Вопросы нравственности на уроках литературы. Основные нравственные проблемы

I
Проблема Тезис
Что такое совесть? Совесть - это умение самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В.Г. Короленко «Мороз» По лесной дороге несётся повозка. Ямщик и путники, сидящие в повозке, видят невдалеке от дороги тонкий дымок, но не останавливаются, а едут дальше. И только ночью во сне герой понимает, что там, в лесу, был человек, со стоном просыпается и видит над собой искажённое болью лицо своего спутника, который кричит: «Совесть замёрзла!» Герои рассказа, проявив невнимательность, не пришли на помощь человеку, который в этом нуждался. Очевидно, в этот момент они думали больше о себе, о своих удобствах. Осознание же вины пришло значительно позже. Проснувшаяся совесть заставляет путников произвести самооценку совершённого ими поступка и толкает Игнатовича, хотя это опасно для жизни и действительно приводит его к смерти, отправиться на поиски человека, замерзающего в лесу.
В. Распутин «Прощание с Матёрой» Всю жизнь Дарья жила так, как завещал ей перед смертью отец: «Совесть иметь и от совести не терпеть». И в трудные минуты жизни героиня хочет сохранить совесть перед домом, перед родными могилами, перед людьми и собой. Из этого чувства вытекают все остальные: трудолюбие, патриотизм, героизм, ответственность за то, что происходит вокруг. Совесть позволяет старухе Дарье понять истину, что смысл жизни заключается «в надобности» людям. Именно так Дарья прожила всю свою жизнь: она всегда была нужна людям.
Д.С. Лихачёв «Письма о добром» Для своих бесед с читателями Д.С. Лихачёв выбрал форму писем. В них он говорит о том, что самое ценное в человеке - это безотчётная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро. Но эта потребность не всегда присуща человеку от рождения, а воспитывается в человеке им самим - его решимостью жить по-доброму, по правде, то есть по велению совести. По мнению академика Лихачёва, совесть всегда исходит из глубины души, совесть «грызёт» человека и никогда не бывает ложной.
III
Проблема Тезис
Что такое честь? Истинная честь всегда находится в соответствии с совестью.
Примеры из литературы (аргументация)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве эпиграфа к повести А.С. Пушкин взял слова: «Береги честь смолоду». Проблема чести в произведении тесно связана с образом Петра Гринёва, который живёт и действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам чести. Герою несколько раз приходится выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того, как Пугачёв помилован Гринёва, он должен поцеловать беглому казаку руку, то есть признать его царём. Но Пётр не сделал этого. Пугачёв устраивает Гринёву испытание компромиссом, пытаясь получить обещание «хотя бы не воевать» против него.  Однако герой сохраняет верность чести и долгу: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».
Д.С. Лихачёв «Честь и совесть» В этой статье Д.С. Лихачёв говорит о том, что такое честь внешняя и честь внутренняя. Внутренняя честь выражается в том, что человек держит своё слово, ведёт себя порядочно, не нарушает этических норм. Честь, как считает автор, обязывает человека думать о чести того общественного института, который он представляет. Есть честь рабочего: работать без брака, стремиться создавать хорошие вещи. Честь администратора проявляется в умении держать слово, выполнять обещанное, прислушиваться к мнению людей, уметь вовремя признать свою ошибку и исправить допущенную оплошность. Честь учёного: не создавать не подтверждённых полностью фактами теорий, не присваивать себе чужих идей. Понятие чести тесно связано с понятием достоинства. Внутреннее достоинство проявляется в том, что человек никогда не опустится до мелочности в поведении, в разговоре и даже в мыслях.
III
Проблема Тезис
Что такое достоинство? Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках.
Примеры из литературы (аргументация)
А.П. Чехов «Смерть чиновника» Герой рассказа нечаянно чихнул в театре, и брызги попали на генерала, сидевшего перед ним. И вот чиновник начинает извиняться. В этот момент Червяков страдает не от унижения, а от страха, что его могут заподозрит в нежелании унижаться. Он не в состоянии держать себя в руках, не в состоянии быть выше страха и прекратить унижаться. В финале рассказа Червяков уже не смешон и жалок, а страшен тем, что окончательно потерял своё человеческое лицо, достоинство. Генерал не выдерживает назойливости чиновника и кричит на него. Червяков умирает. Слово «чиновник» в названии рассказа придаёт ему обобщающий смысл: речь идёт не только о конкретном Червякове, но и о рабской психологии людей, не желающих признавать в себе человека, не имеющих чувства собственного достоинства.
В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» В одной из глав книги В. А. Сухомлинский ведёт разговор о достоинстве личности. Он утверждает, что корень достоинства человека - в благородных убеждениях и мыслях. В самых трудных обстоятельствах, даже когда жизнь кажется невозможной, как считает автор, нельзя переступать ту черту, за которой кончается властвование разума над нашими поступками и начинается тёмная стихия инстинктов и эгоистических побуждений. Благородство человеческой личности выражается в том, насколько человек тонко и мудро сумел определить, что достойно и что недостойно.
III
Проблема Тезис
Что такое долг человека? Долг - это одно из проявлений величия духа человека.
Примеры из литературы (аргументация)
Г. Бочаров «Ты не умрёшь» В рассказе «Ты не умрёшь» врач, чтобы спасти жизнь ребёнка, начинает прямое переливание крови, то есть отдаёт свою кровь. Течение рассказа автор прерывает рассуждением о том, что такое долг. Бочаров описывает случай, происшедший в г. Омске. С телевизионных экранов прозвучало обращение: пострадавшему человеку срочно нужна кровь. И тогда за 30 минут в больницу приехало 320 человек. Люди бросили тепло и уют квартир, бросили свои дела и поспешили на по мощь человеку, попавшему в беду. Размышляя о том, почему они так поступили в данной ситуации, Бочаров приходит к выводу, что все эти люди действовали из своих нравственных представлений о долге, что высшим их контролёром была совесть. А у врача, отдавшего кровь ребёнку, нравственный долг был многократно усилен долгом профессиональным.
В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» Сухомлинский в книге пишет о том, что жизнь превратилась бы в хаос, если бы не было такого понятия, как человеческий долг. Ясное понимание и строгое соблюдение долга перед другими людьми является для человека его подлинной свободой. Сухомлинский утверждает, что нравственное опустошение и развращение человека начинается с того, что человек не делает то, что надо делать. Если человек не держит свои желания в узде и не подчиняет их долгу, то он превращается в безвольное существо. Долг выступает мудрым повелителем в самых, казалось бы, незначительных поступках повседневной жизни, таких, как уступит ли человек место в лифте, автобусе пожилому человеку и до великой ответственности за судьбу другого человека, за судьбу Родины. Забвение долга в маленьких делах может привести к забвению в делах значительных и больших, а это может привести к великому человеческому горю.
IV
Проблема Тезис
В чём и как проявляется милосердие человека? Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Примеры из литературы (аргументация)
А. Куприн «Чудесный доктор» Отсутствие средств к существованию, болезнь ребёнка, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям - такие испытания выпали на долю Мерцалова. Им овладело отчаяние, и в голове появилась мысль о самоубийстве. Однако в жизни Мерцалова и его семьи произошло чудо. Это чудо совершил случайный прохожий - человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращённым на других людей. Доктор Пирогов, выслушав рассказ попавшего в беду Мерцалова, проявил милосердие. Он пришёл ему на помощь и словом, и делом. И хотя довольно редки примеры таких «чудес» в реальной жизни, но они оставляют надежду на поддержку со стороны окружающих и подсказывают, что нельзя падать духом, надо бороться с обстоятельствами и при первой возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.
Г. Бочаров «Ты не умрёшь» В этом очерке описаны драматические события. Мальчик упал с большой высоты на берег реки. На помощь попавшему в беду Вите приходят разные люди: водитель огромной «Колхиды», врач, отдающий свою кровь. Благородные поступки этих людей говорят об их милосердии. Как считает Г. Бочаров, милосердие не существует само по себе, оно «выплавляется» из других человеческих чувств. Милосердие - это сумма таких качеств, как доброта, благородство, решимость, воля. Без этих составляющих нет и не может быть милосердия, а есть только красивое и беспомощное сострадание. В наш энергичный век милосердие - это прежде всего действие. Действие, направленное на спасение того, кто попал в беду.
V
Проблема Тезис
Проблема нравственной ответственности человека. Человек отвечает за свои поступки и за всё, что происходит на Земле.
Примеры из литературы (аргументация)
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Одна из важнейших проблем, поднятых М.А. Булгаковым в романе, - это проблема нравственной ответственности человека за свои поступки. Наиболее ярко она раскрывается через образ Понтия Пилата. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. Однако страх, рождённый необходимостью следовать интересам государства, а не истине, определяет в конечном счёте выбор Понтия Пилата. Отступившись от Иешуа, прокуратор губит и себя, и свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погибли!». Понтий Пилат гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Он наказан памятью человечества и томится в одиночестве двенадцать тысяч лун.
Г. Бакланов «Ответственность» Г. Бакланов в своей статье пишет о том, что человек, наделённый талантом, несёт огромную ответственность за то, что дано ему от природы. Он не имеет права разбазаривать свои способности и должен приумножать их своим трудом. А далее писатель размышляет о том, что есть открытия, которые с самого начала ставят перед учёным вопрос: «Что ты несёшь людям благо или уничтожение?» Таким образом, Г. Бакланов утверждает, что учёные несут ответственность перед человечеством за свои изобретения. Каждый человек, как считает писатель, отвечает за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может никому передать, так как только он один наделён высшей силой: силой разума, а значит, поступки его должны быть разумны и человечны. Не надо считать, что ответственность приходит к человеку только вместе с порученным ему делом. Ответственность надо воспитывать в себе, начиная с детства, иначе этому чувству не научишься и в зрелые годы.

IV. Практикум: «Пишем сочинение»

Занятие № 1. Как работать с текстом при написании сочинения?

Существует много методик, которые помогут вам в работе над сочинением. Мы предлагаем один из вариантов подготовительной работы с текстом.

I. Прочитайте текст.

(1)Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фены, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей - фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы...

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма...

(11)Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. (12) Мария выронила вилы, ноги её подкосились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза...

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. (19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поняла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть...

(По В. Закруткину)

II. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.

Выпишите эти фразы, например:

1) ...ненависть и слепая злоба...

2) ... слабый крик множеством ножей впился в грудь...

3) ...ведь только святое слово «мама»...

4) ... присела рядом... напоила молоком...

III. Проанализируйте свои записи. Подумайте, какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте. Сформулируйте и запишите эту проблему, например : Месть или отказ от мести?

IV. Определите позицию автора , то есть его мнение по поводу поднятой проблемы. Из пятого (5) предложения текста понятно, что желание мстить является чувством, которому трудно противостоять. Это один из взглядов автора, но постепенно он подводит читателя к мысли, что поверженный враг имеет право на гуманное отношение. Сделайте запись, в которой укажите позицию автора.

VI. Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявляет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.

VII. Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:

Вступление:

Что такое месть?

Основная часть:

1) «Убить убийцу» «во имя высшей справедливости».

2) Короткое слово «мама»...

3) Гуманистический выбор Марии.

Заключение:

Месть или отказ от мести?

VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.

Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно может быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.

Вступление

Что такое месть?

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противоречивое явление в жизни общества.

Основная часть

1) «Убить убийцу» «во имя высшей справедливости».

Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочитанного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела... раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фен и, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает желание отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы...

2) Короткое слово «мама»...

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «Мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненого немца? Конечно, сделано это не случайно. Кричать так может только на­смерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, и она должна быть милосердна.

3) Гуманистический выбор Марии.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией автора: у поверженного, а значит, уже не опасного врага, есть право на гуманное отношение.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л.Н Толстого «Война и мир»

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно пе­решёптываются друг с другом. Возможно, они восхищаются бла­городством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ В. Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге герою удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Заключение

Месть или отказ от мести?

Уважаемые братия и сестры!

Если Вы хотите задать вопрос, мы просим Вас учитывать следующее:

1. Вопрос будет принят редакцией портала «Православие и современность» и передан для рассмотрения священнику Саратовской епархии или Митрополиту Саратовскому Лонгину.

2. Основное служение священника происходит в храме. Для разрешения недоумений лучше всего прийти в храм и посоветоваться со священником лично. Следует также помнить, что на многие вопросы, касающиеся семейной жизни конкретного человека, может ответить только тот священник, который знает ситуацию в семье, у которого члены этой семьи исповедуются достаточно долгое время.

3. Редакция не имеет возможности оперативно отвечать на каждое письмо. Если у Вас сложились обстоятельства, требующие срочного ответа, необходимо обращаться к священнику лично, в храме.

4. Большинство ответов предназначено для публикации на сайте с просветительской целью. На вопросы, поступившие на сайт «Православие и современность» с пометкой «прошу ответить лично, на мой адрес», мы будем отвечать в исключительных случаях.

5. Очень много писем содержит вопросы обще-информационного характера (например: Кто такой архимандрит? ) или вопросы, на которые наши авторы уже многократно отвечали на сайте (например: Как выбрать крестных, церковное имя? Как получить разрешение на второй брак? ). Просим Вас прежде, чем задавать такие вопросы, воспользоваться системой поиска на нашем сайте или другими поисковыми системами. В архиве рубрики в настоящее время находится несколько тысяч вопросов и ответов.

Еще раз напоминаем Вам, что возможность задать вопрос священнику в Интернет-пространстве не может заменить личного общения со священником, посещения храма.

Вы можете оставить свой вопрос:

Вопросы ____Вопросы Архиерею ____Вопросы священнику ________Церковная жизнь ____________Таинства и обряды ____________Духовная жизнь и аскетика ____________Церковный этикет ____________Разрешение недоумений ____________Посты и трапеза ________Церковное учение ________Св. Писание и апологетика ________Нравственные вопросы ________Брак и отношения в семье ________Секты и заблуждения ________Совет священника ________Разное

По молодости сын подрабатывал в казино, так как была необходимость в дополнительном заработке. Сейчас он уже взрослый, завел семью, а работа в казино стала постоянной. Пытаюсь объяснить сыну, что этот способ зарабатывания денег не является спасительным, но убедить его в этом у меня не хватает знаний. Может, к словам священника сын прислушается?

Мой друг сдает квартиру. Те, кто ее снял, используют ее для оказания такого «досуга», о котором и говорить-то стыдно. При этом друг считает, что сам он ничего дурного не делает, поскольку «только сдает квартиру», а это грехом не является. При этом он ходит в храм — и на исповедь, и к причастию. Но в том, что сдает недвижимость под бордель — не кается, поскольку грехом не считает. Как убедить его, как аргументировать?

Скажите, пожалуйста, грешно ли смотреть мирские фильмы? Как поступать, если в середине обычного фильма вдруг показывают эротическую сцену, сразу выключать? Если мирские фильмы грешно смотреть, то, как упоминать о них на исповеди, как пустое времяпровождение?

Определено ли отношение православия к авторскому праву, копирайтам, лицензиям? Умственный труд иначе, по-моему, трудно было бы оплачивать. Проблема увеличивается как снежный ком, если обращать внимание на запреты ксерокопирования книг, переписывания дисков, оплаты программного обеспечения, над которым постоянно трудятся тысячи программистов, в том числе и русских. Грех ли такое воровство?

Я узнала, что муж увлекается порнографическими сайтами в Интернете. Первая реакция — шок. Сказала об этом мужу, он утверждает, что тут ничего страшного нет, а этого всего лишь для него искусство. Я объяснила, что это «искусство» меня оскорбляет. Но знаю, что он продолжает этим интересоваться. Муж — американец, в церковь никогда не ходил, воспитывался в иных социальных условиях. Понимаю, что и мне есть в чем над собой работать... Как сохранить любовь, семью и теплые отношения?

Нравственные вопросы на страницах русской классической литературы

Гущина Т.В.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ НПО №35

Чтение русской классической литературы можно считать средством нравственного воспитания людей, в первую очередь молодёжи. Во всяком случае, русские писатели XIX века видели в своём труде высокую миссию. «В наше время, когда человеческое общество выходит из детства и заметно зреет, когда наука, ремёсла, промышленность – делают серьёзные шаги, искусство отставать от них не может. Оно имеет тоже серьёзную задачу – это довершать воспитание и совершенствовать человека», - утверждал И.А.Гончаров. «Общественное значение писателя (а какое же и может быть у него иное значение?) в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы, чтоб освежить всякого рода духоты веяньем идеала», - считал Н.М.Салтыков-Щедрин.

Значение постановки нравственных вопросов в произведениях русских писателей XIX века не потеряно и сегодня, т.к. многие из вечных вопросов по-прежнему возникают в головах современных молодых людей, а классическая литература предлагает ответы на них, иногда в отличие от окружающей действительности. Кроме того, русская классическая литература обладает удивительной способностью – называть вещи своими именами: добро – добром, а зло – злом, что помогает людям ориентироваться в нравственных понятиях в современном мире.

А как трактуется само слово «нравственность» в современном русском языке? Толковый словарь Ожегова предлагает следующее определение этого слова: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Любопытно, что один современный молодой человек дал следующее определение нравственности: «Что-то эфемерное, чего в жизни не бывает».

Прежде всего, обратим внимание на произведения, в которых молодой герой подвергает сомнению правила, внушаемые ему старшим поколением. Так, например, Александр Андреич Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» отвергает правила жизни московского общества, критикуя её безнравственные стороны. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Прямой был век покорности и страха», «Я езжу к женщинам, но только не за этим», «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачатся – дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа» и другие высказывания Чацкого раскрывают перед читателями образ положительно умного, как сказал Пушкин, героя, не побоявшегося пойти не на компромисс, а на конфликт с целым обществом, отстаивая свои нравственные убеждения, и оставшегося в одиночестве. Чацкий – настоящий герой.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показано столкновение людей не только разного возраста, но и разных сословий. У каждого из них: аристократа П.П.Кирсанова и разночинца Е.В.Базарова – есть своя правда. Конечно, в отрицании культуры, созданной дворянами, Базаров заходит слишком далеко, ведь он нигилист. Но Базаров способен признать свои ошибки.

Но только в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ставится под сомнение сама необходимость нравственных законов жизни.

Во-первых, нам показывают вопиющие своей безнравственностью картины жизни русского общества.Это прежде всего картины потрясающей нищеты. Например, такие: «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». О нищете свидетельствует и внешний вид героя: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить». Жильё персонажей романа также поражает убогостью: «Эта была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

На что живут герои романа Достоевского? Порой их способ добыть пропитание (о большем и мечтать-то не приходится!) ужасен. Так, семейство Мармеладовых пользуется средствами, добытыми Соней. «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает»!, - восклицает Раскольников.

Получается, что сама обстановка, «среда», толкает людей на безнравственные поступки. И возникают опасные мысли в головах молодых людей, например вопрос: а есть ли в жизни нравственность?

Ну, а коли я соврал, - воскликнул он (Раскольников) вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род; то есть человеческий, то значит, что остальное всё – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!

«Если бы были у нас науки, то медики, юристы, философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния»! – говорит Свидригайлов.

Не один Раскольников предаётся опасным мыслям. Например, в трактире он становится свидетелем разговора одного студента с молодым офицером.

Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, - загорячился студент, - я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт. Понимаешь? Понимаешь?...

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!... Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает.

Хочется обратить внимание на лексику данного высказывания, точнее, как выбор слов демонстрирует чудовищную путаницу в голове персонажа: «крошечное преступленьице» (даже не преступленье, а преступленьице - убийство человека!); «одна смерть и сто жизней» становятся предметом арифметики, а жизнь человека, пусть «чахоточной, глупой и злой старушонки», равняется « жизни вши, таракана». Поразительно, но определения «чахоточной, глупой и злой» равняются обвинению, а жалости не вызывают.

Раскольников оправдывает преступление во имя великой цели: «По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций, никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан…устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству».

Такие и подобные им мысли рождают в голове Раскольникова теорию о неравенстве людей: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда, на низших (обыкновенных), т.е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т.е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Эти чудовищные мысли и толкают Раскольникова на убийство: «Я догадался тогда, Соня, … что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!... я…я захотел осмелиться и убил…»

Крайне важно, что в романе «Преступление и наказание» не только изображены стороны жизни русского общества, но и даётся их оценка. Во-первых, пересказ теории Раскольникова Порфирием Петровичем обнажает ненормальность подобных идей: «Всё дело в том, что ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Во-вторых, показательна реакция Разумихина на рассуждение Раскольникова: «Как? Что такое? Право на преступление? Но ведь не потому, что «заела среда»? – с каким-то даже испугом осведомился Разумихин. В-третьих, Порфирий Петрович своими вопросами показывает, что эта теория противоречит христианским понятиям.

Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?

Верую, - твёрдо отвечал Раскольников…

И-и-и в бога веруете?...

Верую, - повторил Раскольников.

И-и в воскресение Лазаря веруете?

Ве-верую. Зачем вам всё это?

Буквально веруете?

Буквально.

Это же доказывают Раскольникову Разумихин и Соня. «Ведь это разрешение крови по совести это…это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…»- говорит Разумихин. «От бога вы отошли. И вас бог поразил, дьяволу предал!» – восклицает Соня. Верную оценку происшедшего даёт Порфирий Петрович, говоря: «ваше преступление вроде помрачения какого-то представится, потому, по совести, оно помрачение и есть».

Тему помрачения в результате отказа от традиционных норм поведения продолжают и другие произведения. Например, завязкой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать эпизод, в котором Иван Бездомный и Берлиоз обсуждают антирелигиозную поэму Бездомного, в том числе фразу Берлиоза «Да, мы не верим в Бога, но об этом можно говорить совершенно свободно». Не верим в Бога – значит, не верим в божьи законы. Всё, происходящее в книге, является результатом этого отрицания.

Художественные произведения русской классической литературы – пища для ума и сердца. Они подталкивают своих читателей к размышлениям на самые важные темы, сравнивать прежние времена и современность, одним словом, думать. Остаётся только надеяться, что молодые читатели станут больше обращаться к классике.

Список литературы

  1. Русские писатели XIX века о своих произведениях. Хрестоматия историко-литературных материалов. Составитель И.Е.Каплан. Новая школа, М., 1995. Стр.69
  2. Русские писатели XIX века о своих произведениях. Хрестоматия историко-литературных материалов. Составитель И.Е.Каплан. Новая школа, М., 1995. Стр.126

Современное общество находится в глобальном кризисе. Каждый день приходят сообщения СМИ о политическом противостоянии и военных конфликтах, террористических атаках и экологических, техногенных катастрофах, банкротстве не только отдельных компаний, но и целых стран. И кажется, что нет этому конца. В чём же дело? Что лежит в основе этого глобального кризиса? Ответ на эти вопросы следует искать не в экономике и не в политике. Корни кризиса гораздо глубже – в сфере духовно-нравственной жизни общества и каждого отдельного человека.

В каком случае для человека становится возможным сливать в водоёмы отходы с отравляющими веществами; производить продукты с вредными для здоровья компонентами и поддельные лекарства, которые не смогут помочь человеку в сложной ситуации; бомбить гражданские объекты, заведомо зная, что там находятся мирные жители, дети? Ответ один – в случае низкого уровня нравственности. Именно в этом и заключается основная причина глобального кризиса, который охватил практически все страны мира и все стороны жизни общества.

Идеология общества потребления, когда основной ценностью являются деньги и власть, приводит к подмене общечеловеческих ценностей, которые исповедовались в разные эпохи, у разных народов, ложными ценностями, к искажению основных базовых понятий. В обществе, в котором доминирует идеология потребления, – раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. В результате современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом.

Известные историки, политологи и политические деятели В.Э. Багдасарян и С.С. Сулакшин в своей монографии рассматривают ценностные факторы, укрепляющие российское государство, а также выявляют факторы, оказывающие разрушительное воздействие на него, так называемые антиценности, которые ориентированы не на укрепление и жизнь любого государства, а, наоборот, на его ослабление и даже смерть.

Вывод, к которому пришли авторы, неутешителен: «…Россия в начале ХХI в. находится в состоянии не просто кризиса, а цивилизационной катастрофы. Эрозия ценностей страны является одним из её факторов. По многим из них достигнут уровень исторического минимума. Выход, соответственно, видится в развитии жизненных потенциалов страны, которые… корреспондентны высшим ценностям государства» .


И это понимают не только учёные и политические деятели. Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм эволюционного развития общества. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире, преодоления магии антиценностей. Одним из таких примеров является деятельность Международной общественной организации «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Участники Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» не просто начали с себя и стремятся вести нравственный образ жизни, они встречаются с людьми, беседуют о проблемах нравственности в обществе, а также стараются включить в решение этой проблемы руководство своих стран. В частности, участниками Движения был разработан программный документ «Доктрина Высокой Нравственности» (далее – Доктрина), которая представляет собой взгляд на причины современного состояния общества, определяет основные ценностные ориентиры, даёт определение базисных понятий, предлагает пути выхода из идеологического кризиса. Доктрина содержит концепцию идеологии высоконравственного общества, которая может послужить основой для формирования государственной политики, совершенствования правового поля, а также для разработки целевых программ в области повышения нравственности.

Существующие деформации в духовно-нравственной сфере наглядно проявляются при сопоставлении понимания основных базовых понятий, таких как Бог, человек, физический мир, общество, свобода, власть и других, представленных в Доктрине. Их рассмотрение поможет, по нашему мнению, увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации.

Понятие «Бог». В обществе потребления это понятие перестаёт восприниматься как источник абсолютных ценностей, определяющих всю жизнь человека. Вместо этого насаждается фетишизм – религиозное поклонение материальным ценностям, господствует культ денег. Психология «фаст-фуда» проявляется и в вопросах веры. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.
Объективно Бог – это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований. Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, Проблема Нравственности и глобальный кризис общества физиков и астрофизиков из разных стран мира – И.Л. Розенталя, В.А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, Д. Барроу, Ф. Триплера, Д. Джина и других – свидетельствуют о том, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили учёным сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

С подобными утверждениями в разное время выступали: Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Чарльз Дарвин, К. Фламмарион, Н.И. Пирогов, Жюль С. Дюшезн, Ф. Крик, А.Д. Сахаров, П.П. Гаряев и многие другие учёные мира.
Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.
Однако учёные доказали, что физический мир – это только «надводная часть айсберга». Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.
Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) – точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная – это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей – биополя, которое отражает его мысли и чувства.
Проблема Нравственности и глобальный кризис общества

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений. В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека – за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев подробно три первых понятия, остальные рассмотрим кратко.
«Общество» – в обществе потребления предполагается неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. В высоконравственном обществе человечество – это братство народов.
«Свобода» – в обществе потребления проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. В высоконравственном обществе свобода – это осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.

«Власть» – в обществе потребления власть направлена на то, чтобы держать народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. В высоконравственном обществе власть – это почетная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
«Финансы» – в обществе потребления выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. В высоконравственном обществе финансы – временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).

«Труд» – в обществе потребления является способом заработать деньги. В высоконравственном обществе труд – высшая радость, способ творческой самореализации человека.
«Войны» – в обществе потребления это средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. В высоконравственном обществе – мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
«Медицина, здравоохранение» – в обществе потребления лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. В нравственном обществе их целью является здоровье каждого человека. Основа здоровья – гармония с Природой.

«Образование» – в обществе потребления средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. В нравственном обществе каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.

«Средства массовой информации» – в обществе потребления это источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. В нравственном обществе – способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.

«Искусство» – в обществе потребления рассматривается как коммерческий продукт массового потребления. Отражает безнравственность общества. В высоконравственном обществе – даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.

«Наука» – в обществе потребления обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. В нравственном обществе наука изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.

«Семья» – в обществе потребления наблюдается вырождение семьи: однополые браки, неполные семьи, сексуальные извращения. В нравственном обществе семья – опора общества и государства.
«Свободное время» – в обществе потребления используется для удовольствий и развлечений. В нравственном обществе используется для образования и самосовершенствования.
Авторы Доктрины Высокой Нравственности считают, что возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Только в этом случае возможен выход из глобального кризиса нравственности современного общества.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса – повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно.

Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить (не путем запрета) пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Россия должна стать оплотом нравственности в мире!

Выступление на МО гуманитарного цикла: Вопросы нравственности на уроках литературы

Одной из главных задач работы школы является патриотическое воспитание учащихся. Чтобы привить любовь к своему Отечеству, я в среднем звене начинаю работать над проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

Что такое нравственность?

Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.

Нравственные качества человека не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе практики и воспитываются в каждом индивидууме, поэтому проблема нравственного воспитания занимает важное место в жизни.

Литература имеет громадные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство. Поэтому нужно делать всё необходимое для того, чтобы донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения, как говорил В. А. Сухомлинский. Не просто дать знания, а к чему-то звать, не просто вкладывать понимание добра и зла, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу.

Поэтому основным направлением работы стали поиски необычных форм проведения уроков, которые увлекли бы ребят, пробудили их к размышлению, спору, заставили потянуться к доброму, светлому, чистому.

Большим стимулом развития является групповая работа, в которой слабо успевающие ученики, учитывая уровень речевой активности, могут проявить себя.

Общаясь со школьниками определённого возраста, я знаю, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу и т.д.

Но нужно отметить, что ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, они способны понимать и познавать окружающий мир, мир взрослых.

Они ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию, ласковому слову.

Беды у них возникают не по причине испорченности, а скорее всего от незнания, неумения выбрать правильную дорогу, поведение в жизненной ситуации. Они не знают, как правильно жить. Иногда взрослые объясняют, но кто спокойно, а кто сердито. Им трудно понять, спросить не у кого.

Уберечь ребят от «всяких ненужных мыслей» - одна из главных задач учителя и хорошего воспитателя (родителя).

Работая по теме: «Нравственные вопросы на уроках литературы», я прочитала несколько книг. И чтобы полнее, яснее были раскрыты детям общечеловеческие ценности, я обратилась за помощью к работе А. К. Марковой «Формирование мотивации учения». В книге хорошо раскрыты цели, организация и средства изучения и развития мотивов учения обучающихся. В ней (в книге) содержится множество методических идей и приёмов, которые можно использовать в своей работе как с сильными учениками, так и слабыми. Раскрыты цели и задачи групповой работы. Также раскрыты причины отсутствия интереса к учению у отстающих учеников. Хорошо и очень доступно рассказывается об изучении у школьников умения учиться. Описаны подходы, которые конкретно можно использовать на уроках. Эта работа А. К. Марковой позволяет выработать собственный подход к практике формирования мотивации учения. Работая с книгой, можно расширить диагностические приёмы, которые даются здесь же с формирующими, развивающими приёмами (работа с неуспевающими, работа на отдельном этапе урока, коллективная (групповая) работа).

Я считаю, что работа А. К. Макаровой «Формирование мотивации учения» поможет учителю изучать детей, воспитывая и обучая их с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их.

Далее, я обратилась к работе И. К. Кузьмичёва «Литература и нравственное воспитание личности». Очень хорошо и на примерах раскрывается понятие «нравственность» и её истоки. На произведениях, изучаемых в школе, автор стремится показать основные этапы нравственного становления личности, даётся определение: «Что есть человек? Какова его сущность? В чём смысл и назначение бытия?» От «Слова о полку Игореве» до произведений литературы XX века раскрываются эти вопросы. Через простые формы нравственности показан переход к сложному и благородному чувству, как любовь к своему Отечеству. Через развитие национального самосознания углубляется чувство патриотизма и связанное с ним чувство ответственности не только перед своим «сословием», но и перед родиной, перед Отечеством, перед народом. Раскрываются нравственные искания личности в литературе XIX века. Работая с книгой, надо знать, какие стороны нравственности решались в ту или иную литературную и историческую эпоху. Об этом обязательно будем говорить с учениками в старших классах. О проблемах нравственности в младших классах в книге нет ни слова.

Учитывая школьную программу, изучая произведения XIX XX вв. в новой эпохе,

можно выработать план нравственного воспитания, начиная с азбуки нравственности, с усвоения простых норм, тогда в старших классах можно будет опираться на прочные понятия нравственности.

Целью моей работы является раскрытие простых общечеловеческих ценностей на уроках литературы через художественные произведения. Я раскрываю такие нравственные понятия, как сопереживание, сочувствие, добро, зло, сострадание. Забота, нежность. Ответственность, тактичность, друг. Терпение. Самокритика, благородство души, истинная красота человека.

На уроках литературы я использую материал для разговора с детьми в доверительной обстановке, без назидательных нравоучений и подавления личности.

Например, идёт урок по теме: «Авторская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» написана для взрослых. но читать её интересно в любом возрасте. Маленький принц – это воплощение всех лучших качеств человека. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Работаем по тексту:

Разве сердце может быть зрячим? Как поняли (объяснить) смысл этих слов?

А ещё есть в сказке такие слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как поняли эти слова?

Путешествия по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит: «Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!» - «А что для этого надо делать?» - «Надо запастись терпеньем»,- ответил Лис.

Может с этого начинается дружба?

Что значит быть терпимым по отношению друг к другу? Быть ответственным за друга?

Вернёмся к словам: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». «Ты» - значит, Серёжа, Дима, Кирилл, Алина, Света, любой из вас отвечает «за всех» (за других, близких тебе). Значит, нельзя быть одиноким, надо дружить. «Люди забыли эту истину», но нам забывать нельзя.

Вспомним(найдём)ещё одно замечательное высказывание Лиса: «Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

Кто эти люди? Какие люди могут не понимать такой простой истины?

(Эти люди с чёрствым сердцем, люди, не привыкшие думать. Автор конкретно не называет имена, а употребляет неопределённое местоимение: некоторые.)

Так что же нужно для настоящей дружбы? (Терпение и терпимость)

Чтобы дружба была хорошей, крепкой, что ещё нужно, чему ещё учит Лис Маленького принца? (Уважение, любовь, сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, нежность, внимание…). (Затем говорю детям, что такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем.)

Чтобы понимать друг друга, быть терпеливее друг к другу, учит нас этому ещё один эпизод в сказке. «Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов». Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него.

Останься, я назначу тебя министром.

Но ведь здесь некого судить.

Тогда суди сам себя…Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

Анализируем этот эпизод. Но почему я заостряю внимание на нём? Мы сталкиваемся с тем, что дети активно проявляют нетерпимость к недостаткам товарищей, осуждают друга. А себя не умеют критиковать. Это им недоступно. Вот и обращаю внимание на то, что нужно уметь себя критиковать, давать оценку своему поведению. Говорю о самовоспитании и его роли в жизни человека. Работаем над проблемными вопросами: «Что труднее, себя критиковать или товарища? Поставьте себя на место обиженного, как вы себя будете чувствовать?»

Анализируя дальше сказку, разбираем такие понятия, как честолюбие, тщеславие, хвастливость. Уточняем лексическое значение слов по словарю (предварительное домашнее задание проверяю). Затем обращаемся к тексту:

О, вот и почитатель явился! – воскликнул честолюбец, ещё издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

А когда Маленький принц попробовал задать честолюбцу вопрос, тот его просто не услышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

А. И. Куприна

Вновь возвращаемся к разговору о терпимости, также тактичности, закрепляемте нравственные понятия, над которыми уже задумывались на других уроках литературы.

На уроке внеклассного чтения в 5 классе мы читаем рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Работая по содержанию рассказа, объясняю, что такое такт. Это когда человек умеет подойти к другому. Сердцем, умом он понимает, что человеку плохо, и предлагает свою помощь. Он не настаивает на своём, не насмехается над бессилием, не злится сам, не говорит лишнего, а идёт помогать. Так доктор помогает семье Мерзаловых по долгу врача и по долгу совести, сочувствуя, сострадания, милосердия. Обращаем внимание на то, что доктор не называет свою фамилию. Пытаемся понять: почему он так поступает? (Скромность, ненавязчивость, тактичность)

На уроках использую индивидуальные и групповые задания, инсценировки. Так к уроку внеклассного чтения в 5 классе «Шуми, шуми, зелёный лес!» группа детей получили опережающее задание: представить свой лес в определённое время года. Ребята готовили своё сообщение. Пятиклассники «увидели», как красив лес в любое время года! Почувствовали красоту леса и смогли объяснить в своём рассказе такое чувство, как любовь к лесу.

Отправляясь путешествовать по календарю природы, дети читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями. Таким образом, в ходе игры у ребят развивается чувство любви, бережливости, внимания к природе. Учатся видеть не просто лес, а видеть друга в лесе. Дети понимают, что только чуткое, бережное отношение к природе позволит им насладиться её красотами, проникнуть в её тайны. Чтобы разобраться в своих чувствах, помочь детям, я читаю вместе с ними стихотворение И. С. Никитина «Лес».

Работая с детьми на уроке по теме: «Шуми, шуми, зелёный лес!», я обращаю внимание на слова в 10ой строфе стихотворения:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,..

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

Как поэт относится к лесу? – спрашиваю детей.

Какие строки доказывают дружбу, любовь поэта к нему? Каков лес для поэта? (Лес для поэта друг, но дружба бывает разная. Лес для него как старший, сильный друг – «шум твой величавый»). Поэт любит лес («как я любил…», «И вот я снова прихожу к тебе…»).

Но только ли дружба, любовь, красота, мощь леса в этом стихотворении? Что ещё мы должны помнить, к какому выводу должны прийти? (Сохранить красоту леса для будущего поколения, чтобы через десятилетия вы могли бы сказать: «Шуми, шуми, зелёный лес!»)

Итак, любить и дружить, беречь и защищать надо не только людей, но и природу, которая помогает жить.

На одном из уроков литературы мы обращаем внимание на такие понятия, как боль за других, чувство сопереживания, сочувствия, тревога за родных, близких. Примеры берём из произведения А. Г. Алексина «Самый счастливый день» (6 класс).

Увидев родителей в ссоре, мальчишка пытается их помирить. Парень знает, что радость и горе сближает людей, и пытается сначала воздействовать на родителей радость, предпринимает усилия: делает уборку в квартире, зарядку…И идёт на отчаянный шаг: он решил «объединить их при помощи горя». Неумело, по-мальчишески тактично, он спасает свою семью, открывает папе и маме глаза на лучшие качества их характеров, помогает преодолеть размолвки и ссоры. Сколько доброты, нежности и внимания к близким у мальчика! Дети зачитывают цитаты, высказывают своё мнение.

Позже мы рассматриваем на другом уроке такие понятия, как доброта, совесть, помощь, благородство, стыд, равнодушие. «Цель добра начинается с малого – с желания добра близким»,-писал Д. С. Лихачёв в «Письма о добром и прекрасном». Эти слова я зачитываю на многих уроках литературы в 5-ом классе. Обращаюсь к детям: «Почему мы говорим: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»? (Мы желаем добра и здоровья.)

На уроке внеклассного чтения в 5-ом классе по сказке Т. Александровой «Светофорчик» очень важно было найти основную мысль в произведении и зачитать цитату. После беседы по содержании сказки ребята быстро нашли ответ на поставленный вопрос: «Я хотел быть добрым ко всем, но чуть не погубил всех. Лучше иногда сказать «нет», чем всегда «да».

Говоря о нравственных понятиях, учу различать не только зло, но и добро, но и понимать различие добра. Дети понимают и говорят, что добро бывает разное: «Дал списать – добрый, а не дал – плохой». А это не так. Это зло, это не помогает ученику, а унижает его.

Также вопросы нравственности раскрываем на внеклассном мероприятии (6-7 классы) «Суровые холода детства» (по книге А. Лиханова «Последние холода»), которое проводила как литературный салон. Зачитываю эпиграф: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Приведите примеры доброты.

Разбираем эпизод из рассказа, как Кирилл Пухов просил прощения у дедушки. Читаем стихотворение С. Острового «Слово о равнодушных».

Далее шёл разговор о том, как важно, чтобы слово, которым воспитывает человек других людей (на примере дедушки), не расходились с его делами. Зачитываем строки из книги о жизни генерала Н. Б. Иванова. Высказываем своё мнение по главе «Кладовщик», из которой узнаём, что бывший генерал, дедушка, работает на складе, выручает другого дедушку. Здесь же, в литературном салоне, мы обращаем внимание на такие понятия, как благородство, совесть, боль за других, сочувствие, сопереживание. Дети инсценируют эпизоды из книги «Последние холода». А конце мероприятия дети ответили на вопрос: «Чему учат книги А. Лиханова? Что я взял для себя с этой встречи?» Ответы были разные:

Доброта делает человека красивым внешне и внутренне.

Нужно заботиться о дедушках и бабушках.

Нужно слышать и слушать взрослых.

Нужно помогать всем, особенно тем, кто попал в беду как Вадим и Маша

Нельзя заслуги деда перенимать на себя, как это сделал герой в повести «Мой генерал».

Нельзя злиться на друзей и т.д.

Пришли к выводу, что «человек должен подниматься над самим собой, над своими заботами и думать о смысле своей жизни». Дурное и мелкое забывать, а помнить о доброте, так как умная доброта располагает к себе людей. А если будет рядом много друзей, то человек будет счастлив.

Зачитываю слова о важном, которые нужны для энергичных, неудержимых ребят из книги Я. Корчака «Правила жизни»: «Один вспыльчивый, легко впадает в гнев, другой редко злиться, один умеет хоть немного, да владеть собой и сдерживаться, другой сразу приходит в неистовство, словно убить хочет. Про таких ребят говорят: «Раб своих страстей». Правильно говорят: тот, кто не умеет сам себе приказать: «Перестань!!, у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведёт его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а ты научись быть господином собственных мыслей и чувств».

Дети приходят к правильному выводу, что герой был не прав по отношению к Кириллу Пухову (Газовый Баллон). Нужно уметь сдерживаться, а не злиться, как это было с героем в романе «Мой генерал».

Читая с учениками сказку Оскара Уайльда «Мальчик – звезда» (5 класс), искали ответы на вопросы: «В чём истинная красота человека? В чём заключается ответственность человека за свои слова и поступки?» Дети приходят к выводу, что у Мальчика-звезды нет «тёплых» чувств, сердце каменное, он не понимает, что такое сочувствие, неблагодарность, беспрекословное повиновение, зло, жестокость. Радостно было, что дети говорили о внутренней красоте, которая является сокровищем для любого человека, чего не было у Мальчика-звезды. «Он красив, но жесток к людям, у которых живёт, жесток к своим сверстникам. И самое страшное – он прогнал мать от себя. И был наказан». «Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества».

Разговор на уроке заканчиваю такими вопросами:

Почему Мальчик-звезда изменился? В чём его изменение?

(Изменения во внешности подготовлены изменениями во внутри, так как жестокость отражена на лице. «Он плакал, страдал и научился страдать.)

Когда человек может стать некрасивым? (Во время болезни, страданий, злобы, жестокости- это внутренняя грязь; некрасивыми могут быть чувства, поступки и по этой причине люди теряют привлекательность)

Что больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям.)

Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определённые моральные понятия, я перевожу разговор и на определённые навыки поведения. Домашнее задание предлагаю в форме мини-сочинения: «Кто из героев мне ближе и почему?», «Всегда ли я понимаю друга?», «Чему научила меня книга…(имя автора)?» Иногда выполняем творческую коллективную работу: составляем диафильм (рисуем и подписываем кадр); сочиняем свои произведения (стихи, сказки).

Конечно, иногда бывает трудно «достучаться» до сердца маленького шалуна, злюки, задиры, тогда я вспоминаю слова И. Токмаковой из сказки «Счастливо, Ивушкин»: «…если отнестись с добром, в нём проснётся тёплый солнечный зайчик, и ответит добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. А если человек делает плохо – не сердись, не обвиняй его. Просто солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как всё буде хорошо».

Не сразу просыпается солнечный зайчик, но надо его разбудить. Как? Беру примеры из художественной литературы. Анализируя тот или иной эпизод, учу детей видеть доброе, прекрасное в человеке. На примере героев из литературы воспитываю в детях общечеловеческие ценности.

Хорошие взаимоотношения в семье, понимание, ласка, любовь, доброта делают человека лучше. Литература помогает развивать эти и другие нравственные качества в ребёнке.

Красиво говорят горцы: «Продай поле, дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». Человека, у которого «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов).

И что бы то ни было, нужно ребёнку лучше понять и глубже постичь назначение человека, тогда ему легче будет найти своё место в жизни. А для этого нужно видеть в человеке человека. Раскрывать, раскрывать и ещё раз раскрывать на примере литературы и жизни, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, так как он (человек) знает (должен знать), что такое честь, совесть. долг, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, стыд, жестокость, эгоизм и т.д. Эти понятия должны вырабатываться в повседневной жизни, а не только на уроках литературы. А нравственный опыт, накопленный родом, требовал закрепления и систему запретов, табу. Это табу помогало и помогает расти нравственной личности. Табу на всё отрицательное, плохое делает человека прекрасным. Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок растёт в собственных глазах и становится лучше, прекраснее.

Литература

    Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, 2009

    В.Л. Александров. Твоя союзница, учительница. М., Просвещение,1989г.

    Леонид Вукулов. Поговорим об истинных ценностях. М., Просвещение, 1992г

    Л. Г. Каменецкая Чувства добрые пробуждать. (Б-ка учителя русского языка и литературы). Киев, Радяньска школа, 1990г.

    И.К. Кузьмичёв. Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение,1980г.

    И.К. Кузьмичёв. Нравственные основы советской литературы.М., Просвещение, 1986г.

    Я. Корчак Воспитание личности. М., Просвещение, 1992г.

    Г.П. Лазаренко. Принципы и технология литературного образовния школьников. Ж. Литература в школе, №1,1996г.

    Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М., Детская литература,1988г.

    А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.

    А.В. Хуторской. Технология Ж. Школьная технология, №4, 1998г.