать!

Сколько пережили матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за сыновей, ушедших на войну!

От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добра не занимать!
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.

С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем!
Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду -
Правда, правда! Врать не буду!
Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать -
Будет бабушка мне хлопать,
Ну, а я - кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь,
Слез не лью, а улыбаюсь -
С ней большие мы друзья,
Потому что мы - СЕМЬЯ!

А

Е

Л

Р

Х

Б

Ж

М

С

Ч

В

З

Н

Т

Ш

Г

И

О

У

Э

Д

К

П

Ф

Я

Классный час «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках…»

(Сценарий вечера для учащихся средних и старших классов)
Оформление: Сцена украшена воздушными шарами, высказываниями о матери. Для музыкального оформления понадобятся аудиозаписи «Песни мамонтёнка» В. Шаинского и пьесы А. Вивальди «Весна». В программу вечера предлагаем включить демонстрацию фрагмента фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате».
Действующие лица:
Ведущие: (1) и (2)
Чтецы: (1) - (10)
Ученик
Пояснительная записка: 28 ноября наша страна отмечает день матери. Я считаю этот праздник великим. «Что может быть на свете священнее имени матери! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.»
В. Коротаев.
Этот материал посвящён значению матерей в жизни людей. Есть стихи о матерях и о том, что их надо беречь. Подобраны соответствующие изображения. Используется «Сказка о Гусыне» и старинная горская легенда писателя Анатолия Маркуша. Эти произведения учат любить и беречь матерей. Использую в материале письма матерям времён Великой Отечественной войны. Звучат хорошие стихи Расула Гамзатова, В. Гина, А. Коваленкова. Этот сценарий можно использовать для средних и старших классов. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение.
Цель: продолжение формирования представления учащихся о любви к матери и значении этой любви;
Задачи: рассказать о любви к матери, как к самому близкому человеку на земле;
воспитывать у учащихся любовь к матерям;
быть любящими сыновьями и дочерями;
учить выразительно читать стихи о матери.
Участники праздника входят в зал под аудиозапись «Песни мамонтёнка» из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
Ведущий (1) : Указом президента Российской Федерации от 30 января 1998 года установлено, что в последнее воскресенье ноября в стране будет отмечаться день матери. Те, кто придумал этот праздник – Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной думы, Президентская комиссия по делам женщин, семьи, женские общественные организации, - надеялись обратить таким образом внимание руководства страны на проблему материнства, побудить выделить дополнительные средства нуждающимся семьям.


Ведущий (2): Зоя Воскресенская – русская писательница говорила так: «Самое прекрасное слово на земле – мама . Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.» Прекрасные слова, не правда ли?
Ведущий (1): Этот праздник нужен для того, чтобы снова и снова говорить самые тёплые слова о маме.
Чтец (1):

От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас,
С нею всё сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её
И за то, что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
(И. Саксонская. Разговор о маме.)
Ведущий (2):
Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на её груди. Нет любви сильнее материнской, нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бесконечных бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.



«Если в сердце сыновьем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.
(Звучит аудиозапись песни «Весна» А. Вивальди. На фоне музыки Ведущий (1) читает «Сказку о Гусыне».)
Ведущий (1):
«В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы…



Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя.


Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались первые градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…


Гусята слышали, как будто бы откуда – то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что –то страшное, а они в тепле и уюте.


Потом всё стихло. Гусятам хотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала своих крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что, если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята всё это увидели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» . И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?». Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сын». Жёлтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива…»


Чтец (2): Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Всё, что порой лишь снится вам,
Навеки приютилось там.
То – сердце матери! Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей…
Б. Фёдоров «Есть светлый на земле приют…»
Ведущий (1): Очень важно в жизни научиться жалеть, оберегать сердце матери, потому что оно неисчерпаемо и бесконечно в своей любви.


Учитель: Я хочу рассказать старинную горскую легенду, услышанную писателем Анатолием Маркушей в далёком грузинском селении.
Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем.
Писатель – Анатолий Маркович Маркуша



И почему он стал таким, никто не смог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его…
И случилось так, что после долгого отсутствия негодный сын заявился домой и стал безобразничать и обижать свою мать. В своих бесчинствах он зашёл так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько добра сделала для него мать и сколько нанесённых ей обид простила.


Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьёт мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли. Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках…
Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом: « Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
Чтец (3):
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь…
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной,
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей,
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
В. Гин. «Не обижайте матерей…»


Ведущий (2): Гражданин, воин, мужественный и несгибаемый человек, готовый сложить голову за свои убеждения, начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и Родине.
Чтец (4):
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой…
Н. Некрасов. «Поэт и гражданин…»
Ведущий (1): Любовь к Родине – естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться к своей Родине как к родной матери. Посмотрите, как близки эти слова: «Родина», «родить», «родиться», «родители», «родник».



Человек любит маму, потому что она его мама. Красива ли она, богата или бедна – не имеет никакого значения.
А за что человек любит свою Родину?
Ученик: Я люблю свою Родину за то, что это моя Родина. Здесь я родился. Здесь родились мои прадеды, деды, родители. Здесь живут все близкие и дорогие мне люди. Здесь я научился говорить, писать, читать, считать. Здесь я встречу свою любовь, создам семью, буду воспитывать детей.
Это страна, история которой не может оставить меня равнодушным. Поколения моих предков героически защищали независимость Родины в схватках с жестокими врагами. Я чту их память, хочу быть похожим на них. Я сделаю всё, чтобы помочь ей стать благополучной и сильной. Язык, на котором я говорю, - это язык моей Родины, самый красивый, понятный, любимый.
Мне нравится, что на земле моей Родины живут сотни разных народов, которых объединило чувство принадлежности к родной земле.
Ведущий (2: От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира.
Патриотизм советских людей проявил свою мощь в годы Великой отечественной войны. В опасности оказалась Родина, и миллионы патриотов встали на её защиту. И миллионы матерей провожали своих сыновей на войну.
(Демонстрируется фрагмент из художественного фильма Г. Чухрая «Баллада о солдате»)



Ведущий (2): Бойцы в дни тяжёлых испытаний войны не забывали своих матерей.


Чтец (5): Письмо Оксаны Ромодановской родным.
«1 октября 1943 года».
Добрый день, дорогая мама!
Наконец – то получила от тебя письмо. Рада, что дома всё в порядке, что ты здорова. Обо мне не беспокойся. По сообщениям Совинформбюро знаешь обстановку: нашими войсками освобождён Орёл и сотни деревень – здесь - то я и нахожусь; теперь спокойно могу сказать, что была на фронте, что всего увидела.
Вот и всё, что я хотела написать в этом письме. Береги себя, родная моя мамочка. Пиши мне чаще. Я только и думаю, как ты там живёшь.
Целую тебя крепко, Оксана».
Чтец (8): Письмо командира танковой роты гвардии старшего лейтенанта А.П. Долгова.
«1 мая 1945 года.
Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой – трудно представить.
Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня всё хорошо. Дело простое, солдатское – воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Когда окончится война и мы соберёмся все вместе, я расскажу тебе о себе много – много, как я здесь жил, как мы воевали.
Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнёт думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами.
Целую. Саша».
Чтец (9):
Подрастал у матери сынок,
Словно тополь строен и высок.
В мать красой, а силою в отца,
Словно неба синь его глаза.
И от счастья улыбалась мать,
И хотелось матери мечтать…

«Будет в небе соколом летать,
Буду внуков на руках качать.
Будет жить»…Да только грянул гром-
Принесли повестку в отчий дом…
И ушёл в огонь войны и дым
Сын её родной, любимый сын…

И склонилась на колени мать-
Молит бога сыну силы дать,
Молит бога возвратить домой,
Молит бога, чтобы был живой.

Сквозь огонь и грохот канонад
Шёл в атаку молодой солдат.
Всё в крови, всё в порохе, в пыли
На прорыв из окруженья шли.

В схватке яростно сражался сын
Лишь молитвой матери храним:

«Господи всемогущий, убереги сына моего
От врага лютого, от раны глубокой,
От смерти безвременной спаси и сохрани,
Спаси и сохрани!»

Сын, в атаку поднимая взвод,
Вдруг услышал, будто мать зовёт…
Боль на вылет через грудь прошла,
Нет… Молитва не уберегла…

Всё изменится, но только мать
Безутешно будет сына ждать.
Только где искать сыночка след,
Столько лет прошло, его всё нет.
Ночью в комнате свеча горит,
На коленях мать опять стоит,
Молит бога за сирот и вдов,
И за всех живых… Чужих сынов.

«Господи всемилостивый, убереги детей наших,
Спаси и сохрани… Спаси и сохрани!»
(автор Каргальская Н.К соавтор Барбье С.А.)



Чтец (9):
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу,
Не близок путь, далёк знакомый край,
Но я вернусь к знакомому порогу.
По – прежнему любовь моя с тобой,
С тобою Родина, ты не одна Родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.
На голос твой я сердцем отзовусь
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь,
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
А. Коваленков «Ты обо мне в слезах не вспоминай…»