Слабая нервная система у ребенка — что делать? Ранимый ребенок

Многие родители могут заметить, что их ребёнок может часто обижаться. Он «надувается по пустякам», слишком эмоционально реагирует на замечания, подолгу сидит в одиночестве, плачет… Маленький человек страдает от собственной обидчивости, а родители переживают и не знают, что делать в таких сложных ситуациях. Наша статья поможет вам, уважаемые родители, разобраться в особенностях такого явления как детская обидчивость.

Причины детской обидчивости

Обида - эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку - более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. У одних эта природная потребность выражена большей степени, у других - в несколько меньшей. Однако и те, и другие дети переживают те моменты, которые связаны с тем, как их воспринимают.

Детская обидчивость - это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.). Давайте рассмотрим причины , вследствие которых ребёнок может огорчаться и обижаться:

  1. Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
  2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят.
  3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает видеть даже нейтральных ситуаций. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается.
  4. Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.
  5. . Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё итак сделают за него. А при встрече с трудностями - искренне будет обижаться на весь мир.
  6. Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети.
  7. Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.

«Совет. Лучшее, что могут родители для правильного развития личности ребёнка, - это начать воспринимать его как неповторимую личность. Любите ребёнка таким, каким он есть».

Справляемся с проблемой

Вы заметили, что ваш ребёнок весь в слезах, обиженный? Как вести себя?

  1. Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  2. Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.
  3. Нужно посочувствовать. Даже если ваш ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что мама неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».
  4. «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно кусок вкусного пирога и сок. Да, мамин телефон самому нельзя брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.

Игры для обидчивых детей

«Совет. Родителям важно помогать ребёнку постигать свой собственный мир, осознавать свои достоинства и недостатки. Так укрепится внутреннее самоощущение ребёнка и не будет места для обидчивости».

Как вести себя с обидчивым ребёнком

  1. Старайтесь чаще показывать свою доброжелательность к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами напоминать об этом.
  2. Если ребёнок обижается, что в его присутствии хвалят других, объясните ему, что в одобрении и похвале нуждаются все, кто этого заслуживает.
  3. Стройте отношения с ребёнком на партнёрской основе, объясняя, что у каждого есть свои и намерения.
  4. Работайте с эмоциональной сферой ребёнка, закаляя её и уча, каким способом нужно воспринимать ту или иную ситуацию и реагировать на неё.
  5. Подбирайте полезные книги и мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить малышу причины обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.
  6. Чаще общайтесь с ребёнком, объясняя ему, какие обиды адекватны, а какие нет.
  7. Не нужно упрекать ребёнка в его обидчивости. Запретить обижаться невозможно, а можно только выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности.
  8. Смотрите за тем, чтобы ребёнок не накапливал обиду, а делился своими чувствами. Учите правильно реагировать на обидные ситуации.
  9. Не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходство в чём-то.
  10. Старайтесь понять причины чрезмерной обидчивости ребёнка.

Родителю обидчивого ребёнку на заметку

  • Проявляйте интерес к внутренней жизни ребёнка.
  • Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.
  • Когда выражаете свои требования, озвучиваете их более конкретно.
  • Научите ребёнка ставить себя на место другого человека.
  • Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг - разнообразны; пусть он осознает это и примет.
  • Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.
  • Учите ребёнка смотреть на многие вещи с юмором.
  • Беседуйте с ребёнком на предмет обид, ищите способы их преодоления.

видео, в котором психолог рассматривает причины и последствия обидчивости подростков

Будьте внимательными к внутреннему миру своего ребёнка, уважайте его мнение, принимайте и любите таким, каков он есть. Такое отношение поможет воспитать эмоционально уравновешенного и оптимистичного ребёнка, способного самостоятельно справиться с проблемами.

Многие родители могут заметить, что их ребёнок может часто обижаться. Он «надувается по пустякам», слишком эмоционально реагирует на замечания, подолгу сидит в одиночестве, плачет… Маленький человек страдает от собственной обидчивости, а родители переживают и не знают, что делать в таких сложных ситуациях. Наша статья поможет вам, уважаемые родители, разобраться в особенностях такого явления как детская обидчивость.

Причины детской обидчивости

Обида - эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку - более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. У одних эта природная потребность выражена большей степени, у других - в несколько меньшей. Однако и те, и другие дети переживают те моменты, которые связаны с тем, как их воспринимают.

Детская обидчивость - это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.). Давайте рассмотрим причины , вследствие которых ребёнок может огорчаться и обижаться:

  1. Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
  2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят.
  3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает видеть даже нейтральных ситуаций. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается.
  4. Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.
  5. . Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё итак сделают за него. А при встрече с трудностями - искренне будет обижаться на весь мир.
  6. Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети.
  7. Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.

«Совет. Лучшее, что могут родители для правильного развития личности ребёнка, - это начать воспринимать его как неповторимую личность. Любите ребёнка таким, каким он есть».

Справляемся с проблемой

Вы заметили, что ваш ребёнок весь в слезах, обиженный? Как вести себя?

  1. Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  2. Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.
  3. Нужно посочувствовать. Даже если ваш ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что мама неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».
  4. «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно кусок вкусного пирога и сок. Да, мамин телефон самому нельзя брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.

Игры для обидчивых детей

«Совет. Родителям важно помогать ребёнку постигать свой собственный мир, осознавать свои достоинства и недостатки. Так укрепится внутреннее самоощущение ребёнка и не будет места для обидчивости».

Как вести себя с обидчивым ребёнком

  1. Старайтесь чаще показывать свою доброжелательность к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами напоминать об этом.
  2. Если ребёнок обижается, что в его присутствии хвалят других, объясните ему, что в одобрении и похвале нуждаются все, кто этого заслуживает.
  3. Стройте отношения с ребёнком на партнёрской основе, объясняя, что у каждого есть свои и намерения.
  4. Работайте с эмоциональной сферой ребёнка, закаляя её и уча, каким способом нужно воспринимать ту или иную ситуацию и реагировать на неё.
  5. Подбирайте полезные книги и мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить малышу причины обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.
  6. Чаще общайтесь с ребёнком, объясняя ему, какие обиды адекватны, а какие нет.
  7. Не нужно упрекать ребёнка в его обидчивости. Запретить обижаться невозможно, а можно только выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности.
  8. Смотрите за тем, чтобы ребёнок не накапливал обиду, а делился своими чувствами. Учите правильно реагировать на обидные ситуации.
  9. Не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходство в чём-то.
  10. Старайтесь понять причины чрезмерной обидчивости ребёнка.

Родителю обидчивого ребёнку на заметку

  • Проявляйте интерес к внутренней жизни ребёнка.
  • Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.
  • Когда выражаете свои требования, озвучиваете их более конкретно.
  • Научите ребёнка ставить себя на место другого человека.
  • Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг - разнообразны; пусть он осознает это и примет.
  • Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.
  • Учите ребёнка смотреть на многие вещи с юмором.
  • Беседуйте с ребёнком на предмет обид, ищите способы их преодоления.

видео, в котором психолог рассматривает причины и последствия обидчивости подростков

Будьте внимательными к внутреннему миру своего ребёнка, уважайте его мнение, принимайте и любите таким, каков он есть. Такое отношение поможет воспитать эмоционально уравновешенного и оптимистичного ребёнка, способного самостоятельно справиться с проблемами.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Здравствуйте!
Проблема в сыне, ему 7 лет, очень ранимый, часто расстраивается и плачет по любому пустяку, очень переживает и боится что его будут ругать, учится в 1классе хорошо, но только потому. Что ему стыдно быть хуже и боится что его учительница не похвалит или отругает... При этом ни мы, ни учитель его не ругаем, стараемся быть помягче с ним, видя его реакцию.
Спасибо.

ВалентинаС

Здравствуйте, Валентина!
У вашего сына всегда был такой чувствительный характер или это появилось недавно? С чем это может быть связано с вашей точки зрения?
Что именно расстраивает вашего сына? Это скорее тревога с его стороны, то есть он переживает о том, чего не произошло или это и правда происходит (его ругают, у него неудачи)?
Какие отношения у сына с папой и другими членами семьи, есть ли еще у вас дети?
Что вы хотите услышать от психолога?

Спасибо что откликнулись.
С папой и старшей сестрой (почти 13) отличные отнашения, любим и не ругаем и не ругали, единственное мое предположение, это то что я ругала его сестру (раньше, года 2-3 назад в основном) и он это видел, он очень активный и шустрый, но всегда был ранимый, он жалеет всех животных, очень расстраиваться если видит что им плохо.
Он переживает из-за всего, случай 2х недельной давности, у деда юбилей, отмечали в кафе, была тамада он пошутил (для него это было не шутка) тамада нам огласила.. Все засмеялись.. Он убежал из зала кафе...

Папа его успокаивал, объяснял что смеялись от того что это было смешно, а не он был смешон... Час не могли вернуть в зал... Он реагирует очень остро на все... Мы не ругаем, объясняем...
Пишу сумбурно, извините..
Хочу понять как вести себя дальше, хотим помочь ему, изменить его реакцию, просто видим что ему тяжело...

Он переживает о том что еще не произошло, мы его не ругаем вообще, но иногда я не выдерживаю и более громко у него спрашиваю.. Почему произошло иди зачем сделал.. Все сразу слезы, при этом последнее время он пытается их сдержать, но я вижу что он расстроился и переживает, хотя я реально на него не кричала, просто изменила тон... Мы уже боимся лишний раз у него что-то уточнить, лишь бы он не переживал.

Со старшей дочерью они абсолютно разные по характеру, и ведем мы себя с ними по- разному, тон применимый к дочке (на который она даже не реагирует) к нему не применяется вообще, разговариваем по -разному с детьми, ну т. е. если повысили тон в оьнашении дочери, то в отношении его себе не позволяем... Наверное в этом и суть... Боится что на него тоже повысим

ВалентинаС

Валентина, есть такой тип личности, который называется чувствительный или тревожный тип личности, это такой темперамент и характер, с которым человек живет с детства. По мере взросления и воспитания конечно какие-то черты будут компенсироваться, но тем не менее некоторые особенности будут проявляться. Вы можете найти в интернете разные статьи по запросу "чувствительный тип личности", "тревожный тип личности", ссылки на описание и как вести себя с таким человеком, как компенсировать его слабые стороны и как развивать сильные. Люди все разные и у такого типа людей свои сильные стороны - они эмоциональные, чувствительные, нежные, творческие, в кругу семьи или друзей открываются и более того могут служить поддержкой, сами интересуются состоянием других людей. Но у них есть и слабые стороны:
1. Осторожность, особенно в новой обстановке. Любая осторожность и стеснительность это как бы оборона, проверка окружения. Это нормально. Чувствительным людям очень важна комфортная обстановка вокруг. Говорите сыну, что это нормально, показывайте ваше отношение к новой ситуации или кругу людей. Позвольте стесняться, если стеснение есть: "ты можешь стесняться, это нормально! Стесняйся, но давай попробуем познакомиться!"
2. Чувствительны к грубости, интонации и тону.
3. Узкий круг доверенных лиц. Не любят обычно больших компаний. В семье им комфортно и среди пары-тройки хороших друзей. Здесь становится понятней его поведение в кафе, мальчику в принципе было тревожно и когда он убежал, он так снимал напряжение не только от шутки скорее всего.
4. Долгая адаптация к новой роли! Им привычно быть в понятной атмосфере с понятыми ожиданиями! Например, он уже точно знает, как быть сыном в вашей семье. А вот роль школьника пока еще видимо не до конца им принята и понятна, чего от него ждут, что будет если не будет соответствовать. И здесь не всегда стоит жалеть и смягчать, лучше донести реальные требования и спросить, Как помочь и поддержать сына, чтобы он смог их выполнить, поддержать в случае неудачи или плохой оценки, потому что сын должен быть готов, что такой опыт случиться. Не укрывает его от конфликтов, а постарайтесь научить их решать. Возможно, записаться на групповые занятия для вашего возраста, где дети учатся коммуникации и решению конфликтных ситуаций.

И другие черты, Валентина. Если вам что-то конкретно будет интересно, спрашивайте.

Общие рекомендации:
1. Для расслабления и ресурсного восстановления, поддержки любые творческие занятия, вокал, рисование, песочная терапия. Можно дома, можно в группе детей. Лучше и так и так. Здесь мальчик конфликты возможно не переживет, но зато повысится уверенность в себе, снимется напряжение, будет опыта принятия со стороны педагога за счет того, что там нет требований к результату, а есть удовольствие от процесса. Важно Получать удовольствие от процесса!
2. Для становления социальных навыков групповые тренинги с детьми по возрасту. Здесь будет сложнее, но счет занятий из первого пункта будет ресурс преодолевать.
3. Ваша поддержка, но не избегание конфликтных ситуаций. Учите жить с тем, что происходит
4. Найти занятие, кружок, по интересу, где ребенок мог бы делать успешно, что ему нравится, повышать самооценку, получать признание от педагога и сверстников. Почитайте на этом сайте статью про самооценку и самоценность, введите в поиске. Не найдете, пишите, я найду. Мои пункты 1 и 3 как раз про самоценность. Пункты 2 и 4 про самооценку.
5. Если у сына есть друзья, поддерживайте этот круг, зовите в гости, всячески укрепляйте их отношения. Это тоже про самоценность
6. Занятия на мышечное расслабление, йога, вообще укрепление организма
7. Развитие сильных сторон личности! Творчество, кружок журналистов, что угодно, что даст чувствительности вашего сына законное место и он сможет за счет этого расти и развиваться. Чувствительность это прекрасно, Если найти нужное русло. Все творческие люди очень чувствительны.

Валентина, я написала много. Если есть еще, чем помочь, пишите и спрашивайте!

Доброе утро!
Спасибо, обязательно прочитаем о его типе личности, к сожалению групповых, да и не групповых занятий у нас в городе нет.
У него неочень красивый подчерк, он переживает, мы ему объясняем, что где-то он лучше где-то хуже, он отлично складывае в уме. Пытаемся объяснить, что бывает по-разному.
По поводу друзей, мы живем в частном секторе из друзей 2 мальчика старше его на 3 года, это сложная дружба... Я вижу что его используют, приходя портят много игрушек, не специально, но и не жалеют ведь это не их, а он готов на все и мне это ненравится, эта дружба в одни ворота, как ему объяснить незнаю, пытаюсь объяснить, но для него это сложно и не понятно, он по-детски не понимает почему они себя так ведут, они дружат с ним когда им удобно.
Он ходит на разные кружки, стараемся везде водить куда хочет, чтоб он чаще бывал в обществе, привыкал.

ВалентинаС

У него неочень красивый подчерк, он переживает, мы ему объясняем, что где-то он лучше где-то хуже, он отлично складывае в уме. Пытаемся объяснить, что бывает по-разному.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Почитайте в интернете статьи по нейропсихологии, там есть упражнения для красивого почерка, их можно делать дома самостоятельно (упражнения для развития межполушарных связей, рисование двумя руками, упражнения на выполнение действий двумя руками)

По поводу друзей, мы живем в частном секторе из друзей 2 мальчика старше его на 3 года, это сложная дружба... Я вижу что его используют, приходя портят много игрушек, не специально, но и не жалеют ведь это не их, а он готов на все и мне это ненравится, эта дружба в одни ворота, как ему объяснить незнаю, пытаюсь объяснить, но для него это сложно и не понятно, он по-детски не понимает почему они себя так ведут, они дружат с ним когда им удобно.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Здесь с одной стороны можно учить тому, что бы он выражал им свое недовольство, когда что-то не нравится, умел отстаивать себя и свои границы.
Он жалуется уже после вам, совсем не жалуется или пытается как-то им донести свое мнение?
А в классе среди сверстников есть друзья?

Он ходит на разные кружки, стараемся везде водить куда хочет, чтоб он чаще бывал в обществе, привыкал.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Куда ходите? Мальчику нравится, как он чувствует себя на этих кружках? Есть ли те, где ему комфортно психологически?

И вам бы найти контакт с кем-то из педагогов, хоть на кружке, хоть в школе, с которым сложится обратная связь у вас и у ребенка, Который будет принимать ребенка, не только жалеть, но и помогать разбираться в сложных ситуациях, даже в простом общении на занятии. И ходить к нему на любые занятия


Основные моменты где мы не знаем как себя вести это его друзья-соседи и ситуации когда из-за мелочи он расстраивается и у бегает под кровать, за угол дивана и т. Д, пытаемся поговорить, но он не идет на контакт, затыкает уши и глаза руками и твердит я ничего не слышу, я ничего не вижу... Его в этот момент оставить или пытаться дальше объяснять?

В классе есть друзья, приглашал на свой др и его приглашают на др, ходим везде.

ВалентинаС

В продленке после школы: изучение компьютеров, рисование и апликация и большой теннис, и водим на греко-римскую борьбу, нравится ему все до тех пор пока где-то на него не повысят голос ((, но мы не идем на поводу т. к. из его рассказов понимаем что когда все хорошо то и ему хорошо, нравится ему.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Как реагирует, когда голос повышают на кружке, что делает? Правильно, если реальной ситуации нет, где ребенка обижают, то идти на поводу не стоит. Просто поддерживайте "что я могу сделать для тебя или чем помочь, чтобы ты завтра снова шел на занятие?", это как бы основной тезис или позиция с вашей стороны

Основные моменты где мы не знаем как себя вести это его друзья-соседи и ситуации когда из-за мелочи он расстраивается и у бегает под кровать, за угол дивана и т. Д, пытаемся поговорить, но он не идет на контакт, затыкает уши и глаза руками и твердит я ничего не слышу, я ничего не вижу... Его в этот момент оставить или пытаться дальше объяснять?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Когда не слышит и не видит, как вы сказали, лучше оставить в покое, но при этом или остаться рядом недалеко или выйти, но сказать, что вернетесь, как только позовет, или что сам может прийти. Основная идея, чтобы он знал, что вы с ним в контакте. Ваш сын убегает, потому что не может пока справляться со своими эмоциями, он очень эмоциональный мальчик. Взрослый человек, который испытывает эмоцию имеет несколько секунд, чтобы ее осмыслить и принять решение, что сделать с этим состоянием: проговорить, закричать, отреагировать как-то. Подрастающий ребенок пока еще слишком захвачен своим эмоциональным состоянием, он либо удерживает напряжение внутри (старается не заплакать, напрягает организм, от этого могут быть недомогания или болезни), либо выбрасывает наружу свое напряжение в виде слез, истерик, накричать или ударить, убежать, как в вашем случае. Сын просто не знает, что с ним в этот момент и как быть с этим напряжением. Вы как взрослый можете отразить, в каком состоянии сын - обиделся, разозлился, огорчился или что-то еще. И когда ребенок уже будет слышать вас, вы рассказываете ему о том, что он чувствовал с ваше точки зрения и как это называется, что он сделал с этим и что можно было бы. Например. Вы не разрешили смотреть мультик, сын обиделся и убежал, не захотев никого слушать. Вы ему сказали, что вы рядом и как только успокоится, можете поговорить, обязательно всегда после таких случаев восстанавливайте контакт словами, что любите, таким какой он есть и готовы поддержать, но все-таки у вас есть позиция, например, что мультик сегодня нельзя. И уже когда слушает говорите "я вижу, что ты расстроен и обижен, ты так сильно обиделся, что я запретила мультик, что даже убежал и спрятался. Наверное ты еще боялся, раз прятался. Мне очень жаль и я знаю, Как ты любишь эти мультики. Скажи мне сам, на что обиделся? В след. Раз попытайся сразу выразить свое недовольство. А сейчас давай придумаем, как быть". Обязательно подчеркните важность желания ребенка смотреть мультик или другое что-то. И выходите на озвучивание эмоции, тогда в какой-нибудь след. Раз возможно, что сын вместо того, чтобы убежать, начнет пробовать озвучить эмоцию, что-то сказать и таким образом сбросить свое напряжение через диалог.

В классе есть друзья, приглашал на свой др и его приглашают на др, ходим везде.
Приходит после ссоры с соседкими мальчиками расстроеный, проговаривает мне что и как, что я им все, а они вот так, но при этом боиться что-то им сказать т. к. боится, что небудут дружить.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Его страх понятен, Как понятно и желание хоть с кем-то дружить. Все-таки других друзей пока нет. В их общении есть положительные моменты, Удается иногда сыну быть с ними на равных?
И может быть ему не во всем им уступать? "я им все " это значит?

Иногда, да... Когда мы ему подскажем как лучше поступить, когда находят игру которая всем интересна, то все на равных.

Вот например у нас во дворе и качели и домик и горка, комплекс и в футбол можно и в войнушку и он их зовет к себе, а они не всегда его берут, порой не пускают к себе, он готов из дома вынести все печенье, конфеты и т. Д, а его не всегда угощают.
Объясняем что не надо все и сразу, что не уступай, что отстаивай свою позицию, если ты прав не прогибайся под них и т. д... Ну более детскими словами

ВалентинаС

Иногда, да... Когда мы ему подскажем как лучше поступить, когда находят игру которая всем интересна, то все на равных.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Замечательно, значит ресурс есть
1. Ваша поддержка и подсказка, Как быть. Со временем он усвоит эти подсказки и начнет действовать сам, опираясь на свой опыт или на ваши слова
2. Они мальчишки и постоянно ссорятся и мирятся, здорово, что находят общую игру. Ваш сын младше и он уже в неравной позиции в данном случае. Но он дружит, не отступает из-за обиды. Можно сказать, что в чем-то себя преодолевает. Проявляет смелость. Главное чтобы не было совсем уж неприятных историй. Насчет поломанных игрушек вы сами можете вставить мальчикам замечание. Хотя конечно лучше разбираться им, чтобы не было такого, что ему стыдно, что мама его защищает при всех. Какое-то неравенство наверное нормально. Чем старше будет сын, тем больше навыков уверенности и возможно, что моментов равенства появится больше. Пускай предлагает игры сам, инициирует.

Вот например у нас во дворе и качели и домик и горка, комплекс и в футбол можно и в войнушку и он их зовет к себе, а они не всегда его берут, порой не пускают к себе, он готов из дома вынести все печенье, конфеты и т. Д, а его не всегда угощают.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Ваш сын более щедрый на проявление любви и заботы. Возможно именно потому что у вас в семье так принято. У тех мальчишек может быть иначе. Надеюсь, что сыну удастся в школе найти себе друга, который сможет отвечать ему взаимной дружбой. Знаете, Как говорят, к хорошему привыкают быстро и сложно ценить по-настоящему добрых людей. Дети пока еще не могут оценить этого сполна со стороны вашего сына. Тут как бы нарушен баланс брать-давать. Но и сын берет, его берут в компанию постарше, это уже само по себе может быть ему важно. Мне кажется, что вам, Валентина, тут в какой-то мере не менее, если не более обидно, чем самому сыну. Бывает, что переживания ребенка перекликаются с собственными из детства. Вам это что-то напоминает?

Объясняем что не надо все и сразу, что не уступай, что отстаивай свою позицию, если ты прав не прогибайся под них и т. д... Ну более детскими словами

Нажмите, чтобы раскрыть...

Вам это что-то напоминает?
У вас есть домашние животные?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Да, мне и самой неприятно как они себя ведут с ним,))) я человек более сильный, всегда дам отпор и выскажу то что мне неприятно, но этого сделать за него немогу, от этого и рамстраиваюсь.
Есть у нас кошка и собака...

Нажмите, чтобы раскрыть...

Спасибо, я както и не подумала о том чтоб он высказал им свое недовольство тем что они с ним не поделились, не взяли в игру.

ВалентинаС

Большинство детей в жизни и труде, в повседневном поведении всегда активны, радостны, бодры, выносли­вы. Но порой встречаются и дети пассивные, замкну­тые, плохо выдерживающие более или менее длитель­ное напряжение. Обычно они отличаются высокой впечатлительностью и чувствительностью даже к сла­бым раздражителям. Эти черты в поведении отдельных детей в первую очередь объясняются особенностями их нервной системы. Такие дети являются, по определению И. П. Павлова, представителями так называе­мого слабого нервного типа . Об этом важно помнить, чтобы не смешивать того, что есть следствие условий жизни и воспитания, с тем, что является проявлением особенностей самой нервной системы.

Черты темперамента впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:

Как ведут себя дети этого типа? Они с ранних лет чрезвычайно чувствительны и восприимчивы: могут быстро и легко замечать не­значительные изменения в настроении людей, а также слабейшие шорохи, звуки, оттенки. Они видят даже то, что для многих остается не­замеченным: легкую тень досады или искорку радости на лице, незаметные движения, незначительные изме­нения в костюме или походке.

Эти дети очень сильно переживают, когда читают книги и смотрят фильмы. События настолько захваты­вают их, что в глазах появляются слезы, хотя они ста­раются отвлечься от волнующих событий. Воспоминания о них вызывают необъяснимую душевную боль.

Повышенная чувствительность, нервозность прояв­ляются и тогда, когда им приходится что-нибудь само­стоятельно решать, делать, особенно в незнакомой и необычной обстановке. На все новое впечатлительные дети реагируют с большой, даже избыточной, тратой сил, часто бывая при этом озабоченным. Какой-нибудь пустяк, а у ребенка уже напряженное лицо, глубокий вздох. Например, отец поручил сыну расплатиться с шофером такси, а тот переживает это как важней­шее событие в своей жизни.

Особенности детей со слабой нервной системой проявляются также в учебной и физической работе. Таких учеников легче приучить к тщательности в повседневных делах, чем детей сильных типов, особенно сангвиников и холери­ков. Они лучше работают в однообразных условиях, быстро и легко привыкают к режиму дня и работы, так как однообразная деятельность не может вызвать очень большого возбуждения, которое может привести к перерасходу сил и торможению нервной системы. Поэтому и родителям, и учителям приходится счи­таться с недостаточной выносливостью и с легкой утомляемостью впечатлительных детей.

Длительная напряженная работа, будь то физическая или умст­венная, для них утомительна. Если на первых уроках они работают хорошо, то дальше - хуже. Особенно быстро устают дети слабого типа в новых условиях. Им осбенно трудно учиться в первом и в пятом классах. Лучше всего им работается дома, когда никто не мешает, или же в укромном уголке библиотеки.

В шумной напряженной обстановке и простые дела кажутся детям со слабой нервной системой сложными, и легкие задачи - тяжелыми. В период экзаменов и других волнующих событий они бывают или пассивными, вялыми, или раздра­жительными, крикливыми, а если уж случается какое-нибудь несчастье, то и совсем обессиленными, больными.

В отличие от учащихся сильных типов у детей слабого нервного типа обнаруживается быстрая тормозимость, скованность, если им приходится действовать в зависи­мости от обстановки. Когда перед ними ставят неожи­данный вопрос и они затрудняются сразу ответить, у них обычно растерянный вид, напряженное лицо, они не знаю, куда себя деть. На уроках после заданного вопроса робко поднимают руку, а, услышав свою фамилию, вздрагива­ют и, медленно встав, отвечают.

Во время экзаменов «они настолько волнуются, что это чревато потерей аппетита, бессонницей и ночными кошмарами. Тогда и посильное дело кажется им непосиль­ным и решенная задача - нерешенной. Успешное окончание экзаменов успокаивает чувствительных детей, они говорят: «Зачем надо было так переживать? Больше этого не будет». Но «это» повторяется снова и снова — таковы особенности детей со слабой нервной системой.

Впечатлительный ребенок может обидеться из-за пустяка: заплакать, если перед его появлением закончили беседу или, скажем, не передали шутку, над которой все смеялись (а вовсе не над ним).

Мы остановились на некоторых чертах темперамента впечатлительных детей. Надо сказать и то, что каж­дый из них может иметь и другие особенности: один быстр, другой медлителен, один уравновешен, дру­гой неуравновешен. Это еще раз свидетельствует о том, что в человеческом обществе нет неизменных, «чистых» нервных типов. Поведение ребенка форми­руется постепенно, под влиянием общественных воз­действий, личного опыта и воспитания.

Особенности воспитания впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:

Нужен осторожный подход к впечатлительным де­тям. Здесь ошибки в воспитании могут вести не только к таким отрицательным чертам, как пугливость, раздражительность, но и к болезни, к нервному рас­стройству.

1. Прежде всего для детей со слабой нервной системой прямо-таки жизненно необходим продуманный режим дня в школе и дома. Режим, как известно, связан с боль­шой устойчивостью и ритмичностью в образе жизни, что очень важно для экономного расходования нерв­ной энергии, в чем и нуждаются слабонервные дети. Важно в определенное время готовить уроки, помогать по хозяйству, отдыхать и заниматься спортом.

2. Итак, режим укрепляет нервную систему. Но нужно ли ставить детей в изменяющиеся, новые условия ? Нужно, но только с учетом их особенностей и состояния. Изменение режима уместно, когда детей ничто сильно не утомляет: например, во время каникул. Когда учащиеся отдыхают, у них естественным образом ломается привычный распорядок дня. Важно каждый день видеть что-то новое: ходить в поход, в лес, на речку. Это бодрит и придает сил. Но во всех случаях следует избегать таких резких пере­мен в жизни ребенка, которые могут привести к нерв­ному перенапряжению, к срыву. Особенно вредна вся­кого рода штурмовщина и в учебе и в труде.

3. Систематические занятия. Если учащиеся сильных типов без особого ущерба для нерв­ной системы (хотя и с ущербом для знаний) могут за несколько дней и бессонных ночей «догнать товари­щей», то впечатлительные дети этого не могут. На та­ком пути у них неизбежны головные боли, ослабление организма и даже серьезные срывы.

При соблюдении же постепенности впечатлительные дети овладевают и чрезвычайно трудным делом. Некоторым удается даже стать выносливыми спорт­сменами. В чем секрет? На тренировках слабым детям удобнее начинать с более легких упражнений, а потом переходить к более трудным. А выйдя на лед, делать столько кру­гов, сколько нужно - сначала пять, а теперь восемь, девять и даже десять.

4. Важно, чтобы все впечатления и трудности были посильными для ребенка и не вели к переутомлению. Родителям, если они хотят добра своему восприимчивому ребенку, необходимо стать вдумчивыми вос­питателями.

5. Для детей особенно вредны, а для впечатлительных прямо-таки пагубны алкоголь и папиросы . Ребята и баз того ежеминутно возбуждаются чем-то новым. И если к этому добавить еще искусственные возбуж­дающие средства, то у них легко может возникать переутомление, не говоря уже о нервном расстройстве от яда алкоголя и папирос. Отказывать в каких бы то ни было излишествах — у ребенка не должно быть избытка всего возбуждающего, даже шоколада, кофе, какао.

6. Заботливость и требовательность в семье и школе воспитывают у чувствительных детей уверенность, смелость, активность. Важно доверять им общественные поручения, иногда очень ответственные, давая увлечься активной жизнью.

7. Впечатлительные дети легче других поддаются вся­кому внушению. Поэтому важно оберегать их от внушений отрицательного характера . Остерегайтесь таких общих замечаний, как: «Из тебя ничего не получится», «Ты ничего не умеешь», «Вечно дрожишь». Конечно, нужно делать замечания, но в более тактич­ной форме и главное во всех случаях ободрять ре­бенка, вселять уверенность в своих силах. Например: «Сегодня ты что-то несмелый. Раньше у тебя этого не было», «Да, сейчас у тебя что-то плохо получается. Прошлый раз постарался - и все хорошо вышло», «Ты, Сережа, глубоко понимаешь героев книг, учись так же хорошо разбираться в окружающих людях».

8. По­старайтесь также отучать впечатлительных детей и от отрицательного самовнушения , к чему они осо­бенно склонны: «Я не смогу», «Я боюсь». При этом они зачастую действительно не выполняют даже посильное дело. Внушая же себе бодрость, уверен­ность, силу («Я смогу», «Мне не страшно», «Не надо бояться»), ребенок сможет добиться многого.

9. Впечатлительных детей приходится больше, чем других, учить преодолевать боязнь, пугливость и страх. При этом немаловажную роль играет чувство коллективизма и ответственности за общее дело.

10. Нерешительным детям часто не хватает уверенности в себе, им постоянно кажется, что они этого не не справятся с заданием. В противоположность сангвиники и холерики легко берутся и за незнакомую работу. Поэтому, прежде чем поручить новое дело ребенку слабого нервного типа, воспитателям следует подготовить его хорошенько . Такие дети способны выступать публично, если твердо знают текст выступления. Только тогда их можно за­ставить смело взяться за дело, когда они основательно по­вторили необходимый учебный материал.

11. У впечатлительных детей важно поддерживать хоро­шее самочувствие . В бодром настроении они могут легко преодолеть робость, пугливость, неуверенность, утомляемость, легко освоиться с условиями, ранее смущавшими их; хорошо выполнить задания, казав­шиеся им невыполнимыми. Однако это не значит, что детей, даже впечатлительных, надо всячески обере­гать от ослабляющих отрицательных чувств: огорчения, печали, слез. В жизни, наверняка, всегда будут при­чины, вызывающие их. Поэтому важно приучить ре­бенка безболезненно переносить переходные состоя­ния - от печали к радости, от уныния к веселью. Прав К. Э. Циолковский, утверждая, что сила человека опре­деляется и тем, насколько он может выдерживать большие колебания противоположных чувств. Чем ши­ре амплитуда колебаний чувств, тем сильнее человек.

Таковы некоторые особенности воспитательной рабо­ты с впечатлительными детьми. Не имеется каких-то совершенно особых средств подхода к ним, как и к детям других темпераментов. Однако для разных типов темпераментов те или иные педагогические приемы и методы берутся в разных дозах и в разных сочетаниях. Например, различные приемы воспитания смелости нужны в отношении ко всем детям, но особенно к впечатлительным, так как они легко проявляют скованность, пугливость.

При правильном педагогическом подходе ни у одно­го ребенка темперамент не может являться помехой формирования любых моральных качеств и спо­собностей. У впечатлительных детей, как и у других, присутствуют черты сильной личности.

По материалам журнала «Начальная школа», 1979 год.

Метки: воспитание очень впечатлительных, чувствительных детей, воспитание ребенка со слабой нервной системой, слабая нервная система у ребенка — что делать?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: