Изображения ювелирных изделий в стиле ар деко. Арт-деко — стиль в ювелирном искусстве. Антикварные изделия ар-деко на мировом художественном рынке

Ар деко Уже в первое десятилетие XX века ювелиры постепенно начинают отказываться от изощренных форм и извилистых линий модерна. Под влиянием бурных процессов, происходивших в это время в литературе, живописи, архитектуре, ювелиры также обратились к поиску новых средств выражения, что нашло отражение в геометрических линиях позднего модерна. Однако эти поиски были прерваны Первой мировой войной, которая не только унесла множество жизней и оставила несметные разрушения, но и привела к разочарованию в ценностях прошлого и породила неудержимое желание обрести новые идеалы.Ювелиры, всегда чутко прислушивавшиеся к настроениям в обществе, быстро осознали, что их искусство может принести людям радость, помочь им забыть об ужасах войны. Но для достижения этого необходимо было предложить принципиально новые изделия. Вдохновленные художественными идеями искусства начала XX века, которые воплотились в живописи кубистов и абстракционистов, русских супрематистов и итальянских футуристов, наконец, в ярких красках костюмов и декораций балетных спектаклей «Русских

Сергей Дягелев

сезонов» Сергея Дягилева, ювелиры, как и их собратья по искусству — архитекторы и художники-декораторы, работавшие над оформлением интерьеров, — окончательно отказались от причудливо изгибающихся линий и блеклого колорита модерна. В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометрическим формам, с четким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно ограненные драгоценные камни.

Стиль созданных ими произведений позднее назовут ар деко. Он сочетал в себе простоту и роскошь, четкость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней. Этот стиль, сформировавшийся к началу 1920-х годов во Франции, вскоре покорил США, а затем и большинство стран Европы, подчинив своим художественным принципам практически все виды прикладного искусства, включая костюм.

Новая мода полностью подпала под власть чистой геометрии, и женский костюм, напоминавший кроем рубашку, стал определяться строгой
конструктивностью. Среди творцов моды появились новые имена. В 1920 году в Париже открыла модный салон художница-авангардистка Соня Делоне, украшавшая свои модели яркими геометрическими узорами. В 1930-е годы на небосклоне моды засверкала новая звезда — Коко Шанель, которая уделяла большое внимание ювелирным аксессуарам, а вскоре и сама начала проектировать драгоценности. Новое время породило и новый идеал женщины. Она стала самостоятельной и независимой, равноправным партнером мужчины. Смелые парижанки,

Коко Шанель

признанные законодательницы моды, вскоре после войны в первую очередь остригли волосы, затем укоротили юбки и надели платья без рукавов. Возникло оригинальное направление моды, ориентированное на полудевичьи, полумальчишеские фигуры — так называемая мода «гарсон». Правда, в 1930-е годы линия платья несколько смягчилась, мода-люкс стала более женственной, а представления о красоте воплотились в образах голливудских кинозвезд. Но в оба эти десятилетия женский костюм открывал широкие возможности для фантазии ювелиров.

К числу наиболее живописных украшений, несомненно, принадлежала «брошь-кисть», оформлявшая открытый ворот вечернего платья; в дневных, более скромных, туалетах ее заменяла необычайно длинная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. В моду вошли длинные серьги, эффектно украшавшие стриженые головки, тяжелые пояса и браслеты, которые зачастую надевали не только на запястье, но и предплечье. Появился новый вид украшения — состоявшая из двух частей брошь с клипсовым замком; ею закалывали модные труакары. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, при их создании ювелиры проявляли удивительную фантазию. Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом. Корпус и браслеты украшались драгоценными камнями.

Пионерами нового направления в ювелирном искусстве оказались французские мастера. В их числе был и один из самых известных ювелиров Парижа -Жорж Фуке, которого в эпоху модерна называли «вторым после Лалика». В одной из его наиболее совершенных работ начала 1920-х годов, в круглом кулоне с симметричными подвесками, уже видны все черты нового стиля -ясная геометрия формы и орнаментального строя декора, смелое смешение дорогих материалов: бриллиантов, изумрудов, ляпис-лазури и горного хрусталя.

Еще более новаторскими были эксперименты его сына Жана Фуке: он создал серию украшений, совсем не похожих на все то, что делалось раньше. В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся его брошь из слоновой кости и браслет, составленный из круглых желтых золотых звеньев, которые украшены пирамидами из черного оникса и кружками из белого золота. Эти необычные драгоценности явно созданы под влиянием авангардных поисков живописцев начала века, и прежде всего кубистов. Не менее интересны серьги из платины другого парижского ювелира — Раймона Тамплие; в их построении явно ощущаются идеи конструктивизма. Тамплие декорировал строгие геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком, достигая необычайно эффектных цветовых контрастов. Однако эти выразительные и оригинальные работы обоих ювелиров в большей степени производили впечатление «самодостаточных» произведений искусства, чем украшений, гармонично связанных с телом человека и его костюмом.
Пожалуй, в таком подходе к художественному решению драгоценностей Жан Фуке и Раймон Тамплие почти на сто лет опередили свое время.

В 1920-х годах, на первоначальном этапе создания стиля, который порою называют «джаз-модерн», ювелиры зачастую использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса, и отдавали предпочтение ярким краскам. Но очень скоро они осознали, что послевоенному «потерянному поколению» необходима иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Многие люди уже на собственном горьком опыте убедились в том, каким спасительным финансовым источником в грудные времена могут стать драгоценности — к тому же они долгое время были лишены их.

Это очень хорошо понимали ювелиры Дома Картье, всегда являвшиеся приверженцами использования в украшениях самых роскошных камней. Еще перед Первой мировой войной Луи Картье, возможно, первым среди ювелиров почувствовал новые веяния в искусстве и начал стилизовать любимые им мотивы разнообразных гирлянд, придавая им геометризированный характер. Его произведения 1920-1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля.

На первом этапе Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и простым ясным формам. Первоначально это были круг или сегмент, поскольку он считал, что именно эти геометрические фигуры больше всего подходят для украшений, предназначенных женщине. Позднее он обратился и к другим геометрическим формам: квадрату, прямоугольнику, реже ромбу. Украшения с простым и четким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму.

Но довольно скоро ювелиры Дома Картье отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля «белый ар деко». Строгие геометрические формы их украшений оживляли контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью. На основе этой выразительной оптической игры черных и белых пятен был создан своеобразный мотив, получивший название «шкура пантеры». Этот мотив нашел применение при создании оригинальных брошей в виде пантер или украшений для прически, его использовали и при оформлении наручных часов. Период «белого ар деко», пожалуй, оказался не только наиболее плодотворным в деятельности фирмы, но и наиболее важным для становления нового стиля в целом.

Однако Луи Картье даже в «белый период» не отказывался от цвета, выполняя из изумрудов, рубинов и сапфиров броши, воспроизводящие «вазы с фруктами» или «корзины с цветами». Кстати, мотив корзины с цветами был весьма характерен для декора стиля ар деко. К нему обращались не только ювелиры, но и декораторы — оформители интерьеров, и мастера других видов прикладного искусства. Так, модными композициями в виде стилизованных цветочных корзин любил украшать свою мебель самый именитый французский краснодеревец той поры Эмиль-Жак Рульманн.

Многоцветные драгоценности стали особенно популярными после возникновения моды на индийские украшения. К тому же рынок камней был насыщен рубинами, сапфирами, изумрудами, ограненными в форме листьев, цветов, ягод или шаров. Тогда же появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике «тутти фрутти», они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в «египетском стиле». Среди них — эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами. Особенно часто ювелиры стали создавать яркие декоративные изделия после кризиса 1929 года: так они пытались, привлекая внимание покупателей, выстоять в это трудное время.

Таким образом, история Дома Картье наглядно иллюстрирует процесс становления стиля ар деко. Окончательно он сформировался к началу 1920-х годов, а своего апогея достиг к середине десятилетия. Временем его триумфа стала Выставка декоративных искусств и современной промышленности, проходившая в 1925 году в Париже. Собственно, именно на этой выставке стиль получил окончательное признание, а позднее ее сокращенное название — «Ар деко» — стало названием стиля.

Экспозиция ювелиров размещалась в роскошном здании Гран Пале. Картье выставлялся в другом павильоне выставки («Элеганс»), объединившись с прославленными модельерами той поры — Бортом, Ланвен и другими, вероятно, с тем чтобы еще раз подчеркнуть неразрывную связь украшений и костюма. Представленные на выставке произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров явились завершением поисков предыдущего периода и символизировали рождение эстетики новой эпохи.

Успех ювелиров, работавших в стиле ар деко, был феноменальным. Формальным признанием нового стиля можно считать то, что высшую награду выставки — Золотую медаль — получил за украшения в стиле ар деко парижский ювелир Жорж Мобуссен. К тому времени его изделия уже были хорошо знакомы любителям драгоценностей. Созданные Мобуссеном колье, в которых закрепленные в платиновую оправу бриллианты чередовались с прекрасными жемчужинами и оформляли центральную часть — жадеитовое кольцо, — отличались удивительной красотой и элегантностью и были предметом вожделения многих светских красавиц и звезд Голливуда. Его подвески в виде стилизованных цветочных ваз и фонтанов, декорированные резными изумрудами, бриллиантами и эмалью, становились объектом для подражания и копирования. Все эти украшения выполнены в стиле ар деко, и именно этот стиль сделал фирму «Мобуссен» знаменитой.

Но развитие стиля не стояло на месте. Он родился в век науки и техники и в значительной мере испытал влияние его достижений. Один из ювелиров, участников выставки, писал, что «полированная сталь, тусклый никель, тень и свет, механика и геометрия -все это предметы нашего времени. Мы видим их и живем с ними каждый день. Мы люди своей эпохи, и это основа всех наших настоящих и будущих творений…» Не удивительно, что ради достижения художественной выразительности ювелиры прилагали немало усилий в поисках новых материалов и разрабатывали новые технологические приемы.

Наибольшего успеха добилась фирма «Ван Клиф и Арпельс». В 1935 году Альфреду Ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид закрепки драгоценных камней — невидимую закрепку (от английского invisible set). Этот способ крепления предусматривает прецизионное гранение подобранных по цвету твердых драгоценных камней -бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Этот технологический прием позволил мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» — а впоследствии и других фирм — создать серию превосходных украшений в стиле ар деко. Возможно, благодаря именно таким украшениям, впрочем, как и произведениям Картье, Бушерона, Мобуссена и других ювелиров, стиль ар деко стал всемирно признанным синонимом роскоши и своеобразной эффектности.

Уже в 1930-е годы стиль ар деко стал определять художественное решение не только уникальных украшений, выполнявшихся с использованием камней высокой стоимости — в этом стилевом ключе во многих странах Европы и Америки создавали и менее дорогие вещи, предназначенные для довольно широкого круга покупателей. На рынке драгоценностей были востребованы бриллиантовые броши-клипе и сотуары, а особенно — элегантные браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения изготавливали в большом количестве многие ювелирные фирмы, не случайно и в наши дни их можно увидеть в любом крупном антикварном магазине или встретить в каталоге аукциона.

Принято считать, что стиль ар деко господствовал в мире искусства немногим более двух десятилетий, от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако образный строй и приемы, разработанные мастерами ар деко, оказались настолько жизнеспособны и универсальны, что его влияние ощущали ювелиры всех последующих поколений. И в этом кроется удивительный феномен ар деко.

Ар деко (фр. art deco) - стилевое течение в искусстве между I и II Мировыми войнами, для которого характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством, сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, использование выразительных форм технического дизайна. Ювелиры, всегда чутко прислушивавшиеся к настроениям в обществе, быстро осознали, что их искусство может принести людям радость, помочь им забыть об ужасах войны. Но для достижения этого необходимо было предложить принципиально новые изделия. В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометрическим формам, с четким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно ограненные драгоценные камни. Он сочетал в себе простоту и роскошь, четкость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней.

К числу наиболее живописных украшений, несомненно, принадлежала «брошь-кисть», оформлявшая открытый ворот вечернего платья; в дневных, более скромных, туалетах ее заменяла необычайно длинная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. В моду вошли длинные серьги, эффектно украшавшие стриженые головки, тяжелые пояса и браслеты, которые зачастую надевали не только на запястье, но и предплечье. Появился новый вид украшения - состоявшая из двух частей брошь с клипсовым замком; ею закалывали модные труакары. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, при их создании ювелиры проявляли удивительную фантазию. Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом. Корпус и браслеты украшались драгоценными камнями. В 1920-х годах, на первоначальном этапе создания стиля, который порою называют «джаз-модерн», ювелиры зачастую использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса, и отдавали предпочтение ярким краскам. Но очень скоро они осознали, что послевоенному «потерянному поколению» необходима иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Многие люди уже на собственном горьком опыте убедились в том, каким спасительным финансовым источником в грудные времена могут стать драгоценности - к тому же они долгое время были лишены их.
Принято считать, что стиль ар деко господствовал в мире искусства немногим более двух десятилетий, от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако образный строй и приемы, разработанные мастерами ар деко, оказались настолько жизнеспособны и универсальны, что его влияние ощущали ювелиры всех последующих поколений. И в этом кроется удивительный феномен ар деко.

Каждая женщина, в любом возрасте, хочет выглядеть очаровательно и неповторимо. Свой образ покорительница сердец умело создает из, сшитых по индивидуальному заказу, платьев, блузок и юбок; эксклюзивных сумок; элегантной обуви; ну и, конечно же, украшений, а как же без них?!

Ведь одним из важных штрихов в законченном ансамбле женского облика является тщательно подобранное украшение: бусы, браслет, сережки, кулон, брошь.

К легким летним повседневным нарядам вполне подойдет качественная бижутерия, но к вечерним нарядам и осенним моделям одежды, несомненно, необходимы украшения, выполненные с использованием натуральных камней: агата, бирюзы, яшмы и граната.

Эти удивительные камни всегда были окружены ореолом таинственности, каждый из них имеет свою необыкновенную историю, каждому приписываются особые магические и лечебные свойства.

Одно из почетнейших мест, в шкатулках ценительниц прекрасного, занимают украшения из граната. Гранат во все времена, у разных народов, ассоциировался с любовью и пламенной страстью. Удивительны свойства камня грант, считается, что он приносит своему хозяину счастье взаимной любви, исполнение заветных желаний и оберегает от несчастий. К лечебным свойствам этого камня относят способность приводить в норму обмен веществ, повышать иммунитет, улучшать цвета лица своей обладательницы.

Гранат удивителен еще и тем, что имеет богатую цветовую палитру, кроме, привычного нам, бордово-фиолетового граната, встречается также желтый, черный и даже зеленый гранат.

Интернет-магазин Mercury предлагает ювелирные украшения от Mimi . Вы непременно найдете для себя украшение, которое подчеркнет вашу индивидуальность и сделает вас еще более привлекательной.

Сделайте выбор в пользу украшений от Mimi созданных по уникальным авторским эскизам, очаруйте всех своей неповторимостью!

Тенденции ювелирных мастерских

Ювелирные украшения становятся все более специализированными и утонченными. Возможно, именно это и является причиной, которая заставляет большинство ювелиров следить за модными тенденциями.

Ювелирные изделия больше не роскошь для богатых и элиты, на самом деле доступны и для семей среднего достатка, которые проявляют явный интерес к драгоценностям, основываясь на том, что это достойная инвестиция в наши дни.

Ювелирные мастерские первоначально угождали ограниченному классу общества, однако, времена меняются, и они стали более гибкими, чем когда-то. Широкий ассортимент товаров в сети ожидает Вашего выбора. Вам больше не нужно искать фаворита, у вас есть огромная коллекция товаров, которые действительно могут привлечь Ваше внимание.

Необходимо обратить внимание на название ювелирной мастерской, ведь знаменитые мастера дают Вам право быть уверенным в том, что здесь вам не продадут некачественные или поддельные украшения. Знаменитые ювелиры всегда отвечают за качество изделий, что позволяет спокойно совершить полезную инвестицию.

Ар деко

Уже в первое десятилетие XX века ювелиры постепенно начинают отказываться от изощренных форм и извилистых линий модерна. Под влиянием бурных процессов, происходивших в это время в литературе, живописи, архитектуре, ювелиры также обратились к поиску новых средств выражения, что нашло отражение в геометрических линиях позднего модерна. Однако эти поиски были прерваны Первой мировой войной, которая не только унесла множество жизней и оставила несметные разрушения, но и привела к разочарованию в ценностях прошлого и породила неудержимое желание обрести новые идеалы.

Ювелиры, всегда чутко прислушивавшиеся к настроениям в обществе, быстро осознали, что их искусство может принести людям радость, помочь им забыть об ужасах войны. Но для достижения этого необходимо было предложить принципиально новые изделия. Вдохновленные художественными идеями искусства начала XX века, которые воплотились в живописи кубистов и абстракционистов, русских супрематистов и итальянских футуристов, наконец, в ярких красках костюмов и декораций балетных спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева, ювелиры, как и их собратья по искусству - архитекторы и художники-декораторы, работавшие над оформлением интерьеров, - окончательно отказались от причудливо изгибающихся линий и блеклого колорита модерна. В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометрическим формам, с четким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно ограненные драгоценные камни.

Стиль созданных ими произведений позднее назовут ар деко. Он сочетал в себе простоту и роскошь, четкость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней. Этот стиль, сформировавшийся к началу 1920-х годов во Франции, вскоре покорил США, а затем и большинство стран Европы, подчинив своим художественным принципам практически все виды прикладного искусства, включая костюм.

Новая мода полностью подпала под власть чистой геометрии, и женский костюм, напоминавший кроем рубашку, стал определяться строгой конструктивностью. Среди творцов моды появились новые имена. В 1920 году в Париже открыла модный салон художница-авангардистка Соня Делоне, украшавшая свои модели яркими геометрическими узорами. В 1930-е годы на небосклоне моды засверкала новая звезда - Коко Шанель, которая уделяла большое внимание ювелирным аксессуарам, а вскоре и сама начала проектировать драгоценности. Новое время породило и новый идеал женщины. Она стала самостоятельной и независимой, равноправным партнером мужчины. Смелые парижанки, признанные законодательницы моды, вскоре после войны в первую очередь остригли волосы, затем укоротили юбки и надели платья без рукавов. Возникло оригинальное направление моды, ориентированное на полудевичьи, полумальчишеские фигуры - так называемая мода «гарсон». Правда, в 1930-е годы линия платья несколько смягчилась, мода-люкс стала более женственной, а представления о красоте воплотились в образах голливудских кинозвезд. Но в оба эти десятилетия женский костюм открывал широкие возможности для фантазии ювелиров.

Слева направо
Шанель (фирма), Клипсы и кольцо, Около 1935, Изумруды, рубины, золото
Тиффани и Ко (фирма), Брошь в виде цветов, Бриллианты, сапфиры

К числу наиболее живописных украшений, несомненно, принадлежала «брошь-кисть», оформлявшая открытый ворот вечернего платья; в дневных, более скромных, туалетах ее заменяла необычайно длинная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. В моду вошли длинные серьги, эффектно украшавшие стриженые головки, тяжелые пояса и браслеты, которые зачастую надевали не только на запястье, но и предплечье. Появился новый вид украшения - состоявшая из двух частей брошь с клипсовым замком; ею закалывали модные труакары. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, при их создании ювелиры проявляли удивительную фантазию. Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом. Корпус и браслеты украшались драгоценными камнями.

Пионерами нового направления в ювелирном искусстве оказались французские мастера. В их числе был и один из самых известных ювелиров Парижа -Жорж Фуке, которого в эпоху модерна называли «вторым после Лалика». В одной из его наиболее совершенных работ начала 1920-х годов, в круглом кулоне с симметричными подвесками, уже видны все черты нового стиля -ясная геометрия формы и орнаментального строя декора, смелое смешение дорогих материалов: бриллиантов, изумрудов, ляпис-лазури и горного хрусталя.



Фуке, Жорж
Слева направо

Эскиз кулона с изображением китайской маски
Корсажная брошь "Китайская маска"(Около 1920 - 1925, Эмаль, оникс, жадеит, бриллианты)
Кулон (1923 - 24, Хрусталь, нефрит, лазурит, бриллианты, калиброванные изумруды, платина)

Еще более новаторскими были эксперименты его сына Жана Фуке: он создал серию украшений, совсем не похожих на все то, что делалось раньше. В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся его брошь из слоновой кости и браслет, составленный из круглых желтых золотых звеньев, которые украшены пирамидами из черного оникса и кружками из белого золота. Эти необычные драгоценности явно созданы под влиянием авангардных поисков живописцев начала века, и прежде всего кубистов. Не менее интересны серьги из платины другого парижского ювелира - Раймона Тамплие; в их построении явно ощущаются идеи конструктивизма. Тамплие декорировал строгие геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком, достигая необычайно эффектных цветовых контрастов. Однако эти выразительные и оригинальные работы обоих ювелиров в большей степени производили впечатление «самодостаточных» произведений искусства, чем украшений, гармонично связанных с телом человека и его костюмом. Пожалуй, в таком подходе к художественному решению драгоценностей Жан Фуке и Раймон Тамплие почти на сто лет опередили свое время.


Фуке, Жан
Слева направо
Браслет (Белое и желтое золото, оникс)
Брошь(1925 - 1929, Желтое и белое золото, хрусталь, оникс, лак, бриллианты)


Фуке, Жан
Слева направо
Колье (1925 - 1930, Золото, платина, серебро, черный лак, аквамарин)
Браслет на запястье (Около 1930, Горный хрусталь, аметисты, лунный камень, платина)

В 1920-х годах, на первоначальном этапе создания стиля, который порою называют «джаз-модерн», ювелиры зачастую использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса, и отдавали предпочтение ярким краскам. Но очень скоро они осознали, что послевоенному «потерянному поколению» необходима иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Многие люди уже на собственном горьком опыте убедились в том, каким спасительным финансовым источником в грудные времена могут стать драгоценности - к тому же они долгое время были лишены их.


Темплие, Раймонд
Слева направо
Подвеска (1925, Платина, черная эмаль, горный хрусталь)
Брошь (Платина, бриллианты)

Это очень хорошо понимали ювелиры Дома Картье, всегда являвшиеся приверженцами использования в украшениях самых роскошных камней. Еще перед Первой мировой войной Луи Картье, возможно, первым среди ювелиров почувствовал новые веяния в искусстве и начал стилизовать любимые им мотивы разнообразных гирлянд, придавая им геометризированный характер. Его произведения 1920-1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля.

На первом этапе Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и простым ясным формам. Первоначально это были круг или сегмент, поскольку он считал, что именно эти геометрические фигуры больше всего подходят для украшений, предназначенных женщине. Позднее он обратился и к другим геометрическим формам: квадрату, прямоугольнику, реже ромбу. Украшения с простым и четким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму.


Слева направо
Картье (фирма) Подвеска (1920 - 1930-е, Оникс, бриллианты, мелкий жемчуг, кисти)
Картье, Луи, Короткое ожерелье с подвесками в виде бантов и "любовных" узелков. Фрагмент (1930-е годы, Бриллианты)

Но довольно скоро ювелиры Дома Картье отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля «белый ар деко». Строгие геометрические формы их украшений оживляли контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью. На основе этой выразительной оптической игры черных и белых пятен был создан своеобразный мотив, получивший название «шкура пантеры». Этот мотив нашел применение при создании оригинальных брошей в виде пантер или украшений для прически, его использовали и при оформлении наручных часов. Период «белого ар деко», пожалуй, оказался не только наиболее плодотворным в деятельности фирмы, но и наиболее важным для становления нового стиля в целом.

Однако Луи Картье даже в «белый период» не отказывался от цвета, выполняя из изумрудов, рубинов и сапфиров броши, воспроизводящие «вазы с фруктами» или «корзины с цветами». Кстати, мотив корзины с цветами был весьма характерен для декора стиля ар деко. К нему обращались не только ювелиры, но и декораторы - оформители интерьеров, и мастера других видов прикладного искусства. Так, модными композициями в виде стилизованных цветочных корзин любил украшать свою мебель самый именитый французский краснодеревец той поры Эмиль-Жак Рульманн.



Слева направо
Картье (фирма), Браслет "Фруктовый салат" (1928, Платина, бриллианты, рубины, изумруды,эмаль)
Картье, Луи, Пара брошей (1920-е годы, Бриллианты, сапфиры)

Многоцветные драгоценности стали особенно популярными после возникновения моды на индийские украшения. К тому же рынок камней был насыщен рубинами, сапфирами, изумрудами, ограненными в форме листьев, цветов, ягод или шаров. Тогда же появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике «тутти фрутти», они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в «египетском стиле». Среди них - эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами. Особенно часто ювелиры стали создавать яркие декоративные изделия после кризиса 1929 года: так они пытались, привлекая внимание покупателей, выстоять в это трудное время.


Картье, Луи, Слева направо Ожерелье из гарнитура. Фрагмент (1930 год,Бриллианты, сапфиры)
Брошь в виде цветка (1920-е годы, Платина, желтый бриллиант, бриллианты)

Таким образом, история Дома Картье наглядно иллюстрирует процесс становления стиля ар деко. Окончательно он сформировался к началу 1920-х годов, а своего апогея достиг к середине десятилетия. Временем его триумфа стала Выставка декоративных искусств и современной промышленности, проходившая в 1925 году в Париже. Собственно, именно на этой выставке стиль получил окончательное признание, а позднее ее сокращенное название - «Ар деко» - стало названием стиля.

Экспозиция ювелиров размещалась в роскошном здании Гран Пале. Картье выставлялся в другом павильоне выставки («Элеганс»), объединившись с прославленными модельерами той поры - Бортом, Ланвен и другими, вероятно, с тем чтобы еще раз подчеркнуть неразрывную связь украшений и костюма. Представленные на выставке произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров явились завершением поисков предыдущего периода и символизировали рождение эстетики новой эпохи.

Успех ювелиров, работавших в стиле ар деко, был феноменальным. Формальным признанием нового стиля можно считать то, что высшую награду выставки - Золотую медаль - получил за украшения в стиле ар деко парижский ювелир Жорж Мобуссен. К тому времени его изделия уже были хорошо знакомы любителям драгоценностей. Созданные Мобуссеном колье, в которых закрепленные в платиновую оправу бриллианты чередовались с прекрасными жемчужинами и оформляли центральную часть - жадеитовое кольцо, - отличались удивительной красотой и элегантностью и были предметом вожделения многих светских красавиц и звезд Голливуда. Его подвески в виде стилизованных цветочных ваз и фонтанов, декорированные резными изумрудами, бриллиантами и эмалью, становились объектом для подражания и копирования. Все эти украшения выполнены в стиле ар деко, и именно этот стиль сделал фирму «Мобуссен» знаменитой.

Но развитие стиля не стояло на месте. Он родился в век науки и техники и в значительной мере испытал влияние его достижений. Один из ювелиров, участников выставки, писал, что «полированная сталь, тусклый никель, тень и свет, механика и геометрия -все это предметы нашего времени. Мы видим их и живем с ними каждый день. Мы люди своей эпохи, и это основа всех наших настоящих и будущих творений...» Не удивительно, что ради достижения художественной выразительности ювелиры прилагали немало усилий в поисках новых материалов и разрабатывали новые технологические приемы.

Наибольшего успеха добилась фирма «Ван Клиф и Арпельс». В 1935 году Альфреду Ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид закрепки драгоценных камней - невидимую закрепку (от английского invisible set). Этот способ крепления предусматривает прецизионное гранение подобранных по цвету твердых драгоценных камней -бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Этот технологический прием позволил мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» - а впоследствии и других фирм - создать серию превосходных украшений в стиле ар деко. Возможно, благодаря именно таким украшениям, впрочем, как и произведениям Картье, Бушерона, Мобуссена и других ювелиров, стиль ар деко стал всемирно признанным синонимом роскоши и своеобразной эффектности.


Ван Клиф и Арпел (фирма)
Слева направо
Гибкий браслет "Египетский" (1924, Платина, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, оникс граненый и гравированный, оправа "pave" и в "рельсовый" каст)
Гибкий браслет с египетскими мотивами. Фрагмент (Около 1924, Бриллианты, сапфиры, рубины, мелкие изумруды, платина)


Ван Клиф и Арпел (фирма)
Слева направо Брошь "Пион" (1937, Платина, желтое золото, бриллианты "багет", рубины "карре" и овал, закрепка в "рельсовый" каст и "pave")
Колье (1938, Платина, бриллианты "багет", изумруды "кабошон", закрепка "рельсовая" и в гнезда)

Уже в 1930-е годы стиль ар деко стал определять художественное решение не только уникальных украшений, выполнявшихся с использованием камней высокой стоимости - в этом стилевом ключе во многих странах Европы и Америки создавали и менее дорогие вещи, предназначенные для довольно широкого круга покупателей. На рынке драгоценностей были востребованы бриллиантовые броши-клипе и сотуары, а особенно - элегантные браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения изготавливали в большом количестве многие ювелирные фирмы, не случайно и в наши дни их можно увидеть в любом крупном антикварном магазине или встретить в каталоге аукциона.
Принято считать, что стиль ар деко господствовал в мире искусства немногим более двух десятилетий, от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако образный строй и приемы, разработанные мастерами ар деко, оказались настолько жизнеспособны и универсальны, что его влияние ощущали ювелиры всех последующих поколений. И в этом кроется удивительный феномен ар деко.

http://fammeo.ru/articles.php?article_id=1113

Стиль арт-деко (приблизительные границы: 1920-1935)

Ювелирные изделия эпохи арт-деко отражают новые веяния после Первой мировой войны, так называемые ревущие двадцатые, хотя от­дельные украшения, в которых четко прослеживаются следы этого стиля, появились на много лет раньше. Некоторые ранние произведе­ния стиля арт-деко продолжали традиции «старого» арт-нуво и харак­теризовались фигурными и яркими цветочными мотивами, но эта тенденция постепенно сошла на нет, отдаляясь от плавных кривых ли­ний в сторону более четких линий и геометрических форм.

Стиль арт-деко в и нтерьере также часто применялся и пользовался популярностью. Несмотря на то что в большом объеме использовались платина и бриллианты, гораздо чаще стали применяться самоцветы, включая (помимо рубина, изумруда и сапфира) такие камни, как цитрин, пе­ридот, аквамарин и гранат. Крупные экземпляры этих камней были вполне доступны и, как правило, гранились в квадратных или пря­моугольных «изумрудных» стилях. Также начинается период об­ширного применения жада, кораллов и черного оникса. Украшения периода арт-деко характеризуются геометрическими формами для самоцветов, а также распространением необычных форм для брил­лиантов (трапеция, квадрат, треугольник и полумесяц), которые использовались в качестве боковых камней с крупными бриллиантами или включались в изысканные геометрические узоры.

Другим новшеством этого периода стало использование самоцветов для создания или расширения геометрических узоров. Нередко встречаются рядки черного оникса или небольшие калиброванные граненые самоцветы — квадратные или прямоуголь­ные камни ступенчатой огранки — для создания интересных узоров в контексте более крупного общего рисунка. Создавалось впечатление, что мало кого бес­покоило естественное или синтетическое происхож­дение камней. Учитывая, что найти рубины, сапфиры и изумруды идеально одинаковых оттенков было очень трудно и это отнимало много времени, только лучшие мастера настаивали на использовании исклю­чительно натуральных камней. Отдельные произво­дители менее дорогих ювелирных изделий брали вместо этого синтетический материал.

Принимая во внимание их небольшой размер и незначительную общую массу, самоцвет как структурный элемент был весьма незначительным фактором при определении итоговой стои­мости украшения, но это вовсе не означает, что они натуральные, вне зависимости от подлинности бриллиантов и использования платины. Небольшие откалиброванные камни, обнаруженные во многих изде­лиях периода арт-деко , проданные с аукционов как подлинные, в ито­ге оказались синтетическими.

Рассказ о периоде стиля арт-деко был бы неполным без упоминания дома Cartier, влияние ювелиров-дизайнеров которого на все движе­ние арт-деко было огромным. Ведущим мастером дома Cartier в это время был Шарль Жако. Он считается одним из основоположников стиля арт-деко. Его произведения оказали влияние не только на ра­боты Картье, но на всех остальных более или менее значимых юве­лиров того времени. Его интерес к китайской и иранской традиции выражался в использовании преобладавших на тот момент восточ­ных мотивов. Живой интерес к русскому балету (и смелым цвето­вым решениям, свойственным его костюмам и декорациям) вдохно­вил его на использование ярких цветов.

Любовь к Индии и насле­дию махараджи, у которых Cartier приобрел много красивых камней, вдохновила его на создание стиля «фруктовая корзина», в наши дни известного как «тутти-фрутти». А увлечение историей Древнего Египта вылилось в явление, получившее название Египетского Воз­рождения, которое стало, пожалуй, венцом его вклада в ювелирное искусство. Это движение получило сильный импульс к дальнейше­му развитию после обнаружения гробницы Тутанхамона в 1922 г. К ведущим мастерам периода арт-деко относятся такие имена, как Cartier, VanCleef&Arples , Bucheron , Chaumet , Mauboussin, Bolin , Belperron, Mellerio, Георг Дженсен, LaCloche, Templier, Tiffany , Marchak, Джеймс Колдвэлл и Фуке.