Двухшаговый кракелюр на водной основе. Мастер класс — как использовать двухшаговый кракелюр в декупаже. Какие бывают кракелюрные составы


В этой статье я постараюсь помочь вам систематизировать те знания о применении кракелюрных составов, которыеу вас уже есть, а именно:

Где, когда и какой стоитделать кракелюр;

Какие бывают кракелюрные составы и как с ними работать;

Чем затирать трещины;

И дать несколько советов,проверенных на собственном опыте.

Где, когда и какой стоитделать кракелюр.

Посмотрите на работыопытных мастеров. Несмотря на то,что кракелюр на их работах безупречен,применяют его не так часто. И дело не в том, что его сложно делать.Поверьте, что для опытной декупажницы сделатькачественный кракелюр не составит труда.Так в чём же дело?А всё довольно просто.Ни одна, даже очень искусно выполненная вещь не доставит эстетического удовольствия, если в ней чувствуется фальшь.И эту фальшь бессознательно почувствует любой человек, даже не имеющий никакого художественного образования.

Поэтому, собираясь делатькракелюр,прежде всего,решите,уместен ли он будет на вашей работе.А для этого давайте вспомним,что же такое кракелюр.Для этого достаточнозаглянуть в Википедию- «Кракелюр (фр craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи».Причёмдля образования таких трещин произведение живописи должно прожить довольно долгую жизнь. Вариант, когдасовременный художник пользовался некачественными красками, потрескавшимися на второй день - рассматривать не будем.

Из вышесказанного следует, что кракелюрная сеткавсегда будет смотретьсянеестественно на фотографиях, карандашных и акварельныхрисунках. И, конечно же,на картинках,с современной тематикой.

Но и тут есть свои тонкости и исключения.При применении разных кракелюрных составов, кракелюрная сетка так же получается разная. Да иманипулируя одним и тем же составом можно получить различный кракелюр.

Для себя я, например, кракелюр делю на две группы - имитирующий и декоративный.Желая придать поверхности состаренный вид - предварительно просмотрите побольше фотографий антикварных или просто достаточно старых предметов и произведений искусства.И я уверена, вы очень быстро поймёте какой кракелюр надо стараться сделать.Например, если используемая в декупаже картинка является репродукцией какой либо картины, то и кракелюрная сетка должнабыть похожа на ту, что появляется на подлинных произведениях искусства. Вид такой сетки можетиметь довольно значительные различия, т.к. зависит от качества краски, толщины её наложения и ещё ряда не менее важных причин. Начинающим декупажницам иногдабывает сложно определитьсякакая кракелюрная сетка будет более уместной на их работе.Для начала ябы посоветовала нарепродукциях картин делать кракелюр, которыйоднозначно может покрыватьнастоящие картины. Вот, например, сравните как выглядит кракелюрная сетка на картине нидерландского живописца15 века Яна ванЭйка и кракелюр сделанный на моей работе. Практически нет разницы.

Конечно, кракелюрная сетка на картинах может быть и мельче и крупнее. Трещины более тонкими и более широкими.Но согласитесь, что на репродукции картины, вот такой кракелюр будет выглядеть совершенно неестественно. А ведь это тоже кракелюр и очень хороший, и интересный. Только вот в том определение кракелюра из Википедии, которое было приведено выше, последнее слово в «живописи» не совсем уместно. Не исключаю, что произведение живописи может покрыться такой кракелюрной сеткой, но только у очень неумелого художника. Вот именно такой кракелюр я и отношу к группе декоративных. Если для состаривания работы на мой взгляд, он не очень подходит, то как декоративный фон его можно использовать с большим успехом.

Эта работа, найденная мною в сети наиболее ярко это иллюстрирует.Кракелюр великолепный, но это не состаривание, а просто очень интересный и красивый фон.

А вот такие трещины на поверхности, имитирующей фарфор или керамику, предадут работе состаренный вид.

Какие бывают кракелюрные составы.

Кракелюрных составов (лаков) в настоящее время существует огромное множество.Но все они делятся на две группы - однокомпонентные и двухкомпонентные. Более привычное, но менее правильное название одношаговые и двух шаговые.

При применении однокомпонентного состава, на подготовленную поверхность наносится краска основа, которая будет просматриваться сквозь трещины.После полного высыхания краски, нужно нанести кракелюрный лак.При загустении, водный лак можно слегка, не более 5% от объёма, развести водой.Чем толще слой лака, тем крупнее трещины.После высыхания лака,сверху наносится краска, контрастная по цвету первому слою краски. Краска наносится отдельными мазками. Повторно по одному и тому же месту мазки делать нельзя.
По мере высыхания она будет покрываться трещинками, через которые видно первый слой краски. Поэтомуникакого применения затирок не требуется. Для получения хаотичных трещин, краску можно наносить спонжем.

Когда второй слой краски полностью высохнет, его надо покрытьакриловым лаком инаклеить выбранную картинку. Есликлеитьсветлую салфетку, то трещинки будут хорошо через неё видны.

Одношаговый кракелюр можно делать как при прямом, так и при обратном декупаже. При обратном декупаже порядок работы несколько другой. На поверхность сначала наклеиваетсякартинка. Затем, свободная поверхность покрывается кракелюрным лаком.После его высыхания, наносится первый слой краски, который будет основным фоном и на котором образуются трещинки.На моей тарелочке это чёрная краска. Когдапервый слой краски полностью высохнет, наносится второй слой, который и будет видно сквозь трещины первого слоя.

Все одношаговые лаки мало чем отличаются друг от друга и принцип работы с ними один и тот же.

А вот кракелюрный составКреал Кракле,хотя и состоит из двух компонентов, но может при желании использоваться и как одношаговый.

К однокомпонентным кракелюрным составамтак же относятся фацетные лаки и различныеструктурные пасты с эффектом кракле. Они бывают различных цветов и наносятся на поверхностьмастихином. После высыхания создают рельефную поверхность, покрытую кракелюрной сеткой. Величина трещин зависит от толщинынакладываемого слоя.

Двухкомпонентные кракелюрные составы.

Если в случае однокомпонентных кракелюрных составов происходит растрескивание красочного слоя, топри использовании двух компонентного- растрескиваетсялак, применяемый, как второй шаг. Это позволяет сделать кракелюр непосредственно на картинке. Невозможно в одной статье подробно рассказать обо всех кракелюрных составах, да думаю инет такой необходимости. Вообще купив какой-то новый незнакомый для вас состав, прежде чем приступатьк работе с ним, внимательно изучите инструкцию на бутылочках, если она есть.Но даже в этом случае найдите всети хотя бы пару рекомендаций по работе с этим составом. Причём как я уже не раз писала,это должна быть информация, размещённая на серьёзных декупажных сайтах и исходящая от опытных декупажниц. И обязательно читайте комментарии к таким сообщениям.

Хотя в работе с каждой кракелюрной парой есть некоторые отличия, есть ряд правил общих для многих кракелюрных составов. Чем лучше подготовлена поверхность(нанесено достаточное число слоёв лака с промежуточной шлифовкой), тем лучше получится кракелюр. На подготовленную поверхность наноситсяпервый шаг. В некоторых случаях, как например, с парой шеллак+гуммиарабик, наносится несколько слоёв первого компонента, с промежуточной просушкой.

Обычно на бутылочках указано время сушки. Но не советуюруководствоваться этой информацией.На время сушки значительно влияет температура и влажность воздуха в помещении. Асостояние первого слоя на момент нанесения второго, является определяющим условием для получения хорошего кракелюра. Второй слой надо наносить, когдапервый слой остаётся ещё слегка липким, но от прикосновения к нему пальцем не остаётся следов.

Толщину трещин и размер кракелюрной сетки можно значительно регулировать, как толщинойнаносимых слоёв, так и температуройсушки.

Трещины иногда начинают образовываться буквально через 10-15 мин. Иногда для их образования нужно определённое время. Когда трещиныстанут такими, как вы хотели - их можно затирать. Как и чем затирать я расскажу ниже.

Для ряда кракелюрных составов, после затирки, второй шаг лучше смыть. Почему-то именноэто действие вызывает у начинающих декупажницстрах.Конечно, можно не смывать, а покрыть работу финишным не водным лаком. Но я рекомендую смыть второй шаг. Это совсем не сложно, а работа станет намного аккуратнее.

Смывать надо под несильной струёй проточной воды, комнатной температуры.Почему-то обычноне рекомендуют прикасаться руками к работе. Я же всегдасмываювторой шагслегкапомогая пальцами.Тереть,конечно, нельзя, но поглаживающие движения только помогут смытьвторой слой быстрее. Да ипроводя по работе пальцами,вы можете быть уверены, чтолак смылся полностью. Главное не бойтесь. Мне, например,ни разу не удалось испортитьработу, смывая второй слой. Затем работу можно промокнуть мягкой тканью или дать высохнуть естественным образом.Сухую работу покрываетелюбым акриловым лаком.

Чем затирать трещины.

Казалось бы простой вопрос.Но, тем не менее, именноиз-за неправильной затирки можно испортить работу.Полностью согласна с авторами, которые пишут, что затирать можно не масляной пастелью, битумом, масляной краской, различными металлизированными порошками. Но, дело в том, что для разных кракелюрных составов необходимо использовать разные затирки. Затирка должна не смыться,когда вы будете покрывать работу финишным лаком или смыватьвторой шаг. А также, не должна испортить вашу работу,повредив лаковый слой.

Таккак же определить какая затирка нужна в каждом конкретном случае?

Затирать трещинкинепосредственно пастельюили металлической пудройможно при использовании кракелюрных пар у которых первый шаг остаётся липким, на момент затирки. Пастель или пудраприлипнув к нему, и не смоются. Если первый шаг высыхает полностью затирать ими трещинки нельзя. В ся затирка смоется вместе со вторым слоем или при покрытии финишным лаком. Поэтому в этом случае уместнееиспользовать битум. Но только не битум на водной основе.Если вода легко смываетлаки, наносимые в качестве второго шага, тои битум на водной основене затрёт трещины, а просто размажет лак. А вот битумным лаком на смолах - затирайте спокойно.Нони в коем случае не стирайте излишки битумавлажной тряпкой. А если надозатереть трещины на тёмном фоне?Битум тёмный,а ни пастель, ни порошок не подходят.Я делаю следующим образом- еслидля затирки беру пастель, то предварительно затираю трещины льняным маслом, а затем пастелью.Если затирать собираюсь металлизированными порошками, то предварительно затираю битумом, а уже порошком поверх него.В таком сочетании и пастель и пудра хорошо фиксируются.

Если же для затиркибудете использовать масляные краски, то после затирки работе обязательно надо дать просохнуть не менее 12 часов.

Купив кракелюрный состав, которым вы ещё не пользовались, обязательно напробнике проверьте, какая затиркаиз перечисленных вышек немубольше подходит.

Хочу посоветовать - не пытайтесь запомнить кучу информации по работе с разными кракелюрными составами, а поймите общие

Новые земли, морские приключения и невероятные истории из прошлого… Старинная карта на нашем подносе напомнит вам о романтике дальних странствий, унесёт мыслями в глубину веков, где совершались великие географические открытия, разыскивались пиратские сокровища и творилась История. Эта изысканная вещь может стать украшением вашего интерьера дома или на даче, а вы можете пользоваться ей хоть каждый день, ведь наш поднос – удобный предмет быта.

Окружайте себя красотой и комфортом!

Для работы вам понадобятся :


1. Обработайте деревянную заготовку «Mr. Carving» (арт. TB-010) наждачным спонжем «To-Do» (90961 мелкозернистый). Смахните влажной салфеткой.


2. Покройте всю поверхность подноса акриловым грунтом «Love2Art» (арт. APW-230). Просушите его в течение пары часов и снова прошкурьте поднос. Теперь смело можно приступать к декору!


3. Возьмите рисовую бумагу (арт. IRP 0055, 0055 Морская карта). Обрисуйте мотив прямо по дну подноса и аккуратно вырвите его.


4. Покройте дно подноса тонким слоем клея-лака для декупажа «Love2art» (арт. DVGP-110).


5. Не дожидаясь высыхания клея-лака, приклейте вырванный мотив ко дну подноса. Это удобно делать плоской синтетической кистью «Mr. Painter, двигаясь от центра мотива к краям.


6. Как только клей-лак высохнет, покройте мотив матовым лаком «Love2art» (арт. MTV-110). Просушите поднос в течении часа.


7. Приготовьте акриловую краску «Love2art» трёх цветов (арт. ACP-60 матовая, 05 солнечно-жёлтый, 06 охра, 24 коричневый). Нанесите сначала коричневую краску.


8. Пока коричневая краска не высохла, нанесите чуть выше сиену. Старайтесь наносить так, чтобы цвета перемешивались.


9. Добавьте желтый цвет.


10. Внутренние бортики покрасьте коричневой акриловой краской. Просушите краску.


11. На дно подноса и бортики нанесите первый компонент двухкомпонентного кракелюрного лака «Love2art» (арт. ANP-10, компонент ½). Оставьте поднос сохнуть до тех пор, пока лак из белёсого не станет прозрачным.


12. А теперь сухой мягкой кистью нанесите второй компонент кракелюрного лака «Love2art» (компонент 2/2). Оставьте поднос сохнуть на 12-24 часа. За это время трещинки появятся по всему подносу: на дне покрупнее, на стенках - потоньше.

Как сделать кракелюр подручными средствами?

Как сделать кракелюр?

Самый простой кракелюр своими руками называется однофазным (или одношаговым). Его применяют для получения однотонного окраса поверхности с контрастными трещинками. Для того чтобы его выполнить, вам нужно запастись следующими предметами:

  • Предмет, выбранный вами для декорации;
  • Грунтовая кисть;
  • Клей ПВА или грунтовка;
  • Однокомпонентный лак для кракелюра;
  • Акриловые краски двух контрастирующих тонов для создания дизайна;
  • Финишный лак (акриловый);
  • Обычный фен (чтобы ускорить высыхание).

Собрав все это и подготовив рабочую комнату, можно приступать к собственно созданию кракелюра. Разберем пошагово, как правильно наносить кракелюр:

  1. Тщательно очистите поверхность декорируемого предмета от пыли и загрунтуйте; чтобы высыхание прошло быстрее, воспользуйтесь феном.
  2. Нанесите акриловую краску, которая предназначается для окраса трещинок и дайте ей полностью высохнуть.
  3. Быстро, равномерно, без пробелов нанесите лак - чем толще слой, тем толще и трещины у вас получатся в итоге. Высушить лак нужно до такого состояния, когда он еще липкий, но уже не пристает к пальцам.
  4. Быстро нанесите основную краску и наблюдайте, как через несколько минут появятся трещины.
  5. Закрепите завершенный окрас финишным лаком.

Всего пять шагов - и перед вами оригинальное творение, способное прекрасно вписаться в ваш интерьер!

Кракелюр подручными средствами

Пока Вы решаетесь на покупку нужных материалов, определяетесь какое средство для кракелюра выбрать, я расскажу Вам как получить кракелюр подручными средствами.
Я сторонник использования подручных средств для получения различных эффектов в декупаже, я люблю использовать яичное кракле, манку и крупы, НО сразу скажу, что если вы можете купить, заказать по почте, попросить чтобы кто-то привез вам средства для кракелюра, то не читайте эту статью))))
Хотя, я наверное погорячилась, вот тут подумала, что если вы решите задекупажить сарай или баню, или целую стену (Ох как тянет к масштабным объектам)))) то на покупных средствах раззоритесь. Так что читайте, экспериментируйте, и незабывайте записывать в подробностях и пошагово, если получился хороший кракле, иначе, повторить будет сложно.

Кракелюр на ПВА.
1 способ. Неразбавленный ПВА наносим густым слоем на декорируемую поверхность поверхность. Сушим слой ПВА но не до конца, как определить это не до конца? Опытным путем))) Затем наносим слой акриловой краски и сушим. Я сушила после того как акриловая краска самостоятельно подсохнет некоторое время.
2 способ. Нигде не встречала описание этого способа, у меня он получился случайно, будем считать, что немного изменила первый способ). Декорировала бутылку и, чтобы лучше прилипла акриловая краска, решила не грунтовать стекло ПВА, а просто смешать акрил с ПВА где-то 50-на-50 и нанести на бутылку. После просушки естественным путем около 30 минут, я решила досушить феном и… пошли трещинки.

Кракелюр с помощью яичного белка.
1Хорошо прогрунтовать поверхность.
2 Нанести слой акриловой краски, которая будет видна сквозь трещинки, просушить.
3Нанести лак, просушить, слой нужен, чтобы потом белок не впитывался.
4Нанести яичный белок в произвольном порядке, хорошими мазками, толстым слоем. Дать высохнут НЕ ПРИМЕНЯЯ ФЕН! Сушим как следует.
5Наносим контрастную краску аккуратно, чтобы мазки не находили один на другой.

Кракелюр с помощью лака ПФ 283.
Мебельный лак ПФ-283 представляет собой раствор алкидных смол.
Лак ПФ-283 предназначен для покрытия мебели, а также других деревянных и металлических поверхностей внутри помещений при строительстве и ремонте. Образует безупречно гладкую однородную прозрачная глянцевую поверхность без посторонних включений, предохраняющую от воздействия пеномоющих средств, влаги и механических повреждений. Отличается высокой экономичностью. Пленка мебельного лака ПФ-283
Меры предосторожности:
Не работать вблизи открытых источников огня. Работы производить при хорошей вентиляции, в резиновых перчатках, с использованием индивидуальных средств защиты. Не допускать попадания в органы дыхания и пищеварения. При попадании лака на кожу промыть ее теплой водой с мылом. Беречь от детей!
Итак, главное, при использовании лака ПФ 283 защищаем руки и легкие. Экспериментируем в хорошо проветриваемом помещении.
Наносим слой лака на поверхность декорируемого предмета и ждем 3-4 часа, на отлип, т.е еще липнет, но уже не пристает к пальцу.
Вторым слоем наносим акриловую эмаль или акриловую краску и сразу сушим феном.
Трещинки будут зависеть от способа нанесения верхнего слоя краски. Если наносить его кистью, трещины будут идти по движению кисти. Если вы хотите получить сеточку, верхний слой наносите губкой или мелкими мазками.
Теперь, набираемся терпения и сушим готовый кракелюр не менее 36 часов (столько по инструкции сохнет ПФ) И только после этого проводим непосредственно декупаж.

Кракелюр с помощью желатина.
Получение кракле на желатине требует небольшой тренировки, не расстраивайтесь, если сразу не получиться, впрочем - это относиться к любому способу получения заветных трещинок. Даже специальные средства капризны и с ними надо уметь подружиться, что уж говорить о подручных средствах.
1 ст. ложка желатина разводим в стакане холодной воды. Ждем набухания, а потом разогреваем для окончательного растворения. Потом, остужаем и наносим, начинающий застывать желатин, на декорируемую поверхность. Ждем 10-15 минут, можно применять фен, главное не пересушить и затем, наносим краску на подсохший желатин. Наносить слой краски поверх желатина можно произвольно.
Слой желатина регулируем в зависимости от того какие трещинки хотим получить «на выходе».
Тонкий слой - нежные трещинки. Толстый слой - глубокие широкие кракелюрины. Если слой желатина толстый, есть вероятность потянуть его за кистью или губкой, поэтому нужно быть аккуратными при нанесении слоя краски.
Если вы решите сушить феном слой краски поверх желатина, будьте предельно внимательны, желатин может потечь!!!
Работу фиксируем несколькими слоями акрилового лака.
При работе со стеклом, его нужно предварительно загрунтовать ПВА или акриловой краской.

Кракелюр с помощью столового уксуса.
Используя 9% столовый уксус так же можно получить кракле.
Наносим акриловую краску, сушим почти полностью, и аккуратно прижимаем к поверхности губку, смоченную уксусом.
Можно использовать этот способ и при обратном декупаже. Приклеиваем мотив, наносим слой краски, обрабатываем уксусом, сушим и далее наносим контрастный слой краски.

Кракелюр с помощью жидкого геля для стирки.
Наносим основной цвет, сушим.. Кистью наносим гель. Чем гуще гель, тем лучше. Сильно разведенную краску наносим на гель.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Мастер-классы начинающих дизайнеров по интерьеру чаще всего используют для создания «состарившихся» вещей специальные лаки. Они так и называются - кракелюрные. Для подчеркивания и выделения образовавшихся на поверхности предмета трещинок в лаки специально втирают тушь, или пастель. Замечательный эффект дают составы, предназначенные для патинирования.

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

Для нанесения этого декоративного покрытия понадобятся следующие инструменты и специальные составы:

Синтетическая кисть;

Фен для сушки изделия;

Грунтовка;

Краски акриловые (желательно контрастных тонов);

Однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

Самым популярным является одношаговый кракелюр. Мастер-классы по созданию этого простого покрытия, называемого еще однофазным, являются наиболее востребованными. Его используют для создания поверхности с эффектными контрастными трещинами. Для этого понадобится однокомпонентный кракелюрный и акриловый финишный лаки, фен.

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Не менее популярна и другая техника нанесения таких покрытий, называемая декупаж. Ее суть состоит в том, что на кракелюрную сеточку из трещинок наклеиваются различные картинки, вырезанные из салфеток. Некоторые специалисты выполняют декупаж в обратном порядке. В этом случае кракелюр наносится уже на наклеенные на поверхность предмета картинки.

Для работы требуется само изделие, двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов:

Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Очень эффектно смотрятся различные стеклянные изделия, задекорированные в этой технике. Весь процесс работы с этим материалом практически ничем не отличается от вышеперечисленных способов. При этом большинство рукодельниц предпочитают использовать однофазный кракелюр на стекле.

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

Как и у любого вида дизайна, у этого также имеется несколько секретов, способных облегчить труд. Техника кракелюр, которую может освоить каждый человек, позволяет выполнить работу быстро и без недочетов. Для этого следует запомнить такие приемы:

Художественная кисточка должна быть только синтетической.

После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.