Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности. История рукоделий: вологодские кружева Кто сейчас занимается этим промыслом

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.

Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных. Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы. И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора

Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.

Что необходимо:

  • коклюшки;
  • нитки;
  • наполненный опилками валик;
  • плетешок;
  • пенопласт;
  • миллиметровая бумага;
  • сколок;
  • иголки;
  • крючок.

Ход работы:

  1. Из пенопласта вырезать основу.
  2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
  3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
  4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
  5. В верхний из торцов вколоть иголки.
  6. Навестить на них пары коклюшек.
  7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
  8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
  9. Зафиксировать в нижней части ручки.

Галерея: Вологодское кружево (25 фото)




















Как ткут вологодские кружева (видео)

Сколки вологодского кружева для начинающих

Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.

Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.

Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.

Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно

Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.

Ход работы:

  1. Сначала набирается девять воздушных петель.
  2. Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
  3. Делается для фестона пять воздушных петелек.
  4. После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая

Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.

Шарф из кружева своими руками

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница

Что необходимо:

  • отрез любой ткани;
  • кружево;
  • нитки;
  • ножницы;
  • иголка.

Ход работы:

  1. Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
  2. Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
  3. Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
  4. Наметать со всех сторон заготовку.
  5. Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
  6. Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.

Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.

Вологодское кружево: история искусства

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.

Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.

В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.

Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века

Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.

В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».

В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.

Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих

Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.

Ход работы:

  1. Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
  2. Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
  3. После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
  4. Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
  5. Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
  6. Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.

Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.

Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

История вологодского кружева

("Пыльник" для плетения )

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

  • косынки ;
  • шарфы ;
  • платки ;
  • кофты ;
  • воротники ;
  • салфетки ;
  • перчатки и т.д.

Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.

Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.

Техника выполнения

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

Русские кружева - самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом "кружево". И это неспроста - история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак - знакомимся: вологодские кружева!

А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И - Вологда!

Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому... отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения - летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.

Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.

Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним - по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.

Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.

На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.

В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.

По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к "сцепным" кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными "сцепками" и "решетками", выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.

Но были и мастерицы - "мерницы", которые плели т.н. "парное" или "мерное" кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.

Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты - ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.

Долгое время в Вологде преобладало парное кружево, оно составляло примерно 2/3 всего объёма выпускаемой продукции. Большой вклад в развитие сцепного кружева внесли мастера открывшейся в Вологде в 1928 году кружевной школы (ВКШ). Так в 1930-е годы художником Анной Александровной Перовой-Никитиной и инструктором производственного обучения Капитолиной Васильевной Исаковой было разработано более 100 решёток для сцепного кружева. Это изобретение изменило внешний облик сцепного кружева: оно стало ажурным, так как решётка теперь могла выполнять лидирующую роль в рисунке. Кроме того, именно этим способом можно было создавать изделия, комбинированные с тканью, большие крупные предметы, сшитые из многих частей.

В 1936 г. при "Волкружевосоюзе" (была такая организация!) создается художественная лаборатория, где многочисленные кружевницы и художники над ассортиментом, качеством, технологией плетения кружевных изделий. Общие для всего вологодского кружева приемы, в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы самой К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно "Олени", созданное в 1968 году.

Большой вклад в развитие промысла внесла А.А.Кораблёва, сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Ею были созданы крупные сшивные произведения, ставшие этапными в развитии отрасли: панно "Домик в Гори" (1949 г., к юбилею И.В. Сталина), занавес "Юбилейный" (1954 г., к 300-летию воссоединения Украины и России), занавес "Русские мотивы" (1958 г., на Всемирной выставке в Брюсселе он по праву получил высшую награду "Гран-При"), панно "Спутник" (1959 г.), панно "Аврора" (1970 г.), панно "Стройки Москвы" (1970 г.) и др.

Еще одно известное в Вологде имя - В.Д. Веселова, родившаяся в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. А самая известная работа внучки - скатерть "Ладья", в ней мастерица воплотила и поэтичность образа, и завершенность рисунка и свое мастерство кружевницы.

Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть "Снежинка" (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение "Снежинка", созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.

Работы этих мастериц, как и десятков других, представлены в открывшемся в Вологде Музее кружев. Если вам посчастливится побывать в этих краях - непременно загляните туда. Не пожалеете. Ведь Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

При подготовке использованы фотоматериалы сайта "Вологодские народные промыслы".

"Невеста Севера". 2010 г. Авторы А.Н. Ракчеева, Ю.Е. Захарова, Е.Е. Марочко.

Сазонова Адель, ученица 5 «Р» класса ГБОУ СОШ №1354 г. Москва

Тема проекта: Вологодские кружева

Цели проекта:

Изучить историю данного вида промысла.

Узнать особенности изготовления вологодских кружев.

Задачи проекта:

Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам

Рассказать о возникновении и использовании вологодского кружева.

Кружево как неотъемлемая часть украшения отделки к платьям и белью.

Где сейчас используется вологодское кружево?

Методы работы : поиск, отбор и анализ информации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Глава 1. Вологодское кружево

Заключение.

Список литературы

Глава 1. Вологодское кружево

1.1. Вологодское кружево как вид русского кружева.

Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках). Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки, особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах. Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами и т. д.

Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону. Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда - Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, - все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.

Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой - скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.

Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы - В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

Вологодское кружево сегодня - это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» - постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.

1.2. Развитие кружевного промысла на Вологодской земле .

На Севере кружево появилось, вероятно, не ранее второй половины ХVI века, со времени открытия «северного морского пути», когда Вологда становится крупным торговым центром, и в город приплывают иностранные корабли из Европы с товарами, в том числе и кружевными. В ХVII веке заграничное кружево в страну поступает в большом количестве. Оно становится любимым украшением одежды и предметов быта, символом богатства, знатности и состоятельности. В музейном собрании Вологодского музея самые ранние сохранившиеся кружева относятся также к ХVII веку, выполнены они из золотых и серебряных нитей.

В ХVII же веке на Руси было организовано производство металлических кружев, сначала в Оружейной палате, а позднее плести золотные кружева стали в женских монастырях, особенно в тех, где было развито искусство лицевого шитья. Есть сведения, что кружево изготовляли также и в крупных ремесленных ювелирных центрах, таких как Сольвычегодск.

Металлические кружева выплетали из пряденых, а также кручёных золотых и серебряных нитей. Прочность и упругость такому кружеву придавали шёлковые или льняные нити, на которые плотно наматывались металлические. Цена кружева определялась по весу (золотники), а не по сложности и качеству работы. Металлическое кружево (золотное) нашивали на одежду из плотных дорогих тканей, ими украшали церковные предметы и одежды священнослужителей. Распространенными узорами металлического кружева были геометризированные розетки – «репья», «гребешки» – мотивы в виде вееров, волнистые линии – «речки», квадраты, поставленные на угол, («денежки»), прямоугольные углы, вписанные друг в друга (в народе этот узор получил название «кораблик») и тюльпанообразные цветочные мотивы. В ХVIII веке в металлическое кружево стали вводить цветную бить, что было исключительно русским приёмом.

В конце ХVIII века спросом в стране пользуются нитяные кружева, которые поступают из западноевропейских стран. Популярны были фламандские, брюссельские, голландские кружева, французские «малин», «шанталь», «брабант», названные так по названиям провинций, где сформировались центры кружевоплетения. Мода на кружева способствовала появлению в стране кружевных мастерских при дворянских и помещичьих усадьбах. В начале ХIХ века в Вологде были также организованы первые кружевные фабрики. Известность получила кружевная фабрика В.А. Засецкой, образованная в 1820 году в селе Ковырино под Вологдой. За образец принимались модные в то время узоры иностранного происхождения, чаще всего немецкие.

Долгое время плетение кружев была домашним занятием. С первой четверти ХIХ века искусство кружевоплетения на вологодской земле складывается в промысел. В 1840-х годах вологодская кружевница Анфия Фёдоровна Брянцева изобрела своеобразную технику плетения штучных изделий, которая получила название «вологодский манер». Дочь её Софья Петровна считалась «первой кружевницей Вологды», в 1840-60-х годах она обучала новому способу изготовления кружевных изделий жительниц Вологды и окрестных деревень. После отмены крепостного права (1861 г.) плетением кружев начинают активно заниматься крестьянки в Кадниковском, Вологодском, Грязовецком уездах. Вологодским земством была предпринята попытка ввести плетение кружев в Тотемском, Велико-Устюжском, Вельском и Усть-Сысольском уездах. В Усть-Сысольском уезде кружева плели только в Нювчимском заводе местные крестьянки, но рисунки и нитки им высылали из Вологды. Однако кружевное ремесло в этих центрах не заняло ведущего места и просуществовало недолго. Основные центры сформировались около Вологды и в западных районах области. Кружево вологодских мастериц отличалось богатым разнообразием узоров, получивших в народе поэтические названия: меленка, ключики, черепашка, веерок, фарфорики, гусиные лапки, морозы, звёздочки, паучок, устьянская тёрка, банты, роза и т. д. Орнаменты большей частью строились из простых или сложных геометрических форм: «городчатых» ромбов, крестов, квадратов, «гуськов», овалов, зигзагов, перекрещенных крючьев, звёздочек из насновок. В кадниковском кружеве часто встречаются геометризированные изображения птиц, стоящих по сторонам древа, «птиц-пав», двуглавых орлов. Все эти узоры характерны для мерного парного кружева, а растительные формы из ветвей и цветочных мотивов были развиты в сцепном кружеве.

Со строительством железной дороги Ярославль – Вологда (1872 .), а позднее и Вологда – Санкт-Петербург (1906 г.) кружевной промысел распространяется особенно быстро. Кружева плели в самых разных слоях населения: крестьяне, мещане, монахини, а также женское население из семей священнослужителей. По статистическим данным в 1912 году на Вологодскую губернию приходится 39,5% всех кружевниц России. Однако заработки кружевниц были низкие - 20 коп. в день. Заработок в 25 – 30 коп. считался уже большим. Кружевницы, которые могли делать сколки и продавать их, зарабатывали чуть больше. Интенсивное освоение кружевоплетения населением Вологодской губернии привело к активному использованию детского труда. Труд девочек составлял 20% от всего количества мастеров, занятых в производстве (10), мальчиков в возрасте от 7 – 15 лет (11) было 0,9 % от общего числа.

1.3. Кружево как неотъемлемая часть отделки к платьям и белью.

Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружево союзе. В 30-е годы прошлого века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки. Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.

Заключение.

Изучая материал к этой проектной работе, я узнала много нового о вологодском кружеве, а также о других видах народного художественного промысла. Недавно я была на Родине вологодского кружева, и мне там очень понравилось. Мы сами плели кружево коклюшками и в конце экскурсии смогли приобрести коклюшки и рисунок для сплетения.

Исполнитель проекта: Сазонова Адель ученица 5 «Р» класса Руководители проекта: Королёва О.О., учитель русского языка и литературы Яринич Л.В., учитель информатики Вологодские кружева

Изучить историю данного вида промысла. Узнать особенности изготовления вологодских кружев. Продолжить русские традиции и сохранить доступными средствами художественное наследие прошлых веков. Цели проекта

Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам Рассказать о возникновении и использовании вологодского кружева. Кружево как неотъемлемая часть украшения отделки к платьям и белью. Содержание элементов вологодского кружева. Где сейчас используется вологодское кружево? Задачи проекта:

Волого́дское кру́жево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках). Распространён в Вологодской области.

Подушка-валик Для изготовления вологодского кружева требуются: Коклюшки - можжевельниковые или березовые Булавки

Узор. Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. История В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000

В 30-е годы прошлого века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность.

До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья Основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

Элементы вологодского кружева Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.

Выбрав один из известных мотивов (фигуру в виде угла, наклонную полоску с загнутыми концами, прямоугольник), создали бесчисленные вариации его расположения в сочетании с немногими другими элементами. Элементы вологодского кружева

В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой.

3 ноября 2010 года в Вологде на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная - 600 м².

Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki http://vologdalace.ru/ http://www.cultinfo.ru/decor/material/krugi/ Книги: 1. Вера Дмитриевна Веселова. Кружевница 2. Ельфина-Пантелеева Виктория Николаевна 3. Журнал «Коклюшка» 4. Галерея вологодских кружевниц Список литературы

– древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно еще древним грекам и египтянам. В конце XV – начала XVI века оно получило широкое распространение на территории Европы. Италия долгое время занимала первое место в этой отрасли, но спустя какое-то время ей пришлось уступить лидерство Франции и Фландрии .

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII в. В Ипатьевской летописи говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.


Самые ранние образцы российского кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов , а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка . Также применяли их и для отделки церковной утвари.


При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей – 250 кружевниц , для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре – неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружево (фрагмент)

Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево. Искусницами в этом деле прославились и женские монастыри . К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Вологда, Ростов, Галич, Калязин, Торжок, Балахна, Рязань.


Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), распространённый в Вологодской области.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен , отбеленный или суровый.


В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Мавзолей”

Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20-х годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Звезда”

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Этому способствовало несколько обстоятельств: после того как отменили крепостное право у крестьян стал более свободный выбор рода занятий, повысился спрос на кружева.

Их производство приносило крестьянским семьям дополнительный доход.

Очень важным оказалось и то, что материалы нужные для плетения кружева были недороги . Мастерицам не требуется, специально оборудованного помещения. Кружевницы могли заниматься этим ремеслом в свободное от труда на земле время.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. XX века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 году было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников (А. А. Кораблёвой, М. А. Гусевой и др.).


Кружево “Лукоморье” (фрагмент)

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды:

– на выставке в Брюсселе 1958 году они были награждены золотой медалью кружевной вологодский занавес «Русские мотивы»;

– в 1925 году получили золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже;

– в 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При.


В 1964 г. в Вологде создали кружевное объединение «Снежинка» . Свое название оно получило по знаменитой скатерти «Снежинка» работа В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева . В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.


Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодском музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Статья о Музее кружева в Вологде находится