Особености правильного проектирования лестниц. Фгос конспект оод конструирование "лесенка для ёжика" (младший дошкольный возраст)

Строя дом хотя бы в 2 этажа, непременно нужно подумать о лестнице в нем. А если дом будет строиться своими руками, логично и лестницу сделать также.

Различные фото лестниц помогают сделать предварительный выбор и четко понять, какой тип подъема вам нужен. Но прежде, чем браться за выполнение работ, тщательно посчитайте будущую конструкцию на прочность и размеры, это позволит сэкономить время и деньги, ведь неправильные расчеты (или их отсутствие) приведут к многочисленным переделкам изначального проекта.

Типы лестниц

Существует большое количество разных вариантов лестничных маршей. Они отличаются материалом изготовления (дерево, бетон или металл), типом подъема (пологая лестница, винтовая, с поворотом на определенный градус).

Самой распространенной является лестница из дерева. Также часто сооружают лестницу с поворотом в 90 градусов. Не редок вариант, когда эти два типа устройства подъема объединяют в один.

В случае ограниченного пространства, делают винтовую лестницу из металла. Винтовой вид подъема позволяет сэкономить пространство, а изготовление из металла – повысить прочность конструкции. Бетон применяют для лестниц в массивных зданиях (например, особняки).

На что обратить внимание

В малоэтажном доме, не имея опыта строительства, лучше заказать модульную лестницу, этакий конструктор, где все детали выпилены и пронумерованы, а вам остается только собрать их, пользуясь инструкцией. Такими обычно делают деревянные лестницы.

При строительстве лестницы из бетона, кроме заливки каркаса, потребуется выполнить внешнюю отделку (красивым камнем или древесными материалами). Получается двойная трата времени и денег. Однако для коттеджей в 3 и более этажей, они являются обязательными по требованиям пожарной безопасности.

Делая лестницу впервые, не нужно замахиваться сразу на сложную конструкцию. Чем проще будет модель – тем больше вероятность, что вам удастся с первой попытки удачно построить это подъемное средство.

Обратите внимание на угол наклона лестницы: если он будет больше 45 градусов, лесенка будет считаться приставной, и спускаться по ней можно только спиной вперед. Оптимальным углом подъема считается показатель в 37 градусов.

Дерево в качестве материала для постройки предпочтительнее, так как позволяет, благодаря своим свойствам, исправлять мелкие огрехи строительства, возникшие из-за неточных расчетов и неопытности исполнителя работ.

Также после строительства здание может осесть из-за неплотного грунта, в результате лестница способна стать выше или ниже этажа на несколько сантиметров, а исправить это проще в деревянной конструкции.

При сооружении подъема с поворотом навстречу, расстояние между пролетами должно быть не меньше 100 мм.

Этапы постройки

Отвечая на вопрос, как сделать лестницу на второй этаж своими руками, выделяют несколько этапов строительства.

Первым этапом любого сооружения, будь то лестница в дом, или межэтажная лестница, является создание проекта. Особое внимание в нем необходимо уделить безопасности постройки и ее удобству в использовании.

Сооружение должно выдерживать средний вес обычного человека с изрядным запасом. Обязательно использование перил!

Если их нет, должно быть запроектировано другое ограждение, обеспечивающее безопасность спуска-подъема.

Рассмотрим создание деревянной лестницы с косоурами

После того, как вы спроектировали свою постройку, нужно подготовить материалы. В нашем случае – выбрать доски подходящей толщины и длины, подготовить балясины с перилами и заготовить косоуры. Это будет вторым этапом строительства.

В качестве материала для косоуров подойдет доска из сосны толщиной 4 см. На ней по лекалу разметим ступени и выпилим электролобзиком.

Обратите внимание!

Используем получившееся изделие, как образец для второго (а если ширина лестницы больше метра то и третьего) косоура. Напилим по размерам необходимое количество ступеней.

Третьим этапом пойдет сборка всех деталей вместе. Первым делом, косоуры устанавливают на места их постоянного размещения. Потом с помощью саморезов прикрепляют ступени к косоурам.

Затем, используя шпильки, насаживают на ступени балясины, а к ним крепят поручни. Лестница готова!

Фото лестницы своими руками

Обратите внимание!

Людмила Колчеданцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию во 2 младшей группе «Лесенка»

Цель : Развитие конструкторских способностей .

Задачи :

Образовательные :

1. Обучать детей простым приёмам конструирования : накладывать детали одну на другую, прикладывать друг к другу.

2. Продолжать знакомить детей с понятиями длинный – короткий, широкий – узкий и использовать данные слова в речи.

3. Формировать умение детей правильно называть детали конструктора : кирпичик, кубик.

4. Закреплять знание цветов.

Развивающие :

1. Развивать интерес к конструированию , мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать умение слушать и понимать взрослого.

3. Развивать речевое общение : умение отвечать на поставленный вопрос, сопровождать действия речью).

Воспитательные :

1. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание оказать помощь.

Материалы :

1. Демонстрационный : теремок, игрушка –мышка, конструктор .

2. Раздаточный : кубики, кирпичики, игрушки для игры с постройками.

Предварительная работа :

1. Игры с конструктором .

2. Чтение русской народной сказки «Теремок» , рассматривание иллюстраций к сказке, мультимедийных картинок с изображением домов с лесенками .

Интеграция образовательных областей :

Социально- коммуникативная, речевая, художественно- эстетическая, познавательная, физическая.

Методы : словесные, наглядные, игровые, метод проблемного обучения.

Ход непосредственно- образовательной деятельности :

Дети свободно располагаются перед воспитателем.

Воспитатель : Давайте, ребята, наши ручки и ножки поздороваются.

Дети (вместе с воспитателем) :

Здравствуйте, ручки, хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки, шлёп-шлёп-шлёп,

Здравствуйте,губки,

Здравствуйте,дети, привет!

Дети присаживаются на стульчики. На столе,покрытой зелёной тканью, стоит теремок.

Воспитатель : Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Как по полю, полю мышка бежит,

Остановилась и стучит :

«Тук- тук-тук, кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт?»

Никто мышке не ответил. Решила мышка жить в теремочке, а зайти не знает как в него. Двери высоко, не может мышка допрыгнуть до них.

Воспитатель : Что же делать, ребята?

Предполагаемые ответы детей

(если дети затрудняются, то показать картинки теремка, где у дверей есть лесенки ).

Что не хватает нашему теремочку, чтобы мышка могла подняться на крыльцо и зайти в теремок (лесенки ) .

Воспитатель :

Давайте,ребята, поможем мышке и построим для неё лестницу.

Саша, принеси мне, пожалуйста, кирпичик. (мальчик приносит кирпич) .

Что принёс Саша? (кирпичик) . Какого он цвета? (дети называют цвет) . Мы кладём кирпичик на широкую сторону.

Полина,принеси мне ещё кирпичик. Полина, что ты мне принесла? (кирпичик) . Какого он цвета? К первому кирпичику присоединяем ещё один кирпичик.

На какую сторону я его положила? (на широкую) .

Ребята получилась у нас лесенка ? (нет) . А что же делать? (выслушиваю предложения детей) . Если дети затрудняются, то предлагаю посмотреть что получится, если я возьму ещё кирпичик и положу его на первый кирпичик.

А сейчас получилась лесенка ? (да) .Давайте посмотрим, сможет ли мышка подняться по ней (мышка поднимается по лесенке и заходит в теремок ) .

Ребята, мышка говорит вам большое спасибо за помощь.

Из чего,ребята, мы построили лесенку (из кирпичиков) .

Сколько мы взяли кирпичиков? (три) .

На какую сторону надо положить кирпичики? (на широкую) .

А как вы думаете, ребята, можно такую же лесенку построить из кубиков? (да) . Предлагаю одному из детей построить лесенку из кубиков . Сравниваем вместе с детьми лесенки по высоте , выясняем, что лесенка из кубиков выше , чем из кирпичиков.

Проводится физминутка.

1, 2, 3, 4, 5- вышли девочки гулять (девочки встают со стульчиков и выходят погулять, звучит музыка,

1, 2, 3, 4, 5,-в домик спрятались опять (убегают на стульчики) .

Тоже самое выполняется с мальчиками (по 2 раза) .

Воспитатель : А сейчас мои добрые строители вы можете сесть за столы и у построить лесенку со ступеньками из кирпичиков, или из кубиков, кто какую хочет, а потом поиграть со своими друзьями – игрушками.

Самостоятельная работа детей. (индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи) .

Обигрывание построек с игрушками.

В о с п и т а т ел ь. Рассказала наша кукла маленькому медвежонку, что ребята для нее по-:троили

лесенку, медвежонок просит и ему построить такую же. Из каких деталей мы строили.«сенку кукле?

(Из кубиков.) А медвежонок хочет, чтобы у него была лесенка из кирпичиков.

Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кирпичиков, обращает внимание

на детали, необходимые для постройки, как много нужно кирпичиков, чтобы построить ле-ггяку,

какого цвета кирпичики будут использоваться, предлагает выбрать их. (Дети из набора -шюителъных

деталей выбирают шесть кирпичиков.) После того как лесенки будут готовы, «сспитатель говорит: «Рад

будет наш медвежонок, у него тоже есть лесенка, по ней он будет нзать вверх-вниз».

Занятие4

ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТРИ МЕДВЕДЯ».

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ РАЗНОГО ХАРАКТЕРА

Ц е л и: познакомить со сказкой «Три медведя»; воспитывать послушание и чувство сопере-

живания за девочку, заблудившуюся в лесу; развивать у детей музыкальную отзывчивость; учить

хзличать разный характер музыки.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: текст русской народной сказки «Три медведя», иллю-г-рации

сказке, кукла Машенька.

Р еп е р т у а р: «Весело - грустно»Л. Бетховена, «Плакса, резвушка, злюка»Д. Б. Кабалевского.

Х од зан я ти я

Организационный момент.

В о с п и т а т ел ь (ставит на стол куклу). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы

зассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Хотите -

2.Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Три медведя».

Воспитатель рассказывает сказку, имитируя голоса персонажей.

3. Беседа по вопросам:

Можно уходить одним в лес?

Что увидела девочка в лесу?

Кто жил в домике?

Как звали медведей?

Что делала Машенька в доме медведей?

Что произошло, когда хозяева вернулись домой?

Упражнение в интонационной выразительности.

Воспитатель предлагает детям повторить фразыгерою сказки с интонацией, соответствую-лей

характеру персонажа: Михайло Иваныч: «Кто хлебал измоей чашки?!», Настасья Петровна: «#1то

сидел на моем стуле и сдвинулего с места?!», Мишутка: «Кто ложился в мою постель?!».

к
-
-
-
-
-
-

5. Слушание музыки разного характера.

Дети прослушивают музыкальные композиции Л. Бетховена «Весело - грустно», Д. Б. Каба-

левского «Плакса, резвушка, злюка» и определяют характер музыки.

6. Итог занятия.

Какую сказку мы прочитали?

О чем эта сказка?

Как зовут героев сказки?

Занятие 5

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВЕР ИЗ ЛИСТЬЕВ. УПРАЖНЕНИЯ,

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Ц ел и: расширить представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифи-

цировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно

располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги; развивать умение работать кистью; уп-

ражнять в выполнении приседаний; развивать и укреплять мышцы плечевого пояса, гармоничность

движений; воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать элементарные правила при игре,

ориентироваться в пространстве.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: букет из опавших листьев разных деревьев, краски зеленого,

красного, желтого цветов, кисти, половина листа ватмана, фланелеграф, картинки для фланелеграфа

(листочки), мольберт, разноцветные флажки, конусы, салфетки.

Х од за нятия

1. Создание игровой мотивации.

Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

В о с п и т а т ел ь. Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как

разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто

красивым, ярким ковром.

2. Дидактическая игра «Разноцветные листочки».

В о с п и т а т ел ь. На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они

цвета? (Ответы детей.) У нас есть и зеленые, и красные, и желтые листья (показывает картинки для

фланелеграфа - разноцветные листья).

Проведение игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить

к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.

Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут

краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую

краски? (Дети выбирают.)

После игры воспитатель проводит физкультминутку.

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.


Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

3.Рисование «Разноцветный ковер из листьев».

В о с п и т а т ел ь. Сегодня мы нарисуем много красивых листочков, создавая из них такой же

ковер, что лежит на земле. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала

намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о

край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом приманивания).

Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и

только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета.) Мне

нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе

затмана. Наиболее подготовленные дети могут работать по 2-3 человека самостоятельно. С ос-

тальными детьми педагог работает индивидуально. В процессе рисования воспитатель обращает

знимание детей на то, что листочки должны располагаться по всей поверхности бумаги.

По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования

она будет тщательно промыта и высушена.

Упражнения, подвижно-дидактическая игра.

· «Ветер подул».

И. п. - стоя, руки опущены.

1-4 - поднимать и опускать прямые руки и кисти, изображая колебания веток при ветре. 5-6 -

вернуться в исходное положение.

· «Сдуем листочки».

На столе разложены собранные на прогулке листья. Воспитатель предлагает детям подуть аа них

так, чтобы они слетели со стола.

· «Найди свой цвет».

Воспитатель раздает детям флажки разного цвета (красного, желтого, зеленого) и предлагает

детям по команде добежать до конуса, окрашенного в цвет флажка. Во время игры педагог сти-

мулирует действия детей словами, например: «Сейчас самая быстрая - команда зеленых флаж-сов.

Но команды красных и желтых флажков соберутся вместе еще быстрее».

5. Итогзанятия.

В о с п и т а т ел ь. Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные

гясточки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер,

юторый будет украшать нашу группу.

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел. Желтый

листик подружился с ветерком, Все

кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал, Желтый

листик на асфальте заскучал. Я пошла во

двор и листик подняла, Принесла домой и

маме отдала.

О. Чусовитина


2-Я НЕДЕЛЯ

З ан яти е 1

ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЦЕ? УГОСТИМ ДРУЗЕЙ ОЛАДУШКАМИ

Ц е л и: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам; побуждать

устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко - наступило утро, на

небе месяц и звезды - наступила ночь; учить преобразовывать глиняную круглую форму в диск,

расплющивать шар из глины пальчиком; воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: цветные картинки с изображением солнечного неба, ночного

неба, солнца, звезд, месяца; глина, доски для лепки, тарелка с оладьями (муляжами или настоящими),

поднос, кукла Катя, кукольная одежда.

Х од зан я ти я

Наблюдение на утренней прогулке.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на небо. Просит найти солнце на небе,

дает правильное словесное определение явлению, которое демонстрирует: «Солнце на небе ярко

светит, даже смотреть трудно. Солнце яркое, теплое, высоко на голубом небе».

Одевание куклы.

Вернувшись с прогулки, воспитатель и дети рассматривают картинки с изображением явлений

неживой природы. Нужно выбрать ту, на которой изображено явление, которое они только что

наблюдали. Если с первого раза дети не смогут найти нужную картинку, воспитатель сам выбирает

ее: «Мы видели солнце на голубом небе - вот оно, такое же, как на картинке». Воспитатель читает

четверостишие. Дети повторяют за ним:

Солнышко яркое, нарядись,

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень, Подари

нам красный день!

А. Прокофьев

Поставим карточку в утолок природы. Пусть стоит до вечера, мы будем любоваться сол-

нышком. А рядом будет гулять кукла Катя. Мы с вами гуляли, и она хочет гулять. Я ее одену так же,

как вы одевались на прогулку. Что нужно надеть Кате? (Ответы детей.)

Воспитатель одевает куклу и ставит ее около картинки с изображением солнышка.

Выбор формы и типа лестниц в доме находится в прямой зависимости от характеристик помещений, места установки лестницы и расположения проемов между этажами. При этом не стоит забывать про , ее совместимость с общим видом помещения.

Начиная строить дом, необходимо представлять какие лестницы и в каких местах будут располагаться. Процесс проектирования включает в себя несколько этапов. Чтобы спроектировать лестницу в частном доме, необходимо рассчитать все ее элементы:

  • главные несущие части – косоуры и тетива;
  • проступь;
  • опорные стойки всего лестничного пролета;
  • подступенки (при условии, что будет закрытого типа).

Основные элементы лестниц, на которые стоит обратить внимание при проектировании.

Занимаясь проектом лестницы, кроме основных расчетов необходимо учесть и другие немало важные вопросы:

  1. Материал, из которого будет строиться конструкция.
  2. Ступени должны быть изготовлены из материала, на котором обувь не будет скользить. Или же, на всю ширину ступени монтируется полоса, которая препятствует проскальзыванию обуви.


    Внутридомовые лестницы часто покрывают ковролином.

  3. Все ступени должны быть максимально одинаковы по размерам. Перепад размеров ступеней по высоте не должен превышать 5 мм.
  4. Нагрузка на лестничный марш не должна превышать 220 кг, на ограждения – 100 кг.
  5. Ступени обязательно должны быть с подступенями, если в перспективе планируется использовать свободное пространство под лестницей.

    Пример эффективного использования пространства под лестницей.

  6. При проектировании лестницы учитывайте наличие дверей на поворотных площадках и куда они открываются.
  7. Начиная проект лестницы в доме, нужно учитывать также следующие факторы:

  • удобная и безопасная форма и высота перил;
  • глубину и высоту ступеней;
  • удобство в эксплуатации и надежность всей конструкции.

Проектирование винтовых лестниц имеет некоторые особенности, поскольку в ней необходимо еще определить направление движения.

1. Против часовой стрелки. 2. По часовой стрелке.

Расчет угла подъема

Безопасность конструкции можно напрямую связать с углом подъема, который определяется как соотношение между высотой и глубиной ступени. Угол наклона можно рассчитать графически, имея за основу данные о высоте потолка помещения и месте монтажа конструкции. При этом, необходимо учесть средние биологические параметры человека: высота подъема ступни и размера шага. Средняя высота подъема ступни человека около 31 см, а размер шага – 63 см. Для расчета удобства ступенек применяю правило расчета шага: 2 а + b = 63 см, где а – высота ступени, b – глубина проступи.

Расчет среднего шага взрослого человека.

Именно его используют в случае необходимости определить угол наклона лестничного марша. Но эта формула не может быть универсальна для всех вариантов расчета. При необходимости сделать в доме конструкцию более крутую или более пологую, проступи получатся или очень узкие, или очень глубокие. В таком случае для расчета применяется формула: а+b=46 см. Эта формула применяется для конструкций, которые имеют либо крутой, либо пологий подъем. Лестница с крутым подъемом будет иметь большой угол наклона и небольшую глубину ступени, пологая будет с меньшим углом наклона и большой глубиной ступени. Альтернативный метод расчета ступеней (первая часть) Альтернативный метод расчета ступеней (первая часть) Рекомендуемый угол наклона лежит в пределах от 30 до 45 градусов. Удобными в эксплуатации являются лестницы, имеющие подступенок высотой от 14 до 17 сантиметров и проступи глубиной от 34 до 37 см.

Пример удобной лестницы

Ширина и высота лестничного марша

Ширина лестницы в частном доме определяется из того, сколько человек будут ею пользоваться одновременно. Полезная ширина – это расстояние между внутренними краями ограждений или же расстояние от стены до внутренней части ограждения. Для движения одного человека проектируют конструкцию с шириной марша от 90 до 100 см. Если по лестнице будет идти встречное движение или возникнет необходимость переноски крупногабаритных вещей, то полезная ширина увеличивается.

Высота прохода должна обеспечивать безопасное движение людей. Высотой прохода принято считать вертикальное расстояние от верхнего края проступи и нижнего края верхней конструкции, которой может быть потолок или верхний уровень лестничного марша. Нормативные документы определяют это расстояние не менее 2 метров, а для домов повышенного комфорта в 2.1 метра. Порой бывает, что и этих расстояний мало, так как во время спуска человек непроизвольно наклоняется вперед и можно получить травму.

Поворотная площадка

Немаловажную роль при проектировании лестниц в частном доме играет расчет габаритов поворотной площадки. Площадка может быть прямая, с разворотами на 90, 180 и 360 градусов в зависимости от формы лестницы. Поворотная площадка может проектироваться при необходимости, при этом лестничный пролет между площадками должен иметь не более 15 ступеней. Ширина площадки должна быть по размерам одинаковой с шириной лестничного марша. Длину рассчитывают исходя из свободной площади.

Немаловажно сделать длину, соразмерную с величиной шага человека, чтобы обеспечить удобное передвижение по площадке. Минимальная длина должна совпадать с размером шага лестницы и быть не менее 1 метра. При расчете площадки к длине шага человека добавляют ширину проступи, по формуле:

M пл =M + a, или же

M пл = 2 (b+a)

где: M пл – длина площадки, M – размер шага лестницы, а – высота ступени, b – глубина проступи.

Важно!

Согласно установленным нормам, минимальная длина площадки должна быть не менее 1 метра, в домах повышенного комфорта – не менее 1,25 метра.

В многоквартирных домах лестничная площадка проектируется таким образом, чтобы по ней можно было перемещаться с габаритными предметами, вроде мебели или бытовой техники.

Ступени

Одной из главных составляющих любой лестницы являются ступени. Исходя из места расположения конструкции и функций, которые на нее возложены, ступени могут иметь свой вид и форму. Для проектирования лестничных конструкций разработаны общепринятые размеры ступеней.

Высота подступенка при строительстве лестниц составляет от 12 до 20 см, рекомендуемая от 14 до 17 см. Ступени можно изготовить либо врезными, либо седельными. Врезные ступени монтируются в косоуры, седельные монтируются на них сверху.

Тетива или косоур

Главная несущая часть конструкции, тетива или косоур, является основным звеном и требует тщательного расчета. Основа безопасности при эксплуатации лестничного марша в частом доме заложена в правильном выборе размера сечения.

Лестница на тетивах – самый распространенный вариант монтажа. Такая конструкция может быть спроектирована без подступенков, что сделает ее более легкой и дешевой. Тетиву, в основном, делают из дерева или из металла. Наиболее приемлемый вариант – дерево. Плюсом может стать простота обработки и монтажа. Недостатком служит специфика крепления к полу и в перекрытии. Необходимо учесть, что дерево со временем даст усадку, а лестница с тетивой из металла сама может служить опорой перекрытию. Тетива из дерева имеет стандартные габариты. Она должна быть длиной от 2 до 5.5 метров, шириной – 0.3 метра, толщиной – 0.5 метра.

Лестничный марш на косоурах смотрится гораздо симпатичнее, но является более трудоемким в производстве. Для проектирования конструкции на косоурах нам понадобятся исходные данные: глубина проступи, высота подступенка, длина и высота лестницы. Размеры планируемой высоты и длины лестницы мы можем получить на планируемом месте монтажа. Допустим, что ее высота будет 2.5 метра, а длина составит 4 метра. Имеем глубину ступенек от 0.25 до 0.4 метра. Мы берем среднюю величину 0.28 метра. Поделив высоту лестницы на глубину ступени, получим число ступенек:

4 метра: 0.28 метра = 14 ступенек.

2.5 метра: 14 = 0.18 метра

Высота подступенка 0.18 метра соответствует установленным стандартам.

Длина косоура прямой конструкции рассчитывается по формуле:

K = √(H 2 + L 2), где

H – высота, L – длина лестничного пролета, K – длина косоура

В нашем расчете длина косоура будет К = √ (2.5 2 + 4 2) = 4.7 метра

Прямая лестница на косоурах их дерева.

Высота ограждений

Главная задача ограждения – безопасность людей. Особое внимание следует обратить на крепления между стойками перил и косоурами. При необходимости, эти соединения можно усилить. Лестничные проходы имеют ограждения или сплошные (заполненные), или из балясин.

ТИПЫ ЛЕСТНИЦ

Лестницу следует выбирать еще на стадии проектирования дома , чтобы ее тип и габариты соответствовали и планировке комнат, и расположению проемов в межэтажных перекрытиях. При всем многообразии конструкций лестниц их можно условно разделить на две основные группы: с прямыми маршами и с криволинейными.

Лестницы с прямыми маршами

Лестницы с прямыми маршами традиционны. Они несложны в изготовлении, а в эксплуатации - удобны и надежны. В зависимости от габаритов помещений, их планировки и назначения такие лестницы бывают одно-, двух- или многомаршевыми .
Маршем называют непрерывный ряд ступеней.

  • Давно замечено, что когда ступеней больше десяти, подниматься по лестнице неудобно
  • .

    Именно поэтому лестницу делят на части и оборудуют промежуточными площадками, чтобы можно было остановиться и перевести дух.
    Подразделяют такие лестницы на прямые четвертьоборотные (с углом поворота маршей 90°), полуоборотные (180°) и круговые, которые делают полный оборот, то есть 360°. Нередко лестницы с углом поворота маршей 90° устанавливают вдоль двух стен, а под маршами и площадкой оборудуют небольшие кладовые или шкафы.

    КОНСТРУИРОВАНИЕ и ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСТНИЦ

    Необходимый набор для любой лестницы : ступени , опорные стойки в начале и в конце каждого марша, а между ними - поручень с балясинами .
    Основа лестницы - ее несущие элементы - тетивы или косоуры .
    Для закрытой лестницы понадобятся еще и подступенки . Конфигурация всех элементов лестницы и их декоративное оформление - это вопрос эстетических пристрастий. Однако лестница должна быть не только красивой, но и что не менее важно - удобной, надежной и безопасной. Для этого при конструировании лестниц необходимо соблюдать определенные требования, важнейшим из которых является соответствие параметров лестницы определенным правилам и нормативам. О некоторых из них расскажем более подробно. Удобство лестницы и связанная с этим безопасность ее эксплуатации зависят прежде всего от относительной величины подъема марша. Последняя характеризуется отношением между высотой S и глубиной А ступени (или, как чаще говорят, между высотой подступенка и глубиной проступи). Зависит это отношение от угла наклона марша, который можно определить графически, зная положение лестницы в плане и высоту помещения, а также от биологически заданных величин: длины шага человека на плоскости и удобного подъема ноги.


    Длина шага человека в среднем равна 63 см и обычно изменяется в пределах от 60 до 66 см (рис.1 ).

    Удобный подъем ноги, в свою очередь, составляет около 31 см, то есть примерно половину значения длины шага на плоскости. Из этого и выводится так называемое правило размера шага по формуле :

    2S + А = 63 см.

    Это подтвержденное практикой соотношение означает, что удобной и безопасной лестница будет, если удвоенная высота подступенка, сложенная с глубиной проступи, равняется среднему шагу человека. Именно правило размера шага применяют в тех случаях, когда требуется определить наиболее благоприятную для соответствующего угла наклона лестницы относительную величину подъема марша.
    Однако этот прием нельзя назвать универсальным. Например, рассчитанные по правилу размера шага слишком крутые или пологие лестницы будут либо с чрезмерно узкими, либо - с глубокими проступями. В этом случае целесообразно применить правило безопасности :

    А+S = 46 см.

    Расчет по этому правилу, проводимый для крутых лестниц, дает несколько большие значения глубины ступеней и соответственно меньший угол наклона лестниц. Применив правило безопасности к пологим лестницам, получим менее глубокие ступени и соответственно больший угол наклона. В качестве примера приводим относительные величины подъема, рассчитанные по этому правилу :

    15/31, 16/30, 17/29, 18/28, 20/26.


    При средних значениях наклона лестниц пользуются еще так называемым правилом удобства :


    Примеры относительных величин подъема, рассчитанных по этому правилу :

    15/27, 16/28, 17/29, 18/30, 20/32.


    Спроектированные по правилу удобства лестницы характеризуются тем, что при низких значениях высоты ступеней размер шага будет небольшим. Это правило наиболее целесообразно применять при высоте ступеней 16...18 см.
    В частности, наиболее благоприятная относительная величина подъема, при которой подъем по лестнице потребует минимальных затрат сил, составляет S/А= 17/29 см, что соответствует углу наклона лестницы порядка 30°. Кстати, такое значение относительной величины подъема удовлетворяет всем трем вышеперечисленным правилам.
    Кроме того, практикой установлено, что достаточно удобными являются лестницы с высотой подступенка 140...170 мм и глубиной проступи 340...370 мм. Именно для расчета таких лестниц и применяют правило размера шага. Однако далеко не всегда условия позволяют соорудить лестницу с такими оптимальными параметрами.
    Для других случаев необходимо, в частности, ориентироваться и на дополнительные строительные нормативы, которые несколько расширяют пределы возможных решений. Например, наиболее крутой подъем в одноквартирных домах - 21/21, а в многоквартирных - 19/26.
    Таким образом, для определения основных размеров марша вначале выберите высоту подступенка и разделите на эту величину общую высоту марша, то есть расстояние между уровнем пола верхнего и нижнего этажей. Округлите дробную часть в большую сторону для получения менее крутой лестницы, или в меньшую сторону - для более крутой. Затем разделите общую высоту марша на полученное число ступеней и округлите полученный результат. Так вы определите высоту подступенка. Теперь выберите удобную ширину проступи, умножьте ее на число подступенков, уменьшенное на единицу, и вы получите длину горизонтальной проекции марша, называемую его заложением.
    Полезная ширина марша - это расстояние на верхнем уровне перил между поверхностью стены и внутренней кромкой поручня (или расстояние между поручнями). Именно от этого параметра любой лестницы зависит ее пропускная способность. Так, если для прохода одного человека достаточно 0,6...0,7 м, то с учетом встречного движения и удобства переноски вещей ширину марша выбирают в больших пределах (табл. 1 ).

    Таблица 1. Зависимость ширины лестницы от ее вида


    Расчетная высота прохода - это расстояние по вертикали между передней кромкой ступени и нижней поверхностью выше расположенного конструктивного элемента. Согласно действующим нормативам этот параметр принимают не менее 2,0 м, а для домов повышенной комфортности - даже 2,1 м. Однако и этого порой недостаточно для удобного пользования лестницей, поскольку, когда человек передвигается вниз, верхняя часть его туловища обычно наклонена вперед. Чтобы учесть и этот фактор, при выборе высоты прохода его следует измерять не по вертикали, а по наклонной (рис. 2 ).
    При проектировании лестницы важно не только правильно рассчитать параметры маршей, при этом следует выбрать оптимальные размеры площадки. Так, например, с шириной площадки все достаточно ясно - она, как правило, должна быть равна ширине лестничного марша. Длину же площадки следует выбирать исходя из имеющегося пространства, а также учитывая действующие нормы и другие подтвержденные практикой критерии.

    Здесь весьма важно сохранить непрерывность величины шага до следующего подъема марша (рис. 3 ). Исходя из этого минимальная длина лестничной площадки (1 м) должна соответствовать размеру шага лестницы. При расчетах к длине шага прибавляют ширину проступи, следовательно :

    Lпл =L + А = (2S+А)+А = 2(S+А)


    где: Lпл - длина площадки, L - размер шага лестницы, S - высота ступени, А - глубина ступени.

    Таким образом, длина лестничной площадки должна равняться удвоенной сумме размеров ступени. Ориентируясь же на действующие нормы, необходимо учитывать, что минимальная длина лестничной площадки в одноквартирных домах - 1,0 м, а в домах повышенной комфортности - 1,25 м. Это означает, что основные габариты площадки (длина и ширина) фактически равны.

    Кроме названных параметров при проектировании лестниц нужно соблюдать и некоторые общие требования.

  • Допустимая нагрузка на лестницу небольшого домика - 180...220 кг, а на перила - 100 кг.
  • Материалы для строительства лестниц должны соответствовать стандартам. Для сооружения ступеней нельзя использовать материалы с низким коэффициентом трения (скользкие). Чтобы уменьшить скольжение, на передние части проступей прибивают профильные накладки.

    Высота всех ступеней должна быть одинаковой. Отклонения в размерах не должны превышать 0,5 см.

    Расстояние между лестничным маршем (площадкой) и стеной не должно превышать 5...6 см. В случае предполагаемого нахождения под лестничным маршем людей лестницы следует изготавливать закрытыми (с подступеньками) и подшивать снизу.

    Первую (толчковую) ступень следует правильно установить. Расстояние от передней кромки первой ступени до начала поручня не должно превышать см.

    Подход к лестнице, должен быть удобным. Например, если на лестничную площадку выходит дверь, то размеры площадки должны быть такими, чтобы дверь свободно открывалась.

    Используемая литература:
    - Журнал "Советы профессионалов" №4/2006г.