Влияние компьютера на здоровье детей: как уберечь наших малышей от вредного воздействия? Как компьютер влияет на здоровье и психику ребенка

Ещё десять лет назад всеобщая компьютеризация была мечтой многих. Сегодня повсеместное распространение компьютеров приобрело реальность. Результатом сбывшейся мечты стала ранняя компьютеризация детей. Уже в два года малыш тычет в клавиатуру пальцем и водит курсор мыши.

Современные дети начинают смотреть в экран монитора раньше, чем ходить, бегать, рисовать и играть в игрушки.

Но для многих родителей остался открытым вопрос – как взаимосвязаны компьютер и здоровье ребёнка? Насколько безопасно раннее знакомство с вычислительной техникой?

Компьютер по сути является вычислительной машиной. Однако кроме логических построений и математических вычислений – это достижение цивилизации предоставляет возможности виртуального мира: игры, сетевое общение.

С одной стороны, мы и наши дети получили возможность пользоваться огромным объёмом информации, обозревать другие страны и общаться со всем миром без ограничений. С другой стороны, поток информации так велик и неразборчив, что встаёт вопрос о качестве того, что ребёнок видит, читает и воспринимает благодаря экрану монитора и интернету.

Компьютер оказывает многостороннее влияние на человека любого возраста. Влияние интернета и вычислительной техники на ребёнка проявляется значительно сильнее, чем на взрослого. Это связано с особенностями детской психики – открытостью и восприимчивостью, стремлением подражать и повторять.

Вычислительная техника, ставшая современным средством образования и общения влияет на:

  1. Физическое здоровье и тело;
  2. Психику и поведение;
  3. Мышление и образование.

Рассмотрим особенности компьютерного влияния на детей.

Системный блок и дисплей монитора имеют характерное электромагнитное излучение, формирует повышенный радиационный фон. Низкочастотное излучение при постоянном пользовании компьютером (не зависимо от того, играют ли на нём или набирают текст) воздействует на ребёнка. В результате электромагнитной радиации появляется раздражительность, усталость, головная боль. Кроме того, повышенный радиационный фон способствует мутации клеток, а значит, увеличивает вероятность развития злокачественных образований.

Ещё одно неблагоприятное влияние на ребёнка проявляется в перенапряжении зрения. Многие мониторы работают в режиме мерцания. Кроме того монитор имеет большую яркость. При работе или просмотре видео взгляд зрачков фиксируется на экране, мышцы аккомодации постоянно напрягаются.

Перегрузка мышц аккомодации формирует сначала ложную, а затем настоящую . При компьютерном обучении перегрузка глаз формируется даже на качественных мониторах, у которых цвет приближен к естественному и нет мерцания

Если обучение происходит без экрана монитора, глазные мышцы периодически отдыхают. Ребёнок меняет направление взгляда, смотрит на доску, стену, парту, учебник. Смена напряжённости в глазных мышцах не позволяет им перегружаться.

С популяризацией компьютеров частота заболевания близорукостью среди детей увеличилась с 12% до 55%. Такая тревожная диагностика заставляет задуматься и пересмотреть подход к современному обучению.

Длительное сидение за экраном монитора в неизменной позе формирует застойные явления и малоподвижность. Слишком увлечённые компьютером дети начинают отставать в физическом развитии, приобретают сутулость, воспаления и лишние килограммы. Застой внутрисуставных жидкостей формирует остеохондроз. Старческие проблемы с опорно-двигательным аппаратом приобретают молодость и диагностируются у детей школьного возраста.

  • Рекомендуем к прочтению:

Психика и поведение

Мощное влияние оказывает компьютер на психику и поведение ребёнка. Играя в компьютерные игры, малыш перестаёт адекватно реагировать на реальный мир. Снижается оценка опасностей и значимость человеческой жизни. Иногда дети отождествляют реальность с компьютерной игрой, где в запасе есть как минимум десять жизней.

Подавляющее число детей идут на неоправданный риск, демонстрируя свою смелость и независимость (прыгают с мостов и крыш многоэтажек, перебегают дорогу перед автомобилем).

  • Это интересно: ,

Появляется наплевательское отношение к себе и своему телу, формируется неряшливость во внешнем виде. Все интересы сосредотачиваются на нереальном сетевом мире – играх и общении. Реальный мир – школа, друзья, тренировки, победы и достижения – теряют смысл и перестают быть целью.

Регулярное сетевое общение через интернет (Контакт, Одноклассники) ведёт к потере навыка живого разговора. Ребёнку становится сложно объясниться вживую, познакомиться в человеком, задать вопрос в транспорте. При дальнейшем развитии проблемы у ребёнка появляются трудности с общением, сначала разрушаются взаимоотношения с родителями, а после — с ровесниками.

Мышление и образование

Пожалуй, единственное благоприятное влияние компьютер оказывает на развитие логического мышления. Машина учит структурировать информацию, быстро вникать в суть вопроса, мотивирует ребёнка овладеть новыми знаниями, скоропечатанием, скорочтением. Благодаря бездонному количеству информации, компьютер прочно вошёл в процесс обучения, заменил собой библиотеки, рефераты, газеты и другие источники новых сведений.

  • Очень интересно почитать:

При этом в поиске информации ребёнок не защищён от негативных источников: порнографических сайтов, сцен насилия и жестокости. Имеющиеся фильтры не в состоянии оградить детскую психику от демонстрации насилия и секса через интернет. В этом ещё одна проблема ранней компьютеризации детей.

Профилактика

Влияние компьютера на ребёнка многогранно, имеет больше минусов, чем плюсов. Учитывая всеобщее распространение вычислительной техники, необходим строгий родительский контроль при раннем знакомстве ребёнка с компьютером и интернетом. Что смотрит сын или дочь и в течении какого времени он (или она) находится возле компьютера.

Решил затронуть эту тему. Еще совсем недавно такая техника была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети.

Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Вот, например, мой трехлетний сын, играя всего лишь на детском компьютере, за пару недель выучил весь алфавит, в то время, как мои стандартные занятия с букварем не принесли должного результата.

Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.

Компьютер может оказывать такое негативное воздействие, как и телевидение. Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.

Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике. Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.

Утомляемость

Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Компьютерная зависимость

Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками.

Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали.

А вот японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

Нарушение детского кругозора

Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным.

В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла.

Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д. Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

Воплощение игры в реальность

Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Влияние компьютера на ребенка негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий.

Детская агрессия и жестокость

Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу.

Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез.

Неоднократно были случаи, когда дети стреляли в своих одноклассников и проходящих по улице людей. По статистке, больше всего стреляющих детей в США. Там же зафиксирован ужасный случай, когда 4-летний ребенок, достав из шкафа отцовский пистолет, выстрелил в свою няню, которую потом увезли на скорой. С трудом верится в то, что он смог сделать это осознанно. Скорее всего, такой сюжет он видел либо по телевизору, либо в компьютере.

Родительская невнимательность

В большинстве случаев родители, покупая ту или иную игру своему ребенку, не задумываются о ее содержании. В итоге они выбирают просто яркую обложку или руководствуются своими взрослыми желаниями, т.е тем, во что хотели бы поиграть сами. Хотя было бы полезным проверить то, во что потом будет играть ребенок. Детская психика очень восприимчива и не может критично оценивать увиденное.

Иными словами, то, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка сайт советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.

Детский эгоизм

Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества.

Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».

Неправильное восприятие мира

Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.

В свое время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов.

Нежелание общаться с реальными людьми

Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая.

Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

Трата времени

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

На заметку родителям

Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера. Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее:

  • Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером.
  • Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где лазит по интернету.
  • Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному.
  • Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
  • Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
  • Помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
  • Не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).
  • Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть.

Компьютер уже давно стал повседневной реальностью большинства людей, и в связи с этим знать о его влиянии на организм человека при работе за этим устройством должен каждый из нас. В СМИ и на просторах интернета можно встретить достаточно много противоречивых сведений о том, что этот атрибут современного человека способен вызвать различные жизнеугрожающие заболевания. Некоторые из них являются мифами или сильно преувеличены, часть – находится на стадии исследований и утверждать, что это правда, пока невозможно.

В этой статье мы ознакомим вас с основными достоверными фактами о возможном влиянии компьютера на те или иные системы и органы, расскажем о тех мифах, которые будоражат умы взрослых, заботящихся о своем здоровье, и родителей детей разных возрастных групп, переживающих за полноценное развитие своего ребенка. Эта информация поможет вам вовремя предпринять меры по предупреждению целого ряда недугов. Помните о том, что при рациональном и правильном использовании компьютера это устройство приносит человеку гораздо больше пользы, нежели вреда.

Мифы

Некоторые исследователи утверждают, что долгая и возбуждающая нервную систему работа с компьютером, длительное «общение» с агрессивными персонажами видеоигр или прочтение будоражащей психики информации может приводить к развитию эпилептических припадков. Этот факт выявлялся многими учеными, но пока не был окончательно доказан, т. к. такое последствие определяется только у некоторых групп добровольцев, согласившихся на участие в таких исследованиях.

Профессор Мори из японского Колледжа естественных и гуманитарных наук университета Нихон (г. Токио) провел подобное исследование на группе волонтеров 6-29 лет. Для этого он исследовал данные их электроэнцефалограмм (ЭЭГ), которые отражают показатели возбуждения и оживления нервной системы предлобной доли головного мозга и показатели альфа-ритмов, фиксирующиеся в состоянии покоя испытуемого и отображающие состояние его глубинных уровней расслабления.

Испытуемые были разделены на четыре группы:

  • Видеоигроки, проводящие за игрой от 2 до 7 часов в сутки;
  • Полу-видеоигроки, проводящие за игрой до 2 часов в сутки;
  • Пользователи компьютера, занимающиеся созерцанием фото или просмотром фильмов;
  • Люди, не пользующиеся компьютером.

В результате исследований профессор Мори выявил, что наибольшее негативное влияние на головной мозг испытуемых оказывали именно видеоигры. «Видеоигроки» отмечали, что они стали чаще раздражаться, и их концентрация на общение с окружающими значительно снизилась. Данные электроэнцефалограммы в этой группе волонтеров свидетельствовали о том, что у испытуемых из группы «Видеоигроки» показатели возбуждения и оживления нервной системы предлобной доли головного мозга (или бета-ритмы) были значительно снижены. Этот факт указывает на то, что их предлобные доли мозга были почти не задействованы даже в то время, когда они не играли в видеоигры.

Таких низких показателей в функционировании головного мозга не было выявлено в оставшихся трех группах. Этот факт указывает на то, что именно видеоигры способны существенно ухудшать слаженную работу нервной системы. Однако ни у одного из испытуемых на электроэнцефалограмме данные о эпиприпадках зафиксированы не были.

Подобное исследование было проведено и на базе педиатрической больницы при университете в Галвестоне (штат Техас, США). Неврологом Уильямом Зингером было выявлено, что эпиприпадки при общении с компьютером выявляются только у детей, которые предрасположены к ним. Им же была разработана программа правил, которые способствуют снижению влияния вредных факторов, провоцируемых компьютерным устройством. Профессор Зингер порекомендовал родителям таких детей изменять расстояние от стула с ребенком до монитора компьютера. Оно должно зависеть от диагонали монитора и составлять не менее 60 см.

По мнению ученого, такая тактика помогает снизить эффект мерцания, который и провоцирует судороги у детей, предрасположенных к развитию эпилептических припадков. Такие же сокращения мышц наблюдаются у этих детей и при жаркой погоде. Профессор Зингер отмечает, что при отсутствии предрасположенности к развитию судорожного припадка мерцание монитора оказывает негативное влияние только на общее самочувствие и зрение.

Вышеописанные данные об исследованиях японского и американского ученых указывают на то, что компьютер не способен провоцировать эпилептические припадки у людей, не склонных к развитию эпилепсии. А это означает, что такое утверждение некоторых СМИ и интернет-ресурсов – миф.

Этот вывод подтверждается клинически доказанными данными о том, что работа с компьютером по специально разработанным методикам (развивающие игры, общение со сверстниками, обучающие программы по математике, физике и т. п.) могут способствовать более полноценному социальному становлению ребенка с эпилепсией.

Непроверенные до конца факты

В последние годы ученые многих стран мира все чаще проводят исследования, направленные на выявление влияния электромагнитного излучения, создаваемого всеми бытовыми и производственными электроприборами (в т. ч. и компьютерами), на состояние здоровья человека. Такое излучение концентрируется в пространстве вокруг прибора в виде электромагнитного поля. Часть электроприборов создает низкие по уровню электромагнитные излучения (например, холодильники), но некоторые устройства способны создавать более мощные электромагнитные поля. К ним относят и компьютерные мониторы.

Вредное воздействие таких полей на организм человека пока не полностью доказано учеными, но опасения об их возможном пагубном влиянии на состояние здоровья, работающих за компьютером людей, тоже пока достоверно не опровергнуты и не беспочвенны.

Ионизирующее излучение и компьютер


Соблюдая простые правила можно уменьшить негативное влияние компьютера на здоровье.

Доводы о том, что дисплей, внутри которого есть катодно-лучевая трубка, способная испускать незначительное количество рентгеновских лучей, может быть источником ионизирующего излучения, полностью опровергаются всеми исследователями в этой области. Это опровержение объясняется тем, что ионизирующее излучение эффективно экранируется стеклом самой трубки и не оказывает влияния на работающего перед монитором человека, а у жидкокристаллических мониторов оно еще ниже, чем у их предшественников.

Для полного исключения негативного влияния монитора компьютера на здоровье человека достаточно соблюдать следующие правила:

  1. Использовать жидкокристаллические мониторы.
  2. Располагать монитор в углу комнаты, т. к. стены будут дезактивировать ионизирующее излучение, которое проникает через задние стенки корпуса дисплея.
  3. Выключать монитор в тех случаях, если вы не пользуетесь им.
  4. Использовать специальные защитные экраны (особенно тогда, когда возле компьютера находится ребенок).
  5. Монитор должен стоять не ближе, чем 60 см и более от работающего за ним человека (расстояние зависит от диагонали дисплея).

Электромагнитное излучение более низких частот и компьютер

Системный блок компьютера способен создавать электромагнитное излучение более низких частот, которое способно оказывать негативное влияние на функционирование организма. Кроме этого, некоторые модели таких устройств создают дополнительный шум, отрицательно сказывающийся на состоянии нервной системы человека.

Для исключения такого негативного воздействия рекомендуется соблюдать следующие правила по установке и эксплуатации системных блоков:

  1. Не устанавливать системный блок в спальнях или вблизи от спального места.
  2. Устанавливать системный блок как можно дальше от использующего компьютер человека.
  3. Выключать компьютер после завершения использования.
  4. Рационально использовать время, которое необходимо для работы с компьютером, не отвлекаясь на посторонние дела.
  5. Делать 10-15-минутные перерывы в работе через каждые 30-40 минут.

Основные факторы, связанные с работой за компьютером и оказывающие влияние на человека

При работе за компьютером и такими его последователями как ноутбуки, нельзя забывать и о тех негативных влияниях на здоровье, которые полностью доказаны учеными и врачами.

Основными такими предрасполагающими факторами являются:

  • постоянное сидячее и неподвижное положение;
  • значительное напряжение органов зрения;
  • нервно-эмоциональное напряжение;
  • значительная нагрузка на такие функции как внимание;
  • возможность выработки компьютерной зависимости;
  • пренебрежение к необходимости рационального питания;
  • необходимость находиться в месте, в которое компьютером притягивается большое количество пыли и бытовой грязи.

Факты

Заболевания сердечно-сосудистой системы и сахарный диабет

Частые стрессы, неправильное питание и гиподинамия часто приводят к нарушению функционирования сосудов, сердца и эндокринных органов. Впоследствии у человека могут развиваться различные патологии сердечно-сосудистой системы и нарушение функционирования , приводящие к развитию сахарного диабета.


Нарушения зрения

Длительная работа за компьютером и ноутбуками может приводить к развитию таких патологий органов зрения:

  • дисплейная болезнь (нарушение аккомодации глаза);
  • синдром сухого глаза;
  • близорукость;
  • дальнозоркость;
  • глаукома;
  • слепота (при наличии сопутствующих заболеваний, предрасполагающих к отслойке сетчатки).

Заболевания прямой кишки

Застой крови, вызванный длительным неподвижным положением при работе за компьютером, приводит к образованию геморроидальных узлов и развитию . При несоблюдении правил личной гигиены это заболевание может осложняться воспалительными гнойными поражениями прямой кишки – , .

Варикозная болезнь

Длительное неподвижное времяпровождение за компьютером в положении сидя приводит к застою крови в нижних конечностях и перерастяжению клапанов вен. Впоследствии стенки венозных сосудов становятся более растянутыми и менее эластичными, и у человека развивается . На определенных стадиях это заболевание может приводить к появлению трофических язв, тромбофлебитов и гнойных процессов кожи и мышц ног.

Заболевания кистей рук и локтевых суставов

Однообразные движения и необходимость удерживать руки в одном и том же положении приводит к появлению нервно-мышечных расстройств в функционировании нервов и мышц верхних конечностей.

Эти последствия длительного «общения» с компьютером приводят к развитию таких патологий:

  • нарушения координации движений пальцев (или заболевание RSI);
  • суставов кистей и локтей;
  • тендиниты (воспалительные заболевания) связок суставного аппарата кисти или локтевых сочленений.

Впоследствии вышеописанные заболевания могут становиться хроническими и приводить к значительному ограничению движений и деформации локтевых суставов и кистей.

Заболевания позвоночного столба

Длительное и неподвижное проведение времени за компьютером приводит к застою крови в области позвоночника и нарушению обмена веществ в тканях, окружающих его. На костях позвонков и связочном аппарате позвоночного столба скапливаются соли, которые впоследствии могут обызвествляться. Эти структурные изменения вызывают деформацию позвоночника и в дальнейшем могут приводить к нарушению в функционировании многих систем организма, т. к. измененные тела позвонков пережимают нервные окончания, отходящие от них и отвечающие за слаженную работу многих органов.

Основные патологии позвоночного столба при длительной работе за компьютером:

  • различных отделов позвоночника;
  • нарушения осанки: , и др.

Особенно часто такие нарушения выявляются у детей, подростков и работников, чья деятельность связана с постоянной работой за компьютером.

Заболевания нервной системы и психические отклонения


Регулярное длительное пребывание за компьютером приводит к переутомлению и истощению нервной системы.

Любая деятельность за компьютером – это интеллектуальная нагрузка, которая может приводить к перенапряжению нервной системы, а в частности – головного мозга. У человека могут появляться такие признаки этого расстройства:

  • шум в ушах;
  • чувство напряжения мышц лица и черепа;
  • раздражительность;
  • нарушения концентрации внимания;
  • нарушения памяти;
  • изменение качества сна и др.

Впоследствии такое хроническое переутомление приводит к нервному истощению, влекущему за собой развитие психических нарушений: депрессии, психозов и др.

Аллергические реакции и инфекционные заболевания кожи, органов дыхания и пищеварительного тракта

Работающий монитор и системный блок становятся причиной скопления в зоне рабочего места большого количества пыли, содержащей аллергены и раздражающей дыхательные пути, и микроорганизмов, некоторые из которых могут являться патогенными и вызывать различные инфекционные заболевания. Все эти факторы могут приводить к развитию следующих заболеваний и осложнений:

  • частые ;
  • аллергические реакции: ринит, конъюнктивит, ;
  • повышенная восприимчивость к возбудителям воспалительных заболеваний дыхательных путей, приводящая к развитию трахеитов, ларингитов, бронхитов, и др.;
  • инфекционные заболевания кожи, вызванные грибками, бактериями или вирусами;
  • инфекционные заболевания органов пищеварения (так называемые болезни «грязных рук»).

Патологии беременности и плода

Большинство ученых и акушеров-гинекологов пришли к выводам, что во время вынашивания плода организм женщины становится еще более восприимчивым к вредному влиянию работы за компьютером. Этот факт объясняется той мощной гормональной перестройкой, которая происходит в организме беременной и оказывает воздействие на все ее органы и системы.

При работе с компьютером у женщины с большей долей вероятности могут развиться следующие патологии беременности и заболевания:

  • близорукость и другие патологии органов зрения;
  • нервно-психические расстройства;
  • аллергические реакции и инфекционные заболевания;
  • геморрой;
  • варикозная болезнь;
  • артериальная гипертензия;
  • гипоксия плода и неправильное развитие плаценты, приводящие к угрозе преждевременного прерывания беременности.

Многие из вышеописанных факторов могут становиться причиной развития патологий плода и приводить к осложненному течению родов. Кроме этого, не стоит забывать, что электромагнитное излучение, исходящее от компьютеров и ноутбуков, может негативным образом сказываться на состоянии здоровья будущего ребенка. Пока этот факт не доказан полностью, но в большинстве развитых стран мира трудовой кодекс предусматривает для работающих беременных ограничение времени работы за компьютером или временный перевод женщины на другую должность.

Сегодня такая необходимая вещь, как компьютер, есть практически в каждой семье. Осваивание компьютера в дошкольном возрасте необходимо, ведь с его помощью дети активнее развиваются, но такое преимущество может испортить здоровье. И не только компьютеры – гаджеты всякой разновидности способы оказывать негативное влияние на зрение, здоровье и психику ребенка. Основные самые опасные моменты рассмотрим ниже.

Во время работы или игр за компьютером в первую очередь страдает зрение. Мониторам компьютера свойственна большая яркость и мерцание, от чего глаза испытывают увеличенную нагрузку. Кроме этого от глаз требуется повышенная концентрация на одном месте. Это всё приводит к усталости глазных мышц, а затем к ухудшению зрения. Ведь сначала просто устают глаза ребенка, со временем они начинают краснеть, ухудшается зрение и даже может начать развиваться близорукость.

Этого можно избежать, купив ребенку специальный стул для компьютера, подобранный под его рост. И еще нужно сократить время пребывания ребенка за монитором до 30-60 минут в день.

Правильная и ровная осанка

Помимо ухудшения от компьютера ухудшается осанка и появляется сутулость. В этом случае родителям и ребенку следует следить за осанкой и стараться всегда сидеть за компьютером прямо.

Спинные мышцы после длительного бездействия долго не в состоянии нормализовать работу позвоночника и полноценное кровоснабжение. Мышцы шеи и позвоночника постоянно перегружены, а другие вовсе бездействуют. Это приводит к появлению слабости, усталости, головной боли и даже к развитию остеохондроза.

Поэтому после работы за компьютером старайтесь прогуляться с малышом на свежем воздухе. Еще лучше, если ребенок поиграет в футбол или в «доганялки».

Как компьютер влияет на психику ребенка

Дети в школьном и дошкольном возрасте воспринимают компьютер, как игрушку. Но такое увлечение имеет две стороны – позитивную и негативную. Такие стратегические игры, как шашки и шахматы, помогают стратегически мыслить и развивать мышление. Также очень полезны различные головоломки и логические игры.

Компьютерных игр сейчас уйма, как браузерных, так и требующих установки на компьютер. Имеются ввиду стратегические игры, шутеры или action («стрелялки»). Они однозначно способны искажать действительность. Потому что в игре жизни можно восстановить за одно мгновенье. Последствием этого у ребенка постепенно может закладываться мнение, что и он обладает супер способностями. Это становится следствием нарастания агрессии и жестокости.

Здесь также требуется вмешательство родителей:

  • следите за тем, в какие игры играет малыш и, если считаете их не подходящими, то мягко объясните ребенку, почему ему следует прекратить игру;
  • не позволяйте ребенку играть за компьютером дольше положенного времени.

Положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на ребенка. Профилактика компьютерной зависимости и меры предосторожности использования Интернета.

Но, как говориться, «игра – это половина беды». В широком просторе интернета не только детей, а и взрослых, поджидают и другие ловушки. Бесполезное времяпровождение в социальных сетях, чатах, виртуальная дружба, обмен фотографиями (иногда даже вовсе не своими) приводят к тому, что у ребенка появляются проблемы в общении со сверстниками, он становится замкнутым, снижается интерес к своему внешнему виду, а в будущем ему будет сложно построить отношения с человеком противоположного пола.

Запрещать ребенку общаться с друзьями через социальные сети и чаты не нужно, если только это не занимает большую часть времени. Интересуйтесь дружескими отношениями чада, разрешите ему приглашать друзей домой. Так и Вы сами познакомитесь с ними, и ребенок станет меньше времени проводить в сети Интернет.

Половое воспитание

Интернет сегодня заменяет человечеству половину его жизни. Вместо полноценного общения люди переписываются в чатах или общаются с помощью видеозвонков; интернет-магазины заменяют шоппинг и т. д. И за любым ответом на какой-либо вопрос мы также обращаемся к поисковым системам. Точно так же поступают и дети. Интернет имеет некое влияние на половое воспитание ребенка. Но вот полученные ответы могут выглядеть не самым лучшим образом.

Любопытство ребенка не имеет границ, вот он и интересуется вопросами о том, как устроен человек и откуда берутся дети с помощью компьютера, стесняясь задать подобные родителям. Но неправильный подбор такой информации в сети Интернет оказывает негативное влияние на психику ребенка – в будущем у него может образоваться нетрадиционная ориентация и склонность к насилию.

Если ребенку дать полный и исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы, то ему и в голову не придет заходить на «подозрительные» сайты.

Будем же бдительны, перегибать палку не стоит. Есть много полезных моментов общения ребенка с компьютером, вначале нужно разобраться.

Профилактика компьютерной зависимости

Компьютер в современном мире необходим детям для образования. Но уберечь здоровье малыша можно, правильно организовав досуг ребенка. Еще один способ предотвратить отрицательное влияние Интернета – это обеспечить ребенку достаточно заботы и любви, потому что очень часто дети от непонимания и отсутствия полноценной эмоциональной жизни уходят в виртуальный мир.

Родителей должно интересовать не только физическое, но и моральное здоровье чада. Обязательно проводите регулярные разговоры с ребенком о его мечтах, проблемах, делитесь личными переживаниями и мечтами.

Но непременно нужно напомнить о том, что компьютер оказывает и положительное влияние, если его используют в целях образования.

В наш век информационных технологий многие дети уже с первых лет жизни знают, что такое компьютер. Хорошо это или плохо – на этот вопрос не может быть однозначного ответа. О влиянии компьютера на ребенка, о мерах безопасности при работе детей с компьютером – читаем ниже.

Влияние компьютера на ребенка: плюсы и минусы

Влияние компьютера на ребенка зависит, конечно же, от той информации, которую ребенок получает посредством компьютера. При использовании правильных, подходящих по возрасту развивающих программ и игр, влияние компьютера на ребенка может быть положительным. Ребенок узнает и запоминает новую информацию, развивается его логика, он учится построению причинно-следственных связей, совершенствует свою реакцию и внимание.

Отрицательное влияние компьютера на ребенка выражается в нескольких аспектах:

1. Влияние компьютера на зрение ребенка . Смена кадров и мерцание монитора, а также снижение частоты моргания при работе за компьютером создает огромную нагрузку на глаза. Перенапрягаются мышцы глаз, из-за пересыхания поверхности глазного яблока снижается острота зрения, появляется ощущение жжения в глазах, покраснение и раздражение. Для детей это особенно опасно – ведь их зрение еще только формируется.

2. Влияние компьютера на позвоночник ребенка . Так как ребенок сидит за компьютером довольно длительное время в одной и той же (и не всегда правильной!) позе, создается чрезмерная нагрузка на позвоночник, что ведет к постепенному разрушению межпозвоночных дисков (остеохондроз). Если же ребенок сидит еще и в неправильной, не физиологичной позе, это может привести еще и к развитию искривления позвоночника (сколиоз).

3. Влияние компьютера на кисти рук ребенка . Длительные однообразные движения рук, а также их неправильное положение при работе за компьютером часто приводит к микротравмам сосудов и мягких тканей кистей рук, что ведет к сдавливанию нервов. Симптомы такого состояния – покалывание, онемение, боль в пальцах рук. Если сдавливание нерва у ребенка происходит постоянно, это может привести к ухудшению подвижности кисти.

4. Влияние компьютера на психику ребенка . Даже если игра или развивающая программа выбрана правильно, длительное времяпрепровождение за компьютером утомляет ребенка: красочные, сменяющиеся кадры, напряжение во время выполнения задания дают о себе знать. Если же ребенок играет в агрессивные игры, его психика страдает гораздо сильнее. Ребенок становится раздражительным, капризным, агрессивным, у него могут появиться проблемы со сном.

5. Влияние компьютера на общее здоровье ребенка . Сидя за компьютером, ребенок практически не двигается, а движение – это жизнь (как бы банально это ни звучало). При длительном нахождении за компьютером у ребенка может нарушаться работа опорно-двигательного аппарата, мочеполовой и эндокринной системы, ухудшается работа сердца, страдают легкие, снижается иммунитет.

Сколько времени ребенку можно проводить за компьютером?

Влияние компьютера на ребенка может быть довольно серьезным, затрагивая его зрение, психику, опорно-двигательную и другие системы организма. Поэтому время, проводимое за компьютером, должно быть строго ограничено, в зависимости от возраста ребенка.

Детям до трех лет лучше не играть в компьютерные игры – это создает избыточную нагрузку на глаза, возбуждает ребенка, может вызвать проблемы со сном и с поведением.

Малыши от 3 до 6 лет можно проводить за компьютером 10-15 минут в день , причем желательно разбить это время на интервалы по 5-7 минут;

Детям 6-8 лет - не более 20-25 минут в день ;

Детям 8-10 лет - около 40 минут в день ;

Школьникам 10-12 лет - не более 1 часа в день ;

Подросткам 12-15 лет – не более 1,5-2 часов в день .

Следите за осанкой ребенка во время его занятий на компьютере. Напоминайте о необходимости перерывов каждые 10-15 минут, во время которых необходимо подвигаться, выполнить упражнения для глаз и для кистей рук.

Компьютеры стали частью нашего мира, и современный ребенок вряд ли сможет прожить без них. Влияние компьютера на ребенка может быть и положительным, но во всем нужно знать меру. Главное, чтобы ребенок не предпочитал компьютер «внешнему миру»: ведь никакие технологии не заменят ни живого общения, ни подвижных игр на свежем воздухе!