Как повысить самооценку девочке 14 лет. Поднять самооценку подростку — рекомендации для родителей. Как и когда формируется самооценка в детском возрасте

Переходный возраст – важный период формирования личности ребёнка, в который он учится объективно оценивать свои силы. Родители и другие взрослые, окружающие его в это время, могут оказать немалое влияние на ребёнка: повысить самооценку подростку или же поспособствовать формированию у него ряда комплексов.

Сайт «Красивая и Успешная» сегодня познакомит своих читательниц с рекомендациями педагогов и психологов, касающимися помощи подросткам в формировании правильной оценки своих сил.

Влияние родителей на формирование самооценки подростка

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

  • Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
  • В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
  • В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
  • Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
  • Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
  • Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
  • Сайт сайт выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.


Как повысить самооценку подростку девочке

Даже очень симпатичные после 11 лет начинают сомневаться в своей привлекательности, а уж если период гормонального всплеска сопровождается проблемами с кожей и волосами, самооценка у юных представительниц прекрасной половины падает очень низко. Они тяжело страдают из-за любого дефекта внешности.

Чтобы повысить самооценку подростку-девочке, мама и папа должны приложить некоторые усилия.

  • Если у девочки действительно есть дефекты внешности, нужно помочь ей их скорректировать или устранить. Например, в наше время вполне реально вылечить неправильный прикус или устранить проблемы с кожей.
  • Маме не стоит запрещать девочке пользоваться декоративной косметикой. Наоборот, она должна помочь дочери купить подходящую помаду, тушь, косметические карандаши и т. д.
  • Как повысить самооценку дочери-подростку, должен знать любой отец. Ведь именно от искренности его комплиментов будет зависеть отношение девочки к своей внешности. Папа, который называет дочь красавицей и принцессой, вкладывает настоящую жемчужину уверенности в себе прямо в её доверчивое сердце.

Существует также ряд общих психологических рекомендаций о том, как обрести уверенность в своих возможностях, с которыми не лишним будет познакомить подростков, страдающих от комплекса неполноценности.

Как помочь подростку повысить самооценку

Жизненный опыт показывает, что стать уверенным в себе может любой, даже очень застенчивый человек. Главное, чтобы он действительно этого захотел.

Поднять самооценку помогут следующие психологические приёмы:

  1. Аффирмации, или утверждения, вроде «я люблю себя таким, какой я есть» или «я заслуживаю уважения других людей». Такую аффирмацию можно распечатать крупным шрифтом и поместить на стене в своей комнате или же написать на небольшом листке бумаги и положить в кошелёк. Каждый раз перед сном и сразу после пробуждения аффирмацию нужно несколько раз повторить вслух.
  2. Общение с позитивными людьми. Чтобы повысить свою самооценку, подростку нужно чаще встречаться с друзьями, которые действительно его ценят и умеют оптимистично воспринимать окружающую действительность. А вот высокомерных, эгоистичных людей лучше по возможности держать на дистанции от себя.
  3. Занятие по душе. Психологи давно доказали: любимое дело спасает практически от любых жизненных невзгод. Интересное хобби также считается одним из самых лучших способов обретения уверенности в себе.
  4. Повысить самооценку застенчивым подросткам поможет также участие в благотворительных акциях, помощь другим людям.
  5. Умение правильно принимать похвалу и комплименты – тоже важный момент для формирования самооценки. В ответ на добрые слова следует кратко отвечать вежливым «спасибо». Не нужно умалять своих достоинств.
  6. Вызов своим страхам. Психологи утверждают, что любые страхи нужно преодолевать. Подростки испытывают множество страхов, но больше всего они боятся выглядеть смешными, нелепыми, непривлекательными. Чтобы помочь подростку повысить самооценку, нужно показать ему, что быть смешным – не так уж и страшно. Для этого можно предложить мальчику или девочке поучаствовать в весёлом спектакле в каком-нибудь смешном костюме. Игровая модель ситуации, вызывающей страх, поможет подготовиться к похожим обстоятельствам в жизни.

Родители должны понимать, что застенчивость многих – вовсе не особенность их возраста. Она присуща лишь детям с заниженной самооценкой, которые очень нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Если не помочь такому подростку повысить самооценку, детские комплексы могут перейти в его взрослую жизнь и стать серьёзным препятствием на пути к успехам.

Копирование этой статьи запрещено!

Что позволит вам преуспеть в будущем.

Шаги

Создайте повод для гордости

    Сосредоточьтесь на опыте, а не на внешнем виде. Самооценка не должна базироваться только на внешности. Наши внешние данные меняются быстро и на них могут негативно сказаться множество вещей, а каноны красоты слишком изменчивы. Найдите, более стабильный повод для гордости: ваш опыт и достижения, которые у вас нельзя отнять.

    Обеспечьте возможности для своих свершений. Совершайте поступки, которыми вы будете гордиться. Это правило объективно для любого возраста. Если вы видите кого-то, кто по-вашему мнению совершает поступки, которые вы хотите повторить - сделайте это. В мире множество вещей, которыми можно заняться, поэтому выбирайте, то, что вы считаете стоящим и важным. Это лучше всего поднимет вам самооценку.

    • Научитесь играть на музыкальном инструменте. Выберите инструмент на котором вы всегда хотели научиться играть. Это даст вам уверенность в том, что вы смогли достичь чего-то, а также ощущение счастья. Да, это требует времени и усилий, но музыкальные уроки легко найти в центрах развития, школах или у частных преподавателей.
    • Путешествуйте. Путешествуйте и смотрите на то, что интересно для вас. Путешествие не должно быть дорогим. Можно сэкономить деньги, останавливаясь в хостелах, путешествуя в поездах или отслеживая скидки на перелеты на самолетах. Прекрасные места находятся рядом и их можно изучить бесплатно. Путешествия прибавят вам уверенности, а также немало прекрасных впечатлений, о которых можно будет рассказать своим друзьям.
    • Изучайте искусство или занимайтесь спортом. Чем из этого вы займетесь, будет в основном зависеть от того, интересно вам физическое или умственное развитие. И то, и другое, однако, потребует много времени. Вы можете брать уроки, но лучше всего вы научитесь, если будете либо практиковаться сами, либо если будете заниматься вместе с другими людьми. Занятия искусством или спортом помогут вам научиться свободно общаться и знакомиться с новыми людьми. Поскольку, заниматься такой деятельностью намного интереснее с другими, чем самому.
    • По возможности, старайтесь достичь успехов в учебе. Получайте лучшие оценки, возьмите курсы при высших учебных заведениях и прилагайте все усилия на внеклассных занятиях. Это не только позволит вам почувствовать себя более уверено, но и поможет позднее в жизни. У вас будет больше возможностей зарабатывать в жизни и у вас появится возможность получить работу, которая будет вас удовлетворять, если вы будете стараться и пойдете учиться после школы дальше.
  1. Берите на себя ответственность. Брать на себя ответственность - прекрасный способ повысить самооценку и уверенность в себе. Делая важные вещи, вы не только убедите себя, что вы можете справиться со многим, а также получите доказательство того, что вы можете позитивно влиять на мир.

Развивайте индивидуальность

    Не живите для того, чтобы радовать окружающих. Ваша жизнь - только ваша жизнь. Вам следует жить своей жизнью и делать вещи, которые делают счастливыми вас, а не кого-либо еще. Выражение, что вы не можете нравится всем - абсолютно правильное. Поэтому не пытайтесь нравиться всем одновременно. Самое лучшее, что вы можете сделать - это сделать счастливым себя и попытаться жить так, как вы считаете нужным.

    • Самое главное, что чувство собственного достоинства вы сможете развить, когда вы прекратите пытаться угодить «популярным» людям и начнете жить для себя. Если радовать себя означает для вас дружить со многими людьми, то делайте вещи, которые заставят людей дружить с вами. А именно: совершайте хорошие поступки и будьте замечательным человеком. Не пытайтесь завести друзей, надев правильную одежду или нарываясь на неприятности. Люди, которые проводят время с вами лишь из-за этого, на самом деле не ваши друзья и в конечном итоге это только повредит вам в будущем.
  1. Выработайте чувство стиля. Будьте собой, не будьте никем другим. Вместо того, чтобы слепо следовать моде и натягивать вещи популярных производителей - выработайте свой уникальный стиль. Это выделит вас из толпы и придаст уверенности - вы будете уникальным и неповторимым. Убедитесь, что вы выражаете самого себя через этот стиль.

    • Черпать вдохновение можно из таких стилей: мода 1920-40-х годов, панк 1980-х годов, японская уличная мода или гранж начала 1990-х. Любой стиль или образ, который говорит вам: «это здорово»!
  2. Изучите свои пристрастия. Поймите кто вы и что делает вас счастливым (ой), исследуя важные или интересные для вас вещи. Вы считаете, что паркур - это круто? Сделайте это! Вы всегда хотели научиться танцевать? Сделайте это! Единственный, кто мешает вам заняться тем, что вы хотите - это вы сами.

    • Во многих школах есть кружки, которые дают вам возможность попробовать заняться новым видом спорта, играми или искусством. Часто при колледжах или высших учебных заведениях есть занятия, где подростки могут поучаствовать. Иногда просто так, иногда за символическую оплату.
  3. Найдите людей, которые поймут вас. Лучший способ победить трудности жизни - хорошие друзья. Хорошие друзья напомнят вам, какой вы веселый и прекрасный человек на самом деле. Чтобы поднять свою самооценку - найдите друзей, которые понимают вас и любят вас таким, какой вы есть.

    Умейте быть напористым. Не позволяйте людям помыкать вами. Не уступайте желаниям окружающих вас. Это хорошо, что вы пытаетесь делать людей счастливыми, хорошо, что вы не эгоцентричны, но вам нужно уметь концентрироваться на себе и быть собой. Умение быть напористым, защищать то, что важно для вас, добавит вам самоуверенности и поднимет самооценку.

    • Если вы разговаривайте с друзьями или одноклассниками - не бойтесь выразить ваше мнение. Просите вещи, которые вам необходимы. Говорите «нет», когда это необходимо. И самое важное: не чувствуете себя виноватым (ой) когда делаете эти вещи!
  4. Следите за личной гигиеной. Одна вещь, которую вам необходимо делать для построения своей самооценки - это следить за личной гигиеной. Поддерживая личную гигиену, вы приучитесь заботиться о себе. Чтобы заботиться о себе, вам необходимо следить за личной гигиеной. Мойте волосы и кожу регулярно. Чистите зубы и расчесывайте волосы. Используйте дезодорант. Мойте руки. Это позволят вам быть более уверенным в своем теле.

    • Если у вашей семьи сейчас трудные временами и нет денег на покупку предметов личной гигиены - существует масса других возможностей, например, получить их в благотворительных организациях. Если такие организации не предоставляют предметы личной гигиены, то могут подсказать куда можно обратиться.
  5. Носите чистую, аккуратную одежду. Ухаживайте за одеждой. Стирайте ее, когда она грязная, аккуратно складывайте, что бы она не помялась. Не носите порванную одежду и одежду с дырками. Старайтесь удалять пятна с одежды, если их не возможно удалить - избавьтесь от такой одежды. Носите одежду, подходящую вам по размеру, а не слишком тесную или мешковатую.

    • Если у вас есть проблемы с приобретением новой одежды, вы можете получить одежду бесплатно в церкви или различных благотворительных центрах. Магазины поношенной одежды «секонд хенд» продают одежду по цене намного ниже, чем обычные магазины. Если вы переживаете, что все что вы сможете найти - это только старомодная одежда, то ищите «секонд хенд» в больших городах и в хороших районах городов. Это повысит ваш шанс найти практически новую одежду и точно хорошую, чтобы носить ее многие годы.

Высыпайтесь. Подростковые годы - это годы становления, и многие подростки страдают от дефицита сна. Вы можете думать, что это хорошо экономить на сне, но эта практика на самом деле имеет серьезное влияние на ваше здоровье. Ученые установили, что плохой или недостаточный сон сопровождается снижением оптимизма и самооценки. Так, что если вы хотите легко увеличить вашу самооценку - старайтесь спать минимум 7 - 8 часов в сутки.

Уберите негатив

  1. Избегайте негативных людей. Не проводите время с кем-то, кто все время негативен. Из-за этого вы будете думать плохо о себе и о мире вокруг. А вы же не хотите этого! Вместо этого проводите время с людьми, которые понимают, что иногда жизнь трудна или, что иногда люди совершают ошибки, но жизнь все равно прекрасна, и мы должны быть благодарны за то, что имеем, а не тянуться к стандартам, которых невозможно достичь.

    • Если у вас есть близкий друг или подруга, который ведет себя таким образом - попытайтесь помочь ему или ей поменяться. Если он или она будут продолжать вести себя таким образом, попытайтесь проводить меньше времени с ним или с ней. Тяжело находится рядом с негативным человеком, такие люди несчастны и не помогут вам в позитивном отношении к себе и в своей жизни.
    • Если вы понимаете, что ведете себя таким образом - остановитесь. Вы не хотите быть таким человеком. Если в вашей жизни есть плохие, негативные вещи - измените их. Не жалуйтесь и сконцентрируйтесь на плохих вещах… сделайте такие плохие вещи хорошими.
  2. Сконцентрируйтесь на достижениях, а не на неудачах. Не проводите время в сожалениях о том, что вы сделали неправильно и в чем вас постигли неудачи. Учитесь на своих ошибках и идите дальше. Фокусируйтесь на вещах в которых вы преуспели. Вспомните все хорошее, что вы сделали. Это поможет вам вспомнить, что вы делаете правильные вещи и можете достичь многого, если вы действительно постараетесь сделать это.

    • Составьте список вещей, которыми вы гордитесь больше всего. Повесьте его на стене вашей спальни и смотрите на него каждый день. Это будет мотивировать вас совершать хорошие поступки, чтобы сделает ваш список все длиннее и длиннее. Проверьте можете ли вы сделать список длинной до пола и выше вас ростом!
  3. Забудьте об идеальности. Говорят, «никто не идеален» и, - это абсолютная правда. Никто не идеален. Идеального не существует. Это значит, что вам нужно прекратить пытаться быть идеальным (ой). Пытаясь стать идеальным (ой) вы только разочаруете себя. Это правильно, если вы стараетесь достичь большего, но не стоит достигать этого такой ценой. Вместо этого, проанализируйте ситуацию и попытайтесь продумать следующий шаг. Постарайтесь достичь его. Иногда вы можете удивить себя и сделать лучше, чем вы могли себе представить.

  4. Займитесь аутотренингом. Говорите себе каждый день, что вы хороший человек. Что у вас, есть что предложить миру. Что вы можете сделать то, что другие не могут. Что вы можете справиться со всеми жизненными проблемами. Что вы можете быть лучше и счастливее. Вы будете любить окружающих и будете любить себя. Все эти вещи правдивы, если вы позволите им стать правдой. Вы просто должны приложить усилия. Напоминайте себе каждый день, что эти вещи реальны, и вы будете чувствовать себя более уверено и поверите в ваши возможности.

    • Иногда вам может показаться, что эти советы неправильные и вам они точно не помогут. Если вам кажется, что у вас нет ничего уникального, что выделяет вас из окружения - это значит только то, что вы это еще не нашли. Если вы не считаете себя хорошим человеком, найдите возможность им стать. Иногда изменения черт, которые вам не нравятся требует усилий, но если вы постараетесь, то со временем обнаружите, что вы стали человеком, который «делает себя счастливым».

Личность ребенка начинает формироваться задолго до первых слов и шагов. И только через несколько лет – к пятилетнему возрасту – родители увидят результат своих воспитательных усилий. Выразится он в особенностях характера чада, его поведении, интересах, привычках, коммуникативных качествах.

В каждом возрастном периоде происходит закладка «строительных блоков» личности. И для каждого этапа характерны так называемые нормативные страхи, опасения, барьеры.

В общении со взрослыми и сверстниками, в решении игровых задачек и повседневных событиях эти структуры взаимодействуют между собой. Развивается способность решать проблемы, справляться с нестандартными ситуациями, и в итоге – формируется самооценка и уверенность в себе.

Самооценка – это степень осознания своих достоинств и недостатков, оценивание собственных личностных качеств и результатов деятельности.

Самооценка может быть как положительной, так и отрицательной.

А вот уверенность в себе – это цельное, уже сформированное качество, позитивное отношение к себе, готовность преодолевать препятствия на пути к цели.

При этом высокая самооценка не является еще уверенностью в себе, но может стать ее основой в будущем. В воспитательном процессе адекватная самооценка – залог формирования спокойного, обдуманного и безопасного поведения. Поэтому родителям важно знать, как помочь ребенку стать уверенным в себе уже в раннем детстве.

Из этой статьи вы узнаете

Как и когда формируется самооценка в детском возрасте

В раннем возрасте малыш действует необдуманно, не прогнозируя результатов своих действий, лишь под влиянием сиюминутного желания. На этом этапе родители начинают формировать будущую самооценку с помощью ограничивающих фраз: «Ай !», «Нельзя », «Больно » и демонстрируют ребенку возможные последствия.

Постепенно возникает целенаправленность, зависимость от ситуации. Ребенок начинает выполнять более сложные словесные инструкции и получает за это поощрение или наказание.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе. Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств.

Родителям следует избегать критики и конфликтов на почве успеваемости, терпеливо помогать зубрить таблицу умножения и решать задачи про поезда.

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Чтобы поднять самооценку подростку, необходимо всеми силами сохранять контакт с ребенком, объясняя ограничения внешними факторами: «Ты еще несовершеннолетний, нужно подрасти и набраться опыта». Учить отрока рефлексии, анализу ситуаций и доверию к старшим.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте ! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят . На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений , чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство. Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Важно ! Не следует создавать ребенку постоянную защиту от опасностей и ситуацию успеха во всем и везде. Это формирует неправильное восприятие окружающего мира. Позвольте малышу безопасно ошибаться.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь !», «У тебя не получится !» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все » и «отличаться чем–то от всех, быть лучше ». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон. Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)

В этом видео психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства» Марина Романенко подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.

Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:

  • Акцентируйте внимание молодого человека на том, что г ораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам . Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
  • Ведите разговоры без поучающих интонаций . Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
  • Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
  • Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.
  • Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь? ..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.

Важно ! Не ждите, что подросток будет послушно исполнять требования. Любая конфликтная модель поведения обречена на провал. Неэффективна также другая стратегия – понижать требования в ответ на протест.

Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.

Универсальной памятки по налаживанию отношений с детьми, конечно, не существует. Уж очень индивидуальны современные семьи. Важное понятие для формирования правильной родительской позиции – счастье.

Счастье в психологическим смысле – это ощущение гармонии между собой, своим внутренним миром и окружающей средой.

И следует помнить, что счастье для ребенка не всегда складывается из кирпичиков, подкинутых родителями. Дети имеют право вносить в свою жизнь тот строительный материал, который для них комфортен именно сейчас.

Счастливый ребенок сохраняет контакт с родителями и считает их одним из компонентов своего счастья. Добиться этого силой или принуждением невозможно. Не пытайтесь также откупиться дорогими подарками или выходными. Мама и папа нужны ребенку каждый день!

  • Важно, чтобы отец делал объективные комплименты дочке о ее внешности , а мать поддерживала сына в спортивных достижениях. Оба родителя остаются лучшими друзьями по отношению к ребенку.
  • Секретничайте с детьми на кухне , но взаимодействуйте между собой, не стремитесь гнуть каждый свою линию. Если мама и папа действуют в одном направлении, укреплять отношения с детьми легче.
  • Не стоит придавать большое значение психологическим нормам, если ребенок чувствует себя комфортно, пребывает в позитивном настроении, эмоционально стабилен и не склонен к конфликтам. Коррекция самооценки при небольших отклонениях от возрастной нормы не всегда необходима.
  • Умейте признавать свою слабость и вовремя обращаться к специалистам. Консультация семейного психолога может за пару часов расставить по местам причины всех ваших родительских неудач.
  • Взаимодействуйте со школьными педагогами , интересуйтесь результатами плановых психодиагностических исследований. Просите дать рекомендации. Успешный родитель должен быть открыт для информации и опыта, не бояться приобретать новые модели поведения и заниматься самовоспитанием.
  • В конце концов, изучайте педагогический опыт в интернете . Смотрите документальные телешоу о психологах и нянях. Начать можно с программы доктора Комаровского о том, как поднять ребенку самооценку.

Как ни странно, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, достаточно быть любящим и внимательным родителем. Общаться, проводить время вместе, вовремя отмечать изменения в поведении чада, помогать ему вернуться на позитивный путь развития, поддерживать его увлечения и положительно оценивать достижения.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Чтобы стать успешным (неважно, где именно) нужно обладать уверенностью в собственных возможностях. Человеку с заниженной самооценкой чрезвычайно сложно добиться успеха и даже просто стать счастливым: вся их жизнь построена на сомнениях, разочарованиях и компаниях в самом себе. А в это время яркие моменты пролетают мимо, останавливаясь перед теми, кто уверен в своих возможностях. Сегодня мы поразмышляем над тем, как повысить самооценку и полюбить себя при помощи несложных и действенных методик.

Это понимание человеком важности собственной личности и индивидуальности в разрезе взаимоотношений с другими людьми, а также оценка своих качеств, плюсов и минусов. Самооценка играет огромнейшую роль в нормальной деятельности человека в обществе и решении разных житейских задач: реализация, семья, финансы и духовность.

Это качество выполняет следующие функции:

  • защита – обеспечение стабильности и относительной автономности человека от мнения других людей;
  • регуляция – предоставляет людям возможность делать личностный выбор;
  • развитие – обеспечение стимула к самосовершенствованию.

В идеале самооценка строится лишь на собственном мнении человека о себе. Однако в реальной жизни на неё влияют множественные побочные факторы, например, оценка окружающих: родителей, ровесников, приятелей, друзей и коллег.

Адекватной самооценкой (или идеальной) специалисты называют максимально точное оценивание личностью своих умений и способностей. Низкая самооценка зачастую приводит к чрезмерным сомнениям, самоанализу и отказу от деятельности. Завышенная же чревата потерей осторожности и совершением множественных ошибок.

Важно знать! В психологической практике чаще встречается именно низкая самооценка, когда человек не в состоянии раскрыть собственный потенциал, а в особо тяжёлых случаях специалисты говорят о комплексе неполноценности.

На что влияет самооценка?

Итак, значение адекватного самовосприятия состоит в том, чтобы «возлюбить» себя настоящим – пусть даже с минусами, недостатками и различными «пороками». Изъяны есть у каждого, но уверенного человека от прочих отличает то, что он, прежде всего, замечает свои успехи и способен выгодно предъявить себя социуму.

Если вы ненавидите себя или просто считаете себя неудачником, как другой человек сможет вас полюбить? Психологи отмечают любопытный факт: большинство людей подсознательно (а, может, и со знанием дела) тяготеют к общению с самодостаточными личностями. Обычно таких предпочитают выбирать в деловые партнёры, в приятели и супруги.

Симптомы низкой самооценки

У людей с подобными проблемами чаще всего выделяются такие черты характера, как:

Заниженное самооценивание заставляет человека воспринимать временные неудачи и проблемы в качестве постоянных «спутников жизни», что приводит к неправильным выводам и неверным решениям. Плохо относитесь к себе? Готовьтесь к тому, что и окружающие станут отрицательно реагировать на вас. А это уже чревато отчуждением, депрессивными настроениями и даже эмоциональными расстройствами.

4 причины низкой самооценки

Крайне сложно указать все факторы, влияющие на отношение личности к самой себе. Психологи относят к ним врождённые особенности, внешность и положение в обществе. Дальше мы рассмотрим четыре самые распространённые причины низкой самооценки у человека.


Причина № 1.

Слышали фразу, гласящую, что каждая проблема «растёт» из детства? В нашей ситуации она подходит на все сто процентов. В раннем возрасте прослеживается прямая зависимость самооценки ребёнка от отношения к нему родителей и других значимых взрослых. Если мать с отцом постоянно ругают и сравнивают детей с ровесниками, у них не будет веры в собственные способности.

Психологическая наука утверждает, что именно семья – центр вселенной для ребёнка. В ячейке общества формируются абсолютно все черты характера будущего взрослого человека. Безынициативность, неуверенность, пассивность – последствия родительских установок.

Причина № 2. Детские неудачи

Все мы сталкиваемся с неуспехом, самое важное – наша реакция на них. Психологические травмы в детстве могут стать причиной низкой самооценки. К примеру, ребёнок начинает обвинять себя в разводе матери с отцом или семейных скандалах. Постоянной чувство вины превращается в неуверенность и нежелание принимать решения.

Кроме того, дети остро реагируют на любую безобидную неудачу. Занял второе место в конкурсе? Человек постарше просто удвоит усилия по достижению цели, а маленький человечек может вообще отказаться от деятельности, особенно если значимый взрослый травмировал его насмешкой или неосторожным замечанием.


Причина № 3. «Нездоровое» окружение

Адекватная самооценка и притязание возникают лишь в той среде, где ценится успешность и достижение результатов.

Если люди из ближайшего окружения не стремятся к инициативе, трудно ожидать уверенности от отдельной личности.

Мы не утверждаем, что необходимо вообще отказаться от общения с такими людьми (особенно если это близкие родственники). Однако стоит, как минимум, задуматься, не захватило ли и вас подобное наплевательское отношение к самореализации.


Причина № 4. Особенности внешнего вида и здоровья

Довольно часто низкое самовосприятие появляется у детей и подростков, обладающих нестандартной внешностью или врождёнными болезнями. Да, родные правильно относятся к своему «нестандартному» ребёнку, но тот не застрахован от мнения сверстников, которые, к сожалению, безжалостны, как и все дети.

Распространённый пример – толстые ребятишки, которые в дошкольных и школьных учреждениях становятся обладателями самых неприятных и обидных прозвищ. Низкая самооценка не заставит себя долго ждать в подобных ситуациях.

Как повысить самооценку: эффективные методы

Если человек осознал свои проблемы и решил поднять самооценку, первый шаг на пути к уверенности он уже сделал. Предлагаем несколько самых эффективных и действенных рекомендаций.

  1. Смена окружения. Негативно настроенные люди – не лучшее общество для сомневающейся в себе личности.
    Психологи советуют пересмотреть собственный круг общения, включив в него успешных, уверенных в себе, положительно к вам относящихся индивидуумов. Постепенно к человеку вернётся уверенность и самоуважение.
  2. Отказ от самобичевания. Крайне сложно повысить самооценку, регулярно порицая себя, негативно высказываясь в свой адрес по поводу собственных способностей. Специалисты рекомендуют избегать отрицательных оценок в отношении своей внешности, личной жизни, карьеры, финансового положения.
    В приоритете – положительные суждения.
  3. Избегание сравнений. Вы – единственный такой человек на свете: неповторимый, уникальный, соединяющий в себе достоинства и недостатки. К тому же достаточно просто найти людей, которые достигли гораздо больших успехов в какой-либо сфере деятельности. Возможный вариант – сравнение себя (с новыми достижениями) с тем прежним, нежелающим перемен.
  4. Прослушивание аффирмаций. Это непростое слово означает в психологической литературе короткие вербальные формулы, создающие в человеческом подсознании позитивную установку.
    Аффирмацию следует формулировать в настоящем времени, чтобы личность воспринимала её как данность. Например: «Я красивая и умная женщина», «Я владею собственной жизнью». Лучше повторять подобные фразы утром и перед сном, а ещё можно записать их на диктофон.
  5. Совершение непривычных поступков. Желание мужчины или женщины убежать в зону личного комфорта и «укрыться в скорлупке» вполне естественно.
    Нам проще в сложной ситуации утешить себя, любимую (любимого) вкусностями, алкоголем, слезами. Не призываем заниматься экстримом, просто попробуйте встретиться с проблемой лицом к лицу.
  6. Посещение тренинга. В крупных городах регулярно проходят тренинги, курсы и семинары, помогающие повысить уверенность и поднять самооценку. Конечно, необходимо найти настоящего эксперта по психологии, а не «коновалов», которых, к сожалению, тоже хватает. Ещё один вариант – чтение психологической литературы и просмотр художественных и документальных видеофильмов по теме.
  7. Занятие спортом. Одна из самых доступных возможностей для поднятия самооценки – занятие спортом. Регулярные физкультурные упражнения заставляют человека менее критично относиться к собственной внешности и с большим уважением к самому себе. Во время спортивных упражнений у людей выделяются дофамины – так называемые гормоны радости.
  8. Дневник достижений. И девушке, и молодому человеку помогают дневники собственных успехов, в которые следует вносить пометки о каждой своей маленькой победе, достижении, пусть даже небольших. Например, каждый день в подобную тетрадку записывается 3-5 «мелочей»: перевели бабулю через дорогу, выучили 10 новых иностранных слов, заработали на 500 рублей в этом месяце больше, чем в прошлом.

Повышение самооценки теснейшим образом связано с чувством вины перед самим собой и самонеприятием. Как полюбить себя и повысить самооценку мужчине и женщине? Очень просто и, одновременно, сложно – будьте добрее и терпимее к собственной личности. Приведённые методики вам помогут в этом.


Адекватная самооценка и уверенность в себе – не фантастика, а вполне вероятное развитие событий. Самое главное для человека – понимать важность изменений и иметь желание идти в верном направлении: перемена в личной жизни, карьере, внешнем виде. Помните, что любовь к себе в некоторых ситуациях нужно заслужить, пройдя через неудовлетворённость и самоуничижение.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Вам также может понравиться...

52 комментариев к статье «8 способов повысить самооценку и полюбить себя »

    Моя бабушка постоянно говорила мне в детстве, что у меня некрасивые уши, нос глаза и вообще вся я так себе, и не надо мне сильно быть выскочкой, надо быть как все… Искоренить до сих пор не могу до конца. Но повысили самооценку путешествия, когда в разных странах ловишь на себе тысячи восхищенных взглядов мужчин, юношей, мальчиков. Когда они хотят познакомиться, или сфотографироваться со мной. ВОТ что меня конкретно вылечило.

    Мне, как человеку с низкой самооценкой, очень помогает вести дневник своих достижений. Когда начинаю сомневаться в себе, перечитываю полезные дела, которые совершила и настроение мгновенно улучшается!

    Человек — как дерево, если выросло малость кривым — уже не выровнять) Сколько бы вы «не бились головой о стенку», но, как нас запрограммировали с детства родители, садик-школа и близкий круг общения… так всю жизнь мы и будем влачить существование. Самое обидное и парадоксальное, что, получается, наши родители, сами того не зная… сделали нас такими несчастными. Потому, что их несчастными сделали их родители и т.д. и вряд-ли психолог\психиатр сильно изменит ситуацию, а сам человек ещё меньше разбирается в себе… поэтому, перечитай хоть тысячу статей, а останешься тем же закомплексованным существом, вот так вот.

    • Вы не правы. Напоминаете мне маленького зеленого гоблина! Хватит винить родителей в своих недостатках. Если вы не подросток и старше 19 лет вы должны сами отвечать за свою жизнь и не оглядываться в прошлое! Как можно сравнивать человека с деревом? И даже если и сравнили то задумайтесь если ствол кривой но растет можно ли его направить в другую сторону? Тем самым придать не стандартную ровную форму а куда красивее и интереснее? (ДА МОЖНО И ДАЖЕ НУЖНО) Мозг развивается до 25 — 27 лет. Вы самостоятельно можете воспитать в себе того кого хотите видеть каждое утро в зеркале!

    • Абсолютно согласна с вами.

    • Человек — это не дерево. Не согласна. Человек способен измениться.

Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

Адекватная самооценка - это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей , класс стал профильным - математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

Способ 2. Мнение ровесников

Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу . Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда - не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, - выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

Способ 3. Хвалите

Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так - только за дела.

То же самое с подростком. За хорошее - хвалите, за недостойное - ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное - никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке . Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» - вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

Как это НАДО делать

В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

Способ 5. Развивайте свой талант

У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, - об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон - это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

Итак, если ваш ребенок отлично рисует - отправьте его на курсы, а если любит футбол - запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете - начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото - отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию

4. Сходите в театр или в музей, обязательно в компании, чтобы потом обсудить увиденное. Попробуйте написать эссе по этой же теме.

5. Запишитесь в спортзал, начните бегать или занимайтесь дома. Ежедневная гордость за преодоленные трудности вам обеспечена.

6. Сделайте что-нибудь не характерное для вас: сходите в тир, постреляйте из лука, если же вы и так завидный «силовик», то отправляйтесь на бал - историческую реконструкцию.

7. Заведите себе хобби. Не временное увлечение, а любимое дело. Пишите стихи, рисуйте по номерам, готовьте каждую неделю блюда новой кухни. Коллекционирование тоже, конечно, хобби, но лучше, если оно будет созидательным, а не потребительским.

8. Чаще улыбайтесь. Наш мозг позитивно реагирует даже на «ненастоящую» улыбку.

9. Беседуйте с людьми, которые вас любят. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, что произошло за день, что прочитано в книге. Организуйте пару раз в неделю семейные встречи и дискуссионный клуб.

10. Заведите «Тетрадь успехов» или несколько разных чек-листов с вызовами самому себе. Записывайте в тетрадь все, что получилось, даже если это какая-то мелочь. Листы же могут быть тематическими: «10 мест в родном городе, где я побывал», «30 новых слов, которые я выучил», «10 новых книг, которые надо прочитать», «5 вредных привычек, с которыми я борюсь». Банальная галочка рядом с рандомным пунктом повышает настроение, уж поверьте!